СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «география» 9 класс, базовый уровень

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует УМК под редакцией А. И. Алексеева

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «география» 9 класс, базовый уровень»

Министерство образования и науки РФ


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мастюгинская основная общеобразовательная школа

Острогожского района Воронежской области





Рассмотрено на заседании МО

естественно-математического цикла


Руководитель МО:

_____________Швадченко А. А.


Протокол № 1 от

« 31» августа 2017 г.


«Утверждено»



Приказ № ___ от

« 31 » августа 2017 г.


И.о. директора школы

_____________Весельева В.В..




Рабочая программа

учебного предмета «География»

9 класс, базовый уровень



Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания I квалификационной категории









2017 год






I. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (География 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения

- Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);

Курс «География России. Хозяйство и географические районы. 9. класс»— это пятый по счету школьный курс географии. При этом у школьников продолжает формироваться комплексное, системное и социально-ориентированное представление о своей стране как одной из развитых стран мира, о ее экономико-географическом положении, административно-территориальном делении, особенностях размещения промышленного производства, в связи с закономерностями природных процессов; об особенностях населения, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целью этого курса является:

Главная цель курса формирование географического образа своей страны во всём её многообразии и целостности, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трёх основных компонентов: природы, населения и хозяйства. Основные задачи курса — формирование у учащихся посредством географических знаний:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей в процессе наблюдений за состоянием окру­жающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении курса решаются следующие задачи:

• Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и
целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия
основных компонентов: природы, населения.

• Сформировать представление о России как о целостном географическом
регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального)
географического пространства, в котором динамически развиваются как
общепланетарные. так и специфические региональные процессы и явления;

• Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной рефлексивной.

II. Общая характеристика учебного предмета

В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России «.
При изучении раздела «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.
Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.
Раздел «Районы России» включает темы: «Европейская часть Росси» и «Азиатская часть России».
Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:
• формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономико-, социально- и культурно-географической) характеристики;
• углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.
В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи. Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить

Гуманитарное значение географии как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание географических закономерностей необходимо для изучения, биологии, физики, истории, краеведения, ОБЖ.

III. Место учебного предмета «География 9 класс» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 9 классе отводится 68 часов, из часов федерального компонента, из расчета 2 часа в неделю.

IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

V. Планируемые результаты освоения курса «География 9 класс»

Личностные результаты

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их при­менения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важ­нейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-от­ветственного поведения в географической среде — среде оби­тания всего живого, в том числе и человека

-осознание себя как члена общества на глобальном, реги­ональном и локальном уровнях;

-осознание целостности географической среды во взаи­мосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

-гармонично развитые социальные чувства и качества: патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рациональ­ного использования.

Метапредметные результаты освоения выпускника­ми основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ори­ентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по­знавательной деятельностью;

  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профес­сиональной траектории в соответствии с собственными инте­ресами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся уни­версальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных си­туациях:

-умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые резуль­таты;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и пре­зентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, со­циального взаимодействия;

-умение оценивать с позиций социальных норм собствен­ные поступки и поступки других людей;

-умения взаимодействовать с людьми, работать в кол­лективах с выполнением различных социальных ролей, пред­ставлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявле­ние и т. п.;

-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметные результаты изучения географии:

В ходе освоения содержания географического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

Анализа карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Выявления: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализа физической карты и карт компонентов природы.

Выявления территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализа карт населения России. Определения основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

Информационно-коммуникативная деятельность:

-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

VI. Содержание учебного предмета, курса

Курс географии 9 класса структурно представлен 2 разделами, в состав которых входит 5 тем:

«Введение», раздел «ХОЗЯЙСТВО РОССИИ» представлен темами «Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование», «Главные отрасли и межотраслевые комплексы»; раздел «РАЙОНЫ РОССИИ» представлен темами: «Европейская часть России», «Азиатская часть России», «География своего региона».

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч. выполняет три функции: во первых: повторение раннее изученного в курсе «Россия, Природа и население. 8 класс» материала; во вторых, показывает возрастающую зависимость состояния природы страны от деятельности человека, в третьих характеризует практическое значение географических знаний.

Зачем изучают географию России. Вторичный сектор экономики.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- состав вторичного сектора экономики.

