Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения спецкурса Основы духовно – нравственной культуры народов России.
Раздел. Православное искусство России
7 класс – 17 часов ( 0,5 часа в неделю)
Требования к личностным результатам:
– восприятие учащимися православного искусства как высочайшего явления национальной и мировой культуры;
– осознание необходимости бережного, уважительного отношения к шедеврам православного искусства — иконам, фрескам, мозаикам, храмам, монастырям, священным предметам, древним богослужебным книгам и книгам Священного Писания;
– воспитание любви и уважительного отношения к родной культуре;
–формирование чувства личной ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– формирование у школьников подлинного патриотизма, поскольку невозможно привить любовь к тому, чего человек не знает, нельзя заставить защищать то, что человек не ценит, невозможно ценить то, с чем человек никогда не соприкасался и никак не был связан.
Метапредметные результаты:
- развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере;
– плодотворное изучение отечественной истории, родной словесности, мировой художественной культуры, а также начальные знания по краеведению.
Предметные результаты:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками родной православной истории и культуры;
– получение учащимися представлений о сокровищах православного искусства России и о её великих мастерах;
– осознание значимости изучения православного искусства России и формирование потребности в систематическом его изучении для собственного дальнейшего развития;
– воспитание у учащихся чувства прекрасного;
– формирование высокого эстетического вкуса.
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Содержание спецкурса Основы духовно – нравственной культуры народов России.
Раздел: Православное искусство России
7 класс – 17 часов ( 0,5 часа в неделю)
«Крест — красота Церкви». Красота Церкви. Святое почитание Креста Христова.
Иконостас. Икона. Древнерусская икона как вершина древнерусской культуры. Владимирская икона Божией Матери и «Троица» преподобного Андрея Рублёва — наиболее чтимые на Руси иконы. Открытие древнерусской иконы в XX веке.
Фреска. Мозаика. Древнейшие виды церковного изобразительного искусства, пришедшие на Русь из Византии вместе с Крещением и началом храмостроительства.
Храм. Значение храма в православной культуре России. Храм Покрова на Нерли — вершина древнерусского зодчества. Успенский собор Московского Кремля, Храм Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя как выдающиеся памятники русского церковного зодчества.
Церковно-прикладное искусство. Золотое шитьё (облачение, покровы), богослужебные принадлежности.
Русская Библия. Остромирово Евангелие, Киевская Псалтирь, Геннадиевская Библия — свидетельство высокого книжного искусства Древней Руси.
Хоровое церковное пение на Руси — один из самых известных видов церковного искусства. Древние русские распевы. Церковное творчество великих русских композиторов.
Колокольный звон — наиболее характерный для православной культуры вид церковного искусства. Царь-колокол. Знаменитые ростовские звоны. Возрождение колокольного звона в России.
Памятник «Тысячелетие России» — замечательное произведение православного искусства России.
Тематический план по спецкурсу «Основы духовно – нравственной культуры
народов России» 7 класс. – 17 часов ( 0,5 часа в неделю)
Наименование раздела | Количество часов |
Православное искусство России | 17 |
УМК:
Пивоваров Б.И. Православное искусство России 7 класс: учебное пособие по основам православной культуры для общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 260 с. (электронная версия)
Православное искусство России: рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 7 кл. общеобразовательных организаций / Сост. протоиерей Б.И.Пивоваров Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 20 с. (электронная версия)
Православное искусство России: рабочая тетрадь к учебному пособию протоиерея Б.И.Пивоварова «Родная история» для 7 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015 58 с. (электронная версия)
Православное искусство России: Хрестоматия к учебному пособию протоиерея Б.И.Пивоварова «Родная история» для 7 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 204 с. (электронная версия)
Календарно - тематический план спецкурса «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
Раздел: Православное искусство России
7 класс. 17 часов ( 0,5 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Форма контроля | Планируемые результаты | Дата | Коррек тировка |
Предметные | УУД | Личностные |
1 | Крест — красота Церкви. | Диалог | -Формировать вопросы, отвечать на них; - формирование потребности в нравственном совершенствовании. Объяснять, почему на Руси всегда почитался Святой Крест. Рассказывать о поклонных Крестах в своей местности. | -Понимать, осознавать культурное многообразие страны; - развитие познавательной деятельности в гуманитарной сфере; – любовь к родному краю, родной истории, литературе и культуре. | Осознание себя ответственным членом общества и государства (российская идентичность); – привитие любви к Родине, её истории, культуре, традициям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России | 3.09 | |
