СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Скрапбукинг"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Скрапбукинг"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Скрапбукинг"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2»



Рассмотрена на заседании ПС

протокол № 11 от 30.08.2017 г.

Рассмотрена на заседании УС школы

Протокол № 4 от 22.08.2017 г.

Утверждена приказом муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 2»

№ 01-02/327 от 01.09.2017г.

Директор школы: Л.П.Семёнова








Программа

Курса внеурочной деятельности

«Скрапбукинг»

для 5-7-х классов

(Общекультурное направление)







Учитель: Загрузина А. В.,

учитель математики

срок реализации программы 3 года











г. Ярославль 2017 г.




Оглавление

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 8

Содержание программы 11

Методическое обеспечение программы 17

Список литературы 19








































Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Скрапбукинг» является модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей, имеет общекультурную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании обучающихся основной общеобразовательной школы. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, то есть развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг(англ.scrapbooking, от англ. Scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, буклетов, визиток, рекламных открыток, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. В данной программе конечным результатом является создание поделок (открыток, буклетов, визиток, фотографий) ручной работы в технике скрапбукинг.

Современный вид рукодельного искусства – скрапбукинг позволяет учащимся окунуться в сказочный, чудесный мир творчества, позволяющий проявлять и развивать свою фантазию, креативное мышление, индивидуальные способности каждого ребенка.

Педагогическая целесообразность программы

Занятия скрапбукингом способствуют формированию у ученика нового мышления, развитию визуальной культуры, совершенствованию навыков и умений художественного творчества. Обучающиеся учатся жить в гармонии с природой, ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

Образовательная область программы

  • знакомство с историей возникновения скрапбукинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы со скрап-бумагой;

  • изучение источников идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры;

  • практическая прикладная деятельность на основе образца;

  • самостоятельная творческая деятельность.

Новизна

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству как источнику формирования восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты; возвращение традиций ручного труда как потребности самостоятельно создавать прекрасное; воспитание любви к родной природе и родному краю.

Актуальность

Актуальность программы определяется непреходящей значимостью занятий декоративно-прикладным творчеством для обогащения духовной жизни ребёнка, становление его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме.

При разработке данной программы основной акцент ставится на развитии творческих умений учащихся создавать изделия в разной технике исполнения на основе применения нового вида декоративно-прикладного творчества – скрапбукинг, который только получает широкую распространенность и популярность в современной школе.

Цель программы

Развитие творческих способностей учащихся и креативного мышления, раскрывающих личностный потенциал каждого ребенка в процессе овладения новой современной техникой ручного труда – скрапбукинг.



Планируемые результаты освоения программы курса «Скрапбукинг»



Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к материалу;

-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- способность к самооценке;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- планировать цели и задачи деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- рационально организовывать рабочее место;

- правильно использовать инструменты;

- выполнять простейшие модели, приобретают навык работы с материалами и инструментами;

- осваивать приемы работы;

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты в процессе освоения программного материала внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эстетического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности в процессе овладения техникой скрапбукинга;

  • воспитание чувства трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, аккуратности в работе с материалами ручного труда;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления при оценке результатов своего труда.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания в стиле техники скрапбукинг;

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения творческой работы, проекта в технике прикладного искусства;

  • Применять изученные способы учебной работы в процессе создания творческой работы по изготовлению изделия в стиле скрапбукинг;

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов;

  • Высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии по выполнению творческой работы;

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Планируемые предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасности работы;

  • виды декоративно-прикладного искусства различных народов;

  • историю возникновения скрапбукинга;

  • виды материалов, применяемые в работе по скрапбукингу;

  • общие сведения о художественном моделировании;

  • понятие о композиции, цвете и стилях техники скрапбукинг;

  • способы раскладки материалов на бумаге (составление эскиза);

  • приёмы работы с бумагой, картоном, ножницами, фигурными дыроколами;

  • технологию изготовления открыток и фотоальбомов;

  • словарь терминов, применяемых при работе в данной технике;

  • применение изделий в быту.

Учащиеся должны уметь:

  • подбирать материалы и отделку для изготовления изделия;

  • изготавливать шаблоны из картона;

  • пользоваться фигурными ножницами, компостерами, дыроколами;

  • пользоваться двусторонним скотчем и клеевыми материалами;

  • пользоваться штампами и штемпельными подушками;

  • подбирать необходимые материалы для изготовления открыток;

  • выполнить эскиз открытки на бумаге;

  • выполнять открытки по различной тематике;

  • выполнять оформление фотоальбомов;

  • использовать различные стили при изготовлении изделий в технике скрапбукинг;

  • определять качество готового изделия;

  • в процессе обучения строить отношения сотрудничества и доброжелательности.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть:

  • навыками созидательной, творческой деятельности;

  • навыками чтения и составления эскизов открыток;

  • навыками выбора, моделирования и проектирования объектов труда;

  • умение ориентироваться в названии и применении ручных инструментов, материалов и приспособлений;

  • навыками подготовки, организации и планировании трудовой деятельности на рабочем месте;

  • навыками соблюдения культуры труда;

  • навыками организации рабочего места.

Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и памятные вещи на длительный срок для будущих поколений.

Скрапбукинг, как и любое искусство имеет свою историю. Эта деятельность развивалась на протяжении многих веков.

Программа базируется на идеи книги об искусстве скрапбукинга «Ожившие воспоминания», написанной Мэриэлен Кристенсен, которая открыла первый магазин для любителей скрапбукинга и создала первый в мире интернет-сайт, через который можно было заказать товары для изготовления альбомов; а также на материалы семинаров Ронды Андерсон по обучению искусству скрапбукинга. При обучении опираемся на 12 правил из книги Остина Клеона «Кради как художник» применяя их к скрапбукигу.

Ключевые понятия:

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Художественный вкус - это - эстетический вкус по отношению к искусству.

Эстетический вкус - это способность человека, опираясь на свой опыт, кругозор, этическую систему, симпатии и антипатии определять, что имеет эстетическую ценность, а что не имеет, а так же отличать прекрасное от банального, различать трагедию, фарс, абсурдность, жестокость и так далее.

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

Саморазвитие – непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации.

Скрапбукинг (или скрэпбукинг, англ. Scrapbooking: scrap — вырезка и book — книга, букв. «вносить в книгу») — вид ручного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов; способ хранения личной и семейной истории в форме фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей. Скрапбукинг это своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй, с помощью особых визуальных и тактильных приемов вместо обычного рассказа, передающегося «из уст в уста».

Кардмейкинг (cardmaking) - это ручное изготовление открыток при помощи подручных материалов. Каждая такая открытка – уникальна.

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный

  • проведение анализа состояния дополнительного в школе;

  • проведение анкетирования интересов и склонностей обучающихся;

  • обоснование проблемы, которая должна быть решена в ходе реализации программы;

  • разработка образовательной программы;

  • составление учебного плана;

  • проведение анализа учебно-методической литературы.

  1. Основной

  • корректировка и реализация процесса обучения;

  • мониторинг реализации программы;

  • разработка и реализация мастер-классов, семинаров и других форм проведения занятий;

  • мониторинг качества образования обучающихся в конце каждого года обучения;

  • участие членов кружка в художественно-эстетических общешкольных и внешкольных мероприятиях;

  • участие членов кружка в художественно-эстетических конкурсах районного, областного и всероссийского уровня.

  1. Заключительный

  • анализ результатов реализации программы и соотнесение их с заявленными целями и задачами;

  • оформление и описание хода реализации и результатов программы в форме отчета.



Учебно-тематический план


Класс

Продолжительность занятия

Кол-во часов

в неделю

Кол-во часов в год

5

1 час

1

34

6

1 час

1

34

7

1 час

2

68


1 год обучения

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

I

Основы скрапбукинга

3

3

0

1.1

Что такое скрапбукинг? История скрапбукинга.

1

1

0

1.2

Материалы и инструменты. Что нужно для скрапбукинга?

1

1


1.3

Виды скрапбукинга.

1

1

0

II

Основные направления скрапбукинга

4

0

4

2.1

Направление АТС в скрапбукинге.

1

0

1

2.3

Направление кардмейкинг.

1

0

1

2.4

Направления inch и rinch в скрапбукинге

1

0

1

2.5

Направления lifting (лифтинг), doodling (дудлинг), zentangle (зентанглы) в скрапбукинге

1

0

1

III

Базовые техники, используемые в скрапбукинге

5

0

5

3.1

Техника дистрессинг.

1

0

1

3.2

Техника эмбоссинг.

1

0

1

3.3

Техника штампинг.

1

0

1

3.4

Техника тэринг.

1

0

1

3.5

Техника кропппинг (кадрирование).

1

0

1

IV

Базовые стили скрапбукинга

8

0

8

4.1

Free style (Свободный стиль)

1

0

1

4.2

Shabby chic (Потёртый шик)

1

0

1

4.3

Clean and Simple (Чисто и Просто)

1

0

1

4.4

European. Европейский стиль

1

0

1

4.5

American. Американский стиль

1

0

1

4.6

Vintage (Ложностаринный стиль).

1

0

1

4.7

Heritage (Наследие).

1

0

1

4.8

Mixed media – смешение стилей

1

0

1

4.9

Stimpank - стимпанк

1

0

0

V

Цветоведение в скрапбукинге

1

1

0

5.1

Основы цвета. Значение колористики в скрапбукинге.

1

1

0

VI

Технологические основы скрапбукинга

2

0

2

6.1

Композиция.

1

0

1

6.2

Создание украшений.

1

0

1

VII

Технология изготовления открытки

4

0

4

7.1

Изготовление скрапбукинг-открытки

1

0

1

7.2

Открытка «С днем рождения!»

