СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа театрально-драматического кружка «Театральные подмостки»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена и адаптирована на основе следующих программ: Новикова Т.В. Театральная деятельность как один из способов социализации личности младшего школьника; Груненкова Н.В.Программа театрального кружка "Творческая мастерская". В составленной программе театрально драматического кружка «Театральные подмостки»  детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля, но и как средство активизации в ребенке мышления и познавательного интереса; пробуждения фантазии и воображения, любви к родному слову; развития сочувствия и сопереживания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа театрально-драматического кружка «Театральные подмостки»»








ТЕАТРАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК

«ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ»
















Сары-Баш

2015 г



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САРЫБАШСКАЯ ШКОЛА С КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ ИМ.А.М.ТИППА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»





Утверждаю

Директор МБОУ Сарыбашская школа

___________Р.У. Удабаши

№_____от____________2015г

«____»___________2015г.

.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕАТРАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ»


НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Составитель программы: Каримходжаева Динара Наримановна
















Согласовано

Заместитель по УВР

______Л.В.Насурова

«____»_________2015г



Пояснительная записка


Театр может жить на любом уроке, а также в любом другом школьном деле, и для этого совсем не нужно что-то разыгрывать.

Важно только понять, что театр способен быть не формой, а методом.

О.Лапина, театровед, преподаватель.



Данная программа составлена и адаптирована на основе следующих программ: Новикова Т.В. Театральная деятельность как один из способов социализации личности младшего школьника; Груненкова Н.В.Программа театрального кружка "Творческая мастерская". В составленной программе театрально драматического кружка «Театральные подмостки» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля, но и как средство активизации в ребенке мышления и познавательного интереса; пробуждения фантазии и воображения, любви к родному слову; развития сочувствия и сопереживания.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания школьников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми.
Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной "школы переживания”, созданной К.С. Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.

Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития  и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся. Цель программы: развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;

  • формирование общей культуры;

  • приобретение знаний и практических умений в области театрального искусства.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв­ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

Авторская образовательная программа «Театральные подмостки» – результат многолетней практической работы с детским коллективом. В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Отличительная  особенность программы «Театральные подмостки» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Программа «Театральные подмостки» строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.


Содержание программы:

Программа включает в себя несколько направлений-разделов, по которым ведутся занятия.

Ритмопластика.

Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовности действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развитие координации движений; обучение запоминанию заданных поз и образной их передаче; развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию; обучение созданию образов животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; обучение сочинению небольших рассказов и сказок, подбору простейших рифм; произнесению скороговорок и стихов; тренировка четкого произношения согласных в конце слова; пополнение словарного запаса.

Основы театральной культуры.

Элементарные понятия, профессиональная терминология театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Обучение сочинению этюдов; развитие навыка действий с воображаемыми предметами; обучение нахождению ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделению их голосом; развитие умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение словарного запаса, образного строя речи.

Формы занятий:

- лекция-беседа;

- дискуссия (обсуждение после показа);

- тренинг;

- репетиция;

- показ театральной постановки (миниатюра, спектакль);

- участие в школьных мероприятиях.

Формы контроля:

- рефлексивная беседа;

- открытый показ спектакля (1 раз в полугодие для учащихся и родителей);

- творческий отчет.

Предполагаемые умения и навыки детей по окончании курса:

Ребенок должен знать:

  • Основные театральные термины.

  • Основные постановочные единицы: миниатюра, этюд, пьеса.

  • Профессии театра, устройство сцены, технику грима.

  • Наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

  • 8-10 скороговорок.

  • Театральные игры, техники восстановления дыхания.

Ребенок должен уметь:

  • Произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

  • Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

  • Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  • Запоминать заданные педагогом мизансцены.

  • Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.

  • Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

  • Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

  • Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

  • Менять по заданию педагога тембровую окраску голоса.

  • Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

  • Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

  • Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  • Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

  • Строить диалог с партнером на заданную тему.

  • Подбирать рифму к заданному слову.

  • Составлять диалог между сказочными героями.


Сроки реализации программы: 1 год обучения.

Объем программы: 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
































Календарно-тематическое планирование занятий театрально- драматического кружка «Театральные подмостки». 

 №

Кол. час

Дата

Тема занятия

Основы театральной культуры

Ритмопластика

Культура и техника речи

Работа над спектаклем

1

 




 Театр начинается...

