СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «география» 5 класс, базовый уровень

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «география» 5 класс, базовый уровень»

Министерство образования и науки РФ


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мастюгинская основная общеобразовательная школа

Острогожского района Воронежской области





Рассмотрено на заседании МО

естественно-математического цикла


Руководитель МО:

_____________Швадченко А. А.


Протокол № 1 от

« 31» августа 2016 г.


«Утверждено»



Приказ № ___ от

« 31 » августа 2016 г.


И.о. директора школы

_____________Весельева В.В..




Рабочая программа

учебного предмета «география»

5 класс, базовый уровень



Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания I квалификационной категории









2016 год







Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по географии соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень практических работ.


Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения

- Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);


Цели ООО с учетом специфики учебного предмета

В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно – общественного научного знания. Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «География» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность географического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.

целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

предпрофильной ориентации

Целями изучения географии в основной школе являются:

-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира

познание на конкретных примерах многообразия современного географического сформировать географическую картину мира;

-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

-глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

-формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

-формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

-формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания географического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

Сравнения Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснения географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Изучения свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдения за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Наблюдения за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценки обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Наблюдения за погодой, ее описание. Измерения количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснения устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявления зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтения климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описания растительного и животного мира на местности и по карте.

Наблюдения за изменением почвенного покрова. Описания почв на местности и по карте.

Выявления и объяснения географической зональности природы Земли. Описания природных зон Земли по географическим картам. Сравнения хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдения и описания состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.


Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Начальный курс географии в 5 классе является частью учебного предмета физическая география и логическим продолжением изученного ранее материала по курсу «Окружающий мир». По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.


Программой предусмотрено проведение:

Практических работ – 5.

Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в соответствии с Уставом образовательного

учреждения.


Основное содержание программы полностью нашло отражение в данной рабочей

программе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии

Школьный курс географии играет важную роль в реали­зации основной цели современного российского образова­ния — формировании всесторонне образованной, инициатив­ной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической уста­новкой, в значительной мере определяющей отбор и интер­претацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие их индивиду­ально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, реги­ональном и локальном уровнях;

  • осознание целостности географической среды во взаи­мосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рациональ­ного использования.

Обучение географии в основной школе должно быть на­правлено на достижение следующих личностных результа­тов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их при­менения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важ­нейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-от­ветственного поведения в географической среде — среде оби­тания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускника­ми основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ори­ентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по­знавательной деятельностью;

  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профес­сиональной траектории в соответствии с собственными инте­ресами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся уни­версальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных си­туациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые резуль­таты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и пре­зентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, со­циального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собствен­ные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в кол­лективах с выполнением различных социальных ролей, пред­ставлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявле­ние и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметные результаты изучения географии:

  • формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Содержание учебного предмета


1. Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-приводить примеры географических объектов;

-описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

-называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками

(астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

-объяснять, для чего изучают географию.

2. Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы:

№ 1. «Важнейшие открытия древности и Средневековья».

№ 2. «Важнейшие географические открытия»

Предметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

3. Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

4. Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Практическая работы:

№ 3. Ориентирование по компасу

№ 4. Составление простейшего плана местности

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

5. Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практическая работы

№ 5. Сейсмоактивные зоны Земли

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

  • объяснять особенности строения рельефа суши;

  • описывать погоду своей местности.

Итоговый урок (1 ч)

Тематическое планирование география 5 класс

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий

Оборудование

Практическая работа

Дата проведения

предметные УУД

метапредметные УУД

личностные УУД

план

факт

Что изучает география - 5 часов

1.

Мир, в котором мы живем.

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Формирование представлений о живой и неживой природе, их процессах, объектах и явлениях.

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки.

Познавательные (П): Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии

Коммуникативные (К): оформляют свои мысли в устной речи.

Регулятивные (Р): определяют цели учебной деятельности.

Учебно-познавательный интерес к географии.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.




2.

Науки о природе.

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются.

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии.

(П): умение работать с текстом, выделять в нем главное.

(К): умеют организовывать учебное взаимодействие в группах.

(Р): определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Учебно-познавательный интерес к географии.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

Составление схемы наук о природе.



3.

География— наука о Земле.

Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением.

(П): Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией.

(К): оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи.

(Р): определяют цель учебной деятельности.

