Составитель: Дубровская А.Н. – учитель математики и информатики
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением, использовать электронные коммуникации для поиска и передачи информации, общения. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников, изучающих информатику на повышенном уровне, с основами новых компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества, обеспечить предпрофессиональную подготовку учащихся с ориентацией на ряд вузовских специальностей в области информатики и информационных ресурсов.
Спецкурс «Новые информационные технологии» предназначен для учащихся 10 класса, изучающих информатику на базовом уровне. Программа спецкурса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы дополнить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, приобретенные ими в ходе изучения тем базового курса информатики.
В 10 классе из 6 учащихся 1 с низким, 4 со средним и 1 с высоким уровнем познавательной активности, курс предлагается учащимся 10класса, желающим развить навыки решения задач по информатике и подготовиться к сдаче ЕГЭ. Для оценивания учебных достижений обучающихся предусматривается дихотомическая система (зачет-незачет), в конце изучения предполагается предоставление обучающимся зачетной работы в виде выполнение тестовых заданий ЕГЭ по информатике.
- Введение (2 часа)
|
Использование компьютера в современном обществе. Автоматизированное рабочее место. Технические и санитарные требования к компьютеру. Компьютерные информационные технологии, электронная связь. |
Основные цели: сформировать представление о сферах применения компьютера в современном мире, о роли компьютерных информационных технологий в современном обществе; формировать начальный интерес к предмету. |
Учащиеся должны знать: сущность понятия компьютерные информационные технологии; роль компьютерных информационных технологий в современном обществе; сущность понятия автоматизированное рабочее место; технические и санитарные требования к компьютеру: правила работы за компьютером и в компьютерном классе. |
Учащиеся должны уметь: приводить примеры информационной деятельности; приводить примеры информационных процессов; приводить примеры способов автоматизации ввода, обработки и передачи информации. |
- Основы работы с компьютером (5 часов)
|
История развития Windows. Основные функции системы Windows. Основные объекты системы Windows. Элементы Рабочего стола и их назначение. Управление объектами при помощи мыши. Запуск приложений. Выход из Windows. |
Назначение и организация справочной системы Windows. |
Стандартные элементы диалоговых окон. Устройство клавиатуры. Практическое освоение клавиатуры. |
Стандартные приложения Windows. Обмен информацией между приложениями. |
Назначение и функциональные возможности средства «Мой компьютер». Окно программы. Значки. Создание, удаление и переименование папок. Специальная папка «Корзина». Выделение, удаление и переименование файлов. Копирование и перенос файлов. Поиск файлов. Шаблон. Ярлыки |
Основные цели: дать общее представление о составе компьютера, о программном обеспечении современных компьютеров; сформировать первоначальные навыки работы с компьютером. |
Учащиеся должны знать: назначение операционной системы и прикладных программ; основные понятия Windows; правила работы в Windows; правила работы с клавиатурой и мышью; смысл понятия файл, папка; основные операции над файлами и папками. |
Учащиеся должны уметь: выполнять основные операции с объектами в системе Windows; загружать прикладные программы; настраивать параметры программ в диалоговых окнах; вводить информацию с клавиатуры; осуществлять навигацию по файловой системе с помощью программы «Мой компьютер»; выполнять основные операции над файлами и папками при помощи средства «Мой компьютер». |
- Мультимедийные технологии (9 часов)
|
Понятие мультимедиа. Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа. Назначение и возможности стандартных мультимедийныех программ Windows. |
Назначение и возможности программы PowerPoint. Окно программы. Считывание слайд-фильма с диска. Изучение возможностей отображения слайдов. Изменение оформления слайда. Демонстрация слайдов. Управление демонстрацией слайдов. Вставка, перемещение, удаление слайдов. Запись слайд-фильма на диск. |
Создание графических изображений в слайдах средствами встроенного графического редактора. Операции над фрагментами графического изображения. Вставка объектов в слайды. Создание и редактирование текста и надписей в слайдах. Управление параметрами абзаца. Управление параметрами шрифта. |
