СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы курса "Литература. 5-9 классы" авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин -М.: ООО Руссоке слово - учебник, 2012.
Приложение № ____ к основной образовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖИГАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята на заседании педагогического совета протокол от «28» 08 2017 года №1
| Согласована зам. директора по УВР _________ Т.А. Гребнева | Утверждена директор школы __________ О.Н. Пахомова приказ от «28» 08 2017г. № 01-159
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Литература»
7 класс
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы курса «Литература. 5-9 классы» авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин –М.: ООО Русское слово-учебник, 2012.
Составил: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Маковнева Нина Анатольевна
С. Жигаево, 2017г.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
Выпускник научится
| Выпускник получит возможность научиться |
•осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы; • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, • сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; •анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; •создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; •сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; •работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации | • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку; •сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; •вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • определять свой круг чтения и оценивать литературные произведения; • находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернет); • участвовать в составлении словаря тропов и фигур речи; • составлять компьютерную презентацию, • осваивать элементы текстологической работы |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности
|
Введение (1ч) Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанры, жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. | Урок-беседа | Работа со статьей учебника
|
Из устного народного творчества (4ч) Былины. «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне. | Урок-презентация Урок-исследование Урок развития речи | Составление тезисного плана вступительной статьи. Эвристическая беседа, словарная работа (выяснение непонятных слов). Устное словесное рисование, составление цитатного плана |
Из древнерусской литературы (2ч) Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. | Заочная экскурсия в краеведческий музей города Мурома.
| Пересказ вступительной статьи учебника, устные ответы на проблемные вопросы. Развернутый рассказ о литературном герое, исследовательская работа |
Из литературы XVIII века (9ч) М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. Г.Р. Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. | Заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург. Час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист». Урок-исследование Викторина Урок развития речи
| Эвристическая беседа, составление тезисного плана вступительной статьи. Составление плана характеристики персонажей, выразительное чтение, беседа по вопросам учителя, составление цитатного плана. |
Из литературы XIX века (27ч) А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». Н.В. Гоголь. Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла. И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения. Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе. М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя. Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Н.С. Лесков. Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения. Ф.И. Тютчев. Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы. А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация. А.П. Чехов. Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничтожения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Произведения русских поэтов XIX века о России Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь». А.Н. Майков. «Нива». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» | Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов. Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя». Заочная историко-краеведческая и литературно-краеведческая экскурсия «Некрасов в Чудово». Урок развития речи Урок-практикум Урок-исследование | Эвристическая беседа, подробный план статьи учебника, комментированное чтение. Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей. Анализ эпизода художественного текста по тезисному плану, Различные виды пересказа, составление словаря для характеристики персонажа. Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике. Выборочный пересказ, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, работа с иллюстрациями. Участие в дискуссии, определение жанра произведения, выявление авторской позиции |
Из литературы XX века (19ч) И.А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. А.И. Куприн. Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея. М. Горький. Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести. В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. И.С. Шмелев. Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова. М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека. А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны. Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя. Поэты XX века о России Г. Тукай. «Родная деревня». А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...» М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» И. Северянин. «Запевка». Н.М. Рубцов «В горнице». Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были». А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан». А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века. | Заочная литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам». Урок-практикум Викторина Урок развития речи Урок-презентация Урок коллективного анализа контрольных работ учащихся | Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов. Участие в дискуссии, анализ текста. Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике. Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов и художественного своеобразия произведения. Комментированное чтение, беседа по вопросам, анализ художественных произведений по тезисному плану. Определение основных сюжетных линий рассказа, выявление проблематики и художественной идеи произведения. Эвристическая беседа, сбор материала об историческом контексте произведения. Составление плана письменной работы, сбор материала |
Из зарубежной литературы (8ч) У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. Мацуо Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Р. Бернс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя. А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора. Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли. Я. Купала. Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. | Урок-презентация Урок развития речи Итоговый киноурок | Чтение сонетов, нахождение языковых средств, работа по вопросам. Эвристическая беседа, комментированное чтение, составление плана. Выявление нравственной и философской проблематики произведений |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | К-во часов | Тип урока | УУД | Домашнее задание | Дата | |||||||
Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||||||||
1. | Любите читать! | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала
| Читать «Илья Муромец и Соловей разбойник» с.18-26 С. 26, з.2 (выписать примеры гиперболы) |
|
| |||||
2. | «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения | Формирование внутренней позиции на основе поступков положительных героев | Составить тезисный план статьи учебника «Былинные герои». Выучить отрывок из былины с.18 (26 строк) |
|
| |||||
3. | «Святогор и тяга земная». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Формирование навыков исследования текста, опираясь на информацию, жанр, композицию, художественные особенности текста | Написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» |
|
| |||||
4. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся | 1 | Урок развития речи | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации | Развитие решения моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Подготовить выразительное чтение колядных, масленичных песен. Выполнить инд. задания |
|
| |||||
5. | Русские народные песни. Обрядовая поэзия. Лирические и лироэпические песни. Своеобразие поэтического языка народных песен. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере | Выучить наизусть колядную или масленичную песню. Прочитать «И вспомнил Олег коня своего…» |
|
| |||||
6. | Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать текст древнерусского произведения Коммуникативные: уметь читать текст и понимать прочитанное | Формирование представлений о патриотизме: понимание поучительного смысла древнерусской литературы, мудрости, преемственности поколений, любви к родине | Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подготовить развернутый рассказ об одном из героев произведения |
|
| |||||
7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер произведения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать текст древнерусского произведения Коммуникативные: уметь читать текст и понимать прочитанное | Формирование представлений о об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси | Составить тезисный план статьи учебника «Из русской литературы XVIII века» и пересказ статьи. Выполнить инд. задания |
|
| |||||
8.
| Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения
| Формирование понимания гражданской авторской позиции в литературном произведении
| Составить сообщение о классицизме в русской литературе, искусстве, архитектуре по материалам учебника и урока. Выполнить инд. задания
|
|
| |||||
9. | М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Формирование представлений о роли науки в жизни государства. Воспитание интереса к личности и творчеству М.В. Ломоносова | Выучить наизусть отрывок из произведения «Ода на день восшествия…» Выполнить инд. задания |
|
| |||||
10. | Р.р. Учение М.В. Ломоносова о «Трёх штилях». Подготовка к сочинению на тему «Слава науке» | 1 | Урок развития речи | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Формирование представлений о роли науки в жизни государства. Воспитание интереса к личности и творчеству М.В. Ломоносова | Написать сочинение на тему «Слава науке» |
|
| |||||
11. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся | 1 | Урок развития речи | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации | Развитие решения моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Прочитать вводную статью учебника к главе о Г.Р. Державине. Составить тезисный план статьи. |
|
| |||||
12. | Г.Р. Державин «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование понимания гражданской авторской позиции в литературном произведении | Прочитать вводную статью учебника к главе о Д.И. Фонвизине. Составить тезисный план статьи. Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль» |
|
| |||||
13. | Краткие сведения о Д.И. Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Освоение социальных норм, правил поведения через осмысление основного конфликта произведения | Выписать цитаты, характеризующие героев комедии: 1в. – Вральман, Цыфиркин. 2в. – Кутейкин, Софья. 3в. – Милон, Стародум |
|
| |||||
14. | Основной конфликт пьесы и её проблематика. «Говорящие» фамилии | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Осознание значимости чтения и анализа проблемных произведений для личного развития и становления характера | 1в. – заполнить вторую часть таблицы «Речь отрицательных и положительных персонажей примерами из текста. 2в. – заполнить третью часть таблицы «Манера речи Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана, Еремеевны» |
|
| |||||
15. | Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Осознание значимости чтения и анализа проблемных произведений для личного развития и становления характера | 1в. – выполнить задание 1 учебника из рубрики «Живое слово» (стр.151). 2в. – выполнить задание 2 учебника из рубрики «Живое слово» (стр.151) |
|
| |||||
16. | Р.р. Проверка устных сочинений учащихся | 1 | Урок развития речи | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации | Развитие решения моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Подготовить викторину по творчеству А.С. Пушкина. Прочитать вводную статью учебника «Из русской литературы XIX века», Составить тезисный план |
|
| |||||
17. | А.С. Пушкин. После Лицея. А.С. Пушкин в Санкт-Петербурге. «К Чаадаеву». «Два чувства дивны близки нам…» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Осознание значимости фактов биографии великого поэта (крепкая дружба, верные друзья, верность идеалам молодости, свободолюбие, определении их роли в духовном становлении поэта) для личного развития и становления характера | Выучить стихотворение «К Чаадаеву» наизусть. Выполнить инд. задания |
|
| |||||
18. | А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Туча». | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Осознание значимости фактов биографии великого поэта (крепкая дружба, верные друзья, верность идеалам молодости, свободолюбие, определении их роли в духовном становлении поэта) для личного развития и становления характера | Выучить стихотворение «Туча» наизусть. Составить статью для словаря литературоведческих терминов «Аллегория» |
|
| |||||
19. | «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Предметные: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения | Осмысление философских мотивов: судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие | Прочитать фрагменты поэмы А.С. Пушкина «Полтава», подобрать цитаты к предложенным пунктам плана. |
|
| |||||
20. | «Полтава» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование интереса к историческому прошлому страны через показ интереса поэта к истории, к деятельности полководцев | Написать сочинение «Петр I и Карл XII в поэме «Полтава» |
|
| |||||
21. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся | 1 | Урок развития речи | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации | Развитие решения моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Прочитать вводную статью учебника к главе о М.Ю. Лермонтове, выписать ключевые слова и словосочетания по предложенному плану |
|
| |||||
22. | М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. "Три пальмы». «Родина» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Размышление над вопросами о судьбе и правах человеческой личности через восприятие художественного текста | Выучить стихотворение «Родина» наизусть. Прочитать «Песню про… купца Калашникова» |
|
| |||||
23. | «Песня про…купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне…». Иван Грозный в изображении М.Ю. Лермонтова | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Размышление над вопросами о судьбе и правах человеческой личности через восприятие художественного текста | Подготовить письменный анализ эпизода «Песни…» по предложенному плану. Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель» |
