Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на ШМО зам. директора по УР директор школы
__________ ________________ _____________
______/ Потапчук Т.Н. ________/ Кустова Н.В. ______/ Пятакова Е.Н.
Рабочая программа
учебного предмета
«История»
9 класс
Учитель:
Пушкарев Дмитрий Борисович
Кыштым
2016 г.
Содержание
Паспорт программы……………………………………………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………………………………………5
Содержание курса…………………………………………………………………………………7
Календарно-тематический план курса…………………………………………………………………………………10
Учебно-методический комплект курса…………………………………………………………………………………15
Цифровые образовательные ресурсы по курсу…………………………………………………………………………………16
Контрольно-измерительные материалы……………………………………………………………………………16
ПАСПОРТ
рабочей программы учебного курса по всеобщей истории (9класс)
Тип программы: программа общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
– для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
– для педагогических работников МОУ СОШ №3 г. Кыштыма программа определяет приоритеты в содержании исторического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
– для администрации МОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации общего исторического образования.
Категория обучающихся: учащиеся МОУ СОШ №3 г. Кыштыма
Назначение программы:
– для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
Категория обучающихся: учащиеся 9 классов
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, итоговая аттестация.
Итоговый документ: аттестат об основном общем образовании.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание учебного предмета «История» в основной школе (9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Об установлении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 03 марта 2011 г.
3. Об установлении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16учебный год.
4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Миноборнауки России от 17 декабря 2011 г. №1897.
6. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 3
Рабочая учебная программ по истории для 9 класса составлена на основе Примерной программы по истории.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Региональный компонент включен в курс истории России.
В соответствии с примерной программой в тематическом планировании предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории, в том числе региональной истории, формированию умений учащихся сравнивать исторические события и явления в курсе всеобщей истории и отечественной истории, определять в них общее и различия, раскрывать, чем объясняются эти различия, определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку и др. Предусмотрены различные формы учебных занятий: уроки изложения нового материала самим учителем, комбинированные уроки, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-конференции.
При изучении истории в 9 классе используется учебно-методический комплект издательства «Просвещение» по Истории России 20-начало 21 вв. и УМК издательства «Русское слово» по Всеобщей истории (Новейшая история зарубежных стран».
Согласно учебному плану на изучение Истории в 9 классе выделяется 70 часов в год (2 часа в неделю). На курс «История России» отводится 45часов; на курс «Всеобщая история» 25 часов. Курсы отечественной истории и истории зарубежных стран изучаются синхронно-параллельно. Тема «Вторая мировая война. Великая Отечественная война» изучаются объединенным блоком.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории ученик должен
знать:
основные виды исторических источников;
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);
работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);
работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
по всеобщей истории (9 класс)
Введение. Понятие «Новейшая история», его современная интерпретация.
Россия в 1917–1921 гг.
Назревание революционного кризиса в российской империи. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. Кризис власти. Провозглашение советской власти в октябре 1917 года. Второй съезд Светов и первые его декреты. Становление советской системы управления . Учредительное собрание и его роспуск. События на Южном Урале. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной армии и белое движение. «Красный « и »белый» террор. Крестьянство в годы Гражданской войны .Кризис конца 1920-х- начала1921г. Восстание в Кронштадте. Х съезд РКП(б) и его решения. Итоги и последствия Гражданской войны.
Советское государство и общество в 1920–1930-е гг.
СССР в 1920 –гг: План ГОЭЛРО. Образование СССР. Конституция 1924г. НЭП: сущность, мероприятия , итоги. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Деятельность Коминтерна СССР в 1930-е гг.: индустриализация и коллективизация. Политическая система 1930-х гг. Конституция 1936г. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Военные столкновения СССР с Японией. Расширение территорий СССР. Культура СССР в 1920-1930-е гг. Итоговое повторение: Страна в 1920 -1930 – г.г.: достижения и потери.
