СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса биологии 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Биология. Человек» для 9 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (раздел «Биология»)

2. Примерная программа по биологии основного общего образования

3. Авторская программа по биологии Н.И.Сонина, В.Б.Захарова (Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы, концентрический курс) для общеобразовательных учреждений

4. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2016-2017 уч. год.

 

 

Данную рабочую программу реализует учебник «Биология. Общие закономерности. 9класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений», авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин, издательство «Дрофа» Москва, 2008 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса биологии 9 класса»




















Рабочая программа учебного курса

биологии 9 класса

на 2017 -2018 учебный год







Составитель: учитель биологии

первой квалификационной категории

Быкова Светлана Семеновна











Нижневартовск, 2017

Содержание:


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематическое планирование

















































Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Биология. Человек» для 9 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (раздел «Биология»)

2. Примерная программа по биологии основного общего образования

3. Авторская программа по биологии Н.И.Сонина, В.Б.Захарова (Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы, концентрический курс) для общеобразовательных учреждений

4. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2016-2017 уч. год.



Данную рабочую программу реализует учебник «Биология. Общие закономерности. 9класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений», авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин, издательство «Дрофа» Москва, 2008 год








































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:

Личностные результаты обучения:

  • формирование у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • формирование способности и готовности к использованию биологических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Предметными результатами являются:

  • получение общих представлений о структуре биологической науки, ее методах исследования;

  • применение в своей деятельности основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений и животных, многообразии сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, умение принимать экологически правильные решения в области природопользования;

  • видение важнейших экологических проблем (перечислять и кратко характеризовать).


Метапредметные результаты обучения:

  • владеть различными способами самоконтроля;

  • определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;

  • определять содержание своей учебной деятельности;

  • корректировать объем собственной учебной деятельности;

  • соблюдать последовательность действий по достижению целей самообразовательной деятельности.

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе.


На изучение предмета «Биология. Общие закономерности» в 9 классе учебным планом МБОУ «СШ №12» отводится 2 часа в неделю (70 учебных часов, 35 учебных недель), в том числе на проведение лабораторных работ выделено 7 часов, на проведение практических работ 2 часа, 3 часа выделены на контрольные работы.

II. Содержание учебного предмета (70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ 1. Структурная организация живых организмов (10 часов)

Тема 1.1. Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 1.3. Строение и функции клеток (5 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

  • Лабораторная работа. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.

РАЗДЕЛ 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 2.1. Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

РАЗДЕЛ 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)

Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Лабораторная работа. Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 3.2. Закономерности изменчивости (6 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Лабораторная работа.Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

РАЗДЕЛ 4. Эволюция живого мира на Земле (21 час)

Тема 4.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Тема 4.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Тема 4.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5час)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 4.4. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция (5 часов)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Главные направления эволюционного процесса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 4.5. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.

  • Лабораторные и практические работы

Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных.

Тема 4.6. Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Тема 4.7. Развитие жизни на Земле (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (3 часа)

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.

■ Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.


Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

Заключение (2 ч)

Резервное время – 7 часов


Профориентация интегрирована с темами:

  1. Биология - наука о жизни – селекционер, микробиолог, медицинские специальности

  2. Пластический обмен. Биосинтез белка – биохимик, врач-диетолог

  3. Прокариотические клетки – врач КДЛ, инфекционист

  4. Наследование признаков, сцепленных с полом – генетик, служба медико-генетического консультирования

  5. Современная селекция. Значение селекции – селекционер, микробиолог

  6. Природные ресурсы и их использование - эколог

III. Тематическое планирование



Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата


Виды учебной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий

Планируемые предметные результаты освоения материала

по плану

по факту


Введение


1





1

Биология - наука о жизни








1


01.09


-определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

-вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи

-выслушивать и объективно оценивать другого

-формулировать проблемные вопросы

Знать: уровни организации

Уметь работать с текстом учебника; анализировать, обобщать


Раздел 1. Структурная организация живых организмов

13





2

Неорганические вещества клетки

1

05.09


-характеризовать хим.элементы, описывать неорганические и органические молекулы живого вещества;

-вырабатывать общее решение

классифицировать информацию по различным признакам

-определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

Химическая организация клетки. Особенности химического состава; роль неорганических веществ

3

Органические вещества – белки, углеводы, жиры

1

08.09


Показать знания курса биологии, полученные в 5-8 классах

4

Итоговое тестирование (входная контрольная работа)

1

12.09


Органические молекулы. Биологические полимеры-белки. Углеводы. Жиры. ДНК. Редупликация ДНК. Транскрипция. РНК, структура и функции.

5

Нуклеиновые кислоты

1

15.09


6

Обмен веществ и энергии в клетке

1

19.09



Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

7

Пластический обмен. Биосинтез белка

1

22.09


-самостоятельно вырабатывать алгоритм действий

-выслушивать и объективно оценивать другого

-составлять сложный план

-формулировать проблемные вопросы

-организовать деятельность в группах и парах

-выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

-уметь доказывать и опровергать

-вырабатывать общее решение

-классифицировать информацию по различным признакам

8


Энергетический обмен. Дыхание.