|
| |||||
24. | Н.В. Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование убеждения на примере повести в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что даже самый обычный, незаметный человек может быть очень интересным | Составить художественный пересказ эпизодов (по вариантам). Выполнить инд. задания |
|
| |||||
25. | Акакий Акакиевич и «значительное» лицо. Фантастика в повести | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование убеждения на примере повести в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что даже самый обычный, незаметный человек может быть очень интересным | Написать сочинение по изученному произведению на одну из предложенных тем |
|
| |||||
26. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся | 1 | Урок развития речи | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации | Развитие решения моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Прочитать вводную статью в учебнике «И.С. Тургенев». Выполнить инд. задания |
|
| |||||
27. | Краткие сведения об И.С. Тургеневе. Общая характеристика книги «Записки охотника». «Хорь и Калиныч». Сложные социальные отношения в деревне | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Размышление над вопросами особенностей русского национального характера: талант и чувство достоинства крестьян | Подготовить письменные характеристики Хоря и Калиныча. Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Певцы» |
|
| |||||
28. | «Певцы». «Нищий». Тематика, художественное богатство произведений И.С. Тургенева | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
| Размышление над вопросами особенностей русского национального характера: талант и чувство достоинства крестьян | Прочитать статью учебника «Современники о Н.А. Некрасове». Прочитать материалы рубрики «В лаборатории писателя» |
|
| |||||
29. | Краткие сведения о Н.А. Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом…». «Размышления у парадного подъезда» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия
| Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Размышление над вопросами роли декабристов в жизни страны, в освободительном движении | Выучить наизусть фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Выполнить инд. задания |
|
| |||||
30. | Н.А. Некрасов «Русские женщины» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия
| Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Размышление над вопросами роли декабристов в жизни страны, в освободительном движении | Прочитать поэму «Железная дорога». Выполнить инд. задания |
|
| |||||
31. | Н.А. Некрасов «Железная дорога»» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Размышление над вопросами роли декабристов в жизни страны, в освободительном движении | Выучить 1 часть стихотворения «Железная дорога» наизусть. Выполнить инд. задания |
|
| |||||
32. | Краткие сведения о М.Е. Салтыкове-Щедрине. «Дикий помещик» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в зависимости от поставленной цели, определять понятия Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Размышление над вопросами пороков эксплуататоров и их высокомерия, никчемности; критики автором покорности русского мужика | Прочитать сказку «Повесть о ом, как один мужик двух генералов прокормил», составить цитатный план |
|
| |||||
33. | «Повесть о ом, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в зависимости от поставленной цели, определять понятия Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Размышление над вопросами пороков эксплуататоров и их высокомерия, никчемности; критики автором покорности русского мужика | Написать сочинение-миниатюру «Нужна ли сатира сегодня?» |
|
| |||||
34. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся | 1 | Урок развития речи | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации | Развитие решения моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Подготовить пересказ вводной статьи учебника о Л.Н. Толстом. Выполнить инд. задания |
|
| |||||
35. | Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя | Составить рассказ от лица очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта по предложенному плану |
|
| |||||
36. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся | 1 | Урок развития речи | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации | Развитие решения моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Подготовить пересказ фрагмента автобиографической заметки Н.С. Лескова. Прочитать сказ Н.С. Лескова «Левша» |
|
| |||||
37. | Краткие сведения о Н.С. Лескове. «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. Александр I и Николай I в сказе | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные.: применять метод информационного поиска Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя | Подготовить пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.С. Лескова». Подобрать цитаты для заглавий (главы 5 -20) |
|
| |||||
38. | Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя | Прочитать высказывания о Тютчеве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, В.Я. Брюсова в учебнике. Выполнить инд.задания |
|
| |||||
39. | Краткие сведения о Ф.И. Тютчеве. «С поляны коршун поднялся», «Фонтан» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта | Составить тезисный или цитатный план вводной статьи об А.А. Фете. Выполнить инд. задания |
|
| |||||
40. | Краткие сведения об А.А. Фете. «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта | Подготовить выразительное чтение стихотворений: 1в. – А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам…». 2в. – Н.М. Языков «Песня». 3в. – И.С. Никитин «Русь» |
|
| |||||
