Муниципальное казенное образовательное учреждение
Старокриушанская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
пед.советом школы Зам.директора школы по ВР Директор МКОУ
протокол №_____ _________________________ Старокриушанская СОШ
«__»______________2016 г. «___»______________2016 г. __________Степовой М.В.
«___»____________2016 г.
Рабочая программа
Спортивная секция
«Настольный теннис»
Зайцева И.В.
Учитель физической культуры
2016 г
Пояснительная записка
На внеурочную деятельность по курсу «настольный теннис» отводится 34 часов в год (34 учебных недель по 1 часу в неделю), предусмотренных учебным планом внеурочной деятельности МКОУ Старокриушанская СОШ. Программа рассчитана на 3 года(102 часа) детей в возрасте от 10 до 16 лет и составлена сучетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры.
Актуальность
Настольный теннис – эмоциональная, захватывающая игра, которая характеризуется небольшим мускульным напряжением и в то же время разносторонней двигательной активностью, которая так необходима современным школьникам. Острота наблюдения, внимания и реакции, оперативность принятых тактических решений, умение в нужный момент мобилизоваться, делают эту игру доступной для всех.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по настольному теннису различного масштаба.
Цели и задачи
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры настольный теннис.
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по настольному теннису;
подготовка учащихся к соревнованиям по настольному теннису.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1 часу в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям настольным теннисом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный,
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
-в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная
Ожидаемый результат
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования,
знание правил игры, навыки простейшего судейства.
Научатся играть в настольный теннис.
Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики - тестирование физических и технических качеств:
Содержание программы
Программа предусматривает следующие этапы подготовки игрока по настольному теннису:
1 год занятий – спортивно-оздоровительный, начально-подготовительный;
2 год занятий - учебно-тренировочный, соревновательный;
3 год занятий – спортивного совершенствования, соревновательный.
На спортивно-оздоровительном этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса. Задача этапа – привлечение как можно большего числа детей, просмотр их индивидуальных особенностей.
На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выбор спортивной специализации и выполнение нормативов для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа – тщательное наблюдение за успешностью обучения детей.
На учебно-тренировочном этапе воспитанники осваивают специальные приемы настольного тенниса: подача, атакующие удары, игра в защите. Задача этапа – отбор наиболее способных детей для участия в соревнованиях.
На этапе спортивного совершенствования проводятся углубленные тренировки со сложными приемами настольного тенниса и дальнейшим анализом выполненных действий. Задача этапа – участие воспитанников в соревнованиях, повышение уровня мастерства, выполнение спортивных разрядов.
Контрольные испытания.
Общефизическая подготовка.
Бег 30 м б х 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии -стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Бег 30 м. По сигналу учащийся пробегает расстояние на время.
Специальная подготовка.
Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин. Прыжок выполняется через гимнастическую скамейку правым или левым боком - в течение 1 минуты считается количество раз.
Имитация перемещений вперед-назад. Перемещения выполняется в стойке в 3-метровой зоне - в течение 1 минуты считается количество раз.
Имитация ударов «накат» справа (слева). Выполняется имитация удара- в течение 1 минуты считается количество раз.
Техническая подготовка.
Игра ударами «накат» справа (слева) по диагонали стола -1 -я серия. Выполняется на время.
Игра ударами «откид» справа и слева без потери мяча. Выполняется на время.
Подача справа с верхним вращением мяча (количество попаданий из 10 подач).
Личностные, метапредметные и предметныерезультаты освоения предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и офункциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису.
Нормативы по технической подготовленности
№ п/п | Наименование технического приема | Кол-во ударов | Оценка |
1. | Набивание мяча ладонной стороной ракетки | 100 80-65 | Хор. Удовл |
2. | Набивание мяча тыльной стороной ракетки | 100 80-65 | Хор. Удовл. |
3. | Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки | 100 80-65 | Хор. Удовл. |
4. | Игра накатами справа по диагонали | 30 и более от 20 до 29 | Хор. Удовл. |
5. | Игра накатами слева по диагонали | 30 более от 20 до 29 | Хор. Удовл. |
6. | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола | 20 и более от 15 до19 | Хор. Удовл. |
7. | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола | 20 и более от 15 до19 | Хор. Удовл. |
8. | Откидка слева со всей левой половины стола (кол-во ошибок за 3 мин) | 5 и менее от 6 до 8 | Хор. Удовл. |
9. | Сочетание откидок справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин) | 8 и менее от 9 до 12 | Хор. Удовл. |
Календарно-тематическое планирование 1-го года обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1 | | История развития мирового и отечественного настольного тенниса. |
2 | | Правила соревнований по настольному теннису. ОФП |
3 | | Отработка движений на площадке, одновременная работа рук и ног. |
4 | | Упражнения школы мяча, знакомство с теннисным мячом. |
5 | | Серии упражнений с мячом. Игра через сетку |
