
ТЕАТРАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК
«ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ»
Сары-Баш
2015 г
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САРЫБАШСКАЯ ШКОЛА С КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ ИМ.А.М.ТИППА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Утверждаю
Директор МБОУ Сарыбашская школа
___________Р.У. Удабаши
№_____от____________2015г
«____»___________2015г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕАТРАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ»
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы: Каримходжаева Динара Наримановна
Согласовано
Заместитель по УВР
______Л.В.Насурова
«____»_________2015г
Пояснительная записка
Театр может жить на любом уроке, а также в любом другом школьном деле, и для этого совсем не нужно что-то разыгрывать.
Важно только понять, что театр способен быть не формой, а методом.
О.Лапина, театровед, преподаватель.
Данная программа составлена и адаптирована на основе следующих программ: Новикова Т.В. Театральная деятельность как один из способов социализации личности младшего школьника; Груненкова Н.В.Программа театрального кружка "Творческая мастерская". В составленной программе театрально драматического кружка «Театральные подмостки» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля, но и как средство активизации в ребенке мышления и познавательного интереса; пробуждения фантазии и воображения, любви к родному слову; развития сочувствия и сопереживания.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания школьников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми.
Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной "школы переживания”, созданной К.С. Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся. Цель программы: развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
формирование общей культуры;
приобретение знаний и практических умений в области театрального искусства.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
Авторская образовательная программа «Театральные подмостки» – результат многолетней практической работы с детским коллективом. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Отличительная особенность программы «Театральные подмостки» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Программа «Театральные подмостки» строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Содержание программы:
Программа включает в себя несколько направлений-разделов, по которым ведутся занятия.
Ритмопластика.
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовности действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развитие координации движений; обучение запоминанию заданных поз и образной их передаче; развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию; обучение созданию образов животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; обучение сочинению небольших рассказов и сказок, подбору простейших рифм; произнесению скороговорок и стихов; тренировка четкого произношения согласных в конце слова; пополнение словарного запаса.
Основы театральной культуры.
Элементарные понятия, профессиональная терминология театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Обучение сочинению этюдов; развитие навыка действий с воображаемыми предметами; обучение нахождению ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделению их голосом; развитие умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение словарного запаса, образного строя речи.
Формы занятий:
- лекция-беседа;
- дискуссия (обсуждение после показа);
- тренинг;
- репетиция;
- показ театральной постановки (миниатюра, спектакль);
- участие в школьных мероприятиях.
Формы контроля:
- рефлексивная беседа;
- открытый показ спектакля (1 раз в полугодие для учащихся и родителей);
- творческий отчет.
Предполагаемые умения и навыки детей по окончании курса:
Ребенок должен знать:
Основные театральные термины.
Основные постановочные единицы: миниатюра, этюд, пьеса.
Профессии театра, устройство сцены, технику грима.
Наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
8-10 скороговорок.
Театральные игры, техники восстановления дыхания.
Ребенок должен уметь:
Произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Менять по заданию педагога тембровую окраску голоса.
Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Строить диалог с партнером на заданную тему.
Подбирать рифму к заданному слову.
Составлять диалог между сказочными героями.
Сроки реализации программы: 1 год обучения.
Объем программы: 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование занятий театрально- драматического кружка «Театральные подмостки».