41. | Произведения русских поэтов XIX века о России | 1 | Урок-практикум | Познавательные: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта | Составить цитатный план статьи учебника об А.П. Чехове. Подготовить выразительное чтение воспоминаний о Чехове (статья учебника «Современники о Чехове») |
|
| |||||
42. | А.П. Чехов в воспоминаниях современников. «Хамелеон» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию в предложенном тексте Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также уровень и качество усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Пробуждение осознанного интереса к творчеству писателя. Размышление над вопросами: главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами | Прочитать рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». |
|
| |||||
43. | А.П. Чехов «Смерть чиновника» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию в предложенном тексте Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также уровень и качество усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Пробуждение осознанного интереса к творчеству писателя. Размышление над вопросами: главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами | Инд. задание. Подготовить сообщение о картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» и о пьесе П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» |
|
| |||||
44. | Краткие сведения об И.А. Бунине. «Догорел апрельский светлый вечер…», «Кукушка» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания | Размышление над вопросами: доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение | Прочитать рассказ И.А. Бунина «Кукушка». Выполнить инд. задания |
|
| |||||
45. | А.И. Куприн «Чудесный доктор» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию в учебнике определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя | Прочитать рассказ «Allez!» Составить цитатный план эпизодов, в которых звучит слово аllez |
|
| |||||
46. | А.И. Куприн «Аllez!» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию в учебнике определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя | Прочитать статью учебника «Автобиография». Составить перечень фактов биографии, на которые указывает М. Горький |
|
| |||||
47. | Краткие сведения о М. Горьком. «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания | Размышление над вопросами: жестокость не только взрослых, но и детей, жадность; влияние окружающей среды на характеры и поступки детей | Подготовить рассказ о Хорошем Деле, Цыганке, мастере Григории. Подготовить художественный пересказ эпизода пожара |
|
| |||||
48. | «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания | Размышление над вопросами: жестокость не только взрослых, но и детей, жадность; влияние окружающей среды на характеры и поступки детей | Прочитать фрагмент феерии «Алые паруса». Выполнить инд. задания |
|
| |||||
49. | А. Грин. Краткие сведения о писателе. «Алые паруса» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь выбирать текст в зависимости от поставленной цели Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах Коммуникативные: овладеть умением диалогической речи | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя | Прочитать вводную статью учебника о В.В. Маяковском, ответить на вопросы. Выполнить инд. задания |
|
| |||||
50. | Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя
| Выучить фрагмент стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение…». Выполнить инд. задания |
|
| |||||
51. | Краткие сведения о С.А. Есенине. «Гой ты, Русь, моя родная!», «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя
| Выучить наизусть стихотворение С.А. Есенина (по выбору учащихся). Выполнить инд. задания |
|
| |||||
52. | Краткие сведения об И.С. Шмелеве. «Русская песня. «Яблочный спас» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию в учебнике определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Размышление над вопросами: национальный характер | Прочитать статью в учебнике о М.М. Пришвине, составить план рассказа о писателе |
|
| |||||
53. | Краткие сведения о М.М. Пришвине. «Москва-река» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Размышление над вопросами: национальный характер | Прочитать вводную статью о К.Г. Паустовском, составить ее тезисный план |
|
| |||||
54. | Краткие сведения о К.Г. Паустовском. «Мещерская сторона». Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Размышление над вопросами: национальный характер | Подобрать фразеологизмы со словом душа. Составить устный рассказ о человеке, чья жизнь может быть примером стремления к самосовершенствованию |
|
| |||||
55. | Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Не позволяй душе лениться!..» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта. Размышление над вопросами: духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека | Выучить стихотворение наизусть. 1в. – написать эссе «Труд души». 2в. – написать сочинение по картине А. А. Пластова «Родник» или Т.Н. Яблонской «Утро» |
|
| |||||
56. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся | 1 | Урок развития речи | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации | Развитие решения моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Подготовить выразительное чтение фрагмента воспоминаний О. Верейского об А.Т. Твардовском |
|
| |||||
57. | Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта. Размышление над вопросами: духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека | Прочитать главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» «Переправа», «Два солдата». Выполнить инд. задания |
|
| |||||