Учебно-познавательный интерес к географии.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

Составление схемы географических наук.



4.

Методы географических исследований.

Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли.

Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

(П): слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации.

(К): умеют организовывать учебное взаимодействие в группах.

(Р): определять цель учебной деятельности, ищут пути её осуществления.

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

П.Р. № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.



5.

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география».

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «естественные науки», «физическая и экономическая географии», «методы географических исследований». Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца, ориентирование.

(П): выполняют заданий учителя, работают с учебником, атласом.

(К): оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи.

(Р): работают по составленному плану.

Понимание значимости разных наук, изучающих природу.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

Решение тестовых заданий.



Как люди открывали Землю - 4 часа

6.

Географические открытия древности и Средневековья.

Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.

(П): выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

(К): готовить сообщения и презентации.

(Р): уметь работать с различными источниками информации.

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику физическая карта полушарий, контурная карта.

Учить работать по картам: показывать маршруты путешественников



7.

Важнейшие географические открытия.

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

(П): выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

(К): готовить сообщения и презентации.

(Р): уметь работать с различными источниками информации.

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику физическая карта полушарий, контурная карта

Отрабатывать умения работы с картами.



8.

Открытия русских путешественников.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. 

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

(П): объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

(К): систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

(Р): определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику физическая карта полушарий, контурная карта.

Показывать по карте маршруты: А.Никитина, Ермака, С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова

П. Р. № 2. Как люди открывали Землю.




9.

Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю».

Обобщение и практическая отработка  знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю».

Представления древних о форме и размере Земли. Открытия Антарктиды Беллинсгаузеном Ф.Ф. и Лазаревым М.П., Северной Америки В.Берингом, Чукотки и Камчатки С.Дежневым.

(П): уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.

(К): формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

(Р): применять методы информационного поиска.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Физическая карта полушарий, контурная карта.

Ответы на вопросы. Тест.



Земля во Вселенной - 9 часов

10.

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Планета, шар, Пифагор, Аристотель. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

(П): уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

(К): самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

(Р): самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику. карты атласа, глобус, плакаты «Земля в Солнечной системе».

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя.



11.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной. Формирование представлений о первых попытках изучения Вселенной.

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

(П): уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

(К): самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, аргументировать собственную точку зрения.

(Р): самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику. карты атласа, глобус, плакаты «Земля в Солнечной системе».

Самостоятельная подготовка сообщения по теме «Ученые, перевернувшие мир».



12.

Соседи Солнца.

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Формирование представлений о других планетах Солнечной системы.

Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет. Научиться читать и понимать текст.

(П): уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

(К): отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее фактами.

(Р): определять цель учебной деятельности.

Формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя



13.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Формирование представлений о гигантских и маленьких планетах Солнечной системы.

Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет.

(П): уметь сравнивать различные объекты, выделять главные особенности.

(К): уметь организовать полученные знания в виде письменной речи.

(Р): выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира.

Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска.



14.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Формирование представлений о различных небесных телах, уметь видеть отличия от других тел.

Объяснять различия небесных тел. Научиться составлять характеристику планет по плану.

(П): уметь сравнивать различные объекты, выделять главные особенности.

(К): уметь организовать полученные знания в виде письменной речи.

(Р): выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника.



15.

Мир звезд.

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Формирование представлений о звёздах, называть их признаки.

Называть крупнейшие звёзды и созвездия. Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты».

(П): уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

(К): уметь организовать учебное взаимодействие в группе.

(Р): уметь самостоятельно сформулировать тему занятия.

Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел.



16.

Уникальная планета— Земля.

Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Формирование представлений о форме Земли, ее движениях Земли и их географических следствиях.

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений. Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

(П): уметь работать с различными источниками информации.

(К): уметь оформлять свои мысли в виде устной и письменной речи.

(Р): самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику. карты атласа, глобус, плакаты «Земля в Солнечной системе.

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.



17.

Современные исследования космоса.

Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин. Формирование представлений о современных исследованиях космоса.

Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса.

(П): уметь работать с различными источниками информации.

(К): уметь организовать учебное взаимодействие в группе и самостоятельно.

(Р): выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику. карты атласа, глобус, плакаты «Земля в Солнечной системе.

