СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса "История Сибири", 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа спецкурса рассчитана на 34 часа. Изучение спецкурса поможет учащимся понять взаимосвязь истории Отечества и истории родного края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса "История Сибири", 5 класс»

Российская Федерация

Иркутская область

ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 2»

( МКОУШР «СОШ № 2»)


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /______________/

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.



«Согласовано»

Методист

МКОУШР «СОШ №2»

_____ /______________/

ФИО

«___» _________ 20__г.


«Утверждаю»

Директор МКОУШР «СОШ № 2»

_____ /______________/

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Косолаповой Ирины Михайловны,

учителя истории, обществознания, высшей категории

Ф.И.О., должность, квалификационная категория или разряд);




по курсу внеурочной деятельности «История Сибири» (5 класс)

курс, класс и т.п.


















2015 - 2016 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по истории Сибири составлена на основе программы ТОИПКРО «Сибириана», учебного пособия «Сибирь: вехи истории (ХVI - XIX вв.)». Автор пособия А.С. Зуев - кандидат исторических наук, доцент Новосибирского государственного университета и авторской программы факультатива «Краеведение» автор Сверкунова Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания, МОКУШР «СОШ № 2» г. Шелехово.

Программа предназначена для учащихся 5 класса.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Особенностью содержания регионального компонента по истории в нашей области является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Иркутской области. Такой подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить обучающимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до ее присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур «коренных» и «пришлых» народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в сибирском регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории.

Выявление особенностей исторического развития Сибири и родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования - овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества.

Материалы истории реализуют воспитательные задачи обучения. Факты и персоналии позволят детям понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни своих родственников и земляков в прошлом, их духовный мир и роль их труда в развитии края. На уроках создается возможность личностного осмысления прошлого, ибо носителями ценностных отношений выступают поколения земляков, в том числе родные и близкие. Размышления об их созидательном труде, об их вкладе в развитие материальной и духовной культуры края становятся основой для переживания нравственных, патриотических, чувств, что является первой ступенью выработки соответствующих ценностных установок.

Изучение традиционной культуры этносов Сибири позволит обсуждать проблему уникальности каждой и ее вклад в развитие общемировой культуры, формировать эстетические, национальные и нравственные ценности, а также стремление сохранять и преумножать культурное достояние родного края.

Региональная история вносит свой вклад в развитие гуманитарной культуры школьников. Сибирь обретает свою историю, что, безусловно, обогатит духовный мир сибиряков, их национальное самосознание. Региональная история создает дополнительные возможности для овладения умениями работы с различными источниками исторических знаний, в процессе которой развивается историческое мышление школьников, умения анализировать, сопоставлять оценки исторических событий, явлений прошлого и современности. Краеведческие материалы позволяют включить учащихся в творческие виды деятельности (сбор информации по определенной теме, в том числе оформление записей воспоминаний, анализ и оценка краеведческих фактов, аргументация критического отношения к ним и т.д.)


Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Сибири, Иркутской области и Шелеховского района. А также развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций учащихся.




При построении курса поставлены следующие задачи:


  • формирование исторического самосознания на основе взаимосвязи малой истории (регион, населенный пункт, семья) с большой историей (отдельные сведения из отечественной и всемирной истории);

  • формирование способов культурно-исторической самоидентификации

(отношение к истории родного края как части своей собственной истории);

  • создание условий для самопознания и самоопределения на основе знания исторических явлений;

  • формирование компетенций, позволяющих использовать историческое содержание в личной и деловой коммуникации.


Формы и методы обучения:


  • творческие работы;

  • уроки-экскурсии;

  • путешествия по «памятным» местам;

  • самостоятельная работа с текстами;

  • анализ документальных материалов;

  • работа с картой.


Формы контроля знаний:


  • фронтальный опрос;

  • индивидуальная работа с раздаточным материалом;

  • словарный диктант;

  • зачет;

  • тесты.


Содержание курса


Страна Сибирь (6 часов)

Происхождение и значение слова «Сибирь». Сибирь на карте Родины. Историческая карта. Карты Сибири, составленные в разные периоды истории.

Как учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом. Виды исторических источников по истории Сибири. Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Полезные ископаемые Сибири. Природа современной Сибири. Озеро Байкал – жемчужина планеты, достояние Сибири.

Коренные народы Сибири (8 часов)

Что такое «народ»? Группы коренных народов Сибири. Расселение. Занятия: охота, рыболовство. Жилище. Пища. Национальный костюм. Особенности духовной культуры: верования, фольклор, пословицы, игры, праздники. Шаманизм. Всадники шишкинских скал.


Освоение Сибири русскими людьми (7 часов)

Пути проникновения русских людей за Урал. Источники знаний о первых экспедициях в Сибирь.

Сибирская экспедиция Ермака. Сибирские летописи о дате, об инициаторах и организаторах похода. Путь экспедиции Ермака. Основные события экспедиции. Персоналии: казаки и татарские военачальники, их судьбы. Первые остроги и форпосты на территории Сибири. Возникновение городов. Быт и занятия первых поселенцев. Основание Иркутска. Легенды Иркутской земли. Взаимовлияние русских и аборигенов.

Сибирь в XVIII-XIX вв. (6 часов)

Иркутск в XVIII веке. Декабристы в Сибири. Места отбывания каторги и ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Память о декабристах среди сибиряков.

Население Сибири: численность и состав. Провинциальные сибирские города, их архитектура. Образование в Сибири (школы, библиотеки). Отдых, развлечения горожан. Иркутск в XIX веке.


Сибирь в XX-XXI вв. (7 часов)

Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края. Рост городского населения. Новые города. Превращение Иркутска в торгово-промышленный центр Восточной Сибири. Революционные события в истории малой Родины. Память о них в музеях, облике и топонимике города.

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Сибирские добровольческие дивизии. Земляки – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.

Труд сибиряков в тылу. Дети – фронту. Депортация в Сибирь «наказанных» народов.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

Увеличение роли Сибири в экономике страны. Социальный состав жителей нашего города и села. Экономическое и культурное развитие Сибири во второй половине ХХ в.
Современное экономическое и политическое положение Сибири. Административное устройство Иркутской области, населенного пункта.

История населенного пункта, улицы, школы. Генеалогическое дерево. Организация экскурсий, фотовыставок, встреч.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий; на географической карте города, реки области;

  • описывать условия обитания, образ жизни, занятия, быт народов Сибири, их обряды, верования, достижения;

  • рассказывать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения Сибири с древнейших времен; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • описывать исторические памятники Сибири, Иркутской области; важнейшие этапы исторического развития Сибири, его традиции;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Сибири;

  • уважительно относиться к чужой культуре, традициям, заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, природных богатств.


Образовательные результаты распределены по основным темам предмета, и имеют трехуровневую основу.

Первый уровень: компетенции, которые требуют применения знаний для понимания основных исторических явлений.

Второй уровень: компетенции, которые требуют применения предметных навыков.

Третий уровень: компетенции, которые актуализируют развитие межпредметных и общих навыков.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Учебно-методическая литература

  • Зверев В.А., Зуев А.С, Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч.2. Новосибирск, 1998.

  • Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А., Тайны прошлого. Новосибирск. ИНФОЛИО-пресс, 1999.

  • Кузнецова Ф. С. История Сибири. Ч.I. Новосибирск, 1999.

  • Кузнецова Ф.С. История Сибири: Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс». 2003.

  • Косых А.П., Рабецкая З.И, Сверлик Г.И. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.

  • Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. Иркутск, 1983.

Дополнительная литература для учителя

  • Сказки народов Сибири. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1984.

  • Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск ИНФОЛИО-пресс,1999.

  • Килессо Г.Т. Улица имени… Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1984.