1

0

1

7.3

Открытка в стиле винтаж

1

0

1

7.4

Открытка «С новым годом!»

1

0

1

VIII

Технология изготовления скрап-странички

7

2

5

8.1

Понятие коллаж.

1

1

0

8.2

Мой портрет.

1

0

1

8.3

Скрап-странички.

1

1

1

8.4

Скрап-страничка «Я родился!»

2

0

2

8.5

Итоговое занятие. Зачет. Выставка работ.

1

0

1

ИТОГО часов:

34

6

28


2 год обучения

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

I

Повторение

2

2

0

1.1

Скрапбукинг и его виды. Основные направления в скрапбукинге.

1

1

0

1.2

Базовые стили и техники в скрапбукинга

1

1

0

II

Дополнительные техники, используемые в скрапбукинге

11

0

11

2.1

Техника вышивки в скрапбукинге.

1

0

1

2.2

Техника вязания в скрапбукинге.

1

0

1

2.3

Техники макраме и фриволите в скрапбукинге.

1

0

1

2.4

Техника бисероплетения в скрапбукинге.

1

0

1

2.5

Техника Валяние из непряденой шерсти (фелтинг, фильц, набивание) в скрапбукинге.

1

0

1

2.6

Техника Квиллинг в скрапбукинге.

1

0

1

2.7

Техника Пергамано в скрапбукинге

1

0

1

2.8

Техника Ти-бэг фолдинг: складывание чайных пакетиков в скрапбукинге

1

0

1

2.9

Техника Айрис-фолдинг в скрапбукинге

1

0

1

2.10

Техника Декупаж в скрапбукинге.

1

0

1

2.11

Техника Торцевание в скрапбукинге.

1

0

1

III

Технология создания скрапбукинг альбома.

21

6

15

3.1

Скрапбукинг альбом. Виды скрапбукинг альбомов, их достоинства и недостатки.

1

1

0

3.2

Этапы создания скрапбукинг альбома.

2

1

1

3.3

Техника pop-up.

2

1

1

3.4

Мини-альбомы.

5

1

4

3.5

Тематические скрап-альбомы.

5

1

4

3.6

Скрап-альбом и стили в скрапбукинге.

5

1

4

3.7

Итоговое занятие. Зачет. Выставка работ.

1

0

1

ИТОГО часов:

34

8

26


3 год обучения

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

I

Повторение

3

3

0

1.1

Основные направления в скрапбукинге.

1

1

0

1.2

Базовые стили в скрапбукинге

1

1

0

1.3

Базовые и дополнительные техники в скрапбукинге.

1

1

0

II

Прикладной скрапбукинг

44

22

22

2.1

Конверт.

4

2

2

2.2

3-D открытка.

4

2

2

2.3

Скрап-коробочки.

4

2

2

2.4

Папка для CD-дисков.

4

2

2

2.5

Приглашения.

4

2

2

2.6

Блокнот для памятных дат.

4

2

2

2.7

Шкатулка.

4

2

2

2.8

Календари.

4

2

2

2.9

Доска для расписания.

4

2

2

2.10

Объемные конструкции.

4

2

2

2.11

Скрап-панно.

4

2

2

III

Скрапбукинг в интернете

2

1

1

3.1

Скрапбукинг в интернете.

2

1

1

IV

Обобщение и повторение пройденного материала

19

2

17

4.1

Основные направления, базовые стили и техники в скрапбукинге.

2

1

1

4.2

Выполнение итоговой работы. Подготовка к защите.

1

1

15

4.3

Подведение итогов. Защита итоговых работ.

1

0

1

ИТОГО часов:

68

28

40




Содержание программы


1 год обучения

I. Основы скрапбукинга

1.1Что такое скрапбукинг? История скрапбукинга. (Лекция)

Введение в программу. Понятие скрапбукинг. Роль скрапбукинга в современном творчестве. История развития скрапбкинга на Западе. История развития скрапбукинга в России.

1.2 Материалы и инструменты. Что нужно для скрапукинга? (Лекция, практическое занятие)

Бумага: бумага для скрапбукинга (дизайнерская), калька (веллум), картон, крафт-бумага, кардсток, пастель. Свойства бумаги. Элементы декора.

Клей и клеящие средства. Ножницы и резаки. Фигурные компостеры (дыроколы). Карандаши. Маркеры. Люверсы и кроподайл (установщик люверсов). Штампы. Триммер для бумаги. Палочки для теснения. Замена материалов.

Создание украшений с использованием дыроколов и палочек для тиснения.

1.3 Виды скрапбукинга. (Лекция)

Бумажный (или традиционный) скрапбукинг как вид ручной работы, популяризированный Мэрелин Кристенсен. Цифровой скрапбукинг – новое направление, появившееся с развитием компьютерных технологий. Гибридный скрапбукинг - совмещение элементов бумажного и цифрового скрапбукинга.

