СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Биология. Живой организм» для 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования (раздел «Биология»)
  1. Примерная программа по биологии основного общего образования
  2. Авторская программа по биологии линии УМК «Биология. Сферы» (5–9 классы) для общеобразовательных учреждений, авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко
  3. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2017-2018 уч. год.

 

Данную рабочую программу реализует учебник «Биология. Живой организм. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, издательство «Просвещение» Москва, 2015 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса»







Рабочая программа учебного курса

биологии 6 класса

на 2017 -2018 учебный год






Составитель: учитель биологии

первой квалификационной категории

Быкова Светлана Семеновна











Нижневартовск, 2017

Содержание:


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематическое планирование

















































Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Биология. Живой организм» для 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования (раздел «Биология»)

  2. Примерная программа по биологии основного общего образования

  3. Авторская программа по биологии линии УМК «Биология. Сферы» (5–9 классы) для общеобразовательных учреждений, авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко

  4. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2017-2018 уч. год.


Данную рабочую программу реализует учебник «Биология. Живой организм. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, издательство «Просвещение» Москва, 2015 год


































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты обучения:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

  • сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.


Метапредметные результаты обучения:


  • умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию; представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм);

  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

  • способность к разработке нескольких вариантов решений, поиск нестандартных решений, поиск и осуществление наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации;

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные УУД

  • выделять общий признак двух предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • строить схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы

Коммуникативные УУД

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.


Предметные результаты

Обучающийся 6 класса научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Обучающийся 6 класса получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет- ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Контрольно-измерительные материалы – тестовые задания, созданные разработчиками УМК «Сферы»

Инструментарий для оценивания результатов – тематическое тестирование, индивидуальный опрос, письменный отчет по работе, контрольные работы с заданиями метапредметного характера.

На изучение предмета «Биология. Живой организм» в 6 классе учебным планом МБОУ «СШ №12» отводится 1 час в неделю, 35 часов в год, из них на лабораторные работы отводится 7 академических часов, 1 час на практические работы.


  1. Содержание учебного предмета
    (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч – резервное время)


IV. Органы и системы органов живых организмов (12 ч)

Орган. Системы органов.

Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений.

Побег — система органов: почка, стебель, лист. Почка — зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.

Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.

Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.

Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.

Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

Лабораторные работы:

9. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.

10. Строение стебля.

11. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.

12. Строение корневого волоска. Корневые системы.

V. Строение и жизнедеятельность организмов (22 ч)

Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Питание живых организмов. Питание производителей — зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К. А. Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.

Питание потребителей — животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

Питание разрушителей — бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.

Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.

Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.

Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.

Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.

Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.

Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения — бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.

Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.

Лабораторные работы:

13. Строение цветка.

14. *Строение яйца птицы.

15. *Определение плодов.

16. Развитие насекомых.

Практические работы:

1. Способы проращивания семян.

Повторение (1 ч)


Профориентация интегрирована с темами:

  1. «Биология – наука о живых организмах» – профессии биолога, эколога, орнитолога, энтомолога, ихтиолога, морфолога, микробиолога.

  2. «Среда обитания. Экологические факторы» - профессия эколога.

  3. «Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе» - профессии лесника, эколога.

  4. «Развитие знаний о клеточном строении организмов» - профессия цитолога.

  5. Обобщающий урок по теме «Ткани живых организмов» - профессия цитолога, гистолога


Темы для творческих работ, проектов:

- Виды почек, их строение и назначение

- Роль леса в жизни живых организмов

- Деление животных на группы по способу питания

- Приспособленность комнатных растений к действию света

- Значение испарения для растений

- Таксономические группы растений пришкольного участка

- Хвойные растения города

- Видоизменения частей растения, их значение

  1. Тематическое планирование




п/п


Раздел, название темы

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

план

факт




Органы и системы органов живых организмов 12





Организм – единое целое








1

05.09


Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организма.

Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма

Растение - целостный организм.

Правила работы в кабинете биологии, правила работы с приборами и инструментами





Органы и системы органов растений. Побег





1

12.09


Называть составные части побега.

