2
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Компьютерных технологий
Рабочая программа учебной дисциплины
«УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА»
Направление подготовки: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Профиль подготовки: Информатика и вычислительная техника
Образовательно-квалификационный уровень выпускника: Академический бакалавр
Форма обучения: очная, ускоренная
Донецк 2016
УТВЕРЖДАЮ:
Декан физико-технического факультета
_______________________ Данилов В.В.
“_____”_______________2016 г.
М.П.
Программа учебной дисциплины «Учебная практика» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «07» августа 2015 г. №750», «Порядка организации учебного процесса, проведения промежуточной аттестации и отчисления обучающихся в Донецком национальном университете» (Утверждено приказом и. о. ректора ДонНУ от 24.12.2015 г. №176 / 05).
Разработчик:
Ст. преподаватель кафедры компьютерных технологий Бодряга В.Е.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры
компьютерных технологий
Протокол № 11 от "14" января 2016 г.
Зав. кафедрой компьютерных технологий Толстых В.К.
Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией
физико-технического факультета
Протокол № 4 от “20” января 2016 г.
Председатель учебно-методической комиссии
физико-технического факультета Котенко В.Н.
Область применения и место дисциплины в учебном процессе
Данная учебная практика базируется на теоретических знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин первого и второго курса: «Программирование», «Информатика», Учебная практика базируется на ранее изученных дисциплинах: "Основы программирования", "Информатика и информационно-коммуникационные технологии", "Дискретная математика", "Базы данных", "ЭВМ и периферийные устройства", "Архитектура ЭВМ и микроконтроллеров", "Технологии разработки программного обеспечения". На основе полученных знаний в процессе учебной практики требуется выполнить учебное задание, данное руководителем практики.
Знания, умения и навыки, получаемые студентами на практике, являются первой ступенью к приобретению профессиональных навыков работы.
Учебная практика способствует лучшему восприятию материалов по информатике и вычислительной технике на последующих курсах, закрепление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, и обеспечивает связи практического обучения с теоретическим.
Вид занятий «Учебная практика» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла Б.2.У и опирается на знания, полученные при изучении дисциплин профессионального блока.
Нормативные ссылки (при необходимости)
- Структура дисциплины (модуля)
Характеристика учебной дисциплины | очная форма обучения на базе | *заочная форма обучения на базе |
ОСО | СПО (уск.) | ОСО | СПО (уск.) | ВПО (уск.) |
Уровень высшего профессионального образования | Бакалавриат |
Образовательно-квалификационный уровень: | Академический бакалавр |
Направление подготовки | 09.03.01 Информатика и вычислительная техника |
Профиль | Информатика и вычислительная техника |
Количество содержательных модулей | 1 |
Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы 1 | Профессиональный блок. Базовая часть |
Формы контроля | Контроль выполнения задания, защита отчета |
Показатели | очная форма обучения на базе | *заочная форма обучения на базе |
ОСО | *СПО (уск.) | ОСО | СПО (уск.) | ВПО (уск.) |
Количество зачётных единиц (кредитов) | 3 | 3 | | | |
Количество часов | 108 | 108 | | | |
Год подготовки | 2 | 1 | | | |
Семестр | 4 | 2 | | | |
Количество часов | | | | | |
- лекционных | | | | | |
- практических, семинарских | | | | | |
- лабораторных | | | | | |
- самостоятельной работы | 108 | 108 | | | |
в т.ч. индивидуальное задание | | | | | |
Недельное количество часов, т.ч. | 54 | 54 | | | |
аудиторных | | | | | |
ОСО – общее среднее образование
СПО – среднее профессиональное образование
ВПО – высшее профессиональное образование
в соответствии с ООП (основной образовательной программой)
- Описание дисциплины
Цели и задачи.
Целями учебной практики при подготовке бакалавров являются:
закрепление и углубление знаний технологии структурного программирования;
приобретение умений и навыков решения задач алгоритмизации и программирования средней сложности;
изучение и использование информационных технологий в различных сферах;
закрепление теоретических и практических знаний, а также адаптация студентов к рынку труда по данному направлению подготовки;
изучение безопасности и охраны труда на рабочем месте.
Задачами учебной практики студентов являются:
разработка обобщенной схемы алгоритма по словесному описанию задачи с детализацией отдельных блоков и выделением необходимых процедур и функций;
знакомство с программными средствами, используемыми на различных этапах проектирования.