Театральный словарь:  театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации.

Игры:

«Муравьи»

«Кактус и ива»

 

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово»

Обсуждение репертуара

2

 


 А не замахнуться ли нам?...

Театральный словарь: бенефис, грим, зритель, миниатюра

Игры:

«Муравьи»

«Кактус и ива»

 

Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри», «диафрагменное дыхание».

Работа над миниатюрой «Дорогому учителю!»

3

 


Репетиция

Театральный словарь: драма, комедия, трагедия, водевиль, миниатюра

Игры:

«Муравьи»

«Кактус и ива»

Изготовление журавлика в технике оригами

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово».

Работа над ролями в миниатюре

4

 


 Быть, а не казаться...

Театральный словарь:

котурны,  жест, мимика.

Игры:

«Муравьи»

«Кактус и ива»

Изготовление журавлика (оригами)

Развиваем правильное дыхание: диафрагменное дыхание, скороговорки.

Генеральная репетиция миниатюры «Дорогому учителю!»

5

 


 Разбор полетов!

Театральный словарь:

Этюд, оркестр, дирижер.

Игры:

«Муравьи»

«Кактус и ива»


Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово»

Показ миниатюры «Дорогому учителю!»

Анализ показанной миниатюры.



6



 Давайте поиграем

Театральный словарь: реквизит, репертуар, премьера, пьеса-игра.

Игры:

«Муравьи»

«Кактус и ива»

игры со стульями

«День рождения»

Развиваем правильное дыхание: диафрагменное дыхание. 

«Одуванчик».

Обсуждение игры-пьесы «За семью печатями» Работа над игрой «За семью печатями»

7

 


 

Игровое занятие

Театральный словарь:

Акт, пьеса, диалог, антракт, монолог, реплика, ремарка

Игры:

«Превращение комнаты»

 

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово»

Игра-пьеса «За семью печатями»

8

 


 Профессии театра

Театральный словарь: осветитель, гример, костюмер, сценарист.

Игры:

«Муравьи»

«Кактус и ива»

«Превращение комнаты».

Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».

Анализ проведенной игры

Обсуждение пьесы-сказки «Кукушка»

9

 


Театр и жизнь

Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства.

Игры:

«Муравьи»

«Кактус и ива»

«День рождения»

«Осьминог»

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово»

Разучивание ролей для пьесы-сказки «Кукушка»

10

 


Фантазия - источник творческой духовности человека.

Устройство зрительного зала и сцены.

Пластические импровизации:

«встреча», «потеря» «листья».

Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».

 Разучивание ролей для пьесы-сказки «Кукушка»

11

 


Фантазия - источник творческой духовности человека.

Устройство зрительного зала и сцены.

Пластические импровизации:

«встреча», «потеря» «листья».

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово»

Разучивание ролей для пьесы-сказки «Кукушка». Изготовление декораций и костюмов.

12

 


Фантазия - источник творческой духовности человека.

Устройство зрительного зала и сцены.

Игра: «Что можно взять с собой в театр?»

Пластические импровизации:

«утро», «подарок» «печаль».

Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».

Разучивание ролей для пьесы-сказки «Кукушка». Изготовление декораций и костюмов.

13

 


Этюды на повадки животных.

Устройство зрительного зала и сцены.

Игра: «Что можно взять с собой в театр?»

Пластические импровизации:

Лиса, волк, ворона,

ягненок, собаки и др.

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово»

Генеральная репетиция пьесы-сказки «Кукушка»

14

 


Образное представление неодушевлённых предметов

Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю

Пластические импровизации:

выполнение действий с воображаемыми предметами.

Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».

Работа над ролями (индивидуальная)

Открытый показ пьесы-сказки «Кукушка»

 (_________)

15

 


Этюды на память физических действий.

Оформление сцены. Декорации.

Игры: «Что я делаю?», «Кругосветное путешествие».

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово»

Рефлексивная беседа

16

 


Групповые этюды

Театральные традиции. Репертуар театра.

Работа с этюдами:

«Гнев», «Знакомство»

Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри», диафрагменное дыхание.

 Обсуждение репертуара на следующее полугодие


17

 


Групповые этюды

Театральный сезон. Гастроли

Работа с этюдами:

«Разговор по телефону».