Подготовка сообщения о первой Женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов).



18.

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной».

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

(П): уметь работать с различными источниками информации.

(К): уметь организовать учебное взаимодействие в группе и самостоятельно.

(Р): работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Атлас.

Ответы на вопросы. Тест.



Виды изображений поверхности Земли - 6 часов

19.

Стороны горизонта.

Горизонт. Стороны горизонта. Формирование навыка определения сторон горизонта.

Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам.

(П): строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

(К): уметь участвовать в совместной деятельности.

(Р): самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

Компас, плакаты по ориентированию.

Знание сторон горизонта и умение ориентироваться – это необходимо каждому человеку.



20.

Ориентирование.

Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, про­межуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами.

Давать определение понятию: ориентирование Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

(П): строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

(К): уметь работать с измерительными приборами.

(Р): самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

Компас, плакаты по ориентированию.

П.Р. № 3. Определение на местности направлений и расстояний.



21.

План местности. Условные знаки. Горизонтали.

Изображение земной поверхности в древности. План местности. Формирование представлений об изображениях земной поверхности.

Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.

(П): сравнивать план местности.

(К): формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

(Р): самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе.

План, карты: топографическая, физическая.

Находить и называть сходства и различия в изображении элементов на карте и плане. Учиться сравнивать и анализировать.



22.

Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности.

Глазомерная съёмка. Ориентирование по плану. Самостоятельное построение простейшего плана.

Формировать способности практического применения знаний о плане местности при самостоятельном построении простейшего плана – схемы, с помощью «глазомерной съемки».

(П): Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников.

Сформировать основы саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей; готовность к коммуникативной образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Компас, рулетка, планшет.

П. Р. № 4. Самостоятельное построение простейшего плана




23.

Географическая карта.

Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.

(П): сравнивать план местности и географические карты.

(К): формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

(Р): самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Карты: топографическая, физическая, тематические.

П.Р.№ 5. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.



24.

Обобщение знаний по разделу «Виды изображения поверхности Земли».

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

Тематическое повторение «Ориентирование на местности, на плане, на карте», «Виды изображения поверхности Земли».

(П): осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

(К): уметь организовывать свою деятельность в группах, парах.

(Р): работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

План, карты: топографическая, физическая, тематические.

Ответы на вопросы. Тест.



Природа Земли - 10 часов

25.

Как возникла Земля.

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях.

Называть различные гипотезы происхождения Земли.

(П): уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

(К): готовить сообщения и презентации.

(Р): самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник.

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя.



26.

Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Формирование представления о внутреннем строении Земли.

Называть основные слои Земли, их функции.

(П): уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

(К): готовить сообщения и презентации.

(Р): работать по составленному плану.

Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли.

Плакат Внутреннее строение Земли.

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя. Определение горных пород по их свойствам.



27.

Землетрясения и вулканы.

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Формирование представления о процессах, происходящих в недрах Земли и их проявлениях на поверхности.

Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения.

(П): анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

(К): преобразовывать текстовую информацию в табличную.

(Р): составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения.

Физические карты полушарий и России, электронное приложение к учебнику.

П. Р. № 6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.



28.

Путешествие по материкам.

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства материков.

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

(П): уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

(К): уметь работать в группах и парах, готовить сообщения и презентации.

(Р): самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.

Физическая карта полушарий, электронное приложение к учебнику.

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с учебником, атласом.



29.

Вода на Земле.

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Формирование представлений о гидросфере и её составных частях.

Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.

(П): уметь работать с различными источниками информации. Структурировать учебный материал.

(К): самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

(Р): выдвигать версии решения учебной задачи.

Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей.

Атлас, контурные карты.

П.Р. № 7. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.



30.

Воздушная одежда Земли.

Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Формирование первичных представлений об атмосфере Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику. Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

(П): уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

(К): готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные).

(Р): самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли.

Электронное приложение к учебнику.

Организация фенологических наблюдений в природе.



31.

Живая оболочка Земли.

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Формирование первичных представлений о биосфере Земли.

Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику. Определять отличия биосферы от других оболочек.

(П): уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

(К): готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные).

(Р): самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Понимание специфических черт живой оболочки Земли.

Электронное приложение к учебнику.

Работа с учебником и электронным приложением.



32.

Почва – особое природное тело.

