СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа среднего общего образования по физике для 11 класса (профильный уровень)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программой по физике на профильном уровне, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит не менее 170 часов для обязательного изучения физики в 10 (профильном) классе, из расчета 5 учебных часов в неделю. Количество часов по программе - 170, согласно ШУП - 5 часов в неделю. Количество учебных недель 34.

·       Касьянов В.А. Физика. 11 класс. Углубленный уровень / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2015 г.;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа среднего общего образования по физике для 11 класса (профильный уровень)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова




Рассмотрена Утверждена

на заседании ПК Приказ по школе № 01-02/_____

протокол № 1 от 01.09.2016 года

от «25» августа 2016 года

Согласована Директор ____________Н.А.Иванова

на заседании научно-методического совета

протокол № 1

от «26» августа 2016 года



 






Рабочая программа

среднего общего образования

по физике

для 11 класса

(профильный уровень)











Учителя

Елкиной Марины Владимировны















г. Рыбинск

2016 – 2017 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программой по физике на профильном уровне, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.


  1. Цели и задачи

Изучение физики на профильном уровне среднего (полного)общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.


Рабочая программа по физике составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ

  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г.

  • Федеральный перечень рекомендованных учебников на 2014-2015 учебный год. Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ СОШ № 17.


2. Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.

В настоящей программе, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, предложена следующая структура курса:

Изучение физики происходит в результате последовательной детализации структуры объектов – от больших масштабов к меньшим.

В 11 классе вначале изучается электродинамика, затем электромагнитное излучение и, наконец, физика высоких энергий и элементы астрофизики.

Следующий естественный шаг после электростатики – рассмотрение особенностей поведения заряженных частиц, движущихся с постоянной скоростью (v = const), не зависящей от времени. Вначале изучаются закономерности движения таких частиц во внешнем электрическом поле - законы постоянного тока, а затем их магнитное взаимодействие друг с другом – магнетизм. При релятивистском истолковании магнитного взаимодействия токов используются ранее сформулированные следствия специальной теории относительности.

Дальнейшая последовательность изложения материала базируется на рассмотрении особенностей поведения заряженных частиц, скорость которых меняется с течением времени (v = v(t)).

Зависимость скорости движения заряженной частицы от времени приводит к возникновению электромагнитной и магнитоэлектрической индукции, что предопределяет необходимость рассмотрения электрических цепей переменного тока.

В то же время такое движение заряженной частицы, являясь ускоренным, сопровождается электромагнитным излучением. Подробно анализируется излучение и прием подобного излучения радио - и СВЧ – диапазона. Особенности распространения в пространстве длинноволнового и коротковолнового электромагнитного излучения изучаются соответственно в волновой и геометрической оптике.

Излучение больших частот, которое нельзя создать с помощью колеблющегося электрического диполя, рассматривается как квантовое излучение атома.

Изучение волновых свойств микрочастиц позволяет перейти к меньшим пространственным масштабам ÷м и соответственно большим энергиям порядка 10 МэВ и рассмотреть физику атомного ядра и ядерные реакции.

Переход к еще меньшим пространственным масштабом позволяет рассмотреть физику элементарных частиц. Энергии современных ускорителей (доэВ) дают возможность изучить структуру и систематику элементарных частиц, приближаясь к энергиям, соответствовавшим началу Большого Взрыва.

Рассмотрение взаимосвязи физики элементарных частиц и космологии (элементы астрофизики) логически завершает программу курса физики на профильном уровне, как бы замыкая круг, переходом от микро- к мегамасштабам.


3. Формы организации образовательного процесса.

При организации образовательного процесса используется следующая система уроков:

Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Урок лекция - предполагает комплексную подачу теоретического материала..

Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Ведущими методами обучения предмету являются методы:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательского лабораторных работ, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента и т.д.);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

4. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень) являются:

Познавательная деятельность:

– использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

– формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

– овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

– приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

– владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

– владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

– организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


5. Виды и формы контроля.

Основные виды контроля – текущий и итоговый.

