СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» 1-4 классы»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ларинская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено

на заседании методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ «Ларинская СОШ»

№ протокола ______1______

от «31_» августа 2016г.

Руководитель МО учителей начальных

классов

_______________ /_Стругова Н.В. /


Согласовано

Заместитель директора по УВР ______________


/Урувачева М.А. /


«_31 августа _» 2016г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Ларинская СОШ»

__________________

Р.Р. Чутбасов

Приказ № 28 от 31.08.2016 г.







Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир»

1-4 классы


Составитель: учитель начальных классов

МБОУ «Ларинская СОШ»


Приданникова Елена Владимировна



2016-2020 уч. г.




Уйский муниципальный район

МБОУ «Ларинская СОШ»

Аннотация к рабочей программе.

Предмет

Окружающий мир

Классы

1-4

Автор-составитель

Приданникова Елена Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Ларинская СОШ» , высшая категория

УМК

Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс. М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс. М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. М.: Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1, 2, 3, 4 класс.

Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов

Программа составлена на основе

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).


Цели реализации программы


формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Задачи реализации программы






1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Содержание программы (перечисление основных разделов)

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Количество часов в неделю

2

Количество часов на учебный год (по классам)

1- 66ч.

2- 4 кл.-68ч.


Всего: 270ч.





Планируемые результаты по предмету окружающий мир

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности

  2. сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии

  3. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин

  4. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  5. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  6. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  7. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  8. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа­ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


















Тематическое планирование по окружающему миру 1- 4 класс.



№ п/п

Разделы, темы

Содержание

Количество часов

Планируемые результаты


1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

1

Человек и природа.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа­ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

38

34

37

30

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.


использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.








2

Человек и общество.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

18

21

18

32

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей,



осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательнойорганизации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


3

Правила безопасной жизни.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

6

8

9

2


использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие микрофон и презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


4

Проверочные работы.


4

5

4

4












Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО окружающему миру

1 КЛАСС

п/п

Тема раздела,
урока


Кол-во

часов

НРЭО

Корректировка

Дата

По плану

факт

Задавайте вопросы! – 1 ч.

1.

Задавайте вопросы!

1





«Что и кто?» - 20 ч.

2.

Что такое Родина?

1





3.

Что мы знаем о народах России?

1





4.

Что мы знаем о Москве?

1





5.

Проект «Моя малая Родина»

Р/К: Что мы знаем о своем селе, районе, области?

1

+




6.

Что у нас над головой?

1





7.

Что у нас под ногами?

Практическая работа № 1

Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа определителя

1





8.

Что общего у разных растений?

Практическая работа № 2

Нахождение у растений их части

1





9.

Что растёт на подоконнике?

Практическая работа № 3 Определение комнат­ных растений с помощью атласа-определителя

1





10.

Что растёт на клумбе?

Практическая работа № 4 Определение растения цветника с помощью атласа-определителя

1





11.

Что это за листья?

Экскурсия

Практическая работа № 5 Распознавание лиственных деревьев по листьям.

1





12.

Что такое хвоинки?

Практическая работа № 6 Сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду хвоинкам и шишкам).

1





13.

Кто такие насекомые?

1





14.

Кто такие рыбы?

1





15.

Кто такие птицы?

Практическая работа № 7

Исследование строения пера птицы

1





16.

Кто такие звери?

Практическая работа № 8

Исследование строения шерсти зверей

1





17.

Что окружает нас дома?

1





18

Что умеет компьютер?

1





19

Что вокруг нас может быть опасным?

1





20

На что похожа наша планета?

1





21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

1





Раздел «Как, откуда и куда?» - 12 ч.

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

1





23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Практическая работа № 9

Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку

1





24

Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа №10 Сборка простейшей электрической цепи.

1





25

Как путешествует письмо?

1





26

Куда текут реки?

Р/К: Реки Челябинской области.

Практическая работа №11

Рассматри­вание морской соли и проведение опыта по «изго­товлению» морской воды

1

+




27

Откуда берутся снег и лёд?