Мир в 1920 – 1930- е годы
Парижская мирная конференция. Версальско-Вашингтонская система и ее значение. Революционный подъем в Европе и Азии. Влияние Советской России на революционное коммунистическое движение. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-х годах. Особенности развития европейских демократий: Франция, Великобритания в межвоенный период. США в 1920-1939гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Наука и культура в межвоенный период. Международные отношения в 1920-1930г.
Вторая мировая война и Великая отечественная война
Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий. Главные события войны в Европе, в Северной Африке. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Провал германского плана «молниеносной» войны. Оборона Москвы.
Коренной перелом в ходе войны и ее окончание. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. СССР в антигитлеровской коалиции: Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Великий подвиг народа. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. Оккупационный режим на захваченных советских территориях. Идеология и культура в годы войны. Итоги Великой Отечественной войны. События на Южном Урале. Итоги и уроки Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками.
СССР в 1945–1985-е гг.
СССР в послевоенный период. Послевоенное восстановление хозяйства. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику СССР. Духовная атмосфера в обществе послевоенных лет. СССР в 1953 1964 гг. Борьба за власть.
Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930- 1950-х годов. «Оттепель». XX-й съезд КПСС. Освоение целины. Попытки ослабления международной напряженности. Создание ОВД. Карибский кризис и его последствия. Наука и культура в СССР в 1950- начале 1960-х гг. СССР в середине 1960- начале 1980-х гг.»Теневая экономика» . Снижение темпов научно-технического прогресса. Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Афганская война. Культурная и повседневная жизнь в середине 1960-х годов.
Культурная и повседневная жизнь в середине 1960-х годов.
Россия в 1985–993 гг.
«Перестройка» советской системы в 1985-1989 гг. Непоследовательный характер экономических реформ в СССР и их неудачи. Провозглашение политики «гласности». Курс на создание «социалистического правового государства». Страна и общество в 1989- 1993 гг. Съезды народных депутатов. Складывание многопартийной системы. «Парад суверенитетов».
Б.Н Ельцин – Президент РСФСР. Августовский политический кризис. События в Москве 1993г, их значение. «Новое политическое мышление».
Современная Россия (1993–2009 гг.)
Становление новой российской государственности. В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Основные направления и приоритеты внешней политики РФ. Д.А.Медведев. Культура России в начале XXI века. Россия на современном этапе.
Россия в начале третьего тысячелетия (итоговое обобщение (1 час)
Мировое развитие во второй половине ХХ века
«Холодная война». Гонка вооружений и создание военно-политических блоков. Советизация стран восточной Европы Локальные конфликты. Ввод советских войск в Афганистан. Биполярный мир. Разрядка международной напряженности и ограничения гонки вооружения. США во второй половине ХХ века- начале ХХ1 в. От политики Г. Трумена до завершения «холодной войны». От тоталитаризма к развитию демократии. Германия после Второй мировой войны. Наследие Муссолини и реконструкция Италии. Франция и Великобритания во второй половине XX – начале XXI века. Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы. Метаморфозы «народной демократии». Попытки «либерализации» коммунистических режимов. Ведущие страны Азии и Африки во второй половине XX-XXI века. Авторитаризм и демократия в странах Латинской Америки. Демократизация в странах Латинской Америки в 1980- 1990-г. и их современные проблемы.
Мир на рубеже XX–XXI вв.
Международные отношения на рубеже XX–XXI века. Завершение «холодной войны» и эпохи «двухполюсного мира».