разработка и отладка программы в соответствие с алгоритмом решения задачи;
оформление эксплуатационных документов в соответствии с требованиями;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
изучить действующие стандарты, технические условия, должностные обязанности, положения и инструкции по эксплуатации ВТ, периферийного и офисного оборудования, требования к оформлению технической документации;
изучить правила эксплуатации средств ВТ, исследовательских установок, имеющихся в подразделении, а также их обслуживания;
освоить отдельные компьютерные программы, используемые в профессиональной деятельности;
освоить работу с периодическими, реферативными и справочными информационными изданиями по ВТ;
выполнять правила трудового распорядка предприятия (организации);
выполнить задание, предусмотренное программой практики;
подготовить и защитить в установленный срок отчет по практике.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина нацелена на формирование следующих ценностей студента:
Общекультурных:
личностная компетенция к самосовершенствованию (способность учиться, способность к критике и самокритике, настойчивость в достижении цели, забота о качестве выполняемой работы, креативность, способность к системному мышлению) (ОК-1);
способность свободно использовать в деловом общении родной и иностранные языки (ОК-3);
умение организовывать исследовательские и проектные работы, управлять коллективом (принимать другие точки зрения, создавать нормальные бесконфликтные отношения в коллективе и т.д.) (ОК-4);
ответственность, инициативность, направленность на достижение результата, в том числе в ситуациях риска брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
способность использовать информационные технологии в приобретении новых практических знаний и умений, в том числе в новых областях знаний, связанных со сферой деятельности (ОК-6);
способность профессионально эксплуатировать приборы и оборудование в профессиональной деятельности (ОК-7);
способность к анализу проблем и процессов (ОК-9).
Общепрофессиональных:
Профессиональных (ПК):
проектно-конструкторской деятельность:
знать архитектуру компьютеров, уметь применять их в процессе эксплуатации (ПК-1);
пользоваться методиками использования программных средств для решения практических задач (ПК-2);
использовать и самостоятельно разрабатывать интерфейсы взаимодействия человека и ЭВМ (ПК-3);
знание принципов программирования, средств современных языков программирования, структур данных (ПК-5);
знание архитектуры компьютеров (ПК-6);
знание особенностей построения системного программного обеспечения и общих принципов организации и функционирования операционных систем (ПК-11);
научно-исследовательская деятельность:
умение готовить и проводить доклады с использованием современных компьютерных средств, писать научно-технические отчёты, оформлять результаты исследований в виде статей (ПК-16);
сервисно-эксплуатационная деятельность:
инсталлировать, настраивать и сопровождать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем (ПК-21).
В результате прохождения практики студент должен
уметь:
проектировать программы средней сложности с использованием спецификаций;
тестировать и отлаживать программы;
оформлять эксплуатационную документацию;
владеть:
5. Содержание практики и формы организации учебного процесса.
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Порядковый номер и тема (этап) | Краткое содержание темы |
| Содержательный модуль 1 |
Тема 1. | Подготовительный этап. Вводная лекция. Основы правил техники безопасности на рабочем месте. |
Тема 2. | Выполнение учебных заданий. |
Тема 3. | Подготовка отчета по практике |
Тема 4. | Защита отчета. Доклад и демонстрация итогов работы. |
| Содержательный модуль 1 |
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов |
Очная форма | Заочная форма |
на базе общего среднего образования | на базе среднего профессионального образования | на базе высшего профессионального образования |
всего | в т.ч. | всего | в т.ч. | всего | в т.ч. | всего | в т.ч. |
лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | самостоятельная работа | индивидуальная работа |
Тема 1. Подготовительный этап. Вводная лекция. | 2 | | | | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тема 2. Разработка программного продукта. | 86 | | | | 86 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тема 3. Подведение итогов выполненной работы. Анализ результатов. | 16 | | | | 16 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тема 4. Защита отчетов | 4 | | | | 4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Итого по содержательному модулю 1 | 108 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Темы семинарских занятий
Семинарские занятия не предусмотрены
Темы практических занятий
Практические занятия не предусмотрены
Темы лабораторных занятий
Лабораторные занятия не предусмотрены
Самостоятельная работа.
Подготовительный этап: установочное занятие по организации практики, инструктаж по технике безопасности; выдача заданий на разработку программных средств, оформленных по требованию дневников практики.
Выполнение учебных заданий по разработке программных средств: проектирование программы, разработка текстового задания, разработка схемы программы, разработка структур входных и выходных данных, отладка и тестирование, оформление документации на программное средство.
Подготовка отчета по практике.
