СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Учебная практика". 2 курс. Бакалавриат. Очное отделение

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Учебная практика". 2 курс. Бакалавриат. Очное отделение, специальность "Информатика и вычислительная техника". 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Учебная практика". 2 курс. Бакалавриат. Очное отделение»

2



ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра Компьютерных технологий











Рабочая программа учебной дисциплины


«УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА»












Направление подготовки: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника


Профиль подготовки: Информатика и вычислительная техника


Образовательно-квалификационный уровень выпускника: Академический бакалавр


Форма обучения: очная, ускоренная






















Донецк 2016



УТВЕРЖДАЮ:


Декан физико-технического факультета


_______________________ Данилов В.В.


“_____”_______________2016 г.


М.П.







Программа учебной дисциплины «Учебная практика» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «07» августа 2015 г. №750», «Порядка организации учебного процесса, проведения промежуточной аттестации и отчисления обучающихся в Донецком национальном университете» (Утверждено приказом и. о. ректора ДонНУ от 24.12.2015 г. №176 / 05).




Разработчик:

Ст. преподаватель кафедры компьютерных технологий Бодряга В.Е.




Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры

компьютерных технологий


Протокол № 11 от "14" января 2016 г.


Зав. кафедрой компьютерных технологий Толстых В.К.




Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией

физико-технического факультета


Протокол № 4 от “20” января 2016 г.


Председатель учебно-методической комиссии

физико-технического факультета Котенко В.Н.


  1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе

Данная учебная практика базируется на теоретических знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин первого и второго курса: «Программирование», «Информатика», Учебная практика базируется на ранее изученных дисциплинах: "Основы программирования", "Информатика и информационно-коммуникационные технологии", "Дискретная математика", "Базы данных", "ЭВМ и периферийные устройства", "Архитектура ЭВМ и микроконтроллеров", "Технологии разработки программного обеспечения". На основе полученных знаний в процессе учебной практики требуется выполнить учебное задание, данное руководителем практики.

Знания, умения и навыки, получаемые студентами на практике, являются первой ступенью к приобретению профессиональных навыков работы.

Учебная практика способствует лучшему восприятию материалов по информатике и вычислительной технике на последующих курсах, закрепление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, и обеспечивает связи практического обучения с теоретическим.

Вид занятий «Учебная практика» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла Б.2.У и опирается на знания, полученные при изучении дисциплин профессионального блока.

  1. Нормативные ссылки (при необходимости)

  2. Структура дисциплины (модуля)

Характеристика учебной дисциплины

очная форма обучения на базе

*заочная форма

обучения на базе

ОСО

СПО (уск.)

ОСО

СПО (уск.)

ВПО (уск.)

Уровень высшего профессионального образования

Бакалавриат

Образовательно-квалификационный уровень:

Академический бакалавр

Направление подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

Профиль

Информатика и вычислительная техника

Количество содержательных модулей

1

Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы 1

Профессиональный блок. Базовая часть

Формы контроля

Контроль выполнения задания, защита отчета

Показатели

очная форма обучения на базе

*заочная форма

обучения на базе

ОСО

*СПО (уск.)

ОСО

СПО (уск.)

ВПО (уск.)

Количество зачётных единиц (кредитов)

3

3




Количество часов

108

108




Год подготовки

2

1




Семестр

4

2




Количество часов






- лекционных






- практических, семинарских






- лабораторных






- самостоятельной работы

108

108




в т.ч. индивидуальное задание






Недельное количество часов, т.ч.

54

54




аудиторных






ОСО – общее среднее образование

СПО – среднее профессиональное образование

ВПО – высшее профессиональное образование

  1. в соответствии с ООП (основной образовательной программой)

  1. Описание дисциплины

Цели и задачи.

Целями учебной практики при подготовке бакалавров являются:

  • закрепление и углубление знаний технологии структурного программирования;

  • приобретение умений и навыков решения задач алгоритмизации и программирования средней сложности;

  • изучение и использование информационных технологий в различных сферах;

  • закрепление теоретических и практических знаний, а также адаптация студентов к рынку труда по данному направлению подготовки;

  • изучение безопасности и охраны труда на рабочем месте.


Задачами учебной практики студентов являются:

  • разработка обобщенной схемы алгоритма по словесному описанию задачи с детализацией отдельных блоков и выделением необходимых процедур и функций;

  • знакомство с программными средствами, используемыми на различных этапах проектирования.

