СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа субботних дополнительных занятий «Готовимся к ЕГЭ по географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММ

субботних дополнительных занятий                                                                                  «Готовимся   к   ЕГЭ по географии»

ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  10 - 11   КЛАССОВ

НА  2016 / 2017  УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

  Планирование составлено на основе «Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по географии» подготовленным Федеральным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».  Программа составлена для обучающихся 10 - 11 классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена.

Целью курса является  повышение уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче единого государственного экзамена.

Задачи:  развитие творческого потенциала личности, развитие умения и способности преодолевать границы известного, традиционного.

   Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит  из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.                                          

Курс реализует компетентностный, деятельностный  и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа субботних дополнительных занятий «Готовимся к ЕГЭ по географии»»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

субботних дополнительных занятий «Готовимся к ЕГЭ по географии»



ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 - 11 КЛАССОВ

НА 2016 / 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД






Пояснительная записка

Планирование составлено на основе «Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по географии» подготовленным Федеральным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». Программа составлена для обучающихся 10 - 11 классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена.

Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена.

Задачи: развитие творческого потенциала личности, развитие умения и способности преодолевать границы известного, традиционного.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии», «Решу ЕГЭ»).

Программа предполагает возможность выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии.

Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю.

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется

на ЕГЭ выпускников общеобразовательных учреждений по географии:

Знать/понимать: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации и стран мира; особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; природные и антропогенные причины возникновения

геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.


Уметь: определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений; описывать существенные признаки географических объектов и явлений; объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; составлять краткую географическую характеристику разных территорий; приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения поясного времени; чтения карт различного содержания; решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

Содержание

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

1.2 Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.1 Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка

2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли

2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов

2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно- хозяйственные

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

3.1 Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле

3.2 Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы

3.3 Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

4.1 Влияние хозяйственной деятельности людей на природу 4.2 Основные типы природопользования

4.3 Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

5 ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

5.1 Особенности географического положения России

5.1.1 Территория и акватория, морские и сухопутные границы

5.1.2 Часовые пояса

5.1.3 Административно-территориальное устройство России

5.2 Природа России

5.2.1 Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

5.2.2 Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.

Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота

5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны

5.2.4 Природно-хозяйственные различия морей России

5.2.5 Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв

5.2.6 Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

5.3 Население России

5.3.1 Численность, естественное движение населения

5.3.2 Половой и возрастной состав населения

5.3.3 Размещение населения. Основная полоса расселения

5.3.4 Направления и типы миграции

5.3.5 Народы и основные религии России

5.3.6 Городское и сельское население. Крупнейшие города

5.4 Хозяйство России

5.4.1 Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России

5.4.2 Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов

5.4.3 География отраслей промышленности

5.4.4 География сельского хозяйства

5.4.5 География важнейших видов транспорта

5.5 Природно-хозяйственное районирование России.

Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал

5.6 Россия в современном мире


Календарно-тематическое планирование занятий.


№ п/п

Тема занятия

Дата

Домашнее задание

1

Диагностическое тестирование. Ознакомление учащихся с форматом заданий ЕГЭ. Отработка навыков оформления бланков регистрации, ответов в формате ЕГЭ.



Задания для самостоятельной подготовки: масштаб и направления на плане и географической карте; географические координаты; определение направлений на плане и карте; условные знаки топографической карты (плана), общегеографических и тематических карт

2

План и карта. Масштаб. Линейный масштаб. Именованный и численный масштаб. Практические работы: измерение расстояний с помощью линейного масштаба, линейки и циркуля-измерителя; перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

3

План и карта. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений по рамке плана и специальным указателям; определение направлений по рамке карты и элементам градусной сетки; определение по карте географических координат точки, нахождение точки на карте по указанным координатам; определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

4

План и карта. Зачет (тестирование)



5

Природа Земли. Земля как планета Солнечной системы. Географические следствия суточного и годового движения Земли. Равноденствие и солнцестояние. Полуденная высота Солнца и географическая широта места наблюдения. Изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в соответствии с географической широтой места наблюдения и датой наблюдения. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Решение задач на определение продолжительности светового дня в соответствии с указанной датой и широтой места наблюдения; на определение относительной продолжительности светового дня в зависимости от широты места наблюдения.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Решение задач на определение продолжительности светового дня в соответствии с указанной датой и широтой места наблюдения; на определение относительной продолжительности светового дня в зависимости от широты места наблюдения.

6

Природа Земли. Литосфера. Тектоническое и геологическое строение Земли. Горные породы. Состав и строение земной коры материкового и океанического типов. Понятие о литосферных плитах Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на сравнительный анализ геологической и тектонической карт, установление взаимосвязи тектонического и геологического строения территории, определения главных рельефообразующих факторов в формировании рельефа территорий.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

7

Природа Земли. Рельеф материков Земли и территорий России. Горные страны и равнины. Соответствие форм рельефа тектоническому строению территории. Динамика формирования рельефа. География распространения ледниковых, эрозионных и аккумулятивных форм рельефа. Географическая номенклатура. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на определение географического положения объектов суши; определение географических объектов по указанным координатам и характерным признакам.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

8

Природа Земли. Атмосфера. Типы воздушных масс. Климатические пояса и типы климата. Перемещение воздушных масс. Формирование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Образование пассатов и муссонов. Западные ветры умеренных широт. Закономерности изменения среднегодового количества осадков и режима их выпадения. Атмосферные явления. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме

9

Природа Земли Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот воды. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. Изменение температуры и солености поверхностных вод океанов в зависимости от географической широты. Океанические течения. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура объектов Мирового океана и вод суши. Номенклатура крупнейших водных объектов материков: озера, реки, ледники.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура объектов Мирового океана и вод суши. Номенклатура крупнейших водных объектов материков: озера, реки, ледники.