Интеграционные процессы в мире. Европейская интеграция. Глобализация и ее противоречия. Культурное наследие второй половины XX–XXI века. Мир в XXI веке.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса по всеобщей истории (9 класс)
№№ п/п | Название темы или урока | Кол-во часов. Дата | Тип урока | Вид контроля | Д/з |
| Введение | | | | |
1 | Понятие «Новейшая история», его современная интерпретация. | 1 | | | |
| Тема 1. Россия в 1917 – 1927 гг. (9 часов) | 9 | | | |
2 | Россия революционная | 1 | | | |
3 | Начало гражданской войны | 1 | | | |
4 | Гражданская война: основные события, организаторы действий. Гражданская война на Южном Урале. | 1 | | | |
5 | Экономическая политика в годы войны | 1 | | | |
6 | Социально-политический кризис 1920-1921 гг. Переход к НЭПу. | 1 | | | |
7 | Политика большевиков в области национально-государственного строительства. | 1 | | | |
8 | Дискуссия о путях построения социализма. Борьба за власть у большевиков | 1 | | | |
9 | Коренные изменения в духовной жизни. | 1 | | | |
10 | Итоги развития России в 1917-1927гг. | 1 | | | |
| Тема 2. Сталинская модернизация России (8 часов) | 8 | | | |
11 | Поиск путей построения социализма (на основе урока 8) | 1 | | | |
12 | Индустриализация в СССР и на Южном Урале | 1 | | | |
13 | Коллективизация сельского хозяйства и на Южном Урале | 1 | | |
14 | Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности Сталина | 1 | | | |
15 | Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-началу 1940=х гг. Конституция 1936г. | 1 | | | |
16 | Коренные изменения в духовной жизни общества | 1 | | | |
17 | СССР в системе международных отношений в 20-30-е гг. (возможно изучение после темы «Мир после 1 мировой войны») | 1 | | | |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме. | 1 | | | |
| Тема 3. Мир после 1 мировой войны (9 часов) | 9 | | | |
19 | Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система | 1 | | | |
20 | Революционный подъем в Азии и Европе | 1 | | | |
21 | Стабилизация 1920-х гг. в Западной Европе | 1 | | | |
22 | Мировой экономический кризис с 1930-х гг. Пути выхода | 1 | | | |
23 | Особенности экономического кризиса в демократических странах Европы. Выход из кризиса. | 1 | | | |
24 | Тоталитарные и авторитарные режимы как путь выхода из кризиса. | 1 | | | |
25 | Страны Азии в первой половине ХХ века. | 1 | | | |
26 | Страны латинской Америки в первой половине ХХ века. | 1 | | | |
27 | Итоговое повторение. Мир в 20-30 гг. | | | |
| Тема 4. Вторая мировая война (3часа) и Великая отечественная война в (объединенной теме) (7часов) | 10 | | | |
28 | Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий. | 1 | | | |
29 | Главные события войны в Европе, в Северной Африке. | 1 | | | |
30 | Нападение Германии и ее союзников на СССР. Провал германского плана «молниеносной» войны. Оборона Москвы. | 1 | | | |
31 | Коренной перелом в ходе войны и ее окончание. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. | 1 | | | |
32 | СССР в антигитлеровской коалиции: Ленд-лиз. Проблема второго фронта. | 1 | | | |
33 | Великий подвиг народа. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. | 1 | | | |
34 | Оккупационный режим на захваченных советских территориях. | 1 | | | |
34 | Идеология и культура в годы войны. | 1 | | | |
35 | . Итоги Великой Отечественной войны. | 1 | | | |
36 | Итоги и уроки Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. | 1 | | | |
| Тема 5. СССР в послевоенный период 1945-1953 гг. (3 часа) | 3 | | | |
37 | Послевоенное восстановление экономики | 1 | | | |
38 | Идеологические кампании конца 1940- начала 1950-х гг. | 1 | | |
39 | Послевоенное восстановление на Южном Урале | 1 | | |
| Тема 6: СССР в 1953- середине 1960-х гг. (3 часа) | 3 | | |
40 | Н.С.Хрущев. Попытки реформирования политической системы (жизнь Южного Урала) | 1 | | |
41 | Внешняя политика в 1953-1964 гг. | 1 | | |
42 | «Оттепель» в духовной жизни общества | 1 | | |
| Тема 7. СССР в середине 1960- середине 1980-х гг. (3 часа) | 3 | | |
43 | Л.И.Брежнев. Усиление консервативных тенденций в экономическом развитии и политической системе (Южный Урал) | 1 | | |