РАЗДЕЛ I ХОЗЯЙСТВО РОССИИ – 19 ч.

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование – 3 ч. Формирует знания о хозяйства страны, его структуре, отраслях и их группировках. Характеризует три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный, этапы развития хозяйства России циклические закономерности развития хозяйства и особенности индустриального пути развития страны. Знакомит с географическим районированием, его видами и административно-территориальным деление как одним из видов районирования.

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России.

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России.
Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление в один из видов районирования.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- называть сферы хозяйства и главные отрасли в их составе;

- объяснять основные этапы развития хозяйства и изменения его структуры;

- показывать на карте и приводить примеры субъектов федерации;

- выделять и показывать на карте географические районы страны.

Практическая работы:

№ 1. «Обозначение на контурной карте всех республик, входящих в состав Российской федерации».

Главные отрасли и межотраслевые комплексы – 16 ч. Знакомит учащихся с агропромышленным комплексом, его составом, структурой и проблемами развития; с географией легкой и пищевой промышленности, лесным комплексом, его структурой и спецификой. Формирует знания о топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России, особом значении ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории; проблемах ТЭК страны.
бщими особенности климата России, влиянии географического положения и рельефа на количество тепла, основными климатообразующими факторами, распределением тепла и влаги по территории страны.

Сельское хозяйство. Растениеводство. Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития. Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства.

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.
Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность. Легкая и пищевая промышленность в состав АПК. Особенности их развития в настоящее врем я. География легкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс. Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Угольная промышленность. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность. Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива. Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России.

Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики.
Проблемы ТЭК России.

Металлургический комплекс. Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс. Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение – «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.

Военно-промышленный комплекс. ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы. ВПК и его конверсии.

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Транспорт. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.

Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России.

Территориальное разделение труда. Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- показывать и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур;

- Называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с./х. угодий;

- выделять и называть подотрасли животноводства;

- объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание направлений животноводства и растениеводства;

- объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и лёгкой промышленности;

- показывать главные районы лесной промышленности, объяснять характер связей между производствами лесной промышленности и особенности их размещения;

- показывать районы добычи нефти, угля и газа;

- характеризовать особенности размещения нефтяной и газовой и угольной промышленности, основные районы добычи, проблемы;

- объяснять изменения структуры потребляемого топлива, значение нефти и газа для российской экономики;

- показывать и приводить примеры крупнейших электростанций;

- объяснять особенности размещения электростанций, их влияние на окружающую среду;

- показывать главные районы чёрной и цветной металлургии;

- объяснять влияние сырьевого и энергетического фактора на размещение металлургических производств;

- показывать основные районы и центры машиностроения, объяснять особенности размещения машиностроения;

- показывать основные центры и районы ВПК, объяснять причины возникновения проблем;

- показывать главные районы химической промышленности, объяснять особенности размещения химической промышленности, и экологических проблем, связанные с ней;

- показывать крупные магистрали, выявлять особенности ГП, объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и его влияние на окружающую среду;

- объяснять территориальные различия в развитии отрасли рекреационного хозяйства;

- объяснять значение территориальное разделение труда.

Практическая работы:

№ 2. «Составление типовой схемы агропромышленного комплекса».

№ 3. «Определение эффективности приближения I группы обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям».

№ 4. «Характеристика одного из районов добычи нефти, угля или газа по картам и статистическим материалам».

№ 5. «Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

№ 6. «Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».

РАЗДЕЛ II РАЙОНЫ РОССИИ – 47 ч.

Европейская часть России – 28 ч. Знакомит учащихся с тектоникой и рельефом, климатом, внутренними водами и природно-хозяйственными зонами Восточно-Европейской равнины. Характеризует географическое положение, состав территории, особенности населения, отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг Центральной России. Формирование знаний об экономических районах, их историко – экономическом и промышленном развитии и значении в хозяйстве страны.

Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны.

Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы.

Центральная Россия: состав, географическое положение. Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды.

Центральный район: особенности населения. Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Центральная Россия – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы.

Хозяйство Центрального района. Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства.

Москва – столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация.

Города Центрального района. Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.

Волго-Вятский район. Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение.

Географическое положение и природа Северо-Западного района. Северо-Западный район. Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории.

Города на старых водных торговых путях. Особенности природы. Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблемы. Девние русские города, особенности их развития и современные проблемы.