 

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово»

Работа над пьесой «Мальчишки и девчонки»

18



Театр как сообщество творческих людей

Психология личности актера

Работа с этюдами: «Спор»

Игры: «Осьминог»

«Кактус и ива»

Работа с дыхательными упражнениями: «Диафрагменное дыхание». Игры со словами: рифмы. Скороговорки

Работа над пьесой

19



Театр как сообщество творческих людей

Психология личности актера. Способы вживания в роль и абстрагирования от роли.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

«Ямщик», «Марионетка»

Работа со скороговорками, «мыльные пузыри», «Одуванчик»

Работа над пьесой

20



Театральная этика

Театральный словарь: театральная этика, поведение актера и зрителя. Отзыв, рецензия.

Игры: «Зеркало»,

«Интервью»,

«Провокация».

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово». Реакция на реплику

Работа над пьесой. Изготовление декораций и костюмов.

21



Театральная этика

Поведение актера и зрителя.

Кодекс чести актера

Игры: Кактус и ива, «Осьминог» и пр.

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово»

Работа над пьесой, изготовление реквизита

22



Наши эмоции

Театральный словарь: творческая эмоция; грим.


Игры «Шея есть – шеи нет», «Кактус и ива» и пр.

Разучивание стихотворений: поздравительные, художественные,

Генеральная репетиция пьесы.

Открытый показ пьесы (______)

23



Наши эмоции

Невербальное поведение: жестикуляция. Язык нашего тела. Помощник – грим, техника грима.

«Муравьи», пластические импровизации «холодно», «грустно», «радуюсь».

Работа над техникой стиха: рифмованный и белый стих. Игры со словами: рифма, перифраз; прозаизация стиха.

Анализ показанной пьесы. Работа над собой.


24



Наши эмоции

Язык нашего тела. Позиции в пространстве

«Шея есть – шеи нет».

Изобрази эмоцию.

Работа над техникой стиха

Работа над постановкой к празднику 9-е мая

25




Театральная труппа

Театральный словарь: труппа, 1-й состав, 2-ой состав;

Кто в труппе главный?

«Осьминог», «Ямщик», «Марионетка».

Падай красиво и правильно

Техника речи в различных ситуациях (боль, падение, рыдание)

Работа над постановкой

26



Театральная труппа

Режиссер, сценарист, актер.

Театральный словарь: амплуа

Техника падения. «Зеркало».

Техника речи в различных ситуациях (боль, падение, рыдание, смех, презрение и пр.)

Работа над постановкой. Изготовление декораций и костюмов

27



Его величество театр!

Поведение во время репетиции

Техника падения. Пластические импровизации

Техника стиха о войне.

Работа над постановкой. Изготовление декораций и костюмов

28



Его величество театр!

Поведение за кулисами во время паузы. Ожидание своего выхода

Пауза. Ожидание выхода. «Осьминог».

Игры со словами, «главное слово», пузыри.

Работа над постановкой. Изготовление декораций и костюмов

29



Его величество театр!

Последний выход, поклон.

Аплодисменты.

Техника поклона.


Игры со словами, рифмы, скороговорки. Правильное дыхание.

Открытый показ постановки

30



Что мы умеем?

Повторение всех изученных терминов

От выхода до поклона: театральные и двигательные игры

Игры со словами, дыхательные упражнения

Подготовка творческого отчета

31



Что мы умеем?

Повторение всех изученных терминов

Любимые театральные игры

Дыхательные упражнения

Подготовка творческого отчета

32



Что мы умеем?

Рефлексивная беседа: Что для тебя театр

Любимые театральные игры

Дыши легко!

Показ творческого отчета

33



Долгожданные каникулы

Артист на каникулах

Как не потерять форму на каникулах

Как не потерять навык правильного дыхания

Рефлексивная беседа




 















Список литературы:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. – М.: «Вако», 2006.

2. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

3. Груненкова Н.В. Программа кружка творческая мастерская. – М.: «Вако», 2006.

4. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004.

5. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

6. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.

7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.

8. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

9. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика — опыт междисциплинарного синтеза. Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

10. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996.

11. Новикова Т.В. Театральная деятельность как один из способов социализации личности младшего школьника. Пособие для учителя. – М.: «Астрель», 2003.

12. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.

13. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис-пресс, 2003.

14. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002.

15. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

16. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998.

17. Электронная библиотека Мошкова/

18. Интернет издания: www.zdorowscool.ru; www.Ped.sowet.ru и др.


8