Текущий контроль проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), курса 11 класса.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 11 классе являются устный опрос, устная и письменная зачетная работа по теме (главе), письменные и лабораторные работы.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных, лабораторных и самостоятельных работ.

Эффективным средством проверки знаний учащихся служит компьютер. С помощью него легко выполнять и проверять электронные тесты по разным темам.


6. Система оценивания результатов

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенными в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.Орфографические и пунктуационные ошибки.


Оценка тестов.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

85% и более

Отлично

69-84%%

Хорошо

50-68%%

Удовлетворительно

менее 50 %

Неудовлетворительно


II. Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


III. Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит не менее 170 часов для обязательного изучения физики в 10 (профильном) классе, из расчета 5 учебных часов в неделю. Количество часов по программе - 170, согласно ШУП - 5 часов в неделю. Количество учебных недель 34.



IV. Описание ценностных ориентиров содержания.

Для физического образования приоритетным является раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания. Учащиеся должны приобрести умения по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач форму­лировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы реше­ния задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными (математическими) знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. В процессе обучения предполагается активное использование информационных технологий.


V. Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения физики на профильном уровне в 11 классе ученик должен

знать/понимать

• смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

• смысл физических величин: сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

• смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

• описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

• приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

• описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

• применять полученные знания для решения физических задач;

• определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

• измерять: электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

• приводить примеры практического применения физических знаний: электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

• анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды;

• определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ и физический практикум.

VI. Содержание учебного предмета (170 часов)

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (45 ч)

Постоянный электрический ток (16 ч)

Электрический ток. Сила тока. Источник тока. Источник тока в электрической цепи. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Соединения проводников. Расчет сопротивления электрических цепей. Закон Ома для замкнутой цепи. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Передача мощности электрического тока от источника к потребителю. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов.


Магнитное поле (12 ч)

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Рамка с током в однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Масс-спектрограф и циклотрон. Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле. Магнитные ловушки, радиационные пояса Земли. Взаимодействие электрических токов. Взаимодействие электрических зарядов. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока. Магнитное поле в веществе. Ферромагнетизм.


Электромагнетизм (8 ч)

ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Способы индуцирования тока. Опыты Генри. Использование электромагнитной индукции (трансформатор, аудио-, видеозапись и воспроизведение, детектор металла, поезд на магнитной подушке). Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние.


Электрические цепи переменного тока (9 ч)

Векторные диаграммы для описания переменных токов и напряжений. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Колебательный контур в цепи переменного тока. Примесный полупроводник— составная часть элементов схем. Полупроводниковый диод. Транзистор. Усилитель и генератор на транзисторе.


Демонстрации

1. Электроизмерительные приборы.

2. Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры.

3. Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения.

4. Электронно-лучевая трубка.

5. Явление электролиза.

6. Магнитное взаимодействие токов.

7. Отклонение электронного пучка магнитным полем.

8. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

9. Магнитная запись звука.

10. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

11. Трансформатор.

12. Генератор переменного тока.

13. Осциллограмма переменного тока.

14. Сложение гармонических колебаний.

15. Конденсатор в цепи переменного тока.

16. Катушка в цепи переменного тока.

17. Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

18. Свободные электромагнитные колебания.

19. Собственная и примесная проводимость полупроводников.

20. Полупроводниковый диод.

21. Транзистор.

Фронтальные лабораторные работы

1. Исследование смешанного соединения проводников.

2. Изучение закона Ома для полной цепи.

3. Изучение явления электромагнитной индукции.


ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (40 ч)

Излучение и прием электромагнитных волн радио и СВЧ - диапазона (7 ч)

Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, переносимая электромагнитными волнами. Давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Радио - и СВЧ - волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание.


Геометрическая оптика (15 ч)

Принцип Гюйгенса. Отражение волн. Преломление волн. Дисперсия света. Построение изображений и хода лучей при преломлении света. Линзы. Собирающие линзы. Изображение предмета в собирающей линзе. Формула тонкой собирающей линзы. Рассеивающие линзы. Изображение предмета в рассеивающей линзе. Фокусное расстояние и оптическая сила системы из двух линз. Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы, увеличивающие угол зрения.


