СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "География", 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • Программ для общеобразовательных учреждений .География. 6-9 классы.10-11 классы. Авторы:А.И.Алексеев,Е.К.Липкина,В.В.Николина. М.Просвещение,2009.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "География", 8 класс»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Программ для общеобразовательных учреждений .География. 6-9 классы.10-11 классы. Авторы:А.И.Алексеев,Е.К.Липкина,В.В.Николина. М.Просвещение,2009.


Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Используемый УМК:

  1. «География.8 класс» Академический школьный учебник, серия «Полярная звезда»,А.И.Алексеев, В.В.Николина и др.( под. ред. А.И.Алексеева), М.Просвещение,2015.

  2. «География. Поурочные разработки.8 класс» пособие для учителя ,В.В.Николина,М.Просвещение,2009.

  3. Атлас по географии для 8 класса ,ДРОФА,2015.

  4. Мультимедийное обеспечение : СД-диски


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2 учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Всего 70 часов; в неделю 2 час.


ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ
8 класс

(70 ч; 2 ч в неделю)

    Тема 1. Россия в мире (5 ч)

      Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
      Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
      Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
      Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
      Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

    Тема 2. Природа (23 ч)

      История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
      Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
      Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
      Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
      Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

      Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
      Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
      Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
      Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
      Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. 2.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3 Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.

      Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
      Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.

      Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
      Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
      Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.
      Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

      Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
      Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
      Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа. 2. Ознакомление с образцами почв своей местности.



        Тема 3. Природно-хозяйственные зоны ()

     Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
     Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.
      Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
      Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
      Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
      Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
      Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
      Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору).

Тема 4. Россияне (9 ч)

      Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
      Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
      Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
      «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
      Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
      Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
      Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
      Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
      Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
      Практикум. 1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России. 2. Построение графика численности населения своего района (области). 3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. 4. Анализ карты народов России. 5. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.



 Тема 5. Хозяйство (18 ч)

      Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
      Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
      Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».

      Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
      Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
      Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
      Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).
      Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».

      Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
      Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.

      Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
      Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.

      Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
      Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
      Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
      Животноводство. Особенности животноводства России.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.
     Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
     Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.

     Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.
     Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

     Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
     Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.
     Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.

     Тема 6. Курская область (7 часов)

Понятие о ФГП и его занчении для развития природы. Хозяйства и жизни людей. Географические координаты. Крайние точки. Размеры территории.

Рельеф и геологическое стоение. Черты рельефа. Формы рельефа (долины рек, балки, овраги идр.).Горные породы, слагающие территорию. Особенности геоглогического сторения. Четвертичные отложения. Полезные ископаемые. Магнитные аномалии и месторождения железных руд.

Климат. Агроклиматические ресурсы. Времена года. Фенологические особенности культурных растений. Речная сеть, озера, болота, подземные воды, искусственные водоемы: водохранилища, пруды, каналы.

Почвы и их свойства. Типы почв. География почв. Черноземы, серые лесные и аллювиальные почвы. Почвенная эрозия.

Растительный и животный мир. Лесные массивы. Дубравы. Сосновые леса. Ольшанники и ивняки. Лесостепная и степная растительность. Охраняемые растения. Животный мир лесов и степей. Охрана животных.

Природные комплексы. Природные районы. Ландшафтная карта. Антропогенные ландшафты.

Творческая работа «Мой любимый уголок Курского края»

Практикум. 1.Определение по карте географических координат Курской области. 2.Выявление особенностей рельефа Курской области и нанесение его на контурную карту. 3. Определение закономерностей размещения полезных ископаемых и нанесение их на контурную карту Курской области. 4.Характеристика основных особенностей климата и нанесение на к/к Курской области изотерм и годового количеста осадков. 5.Описание основных типов почв и нанесение их на к/к Курской области. 6. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.

Тема 7. Итоговое повторение «Наше национальное богатство и наследие» (1 час)