№ | Кол. час | Дата | Тема занятия | Основы театральной культуры | Ритмопластика | Культура и техника речи | Работа над спектаклем |
1 | | | Театр начинается... | Театральный словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | Обсуждение репертуара |
2 | | | А не замахнуться ли нам?... | Театральный словарь: бенефис, грим, зритель, миниатюра | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри», «диафрагменное дыхание». | Работа над миниатюрой «Дорогому учителю!» |
3 | | | Репетиция | Театральный словарь: драма, комедия, трагедия, водевиль, миниатюра | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» Изготовление журавлика в технике оригами | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово». | Работа над ролями в миниатюре |
4 | | | Быть, а не казаться... | Театральный словарь: котурны, жест, мимика. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» Изготовление журавлика (оригами) | Развиваем правильное дыхание: диафрагменное дыхание, скороговорки. | Генеральная репетиция миниатюры «Дорогому учителю!» |
5 | | | Разбор полетов! | Театральный словарь: Этюд, оркестр, дирижер. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | Показ миниатюры «Дорогому учителю!» Анализ показанной миниатюры. |
6 | | | Давайте поиграем | Театральный словарь: реквизит, репертуар, премьера, пьеса-игра. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» игры со стульями «День рождения» | Развиваем правильное дыхание: диафрагменное дыхание. «Одуванчик». | Обсуждение игры-пьесы «За семью печатями» Работа над игрой «За семью печатями» |
7 | | | Игровое занятие | Театральный словарь: Акт, пьеса, диалог, антракт, монолог, реплика, ремарка | Игры: «Превращение комнаты» | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | Игра-пьеса «За семью печатями» |
8 | | | Профессии театра | Театральный словарь: осветитель, гример, костюмер, сценарист. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» «Превращение комнаты». | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | Анализ проведенной игры Обсуждение пьесы-сказки «Кукушка» |
9 | | | Театр и жизнь | Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» «День рождения» «Осьминог» | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | Разучивание ролей для пьесы-сказки «Кукушка» |
10 | | | Фантазия - источник творческой духовности человека. | Устройство зрительного зала и сцены. | Пластические импровизации: «встреча», «потеря» «листья». | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | Разучивание ролей для пьесы-сказки «Кукушка» |
11 | | | Фантазия - источник творческой духовности человека. | Устройство зрительного зала и сцены. | Пластические импровизации: «встреча», «потеря» «листья». | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | Разучивание ролей для пьесы-сказки «Кукушка». Изготовление декораций и костюмов. |
12 | | | Фантазия - источник творческой духовности человека. | Устройство зрительного зала и сцены. Игра: «Что можно взять с собой в театр?» | Пластические импровизации: «утро», «подарок» «печаль». | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | Разучивание ролей для пьесы-сказки «Кукушка». Изготовление декораций и костюмов. |
13 | | | Этюды на повадки животных. | Устройство зрительного зала и сцены. Игра: «Что можно взять с собой в театр?» | Пластические импровизации: Лиса, волк, ворона, ягненок, собаки и др. | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | Генеральная репетиция пьесы-сказки «Кукушка» |
14 | | | Образное представление неодушевлённых предметов | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю | Пластические импровизации: выполнение действий с воображаемыми предметами. | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | Работа над ролями (индивидуальная) Открытый показ пьесы-сказки «Кукушка» (_________) |
15 | | | Этюды на память физических действий. | Оформление сцены. Декорации. | Игры: «Что я делаю?», «Кругосветное путешествие». | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | Рефлексивная беседа |
16 | | | Групповые этюды | Театральные традиции. Репертуар театра. | Работа с этюдами: «Гнев», «Знакомство» | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри», диафрагменное дыхание. | Обсуждение репертуара на следующее полугодие |
17 | | | Групповые этюды | Театральный сезон. Гастроли | Работа с этюдами: «Разговор по телефону». | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | Работа над пьесой «Мальчишки и девчонки» |
18 | | | Театр как сообщество творческих людей | Психология личности актера | Работа с этюдами: «Спор» Игры: «Осьминог» «Кактус и ива» | Работа с дыхательными упражнениями: «Диафрагменное дыхание». Игры со словами: рифмы. Скороговорки | Работа над пьесой |