II. Основные направления скрапбукинга

2.1 Направление АТС в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Понятие АТС (Artist Trading Card). История обменных карточек. Основные требования к АТС. Правила создания АТС. Изготовление серии АТС из 5 штук с использованием сделанных ранее украшений. Сайты, где можно обменяться карточками АТС.

2.2 Направление кардмейкинг. (Лекция, практическое занятие)

История развития кардмейкинга. Бумага, используемая в кардмейкинге. Техники создания различных эффектов на бумаге. Типы бумаги, фактура. Создание скетча открытки.

2.3 Направления inch и rinch в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Декорирование в скрапбукинге. Описание элементов и материалов для украшения изделий в скрапбукинге. Понятия «инчик», «ринч», «твинчик». Изготовление серии «инчиков», «ринчиков» и «твинчиков» с последующим применением в работе. Создание рамки для фото с использов анием «инчиков», «ринчиков» и «твинчиков».

2.4 Направления lifting (лифтинг), doodling (дудлинг), zentangle (зентанглы) в скрпабукинге. (Лекция, практическое занятие)

Понятие скрап-лифтинг. Понятие дудлинг. Понятие зентаглы. Применение дудлинга. Ознакомление с тем, из чего состоит сраничка скрап-фото альбома. Лифтинг фона страницы для альбома, с использованием техники дудлинг.

III. Базовые техники, используемые в скрапбукинге

3.1 Техника дистрессинг. (Лекция, практическое занятие)

Понятие дистрессинг. Способы, как состарить бумагу. Варианты применения данной техники: создание рваного края, использование дистрессовых чернил, кракелюр, тонирование, состаривание бумаги, создание потёртостей, царапин и так далее.

3.2 Техника эмбоссинг. (Лекция, практическое занятие)

Понятие эмбоссинг. Разновидности эмбоссинга: метод тиснения и влажный эмбоссинг. Создание рисунка на бумаге с помощью трафарета.

3.3 Техника штампинг. (Лекция, практическое занятие)

Понятие штампинг. Использование надписей, текста в скрапбукинге. Создание рисунка на бумаге с штампов, красок. Понятие журналинг.

3.4 Техника тэринг. (Лекция, практическое занятие)

Понятие тэрринг. Создание эффектов: тонированный, рваный край.

3.5 Техника кропппинг (кадрирование). (Лекция, практическое занятие)

Понятие кроппинг.

IV. Базовые стили скрапбукинга

4.1 Free style (Свободный стиль). (Лекция)

Понятие Фристайл (freestyle) в скрапбукинге. Признаки, по которым можно определить работу в стиле фристайл. Примеры работ в стиле фристайл. Цветовая гамма. Материалы для скрапбукинга в стиле фристайл.

4.2 Shabby chic (Потёртый шик). (Лекция)

Стиль шебби шик в скрапбукинге. Отличительные черты стиля шебби шик. Приемы состаривания. Примеры работ в стиле шебби шик.

4.3 Clean and Simple (Чисто и Просто). (Лекция)

Говорящее название Clean and Simple (Чисто и Просто). Основные характеристики стиля Clean and Simple. Примеры работ в стиле Clean and Simple. Материалы для скрапбукинга в стиле Clean and Simple.

4.4 European. Европейский стиль. (Лекция)

Европейский стиль как одно из главных направлений в скрапбукинге. Отличительный черты европейского стиля в скрапбукинге. Примеры работ в европейском стиле.

4.5 American. Американский стиль. (Лекция)

Основные характеристики американского стиля. Примеры работ в американском стиле. Материалы для скрапбукинга в американском стиле.

4.6 Vintage (Ложностаринный стиль). (Лекция)

«Винтаж» как термин. Характерные черты стиля винтаж в скрапбукинге. Примеры работ в стиле винтаж. Материалы для скрапбукинга в винтажном стиле.

4.7 Heritage (Наследие). (Лекция)

Характеристика стиля Эритаж в скрапбукинге. Примеры работ в стиле Эритаж.

4.8 Mixed media – смешение стилей. (Лекция)

Микс как один из самых сложных стилей, выходящих за рамки скрапбукинга и становящийся на грани хобби и искусства. Примеры работ в стиле микс.

4.9 Stimpank – стимпанк. (Лекция)

Характеристика стиля Стимпанк. Декор и тематика работ в стиле стимпанк. Примеры работ в стиле стимпанк.

V. Цветоведение в скрапбукинге

5.1 Основы цвета. Значение колористики в скрапбукинге. (Лекция)

Правильный подбор цветовой гаммы для страницы. Принципы сочетания цветов. Изучение цветового спектра, цветовой круг.

VI. Технологические основы скрапбукинга

6. 1 Композиция. (Лекция)

Декорирование страницы. Правильный выбор и применение украшений в скрапбукинге.

6.2 Создание украшений. (Практическое занятие)

Создание цветов для скрапбукинга из бумаги, органзы, ткани, лент. Изготовление листьев из бумаги.

