МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕСНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
«Согласовано» Заместитель директора по воспитательной работе /_________/ Л.В. Антонова | Рассмотрено на заседании МО Приказ № __от _____2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы: ________/С.В. Анашкина Приказ № ___ от 2017. |
Образовательная программа дополнительного образования детей
Творческое объединение
«В гостях у сказки!»
2017/2018 учебный год
составлена учителем первой квалификационной категории
Смаевой Екатерины Владимировны
Срок реализации 1 год
Возраст 8 – 13 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа театрального объединения «В гостях у сказки» разработана для обучающихся 2-7 классов на основе курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); - образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждении дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска)
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)
Содержание программы:
1. Вводное занятие, заключительное занятие решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
2. Театральная игра Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников.
3 . Культура и техника речи Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать. Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
4. Ритмопластика. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
5. Основы театральной культуры. Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
6. Фольклор. Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
7. Работа над спектаклем. Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы) 2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры. 3. Распределить роли персонажей между детьми 2 этап - Репетиционный Цели: 1. Научить детей репетировать пьесу по частям 2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность. 3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены». 3 этап - Завершающий Цели: 1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. 2. Научить детей чувствовать ритм спектакля 3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации. 4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей 4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
8. Индивидуальная работа с детьми подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам
9. Просмотрово-информационный Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
Виды контроля
-выступление на школьных праздниках,
-торжественных и тематических линейках,
-участие в школьных мероприятиях,
-родительских собраниях,
-инсценирование сказок,
-сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Ожидаемые результаты:
В ходе занятий воспитанники театрального кружка, должны научиться следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь строить диалог с партнёром.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
Должны знать:
- Обучающиеся должны знать правила поведения зрителя,
этикет в театре до, во время и после спектакля; виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Должны уметь:
- Обучающиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Тематическое планирование курса
№п/п | Тема раздела | Количество часов | Сроки реализации |
1 | Вводное занятие, | 1 | сентябрь |
2 | Театральная игра | 16 | октябрь |
3 | Культура и техника речи | 8 | ноябрь |
4 | Ритмопластика | 8 | декабрь |
5 | Основы театральной культуры | 3 | январь |
6 | Фольклор | 6 | февраль |
7 | Работа над спектаклем | 19 | март |
8 | Индивидуальная работа | 3 | апрель |
9 | Просмотрово-информационный раздел | 4 | май |
| Итого | 68 | |
Календарно-тематическое планирование
театрального кружка на 2016/17 уч. год.
№ п/п | Тема занятия наименование разделов | Количество часов | Дата проведения | Примечания |
| план | факт |
Вводное занятие | 1 | |
| Театральная игра | 16 | |
1- 2 | Театр – игра! Добро пожаловать в игру «Сказка странствий»! | 2 ч. | | | |
3-4 | «Азбука тела» | 2 ч. | | | |
5 | «Беби-степ» | 1 ч. | | | |
6 | «Вообразилия» | 1 ч. | | | |
7 | «Герой» | 1 ч. | | | |
8-9 | «Внимание, внимание, дорога - на внимание!» | 2 ч. | | | |
10-11 | «Домашний театрик» | 2 ч. | | | |
12-13 | «Жизнь сказки» | 2 ч. | | | |
14-15 | «Загадки превращений» | 2 ч. | | | |
16 | «Обыкновенное чудо» | 1 ч | | | |