Практическая работа №12

Исследование свойств снега и льда

1





28

Как живут растения?

Р/К: Что мы знаем о растениях Челябинской области.

Практическая работа № 13 Приёмы ухода за комнатными растениями.

1

+




29

Как живут животные?

Р/К: Животные Челябинской области.

Практическая работа №14

Приёмы ухаживания за животными живого уголка

1

+




30

Как зимой помочь птицам?

Р/К: Птицы Челябинской области.

Практическая работа № 15 Изготовление простейшей кормушки для птиц.

1

+




31

Откуда берётся и куда девается мусор?

Практическая работа №16

Сортировка мусора по характеру материала

1





32

Откуда в снежках грязь?

Практическая работа №17

Исследование снежинок и снеговой воды на наличие загрязнений

1





33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1





Раздел «Где и когда?» - 11 ч.


34

Когда учиться интересно?

1





35

Проект «Мой класс и моя школа»

1





36

Когда придёт суббота?

1





37

Когда наступит лето?

1





38

Где живут белые медведи?

Практическая работа №18

Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антаркти­ды

1





39

Где живут слоны?

Практическая работа №19

Нахождение на глобусе экватора и жарких районов Земли

1





40

Где зимуют птицы?

Р/К: Зимующие птицы Челябинской области.


1

+




41

Когда появилась одежда?

1





42

Когда изобрели велосипед?

1





43

Когда мы станем взрослыми?

1





44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1





Раздел «Почему и зачем?» – 22 ч.

45.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1





46

Почему Луна бывает разной?

1





47

Почему идёт дождь и дует ветер?

1





48

Почему звенит звонок?

1





49

Почему радуга разноцветная?

1





50-51

Почему мы любим кошек и собак?

Практическая работа №20

Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением

Проект «Мои домашние питомцы»

2





52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1





53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1





54.

Зачем мы спим ночью?

1





55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1





56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа №21

Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

1





57.

Зачем нам телефон и телевизор?

1





58.

Зачем нужны автомобили?

1





59.

Зачем нужны поезда?

1





60.

Зачем строят корабли?

1





61.

Зачем строят самолёты?

1





62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?

1





63.

Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?

1





64.

Зачем люди осваивают космос?

1





65.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1





66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»

1







Раздел


Количество часов

Из них

Практические

работы

Экскурсии

Проверочные

работы

Проекты

Р/К

ПДД

Задавайте вопросы!

1







Что и кто?

20

8

1

1

Проект «Моя малая родина».

1

3

Как, откуда и куда?

12

9


1

Проект «Моя семья».

4

2

Где и когда?

11

2


1

Проект «Мой класс и моя

школа».

1

1

Почему и зачем?

22

2


1

Проект «Мои домашние питомцы».


4

Итого:

66

21


4


6

10




Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

НРЭО

Корректировка

СКО

Дата проведения

План

факт


1.Где мы живём?

4






1

Наш адрес в мире.

1

2

Родная страна.

1






3

Город и село.

1






4

Проверим и оценим свои достижения

по разделу «Где мы живем?»

1






5

2.Природа

20






Неживая и живая природа.

1

6

Явления природы.

1






7

Что такое погода?

1






8

В гости к осени (экскурсия).

1






9

В гости к осени (урок).

1






10

Звездное небо.

1






11

Заглянем в кладовые земли.

1






12

Про воздух.

1






13

Про воду.

1






14

Какие бывают растения?

1






15

Какие бывают животные?

1






16

Невидимые нити.

1






17

Дикорастущие и культурные растения.

1






18

Дикие и домашние животные.

1






19

Комнатные растения.

1






20

Животные живого уголка.

1






21

Про кошек и собак.

1






22

Красная книга.

1






23

Будь природе другом.

1






24

Проверим себя и оценим свои достижения

по разделу «Природа»

1






25

3. Жизнь города и села

10






Что такое экономика?

1

26

Из чего что сделано?

1






27

Как построить дом?

1






28

Какой бывает транспорт?

1






29

Культура и образование.

1






30

Все профессии важны.