Санкт- Петербург – новый «хозяйственный узел». Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Планировка и внешний облик города.

Санкт – Петербург – «вторая столица» России. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.

Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития.

Географическое положение и природа Европейского Севера. Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской культуре и истории. Поморы.

Этапы развития хозяйства. Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.

Географическое положение и природа Поволжья. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно- хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.

Население и хозяйство. Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.

Природные условия Северного Кавказа. Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.

Хозяйство района. Основные отрасли хозяйства района, его специализация.

Народы Северного Кавказа. Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны.

Южные моря России. Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России. Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ. Дербент — самый древний из городов России.

Географическое положение и природа Уральского района. Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье. Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности.

Этапы развития и современное хозяйство. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Города Урала. Проблемы района. Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы объяснять особенности ГП;

- показывать реки Волжской системы, Единый глубоководный путь европейской части России, ГЭС Волжского каскада, крупнейшие города на Волге;

- показывать границы экономических районов, древние города и памятники природы, объяснять природные и историко-географические особенности региона, показывать на карте субъекты РФ в составе района;

- показывать состав и границы экономических районов, перечислять факторы, определяющие их ЭГП,

- уметь перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы регионов;

- показывать главные центры производств;

- показывать Московскую агломерацию, объяснять главные направления хозяйственного развития города, приводить примеры;

- объяснять влияние ЭГП на отрасли специализации;

- оценивать ЭГП субъектов федерации Р, Ф,;

- перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы регионов;

- : показывать моря и пограничные государства на карте, объяснять значение морей для хозяйственной жизни;

- определять показатель специализации по статистическим данным;

Практическая работы:

№ 7. «Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России».

№ 8. «Составление экономико-географической характеристики территории».

№ 9. «Составление экономико-географической характеристики промышленного узла».

№ 10. «Составление по различным источникам характеристики одного из экономических районов».

Азиатская часть России – 16 ч. Знакомит учащихся с тектоникой и рельефом, климатом, внутренними водами и природно-хозяйственными зонами азиатской части России. Характеризует географическое положение, состав территории, особенности населения, отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг Центральной России. Формирование знаний об экономических районах, их историко – экономическом и промышленном развитии и значении в хозяйстве страны.

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность.
Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение.

Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских».

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея.

Хозяйство района. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.

Природные условия и ресурсы Восточной Сибири. Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство. Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственньие зоны.

Байкал. Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.

Хозяйство района. Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.

Формирование территории Дальнего Востока. Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения.

Формирование территории Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование.
Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.

Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района.

Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ГП, показывать природные объекты Сибири и Дальнего Востока;

- показывать моря, порты обслуживающие Северный Морской путь, объяснять значение морей для хозяйственной жизни;

- показывать на карте географические районы Сибири, читать и анализировать карту народов и плотности России;

- показывать на карте основные месторождения, главные центры нефтепереработки и трубопроводы, объяснять развитие чёрной металлургии;

- показывать на карте, называть и объяснять уникальные особенности озера Байкал;

- сравнивать специализацию Западной Сибири и Восточной Сибири, выделять черты сходства и различия;

- объяснять особенности ЭГП и отрасли специализации, показывать на карте субъекты РФ в составе района;

- показывать моря Тихого океана и пограничные государства на карте, уметь объяснять значение морей для хозяйственной жизни;

- показывать главные центры производств, определять показатель специализации района по статистическим данным.

Практическая работы:

№ 11. «Сравнительная характеристика регионов, входящих в состав Российской федерации».

География своего региона – 3 ч. Знакомит с географическим положением, рельефом, геологическим строением, климатом, природными ресурсами и экономическими проблемами своей территории.

Особенности Экономико-географического положения Воронежской области.

Географическое положение, рельеф, геологическое строение. Климат и его влияние на жизнь и здоровье человека. Воды. Природные ресурсы. Разнообразие природных комплексов и проблемы связанные с их использованием.

Население и хозяйственное освоение. Этапы заселения, формирование культуры народа, современного хозяйства. Промышленное и сельское хозяйство. Характеристика внутренних различий районов и городов. Административный центр. Особенности экономики.

Социально-экономические проблемы. Социально-экономические проблемы своей территории и пути их решения.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- по картам оценивать ЭГП района, его природные ресурсы;

- характеризовать современное хозяйство, объяснять изменения пропорций между сферами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства;

- объяснять причины экономических проблем, прогнозировать пути их решения.