1

26.09


9

Прокариотические клетки

1

29.09


- определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

-уметь доказывать и опровергать

-вырабатывать общее решение

-классифицировать информацию по различным признакам

Строение клетки прокариот

Особенности строения и функционирования клеток эукариот (цитоплазма, органоиды, ядро). Положения клеточной теории

10

Эукариотическая клетка: органоиды

1

03.10


11

Эукариотическая клетка. Ядро


1

06.10


12

Лабораторная работа №1 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»

1

10.10


13

Деление клеток

1

13.10


Знать строение клетки, механизм ее деления. Понятие «митоз»

14

Повторение темы «Клетка»

1

17.10


-уметь применить знания при решении биологических задач



Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5





15

Бесполое размножение организмов

1

20.10


-владеть приемами работы с информацией;

-формулировать проблему, осваивать приемы исследовательской деятельности;

-владеть коммуникативными навыками, участвовать в дискуссии, строить понятное монологическое высказывание;

-принимать учебную задачу

Роль бесполого размножения, способы.

16

Половое размножение

1

24.10


Роль полового размножения; фазы мейоза; строение и функции половых клеток. Развитие гамет. Оплодотворение

17

Онтогенез. Эмбриональный период развития

1

27.10


Разнообразие постэмбрионального развития, его биологический смысл. Общие закономерности развития.

18

Постэмбриональный период развития

1

2 четв

07.11


19

Общие закономерности развития

1

10.11


-составлять вопросы к тексту, разбивать его на смысловые части, составлять подзаголовки;

-формулировать учебную задачу на соотнесении известного/неизвестного

Биогенетический закон. Эмбриональная дивергенция. Сходство зародышей


Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов

19





20

Основные понятия генетики

1

14.11


-определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

-выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

-составлять сложный план

-формулировать проблемные вопросы

-проводить работу исследовательского характера;

-владеть навыками анализа и синтеза

Наука генетика. Основные понятия генетики. Генетическая символика.

21

Гибридологический метод изучения наследственности

1

17.11


Гибридологический метод изучения наследственности Менделя.

22

Первый и второй законы Менделя

1

21.11


Законы Менделя

23

Дигибридное скрещивание

1

24.11


Дигибридное скрещивание


Анализирующее скрещивание.

Тестирование по теме «Основные понятия генетики».

24

Анализирующее скрещивание





1

28.11


25

Сцепленное наследование

1

01.12


-владеть приемами работы с информацией;

-формулировать проблему, осваивать приемы исследовательской деятельности;

- строить понятное монологическое высказывание;

-принимать учебную задачу

Формулировка закона Моргана

Характеристика сцепленного наследования

26

Генетика пола

1

05.12



Давать определение термина аутосомы.

Хромосомное определение пола, его роль в практической биологии. Наследование признаков, сцепленных с полом

27

Генотип как целостная система

1

08.12


28

Практическая работа №1 «Решение генетических задач и составление родословных»

1

12.12


-организовать деятельность в группах и парах

-проводить работу исследовательского характера;

-владеть навыками анализа и синтеза

-вырабатывать общее решение

Решение задач, отчёт по п/р

Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме

29

Итоговое тестирование I полугодие

1

15.12




Знания общей биологии курса 9 класса

30

Изменчивость. Типы изменчивости

1

19.12


-владеть приемами работы с информацией;

-формулировать проблему, осваивать приемы исследовательской деятельности;

- строить понятное монологическое высказывание;

-принимать учебную задачу

Анализ к/р, работа над ошибками. Характеристика форм изменчивости.

31

Генотипическая изменчивость. Мутации

1

22.12


Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

32

Комбинативная изменчивость


1

26.12


-выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

-организовать деятельность в группах и парах

-выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

-вырабатывать общее решение

-классифицировать информацию по различным признакам

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Норма реакции.


33

Фенотипическая изменчивость

1

29.12


34

Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

1

3 четв 12.01


35

Центры происхождения культурных растений

1

16.01


Задачи селекции

Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Основные направления современной селекции. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологических и др. отраслей промышленности.

36

Методы селекции

1

19.01


37

Современная селекция

1

23.01


38

Контроль по теме «Наследственность и изменчивость»

1

26.01


-применять знания при решении биологических задач

Тестовая контрольная работа в 2х вариантах


Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле

19





39

Признаки живых организмов

1


30.01


-вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи

-уметь доказывать и опровергать

- составлять сложный план;

-владеть приемами работы с информацией;

-формулировать проблему

-владеть коммуникативными навыками

Знать: единство химического состава живой материи; многообразие живого мира. Дискретность живого вещества. Уровни организации живого. Видовое разнообразие

40

Развитие биологии в додарвиновский период

1

02.02


-определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

-уметь доказывать и опровергать

Знать развитие науки в античные времена, работы К.Линнея

Уметь: самостоятельно работать с учебником

41

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

1

06.02



эволюционная теория Ж.Б. Ламарка


42

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1

09.02


-определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности


Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, его движ.силы

43

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

1

13.02


-определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

-уметь доказывать и опровергать

Движущие силы эволюции.

