Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 6
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социального направления
«Дом в котором я живу»
Учителя первой категории
Климовой Н.Ю.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа курса «Дом, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно – исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно – историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно – исторического наследия своего народа, необходимого их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможного только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко – обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно – гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель курса – создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты, расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Задачи курса:
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в городе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, района, края;
воспитание толерантности, понимая неповторимости и уникальности каждого человека;
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Формы реализации:
Программа предусматривает теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия – проводятся в виде бесед, учебных диалогов, уроков – путешествий, рассказов, сообщений, объяснений, и т.д.
Практические занятия – игры, конкурсы, викторины, рисование иллюстраций, экскурсии, просмотрю фильмов, компьютерные презентации, чтение сказок, и т.д.
Возраст детей: программа внеурочной деятельности предназначена для учеников 1-4 классов .
Срок реализации программы - 1 год.
Программа обучения состоит из четырёх частей:
«Моя семья»
«Моя школа»
«Мой город»
«Природа родного края»
Широко используются местные ресурсы: школьный музей, другие культурные учреждения, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.
Цель первого блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Цель второго блока: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
Цель третьего блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить с традициями города, рассказать о жителях, воспитание гордости за свою Родину.
Цель четвертого блока: обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю города, района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников.
К концу изучения курса обучающиеся должны
знать:
историю своей семьи, школы; происхождение своего имени и фамилии, домашний адрес и телефон; адрес школы; названия улиц в микрорайоне школы и дома; семейных традиций;
историю происхождения своего города, района, основные памятные места города; уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест; изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов; лекарственные растения; ядовитые растения; уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба; основных обитателей окрестных лесов;
правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
уметь:
работать в группе, участвовать в общем диалоге;
правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
вести разговор с членами семьи по заданной теме;
ориентироваться в окрестностях школы, своего дома;
экологически грамотно вести себя в природе.
изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
правила безопасности в природе и на улицах города;
рассказать о неразрывной связи человека с природой; значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
применять на практике:
уметь применять знания, полученные на занятиях курса;
показать историю своей семьи;
соблюдать правила поведения в общественных местах;
анализировать традиции, нравы, обычаи Малой Родины;
экологически грамотно вести себя в окружающей среде.
Тематический план занятий
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | | |
1 2 3 4 | «Моя семья» «Моя школа» «Мой город» « Природа родного края» | 9 6 8 10 | | | |
| Итого: | 33 | | | |
Содержание программы «Дом, в котором я живу»
1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (9 ч.)
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Что такое семья? Вводное занятие. Рассказ детей о своих семьях.(1ч.)
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)
Моя фамилия. Эскизы придуманных образов своих имен, фамилий. (1ч.)
Мой папа. Моё отчество. Аппликация. (1ч.)
Моя мама. Аппликация. (1ч.)
Моя бабушка. Мой дедушка. (1ч.)
Встреча с бабушками и дедушками детей в школе. (1ч.)
Конкурс рисунков «Моя семья» (1ч.)
Заключительное занятие по теме «МОЯ СЕМЬЯ». (1ч.)
2 блок. МОЯ ШКОЛА. (6 ч.).
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Моя школа. Вводное занятие. Чтение стихов о школе. (1ч.)
Дом, в котором я учусь. Школа моей мечты. (1ч.)
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)
Я – ученик моей школы. Беседа. Что я могу сделать для школы. Проект оформления(1ч.)
Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч.)
Заключительное занятие по теме «МОЯ ШКОЛА» (1ч.)
Защита проектов.
3 блок. МОЙ ГОРОД. (8 ч.)
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Мой город Смоленск. Вводное занятие. (1ч.)
Экскурсия в школьный музей. (1ч.)
Мой любимый уголок города. Экскурсия. (1ч.)
Разгадывание кроссворда «Смоленск – мой край Родной». (1ч.)
Наши предки. Разучивание народных игр и песен. (1ч.)
Посещение областной библиотеки. (1ч.)
Конкурс рисунков «Мой город родной» (1ч.)
Заключительное занятие по теме «МОЙ ГОРОД» (1ч.)
Выпуск газеты «Восславлен крепостью»
4 блок. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (10 ч.)