Отчет по учебной практике представляет собой изложение выполненной работы с перечислением использованных методов, способов, подходов, сделанными выводами и анализом результатов, получаемых пользователем в процессе работы с программной разработкой. Оформляется в виде реферата объемом до 15 страниц. В качестве приложений может разрабатываться «Руководство оператора» по сконструированной программе.
Практика завершается защитой отчета. Рекомендовано подготовить презентацию. Раздаточный материал по мере необходимости и желанию студента. Дневник по практике предъявляется заполненным согласно выполненным работам.
Кроме того, учебная практика может выполняться в рамках научно-исследовательской работы кафедры. В этом случае при разработке программного средства студенту предоставляется возможность:
использовать необходимые вычислительные ресурсы кафедры;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении опытно-конструкторских разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме; осуществлять техническую поддержку ЭВМ.
Кроме того, проходить практику можно на предприятиях и в учреждениях, с которыми сотрудничает кафедра или самостоятельно находить места. В этих случаях на кафедру студент обязан предъявить договор на имя декана факультета, о том, что студент принят на предприятие для прохождения практики.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
1 | Подготовительный этап | Вводная лекция | 2 | |
2 | Выполнение учебных заданий | Самостоятельная работа | 86 | Рабочие материалы |
3 | Подготовка отчета по практике | Самостоятельная работа | 16 | Презентация |
4 | Защита отчета | | 4 | ДЗ |
10. Индивидуальные задания
В ходе учебной практики студент должен выполнить одно комплексное задание или три задания по следующим темам:
1. Нерекурсивные алгоритмы повышенной сложности.
2. Рекурсивные алгоритмы (синтаксические анализаторы, алгоритмы поиска с возвратом и т. д.).
3. Начала объектно-ориентированного программирования.
Варианты заданий:
Вариант 1
Разработать программу для работы с файлом «Библиотека», включающую следующую информацию: код книги, автор, название, год издания, цена книги, ФИО читателя, год рождения читателя, образование, адрес и т.д. Разработать удобный пользовательский интерфейс и организовать добавление, удаление, поиск и корректировку записей в массиве данных.
Выяснить самый читающий слой населения, самую продаваемую книгу, наиболее популярного автора и т.д. Дать графическую интерпретацию полученным результатам в виде графиков, круговых диаграмм и гистограмм.
Выяснить тенденцию развития рынка книг: определить зависимость общего объема продаж книг от года и сделать прогноз на ближайших три года.
Вариант 2
Разработать программу для работы с БД «Аспирант», включающую следующую информацию: ФИО аспиранта, научный руководитель, год рождения, домашний адрес, факультет, специальность, курс, какой ВУЗ закончил, год защиты дисссертации и т.д. Разработать удобный пользовательский интерфейс и организовать добавление, удаление, поиск и корректировку записей в БД.
Определить факультет, курс, имеющий наибольшее количество аспирантов, защитивших диссертацию. Определить десятку лучших научных руководителей. Дать графическую интерпретацию полученным результатам в виде графиков, круговых диаграмм и гистограмм.
Выяснить тенденцию роста или уменьшения защищающихся аспирантов по годам и сделать прогноз на ближайших два года.
Методические рекомендации по выполнению задания
Общие требования к программе
При разработке программы применить технологию нисходящего проектирования. Логически законченные фрагменты оформить в виде подпрограмм, которым все необходимые данные передаются через список параметров. Использования глобальных переменных следует избегать. Все подпрограммы описываются в отдельных модулях.
В программе предусмотреть меню, содержащее команды для проверки всех возможных действий с заданными в конкретном варианте данными. Само меню также оформляется в виде подпрограммы.
Необходимо предусмотреть защиту от некорректного ввода данных.
Разработать удобный пользовательский интерфейс.
Примерные разрабатываемые функции
Наборы данных (согласно варианта) оформить в виде записей (тип record). Создать одномерный массив указателей на запись.
Написать функцию для формирования одномерного массива записей, значения которых вводятся с клавиатуры. При вводе записей можно реализовать один из следующих механизмов:
ввод заранее заданного количества записей;
ввод до появления записи с заданным признаком;
диалог с пользователем о необходимости продолжать ввод.
Написать функцию для записи в файл массива записей.
Написать функцию чтения в массив записей из файла.
Написать функцию дополнения уже существующего массива записей новыми записями.
Написать функцию поиска записей с заданным значением выбранного элемента.
Написать функцию постраничного вывода на экран дисплея содержимого массива структур.
Написать функцию поиска записей с заданными признаками (например, выбор записей по заданному диапазону значений элемента).
