Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы «Программа внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность» / П.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-017995-9.
Цели – реализация воспитательного потенциала спортивной и туристско-краеведческой деятельности имеет грамотный подбор форм и содержания деятельности.
Задачи курса – воспитание и социализация детей. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые стают перед учеником, так и собственно педагогических задач, связанных с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
Пути, средства, методы достижения цели
Самодеятельный пешеходный туризм – трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных подробностей:
в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих возможностей, стимулируемом к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка);
в самореализации (раскрытии своих возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим);
в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).
Перечисленным условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной», необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь учащимся предоставляются дополнительные ниши, где они могут реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. В таких условиях школьники в большей степени (по сравнению с семьей или школой) ощущают собственную независимость от взрослых. Ослабевает влияние родительских сценариев, и тем самым открываются возможности для свободного и автономного бытия учащихся, их самодеятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучием ради других.
Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые стают перед учеником, так и собственно педагогических задач, связанных с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
Сроки реализации программы
Второй модуль – «Основы туризма и краеведения» (объем 68 ч). Рассчитан на 1 год, исходя из 2 часов в неделю.
Возрастная характеристика группы
Модуль ориентирован на учащихся 7 классов и предполагает овладение детьми основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их здоровья и развитие воли и выносливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.
Формы организации детского коллектива
Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Занятия проводятся в форме кружка.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
| | | аудиторные | внеаудиторные |
| 1год обучения | | | | |
1 | Вводные занятия | 5 | 5 | - | Раскрывают цели и значение занятий туризмом и краеведением |
2 | Краеведение | 9 | 6 | 3 | Приобретение школьником новых социальных знаний Формируют на практике навыки сбора информации, обработке анкетного опроса |
3 | Топография | 5 | 2 | 3 | Приобретение школьником новых социальных знаний |
4 | Туристские узлы | 5 | 5 | - | Формируют на практике навык вязания узлов и их применение под руководством преподавателя. |
5 | Спортивное туристское многоборье | 6 | 2 | 4 | Формируют на практике туристские навыки в пешем походе под руководством преподавателя. |
6 | Спортивное ориентирование | 10 | 3 | 7 | Формируют на практике навыки чтения топографических знаков и карт |
7 | Туристская стенгазета | 7 | 6 | 1 | Формируют на практике навыки сбора информации, создание газетных рубрик. |
8 | Природоохранные акции | 5 | 2 | 3 | Приобретение школьником новых социальных знаний |
9 | Походы выходного дня | 6 | - | 6 | Формируют на практике туристские навыки в пешем походе под руководством преподавателя. |
10 | Спортивные походы | 7 | 2 | 5 | Формируют на практике туристские навыки в пешем походе под руководством преподавателя. |
| Всего | 68 | 36 | 32 | |
Содержание программы
Раздел №1 Вводные занятия(7ч): Цели и значение занятий туризмом. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила общения с опасными инструментами и снаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом.
Раздел №2 Краеведение (9ч): Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Посещение районного историко-краеведческого музея. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Краеведческая работа в походе. Краеведческий отчет краеведческой группы.
Раздел №3 Топография (6ч): Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенды карты. Чтение топографических карт. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Рисование топознаков. Определение крутизны склона и его высоты.
Раздел №4 Туристские узлы (6ч): Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка.
Раздел №5 Спортивное туристское многоборье (6ч): Спортивно-туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный, вертикальный маятник. Переправа по веревке с перилами (параллельные перила).
Раздел №6 Спортивное ориентирование (10ч): Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение Действие участника перед стартом, на старте. На дистанции, на ККП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, визуально, на местности). Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния.
Раздел №7 Туристская стенгазета (7ч): Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, верстка и оформление. Выбор названия для туристской газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма. Выпуск номеров, посвященных интересным страницам родной истории (образование колхоза им. В.И. Чапаева). Фото - репортаж о проведении акции «Чистый школьный двор». Выпуск газеты, посвященной совершенным туристским походам.
Раздел №8 Природоохранные акции (6ч): Анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем «Что мы можем сделать?» - проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание совета дела. Подготовка инвентаря и спецодежды для экологических экспедиций. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, парке, лесу.