Заключение – 1 ч.

VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения в девятом классе ученик должен

знать/понимать:

роль географических знаний в решении социально-экономических. экологических проблем страны;

влияние географического положения на особенности природы страны;

• образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

• образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. их влияние на состояние погоды, климатические закономерности, образование смога;

• влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
• как составляют прогноз погоды;

• распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

• причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории России;

• почнообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

• разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;

• различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

Уметь:

оценивать:
• природно-ресурсный потенциал страны;

• экологическую ситуацию в стране, регионе;

• изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
• изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;

  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;

  • понимания географической специфики регионов и стран мира.

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

VIII. Материально техническое обеспечение учебного предмета

Цифровые образовательные ресурсы

1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии, в том числе задачник

2. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии

Географические карты:

Географические карты:

1. Россия. Физическая карта.

2. Почвы России.

3. Природные зоны России.

4. Административно-территориальное деление России.

5. Климатическая карта России.

Приборы, инструменты

1. Барометр.

2.Термометр наружний.

3. Компас учебный.

4. Транспортир.

5. Треугольник

6. Линейка.

Модели

Глобус учебный

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.

Интернет-ресурсы:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

3. http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

4. http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

5. http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

6. http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Учебно – методический комплект для учащихся:

1. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для общеобразовават. Учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – 12-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.: ил., карт.

2. География 9 класс Контурные карты – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 16 с.

3.География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Атлас.- 12-е изд., испр. / под общ. Ред. В. П. Дронова, А. А. Лабтанидзе, - М.: Дрофа; издательство ДИК, 2008. – 48 с.: ил. , карт.

Учебно-методические средства обучения:

№. п/п

Класс

Автор и название пособия

Издательство и год выпуска

1.

5 - 9

Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – 2-е изд., перераб.

М.: Просвещение, 2011.

2.

6 - 9

Овсянникова Е. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / 2-е изд., стереотип.

М.: Дрофа, 2009.

3.

5 - 9

Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 – 11 кл.): Пособие для учителя.

М.: АРКТИ, 1998.

4.

8 -9

География России. 8 – 9 кл.: Метод. Пособие / М. Ю. Евдокимов, В. И. Сиротин, В. Г .Терещинкова.

М.: Дрофа, 2004.

5.

9

Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: Население и хозяйство России, 9 класс.

М.: «ВАКО», 2005.

6.

9

Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс / Сост. Е. А. Жижина.

М.: ВАКО, 2012.

Программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения); и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для общеобразовават. Учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – 12-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.: ил., карт.

2. География 9 класс Контурные карты – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011 – 16 с.

3.География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Атлас.- 12-е изд., испр. / под общ. Ред. В. П. Дронова, А. А. Лабтанидзе, - М.: Дрофа; издательство ДИК, 2011. – 48 с.: ил. , карт.



Календарно – тематическое планирование география 9 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

1.

Зачем изучают географию России.

Вторичный сектор экономики.

Знать: состав вторичного сектора экономики.




РАЗДЕЛ I ХОЗЯЙСТВО РОССИИ – 19 ч.

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование – 3 ч.

2.

Понятие «хозяйство». Его структура.

Понятия: хозяйство, предприятие, отрасль и межотраслевые комплексы, основные виды сектора хозяйства, сферы хозяйства.

Знать: определения предприятие, отрасли и межотраслевые комплексы. Деление хозяйства на отрасли, группировку отраслей, основные виды сектора хозяйства

Уметь: называть сферы хозяйства и главные отрасли в их составе.

Текущий контроль



3.

Этапы развития хозяйства.

Виды стран (аграрные, индустриальные и постиндустриальные). Этапы развития экономики страны.


Знать: основные виды стран (аграрные, индустриальные и постиндустриальные), изменение структуры промышленности и циклах Н.Д. Кондратьева; основные этапы развития экономики страны.

Уметь: объяснять основные этапы развития хозяйства и изменения его структуры.

Текущий контроль



4.

Географическое районирование.

Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Знать: основные подходы к географическому районированию и виды районирования (природное и экономическое), географический район; особенности административно-территориального устройства России.

