Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»
Курьинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО Школьным МО учителей Гуманитарного цикла протокол № ___ от «____» _____ 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Олеск Л.С. «____» ____2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______Морозова Т.А. Приказ № ____ от «___»____2015 г . |
Рабочая программа учебного элективного курса по истории по теме:
«Археология»
7 класс
2015 — 2016 учебный год
Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.
высшая квалификационная категория
Казанцево
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного элективного курса по истории по теме: «Археология» »для 7 класса составлена на основе
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);
учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 26а от 03.04. 2015 г.;
авторской программы «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «Археология» (для 7-8-х классов), Г.Г. Стрелкова, сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.
положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.2014 .;
основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 21а от 09.04.2015г.;
календарного годового графика, приказ № 69от 13.08.2015 г.
По календарному годовому графику:
Начало учебного года: 1 сентября 2015 года
Окончание для 7 класса: 31 мая 2016 г.
Количество учебных недель: 35 ч
Каникулы: осенние: с 31 октября по 08 ноября 2015 г.
Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2016 г.
Каникулы весенние: с 26 марта по 02 апреля2016 г.
Эффективная образовательная технология предполагает поиск и применение новых приемов и методов. Одним из них, как показывает опыт, является умелое сочетание научно-просветительской деятельности с образовательным школьным процессом в формировании научного мировоззрения учащихся, в становлении их гражданственности, в воспитании высоких нравственных форм и эстетических вкусов.
Содержание учебно-методического комплекта
авторская программа «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «Археология» (для 7-8-х классов), Г.Г. Стрелкова, сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.
Основной целью предлагаемой программы и является совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного образования на базе археологии.
Основными задачами программы являются:
формирование исторического сознания учащихся
расширение кругозора, развитие познавательных интересов и способностей учащихся
Овладение ими практическими навыками научно-исследовательской работы, а также определенными профессиональными знаниями и умениями археолога.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
-дискуссия ;
- видео – лекции, презентации;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, творческие работы.
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Археология – наука о древности – составная часть исторической науки, ее фундамент, корни. Цели и задачи историков и археологов одни и те же: восстановить во всем объеме и богатстве историческое прошлое человеческого общества. Разные только источники. Историки - изучают прошлое по письменным источникам, археологи – по вещественным. И если письменность появилась около 6 тысяч лет назад, то человечество, по данным археологических раскопок, живет на Земле 2 млн.650 тыс. лет. Следовательно, более 99% нашего прошлого мы может узнать только благодаря археологии.
Эта наука, как ни одна отрасль гуманитарного знания, воспитывает историческое мышление, потому что она имеет дело с тысячелетиями, с непрерывной цепочкой накопления человечеством знаний и культуры. Углубленное изучение древней истории, поэтому особенно важно для воспитания подрастающего поколения, которые будут создавать новейшую историю, вершить судьбы нашей страны. Не случайно, в прошлом веке 57% учебного времени в гимназиях уделялось изучению древних языков и древней истории. Сейчас на это отводится менее 1%.
Содержание программы “Археология ” является межпредметным, так как оно включает дополнительные научные знания не только по истории, но и других, сопредельных с археологией и музейным делом, дисциплин: биологии, географии, экологии, обществоведению, педагогике.
Программа ориентирована на удовлетворение любознательности учащихся, их интереса к далекой древности, их стремлении сделать все своими руками.
Занятия не повторяют общеобразовательную программу, а углубляют и дополняют ее, т.к. они базируются на новейших научных данных истории науки и техники. В процессе обучения также широко применяются иллюстративные материалы, слайды и видеоматериалы. Программа рассчитана на 1 год и предусматривает занятия учащихся 7 класса.
Учебно-тематический план
№п\п | Тема занятия | Количество часов на разделы и темы |
1 | Введение в курс. Музеи и их назначение. | 2 |
2 | История и значение археологической науки. | 2 |
3 | Археологические музеи. | 2 |
4 | Основные вехи истории Земли и человечества. | 2 |
5 | Происхождение человека (антропогенез). | 3 |
6 | Каменный век. Основные достижения. | 2 |
7 | У истоков цивилизации. Мезолит. | 2 |
8 | Неолитическая революция. | 2 |
9 | Искусство каменного века. | 2 |
10 | Первые цивилизации. | 2 |
11 | Древний Египет: археология, история, культура. | 2 |
12 | Древний Китай: археология, открытия. | 2 |
13 | Бронзовый век. Античность. | 2 |
14 | Ранний железный век. | 2 |
15 | Древнерусские города. | 2 |
15 | Средневековье. Домусульманский и раннемусульманский периоды Средней Азии. | 2 |
17 | Древний Хорезм: археология, история, культура. | 2 |
18 | Повторение | 2 |
| Итого | 35 |
Календарно – тематическое планирование
№п\п | Раздел, тема урока | Количество часов | ИКТ | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Введение в курс. Музеи и их назначение. Что изучают на курсе. Что такое музей? История возникновения музеев. Типы музеев. Первые музеи в России. Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия. | 2 | | | |
