СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Право»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета  «Право»  на этапе среднего (полного) общего образования  для 10-11 класса общеобразовательной школы, составлена на основе федерального Государственного стандарта среднего (полно­го) общего образования и на основе программы «Право». 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Право»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО зам. директора по УВР директор

«Гуманитарного цикла»

руководитель МО ________________ ________________

_________Е.А.Беськаева А.В. Зобова Н.А. Ермилова

приказ №______ от_________

«26» августа 2015 г. «27 » августа 2015 г. «28 » августа 2015 г.



Рабочая программа

учебного курса «Право»,

на 2015-2016 учебный год

Классы: 10 - 11

Количество часов: всего 70 ( два года обучения)

в неделю - 1 час в 10 классе - 35 часов

в неделю - 1 час в 10 классе – 35 часов

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  1. Право. 10 класс. Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. – М.: Просвещение.

  2. Право. 11 класс. Матвеев А.И., Кудрявцев В.Н., Абросимова Е.Б. и др.: под ред. Боголюбова Л.Н. – М.: Просвещение.



Программа:

составлена на основе федерального Государственного стандарта среднего (полно­го) общего образования и на основе программы «Право». 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев).






Рабочую программу составила: ________________ / Короткова И.В.



  1. Пояснительная записка


Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования для 10-11 класса общеобразовательной школы, составлена на основе и в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;

  3. Примерная программа основного общего образования по обществознанию http://www.edu.ru/;

  4. Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004;

  5. Приказ Минобрнауки России О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  6. Программа «Право». 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев).

  7. Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»;


Данная рабочая программа составлена к учебникам:

  • Право. 10 класс. Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. – М.: Просвещение.

  • Право. 11 класс. Матвеев А.И., Кудрявцев В.Н., Абросимова Е.Б. и др.: под ред. Боголюбова Л.Н. – М.: Просвещение.

Рабочая программа по праву представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование.

Правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного  учебного процесса. Правовая информация,  представленная в программе расширяет возможности  правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению  программ высшего профессионального образования.

Право, как учебный предмет, обеспечивает изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным  профессиональным юридическим образованием, основными юридическими  профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государственного управления, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.

Изучение права в старшей школе на этапе среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  2. Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.

  3. Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  4. Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально – правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.

  5. Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.  

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

а) в области познавательной деятельности - умения самостоятельно и мотивированно органи­зовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

б) в области информационно-коммуникативной деятельности - поиск новой информации по за­данной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной; передача со­держания информации адекватно поставленной цели; критическое оценивание достоверности полу­ченной информации; умение давать определения, приводить доказательства, владеть навыками пуб­личных выступлений;

в) в области рефлексивной деятельности - понимание ценности образования как средства раз­вития личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

г) участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;

д) умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

е) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

Выпускник должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования правовой инфор­мации при обращении в надлежащие органы за помощью; анализа норм права с точки зрения кон­кретных условий их реализации.

Содержание  программы  отвечает двум основным условиям:

Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание (обществоведение)» в старших  классах.

Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.


  1. Характеристика содержания основного общего образования по праву.


Право как учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Право, как учебный предмет, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.

Обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.


  1. Место учебного предмета «Право» учебном плане.


Для изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования отводится 70 часов, а именно в 10 и 11 классе, из расчета 1 час в неделю. Программа  по  предмету «Право» рассчитана всего на 70 часов: 35 часов (1 час  неделю в 10   классе ) и 35 часов (1 час  неделю в 11   классе ).


  1. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Право».


Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки целей до получения и оценки результата);

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график)., отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности.; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.


  1. Содержание курса


10 класс

Раздел 1. Теория государства и права.


Тема 1.Право и государство.(14ч.)

Происхождение права и государства. Место права в системе социального регулирования общества. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Законные интересы. Эффективность права.