Описывать строение побега и почек.

Сравнивать вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать взаимосвязь между строением побега и функциями

Растительный побег. Виды почек

Лабораторная работа № 1 «Строение побега и почек»







1



19.09


Исследовать строение побега.

Распознавать части побега.

Устанавливать связь строения почек с функциями.

Делать выводы о значении побега, роли почек.

Фиксировать результаты наблюдений

Л р № 1 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек».

Побег, узлы, междоузлия. Строение почки, виды почек, видоизменения побегов, развитие побега

Строение и функции стебля. Лабораторная работа № 2 «Строение стебля»



1

26.09


Работать с живыми объектами.

Описывать строение стебля.

Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры.

Л р № 2 «Строение стебля». Функции стебля, участки стебля, клеточное строение.

Рост стебля в толщину

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листа»





1

03.10


Работать с живыми объектами.

Описывать строение листьев.

Проводить наблюдения.

Фиксировать результаты наблюдений.

Л р № 3 «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья».

Морфология листа.

Листорасположение.

Клеточное строение листа







1

10.10


Описывать строение тканей листа.

Устанавливать взаимосвязь между строением клеток и функциями.

Различать световые и теневые листья.

Фиксировать результаты наблюдений

Функции листа, клеточное строение


Строение и функции корня. Лабораторная работа № 4 «Корневые системы»









1

17.10


Называть зоны корня и их функции.

Распознавать типы корневых систем.

Устанавливать взаимосвязь между строением клеток и функциями.

Применять знания о корне на практике.

Находить информацию в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать

Лр № 4 «Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы»

Корневой волосок. Функции корня, ткани корня зоны корня. Питание, верхушечный рост.

8.

Видоизменения надземных побегов







1

24.10


Называть видоизмененные побеги.

Устанавливать причины видоизменения.

Находить информацию в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать

Причины видоизменения побегов. Видоизменения стебля и листьев.

9.

Видоизменения подземных побегов и корней


1

07.11


Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы.

10.

Органы и системы органов животных


1

14.11


Называть системы органов животных.

Определять функции систем.

Обосновывать важность взаимосвязи систем органов.

Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет.

Нервная системы, ее функции.

11.

Строение органов животных

1

21.11


Пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы, их функции.

12.

Обобщение темы «Органы и системы органов»






1

28.11


Сравнивать и классифицировать.

Связывать строение с функциями.

Обосновывать значение органов и систем.

Доказывать единство растительного и животного мира


Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов»

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Строение и жизнедеятельность организмов

23





13.

Движение живых организмов

1

05.12


Называть и описывать способы передвижения организмов.

Приводить примеры.

Наблюдать за передвижением.

Находить информацию в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать

Способы передвижения одноклеточных организмов. Органы передвижения животных в различных средах жизни

14.

Итоговая контрольная работа I полугодие

1

12.12


Применять знания в практических ситуациях

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

15.

Почвенное питание растений.

Воздушное питание растений



1

19.12




Определять сущность почвенного питания.

Объяснять и доказывать роль корневого давления

Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза.

Ставить биологический эксперимент.

Находить информацию в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать.

Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды.

Корневое давление. Внесение удобрений История изучения воздушного питания: Я.Гельмонт, Д.Пристли, Ю.Сакс.

Космическая роль зеленых растений

16.

Фотосинтез


1


26.12


Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

Суть процесса фотосинтеза

17.

Испарение воды растениями. Листопад





1

16.01


Описывать сущность процесса испарения воды листьями.

Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения.

Распознавать листопадные и вечнозеленые растения

Причины движения

воды по сосудам стебля.

Листопад- приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.


18.

Питание животных







1

23.01



Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных.

Выявлять признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить примеры

Пищеварительная система многоклеточных животных, ее отделы.

Растительноядные, хищные, паразитические, всеядные животные

19.

Питание бактерий и грибов









1

30.01


Называть и описывать способы питания бактерий и грибов.

Объяснять роль в природе.

Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы бактерий и грибов.

Обосновывать биосферное значение цианобактерий

Бактерии – гетеротрофы и автотрофы. Особенности питания грибов.

Роль живых организмов в природе

20.

Дыхание растений, бактерий и грибов






1

06.02


Определять сущность процесса дыхания.

Сравнивать дыхание и фотосинтез, устанавливать взаимосвязь процессов.

Значение знаний для практической деятельности человека

Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов

21.

Дыхание и кровообращение животных

1

13.02


Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и кровообращения у животных.

Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания.

Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения

22.

Транспорт веществ









1

20.02


Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных.

Делать выводы о причинах сходства.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций.

Доказывать передвижение веществ в растении

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные

23.

Выделение. Обмен веществ








1

27.02


Выявлять существенные особенности процесса выделения и обмена веществ.

Устанавливать взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, выделительной систем в процессе обмена веществ.

Делать выводы об обмене веществ

Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Обмен веществ - основа биологического круговорота

24.

Размножение организмов. Бесполое размножение







1

06.03


Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового.

Называть и описывать различные способы бесполого размножения, примеры.

Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения

Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, водорослей, грибов, животных, растений

25.

Вегетативное размножение растений








1

13.03



Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного размножения растений.

Применять знания в практических ситуациях.

Делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

Способы вегетативного размножения

26.

Половое размножение растений.

Лабораторная работа №5 «Строение цветка»



1

20.03


Называть и определять части цветка.

Исследовать строение цветка.

Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения.

Лр № 5 «Строение цветка».

Цветок - генеративный орган, его строение и функции. Основные части цветка. Соцветия, их биологическое значение

27.

Опыление








1

03.04


Называть и описывать различные типы опыления.

Сравнивать строение цветков.

Делать выводы о значении опыления.

Прогнозировать опасность сокращения численности пчел, шмелей, птиц

Процесс опыления.

Типы опыления. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрестного и искусственного опыления при выращивании культурных растений

28.

Оплодотворение. Семена и плоды.

Лабораторная работа №6 «Плоды»




1

10.04


Сравнивать и классифицировать плоды.

Определять сочные и сухие плоды.

Работать с живыми объектами.

Лр № 6 «Определение плодов».

Оплодотворение у цветковых растений. Функции плода, критерии классификации. Виды сухих и сочных плодов.

29.

Размножение многоклеточных животных





1

17.04


Описывать способы бесполого размножения животных.

Сравнивать, приводить примеры.

Делать выводы о эволюционном преимуществе животных с внутриутробным развитием

Бесполое и половое размножение у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности развития нового организма

30.

Итоговая контрольная работа


24.04


Применять знания в практических ситуациях

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

31.

Индивидуальное развитие растений.

Практическая работа №1 «Способы проращивания семян»




1

01.05


Описывать периоды индивидуального развития растений.

Объяснять роль зародыша семени в развитии растений.

Сравнивать процессы роста и развития растений

Развитие растений из семени. Рост растений, периоды в жизни растений.

32.

Индивидуальное развитие животных.

Лабораторная работа №7 «Развитие насекомых»



1

08.05


Описывать периоды индивидуального развития животных. Выявлять особенности эмбрионального развития животных.

Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие с полным и неполным превращением

Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости.








33.

Расселение и распространение организмов



1

15.05


Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов.

Понимать причины и значение миграций животных.

Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных.

34.

Обобщение темы «Строение и жизнедеятельность организмов»










1

22.05


Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений.

Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организма.

Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов».

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

35.

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов









1

29.05


Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов.

Обосновывать значение листопада, зимнего сна.

Понимать практическое значение фенологических наблюдений.

Наблюдать за сезонными изменениями в природе

Годовые ритмы. Фотопериодизм. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Фенологические наблюдения и народные приметы, их практическое значение

Приложение. Практическая часть рабочей программы




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные

работы

1

входная

1 полугодовая


1

итоговая

3

Лабораторные

работы

4

0

1

2

7

Практические работы

0

0

0

1

1


Итого


5


1


1


4


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей