Российская Федерация
Иркутская область
ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 2»
( МКОУШР «СОШ № 2»)
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ /______________/ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Методист МКОУШР «СОШ №2» _____ /______________/ ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МКОУШР «СОШ № 2» _____ /______________/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Косолаповой Ирины Михайловны,
учителя истории, обществознания, высшей категории
Ф.И.О., должность, квалификационная категория или разряд);
по курсу внеурочной деятельности «История Сибири» (5 класс)
курс, класс и т.п.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по истории Сибири составлена на основе программы ТОИПКРО «Сибириана», учебного пособия «Сибирь: вехи истории (ХVI - XIX вв.)». Автор пособия А.С. Зуев - кандидат исторических наук, доцент Новосибирского государственного университета и авторской программы факультатива «Краеведение» автор Сверкунова Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания, МОКУШР «СОШ № 2» г. Шелехово.
Программа предназначена для учащихся 5 класса.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Особенностью содержания регионального компонента по истории в нашей области является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Иркутской области. Такой подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить обучающимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до ее присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур «коренных» и «пришлых» народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в сибирском регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории.
Выявление особенностей исторического развития Сибири и родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования - овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества.
Материалы истории реализуют воспитательные задачи обучения. Факты и персоналии позволят детям понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни своих родственников и земляков в прошлом, их духовный мир и роль их труда в развитии края. На уроках создается возможность личностного осмысления прошлого, ибо носителями ценностных отношений выступают поколения земляков, в том числе родные и близкие. Размышления об их созидательном труде, об их вкладе в развитие материальной и духовной культуры края становятся основой для переживания нравственных, патриотических, чувств, что является первой ступенью выработки соответствующих ценностных установок.
Изучение традиционной культуры этносов Сибири позволит обсуждать проблему уникальности каждой и ее вклад в развитие общемировой культуры, формировать эстетические, национальные и нравственные ценности, а также стремление сохранять и преумножать культурное достояние родного края.
Региональная история вносит свой вклад в развитие гуманитарной культуры школьников. Сибирь обретает свою историю, что, безусловно, обогатит духовный мир сибиряков, их национальное самосознание. Региональная история создает дополнительные возможности для овладения умениями работы с различными источниками исторических знаний, в процессе которой развивается историческое мышление школьников, умения анализировать, сопоставлять оценки исторических событий, явлений прошлого и современности. Краеведческие материалы позволяют включить учащихся в творческие виды деятельности (сбор информации по определенной теме, в том числе оформление записей воспоминаний, анализ и оценка краеведческих фактов, аргументация критического отношения к ним и т.д.)
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Сибири, Иркутской области и Шелеховского района. А также развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций учащихся.
При построении курса поставлены следующие задачи:
формирование исторического самосознания на основе взаимосвязи малой истории (регион, населенный пункт, семья) с большой историей (отдельные сведения из отечественной и всемирной истории);
формирование способов культурно-исторической самоидентификации
(отношение к истории родного края как части своей собственной истории);
создание условий для самопознания и самоопределения на основе знания исторических явлений;
формирование компетенций, позволяющих использовать историческое содержание в личной и деловой коммуникации.
Формы и методы обучения:
творческие работы;
уроки-экскурсии;
путешествия по «памятным» местам;
самостоятельная работа с текстами;
анализ документальных материалов;
работа с картой.
Формы контроля знаний:
Содержание курса
Страна Сибирь (6 часов)
Происхождение и значение слова «Сибирь». Сибирь на карте Родины. Историческая карта. Карты Сибири, составленные в разные периоды истории.
Как учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом. Виды исторических источников по истории Сибири. Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Полезные ископаемые Сибири. Природа современной Сибири. Озеро Байкал – жемчужина планеты, достояние Сибири.
Коренные народы Сибири (8 часов)
Что такое «народ»? Группы коренных народов Сибири. Расселение. Занятия: охота, рыболовство. Жилище. Пища. Национальный костюм. Особенности духовной культуры: верования, фольклор, пословицы, игры, праздники. Шаманизм. Всадники шишкинских скал.
Освоение Сибири русскими людьми (7 часов)
Пути проникновения русских людей за Урал. Источники знаний о первых экспедициях в Сибирь.
Сибирская экспедиция Ермака. Сибирские летописи о дате, об инициаторах и организаторах похода. Путь экспедиции Ермака. Основные события экспедиции. Персоналии: казаки и татарские военачальники, их судьбы. Первые остроги и форпосты на территории Сибири. Возникновение городов. Быт и занятия первых поселенцев. Основание Иркутска. Легенды Иркутской земли. Взаимовлияние русских и аборигенов.
Сибирь в XVIII-XIX вв. (6 часов)
Иркутск в XVIII веке. Декабристы в Сибири. Места отбывания каторги и ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Память о декабристах среди сибиряков.
Население Сибири: численность и состав. Провинциальные сибирские города, их архитектура. Образование в Сибири (школы, библиотеки). Отдых, развлечения горожан. Иркутск в XIX веке.
Сибирь в XX-XXI вв. (7 часов)
Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края. Рост городского населения. Новые города. Превращение Иркутска в торгово-промышленный центр Восточной Сибири. Революционные события в истории малой Родины. Память о них в музеях, облике и топонимике города.
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Сибирские добровольческие дивизии. Земляки – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.
Труд сибиряков в тылу. Дети – фронту. Депортация в Сибирь «наказанных» народов.
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
Увеличение роли Сибири в экономике страны. Социальный состав жителей нашего города и села. Экономическое и культурное развитие Сибири во второй половине ХХ в.
Современное экономическое и политическое положение Сибири. Административное устройство Иркутской области, населенного пункта.