В результате изучения темы обучающийся должен: Знать/понимать:

Понятия: государство, публичная власть, гражданское общество, теорию происхождения государства, функции государства, формы государственного устройства, классификацию функций государства, основные элементы гражданского общества.

Уметь:

Объяснять понятия: право, уметь анализировать, делать выводы о вариантах современного понимания права, отвечать на вопросы. Характеризовать теории возникновения права. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тема 2. Система и структура права (9ч.)

Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Правовые системы современности. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Понятия: норма, право, мораль, социальные нормы, основные виды правовых норм, основные источники права, основные виды нормативно-правовых актов, система права.

Уметь: Объяснять понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства.

Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования.


Тема 3. Правотворчество и правоприменение (11ч.)

Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок. Правовые отношения. Законность и правопорядок. Механизм правового регулирования. Правосознание и правовая культура.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Понятия: правотворчество, принципы и виды правотворческой деятельности государства, стадии правотворческого процесса, формы реализации права, правоспособность и дееспособность, юридический акт, основные принципы законности.

Уметь: Объяснять понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства. Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования.


Тема 4. Правоотношения (5ч.)

Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Понятия: правоотношения и их виды, правоотношения и их характеристика,

юридическая ответственность, правосознание и правовая культура.

Уметь: объяснять понятия: правонарушение, уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская ответственность. Раскрывать сущность принципы презумпции невинности, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное. Объяснять понятия: правовое сознание, правовая идеология, правовая психология, правовая культура, правовая культура личности и общества. Современная правовая культура, правовой нигилизм, правовое воспитание. Характеризовать элементы структуры правосознания, раскрывать взаимосвязь права и правосознания. Иметь представление о классификации правосознания, типы правосознания.


Тема 5. Правонарушения и юридическая ответственность. (7ч.)

Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Преступление и наказание.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать: понятия: правонарушение, проступок, преступление, уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская ответственность. Раскрывать сущность принципы презумпции невинности Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, уметь работать с текстом учебника, выделять главное.


Тема 6. Право и личность (5ч.)

Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правовое поведение.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Объяснять понятия: правовое сознание, правовая идеология, правовая психология, правовая культура, правовая культура личности и общества. Современная правовая культура, правовой нигилизм, правовое воспитание. Уметь: характеризовать элементы структуры правосознания. Раскрывать взаимосвязь права и правосознания. Иметь представление о классификации правосознания, типы правосознания.

Тема 7. Основные правовые системы современности (3ч.)

Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы. Особенности российской системы права.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать: знать основные положения урока, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.


Раздел 2. Отрасли права.

Тема 1. Конституционное право. (14ч.)

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.

Федеративное устройство Российской федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие. Судебная система Российской Федерации.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

понятия: конституционное право, верховенство Конституции, суверенность, гражданство, федеративность, основные виды конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Уметь: выделять понятие и признаки государственного органа, давать классификацию полномочий Президента, Объяснять понятия: Конституция и конституционное право, федерация, республика, принцип разделения властей, социальное государство. Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемые конституционным правом. Анализировать структуру Конституции. Объяснять понятия: гражданство, натурализация, двойное гражданство, апатрид, бипатрид, иностранцы, беженцы. Знать порядок приобретения и прекращения гражданства, называть органы, решающие вопрос о гражданстве. Уметь анализировать права и обязанности гражданина, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Объяснять понятия: избирательная система, активное и пассивное избирательное право, ценз, прямые выборы, тайное голосование референдум.

Объяснять ответственность гражданина как избирателя. Знать общие правила проведения выборов. Иметь представление о стадиях избирательного процесса









11 класс


Раздел 1. Отрасли права

Глава 1. Гражданское право как отрасль российского права (15ч.)

Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности . Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию.

Сделки. Виды гражданско – правовых договоров (оказание услуг, купля – продажа, аренда, подряд). Гражданско – правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.

Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Понятия: публичное право, частное право. Правоспособность и дееспособность, физическое лицо и юридическое лицо.

