МКОУ Баклушинская средняя школа
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов протокол № _1_ от _26.08.16. Руководитель ШМО _________ | Согласовано. Зам. директора по УВР _____ Муртазина О.Н. от 30.08.16. | Утверждаю Директор школы ___________ Косинская О.В приказ№_ --------------- от _______________ |
Рабочая программа учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в 5 классе. Модуль «Основы светской этики»
Учитель начальных классов Сидорова М. А.
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 35 часов.
Данная программа рассчитана на 35 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение. На каждую тему выделяется два урока .
УМК: : М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс /авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово, 2016, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений, Интернет-ресурсы
Характеристика и цели предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности
человеческой жизни. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование
основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Способы и формы оценивания образовательных результатов учащихся Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.
Характеристика и цели модуля «Основы светской этики»
Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:
формировать нормы светской морали;
дать представления о светской этике;
познакомить учащихся с основами культур;
развивать представления о значении нравственных норм;
обобщить знания о духовной культуре и морали;
развивать способности к общению;
формировать этическое самосознание;
улучшать взаимоотношения детей и родителей;
противодействовать суициду детей.
Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.
Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу.
На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил
поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает
потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет».
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе
диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.
Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики;
понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- во ча-сов | Тип урока | Содержание урока (уроков) | Виды учебной деятельности | Планируемый результат П. - предметные, Л.- личностные, М.Р.-метапредметные регулятивные, М.П.-познавательные. М.К.- коммуникативные | Домаш-нее задание | Дата |
План | Факт |
-
| Введение в предмет | 1 | Ввод-ный | Народы России, их духовно- нравственная культура. Учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структура. | Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «духовно-нравственная культура», «этика», «этикет», «народ», «нравственность» и др. Фиксация информации в различных знаковых системах. | П. Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. Л. Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета. М.Р. При помощи учителя определить последовательность работы с учебником. М.П. Выразительно читать, осуществлять словарную работу. М.К. Знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное. | Ответить на вопросы виктори-ны на стр.4-6 | | |
2-3 | Гражданин России. | 2 | Урок первичного изучения и закрепле-ния но-вых зна-ний | Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. | Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «Родина», «Россия», «РФ», «государство». «гражданин», «гражданство» и т.д. Извлечение информации из различных знаковых систем. | П. Расширение представлений о родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны. Л. Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий. М.Р. Определение алгоритма ответа по плану. М.П. Работа с отдельными ста-тьями Конституции РФ, ответы на вопросы викторины. М.К. Взаимопомощь и добро-желательность общения среди детей разных национальностей. | Знать понятия «Родина», «Россия», «РФ», «государство», «гражда- нин», «граждан-ство» и т.д. | | |
4-5 | Порядочность. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этика, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство | Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Моделирование поведения, требующего проявления этих качеств. | П. Овладение навыками культурного поведения, отработка практических ситуаций. Пробуждение стремления к самосовершенствованию. Л. Пробуждение стремления совершать добрые дела, быть порядочным человекомМ.Р. усвоение правил работы с учебником. М.П. Чтение текстов. Ответы на вопросы, работа со словарём и наглядностью. М.К. культурное и вежливое общение в коллективе. | Привести примеры порядоч-ности и непорядочности. | | |
6-7 | Совесть | 2 | Ком-бини-рован-ный | Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Сформулировать правила взаимоотношений учеников класса, школы. | Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «вежливость», «уважение», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть». Освоение навыков составления схем. Моделирование поведения. Обучение навыкам самоконтроля. | П. Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности контролировать себя. Л. Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения. М.Р. Определение правил работы с терминами и понятиями. М.П. Умение слушать текст и составлять его план. М.К. соблюдение правил вежливости и этикета. | Приду-мать рассказ или сказку о проснув-шейся совести. | | |
8-9 | Доверие и доверчивость. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия | П. Формирование представлений о нравственной ответственности человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание стремления совершать добрые дела. Л. Объяснять смысл пословиц и поговорок, объяснять смысл понятий, соотносить понятия с определениями, текст с рисунком. М.Р. Выявление алгоритма сложного плана и умение работать по этому плану. М.П. Работа со словарём по определению терминов. М.К. Художественное чтение и обсуждение стихов, применение правил межличностного общения. | При помощи родителей ответьте на вопрос «Можно ли доверять информа-ции, размещён-ной в Интернете»? Аргументируйте свой ответ. | | |
10-11. | Милосердие и доверчивость. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе | . Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания | Регулятивные: разработка правил поведения в классе, в школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд | Объяснить смысл высказываний на стр.50. Выучить правила по записям в тетрадях. | | |
12-13 | Правда и ложь. | 2 | Ком-бини-рованный | Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая лож. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости | П. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих поступков. Л. Критическое осмысление своих поступков, проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома. М.Р. При помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. М.П. Составление схемы. Отработка терминов и понятий, выполнение практических заданий, соотнесение иллюстраций с текстом, работа с пословицами и поговорками. М.К. Работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов, сравнение и сопоставление различных высказываний. | Объяснить слова А.С.Пуш-кина «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»? | | |
14-15 | Традиции воспитания. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций. | . Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами. М.Р. Определение правил составления кроссворда. М.П. Отработка терминов и понятий, работа со статьёй учебника. Работа с иллюстрациями М.К. Формирование навыков соревновательной работы команд, коллективная работа с пословицами | Рассказать родителям о различии в воспитании детей различных сословий.