44 | Политика разрядки. Надежды и результаты | 1 | | |
45 | Общественная жизнь в 60-80-х гг. | 1 | | |
| Тема 8. Советское общество в 1985-1991 гг. (3 часа) | 3 | | |
46 | М.С.Горбачев. переход к политике Перестройки (изменения на Южном Урале) | 1 | | |
47 | Демократизация политической жизни | 1 | | |
48 | Новое политическое мышление | 1 | | |
| Тема 9. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХ1 вв. (9 часов) | 9 | | |
49-50 | Российская экономика на пути к рынку | 2 | | |
51-52 | Политическая жизнь России | 2 | | |
53 | Россия на пороге нового века | 1 | | |
54 | Россия в мировом сообществе | 1 | | | |
55 | Культурная жизнь современной России | 1 | | | |
56 | Современное развитие Южного Урала | 1 | | | |
57 | Итоговое повторение | 1 | | | |
| Тема 10. Мировое развитие во второй половине ХХ века (9 часов). | 9 | | | |
58 | «Холодная война» .Гонка вооружений и создание военно-политических блоков. Советизация стран восточной Европы. | 1 | | | |
59 | Локальные конфликты. Ввод советских войск в Афганистан. | 1 | | | |
60 | Биполярный мир. Разрядка международной напряженности и ограничения гонки вооружения. | 1 | | | |
61 | США во второй половине ХХ века- начале ХХ1 в. От политики Г.Трумена до завершения «холодной войны». | 1 | | | |
62 | От тоталитаризма к развитию демократии. Германия после Второй мировой войны. Наследие Муссолини и реконструкция Италии. | 1 | | | |
63 | Франция и Великобритания во второй половине XX – начале XXI века. | 1 | | | |
64 | Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы. Метаморфозы «народной демократии». Попытки «либерализации» коммунистических режимов. | 1 | | | |
65 | Ведущие страны Азии и Африки во второй половине XX-XXI века. | 1 | | |
66 | Авторитаризм и демократия в странах Латинской Америки. Демократизация в странах Латинской Америки в 1980- 1990-г. и их современные проблемы. | 1 | | | |
| Тема 6. Мир на рубеже XX-XXIвв. (4 часа) | 4 | | | |
67 | Международные отношения на рубеже XX-Xxi века. Завершение «холодной войны» и эпохи «двух полюсного мира» | 1 | | | |
68 | Интеграционные процессы в мире. Европейская интеграция. Глобализация и ее противоречия. | 1 | | | |
69 | Культурное наследие второй половины XX-XXI века. | 1 | | | |
70 | Мир в XXI веке. | 1 | | | |
| Предэкзаменационное повторение (консультации доп.) | 2 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
курса по всеобщей истории (9 класс)
Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах / С.К. Алиева. – М.: Лист, 2005.
Данилов А.А. История России, XX век: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2000 – 2005.
Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: методические рекомендации для 9 класса / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2005.
Данилов А.А. Рабочая тетрадь к учебнику 9 класса «История России XX век» в 2х частях / А.А Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2005.
Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России XX–начало XXI века / А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2008.
Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран / Н.В. Загладин. – М.: Русское слово, 2005.
Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран»: учебно-методические материалы / Н.В. Загладин. – М.: Русское слово, 2001.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
курса по всеобщей истории (9 класс)
Виртуальная школа. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшая история. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
Данилов А.А. История государства и народов России. 6–9 кл. Электронное средство учебного назначения. ЗАО «1С», 2007.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по истории. Подготовка к ЕГЭ. – М.: ЗАО «Кирилл и Мефодий», 2007.
Отечественная история до начала XX века: Учебное электронное издание. 1СD. – М.: ИНК, 2004.
ЭУ «История России ХХ век». – М.: Клио Софт, 2002.
ЭП «Учитель» для подготовки к итоговой аттестации
Контрольно-измерительные материалы
курса по всеобщей истории (9 класс)
http://www.fipi.ru
http://www1.ege.edu.ru/
9