СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа туристического кружка "Юность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка направлена на поиск краеведческого материала.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа туристического кружка "Юность"»

Туристско- краеведческий кружок «Юность».

Пояснительная записка.

Постоянно происходящие усложнения и ускорения общественных процессов, унификация всех сфер жизни общества, которая приводит, с одной стороны, к стиранию различий между культурами, этнической самобытности, а с другой — к нарастающему стремлению сохранить уникальность каждого народа, не допустить размывания традиций, изменяют и требования к отечественной системе образования, и изменения в современном мире. Сегодня становится приоритетной задача формирования и закрепления у молодого поколения гражданских ценностей, патриотизма, проявляющегося в чувстве любви к своей стране, ответственности за ее судьбу.

В основу стандарта общего образования второго поколения положена идея формирования российской идентичности, то есть формирования личности будущего россиянина как важнейшего условия укрепления российской государственности.

Современная школа на сегодняшний день формирует набор компетентностей, которыми должен обладать выпускник. Но всегда формируемые компетенции отвечают требованию современного образования в сельской школе. Младший подростковый школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Выше изложенные качества учебной деятельности можно эффективно формировать через кружковую работу в школе.

В настоящее время развитие туристско- краеведческого кружка в нашей школе необходимо, так как на данных занятиях процесс обучения можно построить в характере поиска и исследования, выход за рамки урока, за пределы школы. Туристско – краеведческий кружок дает прекрасные возможности включать в обучения исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи.

Программа кружка дает возможность школьникам шире познакомится с мировыми туристическими зонами и родным краем, глубже понять историю и культуру других стран и мира, приобщить к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.

Цель курса: совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения.

Задачи курса:

  • Воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края

  • Развитие умений творческого, исследовательского характера; готовность к практическим делам.

  • Приобщение учащихся к краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.

  • Совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.

Выделяются следующие особенности системы дополнительного образования детей туристско- краеведческого профиля:

  • Опора на географическое, экологическое, геологическое и краеведческое содержание общего образования (построение системы внеурочной образовательной деятельности);

  • Организация туристско- краеведческой деятельности как открытой, развивающейся системы;

  • Эмоциональное разнообразие, достигаемое за счет инновационных и традиционных форм организации деятельности обучающихся на занятиях;

  • Образование единой социально- педагогической среды- сообщество партнеров между педагогом и обучающимися;

  • Содержание туристско- краеведческого кружка строится на основе личностно- деятельностного подхода и на прямую связано с интересами школьника.

В план обязательно включаются: тема изучения, содержание работы, задания по группам и индивидуальные, сроки выполнения работы, сроки проведения походов для сбора краеведческого материала, ответственные за выполнение, сроки подведения итогов работы и ее оформления. Также в плане раскрываются формы и методы туристско-краеведческой работы, содержание общественно полезной деятельности учеников.

Занятия туристско-краеведческого кружка планируют на учебный год, два часа в неделю. Обязательно некоторые занятия кружка проводят в форме экскурсий и походов.

Основные требования. Учащие должны знать:

  1. Общие понятия о туризме: виды, классификацию туризма.

  2. Об истории, культуре, географии своей «Малой Родины».

  3. Историю, традиции своей малой Родины

  4. Правила поведения группы и себя на природе.

Учащиеся должны уметь:

  1. Составлять туристические маршруты.

  2. Проектировать и защищать свои исследовательские и проектные работы.

  3. Ориентироваться на местности и по природным ориентирам определять свое местоположения.

  4. Уметь работать с историческими, документальными и географическими источниками знаний.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Туристско- краеведческий кружок - добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию родного края через различные формы внеурочной деятельности.

1.2.Деятельность школьного кружка строится на принципах:

добровольности,

самостоятельности выбора направления деятельности,

стремления к познанию родного края,

инициативности,

совершенствования различных умений и навыков.

товарищества,

коллективизма,

творчества.

2. ЗАДАЧИ ДЕЯЕТЛЬНОСТИ

1.     содействовать географическому, историческому, экологическому и культурному изучению родного края;

2.     развивать у школьников познавательную активность, туристские и исследовательские умения и навыки;

3.     знакомить школьников с разнообразными географическими, историческими и культурными объектами родного края;

4.     овладевать методикой проведения туристических походов, экскурсий;

5.     учить работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы, грамотно оформлять туристические и экспедиционные отчеты и научные работы, овладевать искусством дискуссии, выступать перед аудиторией с докладами, обращаться с оборудованием и специальным снаряжением;

6.     способствовать профессиональному самоопределению учащихся.











3.НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

3.1. Туристско-краеведческое направление осуществляется в следующих формах работы: походы краеведческой, туристической направленности, семинары по туристско-краеведческой работе.

3.2. Туристско-спортивное направление реализуется через туристический кружок, спортивные походы, туристические слеты и сборы.

3.3. Музейное направление содержит две составляющие: сотрудничество со школьным комплексным историко-краеведческим музеем.

Прогнозируемые результаты: Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», а так же формирование туристических навыков.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть туристко - краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности культур других стран.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.





Тематическое планирование туристско- краеведческого кружка.

Тема занятий кружка

Кол-во часов

1.

Введение. План работы туристско - краеведческого кружка: цели, задачи, перспективы работы.

1

2.

Место туризма и краеведения в современном мире. Основные понятия, сферы деятельности туризма и краеведение.

1

3.

Этапы организации туристско- краеведческой работы в масштабном и частном плане.

2

4.

Все о туристических походах.

1

5.

Место моего села на географической карте.

1

6.

История образования Целинного поселения.

1

7.

Коренные жители (аборигены), традиции и обычаи. Быт и домашняя утварь.

2

8.

Составление летописи «История моего села».

3

9.