Знать основные положения, терминологию урока, уметь анализировать, делать выводы об объектах гражданских правоотношений, характеризовать виды гражданской ответственности. Знать основные положения, терминологию урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения по проблемным вопросам. Решать познавательные задачи.

Глава 2. Семейное право (4 ч)

Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Правовые нормы института брака Родители и дети: правовые основы взаимодействий.

Лишение, ограничение, восста­новление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Понятия: брак, брачный контракт (договор), права и обязанности членов семьи, знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное, используя раннее изученный материал. Уметь высказывать своё мнение

Глава 3. . Трудовое право (10 ч)

Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Са­мостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: пра­вовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.

Трудовой договор: понятия, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжение трудовых договоров. Са­мостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: пра­вовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.

Рабочее время и время отдыха. Заработная плата Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной за­щиты и обеспечения. Пенсии, льготы, гарантии и пособия. Понятие и виды тру­дового стажа.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Уметь характеризовать основные черты, порядок заключения и расторжения трудового договора, порядок рассмотрения споров в сфере трудовых отношений. Уметь приводить примеры ф сфере трудовых отношений. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Глава 4. . Административное право (6ч.)

Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Понятие административ­ного права. Субъекты административного права. Органы испол­нительной власти. Государственные служащие.

Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и документами делать выводы.

Глава 5. Уголовное право (8ч.)

Понятие преступления. Действие уголовного закона. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное произ­водство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Понятия: преступление, презумпция невиновности, состояние аффекта, смягчающее и отягчающее обстоятельство.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и документами делать выводы.

Глава 6. Экологическое право (3ч.)

Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. Виды ответственности за экологические правонарушения.

Структурный характер экологического права.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Понятия: окружающая среда, экология. Знать, в чем состоит специфика экологических отношений, составные части окружающей среды, основные экологические права граждан, в чем заключаются особенности экологических правонарушений, в чем заключаются способы экологической защиты, знать виды ответственности за экологические правонарушения

Глава 7. Международное право (5ч.)

Понятие международного права Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Источники междуна­родного права.

Права человека как от­расль современного международного права. Международные до­кументы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного времени. Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военно­го времени. Европейский суд по правам человека.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Понятия: международное право, субъекты международного права, источники международного права, гуманизм, международный договор, международный обычай, акты международных конференций и организаций, нормы международного права, знать наиболее важные положения характеризующие сущность международного права, знать основные субъекты международного права. Понимать роль международных защитных организаций в защите прав человека. Характеризовать современное положение в области международного гуманитарного права.

Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.

Раздел 2. Правосудие в Российской Федерации

Тема 1. Правосудие (9 ч.)

Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным судом РФ. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Понятие процессуальное право, гражданское процессуальное право, участники гражданского процесса, доказательства, процессуальные сроки, разбирательство, обжалование решений, кассационное производство, надзорные инстанции, арбитражный процесс. Исполнительное производство.

Раздел 3. Профессия и право

Тема 1. Юридическая деятельность (8 ч.)

Профессиональной юридическое образование. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика. Юридические профессии: судьи и адвокаты. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи.

Особенности профессиональной юридической деятельности.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Знать/понимать:

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Итоговое обобщение – 1 час





  1. Панируемые результаты обучения и усвоения содержания курса история.

В результате изучения права ученик должен

В результате изучения права ученик должен

знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы;

  • общие правила применения права;

  • содержание прав и свобод человека;

  • понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;

  • основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
    анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.















  1. Критерии оценивания учащихся



Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности






Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.



Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.


Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.


Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Отказался  ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.



  1. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса


Учебники:

  1. Право. 10 класс. Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. – М.: Просвещение.

  2. Право. 11 класс. Матвеев А.И., Кудрявцев В.Н., Абросимова Е.Б. и др.: под ред. Боголюбова Л.Н. – М.: Просвещение.