Использование мастера презентаций при создании слайдов. Создание слайдов с использованием шаблонов. |
Использование гиперссылок в слайдах. Создание анимационных эффектов в слайдах. Разработка мультимедийной презентации. |
Обзор современных средств обработки графической, звуковой и видеоинформации. Назначение и возможности программ PhotoShop, Adobe Image Ready. |
Основные цели: сформировать представление о мультимедиа информации и о методах обработки мультимедийной информации; сформировать навыки работы со стандартными мультимедийными программами Windows; сформировать навыки разработки мультимедийных презентаций в программе PowerPoint. |
Учащиеся должны знать: сущность понятия мультимедиа, программные средства обработки мультимедийной информации; назначение и возможности стандартных мультимедийных программ Windows; правила создания мультимедийных презентаций в программе PowerPoint; возможности современных программ обработки графической, звуковой и видеоинформации. |
Учащиеся должны уметь: работать со стандартными мультимедийными программами Windows; создавать мультимедийные презентации в программе PowerPoint. |
Основы технологии программирования (7 часов) |
Программы для компьютера. Языки программирования. Выбор языка программирования. Программирование в машинных кодах. Компилятор. Ассемблер. Алгоритмические и процедурные языки программирования. Объект, свойства объекта. События. Обработка событий. Объектно-ориентированное программирование. Визуальное программирование. Современные системы программирования. Состав систем программирования. Этапы разработки программы. Ввод кода программы. Ошибки в программах. Линейные алгоритмические конструкции и их реализация в языке программирования высокого уровня. Логические конструкции и их реализация. Циклические конструкции, их составление и реализация. Основные цели: сформировать представление о программе как последовательности инструкций исполнителю; сформировать представление о современных средствах создания программ; сформировать представление о правилах разработки программ в современных средствах профессионального программирования; сформировать интерес к программированию; |
Учащиеся должны знать: смысл понятий «программа», «программирование», «язык программирования», «объект», «свойства объекта»; отличие языков программирования низкого и высокого уровня; основные принципы разработки программ в какой-либо современной системе программирования (Borland Pascal, Delphi, Visual Basic и т.п.). |
Учащиеся должны уметь: приводить примеры систем программирования; записывать текст программы в какой-либо системе программирования; реализовывать несложные алгоритмические конструкции по образцу в какой-либо современой системе программирования. |
|
5 . Компьютерные сети (6 часов) Компьютерные сети. Назначение. Классификация. Локальные сети, их назначение, возможности. Топология локальной сети. Аппаратное и программное обеспечение локальной сети. Сетевой протокол. Сетевые операционные системы. Организация работы в локальной сети. Сетевой администратор. Работа в локальной сети. Глобальные компьютерные сети. Интернет. Организация Интернета. Адреса Интернета. Подключение к Интернету. Основные службы Интернета: всемирная паутина WWW, электронная почта, Интернет-пейджинг, листы рассылки. Навигация по WWW: программы-браузеры, их назначение и основные возможности. Работа с браузером: загрузка страницы, прерывание процесса загрузки, гипертекстовые ссылки. Сохранение текста текущей страницы, ее объектов и рисунков. Работа с браузером: настройка программы. Структура Web-публикации. Понятие о формате HTML. Поиск информации в сети Интернет: понятие поискового сервера. Правила составления запросов. Основные цели: сформировать представление о компьютерных сетях, о глобальной компьютерной сети Интернет; сформировать навыки работы с почтовой программой и программой-браузером. Учащиеся должны знать: смысл понятие «компьютерная сеть»; «интернет»; смысл понятий «электронная почта», «WWW»; правила работы с почтовой программой; правила работы с программой-браузером. Учащиеся должны уметь: работать с почтовой программой и программой |
Краткие сведения по проектированию базы данных (назначение базы данных, структура базы данных). Главное окно MS Access. Инструменты управления. Создание базы данных (создание таблицы с помощью мастера таблиц, создание таблицы с помощью конструктора). Редактирование базы данных (изменение свойств полей).