История населенного пункта, улицы, школы. Генеалогическое дерево. Организация экскурсий, фотовыставок, встреч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий; на географической карте города, реки области;
описывать условия обитания, образ жизни, занятия, быт народов Сибири, их обряды, верования, достижения;
рассказывать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения Сибири с древнейших времен; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
описывать исторические памятники Сибири, Иркутской области; важнейшие этапы исторического развития Сибири, его традиции;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Сибири;
уважительно относиться к чужой культуре, традициям, заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, природных богатств.
Образовательные результаты распределены по основным темам предмета, и имеют трехуровневую основу.
Первый уровень: компетенции, которые требуют применения знаний для понимания основных исторических явлений.
Второй уровень: компетенции, которые требуют применения предметных навыков.
Третий уровень: компетенции, которые актуализируют развитие межпредметных и общих навыков.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическая литература
Зверев В.А., Зуев А.С, Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч.2. Новосибирск, 1998.
Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А., Тайны прошлого. Новосибирск. ИНФОЛИО-пресс, 1999.
Кузнецова Ф. С. История Сибири. Ч.I. Новосибирск, 1999.
Кузнецова Ф.С. История Сибири: Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс». 2003.
Косых А.П., Рабецкая З.И, Сверлик Г.И. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.
Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. Иркутск, 1983.
Дополнительная литература для учителя
Сказки народов Сибири. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1984.
Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск ИНФОЛИО-пресс,1999.
Килессо Г.Т. Улица имени… Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1984.
Кузнецов И.И. Золотые звёзды иркутян. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1982.
Кузнецов И.И., Кузнецова Т.П. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Иркутск: издательство Иркутского университета, 1985.
Сергеев М. Иркутск. Три века. Страницы жизни. Иркутск: Восточно -Сибирское кн. издательство, 1986
Сутормин А.Г. На параде победы. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1985.
Петров И.Ф. Обелиски славы. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984.
Хафизов Р.З. Славе – не меркнуть, традициям – жить! Иркутск: издательство «Символ», 2002.
Сибирский город Шелехов. /Под редакцией А.Беляева.- Шелехов, 1995.
Книга о Шелехове. /Под редакцией Козлова И.И., Исайченко Г.А.- Иркутск, 1997.
Шинкарев Л. И. Сибирь: откуда она пошла и куда идет. Иркутск. Восточно-Сибирское
книжное издательство, 1974г.
Медиа-ресурсы
Воспоминания о родном и близком (видеофильм)
«Ермак» (художественный фильм)
Россия от края до края. Сибирь (документальный фильм, 2010)
GEO. Шаманизм. Возвращение великого шамана (документальный фильм, 2000 г.)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Коли- чество часов | Дата изучения |
По плану | Факт |
СТРАНА СИБИРЬ | | 6 | | |
1. | Вводный урок. Страна Сибирь. | | 1 | | |
2. | Сибирь на карте Родины. Во времена великих ледников. | | 1 | | |
3. | Следы древности на Иркутской земле. | | 1 | | |
4. | Природа Сибири (урок ученических сообщений) | | 1 | | |
5. | Байкал – жемчужина планеты. Ольхон. Сказки о Байкале. | | 1 | | |
6. | Урок-практикум по теме «Страна Сибирь» | | 1 | | |
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СИБИРИ | | 8 | | |
7. | Сибирские аборигены (расселение, облик, одежда, уровень развития) | | 1 | | |
8. | Охотники и рыболовы Сибири. | | 1 | | |
9. | Древние жилища. | | 1 | | |
10. | Представления народов Сибири о мире. | | 1 | | |
11. | Шаманизм в Сибири. Во что верили в древности. (Просмотр видеофильма) | | 1 | | |
12. | Мифы и легенды народов Сибири. | | 1 | | |
13. | Всадники шишкинских скал | | 1 | | |
14. | Итоговый урок по теме: «Коренные народы Сибири». | | 1 | | |
ОСВОЕНИЕ СИБИРИ РУССКИМИ ЛЮДЬМИ | | 7 | | |
15. | Начало русского продвижения. Поход Ермака. | | 1 | | |
16. | Строительство острогов. Основание Иркутска. (Экскурсия в музей) | | 1 | | |
17. | Легенды об Иркутской земле. (просмотр видеофильма) | | 1 | | |
18. | Возникновение городов Сибири. (урок ученических сообщений) | | 1 | | |
19. | Развитие ремесла и торговли. | | 1 | | |
20. | Взаимовлияние русских и аборигенов. | | 1 | | |
21. | Итоговый урок по теме: «Освоение Сибири русскими». | | 1 | | |
СИБИРЬ В XVIII – XIX ВЕКАХ | | 6 | | |
22. | Иркутск в XVIII веке. | | 1 | | |
23. | Иркутск в XIX веке. Развитие промышленности. | | 1 | | |
24. | Купечество Иркутска. Иркутские меценаты. | | 1 | | |
25. | Край изгнания. Сибирские Афины. | | 1 | | |
26. | Прогулка по Иркутску (медиа-урок) | | 1 | | |
27. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Иркутск в XVIII - XIX веке». | | 1 | | |
СИБИРЬ XX- XXI ВЕКОВ | | 7 | | |
28. | Иркутск - торгово-промышленный центр Восточной Сибири. | | 1 | | |
29. | Иркутская область в годы Великой Отечественной войны. | | 1 | | |
30. | Шелеховский район в XIX – начале XX века. | | 1 | | |
31. | Шелеховский район в годы ВОВ. (Экскурсия в музей) | | 1 | | |
32. | Герои-земляки. А. П. Белобородов. | | 1 | | |
33. | Шелеховский район во второй половине XX века. | | 1 | | |
34. | Мой район сегодня (история моей улицы, моего дома). Поисковая работа. | | 1 | | |