6 | | Упражнения на развитие координации движений. Игра через сетку |
7 | | Тренировка с ракеткой и мячом. Игра через сетку |
8 | | Освоение подачи. Игра через сетку. |
9 | | Обучение имитации различных ударов. Игра через сетку |
10 | | Отработка различных ударов об стенку. Игра через сетку |
11 | | Освоение различных ударов через сетку. Игра через сетку |
12 | | Отработка различных ударов об стенку и через сетку на точность попадания. |
13 | | Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию. Игра через сетку |
14 | | Обучение «левой» хватке ракетки. Игра через сетку |
15 | | Отработка смены хватки ракетки, игра об стенку. Игра через сетку |
16 | | Освоение игры через сетку, игра кроссом и по линии. Игра через сетку |
17 | | Контрольные нормативы. Игра через сетку |
18 | | Серия упражнений на развитие координации движений. Игра через сетку. |
19 | | Игра через сетку. |
20 | | Отработка «резаных» ударов. |
21 | | Освоение «крученых» ударов. |
22 | | Отработка ударов «с лета». |
23 | | Игра через сетку с применением различных приемов. |
24 | | Отработка удара «смеш». |
25 | | Отработка игры «с полулета». |
26 | | Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов. |
27 | | Отработка взаимодействия игроков в парной игре. |
28 | | Обучение парной игре, игра через сетку парами. |
29 | | Игра через сетку кроссом, по линии, «с пересечением». |
30 | | Игра через сетку с тренером. |
31 | | Отработка ударов накатом |
32 | | Поочередные удары левой и правой стороной ракетки. |
33 | | Сдача нормативов |
34 | | Игра в разных направлениях. |
Календарно-тематическое планирование 2-го года обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1 | | Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. |
2 | | Правила соревнований по настольному теннису. ОФП |
3 | | Атакующие удары справа разной силы и направления |
4 | | Атакующие удары справа разной силы и направления |
5 | | Атакующие удары слева разной силы и направления |
6 | | Упражнения на развитие координации движений. Игра через сетку |
7 | | Тренировка с ракеткой и мячом. Игра через сетку |
8 | | Удары срезкой справа. |
9 | | Удары срезкой справа. |
10 | | Удары срезкой слева. |
11 | | Удары срезкой слева. |
12 | | Отработка различных ударов через сетку на точность попадания. |
13 | | Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию. Игра через сетку |
14 | | Удары накатом справа |
15 | | Удары накатом справа |
16 | | Удары накатом слева |
17 | | Контрольные нормативы. Игра через сетку |
18 | | Удары накатом слева |
19 | | Чередование ударов различных стилей |
20 | | Отработка «резаных» ударов. |
21 | | Отработка «крученых» ударов. |
22 | | Отработка ударов «с лета». |
23 | | Игра через сетку с применением различных приемов. |
24 | | Передвижение |
25 | | Комбинации |
26 | | Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов. |
27 | | Отработка взаимодействия игроков в парной игре. |
28 | | Специальные физические упражнения, игра через сетку парами. |
29 | | Отработка игры в защите |
30 | | Игра через сетку с тренером. |
31 | | Переход от защиты к атаке |
32 | | Игра топ-спином |
33 | | Сдача нормативов |
34 | | Игра через сетку с применением всех известных приемов. |
Календарно-тематическое планирование 3-го года обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1 | | Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. |
2 | | Упражнения на быстроту и ловкость. Специальные физические упражнения |
3 | | Подача срезкой |
4 | | Подача срезкой. |
5 | | Подача накатом |
6 | | Подача накатом |
7 | | Подача боковым вращением |
8 | | Подача боковым вращением. |
9 | | Техника приема подач разных видов |
10 | | Техника приема подач разных видов |
11 | | Тактика быстрой атаки после подачи |
12 | | Тактика быстрой атаки после подачи |
13 | | Тактика быстрой атаки после подачи |
14 | | Тактика атаки после подрезки |
15 | | Тактика атаки после подрезки |
16 | | Тактика атаки после подрезки |
17 | | Контрольные нормативы. Игра через сетку |
18 | | Топ-спин справа. Игра через сетку. |
19 | | Топ-спин слева. Игра через сетку |
20 | | Техника выполнения ударов по высокому мячу |
21 | | Стиль игры топ-спин + атакующий удар |
22 | | Стиль игры топ-спин + атакующий удар |
23 | | Стиль игры топ-спин + атакующий удар |
24 | | Стиль игры быстрый атакующий удар + топ-спин. |
25 | | Стиль игры быстрый атакующий удар + топ-спин. |
26 | | Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов. |
27 | | Стиль игры подрезка + атакующий удар. |
28 | | Стиль игры подрезка + атакующий удар. |
29 | | Контрольные игры. Посещение соревнований |
30 | | Игра через сетку с тренером. |
31 | | Отработка всех изученных стилей игры |
32 | | Отработка всех изученных стилей игры. Судейство. |
33 | | Сдача нормативов |
34 | | Игра через сетку с применением всех известных приемов. |
В рамках данной программы можно проводить занятия одновременно с учащимися разных лет обучения. При этом в рамках одной темы с младшими ребятами решаются задачи обучения со старшими - повторения, совершенствования, судейства и инструкторства. За редким исключением такая форма проведения занятий даже предпочтительней, чем раздельная (по годам обучения). В условиях нашей школы такая форма занятий может стать единственной, так как число занимающихся в каждой группе мало.
Литература
1. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004
2. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004
3. Г.А. Баландин Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин
Н.Н. Назарова, Т. Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002.
4. В.С. Кузнецов Упражнения и игры с мячами / В. С. Кузнецов, Г. А.
Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
5.О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 2006
6. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2005