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Как жили наши предки.(1ч.)
Растения родного края. Экскурсия в природу. (1ч.)
Мир насекомых. Загадки. (1ч.)
Обитатели вод. Загадки. (1ч.)
Обитатели воздушного пространства. Загадки. (1ч.)
Животный мир. Загадки. (1ч.)
Полезные ископаемые нашего края.(1ч.)
Смоленское поозерье.(1ч.)
Заключительное занятие по теме: «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ».(1ч.)
Защита проектов .(1ч.)
№ п.п | Тема | | Формируемые УУД | Дата |
План | Факт |
| Что такое семья? Вводное занятие. Рассказ детей о своих семьях. «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. Моя фамилия. Эскизы придуманных образов своих имен, фамилий. Мой папа. Моё отчество. Аппликация. Моя мама. Аппликация. Моя бабушка. Мой дедушка. Встреча с бабушками и дедушками детей в школе. Конкурс рисунков «Моя семья» Заключительное занятие по теме «МОЯ СЕМЬЯ». | 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы. деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы. деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками
Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного. поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать | | |
№ п.п | Тема | | Формируемые УУД | Дата |
План | Факт |
| Моя школа. Вводное занятие. Чтение стихов о школе. Дом, в котором я учусь. Школа моей мечты. Мой класс. Школьный этикет. Ролевая игра. Я – ученик моей школы. Беседа. Что я могу сделать для моей школы. Проект оформления. Конкурс рисунков «Моя школа». Заключительное занятие по теме «МОЯ ШКОЛА». Защита проектов. | 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы. деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы. деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками
Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного. поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать | | |
№ п.п | Тема | | Формируемые УУД | Дата |
План | Факт |
| Мой город Смоленск. Вводное занятие. Экскурсия в музей. Мой любимый уголок города. Экскурсия. Разгадывание кроссворда «Смоленск – мой край Родной». Наши предки. Разучивание народных игр и песен. Посещение областной библиотеки. Конкурс рисунков «Мой город родной» Заключительное занятие по теме «МОЙ ГОРОД» | 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного. поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. (Р)самостоятельно формулировать учебную задачу, планировать свою деятельность, (Р) принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать свою деятельность на основе осознаваемых целей, выбирать способы работы (К) объяснять значения понятий, (Р)выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу,(,(К) объяснять значение понятий участвовать в парной работе (Р)соотносить внешнюю оценку и самооценку,(П) (Р)планировать свою деятельность на основе осознаваемых целей,(П) Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать (Р)принимать ,понимать и решать учебные задачи урока планировать свою деятельность на основе осознаваемых целей, осуществлять контроль результатов своей деятельности, предвосхищать результат творческой работы и возможные ошибки. Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы. деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Выделять существенные характеристики объекта. Осознание учащимися того, что уже усвоено.
| | |
№ п\п | Тема | Кол-о | Формируемые УУД | Дата |
План | Факт |
| Как жили наши предки. Растения родного края. Экскурсия в природу. Мир насекомых. Загадки. Обитатели вод. Загадки. Обитатели воздушного пространства. Загадки. Животный мир. Загадки. Полезные ископаемые нашего края. Смоленское поозерье. Заключительное занятие по теме: «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ». Защита проектов .
| 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч
1ч
1ч | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного. поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. (Р)самостоятельно формулировать учебную задачу, планировать свою деятельность, (Р) принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать свою деятельность на основе осознаваемых целей, выбирать способы работы (К) объяснять значения понятий, (Р)выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу,(,(К) объяснять значение понятий участвовать в парной работе (Р)соотносить внешнюю оценку и самооценку,(П) (Р)планировать свою деятельность на основе осознаваемых целей,(П) Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать (Р)принимать ,понимать и решать учебные задачи урока планировать свою деятельность на основе осознаваемых целей, осуществлять контроль результатов своей деятельности, предвосхищать результат творческой работы и возможные ошибки. Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы. деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Выделять существенные характеристики объекта. Осознание учащимися того, что уже усвоено. | | |
Литература:
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001.
Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
Болотова С.А. Азбука Смоленского края : Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. - Ч.1 — Смоленск : Русич, 2004 — 216 с.