Методические пособия и дополнительная литература:


  1. Кашанин А.В. Кашанина Т.В «Основы права». Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс

  2. Кашанина Т.В.,Кашанин А.В. Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. В 2-х кн. Книга 1. раво и политика. Книга 2. Право и экономика. – М.: «Вита-пресс».

  3. Кодексы РФ.

  4. Кожин Ю. А. Практикум по праву к учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС».

  5. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.

  6. Сапогов. В.М. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. - М.: «Русское слово», 2009.

  7. Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

  8. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС.

  9. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС»

  10. Право и экономика: Хрестоматия для учащихся 10-11 классов. — М.: Вита-Пресс. Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.

  11. Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тести­рования. - М.: ООО «РУСТЕСТ»

  12. Шилобод М. И. и др. Политика и право: Учебное пособие для старшеклассников. — М.

  13. Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение

  14. Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс

(35 часов)

п\п

Раздел

Тема и количество часов на ее изучение

I.

Право и государство.

7часов

Происхождение права и государства. (1)

Сущность права. (1)

Сущность государства. (1)

Формы государства. (1)

Функции государства. (1)

Гражданское общество. (1)

Тестирование. (1)


II.

Форма и структура права.

6 часов

Право в системе социальных регуляторов. (1)

Нормы права.(1)

Источники права. (1)

Система права. (1)

Правовые системы современности. (1)

Тестирование. (1)

III.

Правотворчество и правореализация.

9 часов

Правотворчество. (1)

Реализация и толкование права. (1)

Правовые отношения. (1)

Законность и правопорядок. (1)

Механизм правового регулирования. (1)

Правосознание и правовая культура. (1)

Правонарушение и юридическая ответственность. (1)

Преступление и наказание. (1)

Тестирование. (1)

IV.

Право и личность.

4 часа

Права человека: понятие, сущность, структура. (1)

Правовой статус человека и гражданина. (1)

Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. (1)

Международная защита прав человека. (1)


V.

Основы конституционного права Российской Федерации.

8 часов

Конституционное право Российской Федерации. (1)

Основы конституционного строя Российской Федерации. (1)

Система органов государственной власти Российской Федерации. (1)

Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. (1)

Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. (1)

Избирательное право. (1)

Избирательный процесс. (1)

Тестирование. (1)


Резерв учителя



Итого: 35 часа







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс

(35 часов)


п\п

Раздел

Тема и количество часов на ее изучение

I.

Гражданское право

9часов

Общие положения гражданского права (1)

Гражданско-правовые отношения (1)

Субъекты гражданского права (1)

Предпринимательская деятельность и ее регламентация (1)

Сделки в гражданском праве (1)

Гражданско-правовой договор (1)

Наследование и его правовая регламентация (ГК РФ. Часть третья. Раздел V) (1)

Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве (ст.11 – 14 ГК РФ) (1)

Тестирование (1)

II.

Семейное право

2 часа

Семейная право как отрасль (1)

Права, обязанности и ответственность членов семьи (1)

III.

Правовое регулирование трудовых отношений

6 часов

Трудовые правоотношения (1)

Трудоустройство и занятость (1)

Дисциплина труда (1)

Защита трудовых прав работников (1)

Правовые основы социальной защиты и обеспечения (1)

Тестирование (1)

IV.

Административное право

4 часа

Административные правоотношения (1)

Административно-правовой статус гражданина (1)

Административные правонарушения (1)

Тестирование (1)

V.

Уголовное право

4 часа

Уголовный закон (1)

Преступление (1)

Наказание (1)

Тестирование (1)

VI.

Экологическое и международное право

5 часов

Экологическое право (1)

Международное право (1)

Международное гуманитарное право (1)

Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта (1)

Тестирование (1)

VII.

Процессуальное право

5 часов

Гражданский процесс (1)

Арбитражный процесс (1)

Уголовный процесс (1)

Конституционное делопроизводство (1)

Тестирование (1)


Резерв учителя



Итого: 35 часа


Тематическое планирование

по праву, 10 класс.