Уметь: показывать на карте и приводить примеры субъектов федерации; выделять и показывать на карте географические районы страны.

П/Р. № 1. «Обозначение на контурной карте всех республик, входящих в состав Российской федерации».



Главные отрасли и межотраслевые комплексы – 16 ч.

5.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Знать: главные особенности сельского хозяйства, отраслевой состав сельского хозяйства.

Уметь: показывать и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур. Называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с./х. угодий.

Текущий контроль



6.

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Знать: отраслевой состав животноводства и основные направления животноводства, зональную специализацию с/х.

Уметь: выделять и называть подотрасли животноводства, объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание направлений животноводства и растениеводства.

Текущий контроль



7.

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность.

Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК.

Знать: состав АПК и факторы его размещения. Социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК.

Уметь: объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и лёгкой промышленности.

П/Р. № 2. «Составление типовой схемы агропромышленного комплекса».



8.

Лесной комплекс.

Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплутационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики.

Знать: состав комплекса, его специфику в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины, целлюлозно-бумажную промышленность, проблемы лесного комплекса страны.

Уметь: показывать главные районы лесной промышленности, объяснять характер связей между производствами лесной промышленности и особенности их размещения.

П/Р. № 3. «Определение эффективности приближения I группы обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям».



9.

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность.

Угольная промышленность.

Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливо – энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Знать: основные отрасли, входящие в состав ТЭК, основные районы добычи, проблемы.

Уметь: показывать районы добычи угля. Характеризовать особенности размещения нефтяной и газовой промышленности, основные районы добычи, проблемы.

П/Р. № 4. «Характеристика одного из районов добычи нефти, угля или газа по картам и статистическим материалам».



10.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

Размещение нефтяной и газовой промышленности, основные районы добычи, проблемы.

Знать: особенности размещения нефтяной и газовой промышленности, основные районы добычи, проблемы.

Уметь: показывать районы добычи нефти и газа, объяснять изменения структуры потребляемого топлива, уметь объяснять значение нефти и газа для российской экономики.

Текущий контроль



11.

Электроэнергетика.

Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России.

Знать: понятие энергосистема, основные виды электростанций, их преимущества и недостатки, особенности размещения электростанций.

Уметь: показывать и приводить примеры крупнейших электростанций, объяснять особенности размещения электростанций, их влияние на окружающую среду.

Текущий контроль



12.

Металлургический комплекс.

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы.

Знать: определение металлургический комплекс, особенности металлургического производства.

Уметь: показывать главные районы чёрной и цветной металлургии, объяснять влияние сырьевого и энергетического фактора на размещение металлургических производств.

Текущий контроль



13.

Машиностроительный комплекс.

Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры.

Знать: состав отрасли, основные связи и виды машиностроения (наукоёмкое, энергоёмкое и металлоёмкое), особенности размещения комплекса.

Уметь: показывать основные районы и центры машиностроения, объяснять особенности размещения машиностроения.

П/Р. № 5. «Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения».



14.

Военно-промышленный комплекс.

ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы. ВПК и его конверсии.

Знать: состав ВПК, его основные отрасли, центры и районы, особенности размещения отрасли, проблемы, связанные с ВПК, Уметь: показывать основные центры и районы ВПК, объяснять причины возникновения проблем.

Текущий контроль



15.

Химическая промышленность.

Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промышленности. Значение химизации.

Знать: определение химический комплекс, его состав и сложности структуры, особенности химического производства.

Уметь: показывать главные районы химической промышленности, объяснять особенности размещения химической промышленности, и экологических проблем, связанные с ней.

Текущий контроль



16.

Транспорт.

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития.

Знать: особенности транспорта, его виды и значение для хозяйства России, важнейшие магистрали, проблемы транспортного комплекса.

Уметь: показывать крупные магистрали, выявлять особенности ГП, объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и его влияние на окружающую среду.

П/Р. № 6. «Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».



17.

Информационная инфраструктура.

Состав. Особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Знать: географию информационных систем, типы телекоммуникационных систем.

Уметь: сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.

Текущий контроль



18.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России.

Знать: состав сферы услуг, основные особенности размещения его предприятий, география рекреационного хозяйства.

Уметь: объяснять территориальные различия в развитии отрасли.

Текущий контроль



19.

Территориальное разделение труда.

Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Знать: основные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны, иметь представление о хозяйственной специализации территорий, знать факторы, определяющие территориальное разделение труда

Уметь: объяснять значение территориальное разделение труда.

Текущий контроль



20.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России».

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



РАЗДЕЛ II РАЙОНЫ РОССИИ – 47 ч.

Европейская часть России – 28 ч.

21.

Восточно-Европейская равнина.

Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Знать: границы, особенности природы.

Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ГП.

Текущий контроль



22.

Волга.

Природные ландшафты и основные экологические проблемы региона. Единый глубоководный путь европейской части России, ГЭС Волжского каскада, крупнейшие города на Волге.

Знать: природные ландшафты и основные экологические проблемы региона.

Уметь: показывать реки Волжской системы, Единый глубоководный путь европейской части России, ГЭС Волжского каскада, крупнейшие города на Волге.

Текущий контроль



23.

Центральная Россия: состав, географическое положение.

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района. Изменение геополитического положения района после распада СССР.

Знать: ГП (его виды) и изменение его во времени. Уметь: показывать границы района, древние города и памятники природы, объяснять природные и историко-географические особенности региона, показывать на карте субъекты РФ в составе района.

Текущий контроль



24.

Центральный район: особенности населения.

Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Центральная Россия – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы.

Знать: особенности населения и основные народные промыслы.

Уметь: показывать состав и границы района, перечислять факторы, определяющие его ЭГП, уметь перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы региона.

Текущий контроль



25.

Хозяйство Центрального района.

Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства.

Знать: основные отрасли хозяйства района, его специализацию.

Уметь: показывать главные центры производств.

П/Р. № 7. «Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России».



26.

Москва – столица России.

Москва – столица Российской федерации, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России.

Знать: основные столичные функции, основные типы городов по их функциям. Уметь: показывать Московскую агломерацию, объяснять главные направления хозяйственного развития города, приводить примеры.

Текущий контроль



27.

Города Центрального района.

Города центрального района. Границы, особенности природы и территориальной структуры.

Знать: границы, особенности природы и территориальной структуры. Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ЭГП и отрасли специализации, показывать на карте субъекты РФ в составе района.

Текущий контроль



28.

Центрально-Чернозёмный район.

Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства.

Знать: основные отрасли хозяйства района, его специализацию.

Уметь: показывать главные центры производств.

Текущий контроль



29.

Хозяйство Центрально-Чернозёмного района.

Основной отраслевой состав. Изменение хозяйства на разных этапах развития. Причины возникновения крупных городов, их роста и хозяйственного развития.

Знать: основной отраслевой состав, изменение хозяйства на разных этапах развития. Уметь: объяснять особенности причины возникновения крупных городов, их роста и хозяйственного развития, называть отрасли специализации, показывать на карте районы в составе области.

П/Р. № 8. «Составление экономико-географической характеристики территории».



30.

Волго-Вятский район.

Состав территории, Преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время, Изменение геополитического положения района после распада СССР.

Знать: границы, особенности природы и территориальной структуры.

Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ЭГП и отрасли специализации, показывать на карте субъекты РФ в составе района.

Текущий контроль



31.

Географическое положение и природа Северо-Западного района.

Состав района. Особенности географического, экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на формирование района на разных этапах развития. Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование.

Знать: границы, особенности природы и территориальной структуры.

Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ЭГП и отрасли специализации, показывать на карте субъекты РФ в составе района.

Текущий контроль



32.

Города на старых водных торговых путях.

Северо-Запад – район древнего заселения. Города, качество жизни населения.

Знать: современные проблемы старых городов.

Уметь: показывать их на карте.

Текущий контроль



33.

Санкт- Петербург – новый «хозяйственный узел».

Санкт-Петербург, история создания, радиальная структура города, функциональные структуры города. Санкт-Петербургская агломерация.

Знать: основание и развитие города, основные отрасли специализации культурные функции города.

Уметь: объяснять влияние ЭГП на отрасли специализации.

П/Р. № 9. «Составление экономико-географической характеристики промышленного узла».



34.

Санкт – Петербург – «вторая столица» России.

Санкт-Петербург – Северная столица, радиальная структура города, географическое положение и его изменения во времени.

Знать: ГП (его виды) и изменение его во времени, уметь показывать границы района.