2 | Иконостас. | Устный опрос | Готовность слушать собеседника и вести диалог; -строить логические рассуждения. Узнавать устройство иконостаса: уметь «читать» иконостас. Изучить иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. | Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры; приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности. | Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России | 10.09 | |
3 | Икона. | Устный опрос. Дискуссия | Узнавать, в чём отличие иконы от картины. Открывать для себя красоту иконописного искусства | 17.09 | |
4 | Владимирская икона Божией Матери. | Устный опрос. | Рассказывать о святынях земли Русской, их роли в истории государства. Читать письменные источники, которые донесли до нас сведения об историческом пути Владимирской иконы Божией Матери. | -Осознавать нравственные ценности. Саморегуляция, поиск и отбор необходимой информации | Осознание необходимости бережного, уважительного отношения к шедеврам православного искусства — иконам, фрескам, мозаикам, храмам, монастырям, священным предметам, древним богослужебным книгам и книгам Священного Писания | 24.09 | |
5 | Икона «Троица» преподобного Андрея Рублёва. | Написать мини сочинение на данную тему | Освоить способы решение проблем поискового характера; -уметь слушать других. Выстраивать логичный рассказ по теме урока. Чтение библейского повествования, которое легло в основу сюжета иконы «Троица». | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской | 1.10 | |
6 | Фреска. | Устный рассказ | Рассматривание на фотоиллюстрациях наиболее известных фресок древнерусских мастеров, признанных шедеврами изобразительного искусства. | Развитие познавательной деятельности в гуманитарной сфере | 8.10 | |
7 | Мозаика. | Устный рассказ | Знать наиболее известные произведения древнерусского мозаичного искусства, признанные шедеврами изобразительного искусства. | Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры; приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности. | Формирование чувства личной ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России | 15.10 | |
8 | Храмы на Руси. | Дискуссия | Дискуссия о значении храма в жизни русского народа. Рассказать о роли православных храмов на Руси. Раскрыть значение храма как средоточия церковно- общественной жизни. Вспомнить лучшие храмы, составляющие славу России. | Уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России Формирование чувства уважения. | 22.10 | |
9 | Храм Покрова на Нерли — вершина древнерусского зодчества. | Задание по группам | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Понимать, в чём красота и величие памятника зодчества Древней Руси. | 29.10 | |
10 | Успенский собор Московского Кремля. | Беседа по вопросам | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; -составлять рассказ. | Выражение своих мыслей. | Формирование чувства уважения. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | 19.11 | |
11 | Храм Василия Блаженного. | Сообщения | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Рассказывать об этом выдающемся памятнике церковного зодчества. | Учатся слушать и оценивать собеседника. Управлять своей деятельностью; -владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы. | 26.11 | |
12 | Храм Христа Спасителя. | Сообщения | Рассказывать о выдающемся памятнике православной культуры России. Раскрывать его значение для России. Получение представлений о сокровищах православного искусства России и о её великих мастерах; | Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры; приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности. | Развивать познавательный интерес | 3.12 | |
13 | Церковно-прикладное искусство. | Сообщения | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Иметь представление о различных видах церковно- прикладного искусства на Руси. Знать наиболее известные образцы церковно-прикладного искусства. | 10.12 | |
14 | Царь-колокол. | Творческий проект | - Рассказывать об этом памятнике колокололитейного дела в России. Определять, наиболее эффективные способы достижения результата; -искать нужную информацию; -разработать творческий проект « Мой колокол» | Учатся слушать и оценивать собеседника. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | 17.12 | |
15 | Ростовские звоны. | Задание по группам | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Рассказывать о знаменитых ростовских колоколах и звонах. Получение представлений о сокровищах православного искусства России и о её великих мастерах; | Осознавать нравственные ценности. Учатся слушать и оценивать собеседника. | Развивать познавательный интерес | 24.12 | |
16 | Возрождённые звоны. | Устный опрос; проблемные задания. | Знакомиться с важнейшими мероприятиями, связанными с возрождением колокололитейного дела и искусства колокольного звона в России. Высказывать и отстаивать свою точку зрения. | Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры; приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности. | Осознание необходимости бережного, уважительного отношения к шедеврам православного искусства | 14.01 | |
17 | Памятник «Тысячелетие России». | Устный рассказ | Рассказать о цели создания величественного памятника «Тысячелетие России», авторе проекта, месте и времени его открытия. Познакомить с композицией памятника. Раскрыть её содержание. Рассказать о судьбе памятника в XX в. | Развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере; | Воспитание любви и уважительного отношения к родной культуре | | |