Название разделов и тем


Всего часов по рабочей программе

Из них контрольные работы

Право и государство.


7

1

Форма и структура права.


6

1

Правотворчество и правореализация.


9

1

Право и личность.


4

1

Основы конституционного права Российской Федерации.


8

1

Резерв учебного времени.

1


Итого:

35

5






Календарно-тематический план 10 класс

(35 ч)


п/п





Наименование разделов и тем


Количество часов


Содержание материала (основные вопросы и понятия)


Домашнее задание


Дата

по

плану


Дата

по

факту


Примечание



Тема 1. Право и государство. (7 часов)


Происхождение права и государства.

1

Уметь высказывать свой мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определения понятий. Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе.

Ранние формы права и государства.

§.1

10 А -03.09

10 Б –

05.09

10 А


10 Б


Сущность права.

1

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве.

§.2

10 А – 10.09

10 Б – 12.09

10 А


10 Б

Таблицы.

Схемы

Сущность государства.

1

Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.

§.3

10 А – 17.09

10 Б – 19.09

10 А


10 Б


Формы государства.

1

Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.

§.4

10 А – 24.09

10 Б – 26.09

10 А


10 Б

Таблицы.

Схемы

Функции государства.

1

Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.


§.5

10 А -01.10

10 Б – 03.10

10 А


10 Б


Гражданское общество.

1

Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.

§.6

10 А – 08.10

10 Б – 10.10

10 А


10 Б


Урок обобщения. Тестирование.

1



10 А – 15.10

10 Б – 17.10

10 А


10 Б

Тест



Тема 2. Форма и структура права. (6часов)


Право в системе социального регулирования.

1

Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы.

§.7

10 А – 22.10

10 Б –

24.10

10 А


10 Б

Таблицы.

Схемы

Норма права.

1

Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы.

§.8

10 А – 29.10

10 Б – 31.10

10 А


10 Б


Источники права.

1

Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

§.9

10 А – 12.11

10 Б – 14.11

10 А


10 Б


Система права.

1

Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.

§.10

10 А – 19.11

10 Б – 21.11

10 А


10 Б

Таблицы.

Схемы

Правовые системы современности.


1

Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.



§.11

10 А – 26.11

10 Б – 28.11

10 А


10 Б


Урок обобщения. Тестирование.







10 А – 03.12

10 Б – 05.12

10 А

10 Б

Тест



Тема 3. Правоотношения и правовая культура (9 часов)

Правотворчество.

1

Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.

§.12

10 А – 10.12

10 Б – 12.12

10 А


10 Б


Реализация права.

1

Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.

§.13

10 А -17.12

10 Б – 19.12

10 А


10 Б


Правовые отношения.

1

Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.

§.14

10 А – 24.12

10 Б – 26.12

10 А


10 Б


Законность и правовой порядок.

1

Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка.

§.15

10 А – 14.01

10 Б – 16.01

10 А


10 Б


Механизм правового регулирования.

1

Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права.

§.16

10 А – 21.01

10 Б – 23.01

10 А


10 Б


Правосознание и правовая культура.

1

Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.


§.17

10 А - 28.01

10 Б – 30.01

10 А


10 Б


Правонарушение и юридическая ответственность.

1

Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды.

§.18

10 А -04.02

10 Б -06.02

10 А


10 Б


Преступление и наказание.

1

Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений.
Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы.

§.19

10 А – 11.02

10 Б – 13.02

10 А


10 Б


Урок обобщения и повторения по теме: «Правоотношения и правовая культура». Тестирование.

1



10 А – 18.02

10 Б -20.02

10 А


10 Б

Тест



Тема 4. Право и личность (4 часа)


Права человека.

1

Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.

§.20

10 А - 25.02

10 Б – 27.02

10 А


10 Б


Правовой статус личности.

1

Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.

§.21

10 А – 04.03

10 Б – 06.03

10 А


10 Б


Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации.

1

Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.

§.22

10 А – 11.03

10 Б – 13.03

10 А


10 Б


Международная защита прав человека.