  • Кузнецов И.И. Золотые звёзды иркутян. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1982.

  • Кузнецов И.И., Кузнецова Т.П. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Иркутск: издательство Иркутского университета, 1985.

  • Сергеев М. Иркутск. Три века. Страницы жизни. Иркутск: Восточно -Сибирское кн. издательство, 1986

  • Сутормин А.Г. На параде победы. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1985.

  • Петров И.Ф. Обелиски славы. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984.

  • Хафизов Р.З. Славе – не меркнуть, традициям – жить! Иркутск: издательство «Символ», 2002.

  • Сибирский город Шелехов. /Под редакцией А.Беляева.- Шелехов, 1995.

  • Книга о Шелехове. /Под редакцией Козлова И.И., Исайченко Г.А.- Иркутск, 1997.

  • Шинкарев Л. И. Сибирь: откуда она пошла и куда идет. Иркутск. Восточно-Сибирское

книжное издательство, 1974г.

Медиа-ресурсы

  • Воспоминания о родном и близком (видеофильм)

  • «Ермак» (художественный фильм)

  • Россия от края до края. Сибирь (документальный фильм, 2010)

  • GEO. Шаманизм. Возвращение великого шамана (документальный фильм, 2000 г.)



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

занятия

Форма проведения

занятия

Коли-

чество

часов

Дата изучения

По плану

Факт

СТРАНА СИБИРЬ


6



1.

Вводный урок. Страна Сибирь.


1



2.

Сибирь на карте Родины. Во времена великих ледников.


1



3.

Следы древности на Иркутской земле.


1



4.

Природа Сибири (урок ученических сообщений)


1



5.

Байкал – жемчужина планеты. Ольхон. Сказки о Байкале.


1



6.

Урок-практикум по теме «Страна Сибирь»


1



КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СИБИРИ


8



7.

Сибирские аборигены (расселение, облик, одежда, уровень развития)


1



8.

Охотники и рыболовы Сибири.


1



9.

Древние жилища.


1



10.

Представления народов Сибири о мире.


1



11.

Шаманизм в Сибири. Во что верили в древности.

(Просмотр видеофильма)


1



12.

Мифы и легенды народов Сибири.


1



13.

Всадники шишкинских скал


1



14.

Итоговый урок по теме: «Коренные народы Сибири».


1



ОСВОЕНИЕ СИБИРИ РУССКИМИ ЛЮДЬМИ


7



15.

Начало русского продвижения. Поход Ермака.


1



16.

Строительство острогов. Основание Иркутска. (Экскурсия в музей)


1



17.

Легенды об Иркутской земле. (просмотр видеофильма)


1



18.

Возникновение городов Сибири. (урок ученических сообщений)


1



19.

Развитие ремесла и торговли.


1



20.

Взаимовлияние русских и аборигенов.


1



21.

Итоговый урок по теме: «Освоение Сибири русскими».


1



СИБИРЬ В XVIIIXIX ВЕКАХ


6



22.

Иркутск в XVIII веке.


1



23.

Иркутск в XIX веке. Развитие промышленности.


1



24.

Купечество Иркутска. Иркутские меценаты.


1



25.

Край изгнания. Сибирские Афины.


1



26.

Прогулка по Иркутску (медиа-урок)


1



27.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Иркутск в XVIII - XIX веке».


1



СИБИРЬ XX- XXI ВЕКОВ


7



28.

Иркутск - торгово-промышленный центр Восточной Сибири.


1



29.

Иркутская область в годы Великой Отечественной войны.


1



30.

Шелеховский район в XIX – начале XX века.


1



31.

Шелеховский район в годы ВОВ.

(Экскурсия в музей)


1



32.

Герои-земляки. А. П. Белобородов.


1



33.

Шелеховский район во второй половине XX века.


1



34.

Мой район сегодня (история моей улицы, моего дома). Поисковая работа.


1