«Их имена навечно останутся в нашей памяти». Знакомство с Ветеранами ВОВ. Создание папки «Судьбы моей страны»»

4

10.

Путешествие по городам героям России.

1 (17)

11.

Знаменитые люди, ветераны труда моей малой Родины. Создание папки « Ветераны труда и знаменитые люди моего села».

2

12.

История создания и описание памятников родного села

1

13.



9.

Туризм, как инструмент познания мира. Физическая разминка.

2

10.

Физическая подготовка в туризме.

2

6.

Разработка туристического маршрута.

2

7.

Сбор туристического инвентаря.

1

8.

Туристический поход.

4

9.

Классы туристической деятельности. Виды туризма.

1

10.

Типология туристов и внешние факторы, определяющие туристическую деятельность. Физическая подготовка.

3

11.

Туристическое нестандартное оборудование

2

12.

Туристический маршрут в зимние время года.

2

13.

Техника безопасности в зимнем туристическом маршруте.

1

14.

Подготовка к туристическому маршруту в зимнее время года.

2

15.

Туристический поход зимой.

4

16.

Игра «Один день в армии».

2

17.

Семь чудес России.

1

18.

Туристско- рекреационные зоны и районы России и СНГ.

2

19.

Рекреационный потенциал России и его использование.

1

20.

«Золотое кольцо России».

2

21.

Города «Золотого кольца России».

2

22.

Составление схемы туристско- рекреационные зоны СНГ.

1

23.

Составление гипотематического туристического маршрута по внутренним водным путям от Белого моря до Белого.

2

24.

Реклама своего маршрута.

1

25.

Экологическо туристические маршруты.

1

26.

Игра «Мисс Флора».

1

27.

Оценка туристско- рекреационных ресурсов своей местности.

1

28.

Разработка туристического маршрута по родному краю.

2

29.

Реклама своего проекта «Путешествие по родному краю».

1

30.

«У похода ест ь начало…» проектная деятельность для среднего звена на уровне школы.

3

31.

Туристический маршрут в летнее время года.

2

32.

Т.О. в туристическом маршруте в летнее время года.

1

33.

Создание рекламного туристического проспекта.

2

34.

Выставка «Туризм и путешествия» (наши достижения за год).

2

35.

Подготовка к летнему туристическому маршруту.

2

36.

Итоговый туристический слет «Мой край».

4


Итого:

67





























Краеведческий кружок

Существенную роль в реализации новых целях общего образования играет система дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей краеведческого профиля заметно расширяет знания о родном крае, о своей Малой Родине, а также расширяет спектр видов деятельности, освоение которых рассматривается как цель общего образования. Прежде всего, это различные виды творческой, учебно- исследовательской, эстетической, досуговой, коммуникативной деятельности. Опыт, полученный обучающимися в различных видах и формах краеведческой деятельности, не только расширяет образовательное пространство и социальную среду, но и имеет исключительно важное значение для развития таких качеств личности, как социальная активность, коммуникативность, толерантность, обучаемость, ответственность, исследовательская скрупулёзность. В своих исследованиях краеведы используют данные многих наук- истории, археологии, этнографии, географии, геологии и др. Наряду с образовательно_ воспитательными задачами краеведческий кружок решает задачи и общественно полезной работы. Школьники получают знания на занятиях краеведческого кружка в ходе изложения учителем материала или работы с учебными пособиями, а также в процессе поисково- исследовательской работы.



Цель кружка: сформировать представления об истории, культуре, географии своей «Малой Родины».

Задачи кружка:

  1. Изучение особенностей природных компонентов окружающей местности;

  2. Овладения знаниями , необходимыми для бережного отношения к природе Родины;

  3. Формирование практических умений в изучении истории, культуры, природы и населения своего села;

  4. Формирования приемов работы с историческими, документальными и географическими источниками знаний, приборами и инструментами.

Содержание курса краеведение должно обеспечить устойчивые знания по природным, историческим, культурным компонентам

Тематическое планирование краеведческого кружка.

Тема занятий кружка

Практический блок

Кол-во часов

1.

Введение


1

2.

Историко- культурные особенности села.

Работа в школьном музеи.

2

3.

История образования Целинного поселения.

Беседа со старожилами.

2

4.

Коренные жители (аборигены) традиции и обычаи.

Беседа со старожилами. Работа в школьном музеи.

2

5.

Быт и домашняя утварь.

Беседа со старожилами.

1

6.

«Улицы моего села».

История происхождения и названия улиц

2

7.

Физико-географические особенности Целинного.

Создание описания рельефа. Картографический анализ территории села.

2

8.

Горные породы села Целинный.

Составления коллекции «Минеральные богатства».

1

9.

Климат своей местности

Составления розы ветров, графика хода температур.

2

10.

Водные объекты

Экскурсия к озеру

1

11.

Растительный и животный мир родного края.

Экологическая тропа.

2

12.

Населения и его численность.

Работа со статистическими данными

1

13.

Демографическая ситуация села Целинный.

Презентация «демографическая ситуация села».

2

14.

Национальный состав Целинного поселения.

Составление диаграмм.

2

15.

Традиции и обычаи проживающего населения в с. Целинном.

Презентации по каждой национальности.

2

16

Герои моей малой Родины

Работа с документацией (презентация).

2

17.

Организации и предприятия Целинного поселения.

Описания предприятий с рисунками и фотографиями.

2

18.

Очерки о моей Малой Родине в периодической печати (2005-2010).

Работа с периодической печатью.

2

19.

Вот такая моя Малая Родина.

Презентация по всем собранным материалам.

3



Итого:

34











МОУ «Целинная общеобразовательная средняя школа»









Тематическое планирование

Туристско – краеведческого кружка «Юность»





Разработала: Кажкаримова Марал Госмановна,

Учитель географии.







Целинное – 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!