Требования к уровню подготовки учащихся

      В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
      1) знать / понимать:
      географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
      положение России на карте часовых поясов;
      административно-территориальное деление России;
      историю формирования и заселения территории России;
      вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
      численность, плотность и воспроизводство населения России;
      особенности естественного движения населения;
      основные направления миграций;
      состав трудовых ресурсов;
      национальный и религиозный состав населения России;
      особенности размещения населения;
      типы поселений;
      связь рельефа с тектоническим строением;
      закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
      факторы, определяющие особенности климата России;
      основные климатические пояса и типы климата России;
      влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
      меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
      особенности морей, омывающих берега России;
      ресурсы морей и их использование человеком;
      крупнейшие речные системы и озера страны;
      границу распространения многолетней мерзлоты;
      меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
      основные типы почв, их размещение по территории страны;
      особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
      состав и структуру хозяйства России;
      основные факторы размещения отраслей хозяйства;
      важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
      главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
      главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
      изменения в экономике России и своей области;
      природные зоны России;
      особенности природно-хозяйственных зон;
      влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
      пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
      что такое территориальная организация общества;
      что такое Всемирное наследие;
      объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
      что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
      2) уметь:
      характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
      определять поясное время;
      определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
      использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
      устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
      пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
      анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
      устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
      анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
      анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
      составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
      объяснять структуру экспорта и импорта в России;
      устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
      отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
      3) оценивать:
      географическое положение России, своей области (республики, края);
      природно-ресурсный потенциал страны;
      климатические ресурсы России;
      водные ресурсы России и своей местности;
      влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
      тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
      современные проблемы России.









НОМЕНКЛАТУРА 8 КЛАСС

Тема "Географическое положение России": мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, горная система Кавказ, Гданьский залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнёва, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив; проливы: Лаперуза, Кунаширский, Татарский Берингов; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское ,  Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля, остров Сахалин, Курильские о-ва, полуостров Камчатка, полуостров Ямал; Пенжинская губа

Тема "Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы": Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность), Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), ье, Западный и Восточный Саяны, Становое хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь.

Нефтегазоносные бассейны: шельф Баренцева моря, Печорский, Волго-Уральский, Западно-Сибирский с шельфом Баренцева моря.

Каменноугольные бассейны: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.

Месторождения железных руд: КМА(Курская Магнитная Аномалия), Урал(Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.

Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, плато Путорана и Северо-Восток Сибири, Сихотэ-Алинь.

Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь.

Месторождения солей: Прикаспий( озёра Эльтон, Баскунчак), Предуралье (Соликамск и Березняки), юг Западной Сибири.

Тема "Климат": Оймякон, Верхоянск

Тема "Внутренние воды и водные ресурсы":

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур

Озёра: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское

Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианский бассейн

Тема "Растительный и животный мир. Биологические ресурсы": заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья гор



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Геогафия" 8 класс под ред.А.И. Алексеева


№ п/п

Раздел

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата планир.

Дата фактич.

Домашнее задание

1.

РАЗДЕЛ 1. Россия в мире (5часов)

Россия на карте мира.

Работать с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, проанализировать карту административно-территориального деления России, обсудить с одноклассниками вопрос: «Есть ли страны холоднее, чем Россия?»



§ 1

2.


Государственные границы России. Пр/р №1 «Характеристика географического положения России».


Работа с атласом и контурной картой: ГП России, крайние точки, размеры территории. Определяют понятие «ВВП».



§ 2

3.


Россия на карте часовых поясов.

Пр/р №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России».


Определяют понятия: часовой пояс, местное время, поясное время, декретное, летнее время, линия перемены дат



§ 3

4.


Административно-территориальное деление России

Анализируют физическую карту и карту административно-территориального деления России, сравнивают природное и экономическое районирование России, наносят географические объекты на контурную карту. Определяют понятие: административно -территориальное районирование



§ 4

5.


Формирование территории России

Вспомнают из курса истории о том, как формировалась территория России, работают с текстом § 4 и картами (рис. 10 и 11 учебника), оценивают вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России. Определяют понятие: первопроходцы.



§5


РАЗДЕЛ 3. Природа (23 час)

6

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6часов)

История развития земной коры

Анализируют геологическую карту и геохронологическую таблицу. Определяют понятия: геологическое летосчисление, геохронологическая таблица, эра, эпохи складчатости.



§ 16

7


Особенности рельефа России

Анализируют карту «Тектоника и минеральные ресурсы» (см. Приложение), изучить рисунки 27—29 учебника.



§ 17

8


Платформы и складчатые области

Определяют понятия: тектонические структуры. Платформа. Геосинклиналь. Щит. Плита. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Практикум. Описание рельефа России по плану.



§ 17

9


Рельеф: скульптура поверхности

Пр/р № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».


Определяют понятия: скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Виды выветривания. Деятельность ветра, текучих вод, ледника. Мерзлотный рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Выполняют практическую работу.