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Формирование представлений о почве.

Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства.

(П): Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

(К): уметь высказывать свою точку зрения.

(Р): самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Понимать значение почвы в природе и жизни человека.

Электронное приложение к учебнику.

Анализ текста учебника, работа с электронным приложением.



33.

Человек и природа .

Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Формирование представлений о воздействии человека на природу и последствиях.

Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы.

(П): уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

(К): оформлять свои мысли в виде письменной речи.

(Р): выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Понимание бережного отношения к природе.

Электронное приложение к учебнику.

Работа с учебником и электронным приложением.



34.

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Тематическое повторение по разделу «Природа Земли».

(П): осуществлять сравнение, сериацию и классификацию самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

(К): в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы перефразировать свою мысль.

(Р): выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Сформировать ответственное отношение к учебе.

Электронное приложение к учебнику.

Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант).



35.

Итоговый урок.

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

(П): осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

(К): в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы перефразировать свою мысль.

(Р): выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Сформировать ответственное отношение к учебе.

Электронное приложение к учебнику.

Итоговое тестирование за курс 5 класса.




Оценочные практические работы.

1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и

неживой природы.

2. Как люди открывали Землю.

3. Определение на местности направлений и расстояний.

4. Самостоятельное построение простейшего плана.

5. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

7. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно – методический комплекс для учителя

1. Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 кл. : учебник / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2016. – 140 с.

2. Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «География. Начальный курс. 5 класс» / Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. - М.: Дрофа. - 2016. – 76 с.

3. Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 класс : Методическое пособие к учебнику И. И. Бариновой, Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «География. Начальный курс. 5 класс» / И.И.Баринова, Т. А. Карташева. - М.: Дрофа. - 2015. – 119 с.

4. Атлас. «География. 5 класс». - М.: Дрофа. 2015 г.

5. Контурные карты. «География 5 класс». - М.: Дрофа. 2014 г.

6. Электронное приложение к учебнику.


Учебно – методический комплекс для учащихся

1. Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 кл. : учебник / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2016. – 140 с.

2. Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «География. Начальный курс. 5 класс» / Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. - М.: Дрофа. - 2016. – 76 с.

3. Атлас. «География. 5 класс». - М.: Дрофа. 2015 г.

4. Контурные карты. «География 5 класс». - М.: Дрофа. 2014 г.

5. Электронное приложение к учебнику.


Географические карты:

1. Физическая карта полушарий.

2. Физическая карта мира.

3.Политическая карта мира.

4. Почвенная карта мира.

5. Растения и животные мира.

6. Россия. Физическая карта.

7. Природные зоны России.

Таблицы, картины

1. Животный мир материков.

2. Природные зоны России.

3. Портреты путешественников.

4. Зональные типы почв.


Демонстрационные пособия

Коллекции полезных ископаемых

Коллекции минеральных пород


Приборы, инструменты

1. Барометр.

2.Термометр наружний.

3. Компас учебный.

4. Транспортир.

5. Треугольник

6. Линейка.


Модели

Глобус учебный


Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.


Цифровые образовательные ресурсы

1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии, в том числе задачник

1. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии

2. Электронные учебники «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», 6, 7класс.


Интернет-ресурсы:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

3. http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

4. http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

5. http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

6. http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения географии 5 класса ученик должен

знать/понимать:

-основные географические понятия и термины;

-традиционные и новые методы географических исследований;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов;
уметь:

бъяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

-называть и показывать по карте основные географические объекты;

-наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

-приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

-объяснять особенности строения рельефа суши;

-описывать погоду своей местности.

-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;
-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;

- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
понимания географической специфики крупных природных географических оболочек. - описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы;
понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе

ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

1. Оценка "5" ставится, если ученик:

• выполнил работу без ошибок и недочетов;

• допустил не более одного недочета.

2. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

• или не более двух недочетов.

3. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

• не более двух грубых ошибок;

• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

• или не более двух-трех негрубых ошибок;

• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

4. Оценка "2" ставится, если ученик:

• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

• или если правильно выполнил менее половины работы.

5. Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

1. Отметка "5"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

  • Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

2. Отметка "4"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

  • Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

  • Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

  • Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.



3. Отметка "3"

  • Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.

  • На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).

  • Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

4. Отметка "2"

  • Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.

  • Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

  • Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств. Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!