VII. Технология изготовления открытки

7.1 Изготовление скрапбукинг-открытки. (Лекция, практическое занятие)

Подбор бумаги для основы открытки. Выбор материалов и инструментов. Знакомство с интересными шаблонами скрапбукинг-открыток. Изготовление шаблона открытки. Мастер-класс по изготовлению скрапбукинг-открытки.

7.2 Открытка «С днем рождения!» (Лекция, практическое занятие)

Знакомство с примерами открыток «С днем рождения!». Изготовление шаблона для открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.

7.3 Открытка в стиле винтаж. (Лекция, практическое занятие)

Знакомство с примерами открыток в стиле винтаж. Изготовление шаблона для открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.

7.4 Открытка «С новым годом!» (Лекция, практическое занятие)

Знакомство с примерами открыток «С новым годом!». Изготовление шаблона для открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.

VII. Технология изготовления скрап-странички

8.1 Понятие коллаж. (Лекция, практическое занятие)

Работа с фотографией. Определение и выбор главных и второстепенных фотографий. Использование кроппинга (кадрирования). Скетч. Фон и подложка.

8.2 Мой портрет. (Практическое занятие)

Рассказ – коллаж о себе. Описание характера, индивидуальности, увлечений. Создание коллажа с рассказом о себе.

8.3 Скрап-странички. (Лекция, практическое занятие)

Из чего состоит скрап-страница. Этапы создания скрап-странички.

8.4 Скрап-страничка «Я родился!» (Практическое занятие)

Создание страницы для альбома с использование изученных ранее техник и изготовленных украшений на тему «Я родился!» (Практическое занятие)

8.5 Итоговое занятие. Зачет. Выставка работ.

Тест. Выставка открыток и скрап-страничек. Обсуждение работ. (Практическое занятие)


2 год обучения

I. Повторение

1.1 Скрапбукинг и его виды. Основные направления в скрапбукинге. (Беседа)

Понятие скрапбукинг. Виды скрапбукинга. Направления АТС, кардмейкинг, inch и rinch, ifting (лифтинг), doodling (дудлинг), zentangle (зентанглы) в скрпабукинге.

1.2 Базовые стили и техники в скрапбукинга. (Беседа)

Стили Free style, Shabby chic, Clean and Simple, European, American, Vintage, Heritage, Mixed media в скрапбукинге. Техники дистрессинг, эмбоссинг, кропппинг, тэринг, штампинг.

II. Дополнительные техники, используемые в скрапбукинге

2.1 Техника вышивки в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Применение вышивки в скрапбукинге. Вышивание на бумаге (A-stitch). Вышивка лентами. Вышивание крестиком на небольшом лоскуте.

2.2 Техника вязания в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Вязание в скрапбукинге. Вязание крючком. Вывязывание цепочки петель для обрамления фотографии. Вязание миниатюрных пинеток и свитерка.

2.3 Техники макраме и фриволите в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Макраме как альтернатива вязаному кружеву. Плетение цветочка или бабочки (по выбору).

2.4 Техника бисероплетения в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Применение идей бисероплетения в скрапбукинге. Создание украшений из бисера для скрапбукинга. Плетение цветов из бисера.

2.5 Техника Валяние из непряденой шерсти (фелтинг, фильц, набивание) в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Понятие Валяние из шерсти. Понятие фелтинг, фильц, набивание. Способы валяния шерсти. Использование их в скрапе. Изготовление цветочка в технике валяние.

2.6 Техника Квиллинг в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Понятие квиллинг. Применение техники квиллинг для оформления скраповых страниц. Создание веточки с листьями в технике квиллинг.

2.7 Техника Пергамано в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Техника фигурного тиснения и прокалывания пергамента. Способы перевода рисунка на кальку. Изготовление бабочки в стиле пергамано.

2.8 Техника Ти-бэг фолдинг: складывание чайных пакетиков в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Понятие Ти-бэг фолдинг. Примеры использование ти-бэг фолдинга. Изготовление звезды в технике ти-бэг фолдинг.

2.9 Техника Айрис-фолдинг в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Понятие Айрис-фолдинг (iris folding). Монотипия в скрапбукинге.

2.10 Техника Декупаж в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Понятие декупаж. Техника декупаж применительно к создании. Страниц скрап-альбомов. Декупажные карты. Оформление скрап-странички с помощью декупажных карт.

2.11 Техника Торцевание в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Понятие торцевание. Материалы используемые в данной технике. Создание солнышка в технике торцевание.

III. Технология создания скрапбукинг альбома

3.1 Скрапбукинг альбом. Виды скрапбукинг альбомов, их достоинства и недостатки. (Лекция)

Понятие миник. Требования к скрапбукинг альбому. Достоинства и недостатки скрапбукинг альбомов. Альбом «на винтах», его достоинства и недостатки. Альбом-папка на кольцах, его достоинства и недостатки. Альбом-книжка, его достоинства и недостатки. Альбом на спирали, его достоинства и недостатки. Альбом на скрепках, его достоинства и недостатки.