1






31

В гости к зиме (экскурсия).

1






32

В гости к зиме (урок).

1






33

Проверим себя и оценим свои достижения

По разделу «Жизнь города и села».

1






34

Презентация проектов.

1






35

4. Здоровье и безопасность

9






Строение тела человека.

1

36

Если хочешь быть здоров.

1






37

Берегись автомобиля!

1






38

Школа пешехода.

1






39

Домашние опасности.

1






40

Пожар.

1






41

На воде и в лесу.

1






42

Опасные незнакомцы.

1






43

Проверим себя и оценим свои достижения

по разделу «Здоровье и безопасность».

1






44

5.Общение

7






Наша дружная семья.

1

45

Проект «Родословная»

1






46

В школе.

1






47

Правила вежливости.

1






48

Ты и твои друзья.

1






49

Мы – зрители и пассажиры.

1






50

Проверим себя и оценим свои достижения

по разделу «Общение».

1






51

5. Путешествия

18






Посмотри вокруг.

1

52

Ориентирование на местности.

1






53

Ориентирование на местности.

1






54

Формы земной поверхности.

1






55

Водные богатства.

1






56

В гости к весне (экскурсия).

1






57

В гости к весте (урок).

1






58

Россия на карте.

1






59

Проект «Города России».

1






60

Путешествие по Москве.

1






61

Московский Кремль.

1






62

Город Неве.

1






63

Путешествие по Оке.

1






64

Путешествие по планете.

1






65

Путешествие по материкам.

1






66

Страны мира.

1






67

Впереди лето.

1






68

Проверим себя и оценим свои достижения

По разделу «Путешествия».

1






Основные разделы курса окружающего мира во 2 классе.


Название раздела

Кол-во часов

В том числе:

Проекты

Контрольные работы

1

Где мы живём

4

1

1

2

Природа

20

1

1

3

Жизнь города и села

10

1

1

4

Здоровье и безопасность

9


1

5

Общение

7

1

1

6

Путешествия

18

2

1


Итого

68

6

6


Проекты.

  1. Родной город (село)

  2. Красная книга, или Возьмём под защиту.

  3. Профессии.

  4. Родословная.

  5. Города России.

  6. Страны мира.





Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе.

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

НРЭО

Корректировка

СКО

Дата проведения

План

факт


Раздел «Как устроен мир» - 6 ч.







1

Природа.

1

+





2

Человек.

1






3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

+





4

Общество.

1






5

Что такое экология.

1

+





6

Природа в опасности!

1







Раздел «Эта удивительная природа» - 18 ч.







7

Тела, вещества, частицы.

1






8

Разнообразие веществ.

1






9

Воздух и его охрана.

1






10

Вода.

1






11

Превращения и круговорот воды.

1






12

Берегите воду!

1

+





13

Как разрушаются камни.

1

+





14

Что такое почва.

1






15

Разнообразие растений.

1






16

Солнце, растения и мы с вами.

1






17

Размножение и развитие растений

1

+





18

Охрана растений.

1






19

Разнообразие животных.

1






20

Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края»

1

+





21

Размножение и развитие животных.

1






22

Охрана животных.

1

+





23

В царстве грибов.

1

+





24

Великий круговорот жизни.

1






25

Раздел «Мы и наше здоровье» - 10 ч.







26

Организм человека.

1






27

Органы чувств.

1






28

Надежная защита организма.

1






29

Опора тела и движение.

1






30

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1






31

Дыхание и кровообращение.

1






32

Умей побеждать болезни.

1






33

Здоровый образ жизни.

1






34

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Тесты

1







Раздел «Наша безопасность» - 7 ч.







35

Огонь, вода и газ.

1






36

Чтобы путь был счастливым.

1






37

Дорожные знаки

1






38

Проект «Кто нас защищает».

1






39

Опасные места

1






40

Природа и наша безопасность

1






41

Экологическая безопасность.

1







Раздел «Чему учит экономика» - 12 ч.







42

Для чего нужна экономика

1






43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1






44

Полезные ископаемые.

1

+





45

Растениеводство.

