СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса. ОДНКНР в 5 классе. Модуль " Основы светской этики"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса " Основы светской этики" 5 кл/авт. сост. М.Т. Студеникин- М; ООО " Русское слово- учебник" 2013 г. ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса. ОДНКНР в 5 классе. Модуль " Основы светской этики"»


МКОУ Баклушинская средняя школа


Рабочая программа рассмотрена

на заседании ШМО учителей

начальных классов

протокол № _1_ от _26.08.16.

Руководитель ШМО

_________

Согласовано.

Зам. директора по УВР

_____ Муртазина О.Н.

от 30.08.16.

Утверждаю

Директор школы

___________ Косинская О.В приказ№_ ---------------

от _______________





Рабочая программа учебного курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

в 5 классе. Модуль «Основы светской этики»




Учитель начальных классов Сидорова М. А.


2016-2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 35 часов.

Данная программа рассчитана на 35 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение. На каждую тему выделяется два урока .

УМК: : М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс /авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово, 2016, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений, Интернет-ресурсы

Характеристика и цели предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности

человеческой жизни. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование

основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Способы и формы оценивания образовательных результатов учащихся Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.





Характеристика и цели модуля «Основы светской этики»

Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:

формировать нормы светской морали;

дать представления о светской этике;

познакомить учащихся с основами культур;

развивать представления о значении нравственных норм;

обобщить знания о духовной культуре и морали;

развивать способности к общению;

формировать этическое самосознание;

улучшать взаимоотношения детей и родителей;

противодействовать суициду детей.

Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.

Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу.

На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил

поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает

потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет».

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе

диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.


Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:

Личностные результаты

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.

Предметные результаты

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики;

понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
























Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол- во ча-сов


Тип урока


Содержание урока (уроков)


Виды учебной деятельности

Планируемый результат

П. - предметные, Л.- личностные,

М.Р.-метапредметные регулятивные,

М.П.-познавательные.

М.К.- коммуникативные


Домаш-нее задание

Дата


План


Факт

Введение в предмет

1

Ввод-ный

Народы России, их духовно-

нравственная

культура. Учебник «Основы духовно-

нравственной культуры народов России.

Основы светской этики», его структура.

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «духовно-нравственная культура», «этика», «этикет», «народ», «нравственность» и др. Фиксация информации в различных знаковых системах.

П. Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе.

Л. Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета.

М.Р. При помощи учителя определить последовательность работы с учебником.

М.П. Выразительно читать, осуществлять словарную работу.

М.К. Знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.

Ответить на вопросы виктори-ны на стр.4-6



2-3

Гражданин России.

2

Урок первичного изучения и закрепле-ния но-вых зна-ний

Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство.

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «Родина», «Россия», «РФ», «государство». «гражданин», «гражданство» и т.д. Извлечение информации из различных знаковых систем.

П. Расширение представлений о родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны. Л. Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий.

М.Р. Определение алгоритма ответа по плану.

М.П. Работа с отдельными ста-тьями Конституции РФ, ответы на вопросы викторины.

М.К. Взаимопомощь и добро-желательность общения среди детей разных национальностей.

Знать понятия

«Родина», «Россия», «РФ», «государство», «гражда-

нин», «граждан-ство» и т.д.



4-5

Порядочность.

2

Ком-бини-рован-ный

Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этика, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Моделирование поведения, требующего проявления этих качеств.

П. Овладение навыками культурного поведения, отработка практических ситуаций. Пробуждение стремления к самосовершенствованию.

Л. Пробуждение стремления совершать добрые дела, быть порядочным человекомМ.Р. усвоение правил работы с учебником.

М.П. Чтение текстов. Ответы на вопросы, работа со словарём и наглядностью.

М.К. культурное и вежливое общение в коллективе.

Привести примеры порядоч-ности и непорядочности.



6-7

Совесть

2

Ком-бини-рован-ный

Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Сформулировать правила взаимоотношений учеников класса, школы.

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «вежливость», «уважение», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть».

Освоение навыков составления схем. Моделирование поведения. Обучение навыкам самоконтроля.

П. Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности контролировать себя.

Л. Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения. М.Р. Определение правил работы с терминами и понятиями. М.П. Умение слушать текст и составлять его план.

М.К. соблюдение правил вежливости и этикета.

Приду-мать рассказ или сказку о проснув-шейся совести.



8-9

Доверие и доверчивость.

2

Ком-бини-рован-ный

Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия

П. Формирование представлений о нравственной ответственности человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание стремления совершать добрые дела.

Л. Объяснять смысл пословиц и поговорок, объяснять смысл понятий, соотносить понятия с определениями, текст с рисунком.

М.Р. Выявление алгоритма сложного плана и умение работать по этому плану.

М.П. Работа со словарём по определению терминов.

М.К. Художественное чтение и обсуждение стихов, применение правил межличностного общения.

При помощи родителей ответьте на вопрос «Можно ли доверять информа-ции, размещён-ной в Интернете»? Аргументируйте свой ответ.



10-11.

Милосердие и доверчивость.

2

Ком-бини-рован-ный

Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе

. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания

Регулятивные: разработка правил поведения в классе, в школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд

Объяснить смысл высказываний на стр.50.

Выучить правила по записям в тетрадях.



12-13

Правда и ложь.

2

Ком-бини-рованный

Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая лож.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости

П. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих поступков.