3.2 Этапы создания скрапбукинг альбома. (Лекция)

Выбор тематики альбома. Выбор фотографий и порядка их размещения. Выбор формата скрап-альбома. Выбор цветовой гаммы. Продумывание заголовки и памятных заметок. Составление композиции. Склеивание всех элементов скрап-альбома.

3.3 Техника pop-up. (Лекция, практическое занятие)

Изучение переплетов. Способы соединения страниц. Создание обложки для скрап-альбома.

3.4 Мини-альбомы. (Лекция, практическое занятие)

Альбомы с секретами, альбомы ширмы, альбомы-брелки, альбомы сложной формы. Создание мини-альбома из подручных материалов.

3.5 Тематические скрап-альбомы. (Лекция, практическое занятие)

Выбор тематики альбома. Отбор фотографий для скрап-альбома и выбор бумаги для скрапбукинга. Изготовление обложки и скрап-страничек. Декорирование альбома. Создание скрап-альбома по выбранной теме.

3.6 Скрап-альбом и стили в скрапбукинге. (Практическое занятие)

Создание скрап-альбома в одном из выбранных стилей. Подбор фотографий и материалов. Выбор цветовой гаммы. Изготовление и/или выбор декоративных элементов. Составление композиции.

3.7 Итоговое занятие. Зачет. Выставка работ. (Практическое занятие)

Тест. Выставка альбомов. Обсуждение и рецензии на работы


3 год обучения

I. Повторение

1.1 Основные направления в скрапбукинге. (Беседа)

Направления АТС, кардмейкинг, inch и rinch, lifting (лифтинг), doodling (дудлинг), zentangle (зентанглы) в скрпабукинге.

1.2 Базовые стили в скрапбукинга. (Беседа)

Стили Free style, Shabby chic, Clean and Simple, European, American, Vintage, Heritage, Mixed media в скрапбукинге.

1.3 Базовые и дополнительные техники в скрапбукинге. (Беседа

Базовые техники: дистрессинг, эмбоссинг, кропппинг, тэринг, штампинг.

Дополнительные техники: вышивки, вязания, макраме и фриволите, бисероплетения, Валяние из непряденой шерсти, Квиллинг, Пергамано, Ти-бэг фолдинг, Айрис-фолдинг, Торцевание, Декупаж .

II. Прикладной скрапбукинг

2.1 Конверт. (Практическое занятие)

Шаблоны конвертов. Плоские, объемные конструкции. Принципы складывания и декорирования края. Создание шаблона для конверта. Создание конверта в стиле микс медиа, по сделанному шаблону.

2.2 3-D открытка. (Практическое занятие)

Шаблон открытки. Объемные конструкции. Создание шаблона для открытки. Создание открытки по шаблону.

2.3 Скрап-коробочки. (Практическое занятие)

Принципы складывания. Коробочки для денег, для рукоделия, коробочки-сюрпризы. Подарочные коробочки. Создание коробочки-сюрприза в стиле фристайл.

2.4 Папка для CD-дисков. (Практическое занятие)

Создание папки для CD-дисков с использованием техники декупаж и элементами квиллинга.

2.5 Приглашения. (Практическое занятие)

Приемы складывания. Создание шаблона для приглашений. Создание серии из 3 приглашений по шаблону.

2.6 Блокнот для памятных дат. (Практическое занятие)

Создание обложки для альбома. Создание переплета и страниц. Соединение страниц и обложки. Создание блокнота в европейском стиле.

2.7 Шкатулка. (Практическое занятие)

Объемные конструкции. Создание шаблона шкатулки. Декорирование шкатулки в стиле Винтаж.

2.8 Календари. (Практическое занятие)

Настольный календарь, настенный календарь. Создание календаря в американском стиле.

2.9 Доска для расписания. (Практическое занятие)

Грунтование. Декорирование. Создание доски для расписания.

2.10 Объемные конструкции. (Практическое занятие)

Объемные конструкции: приемы создания. Колодец. Часы. Карета. Корзина для пикника. Домик для поздравления. Изготовление объемной конструкции.

2.11 Скрап-панно. (Практическое занятие)

Создание декоративного панно в стиле микс медиа.

III. Скрапбукинг в интернете

3.1 Скрапбукинг в интернете. (Лекция)

Ознакомление с тем, как привлечь читателей на свои рукодельные страницы. Ознакомление с понятиями «конфетки», «карамельки», челендж блоги.

IV. Обобщение и повторение пройденного материала

4.1 Основные направления, базовые стили и техники в скрапбукинге. (Тест)

Направления АТС, кардмейкинг, inch и rinch, ifting (лифтинг), doodling (дудлинг), zentangle (зентанглы) в скрпабукинге.