1

Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека.



§.23

10 А – 18.03

10 Б – 20.03

10 А


10 Б




Тема 5. Основы конституционного права (9 часов)

Конституционное право Российской Федерации.

1

Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства.

§.24

10 А – 01.04

10 Б – 03.04

10 А


10 Б


Основы конституционного строя РФ.


1

Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства.

§.25

10 А – 08.04

10 Б – 10.04

10 А


10 Б


Система органов государственной власти РФ.

1

Президент — глава государства. Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.

§.26

10 А – 15.04

10 Б – 17.04

10 А


10 Б

Таблицы.

Схемы

Система конституционных прав и свобод в РФ.

1

Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу.

§.27

10 А – 22.04

10 Б – 24.04

10 А


10 Б


Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации.

1

Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.


§.28

10 А – 29.04

10 Б – 29.04


10 А


10 Б


Избирательное право.

1

Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.

§.29

10 А – 06.05

10 Б – 08.05

10 А


10 Б


Избирательный процесс.




1

Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

§.30

10 А – 13.05

10 Б – 15.05

10 А


10 Б


Урок обобщения. Тестирование.


1


§.

10 А – 20.05

10 Б -22.05

10 А


10 Б

Тест

Резерв учебного времени.

1




10 А -27.05


10 Б – 29.05

10 А


10 Б


Тематическое планирование

по праву, 11 класс.




Название разделов и тем

Всего часов по рабочей программе

Из них контрольные работы

Гражданское право

9

1

Семейное право

2

1

Правовое регулирование трудовых отношений


6

1

Административное право

3

1

Уголовное право

4

1

Экологическое и международное право

5

1

Процессуальное право

5

7

Итого:

35

7



























Календарно-тематический план 11 класс

(35 ч)


п/п





Наименование разделов и тем


Количество часов


Содержание материала (основные вопросы и понятия)


Домашнее задание


Дата

по

плану



Дата

по

факту



Примечание



Тема 1. Гражданское право. (9 часов)


Общие положения гражданского права

1

Гражданское право как частное право. Понятие, предмет, метод, функции, цели и принципы гражданского права. Гражданское законодательство

§.1

11 А

04.09

11 А


Гражданско-правовые отношения

1

Понятие гражданского правоотношения и его место в системе общественных отношений. Виды гражданских правоотношений. Возникновение и прекращение гражданских правоотношений. Субъекты, объекты, содержание гражданских правоотношений

§.2

11 А

11.09

11 А

Таблицы.

Схемы

Субъекты гражданского права


1

Понятие и виды субъектов гражданского права. Физические лица. Юридические лица. Публично-правовые образования

§.3

11 А

18.09

11 А


Предпринимательская деятельность и ее регламентация

1

Понятие предпринимательской деятельности. Организационно правовые формы предпринимательства. Правовые средства государственного регулирования предпринимательской деятельности

§.4

11 А

25.09

11 А

Таблицы.

Схемы

Сделки в гражданском праве


1

Понятие сделки. Виды сделок. Формы сделок. Условия действительности и недействительности сделок. Последствия недействительности сделок

§.5

11 А

02.10


11 А

Работа с источником

Гражданско-правовой договор


1

Понятие и значение договора. Заключение договора.

Исполнение и обеспечение исполнения договора. Отдельные виды договоров.

§.6

11 А

09.10

11 А


Наследование и его правовая регламентация (ГК РФ. Часть третья. Раздел V)

1

Понятие наследования и наследуемого имущества. Наследователь и наследник. Наследование по завещанию и по закону Принятие и отказ от наследства.

§.7

11 А

16.10

11 А


Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве (ст.11 – 14 ГК РФ)

1

Формы и способы защиты имущественных и неимущественных прав. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Ответственность без учета вины.

§.8

11 А

23.10

11 А


Тестирование по теме: «Гражданское право»

1



11 А

27.10

11 А

Тест



Тема 2. Семейное право (2 часа)


Семейная право как отрасль


1

Особенности семейного права. Юридические понятия семьи и брака. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор.