§ 18

10


Полезные ископаемые России

Определяют понятия: полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные природные явления на территории России.
Практикум. 1. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература, Интернет) стихийных природных явлений, наблюдавшихся на территории России в разное время.



§ 19

11


Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Обощающий урок

Закрепляют материал о закономерностях размещения крупных форм рельефа. Проверяются умения показывать по карте основные формы рельефа России. Определяют понимание взаимосвязей между тектоническими структурами и формами рельефа.



Повт. § 16-19

12

Климат и погода (8 часов)


Климат России. Солнечная радиация Пр/р №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны»


Определяют понятие:солнечная радиация. Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Поглощенная и отраженная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.



§ 21

13


Атмосферная циркуляция

Определяют понятие: атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Атмосферный фронт. Циклон. Антициклон.
Способы действия учащихся: работать с текстом § 22, проанализировать карту (рис. 39 на с. 86 учебника) и рисунки данного параграфа, составить схемы.



§ 22

14


Циклоны и антициклоны

Определяют понятиея: атмосферный фронт, циклон. Антициклон, типы погод при их прохождении



§ 22

15


Влияние на климат России ее географического положения. Синоптическая карта.

Пр/р № 5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».



Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России



§ 23

16


Климатические пояса и типы климата России

Определяют понятия: климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Карта климатических поясов и областей России. Климатическая диаграмма. Климат своего региона.
Способы действия учащихся: проанализировать карту «Климатические пояса и области России» и климатические диаграммы, работать с контурной картой.



§ 24

17


Климат и хозяйственная деятельность людей

Определяют понятие: комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы.



§ 25

18


Коэффициент увлажнения

Пр/ р № 6 «Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения».

Определяют понятие: коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.



§ 25

19


Климат и климатические ресурсы. Обобщающий урок

Обобщают и систематизируют материал по теме. Учебное исследование по картам. Решение географических задач



Повт. § 21-25

20

Моря, внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)

Моря России

Особенности российских морей. Моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов. Ресурсы морей и их использование человеком. Экологические проблемы морей.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану



§ 26

21


Реки России

Пр/р № 7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственно использования».


Определяют понятия:питание и режим реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.



§ 27

22


Реки России

Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод. Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших рек России



§ 27

23


Озера России

Крупнейшие озера России. Типы озер. Болота. Верховые и низинные болота. Подземные воды. Артезианский бассейн. Ледники. Охрана водных ресурсов.
Способы действия учащихся: работают с текстом § 28, описывают озера по типовому плану, наносят на контурную карту крупнейшие озера России.



§ 28

24


Значение рек в жизни общества

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Способы действия учащихся: работают с текстом и иллюстративным материалом § 29, участвуют в дискуссии, нанесят на контурную карту морские порты России.



§ 29

25


Водные ресурсы.

Решают проблему преобразования рек. Участвуют в дискуссии. Работают с различными источниками информации, выявляют причины проблем, анализируют и обсуждают мнения ученых, специалистов.



§30

26

Почвы и почвенные ресурсы(2 часа)

Почва - особое природное тело

Отличие почвы от горной породы. Строение почвы (почвенный профиль). Почвенный горизонт. Механический состав и структура почвы.
Практикум. Ознакомление с образцами почв своей местности.



§31

27


Почвообразующие факторы. Типы почв

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Охрана почв.
Способы действия учащихся: аанализируют почвенную карту в атласе, знакомятся с основными типами почв России, составляют таблицу «Главные типы почв России».



§31

28

Обобщающее повторение темы «Природа» (1 час)

Природа

Обобщают и систематизируют материал по темам «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», «Климат погода», «Моря и внутренние воды», «Почвы и почвенные ресурсы». Выполняют тестовую работу.



Стр.126

29

Природно-хозяйственные зоны (7 часов)

Зональность в природе и жизни людей

Определяют понятие: природно-хозяйственная зона. Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России», «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России».




§32

30


Северные безлесные зоны

Пр/р № 8 «Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану».

Зона арктических пустынь. Зона тундры. Зона лесотундры. Занятия населения в зоне тундры.
Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.



§32

31


Лесные зоны

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Способы действия учащихся: работают с текстом § 33 и картами атласа, дают описание зоны тайги, сравнивают таежную зону с зоной смешанных и широколиственных лесов, оценивают лесные ресурсы.




§33

32


Степи и лесостепи

Лесостепи и степи. Особенности лесостепной и степной зон. Лесостепи и степи — главный сельскохозяйственный район страны.
Способы действия учащихся: работают с текстом § 34 и внетекстовыми компонентами учебника.