Стили Free style, Shabby chic, Clean and Simple, European, American, Vintage, Heritage, Mixed media в скрапбукинге.

Базовые техники: дистрессинг, эмбоссинг, кропппинг, тэринг, штампинг.

Дополнительные техники: вышивки, вязания, макраме и фриволите, бисероплетения, Валяние из непряденой шерсти, Квиллинг, Пергамано, Ти-бэг фолдинг, Айрис-фолдинг, Торцевание, Декупаж .

4.2 Выполнение итоговой работы. Подготовка к защите. (Практическое занятие)

Выбор работы. Выбор стиля и техники. Подбор материалов. Изготовление шаблонов. Декорирование. Создание итогового продукта. Оформление проекта.

4.3 Подведение итогов. Защита итоговых работ. (Зачет)

Выставка. Защита итоговых работ.




Методическое обеспечение программы


В процессе реализации программы планируется проводить занятия в форме лекций и практических занятий по каждому разделу, а также выставок и зачетов в конце каждого года обучения. В конце курса обучающимся предстоит защита итоговых работ.

Кроме того, в процессе реализации программы будут проводиться различные конкурсы вне занятий для обучающихся, с целью их саморазвития, а также развития у них творческих качеств и учебной мотивации. Планируется использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Такой выбор способов и форм работы обусловлен тем, что обучающиеся в процессе освоения программы должны получить теоретические знания по курсу «Креативный скрапбукинг» и развиты практические умения и навыки по созданию работ в стиле скрапбукинг. Кроме того, это позволит создать условия и для конкуренции, и для сплочения коллектива.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса

Проблемная лекция. Наиболее эффективным методом обучения на современном этапе развития образования является метод решения проблем (проблемное обучение). Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной - всесторонний анализ явлений, поиск истины. Проблемная лекция опирается, на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений  излагаемого материала. К объяснению чаще всего прибегают  при изучении теоретического материала различных наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.

Беседа. Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает обучающихся рассуждать и под водит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. По своей форме беседа может быть индивидуальной (если вопросы адресованы одному ученику), групповой (вопросы обращены к группе учащихся) и фронтальной (вопросы обращены ко всем  учащимся класса).

Иллюстрация. Следующие  два метода (иллюстрация и демонстрация) относят к наглядным методам обучения. Это методы,  при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Обычно наглядные пособия  используются в совокупности со словесными и практическими  методами обучения.  Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт. зарисовок на доске и пр.

Демонстрация. Этот метод тоже  представляет собой синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связанных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов, приборов, опытов, технических установок и пр. 

Повторение.

Повторением обычно называют процесс словесного или письменного воспроизведении выполняемых ранее (или аналогичных им)    заданий. Ввиду того, что процесс забывания растянут во времени, повторение проходит в несколько этапов. В конце каждого урока    необходимо проводить подведение итогов с упоминанием того   нового, что освоили учащиеся на этом уроке.

Временная работа в группах.

Этот метод считается в течение последнего десятилетия одним из наиболее перспективных методов обучения.  Он представляет собой работу обучающихся в составе малых групп по  выполнению небольших заданий. Обычное число членов  группы три - шесть человек. Разбивка группы производится оперативно на ограниченное время. Перед группами ставятся задачи «промежуточного» характера, т.е. готовящие почву для следующего этапа учебного процесса.

Мастер-класс.

Мастер-класс – это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Дидактические материалы

  1. Тесты:

  • «Основные направления в скрапбукинге. Базовые техники»

  • «Базовые стили скрапбукинга»

  • «Дополнительные техники в скрапбукинге»

  1. Презентации Microsoft Power Point:

  • «История скрапбукинга»

  • «Виды скрапбукинга»

  • «Основные направления в скрапбукинге»

  • «Техники, используемые в скрапбукинге»

  • «Базовые стили скрапбукинга»

  • «Прикладной скрапбукинг»

  1. Копилка мастер-классов:

  • МК «Делаем бабочек в стиле пергамано»

  • МК «Изготовление скрапбукинг открытки»

  • МК «Изготовление скрап-странички в винтажном стиле»

  • МК «Маленькие розочки»

  • МК «Кудрявые розочки»

  • МК «Нежный цветок из креповой бумаги»

  • МК «Прозрачный цветок»

  • МК «Цветы для скрапбукинга. От простого к сложному»

  • МК «Цветок гортензии»

  • МК «Доска для расписания»

  • МК «Изготовления альбома в винтажном стиле»

  • МК «Рамочки-коробочки на стену для фото»

  • МК «Создаем переплет альбомов»

  • МК «Коробочка-сюрприз»

  • МК «Блокнот для памятных дат»

  • МК «Шкатулка для приятных мелочей»

  • МК «Шоколадница»

  • МК «Приглашения на свадьбу»

  • МК «Настольный календарь»

  • МК «Скрап-пано в стиле микс-медиа»

  • МК «Карандашница»МК «Объемная рамочка для фото»

  • МК «Объемные цветы из бумаги и бисера».