  • разработка и отладка программы в соответствие с алгоритмом решения задачи;

  • оформление эксплуатационных документов в соответствии с требованиями;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

  • изучить действующие стандарты, технические условия, должностные обязанности, положения и инструкции по эксплуатации ВТ, периферийного и офисного оборудования, требования к оформлению технической документации;

  • изучить правила эксплуатации средств ВТ, исследовательских установок, имеющихся в подразделении, а также их обслуживания;

  • освоить отдельные компьютерные программы, используемые в профессиональной деятельности;

  • освоить работу с периодическими, реферативными и справочными информационными изданиями по ВТ;

  • выполнять правила трудового распорядка предприятия (организации);

  • выполнить задание, предусмотренное программой практики;

  • подготовить и защитить в установленный срок отчет по практике.


Требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина нацелена на формирование следующих ценностей студента:

Общекультурных:

  • личностная компетенция к самосовершенствованию (способность учиться, способность к критике и самокритике, настойчивость в достижении цели, забота о качестве выполняемой работы, креативность, способность к системному мышлению) (ОК-1);

  • способность свободно использовать в деловом общении родной и иностранные языки (ОК-3);

  • умение организовывать исследовательские и проектные работы, управлять коллективом (принимать другие точки зрения, создавать нормальные бесконфликтные отношения в коллективе и т.д.) (ОК-4);

  • ответственность, инициативность, направленность на достижение результата, в том числе в ситуациях риска брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

  • способность использовать информационные технологии в приобретении новых практических знаний и умений, в том числе в новых областях знаний, связанных со сферой деятельности (ОК-6);

  • способность профессионально эксплуатировать приборы и оборудование в профессиональной деятельности (ОК-7);

  • способность к анализу проблем и процессов (ОК-9).


Общепрофессиональных:

  • знание современных методов построения и анализа алгоритмов, основ численных методов и умение их использовать на практике (ОПК-4).

Профессиональных (ПК):

проектно-конструкторской деятельность:

  • знать архитектуру компьютеров, уметь применять их в процессе эксплуатации (ПК-1);

  • пользоваться методиками использования программных средств для решения практических задач (ПК-2);

  • использовать и самостоятельно разрабатывать интерфейсы взаимодействия человека и ЭВМ (ПК-3);

  • знание принципов программирования, средств современных языков программирования, структур данных (ПК-5);

  • знание архитектуры компьютеров (ПК-6);

  • знание особенностей построения системного программного обеспечения и общих принципов организации и функционирования операционных систем (ПК-11);

научно-исследовательская деятельность:

  • умение готовить и проводить доклады с использованием современных компьютерных средств, писать научно-технические отчёты, оформлять результаты исследований в виде статей (ПК-16);

  • сервисно-эксплуатационная деятельность:

  • инсталлировать, настраивать и сопровождать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем (ПК-21).

В результате прохождения практики студент должен

уметь:

    • проектировать программы средней сложности с использованием спецификаций;

    • тестировать и отлаживать программы;

    • оформлять эксплуатационную документацию;

владеть:

    • технологиями структурного и модульного программирования.


5. Содержание практики и формы организации учебного процесса.


Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


Порядковый номер и тема (этап)


Краткое содержание темы


Содержательный модуль 1

Тема 1.

Подготовительный этап. Вводная лекция. Основы правил техники безопасности на рабочем месте.

Тема 2.

Выполнение учебных заданий.

Тема 3.

Подготовка отчета по практике

Тема 4.

Защита отчета. Доклад и демонстрация итогов работы.



Содержательный модуль 1

Названия содержательных модулей и тем

Количество часов

Очная форма

Заочная форма

на базе общего среднего образования

на базе среднего профессионального образования

на базе высшего профессионального образования

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

практические

лабораторные

самостоятельная работа

индивидуальная работа

лекции

практические

лабораторные

самостоятельная работа

индивидуальная работа

лекции

практические

лабораторные

самостоятельная работа

индивидуальная работа

лекции

практические

самостоятельная работа

индивидуальная работа

Тема 1. Подготовительный этап. Вводная лекция.

2




2



















Тема 2. Разработка программного продукта.

86




86



















Тема 3. Подведение итогов выполненной работы. Анализ результатов.

16




16



















Тема 4. Защита отчетов

4




4



















Итого по содержательному модулю 1

108

























  1. Темы семинарских занятий

Семинарские занятия не предусмотрены

  1. Темы практических занятий

Практические занятия не предусмотрены

  1. Темы лабораторных занятий

Лабораторные занятия не предусмотрены

  1. Самостоятельная работа.

Подготовительный этап: установочное занятие по организации практики, инструктаж по технике безопасности; выдача заданий на разработку программных средств, оформленных по требованию дневников практики.

Выполнение учебных заданий по разработке программных средств: проектирование программы, разработка текстового задания, разработка схемы программы, разработка структур входных и выходных данных, отладка и тестирование, оформление документации на программное средство.