Раздел №9 Походы выходного дня (4ч): «Кубанское водохранилище». Посещение межевого столба. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью изучения истории родного края. Поход в станичный музей им. Василенко П.Т. Поход в «Казенный лес». Посещение музея им. Филицина, г. Краснодар.
Раздел №10 Спортивные походы (7ч): Пешеходный, лыжный, горный, водный, спортивные походы, комбинации. Протяженность спортивных походов, локальные и протяженные препятствия, категории сложности спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Подготовка и проведение похода по местам боев Советской армии в Великой Отечественной войне. Трехдневный поход по партизанским тропам.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтерской (добровольческой) деятельности.
формы и виды контроля
Соревнования, выпуск стенных газет, фото выставки, проведение природоохранных акций, разработка мини проектов.
методические рекомендации
Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Занятия могут быть кружковыми или клубными. Обсуждение планирования, методических разработок на заседаниях МО учителей физической культуры, спортивного туризма и краеведения. Для создания наилучшего усвоения детьми учебного материала использовать индивидуальный подход, различные методы обучения в различных ситуациях. Наиболее сложные темы разбиваются на блоки и изучаются поэтапно, при этом обращать внимание на решение двигательных задач в комплексе с воспитательными.
На воспитание работают также возникающие во время многодневных походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые переживает ученик. Трудности походной жизни, попадающиеся на пути препятствия (лесные завалы, речные броды, топи, болота, горные перевалы), неблагоприятные погодные явления (сильный дождь, снег, ураганный ветер), многокилометровые дневные (а порой и ночные) переходы, отсутствие привычных бытовых условий, постоянный физический труд – требуют от подростка концентрации сил, воли, терпения.
Задача педагога – помочь детям достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив свою веру в себя и в других.
Прививая детям основы экологического сознания и навыки природосообразного поведения, активно используйте собственный пример. Старайтесь инициатировать экологические десанты.
В решении проблемы сквернословия нужно быть терпеливыми – вежливо, не повышая голоса, никоим образом не выказывая признаков гневливости, но при этом настойчиво и постоянно (пусть даже по сто раз на дню) исправлять ляпы школьников, предлагая более приличные аналоги используемых ими неблагозвучных слов. И еще открыто и искренне обижайтесь, оскорбляйтесь, демонстрируйте свое недовольство (вплоть до отказа разговаривать), если ученик часто использует подобные речевые ляпы в диалоге лично с вами.
Рекомендуется завести в группе (а для этого начинайте работу сами и без лишнего формализма и показного энтузиазма) такие традиции: ухаживать за братскими могилами, которые встречаются вам в пути; оказывать посильную помощь (если вам для этого дадут согласие) в восстановлении или ремонте храмов либо монастырей, мимо которых пролегает ваш маршрут; расчищать от мусора и благоустраивать места туристских стоянок, родники, колодцы и другие природные объекты; оказывать помощь ветеранам Великой Отечественной войны и старожилам, с которыми вы встречаетесь, музею, который вы посещали, школе, в которой вам разрешили переночесвать и др. Пусть забота о других станет привычным делом юных туристов.
Обращать внимание на реализацию соревновательных моментов, выпуск стенных газет, фото выставки, проведение экологических акций, разработка мини проектов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.
. | Методическое пособие для учителя 1. «Ориентирование» Дьяков А.С. Екатеринбург. ГОУ ВПО УГТУ – УПИ 2004 2.Методическое пособие С.М. Хропов «Спортивный лабиринт» 3. «Юношеский туризм» Константинов Ю. С. М. ФЦДЮТ и К, 2006 |
|
2. Печатные пособия |
1. | Карты местности | На каждого ученика |
3. Технические средства обучения |
1 2 3 4
| Магнитная доска Компьютер (ноутбук) Сканер, принтер (чёрно-белый) Интерактивная доска | 1 1 1 1
|
4. Экранно-звуковые пособия |
1 | Мультимедийный проектор | 1 |
5. Снаряжение |
1. | Страховочные карабины, страховочные системы, восьмерки, жумары, реп шнур, веревка основная, каски, компасы, топографические карты, палатки, рюкзаки, спальники, туристские коврики, тенты, костровое оборудование, аптечка. | 4 |
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
| Цветные карандаши Альбом Фотоаппарат Ватман | У каждого ребёнка У каждого ребёнка 1 1 |