58. | «Василий Теркин». Главы «Переправа», «Два солдата» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта. Размышление над вопросами: духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека | Выучить стихотворение А.Т. Твардовского или фрагмент из глав поэмы «Василий Теркин» |
|
| |||||
59. | Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения
| Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта. Размышление над вопросами: духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека | Прочитать рассказ Б. Васильева «Экспонат №…». Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федоровны |
|
| |||||
60. | Краткие сведения о Б.В. Васильеве. «Летят мои кони…». «Экспонат №…» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации | Размышление над вопросами: разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия | Составить тезисный план статьи учебника «Талант, согретый любовью к людям». Выполнить инд. задания |
|
| |||||
61. | Краткие сведения о В.М. Шукшине «Чудики» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Размышление над вопросами: разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия | Выполнить индивидуальные задания |
|
| |||||
62. | Русские поэты XX века о России | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта | Составить вопросы к вводной статье учебника к разделу «Из зарубежной литературы». Составить план рассказа об У.Шекспире |
|
| |||||
63. | Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта | Составить план рассказа о М. Бесё по материалам статьи учебника. Подготовить ответы на вопросы 1-3 после статьи |
|
| |||||
64. | Краткие сведения о Мацуо Басё. Хокку | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия
| Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта | Выучить наизусть хокку (по выбору). Составить план статьи учебника о Р. Бернсе |
|
| |||||
65. | Краткие сведения о Р. Бернсе. «Возвращение солдата». «Джон Ячменное Зерно» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию в учебнике определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта | Составить вопросы к статье учебника о Р. Стивенсоне. Составить художественный пересказ глав романа «Остров сокровищ» (гл.13, 14, 15) |
|
| |||||
66. | Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Формирование представлений о гражданственности, гражданской лирике, воспитание доброжелательного личностного отношения к другим национальным культурам | Составить вопросы к статье об А. Сент-Экзюпери. Прочитать первую главу романа «Планета людей» |
|
| |||||
67. | Краткие сведения об А. де Сент-Экзюпери. «Планете людей» (глава «Линия») | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания | Формирование представлений о гражданственности, гражданской лирике, воспитание доброжелательного личностного отношения к другим национальным культурам | Выполнить задание рубрики учебника «Живое слово» |
|
| |||||
68. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся | 1 | Урок развития речи | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: способствовать продуктивной кооперации | Развитие решения моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Составить план рассказа об Я. Купале по материалам статьи учебника |
|
| |||||
69. | Краткие сведения об Янке Купале. «А кто там идет?», «Мужик», «Алеся» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательные: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование представлений о гражданственности, гражданской лирике, воспитание доброжелательного личностного отношения к другим национальным культурам | Разгадать литературные кроссворды в электронном приложении |
|
| |||||
70. | Рекомендации для летнего чтения | 1 |
|
|
|
|
|
|
Сроки выполнения практической части программы
№ урока | Вид работы | По теме (раздел) | Дата проведения |
3. | Р.р. Домашнее сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | Из устного народного творчества |
|
4. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся |
|
|
10. | Р.р. Подготовка к сочинению на тему «Слава науке» | Из русской литературы XVIII века |
|
11. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся |
|
|
15. | Р.р. Домашнее сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Из русской литературы XVIII века |
|
16. | Р.р. Проверка устных сочинений учащихся |
|
|
20. | Р.р. Домашнее сочинение «Петр I и Карл XII в поэме «Полтава» | Из русской литературы XIX века |
|
21. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся |
|
|
20. | Р.р. Домашнее сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель» | Из русской литературы XIX века |
|
26. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся |
|
|
33. | Р.р. Домашнее сочинение-миниатюра «Нужна ли сатира сегодня?» | Из русской литературы XIX века |
|
34. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся |
|
|
35. | Р.р. Составление рассказа от лица очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта по предложенному плану | Из русской литературы XIX века |
|
36. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся |
|
|
55. | Р.р. Домашнее сочинение по картине А. А. Пластова «Родник» или Т.Н. Яблонской «Утро» | Из русской литературы XX века |
|
56. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся |
|
|
67. | Р.р. Домашнее сочинение-рассуждение по произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Из русской литературы XX века |
|
68. | Р.р. Анализ письменных работ учащихся |
|
|
Лист согласования изменений
в рабочей программе учебного курса «Русский язык» в 7 классе
№ урока | Тема урока | Причины внесения изменений | Дата | Согласовано | |||||
план | факт | ||||||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
2