Рабочая программа учебного курса «География» 6 класс
2016-2017уч.год
1.Пояснительная записка
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи,решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
УМК
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Баранчиков Е.В.- География Земли, задания и упражнения М. Просвещение 2010
Зотова А.М.- Игры на уроках географии М. Дрофа 2006
Интернет- ресурсы, методические журналы.
Интернет-сайты: Википедия, мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы; автор И. И. Баринова
Программа по географии 5-9кл./В.П.Дронов, Л.Е.Савельева/ М. Просвещение 2011
Программа по географии 5-9класс/А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя/-М.:Вентана-Граф,2012.
Стандарты второго поколения «Примерные программы по географии 5-9кл.»
Суслов В.Г.- Развивающие упражнения на уроках географии. - М.: Астрель,2009
Т.А.Карташева, С.В.Курчина. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2013.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Предметными результатами являются:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитаниелюбви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Метапредметными результатами являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
5.Содержание учебного предмета, курса
1.Введение
Открытие, изучение и преобразование Земли.
Земля – планета Солнечной системы.
2.Виды изображений поверхности Земли
2.1.План местности
Понятие о плане местности.
Масштаб.
Стороны горизонта. Ориентирование.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Составление простейших планов местности.
2.2.Географическая карта
Форма и размеры Земли.
Географическая карта.
Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта.
Географическая долгота. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
3.Строение Земли. Земные оболочки
3.1.Литосфера
Земля и её внутреннее строение.
Движения земной коры. Вулканизм.
Рельеф суши. Горы.
Равнины суши.
Рельеф дна Мирового океана.
3.2.Гидросфера
Вода на Земле.
Части Мирового океана. Свойства вод океана.
Движение воды в океане.
Подземные воды.
Реки.
Озёра.
Ледники.
3.3.Атмосфера
Атмосфера: строение, значение, изучение.
Температура воздуха.
Атмосферное давление. Ветер.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Погода и климат.
Причины, влияющие на климат.
3.4.Биосфера. Географическая оболочка
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Природный комплекс.
4.Население Земли
Население Земли
5.Обобщение
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Выпускник научится:
объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас, глобус, земная ось, географический полюс, экватор, масштаб, литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, погода, биосфера, природный комплекс;
использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению правил ухода за комнатными растениями;
приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет земной группы, форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, равнинных и горных рек, озёр по солёности вод, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях;
устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана;
отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм рельефа, океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр, для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных;
оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Выпускник получит возможность научиться
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;
учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;
наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
9.Фонд оценочных средств
по географии для обучающихся 6 класса(ФГОС второго поколения)
П.р. №1
Изображение здания школы в масштабе.
П.р.№2 Определение направления и азимута по плану местности.
П.р.№3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки.
П.р.№4 Определение координат географических объектов.
П.р.№ 5 Описание форм рельефа
П.р.№6 Описание внутренних вод.
П.р.№7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
П.р.№ 8 Построение розы ветров.
П.р.№ 9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
П.р.№10 Характеристика природного комплекса
Календарно-тематическое планирование по географии
6 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Контроль |
Введение - 2 ч. |
| | Открытие, изучение и преобразование Земли. | 5сент | |
| | Земля – планета Солнечной системы. | 12сент | |
Виды изображений поверхности Земли –11 ч. |
План местности (5 ч.) |
| | Понятие о плане местности. | 19сент | |
| | Масштаб. | | |
| | Стороны горизонта. Ориентирование. П.р. Определение направления и азимута по плану местности. | 26сент | П.р. Определение направления и азимута по плану местности. |
| | Изображение на плане неровностей земной поверхности. Тест «Масштаб», «Стороны горизонта. Ориентирование». | 3окт | Тест адм |
| | Составление простейших планов местности. П.р.№3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки. | 10окт | |
Географическая карта (6 ч.) |
| | Тест «Изображение на плане неровностей земной поверхности». Форма и размеры Земли. | 17окт | |
| | Географическая карта. | 24окт | |
| | Градусная сеть на глобусе и картах. | 7ноябр | |
| | Географическая широта. | 14ноябр | |
| | Географическая долгота. Географические координаты. П.р.№4 Определение географических координат объектов. | 21нобр | |
| | Изображение на физических картах высот и глубин. | 28ноябр | |
Строение Земли. Земные оболочки - 20 ч. |
Литосфера (5 ч.) |
| | Тест «Географическая карта». Земля и её внутреннее строение. | 5дек | |
| | Движения земной коры. Вулканизм. | 12дек | |
| | Рельеф суши. Горы. | 19дек | |
| | Равнины суши. П.р.№ 5 Описание форм рельефа. | 26дек | |
| | Рельеф дна Мирового океана. | 16янв | |
Гидросфера (7 ч.) |
| | Тест «литосфера». Вода на Земле. | 23янв | |
| | Части Мирового океана. Свойства вод океана. | 30янв | |
| | Движение воды в океане. | 6февр | |
| | Подземные воды. | 13февр | |
| | Реки. | 20февр | |
| | Озёра. П.р.№6 Описание внутренних вод. | 27февр | |
| | Защита проектов «Озёра Карелии». Ледники. | 6март | |
Атмосфера (6 ч.) |
| | Тест «Гидросфера». Атмосфера: строение, значение, изучение. | 13март | |
| | Температура воздуха. П.р.№7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | 20март | |
| | Атмосферное давление. Ветер. П.р.№ 8 Построение розы ветров. | 3апр | |
| | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. П.р.№ 9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | 10апр | |
| | Погода и климат. | 17апр | |
| | Причины, влияющие на климат. | 24апр | |
Биосфера. Географическая оболочка (2 ч.) |
| | Тест «Атмосфера». Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 8мая | |
| | Природный комплекс. П.р.№10 Характеристика природного комплекса | 15мая | |
Население Земли - 1 ч. |
| | Население Земли. | 22мая | |
Обобщение (1 ч.) |
| | Обобщение. | 29мая | |
| | | | |
| | | | |
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
1. Исследование «Можно ли Гомера считать основоположником географии?».
2. Создание презентации «Карта — памятник культуры».
3. Составление карты «История освоения моей местности».
4. Создание презентации «Навигационные системы как источник географической информации».
5. Создание фотовыставки «Пещеры — подземные дворцы».
6. Составление карты «Отражение форм рельефа в географических названиях».
7. Создание фотовыставки «Влияние климата на уклад жизни человека».
8. Создание наглядного пособия «Моя экологическая тропа».