§34

33


Южные безлесные зоны

Полупустыня. Пустыня. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Способы действия учащихся: работают с текстом § 35, дают описание зоны полупустынь, выявляют причинно-следственные связи в природной зоне.



§35

34


Субтропики

Субтропики. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.



§36

35


Природно-хозяйственные зоны

Пр/р № 9 «Описание зависимости жизни и хозяйственной деятельности отприродных условий зоны».

Обобщают и систематизируют материал темы. Выполняют практическую работу.

Практикум. 1.Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.



Повт. §32-36








36.

РАЗДЕЛ 2. Россияне (9 часов)

Воспроизводство населения.

Анализируют график рождаемости и смертности в России в XX в., работают с текстом § 8. Определяют понятия: воспроизводство населения. естественный прирост, отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства



§ 8

37.


Численность населения

Анализируют график (рис. 13 на с. 28 учебника), сравнивают статистические данные § 7, строят график изменения численности населения своей местности (области) за определенный период. Определяют понятия: численность населения, темпы роста численности населения, демографический кризис, демографические потери, демографические проблемы и их решение.



§ 7

38


Миграция населения

Анализируют статистические материалы, работают с текстом и картой § 14, записывают в тетради новую информацию. Определяют понятия: виды миграций, мигранты. Влияние миграций на изменение численности населения. Этические нормы в отношении мигрантов.миграция



§ 14

39


«Демографический портрет» страны.

Определяют понятия: половозрастная пирамида, демографическая ситуация. Практикум. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов.



§ 9

40


Рынок труда. Трудовые ресурсы.

Работают с текстом § 15 и схемой (рис. 25 на с. 59 учебника), определить уровень безработицы в стране и в своем регионе на основе статистических данных, провести рефлексию по поводу качеств личности, необходимых для выбранной или предпочитаемой профессии, провести социологический опрос.Трудовые ресурсы, безработица, рынок труда, экономически активное население



§15

41


Этнос.

Россия –многонациональное государство

Определяют понятия: этнос, национальный состав, языковые семьи, религии России.

Практикум. Анализ карты народов России.



§11

42


Размещение населения. Плотность населения России.

Определяют понятия: размещение населения, зона очагового заселения, зона сплошного заселения, главная полоса расселения, плотность населения России. Роль роста крупных городов в размещении населения.
Работают с текстом § 12, анализируют карты (рис. 18 и 19 учебника), формулируют и аргументируют свою точку зрения.



§12

43


Расселение и урбанизация.

Определяют понятия: расселение, урбанизация, городской и сельский образ жизни. Работают с текстом § 13, сравнить городской и сельский образ жизни, осуществить поиск информации, проводят социологический опрос.



§13

44


Города и сельские поселения.


Работают с текстом § 13, проанализировать схему (рис. 22 на с. 52 учебника), на основе анализа таблицы 1 Приложения учебника выявяют долю городского населения в регионах России Определяют понятия: типы городов, типы сельских поселений.



§13

45

Тема 4. Хозяйство (18часов)

Этапы развития хозяйства в России

Определяют понятие:хозяйство (экономика). Отрасль хозяйства. Этапы развития хозяйства. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда.
Способы действия учащихся: проанализировать текст § 38, статистические показатели, материалы периодической печати, составлять логические схемы.



§38

46


Особенности экономики России

Определяют понятие: цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Типы предприятий.
Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».



§39, 40

47


Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

Состав, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса. Топливно-энергетический баланс. Особенности топливной промышленности. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны страны.
Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».



§41

48


Нефтяная и газовая промышленность

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли.



§42, 43

49


Электроэнергетика

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций. Энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.



§44

50


Металлургия


Черные и цветные металлы. Типы предприятий черной металлургии и особенности их размещения. Принципы размещения предприятий цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.



§45, 46

51


Машиностроение

Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы машиностроения.



§47

52


Химическая промышленность

Состав химической промышленности. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Воздействие химической промышленности на окружающую среду



§48

53


Лесопромышленный комплекс

Состав лесопромышленного комплекса. Лесозаготовка. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.



§49

54


Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство России

Сельское хозяйство. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья. Зерновые и технические культуры.. Животноводство. Особенности животноводства России. Основные отрасли животноводства — скотоводство, свиноводство, овцеводство.