Подготовка отчета по практике.

Отчет по учебной практике представляет собой изложение выполненной работы с перечислением использованных методов, способов, подходов, сделанными выводами и анализом результатов, получаемых пользователем в процессе работы с программной разработкой. Оформляется в виде реферата объемом до 15 страниц. В качестве приложений может разрабатываться «Руководство оператора» по сконструированной программе.

Практика завершается защитой отчета. Рекомендовано подготовить презентацию. Раздаточный материал по мере необходимости и желанию студента. Дневник по практике предъявляется заполненным согласно выполненным работам.



Кроме того, учебная практика может выполняться в рамках научно-исследовательской работы кафедры. В этом случае при разработке программного средства студенту предоставляется возможность:

использовать необходимые вычислительные ресурсы кафедры;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении опытно-конструкторских разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме; осуществлять техническую поддержку ЭВМ.

Кроме того, проходить практику можно на предприятиях и в учреждениях, с которыми сотрудничает кафедра или самостоятельно находить места. В этих случаях на кафедру студент обязан предъявить договор на имя декана факультета, о том, что студент принят на предприятие для прохождения практики.


п/п


Разделы (этапы) практики

Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля

1

Подготовительный этап

Вводная лекция

2


2

Выполнение учебных заданий

Самостоятельная работа

86

Рабочие материалы

3

Подготовка отчета по практике

Самостоятельная работа

16

Презентация

4

Защита отчета


4

ДЗ


10. Индивидуальные задания

В ходе учебной практики студент должен выполнить одно комплексное задание или три задания по следующим темам:

1. Нерекурсивные алгоритмы повышенной сложности.

2. Рекурсивные алгоритмы (синтаксические анализаторы, алгоритмы поиска с возвратом и т. д.).

3. Начала объектно-ориентированного программирования.


Варианты заданий:


Вариант 1

Разработать программу для работы с файлом «Библиотека», включающую следующую информацию: код книги, автор, название, год издания, цена книги, ФИО читателя, год рождения читателя, образование, адрес и т.д. Разработать удобный пользовательский интерфейс и организовать добавление, удаление, поиск и корректировку записей в массиве данных.

Выяснить самый читающий слой населения, самую продаваемую книгу, наиболее популярного автора и т.д. Дать графическую интерпретацию полученным результатам в виде графиков, круговых диаграмм и гистограмм.

Выяснить тенденцию развития рынка книг: определить зависимость общего объема продаж книг от года и сделать прогноз на ближайших три года.


Вариант 2

Разработать программу для работы с БД «Аспирант», включающую следующую информацию: ФИО аспиранта, научный руководитель, год рождения, домашний адрес, факультет, специальность, курс, какой ВУЗ закончил, год защиты дисссертации и т.д. Разработать удобный пользовательский интерфейс и организовать добавление, удаление, поиск и корректировку записей в БД.

Определить факультет, курс, имеющий наибольшее количество аспирантов, защитивших диссертацию. Определить десятку лучших научных руководителей. Дать графическую интерпретацию полученным результатам в виде графиков, круговых диаграмм и гистограмм.

Выяснить тенденцию роста или уменьшения защищающихся аспирантов по годам и сделать прогноз на ближайших два года.


Методические рекомендации по выполнению задания

Общие требования к программе

При разработке программы применить технологию нисходящего проектирования. Логически законченные фрагменты оформить в виде подпрограмм, которым все необходимые данные передаются через список параметров. Использования глобальных переменных следует избегать. Все подпрограммы описываются в отдельных модулях.

В программе предусмотреть меню, содержащее команды для проверки всех возможных действий с заданными в конкретном варианте данными. Само меню также оформляется в виде подпрограммы.

Необходимо предусмотреть защиту от некорректного ввода данных.

Разработать удобный пользовательский интерфейс.


Примерные разрабатываемые функции

  1. Наборы данных (согласно варианта) оформить в виде записей (тип record). Создать одномерный массив указателей на запись.

  2. Написать функцию для формирования одномерного массива записей, значения которых вводятся с клавиатуры. При вводе записей можно реализовать один из следующих механизмов:

    • ввод заранее заданного количества записей;

    • ввод до появления записи с заданным признаком;

    • диалог с пользователем о необходимости продолжать ввод.

  3. Написать функцию для записи в файл массива записей.

  4. Написать функцию чтения в массив записей из файла.

  5. Написать функцию дополнения уже существующего массива записей новыми записями.

  6. Написать функцию поиска записей с заданным значением выбранного элемента.

  7. Написать функцию постраничного вывода на экран дисплея содержимого массива структур.

  8. Написать функцию поиска записей с заданными признаками (например, выбор записей по заданному диапазону значений элемента).