Уметь: оценивать ЭГП Ленинградской области.

Текущий контроль



35.

Калининградская область.

Анклав. Границы, особенности природы и территориальной структуры. Особенности ЭГП и отрасли специализации

Знать: ГП (его виды) и изменение его во времени, уметь показывать границы района.

Уметь: оценивать ЭГП Калининградской области.

Текущий контроль



36.

Географическое положение и природа Европейского Севера.

Состав района. Специфика геополитического и эколого-географического положения, его влияние на формирование района.

Знать: границы, особенности природы и территориальной структуры, особенности природы северных морей.

Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ЭГП и отрасли специализации, показывать на карте субъекты РФ в составе района.

Текущий контроль



37.

Этапы развития хозяйства.

Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского Севера.

Знать: основные этапы развития хозяйства.

Уметь: объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера.

Текущий контроль



38.

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и топливно-энергетический комплекс. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС – важная база российского ВПК.

Знать: культурное наследие Европейского Севера.

Уметь: показывать культурно-исторические объекты. Европейского Севера.

Текущий контроль



39.

Географическое положение и природа Поволжья.

Географическое положение Поволжья. Границы, особенности природы и территориальной структуры.

Знать: границы, особенности природы и территориальной структуры. Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, памятников природы, объяснять особенности ЭГП и отрасли специализации, показывать на карте субъекты РФ в составе района.

Текущий контроль



40.

Население и хозяйство.

Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни.

Знать: основной отраслевой состав, изменение хозяйства на разных этапах развития. Уметь: объяснять особенности причины возникновения крупных городов, их роста и хозяйственного развития, называть отрасли специализации, показывать на карте субъекты федерации в составе района.

П/Р. № 10. «Составление по различным источникам характеристики одного из экономических районов».



41.

Природные условия Северного Кавказа.

Природные условия Северного Кавказа. Особенности ЭГП и отрасли специализации,

Знать: границы, физико -, экономико- и политико-географического положения, особенности природы и территориальной структуры. Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ЭГП и отрасли специализации, показывать на карте субъекты РФ в составе района.

Текущий контроль



42.

Хозяйство района.

Основные отрасли хозяйства района, его специализация.

Знать: основные отрасли хозяйства района, его специализацию.

Уметь: показывать главные центры производств.

Текущий контроль



43.

Народы Северного Кавказа.

Народы Северного Кавказа. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы региона.

Знать: этническое, религиозное, культурное разнообразие района.

Уметь: показывать состав и границы района, перечислять факторы, определяющие его ЭГП, перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы региона.

П/Р № 10. Составление по различным источникам характеристики экономических районов.



44.

Южные моря России.

Южные моря России. Значение южных морей России их ресурсы и экологические проблемы. Значение морей для хозяйственной жизни.

Знать: значение южных морей России их ресурсы и экологические проблемы. Уметь: показывать моря и пограничные государства на карте, объяснять значение морей для хозяйственной жизни.

Текущий контроль



45.

Географическое положение и природа Уральского района.

Определение географического положения Урала, основных этапов его освоения. Оценка природных ресурсов и их использование.

Знать: границы, особенности природы и территориальной структуры.

Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ЭГП и отрасли специализации, показывать на карте субъекты РФ в составе района.

Текущий контроль



46.

Этапы развития и современное хозяйство.

Основные историко-географические этапы формирования района. Представление о современной структуре хозяйства

Знать: основные этапы развития и освоения, современная структура хозяйства.

Уметь: определять показатель специализации по статистическим данным.

Текущий контроль



47.

Города Урала. Проблемы района.

Особенности размещения городов Урала. География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации, проблемы района.

Знать: особенности размещения городов Урала, социальные, экономические и экологические проблемы региона.

Уметь: сравнивать Северный, Средний, Южный, Западный и Восточный Урал по природным условиям и хозяйственному развитию.

Текущий контроль



48.

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Азиатская часть России – 16 ч.

49.

Природа Сибири.

Природа Сибири. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения.

Знать: границы, особенности природы.

Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ГП, показывать природные объекты Сибири и Дальнего Востока.

Текущий контроль



50.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

Специфика природы: геоположение, строение, рельеф, климат, природные ресурсы.

Знать: границы, особенности природы.

Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ГП, показывать природные объекты.

Текущий контроль



51.