Список литературы


Литература, используемая педагогом

Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. Автор: Проснякова Т.Н. Кол-во страниц: 48 стр. Издательство: Федоров, 2006 г.

Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. Автор: Тина Саттон, Брайз Вилен.  Кол-во страниц: 215 стр. Издательство: ROCKPORT , 2004 г.

Журнал "Скрап-Инфо". Издательство: Интернет портал "Скрап-Инфо". Кол-во страниц:  78 страниц.

Журнал -  "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. Количество страниц: 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Издательство: Хобби и Ты.

История искусства в образах. Автор: Плаци. Кол-во страниц:  192стр.  Издательство: Арт-Родник,  2003 г.

Искусство и красота. Автор: Ванслов В.  Кол-во страниц:  288 стр. Издательство: Знание,  2006 г.

История орнамента: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. Автор: Буткевич Л. Количество страниц: 275 стр. Издательство: ВЛАДОС, 2010 г.

История стилей в искусстве: Учебное пособие. Автор: Сокольникова Н. Кол-во страниц: 395 стр.  Издательство: Гардарики, 2000 г.

Книга идей по скрапбукингу "Создание семейных альбомов и др." Производитель: Plaid. Кол-во страниц: 36 стр.

Книга идей "Цветные воспоминания" (Оригинальное название: FolkArt ® Books - The Color of Memories.) Кол-во страниц: 36 стр. Производитель: Plaid (США)

Краткая история искусств. Автор: Дмитриева Нина. Кол-во страниц: 624стр.  Издательство: АТС - Пресс 2008.

Макетирование из бумаги и картона. Авторы: Н.В. Калмыкова, И.А Максимова.
Кол-во страниц: 80 стр. Издательство: КДУ, 2010 г.

Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества.  Астраханцева С.В; Кол-во страниц: 347 стр. Издательство: Феникс, 2006 г.

Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. пособие. Автор: Вакуленко Е.Г. Кол-во страниц: 380 стр. Издательство: Феникс,  2007 г.

Основы композиции. Автор: Голубева О.Л.  Кол-во страниц: 120 стр. Издательство: Издательский дом «Искусство», 2004 г.

Остин Клеон «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения». Переводчик: Сергей Филин. Языки: Русский. Издательство: Манн, Иванов и Фербер. ISBN 978-5-91657-667-2; 2013 г.

Путеводитель по искусству. Автор: Чилверс Ян. Кол-во страниц: 688 стр.   Издательство: Радуга, 2004 г.

Руководство с идеями "The Basics of Rubber Stamping". Кол-во страниц: 98 стр. Издательство: Martingale & Company, 2000 г.

Руководство с идеями "The Basics of Rubber Stamping". Кол-во страниц: 36 стр. Производитель: InkaDinkaDo (США).

Современное искусство. Автор: Бохм-Дюшен М.; Кол-во страниц: 64 стр. Издательство: Премьера, 2001 г.

Сайты в сети Интернет:

http://scrapnews.net

http://scrapbookingschool.ru

http://scraphouse.ru

http://scrap-info.ru/

http://henddecor.com/

http://www.scrapbookingblog.ru

http://hobbihome.ru/

Литература, рекомендуемая обучающимся и родителям

Бумажная мозаика. Автор: Ханна Линд. Количество страниц: 32 стр. Издательство: Айрис, 2007 г.

Журнал "Скрап-Инфо". Издательство: Интернет портал "Скрап-Инфо". Кол-во страниц:  78 страниц.

Журнал -  "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. Количество страниц: 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Издательство: Хобби и Ты.

Открытки с улыбкой. Автор:  Г.В. Иванова. Количество страниц: 26 стр. Издательство: Тригон, 2010 г.

Остин Клеон «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения». Переводчик: Сергей Филин. Языки: Русский. Издательство: Манн, Иванов и Фербер. ISBN 978-5-91657-667-2; 2013 г.

Открытки из ткани. Автор:  Христа Рольф.  Кол-во страниц: 64 стр. Издательство: Арт-Родник, 2007 г.

Узоры из бумажных лент. Автор: Крис Даун. Количество страниц: 128 стр.    Издательство: Ниола 21 век,  2004 г.

Цветы из бумажных лент. Практическое руководство. Автор:  Хелен Уолтер. Кол-во страниц: 32 Стр. Издательство: Ниола - Пресс , 2008 г

PaperCraft Inspirations - популярный журнал по изготовлению открыток. Кол-во страниц: 100 стр. Издательство: PaperCraft, 2011 г.

Scrapbook Borders, Corners and Titles. Кол-во страниц: 76 стр.  Издательство: Memory Makers , 2003 г.

Сайты в сети Интернет:

http://scrapbookingblog.ru

http://rus-scrap.ru/

http://stranamasterov.ru/

http://www.goodhouse.ru/

http://www.scraboo.ru/