СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса МБОУ «Выезжелогская ООШ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Выезжелогская основная общеобразовательная школа»




Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол №_____ от

«_____» __________2014 год

Согласовано: Заместитель директора школы по УВР

________________ С.В.Зуева

«_____» __________2014 год

Утверждаю: Директор школы___________ В.Л. Додышева Приказ от «____» _______ 2014 год № ________________




Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»

для 2 класса начального общего образования








Учитель начальных классов

Цикунова Ирина Федоровна

I квалификационная категория








д. Выезжий Лог

2014 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса МБОУ «Выезжелогская ООШ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса МБОУ «Выезжелогская ООШ» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. М.: Просвещение», 2011 г.


Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1- 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 138 ч. Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах -35 ч в год ( 1 ч в неделю - 35 учебных недель).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности

  • универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • три сферы художественной деятельности и их единство;

  • роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;

  • роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;

  • многообразие природных форм, их рациональность и красота;

  • основные и составные цвета;

  • цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;

  • имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изо­бразительного искусства.

Обучающиеся должны:

  • уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отно­шения к тому, что изображается;

  • иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;

  • иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изобра­жением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;

  • иметь навыки построения композиции на всем листе;

  • уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;

  • учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;

  • развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;

  • совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,

  • свободно заполнять лист цветовым пятном;

  • уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразитель­ность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;

  • уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;

  • уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;

  • творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).

Содержание курса

Искусство и ты

Чем и как работают художники. Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года.

Тематическое планирование

№ п.п.

Тема

Количество часов

Вид и форма контроля

1

Чем и как работают художники

9

Тематический. Тест.

2

Реальность и фантазия

6

Тематический. Тест.

3

О чем говорит искусство

11

Тематический. Тест.

4

Как говорит искусство

9

Итоговый. Тест.


Итого

35







Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

Чем и как работают художники (9 часов)

1

Три основных краски, строящие многоцветие мира.

Комбин.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

К:- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Р:- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;


Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.



2

Пять красок – все богатство цвета и тона. Комбин.



3

Цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Комбин.

Находить выразительные, образные объемы в природе

Расширять знания о художественных материалах..

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.



4

Выразительные возможности аппликации. Комбин.



5

Выразительные возможности графических материалов. Комбин.

Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, вытягивание,)

уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.




6

Выразительность материалов для работы в объеме. Комбин.



7

Выразительные возможности бумаги. Комбин.

Овладевать приемами работы с бумагой

Обсуждать и анализировать работы одноклассников

Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Закреплять полученные на предыдущих уроках знания



8

Для художника любой материал может стать выразительным. Комбин.



9

Изображение

и реальность.(обобщение темы четверти). Обобщ.

Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных.



Реальность и фантазия (6 часов)

10

Изображение и фантазия

Комбин.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.


П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника,

К:- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Р:- уметь планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности

Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).




11

Украшения и реальность.

Комбин.



12

Украшения и фантазия. Комбин.



13

Постройка и реальность



14

Постройка и фантазия. Комбин.



15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки работают вместе. (обобщение темы). Обобщ.

Конструировать и украшать елочные украшения для новогодней елки.

Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство).



О чем говорит искусство (11 часов)

16

Выражение характера изображаемых животных

Комбин.



Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника

К:- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Р:- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;


Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.



17-18

Изображения характера человека: мужской образ. Комбин.

Изображая, художник выражает своё отношение к нему

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;


Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека.



19-20

Изображение характера человека: женский образ. Комбин.

Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему,



21

Образ человека и его характер. Комбин.



22

Изображение природы в различных состояниях. Комбин.

Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу

П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника,

К:- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач

Р:- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;


Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.



23

Выражение характера человека через украшение.

Комбин.

Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).



24- 25

Выражение намерений человека через украшение. Комбин.

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках.

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.




26

Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство». Обобщ.



Как говорит искусство (9 часов)

27

Цвет как средство выражения:

тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Комбин.

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные.


П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника,

К:- использовать средства информационных технологий

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру,

Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.



28

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Комбин.

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

Расширять знания о средствах художественной выразительности



29

Линия как средство выражения: ритм линий. Комбин.

Ритмическая организация листа с помощью линий.

П:- овладеть умением творческого видения с позиций художника

К:- овладеть умением вести диалог,

Р:- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;




30

Линия как средство выражения:характер линий. Комбин.

Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные

Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.



31

Ритм пятен как средство выражения. Комбин.

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;


Расширять знания о средствах художественной выразительности.



32

Пропорции выражают характер. Комбин.

Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого.


Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.




33-34

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Комбин.



35

Обобщающий урок. Обобщ.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение. Москва. 2011.

2. Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, Г.Е. Гурова и др . Рабочая программа. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение», 2011.


Список литературы

1. Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник для 2 класса. – М.: Просвещение 2009.

2. Коротеева Е.И. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Просвещение 2009.

3. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008.


Электронные ресурсы

  1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»


Экранно-звуковые пособия


1.Презентации.

Учебно-практическое оборудование


  1. Краски акварельные

  2. Кисти

  3. Краски гуашевые

  4. Емкости для воды

  5. Палитра

  6. Фломастеры

Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экспозиционный экран


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!