| Культура и техника речи. | 8 ч. | | | |
17 | Упражнения по фонационному дыханию. | 1 ч. | | | |
18 | Подготовка речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). Игровые тренинги. | 1 ч. | | | |
19 | Постановка голоса. Звуковые упражнения. | 1 ч. | | | |
20 | Постановка голоса. Посыл звук | 1 ч. | | | |
21 | Правильная дикция и артикуляция. Упражнения со скороговорками. | 1 ч. | | | |
22 | Словесное действие(скороговорки с заданным действием). | 1 ч. | | | |
23 | Работа с текстом. Логические ударения в предложениях. | 1 ч. | | | |
24 | Правильная дикция и артикуляция. Упражнения со скороговорками. | 1 ч. | | | |
| Ритмопластика | 8 ч. | | | |
25-26 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. | 2 ч. | | | |
27-28 | Развитие координации. | 2 ч. | | | |
29-30 | Отработка сценического этюда «Обращение» | 2 ч. | | | |
31-32 | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 2 ч. | | | |
| Основы театральной культуры | 3 ч | | | |
33 | Знакомство детей с видами театрального искусства. | 1 ч | | | |
34 | Развитие интереса к сценическому искусству. | 1 ч. | | | |
35 | Театральные профессии. Правила поведения в театре. | 1 ч | | | |
| Фольклор | 6 ч | | | |
36 | Знакомство с детскими народными песнями. | 1 ч | | | |
37 | Заклички и приговорки. | 1 | | | |
38-39 | Сказки-импровизации. Чтение сказок. | 2 | | | |
40-41 | Жанровое своеобразие считалок | 2 | | | |
| Работа над спектаклем | 19 | | | |
42 | Выбор драматического произведения. Просмотр видеоматериала. | 1 ч | | | |
43 | Распределение ролей. Читка по ролям. | 1 ч. | | | |
44 | Деление пьесы на отдельные эпизоды. Импровизация. | 1 ч. | | | |
45 | Этюдные репетиции пьесы. Обсуждение характеров персонажей. | 1 ч. | | | |
46 | Этюдные репетиции пьесы. Обсуждение характеров персонажей. | 1 ч. | | | |
47 | Этюдные репетиции. | 1 ч. | | | |
48 | Репетиция по первому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. | 1 ч. | | | |
49 | Репетиция по первому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Работа в выгородках. | 1 ч. | | | |
50 | Репетиция по второму эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. | 1 ч. | | | |
51 | Репетиция по третьему эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. | 1 ч. | | | |
52 | Репетиция по четвертому эпизоду. | 1 ч. | | | |
53 | Мизансценирование. Создание музыкального фона. | | | | |
54 | Репетиция по четвертому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Работа в выгородках. | 1 ч | | | |
55 | Репетиция по пятому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. | 1 ч. | | | |
56 | Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка. | 1 ч. | | | |
57 | Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка. | 1 ч. | | | |
58 | Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка | 1 ч. | | | |
59 | Хореографические постановки к спектаклю. | 1 ч. | | | |
60 | Прогон спектакля. Использование элементов костюмов, реквизита и бутафории. | 1 ч. | | | |
| Индивидуальная работа | 3 ч. | | | |
61-63 | Подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам .Закрытие театрального сезона | 3 ч. | | | |
64-68 | Посещение драм театра г. Смоленск | 4ч. | | | |
| Итого | 68 ч. | | | |
Список используемой литературы
Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); -
2. Карелова, И.М. Праздник под созвездием игры. – СПб.: Специальная Литература, 2004.
3. Празднечный веселый хоровод: Сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1 -4 классы / авт.- сост.Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122с.
4. В гостях у праздника. Театрализованные внеклассные мероприятия в начальной школе / Кол. Авторов. – М.: Глобус, 2006. – 201.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕСНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Список учащихся
Творческого объединения «В гостях у сказки!»
2017/2018 учебный год
№ | Фамилия Имя | класс |
1. | Воронов Матвей | 5 |
2. | Киливник Софья | 2 |
3. | Кирюшкина Наталья | 5 |
4. | Кузин Илья | 6 |
5. | Кузин Руслан | 6 |
6. | Маймусова Анастасия | 3 |
7. | Першина Виктория | 5 |
8. | Савина Анастасия | 5 |
9. | Синюк Матвей | 5 |
10 | Толченкова Анастасия | 2 |
11. | Цыганов Арсений | 2 |
12. | Юрченко Карина | 3 |
13. | Шарипова Алина | |