СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного элективного курса по истории по теме: «Археология» 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного элективного курса по истории по теме: «Археология» »для 7 класса  составлена на основе

 

федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного элективного курса по истории по теме: «Археология» 7 класс»

Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

Школьным МО учителей

Гуманитарного цикла протокол № ___

от «____» _____ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УР

Олеск Л.С.

«____» ____2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______Морозова Т.А.

Приказ № ____

от «___»____2015 г

.








Рабочая программа учебного элективного курса по истории по теме

«Археология»


7 класс

2015 — 2016 учебный год



Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.

высшая квалификационная категория






Казанцево

2015






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного элективного курса по истории по теме: «Археология» »для 7 класса составлена на основе


  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;

  • базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);

  • учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 26а от 03.04. 2015 г.;

  • авторской программы «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «Археология» (для 7-8-х классов), Г.Г. Стрелкова, сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.

  • положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.2014 .;

  • основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 21а от 09.04.2015г.;

  • календарного годового графика, приказ № 69от 13.08.2015 г.



По календарному годовому графику:

Начало учебного года: 1 сентября 2015 года

Окончание для 7 класса: 31 мая 2016 г.

Количество учебных недель: 35 ч

Каникулы: осенние: с 31 октября по 08 ноября 2015 г.

Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2016 г.

Каникулы весенние: с 26 марта по 02 апреля2016 г.



Эффективная образовательная технология предполагает поиск и применение новых приемов и методов. Одним из них, как показывает опыт, является умелое сочетание научно-просветительской деятельности с образовательным школьным процессом в формировании научного мировоззрения учащихся, в становлении их гражданственности, в воспитании высоких нравственных форм и эстетических вкусов.


Содержание учебно-методического комплекта


  • авторская программа «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «Археология» (для 7-8-х классов), Г.Г. Стрелкова, сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.


Основной целью предлагаемой программы и является совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного образования на базе археологии.

Основными задачами программы являются:

 формирование исторического сознания учащихся

 расширение кругозора, развитие познавательных интересов и способностей учащихся

 Овладение ими практическими навыками научно-исследовательской работы, а также определенными профессиональными знаниями и умениями археолога.


Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

-дискуссия ;
- видео – лекции, презентации;

- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, творческие работы.

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.


Археология – наука о древности – составная часть исторической науки, ее фундамент, корни. Цели и задачи историков и археологов одни и те же: восстановить во всем объеме и богатстве историческое прошлое человеческого общества. Разные только источники. Историки - изучают прошлое по письменным источникам, археологи – по вещественным. И если письменность появилась около 6 тысяч лет назад, то человечество, по данным археологических раскопок, живет на Земле 2 млн.650 тыс. лет. Следовательно, более 99% нашего прошлого мы может узнать только благодаря археологии.

Эта наука, как ни одна отрасль гуманитарного знания, воспитывает историческое мышление, потому что она имеет дело с тысячелетиями, с непрерывной цепочкой накопления человечеством знаний и культуры. Углубленное изучение древней истории, поэтому особенно важно для воспитания подрастающего поколения, которые будут создавать новейшую историю, вершить судьбы нашей страны. Не случайно, в прошлом веке 57% учебного времени в гимназиях уделялось изучению древних языков и древней истории. Сейчас на это отводится менее 1%.

Содержание программы “Археология ” является межпредметным, так как оно включает дополнительные научные знания не только по истории, но и других, сопредельных с археологией и музейным делом, дисциплин: биологии, географии, экологии, обществоведению, педагогике.

Программа ориентирована на удовлетворение любознательности учащихся, их интереса к далекой древности, их стремлении сделать все своими руками.

Занятия не повторяют общеобразовательную программу, а углубляют и дополняют ее, т.к. они базируются на новейших научных данных истории науки и техники. В процессе обучения также широко применяются иллюстративные материалы, слайды и видеоматериалы. Программа рассчитана на 1 год и предусматривает занятия учащихся 7 класса.




Учебно-тематический план


№п\п

Тема занятия

Количество часов на разделы и темы

1

Введение в курс. Музеи и их назначение.


2

2

История и значение археологической науки.


2

3

Археологические музеи.

2

4

Основные вехи истории Земли и человечества.


2

5

Происхождение человека (антропогенез).


3

6

Каменный век. Основные достижения.


2

7

У истоков цивилизации. Мезолит.


2

8

Неолитическая революция.



2

9

Искусство каменного века.


2

10

Первые цивилизации.


2

11

Древний Египет: археология, история, культура.


2

12

Древний Китай: археология, открытия.


2

13

Бронзовый век. Античность.


2

14

Ранний железный век.



2

15

Древнерусские города.


2

15

Средневековье. Домусульманский и раннемусульманский периоды Средней Азии.


2

17

Древний Хорезм: археология, история, культура.


2

18

Повторение

2


Итого

35


Календарно – тематическое планирование


№п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

ИКТ

Дата по плану

Дата фактически

1

Введение в курс. Музеи и их назначение.

Что изучают на курсе. Что такое музей? История возникновения музеев. Типы музеев. Первые музеи в России. Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия.


2




2

История и значение археологической науки.

Что такое археология? Значение археологии для изучения истории человечества. Как начиналась археология. Связь археологии с другими науками. Археологические памятники.


2




3

Археологические музеи. История создания музеев.

2




4

Основные вехи истории Земли и человечества.

Развитие жизни на Земле. Археологическая периодизация. Каменный век: палеолит – мезолит –неолит – энеолит. Бронзовый век. Железный век.