1

+





46

Животноводство.

1

+





47

Какая бывает промышленность

1






48

Проект «Экономика родного края».

1

+





49

Что такое деньги.

1






50

Государственный бюджет.

1






51

Семейный бюджет.

1






52

Экономика и экология.

1






53

Экономика и экология.

1







Раздел «Путешествия по городам и странам» - 15 ч.







54

Золотое кольцо России.

1






55

Золотое кольцо России.

1






56

Золотое кольцо России.

1






57

Проект «Музей путешествий»

1

+





58

Наши ближайшие соседи.

1






59

На севере Европы

1






60

Что такое Бенилюкс?.

1






61

В центре Европы.

1






62

Путешествие по Франции и Великобритании.

1






63

Путешествие по Франции и Великобритании.

1






64

На юге Европы.

1






65

По знаменитым местам Мира.

1






66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

1






67

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1






68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1
















Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс.



п/п




Тема



Тема урока



Кол-во

часов





НРЭО



Коррек

тирока

СКО




Дата




по плану

по факту

1.

Земля и человечество. /9ч/

Мир глазами астронома.

1






















2.

Планеты Солнечной системы.

1






3.

Звездное небо – Великая книга Природы.

1






4.

Мир глазами географа.

1






5.

Мир глазами историка.

1






6.

Когда и где?

1














7.

Мир глазами эколога.

1






8-

9.

Сокровища Земли под охраной человечества.

2



















10.

Природа России.

/10ч/

Равнины и горы России.

1






11.

Моря, озера и реки России.

1

+





12.

Природные зоны России.

1






13.

Зона арктических пустынь.

1






14.

Тундра.

1














15.

Леса России.

1



+











16.

Лес и человек.

1














17.

Зона степей.

1














18.

Пустыни.

1














19.

У Черного моря.

1






20.

Родной край – часть большой страны.

/15ч/

Наш край.

1

+





21.

Поверхность нашего края.

1

+





22.

Водные богатства нашего края.

1

+





23.

Наши подземные богатства.

1






24.

Земля – кормилица.

1






25.

Жизнь леса.

1














26.

Жизнь луга.

1






27.

Жизнь в пресных водах.

1






28-

29-

30.

Экскурсии в природные сообщества родного края.

3



+





























31.

Растениеводство в нашем крае.

1






32.

Животноводство в нашем крае.

1

+





33.

Проверим и оценим свои достижения за первое полугодие.

1






34.

Презентация проектов.

1






35.

Страницы Всемирной истории.

/5ч/

Начало истории человечества.

1






36.

Мир древности: далекий и близкий.

1






37.

Средние века: время рыцарей и замков.

1






38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1






39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1






40.

Страницы истории России.

/20ч/

Жизнь древних славян.

1



41.

Во времена Древней Руси.

1






42.

Страна городов.

1






43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1






44.

Трудные времена на Русской земле.

1






45.

Русь расправляет крылья.

1














46.

Куликовская битва.

1






47.

Иван Третий.

1














48.

Мастера печатных дел.

1






49.

Патриоты России.

1














50.

Петр Великий.

1






51.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1






52.

Екатерина Великая.

1






53.

Отечественная война 1812 года.

1






54.

Страницы истории XIX века.

1






55.

Россия вступает в XX век.

1






56.

Страницы истории 1920-1930-х годов.

1






57-

58.

Великая война и великая Победа.

2



















59.

Страна, открывшая путь в космос.

1






60.

Современная Россия.

/9ч/

Основной закон России и права человека.

1






61.

Мы – граждане России.

1






62.

Славные символы России.

1






63.

Такие разные праздники.

1






64-

65-

66.

Путешествие по России.

3
























67.

Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие.

1






68.

Презентация проектов.

1









Содержание НРЭО при реализации программ отдельных учебных предметов.


Окружающий мир

1 класс

№ п/п

№ урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Реализация НРЭО

1

2

Дорога от дома до школы. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Транспортные средства жителей нашей области.

Практическое занятие на улицах микроучастка.