§50, 51

55


Агропромышленный комплекс

Географическая исследовательская практика. (Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района..)



§52

56


Пищевая промышленность.

Пищевая промышленность: отрасли специализации, их ориентация на сырье и потребителя.



§52

57


Легкая промышленность

Легкая промышленность: отрасли специализации, их ориентация на сырье и потребителя.



§52

58


Сухопутный транспорт.

Транспорт. Виды транспорта. Грузооборот. Пассажирооборот. Железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транспорт. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.
Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).



§ 53

59


Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы.

Речной транспорт. Морской транспорт. Авиационный транспорт. Транспортный узел. Транспортная магистраль.
Способы действия учащихся: проанализировать текст § 42, материалы кейса, нанести на контурную карту порты, принять участие в дискуссии.



§ 54

60


Состав и значение сферы услуг

Определяют понятие: сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.



§ 55-56

61


Хозяйство

Обобщение и ситематизация знаний по теме «Хозяйство»



§57

62

Природа Курской области (7 часов)

Физико-географическое положение Курской области

Понятие о ФГП и его занчении для развития природы. Хозяйства и жизни людей. Географические координаты. Крайние точки. Размеры территории.

Практикум. Определение по карте географических координат Курской области.



Записи в тетрадях, инд. задания

63



Рельеф и геологическое строение Курской области

Рельеф и геологическое стоение. Черты рельефа. Формы рельефа (долины рек, балки, овраги идр.).Горные породы, слагающие территорию. Особенности геоглогического сторения. Четвертичные отложения. Полезные ископаемые. Магнитные аномалии и месторождения железных руд.

Практикум: 1. Выявление особенностей рельефа Курской области и нанесение его на контурную карту. 2. Определение закономерностей размещения полезных ископаемых и нанесение их на контурную карту Курской области.



Записи в тетрадях, инд. задания

64


Климат и внутренние воды

Климат. Агроклиматические ресурсы. Времена года. Фенологические особенности культурных растений. Речная сеть, озера, болота, подземные воды, искусственные водоемы: водохранилища, пруды, каналы.

Практикум. Характеристика основных особенностей климата и нанесение на к/к Курской области изотерм и годового количеста осадков.



Записи в тетрадях, инд. задания

65


Почвы Курской области

Почвы и их свойства. Типы почв. География почв. Черноземы, серые лесные и аллювиальные почвы. Почвенная эрозия.

Практикум. Описание основных типов почв и нанесение их на к/к Курской области.



Записи в тетрадях, инд. задания

66


Растительный и животный мир Курской области

Растительный и животный мир. Лесные массивы. Дубравы. Сосновые леса. Ольшанники и ивняки. Лесостепная и степная растительность. Охраняемые растения. Животный мир лесов и степей. Охрана животных.



Записи в тетрадях, инд. задания

67


ПТК Курской области. ПР/р № 10 «Описание природно-хозяйственной зоны своей местности».

Природные комплексы. Природные районы. Ландшафтная карта. Антропогенные ландшафты.



Записи в тетрадях, инд. задания

68


Обобщение знаний раздела «Природа Курской области»

Творческая работа «Мой любимый уголок Курского края»




69

Итоговое повторение (1 час)

Урок обобщения и повторения за курс 8 класса «Наше национальное богатство и наследие»

Определяют понятие: природное и культурное наследие России.
Способы действия учащихся: анализируют карту «Природное и культурное наследие России», участвуют в дискуссии, готовят презентации по данной теме.




70


Резерв времени























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература основная

1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 кл. - М.: Дрофа, 2009

2.Географический атлас: 8 кл. - М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература

1.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

2.Малый атлас мира. - М.: Ультра Экстент, 2006-191 стр.

3.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6 – 8 класс.2-е издание, стереотипное. Москва «Глобус»2009.-(Учение с увлечением).

4.Уроки географии.8-9 классы : метод., пособие для учителя/Н.Ю.Маерова.-2-е изд., стереотип.- М.Дрофа,2006.-153,(7) с.: ил., карт. - (Мастер – класс).

7.География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Виктория плюс»,2010.-96с.

8.География. Природы.8 класс: поурочные планы по учебнику Э. М. Раковской.1-2 полугодие/авт.-сост.Н.Н.Перепечева. - Волгоград: Учитель,2005.-139 с.

9. Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 кл. - М.: Дрофа, 2009

10.География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Виктория плюс»,2010.-96с.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!