2




5

Происхождение человека (антропогенез).

Опыты Псамметиха. Мифы и гипотезы о происхождении человека. Ошибка Ч. Дарвина. Поиски предков. Находки в Европе, Азии. ЭженДюбуа. Питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, неандерталец. Открытия в Африке. Раймонд Дарт. “Бэби” из Таунга. Олдувай. Семья археологов Лики и их открытия. Австралопитеки. Человек умелый. Древнейшие орудия труда.

3




6

Каменный век. Основные достижения.

Палеолит – древнекаменный век. Первые орудия труда и охоты. Техника изготовления палеолитических орудий. Ознакомление с палеолитическими орудиями труда и охоты в музее и его фондах.


2




7

У истоков цивилизации. Мезолит.

Первый экологический кризис и его последствия. Заселение ойкумены. Геометрические формы и стандартизация. Появление составных орудий. Первые механизмы - лук и стрелы. Зарождение производящего хозяйства. Одомашнивание животных.


2




8

Неолитическая революция.

Распространение производящего хозяйства в Евразию. Пути проникновения земледелия и животноводства в Европу. Первые городские поселки – Джармо, Чатал-Гуюк. Первые города – Иерихон. “Волшебные” топоры. Строительство. Появление керамики. Формы и орнаментация неолитической керамики. Неолитические культуры на территории России. Формирование основ цивилизации. Сельское хозяйство, рыболовство и охота в неолите.


2




9

Искусство каменного века.

Зарождение искусства. Наскальная живопись. Альтамира. Ласко. Пещера “Трех братьев”. Каповая пещера. Резьба по кости, “Палеолитические Венеры”. Жилища. Украшения. Татуировки. Прически. Одежда. Религиозные представления, первобытная магия. Первые погребения.


2




10

Первые цивилизации.

Открытия археологов. Шумеры. Вавилон. Нивевия. Ацтеки. Майя. Ассирия. Хетты. Эбла. Элам. Инки.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.


2




11

Древний Египет: археология, история, культура.

Экспедиция Наполеона. Розетский камень. Жан Франсуа Шампольон и разгадка египетских иероглифов. Культура Египта. Египетские храмы, пирамиды. Говард Картер. Открытие гробницы Тутанхамона. Технические изобретения египтян. Стекло, папирус, краски, фаянс, кораблестроительное искусство. Система земледелия.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.


2




12

Древний Китай: археология, открытия.

Легенда о происхождении Китая. Государство Шан: рождение цивилизации. Восемь веков правления Чжоу. Эпоха воюющих царств. Династия Цинь, или первая империя. Расцвет империи Хань. Раскопки гробниц Цинь Ши Хуанди и ЛюШеня – императора и правителя династии Цинь.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.


2




13

Бронзовый век. Античность.

Самородная медь. Древнейшие очаги металлургии. Культуры бронзового века степной полосы России. Глинобитные города месопотамского типа на Урале. Аркаим и Синташта. Арии.


2




14

Ранний железный век.

Техника и организация железоделательного производства. Первые железные орудия труда и предметы вооружения из железа. Скифская культура. Расселение индоевропейцев в Евразию. Царские курганы скифов. Скифы-кочевники и скифы-земледельцы. Скифский “звериный” стиль. Сарматы.


2




15

Древнерусские города.

Старая Рязань. Культура раннего средневековья по данным раскопок в Старой Рязани. Клад из Старой Рязани. Древнерусские города после монгольского нашествия.

2




15

Средневековье. Домусульманский и раннемусульманский периоды Средней Азии.

Археологические памятники древней Парфии, Бактрии, Маргианы, Согда. Древний Хорезм.

2




17

Древний Хорезм: археология, история, культура.

Хорезмийская археолого-этнографическая экспедиция. История Древнего Хорезма. Культура Древнего Хорезма. Зороастризм. Ирригационные сети. Поливная керамика. Искусство. Погребения.

2




18

Повторение

2





Итого

35





Планируемые образовательные результаты обучающихся


В процессе освоения курса учащиеся должны:

- овладеть элементарными профессиональными умениями археолога,

- углубить свои знания по истории.


Учащиеся получают знания по истории музеев, музейной культуре, развитию археологической науки, методах работы археологов, о важнейших открытиях археологов, повлиявших на формирование представлений об истории человечества. Ребята учатся не пассивно слушать, а уметь определять характерные особенности рассматриваемой эпохи, понимать «язык» вещей, преемственность культурных традиций.

Итоговые занятия предполагают различные формы: рефераты и научные сообщения по темам программы, составление путеводителей.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету

Рекомендуемая литература для учителя:

Авдусин Д.А. Основы археологии: Учебник. М., 1989.

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь/Пер с англ. М., 1990.

Ванденберг Ф. Золото Шлимана. Смоленск, 1996.

Гальперина Г. А., Доброва Е. В. Популярная история археологии. М., 2002.

Мартынов А. И. Археология: Учебник. М., 2002.

Мартынов А. И., Шер Я. А.  Методы археологического исследования. М., 2002.

Матюшин Г. Н. Тайны цивилизаций: История древнего мира. М., 2002.

Немировский А. И. Нить Ариадны (Из истории классической археологии). Воронеж, 1989.

Петрова Н. Т. Введение в историю//История (приложение к газете            «1 сентября»). 1993. №1.

Саплина Е. В., Саплина А. И. Путешествие в историю. М., 1994.

Что такое? Кто такой? Т.1. М., 1994.

Для учащихся:

Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история. М., 1993.

Я познаю мир. История. М., 1996.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!