2

6

Проект «Моя малая Родина»

Опорный край России.

с.40-41

3

15

Кто такие рыбы?

Реки и озёра – жемчужины Урала.

С. 24-25

4

18

Что нас окружает дома?

Моя квартира как мир растений, животных, предметов и явлений.

с. 14-15

5

23

Как живёт моя семья? проект «Моя семья».

Моя семья – семь «Я».

с.12-13 .

6

31

Как помочь птицам зимой?

Птицы Урала

С. 20-21

Изготовление простейшей кормушки для птиц

7

35

Когда интересно учиться? Проект «Мой класс и моя школа»

Здравствуй, школа! Моя школа, мой класс, мои друзья.

с. 6-7

Экскурсия в школьный музей

8

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Дары уральской осени.

с.10-11.


2 класс


№ п/п

№ урока

Тема урока

Содержание

Реализация

1

6

Неживая и живая природа

Друзья и враги человека, животных, растений.

С.28

2

9

Экскурсия «В гости к осени»

Большие заботы уральской осени

С.12

3

11

Заглянем в кладовые Земли

Кому и зачем нужна почва

С.26

4

13

Про воду

Заботы и радости Капельки. Живёт ли «живая вода»

С.20-22

5

19

Комнатные растения

Домашние растения «благодарят» человека за заботу

С.34

6

23

Будь природе другом

Что в природе полезно, а что опасно

С.36

7

46

В школе

Что такое дружба. Твои друзья.

С.16-18


3 класс

№ п/п

№ урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Реализация

1 (1)

1

Природа.

Разнообразие природы Челябинской области


С. 7

2 (3)

3

Проект «Богатства отданные людям»


Известные люди Челябинской области

периодика

3 (5)

5

Что такое экология.

Экологические связи на лугу

С. 90

4 (12)

12

Берегите воду!


Охрана водоёмов.

С. 59

5 (13)

13

Что такое почва.


Охрана почв края

С. 59

6 (17)

17

Охрана растений.


Растения области, нуждающиеся в охране

С. 71

7 (20)

20

Проект: «Разнообразие природы нашего края».


Разнообразие природы Челябинской обл.

С. 7

8 (22)

22

Охрана животных.


Животные лесов Челябинской области

С. 73

9 (23)

23

В царстве грибов.

Грибы-двойники

С. 70

10 (44)

44

Полезные ископаемые.


Полезные ископаемые Челябинской области

С. 38

11 (45)

45

Растениеводство.


Растениеводство в нашем крае

С. 103

12 (46)

46

Животноводство.


Животноводство в нашем крае

С. 113

13( 48)

48

Проект «Экономика родного края».


Что даёт наш край стране

С. 47

14 (57)

57

Проект «Музей путешествий»

Подготовка к выполнению проекта.

Города Челябинской области

С.11

4 класс

№ п/п

3 урока

Тема урока

Содержание НРК

Реализация

1 (20)

20

Наш край.

Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала». Наш край на карте

С.5-11

2 (21)

21

Поверхность нашего края.

Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала». Формы поверхности Челябинской области

С. 58-59

3(22)

22

Водные богатства нашего края.

Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала» Водоёмы нашего края

С.47

4 (23)

23

Наши подземные богатства.

Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала». Полезные ископаемые Челябинской области.

С. 37

5 (25)

25

Жизнь леса

Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала». Растения лесов Челябинской области.

С.61

6 (26)

26

Жизнь луга.

Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала». Лекарственные растения.

С.81

7 (29)

29

Жизнь в пресных водах.

Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала». Водоём – природное сообщество.

С. 92

8 (30)

30

Растениеводство в нашем крае.

Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала». Растениеводство в нашем крае

С. 103

9 (31)

31

Животноводство в нашем крае.

Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала». Животноводство в нашем крае.

С.111

10 (32)

32

Великая война и великая Победа.

Н.Б.Виноградов «Историческое краеведение» Идёт война народная.

С.96-101

11 (63)

63

Славные символы России.

Символы Челябинской области: герб, флаг, гимн.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!