10

Природа Земли. Биосфера. Животный и растительный мир материков. Животные и растения природных зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь, зональных природных комплексов умеренного пояса, Арктики и Антарктики. Понятие об эндемичных видах. Особенности животного и растительного мира Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Антарктиды и Евразии..


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура зональных природных комплексов равнин и высотная поясность в горах.

11

Зачет по теме «Природа Земли». Практика решений тестовых заданий по теме.



12

Население мира. Расовый состав населения. География расселения экваториальной, европеоидной и монголоидной рас. Смешанные расы.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

13

Население мира. Этнический состав населения. Крупнейшие языковые семьи и группы.



14

Население мира. Типы воспроизводства населения. Рождаемость, смертность и естественный прирост. Географические различия в возрастно-половой структуре населения. Европейский и Афро-Азиатский типы воспроизводства населения.. Показатели численности и воспроизводства населения. Возрастно-половая структура населения.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура народов Индоевропейской, Алтайской, Афразийской, Сино-Тибетской и Уральской семей; география их расселения.

15

Население мира. Мировые религии. География и религиозные центры христианства, ислама, буддизма. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран с преобладанием в числе верующих христиан, мусульман и буддистов.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран с преобладанием в числе верующих христиан, мусульман и буддистов.

16

Население мира. Размещение населения. Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Номенклатура крупнейших городов и городских агломераций по принадлежности к странам.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

17

Зачет по теме «Население мира». Практика решений тестовых заданий по теме.



18

Мировое хозяйство .Природные ресурсы. Минеральные ресурсы: энергоносители, рудные ресурсы.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран – экспортеров нефти.

19

Мировое хозяйство.Отраслевая структура мирового хозяйства. Мировое хозяйство в период НТР. Изменение географии отраслей мирового хозяйства под воздействием НТР. Региональные и межрегиональные экономические объединения стран. Транснациональные корпорации.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме

20

Мировое хозяйство. Территориальная структура мирового хозяйства. География промышленности. Цветная и черная металлургия, машиностроение, пищевая и легкая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. География сферы услуг.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура регионов и стран, имеющих туристско-рекреационную специализацию.

21

Мировое хозяйство. Мировое сельское хозяйство. География земледелия. Основные направления: зерновое хозяйство, производство технических, волокнистых, масличных культур и сахароносов.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран – крупнейших экспортеров зерна, хлопка, сахара – сырца

22

Мировое хозяйство. Мировой транспорт. Понятие о грузообороте и пассажирообороте. Роль различных видов транспорта в мировых грузо- и пассажирообороте.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

23

Экономическая и социальная география России. Экономическое районирование РФ. Критерии экономического районирования. Экономические районы и регионы Западного и Восточного экономических макрорегионов РФ.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура субъектов Российской Федерации.

24

Экономическая и социальная география России. Местоположение субъектов РФ. Территориальный состав экономических районов. Субъекты РФ, расположенные в Западном и Восточном экономических макрорегионах страны.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Установление соответствия субъектов РФ территориальным центрам (столицам).

25

Экономическая и социальная география России. Ресурсная база экономики России. Ресурсообеспеченность России по различным видам природных ресурсов.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

26

Экономическая и социальная география России. Комплекс конструкционных материалов. Отраслевой состав комплекса конструкционных материалов: металлургия, химическая и лесная промышленность, промышленность строительных материалов. Межотраслевые связи отраслей комплекса конструкционных материалов. Электроэнергетика: типы электростанций.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура нефтедобывающих, газодобывающих и угледобывающих субъектов РФ.

27

Экономическая и социальная география России. Цветная металлургия. Металлургические базы РФ: Уральская, Сибирская, Центральная. Крупнейшие металлургические центры цветной металлургии: география производства алюминия, меди, титана. Факторы размещения предприятий, производящих тяжелые и легкие цветные металлы.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

28

Сельское хозяйство России. Структура и география земледелия. Агроклиматические и почвенные ресурсы. География животноводства. Молочное и мясомолочное животноводство. Сельскохозяйственная экономическая специализация субъектов РФ


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

29

Зачет по теме «Экономическая и социальная география России». Практика решений тестовых заданий по теме.



30

Политическая карта мира Политическая карта Европы. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран Северной, Западной, восточной и Южной Европы, Европейского союза и СНГ.


Номенклатура стран Северной, Западной, восточной и Южной Европы, Европейского союза и СНГ.

31

Политическая карта мира. Политическая карта Азии, Африки и Америки.Номенклатура и состав субрегионов. Установление соответствия стран указанным столицам и столиц указанным странам.


Номенклатура и состав субрегионов. Установление соответствия стран указанным столицам и столиц указанным странам

32

Политическая карта мира. Динамика формирования современной политической карты мира. Региональные объединения стран Европы, Азии, Африки и Америки. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.


Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

33

Подготовка к контрольно-зачетному тестированию



34

Контрольно-зачетное тестирование.




ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2014-2016.

  2. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2014, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2014г.

  3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2014.

  4. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН», 2013.

  5. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы. . Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013-2016.

  6. Единый государственный экзамен 2014: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение. 2013,2014,2015,2016

  7. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.

  8. Интернет-ресурсы

  9. Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.

  10. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-podgotovke-k-oge-po-geografii-v-klasse-741443.html