Написать функцию упорядочивания массива записей по заданному полю (элементу).
Написать функцию полного обновления файла, например, массив записей переписывается в файл после упорядочения.
Сохранения данных в файле после завершения программы.
Примерное содержание отчета
Первый лист – титульный, второй - задание на учебную практику, третий – содержание, далее по пунктам:
Словесное описание алгоритма.
Спецификация глобальных констант и переменных.
Спецификация процедур и функций.
Руководство оператора.
Список использованных источников.
Приложения: контрольный пример, схемы алгоритмов, исходные тексты программы.
11. Контрольные вопросы к промежуточной аттестации
Отсутствует согласно учебному плану..
12.Образец экзаменационного билета
Отсутствует согласно учебному плану.
13.Образец тестового задания (при наличии)
Отсутствует.
14. Критерии оценивания
Шкала оценивания:
Шкала ЕСТS | Оценка по 100-балльной шкале, которая действует в ДонНУ | Оценка по государственной шкале (экзамен, дифференцированный зачёт) | Оценка по государственной шкале (зачёт) |
А | 90-100 | 5 (отлично) | зачтено |
В | 80-89 | 4 (хорошо) | зачтено |
С | 75-79 | 4 (хорошо) | зачтено |
D | 70-74 | 3 (удовлетворительно) | зачтено |
E | 60-69 | 3 (удовлетворительно) | зачтено |
FX | 35-59 | 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи | не зачтено |
F | 0-34 | 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи при условии обязательного набора дополнительных баллов | не зачтено |
15. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для выполнения индивидуальных заданий необходим оборудованный ПЭВМ или ноутбуками компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет.
Работы выполняются на ПЭИМ кафедраКТ.
16. Рекомендованная литература
Основная литература
Лаптев В.В. С ++. Объектно-ориентированное программирование: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008. – 464 с.: ил.
Павловская Т.А. С/С++. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с. : ил.
Дополнительная литература
Черносвитов, А. Visual C++: руководство по практическому изучению / А. Черносвитов . - CПб. : Питер, 2002. - 528 с. : ил.
Сэвитч, У. C++ в примерах = Problem Solving with C++ : пер. с англ. / У. Сэвитч. - М. : ЭКОМ, 1997. - 736 с. : ил.
Кнут, Д. Э. Искусство программирования/ Д. Э. Кнут ; под общ. ред. Ю. В. Козаченко. - 3-е изд. - М. : Изд. дом "Вильямс", 2009. - (Классический труд : Исправленное и дополненное издание).
Павловская Т.А. С/С ++. Структурное программирование: Практикум / Т.А. Павловская, Ю.А. Щупак. СПб.: Питер, 2007. – 239 с.: ил.
Периодические издания
Интернет-ресурсы
Учебный комплекс INTUIT.RU (версия 1.0) Интернет- университета Информационных технологий (www.intuit.ru):
18. Программное обеспечение
Операционная система Windows
Microsoft Visual Studio C++
Microsoft Access
Microsoft Excel
Microsoft Word
Microsoft Power Point
Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры с изменениями (без изменений) на 2017 год. Протокол заседания кафедры № ___ от _______ . Зав. кафедрой компьютерных технологий ___________________
Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры с изменениями (без изменений) на 2018 год. Протокол заседания кафедры № ___ от _______ . Зав. кафедрой компьютерных технологий ___________________
Приложение А
Дневник практики
Дата | Содержание работы | Подпись руководителя практики |
02.07.2012 | Вводная лекция. Получение задания на учебно-вычислительную практику. Анализ задания. | |
03.07.2012 | Словесное описание алгоритма решения. Описание данных и основных подпрограмм в языке программирования. | |
4.07.2012 | Детальная разработка основных подпрограмм и описание дополнительных подпрограмм. | |
5.07.2012 | Детальная разработка основных подпрограмм и описание дополнительных подпрограмм | |
6.07.2012 | Детальная разработка дополнительных подпрограмм. | |
7.07.2012 | Доработка процедур. | |
8.07.2012 | Доработка процедур. | |
8.07.2012 | Разработка интерфейса | |
9.07.2012 | Начало работы с основной программой. | |
10.07.2012 | Корректировка основной программы. | |
11.07.2012 | Отладка всей программы. | |
12.07.2012 | Отладка всей программы. | |
13.07.2012 | Разработка руководства программиста. | |
14.07.2012 | Оформление отчета. | |
15.07.2012 | Защита работы. | |