§.9

11 А

30.10

11 А


Права, обязанности и ответственность членов семьи

1

Правоотношения родителей и детей. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

§.10

11 А

13.11

11 А

Таблицы.

Схемы



Тема 3. Правовое регулирование трудовых отношений (6 часов)

Трудовые правоотношения

1

Самостоятельный и наемный труд. Понятие трудовых отношений. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.

§.11

11 А


20.11

11 А


Трудоустройство и занятость

1

Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время и время отдыха, заработная плата

§.12

11 А

27.11

11 А


Дисциплина труда

1

Правила внутреннего распорядка. Поощрения за успехи в труде. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон.

§.13

11 А

04.12

11 А


Защита трудовых прав работников


1

Охрана труда. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения.

§.14

11 А

11.12

11 А


Правовые основы социальной защиты и обеспечения

1

Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятия и виды трудового (страхового) стажа.

§.15

11 А


18.12

11 А


Тестирование по теме: «Правовое регулирование трудовых отношений »

1



11 А

25.12

11 А

Тест



Тема 4. Административное право (3 часа)

Административные правоотношения

1

Административно-правовые отношения. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.

§.16

11 А

15.01


11 А


Административно-правовой статус гражданина

1

Понятие административно-правового статуса гражданина. Права граждан как элементы административно- правового статуса. Юридические гарантии защиты прав граждан.

§.17

11 А

22.01

11 А


Административные правонарушения

1

Признаки административного правонарушения. Виды административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях.

§.18

11 А


29.01

11 А




Тема 5. Уголовное право (4 часа)

Уголовный закон

1

Основные принципы применения уголовного закона. Действие уголовного закона во времени и пространстве.

§.19

11 А

02.02

11 А


Преступление

1

Понятие и состав преступления. Формы вины. Основные стадии преступления.

§.20

11 А

12.02

11 А


Наказание

1

Цели наказания. Виды наказаний. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Освобождение от уголовной ответственности.

§.21

11 А

19.02

11 А


Тестирование по теме «Уголовное право»

1



11 А

26.02

11 А

Тест



Тема 6. Экологическое и международное право (5 часов)

Экологическое право

1

Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

§.22

11 А

05.03

11 А


Международное право

1

Понятие международного права. Особенности современного международного права. Субъекты, источники международного права. Акты международных конференций и организаций. Структура международного права.

§.23

11 А


12.03

11 А


Международное гуманитарное право

1

Что такое международное гуманитарное право. Из истории возникновения. Источники современного международного гуманитарного права.

§.24

11 А


19.03

11 А


Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта

1

Основные принципы международного гуманитарного права. Нормы МГП, направленные на защиту прав человека. Ограничение на ведение военных действий. Нарушения международного гуманитарного права.

§.25

11 А


02.04

11 А


Тестирование

1



11 А

09.04

11 А




Тема 7. Процессуальное право (5 часов)

Гражданский процесс


1

Основные принципы гражданского процесса. Участники процесса. Прохождение дела в суде. Исполнение судебных решений.

§.26

11 А


17.04

11 А

Таблицы.

Схемы

Арбитражный процесс

1

Понятие и правила арбитражного процесса. Правила процесса.


§.27

11 А

23.04

11 А


Уголовный процесс

1

Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетелей в уголовном процессе

§.28

11 А

30.04

11 А


Конституционное делопроизводство

1

Понятие конституционного судопроизводства. Компетенция конституционного суда Российской Федерации. Основные принципы конституционного судопроизводства. Право на обращение в конституционный суд. Стадии конституционного судопроизводства.

§.29

11 А


07.05

11 А


Профессия - юрист

1

Юридические специальности и содержание труда юриста.

§.30

11 А

14.05

11 А


Тестирование по итогам курса

1


§.

11 А

21.05

11 А

Тест











21