Л. Критическое осмысление своих поступков, проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома.

М.Р. При помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития.

М.П. Составление схемы. Отработка терминов и понятий, выполнение практических заданий, соотнесение иллюстраций с текстом, работа с пословицами и поговорками.

М.К. Работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов, сравнение и сопоставление различных высказываний.

Объяснить слова А.С.Пуш-кина «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?




14-15

Традиции воспитания.

2

Ком-бини-рован-ный

Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций.

. Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами.

М.Р. Определение правил составления кроссворда.

М.П. Отработка терминов и понятий, работа со статьёй учебника. Работа с иллюстрациями

М.К. Формирование навыков соревновательной работы команд, коллективная работа с пословицами

Рассказать родителям о различии в воспитании детей различных сословий.














16-17

Честь и достоинство.

2

Ком-бини-рован-ный

. Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения, ведение беседы, диспута, выступление с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения.

П. Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважения к традициям своего народа.

Л. Умение подбирать нужные пословицы, соотносить рисунок с текстом, составлять план к сообщению. М.Р. Определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей.

М.П. работа с текстом учебника, составление плана.

М.К. правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.

Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план для сообщения



18-19

Терпимость и терпение.

2

Ком-бини-рован-ный

Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности

П. Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, ответственность за свои дела и поступки.

Л. Знать основы поведения в многонациональном коллективе; давать определения понятий, пользуясь словарём.

М.Р. Определение принципов при-менения блок-пакетов на уроках этики.

М.П. Использование блок-пакетов с заданиями, заполнение схем и таблиц.

М.К. основы анкетирования; со-общения учащихся; чтение текста по ролям; аргументирование своего ответа.

Знать основы поведения в многонациональном коллективе; выполнять поручения по работе с детьми другой национальности; давать определения понятий, пользуясь словарём учебника



20-21

Мужество

2

Ком-бини-рован-ный

Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества..

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма.

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий

. Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями других людей, уметь жертвовать своими интересами во имя общественных



22-23

Равнодушие и жестокость.

2

Ком-бини-рован-ный

Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением)..

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках Коммуникативные: выступление с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров

Поддерживать дружеские взаимоотношения в классе и в школе; подготовить мини – сочинение; проанализировать жизненные ситуации, сделать выводы



24-25

Самовоспитание.

2

Ком-бини-рован-ный

Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работа в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно – следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания

П. Научиться ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе.

Л. Проявлять компетентность в соблюдении дисциплины и самодисциплины; анализировать рассказы по проблеме урока.

М.Р. Определение правил самовоспитания, самодисциплины.

М.П. Работа в группах, анализ текста и выделение основных идей.

М.К. Работа в группах.

. Проявлять компетентность в соблюдение дисциплины и самодисциплины;.



26-27

Учись учиться.

2

Ком-бини-рован-ный

Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работы у доски). Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания.

П. Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски.

Л. Компетенции по выполнению учебных заданий в классе и дома, выполнению правил учебного труда, умение и желание соблюдать распорядок дня.

М.Р. Составление практических заданий по решению жизненных ситуаций.

М.П. Выполнение практических заданий, работа с текстом учебника, участие в игре.

М.К. Работа в команде.

Записать свой распоря-док дня на неделю, провести хрономет-раж.



28-29

Речевой этикет.

2

Урок закре-пле-ния зна-ний

Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи

Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях

. Компетенции: выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии




30-31

Мои права и обязанности.

2


Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Актуализация знаний уча-щихся о соц. явлениях. Формулирование понятия: «устав». Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлече-ние информации из различ-ных знаковых систем. Сос-тавление собственных текс-тов. Развитие навыков рабо-ты в группе, самопрезента-ции. Моделирование ситу-аций, требующих осознан-ного выполнения обязаннос-тей, защиты прав.

. П. Реализация межпредметных связей. Развитие умения находить в тексте знания этического характера. Анализ конкретных ситуаций из школьной жизни.

Л. Знание основ школьного устава. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника.

М.Р. Составление простого сложного плана.

М.П. Работа с учебником и иллюстрациями, придумывание подписи к ним.

М.К. Фронтальная и групповая работа в классе.

Выучить пункты Устава школы о правах и обязаннос-тях школьника



32-35

Итоговое повторение

4

Повторите-льно-обобщающий

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики

Проверка знаний и умений, соответствующих требованиям к освоению курса.

П. Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета.

Л. Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, пословиц по изученным темам, выполнение тестовых и творческих заданий.

М.Р. Составление тестового задания. М.П. Выполнение творческих заданий, проектов.

М.К. Работа в парах и группах.

Подгото-вить презента-цию по одной из изученных тем.

























Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.


  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

    • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

    • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

    • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

    • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

    • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

    • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

    • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

    • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

    • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.


Планируемые результаты изучения модуля «Основы светской этики»


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника.

Личностные результаты

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Мировоззрению, культуре, языку, вере, а также истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Предметные результаты

  • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • Формирование представлений об основах светской этики;

  • Понимание значения нравственности в жизни человека, с6емьи и общества.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формировать. Аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.




Литература


При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:

1.М.Т.Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 45класс / авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово - учебник, 2016.

2.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература


1.Бачинин В.А. Этика: энциклопедический словарь. СПб.: 2010

2.Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. М.: 2011

3.Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3т. М.: 2010.

4.Остер Г. Вредные советы. М.:2010

5.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: 2011.

6.Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона. М.: 2010





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!