
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 100 г. Воронежа
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ №100 Руководитель ШМО: Т.И.Пупырева ____________ (протокол № ___ заседания ШМО от __________2017 г.) | «Согласовано» Председатель Методического Совета МБОУ СОШ №100 И.В.Баранникова__________ (протокол №___ заседания МС от _________2017 г.) | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №100 Т.Ю.Григоришина _____________________ (приказ № _____ от ______ 2017 г.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
4 классы
Авторы-составители: С.А.Коникова ,
Т.И.Пупырева,
учителя начальных классов
Воронеж
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373; разработана на основе Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №100.
Программа обеспечена линией УМК по изобразительному искусству для 1 -4 классов
системы учебников из федерального перечня:
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;
Н.А.Горяева Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас.3 класс;
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс.
На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2,3,4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
– различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
– эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
– узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
– приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
– видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
– высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
– пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
– моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
– выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
– понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
– изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
– изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
1 класс
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объём, линия, цвет – основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображениями на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.
Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основные понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкции формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение, постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создаёт.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Выставка детских работ
2 класс
Чем и как работают художники
Выразительные возможности через краски, аппликации, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объеме.
Реальность и фантазия
Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.
О чем говорит искусство
Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшения.
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Пропорции.
3 класс
Вводный урок
В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы.
Искусство в твоем доме
Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника
Искусство на улицах твоего города
Деятельность художника на улице города или (села) знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села) без которых не может возникнуть чувство Родины.
Художник и зрелище
Художник необходим в театре. Цирке на любом празднике. Жанрово- видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство необходимая составная часть зрелища.
Художник и музей
Художник создает произведения. В которых. Он, изображая мир, размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.
4 класс
Истоки родного искусства
В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектуры ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Каждый народ – художник Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Тематическое планирование
1 класс (33 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Ты изображаешь (9 ч) |
1 | Изображения всюду вокруг нас. | 1 |
2 | Мастер Изображения учит видеть. | 1 |
3 | Изображать можно пятном. | 1 |
4 | Изображать можно в объеме. | 1 |
5 | Изображать можно линией. | 1 |
6 | Разноцветные краски. | 1 |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 |
8 | Художники и зрители . | 1 |
9 | Ты изображаешь (обобщение темы). | 1 |
Ты украшаешь (8 ч) |
10 | Мир полон украшений. | 1 |
11 | Красоту надо уметь замечать. | 1 |
12 | Узоры, которые создали люди. | 1 |
13 | Узоры, которые создали люди. | 1 |
14 | Как украшает себя человек. | 1 |
15 | Как украшает себя человек. | 1 |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | 1 |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 |
Ты строишь (11 ч) |
18 | Постройки в нашей жизни. | 1 |
19 | Дома бывают разными. | 1 |
20 | Домики, которые построила природа. | 1 |
21 | Дом снаружи и внутри. | 1 |
22 | Строим город. | 1 |
23 | Строим город. | 1 |
24 | Все имеет свое строение. | 1 |
25 | Строим вещи. | 1 |
26 | Строим вещи. | 1 |
27 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 |
28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) |
29 | Три Брата- Мастера всегда трудятся вместе. | 1 |
30 | Праздник весны. Праздник птиц. | 1 |
31 | Сказочная страна. Создание панно. | 1 |
32 | Времена года. | 1 |
33 | Здравствуй, лето! Рок любования (обобщение темы). | 1 |
2 класс (34 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов |
Как и чем работает художник? (8 ч) |
1 | Три основных цвета. Изображение поляны цветов по памяти. | 1 |
2 | Белая и черная краски. Изображение небесных объектов и стихий. | 1 |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего букета. | 1 |