Волновая оптика (8 ч)

Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка.


Квантовая теория электромагнитного излучения вещества (10 ч)

Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые свойства частиц. Строение атома. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомов. Лазеры.


Демонстрации

1. Излучение и прием электромагнитных волн.

2. Поляризация электромагнитных волн.

3. Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.

4. Простейший радиоприемник.

5. Отражение и преломление света.

6. Полное внутреннее отражение света.

7. Поляризация света.

8. Получение спектра с помощью призмы.

9. Фотоаппарат.

10. Проекционный аппарат.

11. Микроскоп.

12. Лупа

13. Телескоп

14. Интерференция света.

15. Дифракция света.

16. Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

17. Спектроскоп.

18. Фотоэффект.

19. Линейчатые спектры излучения.

20. Лазер.


Фронтальные лабораторные работы

1. Измерение показателя преломления стекла

2. Наблюдение интерференции и дифракции света.

3. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

4. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.


ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ И *) ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ (16 ч)

Физика атомного ядра (10 ч)

Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность. Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Ядерное оружие. Биологическое действие радиоактивных излучений.


Элементарные частицы (6 ч)

Классификация элементарных частиц. Лептоны как фундаментальные частицы. Классификация и структура адронов. Взаимодействие кварков.


*)Образование и строение Вселенной (6 ч)

Расширяющаяся Вселенная. «Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Возраст и пространственные масштабы Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Космологическая модель: основные периоды эволюции Вселенной. Критическая плотность вещества. Образование галактик. Этапы эволюции звезд, источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнечной системы.


Демонстрации

1. Счетчик ионизирующих частиц.

2. Камера Вильсона.

3. Фотографии треков заряженных частиц.

* ) 4. Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами.

*) 5. Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей.

*) 6. Фотографии галактик.

*) Наблюдения

1. Наблюдение солнечных пятен.

2. Обнаружение вращения Солнца.

3. Наблюдения звездных скоплений, туманностей и галактик.

4. Компьютерное моделирование движения небесных тел.


Фронтальная лабораторная работа

1. Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций (по фотографиям).


ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (29 ч)

Введение (1 ч)

1.Физика в познании вещества, поля, пространства и времени.

Механика (6 ч)

1. Кинематика материальной точки.

2. Кинематика материальной точки.

3. Динамика материальной точки.

4. Законы сохранения.

5. Динамика периодического движения.

6. Релятивистская механика.

Молекулярная физика (6 ч)

1. Молекулярная структура вещества.

2. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.

3. Термодинамика.

4. Жидкость и пар.

5. Твердое тело.

6. Механические и звуковые волны.

Электродинамика (8 ч)

  1. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.

  2. Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.

  3. Закон Ома.

  4. Тепловое действие тока.

  5. Силы в магнитном поле .

  6. Энергия магнитного поля.

  7. Электромагнетизм.

  8. Электрические цепи переменного тока.

Электромагнитное излучение (5 ч)

  1. Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона.

  2. Отражение и преломление света.

  3. Оптические приборы.

  4. Волновая оптика.

  5. Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества.

Физика высоких энергий и *)элементы астрофизики (2 ч)

  1. Физика атомного ядра. Элементарные частицы.

*)Образование и строение Вселенной.

(*) Данный раздел курса включается в программу, начиная с 2006 года.)

Физический практикум (20 ч)


Учебно-тематический план.

темы

Название темы

Количество часов

Всего

Л.р.

К.р.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

55

3

5


  1. Постоянный электрический ток

20

2

2


  1. Магнетизм

14

-

1


  1. Электромагнетизм

21

1

2


Физический практикум

10

-

-

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

43

4

5


  1. Излучение и прием электромагнитных волн радио и СВЧ диапазона

7

-

1


  1. Геометрическая оптика

17

1

2


  1. Волновая оптика

9

2

1


  1. Квантовая теория электромагнитного излучения вещества

10

1

1

III.

ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ

16

1

1


  1. Физика атомного ядра

10

1

-


  1. Элементарные частицы

6

-

1

IV.

СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ (6ч)

6

-

-


Физический практикум

10

-

-

V.

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

30

-

1


Итого:

170

8

12


VII. Поурочно-тематическое планирование с определением основных форм контроля учебной деятельности.

п\п

Тема.

Содержание урока.

Практическая часть программы

Виды и формы контроля

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (55ч)

Постоянный электрический ток (20ч)

Электрический ток. Сила тока.



Источник тока.



Источник тока в электрической цепи.



Закон Ома однородного проводника (участка цепи).



Сопротивление проводника.



Зависимость удельного сопротивления от температуры.



Решение задач по теме «Сопротивление проводника»



Сверхпроводимость.


с/р

Соединения проводников.



Расчет сопротивления электрических цепей.

Лаб. работа №1 «Исследование смешанного соединения проводников»


Решение задач по теме «Расчет сопротивления электрических цепей».


ф/д

Контрольная работа №1

«Закон Ома для участка цепи».


К.р. №1

Закон Ома для замкнутой цепи.

Лаб. работа №2 «Изучение закона Ома для полной цепи»


Закон Ома для замкнутой цепи. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях.



Решение задач по теме «Закон Ома для замкнутой цепи».


с/р

Измерение силы тока и напряжения.



Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.



Передача мощности электрического тока от источника к потребителю. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов.



Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока, электрический ток в растворах и расплавах электролитов»


ф/д

Контрольная работа №2

«Закон Ома для замкнутой цепи».


К.р. №2

Магнетизм (14ч)

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока.



Магнитное поле.



Действие магнитного поля на проводник с током.



Рамка с током в однородном магнитном поле.



Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.



Решение задач по теме «Сила Ампера. Вращающий момент»


с/р

Масс-спектрограф и циклотрон.



Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле.



Взаимодействие электрических токов. Взаимодействие движущихся зарядов.



Магнитный поток.



Энергия магнитного поля тока.



Решение задач по теме «Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока»


с/р

Магнитное поле в веществе. Ферромагнетизм.


ф/д

Контрольная работа №3

«Магнетизм».


К.р. №3

Электромагнетизм (21ч)

ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле.



Электромагнитная индукция.



Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»


с/р

Способы индуцирования тока.



Опыты Генри.



Изучение явления электромагнитной индукции.

Лаб. работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции».


Использование электромагнитной индукции.



Генерирование переменного электрического тока.



Передача электроэнергии на расстояние.


ф/д

Контрольная работа №4

«Электромагнитная индукция».


К.р. №4

Векторные диаграммы для описания переменных токов и напряжении.



Резистор в цепи переменного тока.



Конденсатор в цепи переменного тока.



Катушка индуктивности в цепи переменного тока.



Решение задач по теме «Реактивное, емкостное, индуктивное электрическое сопротивление в цепи переменного тока»


с/р

Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре.



Колебательный контур в цепи переменного тока.



Решение задач по теме «Полное электрическое сопротивление в цепи переменного тока»


с/р

Примесной полупроводник—составная часть элементов.



Полупроводниковый диод. Транзистор*.


ф/д

Контрольная работа №5

«Переменный ток».


К.р. №5

Физический практикум, 10 ч.

Снятие температурной характеристики терморезистора

ф/п


Снятие температурной характеристики терморезистора

ф/п


Измерение индукции магнитного поля постоянного магнита

ф/п


Измерение индукции магнитного поля постоянного магнита

ф/п


Определение индукции магнитного поля Земли баллистическим методом

ф/п


Определение индукции магнитного поля Земли баллистическим методом

ф/п


Измерение ЭДС источника тока

ф/п


Изучение устройства и работы трансформатора

ф/п


Измерение КПД генератора переменного тока

ф/п


Измерение КПД генератора переменного тока

ф/п


ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (43ч)

Излучение и прием электромагнитных волн радио и СВЧ диапазона (7ч)

Электромагнитные волны.



