Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Выезжелогская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол №_____ от «_____» __________2014 год | Согласовано: Заместитель директора школы по УВР ________________ С.В.Зуева «_____» __________2014 год | Утверждаю: Директор школы___________ В.Л. Додышева Приказ от «____» _______ 2014 год № ________________ |
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
для 2 класса начального общего образования
Учитель начальных классов
Цикунова Ирина Федоровна
I квалификационная категория
д. Выезжий Лог
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса МБОУ «Выезжелогская ООШ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса МБОУ «Выезжелогская ООШ» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. М.: Просвещение», 2011 г.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1- 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 138 ч. Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах -35 ч в год ( 1 ч в неделю - 35 учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса:
Обучающиеся должны знать/понимать:
три сферы художественной деятельности и их единство;
роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
многообразие природных форм, их рациональность и красота;
основные и составные цвета;
цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
Обучающиеся должны:
уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
иметь навыки построения композиции на всем листе;
уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,
свободно заполнять лист цветовым пятном;
уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
Содержание курса
Искусство и ты
Чем и как работают художники. Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года.
Тематическое планирование
№ п.п. | Тема | Количество часов | Вид и форма контроля |
1 | Чем и как работают художники | 9 | Тематический. Тест. |
2 | Реальность и фантазия | 6 | Тематический. Тест. |
3 | О чем говорит искусство | 11 | Тематический. Тест. |
4 | Как говорит искусство | 9 | Итоговый. Тест. |
| Итого | 35 | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт |
Чем и как работают художники (9 часов) |
1 | Три основных краски, строящие многоцветие мира. Комбин. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. | П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; К:- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Р:- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; | Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. | | |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона. Комбин. | | |
3 | Цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Комбин. | Находить выразительные, образные объемы в природе | Расширять знания о художественных материалах.. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. | | |
4 | Выразительные возможности аппликации. Комбин. | | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Комбин. | Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, вытягивание,) | уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, | Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. | | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Комбин. | | |
7 | Выразительные возможности бумаги. Комбин. | Овладевать приемами работы с бумагой Обсуждать и анализировать работы одноклассников | Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Закреплять полученные на предыдущих уроках знания | | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным. Комбин. | | |
9 | Изображение и реальность.(обобщение темы четверти). Обобщ. | Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных. | | |
Реальность и фантазия (6 часов) |
10 | Изображение и фантазия Комбин. | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. | П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, К:- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Р:- уметь планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности | Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). | | |
11 | Украшения и реальность. Комбин. | | |
12 | Украшения и фантазия. Комбин. | | |
13 | Постройка и реальность | | |
14 | Постройка и фантазия. Комбин. | | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки работают вместе. (обобщение темы). Обобщ. | Конструировать и украшать елочные украшения для новогодней елки. | Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство). | | |
О чем говорит искусство (11 часов) |
16 | Выражение характера изображаемых животных Комбин. | Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. | П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника К:- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; Р:- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; | Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. | | |
17-18 | Изображения характера человека: мужской образ. Комбин. | Изображая, художник выражает своё отношение к нему | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. | | |
19-20 | Изображение характера человека: женский образ. Комбин. | Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, | | |
21 | Образ человека и его характер. Комбин. | | |
22 | Изображение природы в различных состояниях. Комбин. | Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу | П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, К:- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач Р:- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. | | |
23 | Выражение характера человека через украшение. Комбин. | Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). | | |
24- 25 | Выражение намерений человека через украшение. Комбин. | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. | | |
26 | Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство». Обобщ. | | |
Как говорит искусство (9 часов) |
27 | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Комбин. | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. | П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, К:- использовать средства информационных технологий | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, | Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. | | |
28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Комбин. | Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Расширять знания о средствах художественной выразительности | | |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. Комбин. | Ритмическая организация листа с помощью линий. | П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника К:- овладеть умением вести диалог, Р:- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; | | |
30 | Линия как средство выражения:характер линий. Комбин. | Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные | Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ. | | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. Комбин. | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | Расширять знания о средствах художественной выразительности. | | |
32 | Пропорции выражают характер. Комбин. | Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. | | |
33-34 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Комбин. | | |
35 | Обобщающий урок. Обобщ. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение. Москва. 2011.
2. Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, Г.Е. Гурова и др . Рабочая программа. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение», 2011.
Список литературы
1. Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник для 2 класса. – М.: Просвещение 2009.
2. Коротеева Е.И. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Просвещение 2009.
3. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008.
Электронные ресурсы
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Экранно-звуковые пособия
1.Презентации.
Учебно-практическое оборудование
Краски акварельные
Кисти
Краски гуашевые
Емкости для воды
Палитра
Фломастеры
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
9