4 | Выразительные возможности аппликации. Сказочная рыбка. | 1 |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Изображение леса из природных материалов. | 1 |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Объёмное изображение пингвина. | 1 |
7 | Выразительные возможности бумаги. Сооружение родного города. | 1 |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 |
Реальность и фантазия (7 ч) |
9 | «Наши друзья – птицы». Изображение и реальность. | 1 |
10 | Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица. | 1 |
11 | Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. | 1 |
12 | Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. | 1 |
13 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира. | 1 |
14 | Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города. | 1 |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Елочная игрушка. | 1 |
О чём говорит искусство (11 ч) |
16 | Изображение характера животных. «Четвероногий герой». | 1 |
17 | Изображение характера животных. | 1 |
18 | Изображение характера человека: женский образ русских сказок. | 1 |
19 | Изображение характера человека. «Сказочный мужской образ». | 1 |
20 | Образ сказочного героя, выраженный в объёме. | 1 |
21 | «Море». Изображение природы в разных состояниях. | 1 |
22 | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. | 1 |
23 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений человека через украшение. | 1 |
24 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 |
25 | «В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | 1 |
26 | Изображение характера животных. «Четвероногий герой». | 1 |
Как говорит искусство (8 ч) |
27 | Создание композиций, передающих мир сказочных героев. «Замок Снежной Королевы». | 1 |
28 | «Весна идёт». Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. | 1 |
29 | Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев. | 1 |
30 | Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев. | 1 |
31 | Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. | 1 |
32 | Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц. | 1 |
33 | Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями. Смешные человечки. | 1 |
34 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц». | 1 |
3 класс (34 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| Искусство в твоем доме (8 ч) | |
1 | Воплощение замысла в искусстве. «Мои впечатления о лете». | 1 |
2 | Твои игрушки (лепка из пластилина). | 1 |
3 | Посуда у тебя дома. | 1 |
4 | Обои и шторы у тебя дома | 1 |
5 | Мамин платок. | 1 |
6 | Твои книжки. | 1 |
7 | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | 1 |
8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. | 1 |
| Искусство на улицах твоего города (7 ч) | |
9 | Памятники архитектуры. | 1 |
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 |
11 | Ажурные ограды. | 1 |
12 | Волшебные фонари на улицах и в парках. | 1 |
13 | Витрины на улицах. | 1 |
14 | Удивительный транспорт. | 1 |
15 | Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы. | 1 |
| Художник и зрелище (11 ч) | |
16 | Художник в цирке. | 1 |
17 | Художник в театре. | 1 |
18 | Театр кукол. | 1 |
19 | Образ театрального героя. | 1 |
20 | Театральный занавес. | 1 |
21 | Театральные маски. | 1 |
22 | Афиша и плакат. | 1 |
23 | Афиша и плакат. | 1 |
24 | Театральная программа. | 1 |
25 | Праздник в городе. | 1 |
26 | Школьный карнавал. Обобщение темы. | 1 |
| Художник и музей (8 ч) | |
27 | Музеи в жизни города. | 1 |
28 | Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | 1 |
29 | Картина-портрет. | 1 |
30 | Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. | 1 |
31 | Картины исторические и бытовые. | 1 |
32 | Скульптура в музее и на улице. | 1 |
33 | Музеи архитектуры. | 1 |
34 | Художественная выставка. Обобщение темы | 1 |
4 класс (34 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Истоки родного искусства (8 ч) |
1 | Пейзаж родной земли. | 1 |
2 | Деревня – деревянный мир. | 1 |
3 | Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. | 1 |
4 | Образ традиционного русского дома. | 1 |
5 | Образ красоты человека. Женский портрет. | 1 |
6 | Образ красоты человека. Мужской портрет. | 1 |
7 | Народные праздники. Коллективное панно. | 1 |
8 | Обобщение темы четверти. | 1 |
Древние города нашей земли (7 ч) |
9 | Древнерусский город-крепость. | 1 |
10 | Древние соборы. | 1 |
11 | Древний город и его жители. | 1 |
12 | Древнерусские воины-защитники. | 1 |
13 | Города Русской земли. | 1 |
14 | Узорочье теремов. | 1 |
15 | Праздничный пир в теремных палатах. | 1 |
Каждый народ - художник (11 ч) |
16 | Страна восходящего солнца.Образ художественной культуры Японии. | 1 |
17 | Изображение японок в национальной одежде. | 1 |
18 | Искусство народов гор и степей. | 1 |
19 | Города в пустыне. | 1 |
20 | Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 |
21 | Древнегреческие праздники. | 1 |
22 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. | 1 |
23 | Портрет средневекового жителя. | 1 |
24 | Портрет средневекового жителя. | 1 |
25 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. | 1 |
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. | 1 |
Искусство объединяет народы (8 ч) |
27 | Материнство. | 1 |
28 | Мудрость старости. | 1 |
29 | Сопереживание. | 1 |
30 | Герои- защитники. | 1 |
31 | Юность и надежды. | 1 |
32 | Искусство народов мира. Обобщение темы. | 1 |
33 | Итоговая выставка творческих работ. | 1 |
34 | Итоговая выставка творческих работ. | 1 |