Распространение электромагнитных волн.



Энергия, переносимая электромагнитными волнами.



Давление и импульс электромагнитных волн.



Спектр электромагнитных волн.


с/р

Радио - и СВЧ - волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание.



Контрольная работа №6

«Излучение и прием электромагнитных волн радио и СВЧ диапазона».


К.р. №6

Геометрическая оптика (17ч)

Принцип Гюйгенса. Отражение волн.



Преломление волн.



Измерение показателя преломления стекла

Лаб. работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»


Решение задач по теме «Отражение и преломление волн»


с/р

Дисперсия света.



Построение изображений и хода лучей при преломлении света.


ф/д

Контрольная работа №7

«Отражение и преломление света».


К.р. №7

Линзы.



Собирающие линзы.



Изображение предмета в собирающей линзе.


п/р

Формула тонкой собирающей линзы.



Рассеивающие линзы.



Изображение предмета в рассеивающей линзе.



Решение задач по теме «Формула тонкой линзы»


с/р

Фокусное расстояние и оптическая сила системы из двух линз. Человеческий глаз как оптическая система.



Оптические приборы, увеличивающие угол зрения. Решение задач.


ф/д

Контрольная работа №8

«Геометрическая оптика».


К.р. №8

Волновая оптика (9ч)

Интерференция волн.



Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве.



Интерференция света.



Дифракция света.


с/р

Наблюдение интерференции и дифракции света

Лаб. работа №5 «Наблюдение интерференции и дифракции света»


Дифракционная решетка.



Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки

Лаб. работа №6 «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»


Решение задач по теме «Волновая оптика»


ф/д

Контрольная работа №9

«Волновая оптика».


К.р. №9

Квантовая теория электромагнитного излучения вещества (10ч)

Тепловое излучение.



Фотоэффект.



Корпускулярно-волновой дуализм.



Волновые свойства частиц.



Строение атома.



Теория атома водорода.



Поглощение и излучение света атомов.



Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания

Лаб. работа №7

«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»


Лазеры.



Контрольная работа №10

«Квантовая теория электромагнитного излучения вещества».


К.р. №10

ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ (16ч)

Физика атомного ядра (10ч)

Состав атомного ядра.



Энергия связи нуклонов в ядре.



Естественная радиоактивность.



Закон радиоактивного распада.



Искусственная радиоактивность.



Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика.



Термоядерный синтез.



Ядерное оружие.



Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций

Лаб. работа №8

«Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций (по фотографиям)».


Биологическое действие радиоактивных излучений.



Элементарные частицы (6 ч)

Классификация элементарных частиц.



Лептоны как фундаментальные частицы.



Классификация и структура адронов.



Взаимодействие кварков.



Взаимодействие кварков.



Контрольная работа №11

«Физика высоких энергий».


К.р. №11

СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ (6ч)

Солнечная система.



Звезды и источники их энергии.



Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.



Наша Галактика. Другие галактики. «Красное смещение» в спектрах галактик.



Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.



Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.



Физический практикум, 10 ч.

Определение фокусного расстояния рассеивающей линзы

ф/п


Определение фокусного расстояния рассеивающей линзы

ф/п


Определение показателя преломления жидкости

ф/п


Определение показателя преломления жидкости

ф/п


Изучение явления интерференции

ф/п


Изучение явления интерференции

ф/п


Изучение модели микроскопа

ф/п


Изучение явления фотоэффекта

ф/п


Изучение явления фотоэффекта

ф/п


Сборка детекторного радиоприемника с усилителем низкой частоты

ф/п


ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (30ч)

Введение (1 ч)

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени. § 1—8 (учебник 10 класса).



Механика (6 ч)

Кинематика материальной точки. §9— 16 (учебник 10 класса).



Кинематика материальной точки. §17, 18 (учебник 10 класса).



Динамика материальной точки. §19— 27 (учебник 10 класса).



Законы сохранения. § 28—36 (учебник 10 класса).