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование

Естественный отбор и формы его проявления

44

Формы естественного отбора


1

16.02


-организовать деятельность в группах и парах

-выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

-уметь доказывать и опровергать

-вырабатывать общее решение

45

Приспособленность организмов к условиям внешней среды. Практическая работа №2 «Роль приспособительного поведения»

1

20.02


-формулировать проблемные вопросы

-классифицировать информацию по различным признакам

Виды приспособленности. Физиологические адаптации. Забота о потомстве

Виды приспособленности

46

Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов»

1

23.02


-вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи

-проводить работу исследовательского характера

47

Вид, его критерии и структура

1

27.02


-владеть навыками анализа и синтеза

-вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи

Вид как генетически изолированная система. Популяция – элементарная эволюционная единица.

Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Признаки вида.

48

Лабораторная работа № 4 «Изучение критериев вида»

1

02.03


-организовать деятельность в группах и парах

-проводить работу исследовательского характера;

-владеть навыками анализа и синтеза

-вырабатывать общее решение

Критерии вида: генетический, морфо-физиологический, биохимический, географический, экологический

49

Микроэволюция. Видообразование

1

06.03


-определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;

-комбинировать известные средства для решения новых задач;

-проводить работу исследовательского характера;

-владеть навыками анализа и синтеза

Видообразование. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

50

Макроэволюция. Главные направления эволюции

1

09.03


-владеть приемами работы с информацией;

-формулировать проблему, осваивать приемы исследовательской деятельности;

- строить понятное монологическое высказывание;

-принимать учебную задачу

Биологический прогресс и регресс, главные пути и направления макроэволюции

51

Основные закономерности эволюции

1

13.03


52

Контроль по теме «Эволюционная теория»

1

16.03




53

Современные представления о происхождении жизни

1

20.03


-владеть приемами работы с информацией;

-формулировать проблему, осваивать приемы исследовательской деятельности;

- строить понятное монологическое высказывание;

-принимать учебную задачу

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Возникновение жизни на Земле

54

Архейская, протерозойская и палеозойская эры

1

4 четв

03.04


-владеть приемами работы с информацией;

-формулировать проблему,

- строить понятное монологическое высказывание;

-принимать учебную задачу

Выделять главные ароморфозы, идиоадаптации эр, доказывать их значение в развитии живого мира

55

Мезозойская и кайнозойская эры

1

06.04


56

Происхождение человека

1

10.04


Роль человека в системе органического мира

57

Контроль знаний по теме «Эволюция»

1

13.04





Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

11





58

Структура биосферы. Круговорот веществ

1

17.04


-определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

-вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи

-самостоятельно вырабатывать алгоритм действий

-выслушивать и объективно оценивать другого

-составлять сложный план

-формулировать проблемные вопросы

-качественно и количественно описывать объект

-выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

Структура и функции биосферы. Главная функция биосферы

59

Экологические факторы

1

20.04


Круговорот веществ

Видовое разнообразие

Абиотические факторы среды. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор.

Пищевая цепь

Формы взаимоотношений между организмами.

Экосистемы. Смена биоценозов

60

Итоговое тестирование

1

24.04


61

Интенсивность действия факторов

1

27.04


62

Цепи и сети питания.

Лабораторная работа №5 «Составление цепей питания»

1

01.05


63

Взаимоотношения между организмами

1

04.05


64

Биогеоценозы. Биоценозы. Агроценозы

1

08.05


65

Лабораторная работа №6 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

1

11.05


Уметь выявлять взаимосвязи в экосистемах

66

Антропогенный фактор. Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

1

15.05


-формулировать проблемные вопросы

-организовать деятельность в группах

и парах

-вырабатывать общее решение

-определять содержание своей учебной деятельности;

-корректировать объем собственной учебной деятельности;

-осуществлять мысленный эксперимент

Деятельность человека в экосистемах

67

Природные ресурсы и их использование

1

18.05


Природные ресурсы и их использование. Охрана природы. Глобальные экологические проблемы

68

Проблема рационального природопользования

1

22.05



Повторение

2





69

Повторение. Цитология

1

25.09


-определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

-формулировать проблемные вопросы

Знания темы

70

Повторение. Генетика, эволюция

1

29.05


Знания темы



Итого – 70 ч.



















Приложение. Практическая часть рабочей программы





1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные

работы

1

входная

1 полугодовая


1

итоговая

3

Лабораторные

работы

1

0

3

3

7

Практические работы

0

1

1

0

2


Итого


2


2


4


4


12




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!