19 | | | Театр как сообщество творческих людей | Психология личности актера. Способы вживания в роль и абстрагирования от роли. | Упражнения на снятие мышечного напряжения «Ямщик», «Марионетка» | Работа со скороговорками, «мыльные пузыри», «Одуванчик» | Работа над пьесой |
20 | | | Театральная этика | Театральный словарь: театральная этика, поведение актера и зрителя. Отзыв, рецензия. | Игры: «Зеркало», «Интервью», «Провокация». | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово». Реакция на реплику | Работа над пьесой. Изготовление декораций и костюмов. |
21 | | | Театральная этика | Поведение актера и зрителя. Кодекс чести актера | Игры: Кактус и ива, «Осьминог» и пр. | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | Работа над пьесой, изготовление реквизита |
22 | | | Наши эмоции | Театральный словарь: творческая эмоция; грим. | Игры «Шея есть – шеи нет», «Кактус и ива» и пр. | Разучивание стихотворений: поздравительные, художественные, | Генеральная репетиция пьесы. Открытый показ пьесы (______) |
23 | | | Наши эмоции | Невербальное поведение: жестикуляция. Язык нашего тела. Помощник – грим, техника грима. | «Муравьи», пластические импровизации «холодно», «грустно», «радуюсь». | Работа над техникой стиха: рифмованный и белый стих. Игры со словами: рифма, перифраз; прозаизация стиха. | Анализ показанной пьесы. Работа над собой. |
24 | | | Наши эмоции | Язык нашего тела. Позиции в пространстве | «Шея есть – шеи нет». Изобрази эмоцию. | Работа над техникой стиха | Работа над постановкой к празднику 9-е мая |
25 | | | Театральная труппа | Театральный словарь: труппа, 1-й состав, 2-ой состав; Кто в труппе главный? | «Осьминог», «Ямщик», «Марионетка». Падай красиво и правильно | Техника речи в различных ситуациях (боль, падение, рыдание) | Работа над постановкой |
26 | | | Театральная труппа | Режиссер, сценарист, актер. Театральный словарь: амплуа | Техника падения. «Зеркало». | Техника речи в различных ситуациях (боль, падение, рыдание, смех, презрение и пр.) | Работа над постановкой. Изготовление декораций и костюмов |
27 | | | Его величество театр! | Поведение во время репетиции | Техника падения. Пластические импровизации | Техника стиха о войне. | Работа над постановкой. Изготовление декораций и костюмов |
28 | | | Его величество театр! | Поведение за кулисами во время паузы. Ожидание своего выхода | Пауза. Ожидание выхода. «Осьминог». | Игры со словами, «главное слово», пузыри. | Работа над постановкой. Изготовление декораций и костюмов |
29 | | | Его величество театр! | Последний выход, поклон. Аплодисменты. | Техника поклона. | Игры со словами, рифмы, скороговорки. Правильное дыхание. | Открытый показ постановки |
30 | | | Что мы умеем? | Повторение всех изученных терминов | От выхода до поклона: театральные и двигательные игры | Игры со словами, дыхательные упражнения | Подготовка творческого отчета |
31 | | | Что мы умеем? | Повторение всех изученных терминов | Любимые театральные игры | Дыхательные упражнения | Подготовка творческого отчета |
32 | | | Что мы умеем? | Рефлексивная беседа: Что для тебя театр | Любимые театральные игры | Дыши легко! | Показ творческого отчета |
33 | | | Долгожданные каникулы | Артист на каникулах | Как не потерять форму на каникулах | Как не потерять навык правильного дыхания | Рефлексивная беседа |
|
Список литературы:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. – М.: «Вако», 2006.
2. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
3. Груненкова Н.В. Программа кружка творческая мастерская. – М.: «Вако», 2006.
4. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004.
5. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
6. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
8. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
9. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика — опыт междисциплинарного синтеза. Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
10. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996.
11. Новикова Т.В. Театральная деятельность как один из способов социализации личности младшего школьника. Пособие для учителя. – М.: «Астрель», 2003.
12. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.
13. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис-пресс, 2003.
14. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002.
15. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
16. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998.
17. Электронная библиотека Мошкова/
18. Интернет издания: www.zdorowscool.ru; www.Ped.sowet.ru и др.
8