Динамика периодического движения. § 37—40 (учебник 10 класса).



Релятивистская механика. §41—45 (учебник 10 класса).


кт

Молекулярная физика (6 ч)

Молекулярная структура вещества. § 46, 47 (учебник 10 класса).



Молекулярно-кинетическая теория идеального газа. §48—53 (учебник 10 класса).



Термодинамика. §54—59 (учебник 10 класса).



Жидкость и пар. §60—65 (учебник 10 класса).



Твердое тело. §66—69 (учебник 10 класса).



Механические и звуковые волны. §70—74 (учебник 10 класса).


кт

Электродинамика (8 ч)

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. §75—81 (учебник 10 класса).



Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. §82—90 (учебник 10 класса).



Постоянный электрический ток. §1— 10 (учебник 11 класса).



Постоянный электрический ток. §11— 16 (учебник 11 класса).



Магнетизм. §17—21 (учебник 11 класса).



Магнетизм. §22—30* (учебник 11 класса).



Электромагнетизм. §31—37 (учебник 11 класса).



Электромагнетизм. §38—46* (учебник 11 класса).


кт

Электромагнитное излучение (5 ч)

Излучение и прием электромагнитных волн радио и СВЧ диапазона. §47—53 (учебник 11 класса).



Геометрическая оптика. §54—61 (учебник 11 класса).



Геометрическая оптика. §52—67* (учебник 11 класса).



Волновая оптика. §68—72 (учебник 11 класса).



Квантовая теория электромагнитного излучения вещества. §73—80 (учебник 11 класса).


кт

Физика высоких энергий (2 ч)

Физика атомного ядра. §81—89 (учебник 11 класса).



Элементарные частицы. §90—93 (учебник 11 класса).



Итоговая контрольная работа

К.р.

Анализ итоговой контрольной работы.




VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    1. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  • Касьянов В.А. Физика. 11 класс. Углубленный уровень / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2015 г.;

  • Касьянов В.А. Тетрадь для лабораторных работ по физике. 11 класс. Профильный уровень / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2015 г.;

  • Марон А.Е. Марон Е.А. Физика - 11 класс. Дидактические материалы / А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2012 г.;


2) Информационные ресурсы:

Для учителя:

  1. Берков, А.В., Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2012, Физика [Текст]: учебное пособие для выпускников. ср. учеб. заведений / А.В. Берков, В.А. Грибов. – ООО "Издательство Астрель", 2011 г.;

  2. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Примерная программы по физике. 10 – 11 классы. Базовый и профильный уровни. Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2007 г.;

  3. Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ (http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html). (http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html 

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) – http://fcior.edu.ru.

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru.


Интернет-поддержка курса физики

Название сайта

Электронный адрес

Коллекция ЦОР

http://school-collection.edu.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru –

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации

http://genphys.phys.msu.ru

Физика в анимациях.

http://physics.nad.ru

Интернет уроки.

http://www.interneturok.ru/distancionno

Физика в открытом колледже

http://www.physics.ru

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http://fiz.1september.ru

Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Задачи по физике с решениями

http://fizzzika.narod.ru

Квант: научно-популярный физико-математический журнал

http://kvant.mccme.ru

Краткий справочник по физике

http://www. physics.vir.ru

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Образовательный сервер «Оптика»

http://optics.ifmo.ru

Обучающие трёхуровневые тесты по физике: сайт В. И. Регельмана

http://www. physics-regelman.com

Онлайн-преобразователь единиц измерения

http://www.decoder.ru

Физика в анимациях

http://physics.nad.ru

Физика в Интернете: журнал «Дайджест»

http://fim.samara.ws

Физика вокруг нас

http://physics03.narod.ru

Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики

http://www.fizika.ru

Физика студентам и школьникам: сайт А. Н. Варгина

http://www.physica.ru

Физикомп: в помощь начинающему физику

http://physicomp.lipetsk.ru

Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке

http://www.elementy.ru

Эрудит: биографии учёных и изобретателей

http://erudit.nm.ru


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!