| | |
16-17 | Честь и достоинство. | 2 | Ком-бини-рован-ный | . Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения, ведение беседы, диспута, выступление с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения. | П. Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважения к традициям своего народа. Л. Умение подбирать нужные пословицы, соотносить рисунок с текстом, составлять план к сообщению. М.Р. Определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей. М.П. работа с текстом учебника, составление плана. М.К. правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями. | Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план для сообщения | | |
18-19 | Терпимость и терпение. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности | П. Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, ответственность за свои дела и поступки. Л. Знать основы поведения в многонациональном коллективе; давать определения понятий, пользуясь словарём. М.Р. Определение принципов при-менения блок-пакетов на уроках этики. М.П. Использование блок-пакетов с заданиями, заполнение схем и таблиц. М.К. основы анкетирования; со-общения учащихся; чтение текста по ролям; аргументирование своего ответа. | Знать основы поведения в многонациональном коллективе; выполнять поручения по работе с детьми другой национальности; давать определения понятий, пользуясь словарём учебника | | |
20-21 | Мужество | 2 | Ком-бини-рован-ный | Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма. | Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий | . Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями других людей, уметь жертвовать своими интересами во имя общественных | | |
22-23 | Равнодушие и жестокость. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением).. | Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках Коммуникативные: выступление с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров | Поддерживать дружеские взаимоотношения в классе и в школе; подготовить мини – сочинение; проанализировать жизненные ситуации, сделать выводы | | |
24-25 | Самовоспитание. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работа в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно – следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания | П. Научиться ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе. Л. Проявлять компетентность в соблюдении дисциплины и самодисциплины; анализировать рассказы по проблеме урока. М.Р. Определение правил самовоспитания, самодисциплины. М.П. Работа в группах, анализ текста и выделение основных идей. М.К. Работа в группах. | . Проявлять компетентность в соблюдение дисциплины и самодисциплины;. | | |
26-27 | Учись учиться. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работы у доски). Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания. | П. Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски. Л. Компетенции по выполнению учебных заданий в классе и дома, выполнению правил учебного труда, умение и желание соблюдать распорядок дня. М.Р. Составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. М.П. Выполнение практических заданий, работа с текстом учебника, участие в игре. М.К. Работа в команде. | Записать свой распоря-док дня на неделю, провести хрономет-раж. | | |
28-29 | Речевой этикет. | 2 | Урок закре-пле-ния зна-ний | Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи | Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях | . Компетенции: выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии | | |
30-31 | Мои права и обязанности. | 2 | | Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. | Актуализация знаний уча-щихся о соц. явлениях. Формулирование понятия: «устав». Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлече-ние информации из различ-ных знаковых систем. Сос-тавление собственных текс-тов. Развитие навыков рабо-ты в группе, самопрезента-ции. Моделирование ситу-аций, требующих осознан-ного выполнения обязаннос-тей, защиты прав. | . П. Реализация межпредметных связей. Развитие умения находить в тексте знания этического характера. Анализ конкретных ситуаций из школьной жизни. Л. Знание основ школьного устава. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника. М.Р. Составление простого сложного плана. М.П. Работа с учебником и иллюстрациями, придумывание подписи к ним. М.К. Фронтальная и групповая работа в классе. | Выучить пункты Устава школы о правах и обязаннос-тях школьника | | |
32-35 | Итоговое повторение | 4 | Повторите-льно-обобщающий | Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики | Проверка знаний и умений, соответствующих требованиям к освоению курса. | П. Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Л. Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, пословиц по изученным темам, выполнение тестовых и творческих заданий. М.Р. Составление тестового задания. М.П. Выполнение творческих заданий, проектов. М.К. Работа в парах и группах. | Подгото-вить презента-цию по одной из изученных тем. | | |
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Планируемые результаты изучения модуля «Основы светской этики»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника.
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Мировоззрению, культуре, языку, вере, а также истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Предметные результаты
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
Формирование представлений об основах светской этики;
Понимание значения нравственности в жизни человека, с6емьи и общества.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формировать. Аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Литература
При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:
1.М.Т.Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 45класс / авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово - учебник, 2016.
2.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
1.Бачинин В.А. Этика: энциклопедический словарь. СПб.: 2010
2.Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. М.: 2011
3.Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3т. М.: 2010.
4.Остер Г. Вредные советы. М.:2010
5.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: 2011.
6.Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона. М.: 2010