Редактирование базы данных (создание нового поля с использованием подстановки значений из другой таблицы, создание нового поля с фиксированным набором значений, создание и заполнение поля с фотографией сотрудника, создание таблицы дополнительных сведений о сотруднике). Установление связей между таблицами (создание связи «один-ко-многим», создание связи «один-к-одному»).
Создание и редактирование формы для ввода данных. Сортировка данных. Поиск с использованием фильтра «по выделенному». Простой фильтр.
Создание запроса на выборку из двух таблиц при помощи Мастера. Создание в запросах вычисляемых полей. Создание и редактирование отчетов.
№ п.п | Тема | Дата по плану | Дата по факту | Форма контроля |
1 | Введение. Использование компьютера в современном обществе. | | | |
2 | Компьютерные информационные технологии, электронная связь. | | | |
| Основы работы с компьютером (5 часов) | | | |
3 | История развития Windows. Основные функции и объекты системы Windows. | | | |
4 | Элементы Рабочего стола и их назначение. Управление объектами при помощи мыши. Запуск приложений. Выход из Windows. | | | Устный опрос |
5 | Устройство клавиатуры. Практическое освоение клавиатуры. | | | Практикум |
6 | Стандартные приложения Windows. Обмен информацией между приложениями. | | | |
7 | Поиск файлов. Шаблон. Ярлыки | | | |
| Мультимедийные технологии (9 часов) | | | |
8 | Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа. | | | |
9 | Назначение и возможности программы PowerPoint. | | | |
10 | Изучение возможностей отображения слайдов. Изменение оформления слайда. Демонстрация слайдов. Управление демонстрацией слайдов. | | | |
11 | Вставка, перемещение, удаление слайдов. Запись слайд-фильма на диск. | | | Практикум |
12 | Использование мастера презентаций при создании слайдов с использованием шаблонов. | | | Практикум |
13 | Создание анимационных эффектов в слайдах. Разработка мультимедийной презентации. | | | Практикум |
14 | Разработка мультимедийной презентации. | | | Практикум |
15 | Разработка мультимедийной презентации. | | | Практикум |
16 | Назначение и возможности программ PhotoShop, Adobe Image Ready. | | | |
| Основы технологии программирования (7 часов) | | | |
17 | Языки программирования. Выбор языка программирования. | | | |
18 | Алгоритмические и процедурные языки программирования. | | | Устный опрос |
19 | Объектно-ориентированное и визуальное программирование. | | | |
20 | Современные системы программирования. | | | |
21 | Линейные алгоритмические конструкции и их реализация в языке программирования высокого уровня. | | | |
22 | Логические конструкции и их реализация. | | | Тест |
23 | Циклические конструкции, их составление и реализация. | | | |
| Компьютерные сети (6 часов) | | | |
24 | Компьютерные сети. Назначение. Классификация. | | | |
25 | Локальные сети, их назначение, возможности. | | | Тест |
26 | Сетевой протокол. Сетевые операционные системы. Организация работы в локальной сети. | | | |
27 | Глобальные компьютерные сети. Интернет. | | | |
28 | Навигация по WWW: программы-браузеры, их назначение и основные возможности. | | | Устный опрос |
29 | Структура Web-публикации. Понятие о формате HTML. | | | |
| Базы данных (5 часов) | | | |
30 | Краткие сведения по проектированию базы данных в MS Access. | | | |
31 | Создание базы данных (создание таблицы с помощью мастера таблиц, создание таблицы с помощью конструктора). | | | Практикум |
32 | Создание и редактирование формы для ввода данных. | | | Практикум |
33 | Создание запроса на выборку из двух таблиц при помощи Мастера. | | | Практикум |
34 | Решение тестовых заданий из ЕГЭ | | | Тест |