  9. Написать функцию упорядочивания массива записей по заданному полю (элементу).

  10. Написать функцию полного обновления файла, например, массив записей переписывается в файл после упорядочения.

Сохранения данных в файле после завершения программы.



Примерное содержание отчета

Первый лист – титульный, второй - задание на учебную практику, третий – содержание, далее по пунктам:

  1. Словесное описание алгоритма.

  2. Спецификация глобальных констант и переменных.

  3. Спецификация процедур и функций.

  4. Руководство оператора.

Список использованных источников.

Приложения: контрольный пример, схемы алгоритмов, исходные тексты программы.


11. Контрольные вопросы к промежуточной аттестации

Отсутствует согласно учебному плану..

12.Образец экзаменационного билета

Отсутствует согласно учебному плану.

13.Образец тестового задания (при наличии)

Отсутствует.

14. Критерии оценивания

Шкала оценивания:


Шкала ЕСТS

Оценка по 100-балльной шкале, которая действует в ДонНУ

Оценка по государственной шкале (экзамен, дифференцированный зачёт)

Оценка по государственной шкале (зачёт)

А

90-100

5 (отлично)

зачтено

В

80-89

4 (хорошо)

зачтено

С

75-79

4 (хорошо)

зачтено

D

70-74

3 (удовлетворительно)

зачтено

E

60-69

3 (удовлетворительно)

зачтено

FX

35-59

2 (неудовлетворительно)

с возможностью повторной сдачи

не зачтено

F

0-34

2 (неудовлетворительно)

с возможностью повторной сдачи при условии обязательного набора дополнительных баллов

не зачтено

15. Материально-техническое обеспечение учебного процесса


Для выполнения индивидуальных заданий необходим оборудованный ПЭВМ или ноутбуками компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет.

Работы выполняются на ПЭИМ кафедраКТ.


16. Рекомендованная литература

Основная литература


  1. Лаптев В.В. С ++. Объектно-ориентированное программирование: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008. – 464 с.: ил.

  2. Павловская Т.А. С/С++. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с. : ил.

Дополнительная литература


    1. Черносвитов, А. Visual C++: руководство по практическому изучению / А. Черносвитов . - CПб. : Питер, 2002. - 528 с. : ил.

    2. Сэвитч, У. C++ в примерах = Problem Solving with C++ : пер. с англ. / У. Сэвитч. - М. : ЭКОМ, 1997. - 736 с. : ил.

    3. Кнут, Д. Э. Искусство программирования/ Д. Э. Кнут ; под общ. ред. Ю. В. Козаченко. - 3-е изд. - М. : Изд. дом "Вильямс", 2009. - (Классический труд : Исправленное и дополненное издание).

    4. Павловская Т.А. С/С ++. Структурное программирование: Практикум / Т.А. Павловская, Ю.А. Щупак. СПб.: Питер, 2007. – 239 с.: ил.

Периодические издания

  • «Компьютер-Пресс»;

  • «PC-Magazine»;

  • «Программирование»;

  • «Программные продукты и системы»;

  • «Информационные технологии».

Интернет-ресурсы

    1. Учебный комплекс INTUIT.RU (версия 1.0) Интернет- университета Информационных технологий (www.intuit.ru):

18. Программное обеспечение


Операционная система Windows

Microsoft Visual Studio C++

Microsoft Access

Microsoft Excel

Microsoft Word

Microsoft Power Point


Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры с изменениями (без изменений) на 2017 год. Протокол заседания кафедры № ___ от _______ . Зав. кафедрой компьютерных технологий ___________________


Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры с изменениями (без изменений) на 2018 год. Протокол заседания кафедры № ___ от _______ . Зав. кафедрой компьютерных технологий ___________________

Приложение А


Дневник практики


Дата

Содержание работы

Подпись

руководителя практики

02.07.2012

Вводная лекция. Получение задания на учебно-вычислительную практику. Анализ задания.


03.07.2012

Словесное описание алгоритма решения. Описание данных и основных подпрограмм в языке программирования.


4.07.2012

Детальная разработка основных подпрограмм и описание дополнительных подпрограмм.


5.07.2012

Детальная разработка основных подпрограмм и описание дополнительных подпрограмм


6.07.2012

Детальная разработка дополнительных подпрограмм.


7.07.2012

Доработка процедур.


8.07.2012

Доработка процедур.


8.07.2012

Разработка интерфейса


9.07.2012

Начало работы с основной программой.


10.07.2012

Корректировка основной программы.


11.07.2012

Отладка всей программы.


12.07.2012

Отладка всей программы.


13.07.2012

Разработка руководства программиста.


14.07.2012

Оформление отчета.


15.07.2012

Защита работы.