2 | История и значение археологической науки. Что такое археология? Значение археологии для изучения истории человечества. Как начиналась археология. Связь археологии с другими науками. Археологические памятники. | 2 | | | |
3 | Археологические музеи. История создания музеев. | 2 | | | |
4 | Основные вехи истории Земли и человечества. Развитие жизни на Земле. Археологическая периодизация. Каменный век: палеолит – мезолит –неолит – энеолит. Бронзовый век. Железный век. | 2 | | | |
5 | Происхождение человека (антропогенез). Опыты Псамметиха. Мифы и гипотезы о происхождении человека. Ошибка Ч. Дарвина. Поиски предков. Находки в Европе, Азии. ЭженДюбуа. Питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, неандерталец. Открытия в Африке. Раймонд Дарт. “Бэби” из Таунга. Олдувай. Семья археологов Лики и их открытия. Австралопитеки. Человек умелый. Древнейшие орудия труда. | 3 | | | |
6 | Каменный век. Основные достижения. Палеолит – древнекаменный век. Первые орудия труда и охоты. Техника изготовления палеолитических орудий. Ознакомление с палеолитическими орудиями труда и охоты в музее и его фондах. | 2 | | | |
7 | У истоков цивилизации. Мезолит. Первый экологический кризис и его последствия. Заселение ойкумены. Геометрические формы и стандартизация. Появление составных орудий. Первые механизмы - лук и стрелы. Зарождение производящего хозяйства. Одомашнивание животных. | 2 | | | |
8 | Неолитическая революция. Распространение производящего хозяйства в Евразию. Пути проникновения земледелия и животноводства в Европу. Первые городские поселки – Джармо, Чатал-Гуюк. Первые города – Иерихон. “Волшебные” топоры. Строительство. Появление керамики. Формы и орнаментация неолитической керамики. Неолитические культуры на территории России. Формирование основ цивилизации. Сельское хозяйство, рыболовство и охота в неолите. | 2 | | | |
9 | Искусство каменного века. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Альтамира. Ласко. Пещера “Трех братьев”. Каповая пещера. Резьба по кости, “Палеолитические Венеры”. Жилища. Украшения. Татуировки. Прически. Одежда. Религиозные представления, первобытная магия. Первые погребения. | 2 | | | |
10 | Первые цивилизации. Открытия археологов. Шумеры. Вавилон. Нивевия. Ацтеки. Майя. Ассирия. Хетты. Эбла. Элам. Инки. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. | 2 | | | |
11 | Древний Египет: археология, история, культура. Экспедиция Наполеона. Розетский камень. Жан Франсуа Шампольон и разгадка египетских иероглифов. Культура Египта. Египетские храмы, пирамиды. Говард Картер. Открытие гробницы Тутанхамона. Технические изобретения египтян. Стекло, папирус, краски, фаянс, кораблестроительное искусство. Система земледелия. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. | 2 | | | |
12 | Древний Китай: археология, открытия. Легенда о происхождении Китая. Государство Шан: рождение цивилизации. Восемь веков правления Чжоу. Эпоха воюющих царств. Династия Цинь, или первая империя. Расцвет империи Хань. Раскопки гробниц Цинь Ши Хуанди и ЛюШеня – императора и правителя династии Цинь. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. | 2 | | | |
13 | Бронзовый век. Античность. Самородная медь. Древнейшие очаги металлургии. Культуры бронзового века степной полосы России. Глинобитные города месопотамского типа на Урале. Аркаим и Синташта. Арии. | 2 | | | |
14 | Ранний железный век. Техника и организация железоделательного производства. Первые железные орудия труда и предметы вооружения из железа. Скифская культура. Расселение индоевропейцев в Евразию. Царские курганы скифов. Скифы-кочевники и скифы-земледельцы. Скифский “звериный” стиль. Сарматы. | 2 | | | |
15 | Древнерусские города. Старая Рязань. Культура раннего средневековья по данным раскопок в Старой Рязани. Клад из Старой Рязани. Древнерусские города после монгольского нашествия. | 2 | | | |
15 | Средневековье. Домусульманский и раннемусульманский периоды Средней Азии. Археологические памятники древней Парфии, Бактрии, Маргианы, Согда. Древний Хорезм. | 2 | | | |
17 | Древний Хорезм: археология, история, культура. Хорезмийская археолого-этнографическая экспедиция. История Древнего Хорезма. Культура Древнего Хорезма. Зороастризм. Ирригационные сети. Поливная керамика. Искусство. Погребения. | 2 | | | |
18 | Повторение | 2 | | | |
| Итого | 35 | | | |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В процессе освоения курса учащиеся должны:
- овладеть элементарными профессиональными умениями археолога,
- углубить свои знания по истории.
Учащиеся получают знания по истории музеев, музейной культуре, развитию археологической науки, методах работы археологов, о важнейших открытиях археологов, повлиявших на формирование представлений об истории человечества. Ребята учатся не пассивно слушать, а уметь определять характерные особенности рассматриваемой эпохи, понимать «язык» вещей, преемственность культурных традиций.
Итоговые занятия предполагают различные формы: рефераты и научные сообщения по темам программы, составление путеводителей.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету
Рекомендуемая литература для учителя:
Авдусин Д.А. Основы археологии: Учебник. М., 1989.
Брей У., Трамп Д. Археологический словарь/Пер с англ. М., 1990.
Ванденберг Ф. Золото Шлимана. Смоленск, 1996.
Гальперина Г. А., Доброва Е. В. Популярная история археологии. М., 2002.
Мартынов А. И. Археология: Учебник. М., 2002.
Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования. М., 2002.
Матюшин Г. Н. Тайны цивилизаций: История древнего мира. М., 2002.
Немировский А. И. Нить Ариадны (Из истории классической археологии). Воронеж, 1989.
Петрова Н. Т. Введение в историю//История (приложение к газете «1 сентября»). 1993. №1.
Саплина Е. В., Саплина А. И. Путешествие в историю. М., 1994.
Что такое? Кто такой? Т.1. М., 1994.
Для учащихся:
Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история. М., 1993.
Я познаю мир. История. М., 1996.