Арктические моря.

Арктические моря. Специфика природы: геоположение, строение, рельеф, климат, природные ресурсы.

Знать: значение арктических морей России, их ресурсы и экологические проблемы.

Уметь: показывать моря, порты обслуживающие Северный Морской путь, объяснять значение морей для хозяйственной жизни.

Текущий контроль



52.

Население Сибири.

Население Сибири. Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура.

Знать: характер заселения территории.

Уметь: показывать на карте географические районы Сибири, читать и анализировать карту народов и плотности России.

Текущий контроль



53.

Хозяйственное освоение Сибири.

Хозяйственное освоение Сибири. Основные историко-географические этапы формирования района.

Знать: различия в освоении территории Сибири, основные направления хозяйственного развития региона.




54.

Природные условия и ресурсы Западной Сибири.

Природные условия и ресурсы Западной Сибири. Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района.

Знать: границы, особенности природы.

Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ГП, давать оценку ЭГП района, показывать природные объекты.

Текущий контроль



55.

Хозяйство района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Знать: основные отрасли хозяйства района, его специализацию.

Уметь: показывать на карте основные месторождения, главные центры нефтепереработки и трубопроводы, объяснять развитие чёрной металлургии

Текущий контроль



56.

Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района. Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Знать: границы, особенности природы и территориальной структуры.

Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятников природы, объяснять особенности ЭГП и отрасли специализации, показывать на карте субъекты РФ в составе района

Текущий контроль



57.

Байкал.

Особенности географического положения Байкала. Зависимость строения озерной котловины от строения земной коры.

Знать: особенности природы Байкала, экологические проблемы.

Уметь: показывать на карте, называть и объяснять уникальные особенности озера.

Текущий контроль



58.

Хозяйство района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем.

Знать: основные отрасли хозяйства района, его специализацию.

Уметь: показывать на карте основные месторождения, главные центры нефтепереработки, трубопроводы и промышленные центры, объяснять развитие цветной металлургии, сравнивать специализацию Западной Сибири и Восточной Сибири, выделять черты сходства и различия.

Текущий контроль



59.

Формирование территории Дальнего Востока.

Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Основные факторы формирования района.

Знать: границы, и территориальной структуры. Уметь: объяснять особенности ЭГП и отрасли специализации, показывать на карте субъекты РФ в составе района.

Текущий контроль



60.

Природные условия и ресурсы Дальнего Востока.

Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы.

Знать: особенности природы.

Уметь: показывать основные формы рельефа, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, памятники природы.

Текущий контроль



61.

Моря Тихого океана.

Моря Тихого океана. Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы.

Знать: значение морей востока России, их ресурсы и экологические проблемы. Уметь: показывать моря и пограничные государства на карте, уметь объяснять значение морей для хозяйственной жизни.

Текущий контроль



62.

Население района.

Численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения. Традиции и культура.

Знать: характер заселения территории.

Уметь: показывать на карте географические районы Сибири, читать и анализировать карту народов и плотности России.

Текущий контроль



63.

Хозяйство района.

Роль района в социально- экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства.

Знать: особенности ЭГП района, основные отрасли хозяйства района, его специализацию.

Уметь: показывать главные центры производств, определять показатель специализации района по статистическим данным.

П/Р. № 11. «Сравнительная характеристика регионов, входящих в состав Российской федерации».



64.

Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России»

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



География своего региона – 3 ч.

65.

Особенности Экономико-географического положения Воронежской области.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использование.

Знать: особенности ГП региона.

Уметь: по картам оценивать ЭГП района, его природные ресурсы.

Текущий контроль



66.

Население и хозяйственное освоение.

Этапы заселения, формирование культуры народа, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Административный центр. Особенности экономики.

Знать: основные этапы освоения и заселения региона; виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

Уметь: характеризовать современное хозяйство, объяснять изменения пропорций между сферами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства,

Текущий контроль



67.

Социально-экономические проблемы.

Социально-экономические проблемы и пути их решения.

Уметь: объяснять причины экономических проблем, прогнозировать пути их решения.

Текущий контроль



Заключение – 1 ч.

68.

Россия в современном мире.

Обобщающее повторение. Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: изменение места и роли России в мировом хозяйстве.

Уметь: объяснять структуру экспорта и импорта, оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития в России.