СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство",1-4 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с ФГОС,для работы по УМК " Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство",1-4 класс, УМК "Школа России"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 100 г. Воронежа




«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

начальных классов

МБОУ СОШ №100

Руководитель ШМО:

Т.И.Пупырева ____________

(протокол № ___ заседания

ШМО от __________2017 г.)

«Согласовано»

Председатель Методического Совета

МБОУ СОШ №100

И.В.Баранникова__________

(протокол №___ заседания МС от _________2017 г.)

«Утверждаю»

Директор

МБОУ СОШ №100

Т.Ю.Григоришина

_____________________

(приказ № _____

от ______ 2017 г.)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Изобразительное искусство»


  1. 4 классы



Авторы-составители: С.А.Коникова ,

Т.И.Пупырева,

учителя начальных классов







Воронеж



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373; разработана на основе Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №100.

Программа обеспечена линией УМК по изобразительному искусству для 1 -4 классов

системы учебников из федерального перечня:

Л. А. Неменская. Изобразитель­ное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;

Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;

Н.А.Горяева Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас.3 класс;

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс.


На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2,3,4 классах (34 учебные недели в каждом классе).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

– различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

– эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

– узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

– приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

– воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

– видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

– высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

– различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

– пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

– моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

– выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.

О чем говорит искусство?

Выпускник научится:

– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

– понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

– изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

– изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.



Содержание учебного предмета

1 класс

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объём, линия, цвет – основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображениями на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.

Художники и зрители.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основные понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкции формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение, постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создаёт.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Выставка детских работ

2 класс

Чем и как работают художники

Выразительные возможности через краски, аппликации, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объеме.

Реальность и фантазия

Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.

О чем говорит искусство

Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшения.

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Пропорции.

3 класс

Вводный урок

В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы.


Искусство в твоем доме

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника

Искусство на улицах твоего города

Деятельность художника на улице города или (села) знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села) без которых не может возникнуть чувство Родины.

Художник и зрелище

Художник необходим в театре. Цирке на любом празднике. Жанрово- видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство необходимая составная часть зрелища.

Художник и музей

Художник создает произведения. В которых. Он, изображая мир, размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.

4 класс

Истоки родного искусства

В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.  Дерево как традиционный материал.  Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли

Красота и неповторимость архитектуры ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.

Каждый народ – художник Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.

Искусство объединяет народы

От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.


Тематическое планирование

1 класс (33 ч)


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Ты изображаешь (9 ч)

1

Изображе­ния всюду вокруг нас.

1

2

Мастер Изо­бражения учит видеть.

1

3

Изображать можно пятном.

1

4

Изображать можно в объеме.

1

5

Изображать можно линией.

1

6

Разноцвет­ные краски.

1

7

Изображать можно и то, что невиди­мо (на­строение).

1

8

Художники и зрители .

1

9

Ты изображаешь (обобщение темы).

1

Ты украшаешь (8 ч)

10

Мир полон украшений.

1

11

Красоту на­до уметь замечать.

1

12

Узоры, кото­рые создали люди.

1

13

Узоры, кото­рые создали люди.

1

14

Как украша­ет себя человек.

1

15

Как украша­ет себя человек.

1

16

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

1

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1

Ты строишь (11 ч)

18

Постройки в нашей жизни.

1

19

Дома быва­ют разными.

1

20

Домики, ко­торые по­строила природа.

1

21

Дом снаружи и внутри.

1

22

Строим город.

1

23

Строим город.

1

24

Все имеет свое строе­ние.

1

25

Строим вещи.

1

26

Строим вещи.

1

27

Город, в ко­тором мы живем (обобщение темы).

1

28

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

29

Три Брата- Мастера всегда тру­дятся вме­сте.

1

30

Праздник весны. Праздник птиц.

1

31

Сказочная страна. Создание панно.

1

32

Времена года.

1

33

Здравствуй, лето! Рок любования (обобщение темы).

1



2 класс (34 ч)


п/п

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во

часов

Как и чем работает художник? (8 ч)

1

Три основных цвета. Изображение поляны цветов по памяти.

1

2

Белая и черная краски. Изображение небесных объектов и стихий.

1

3

Пастель и цвет­ные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего букета.

1

4

Выразительные возможности ап­пликации. Сказочная рыбка.

1

5

Выразительные возможности графических ма­териалов. Изображение леса из природных материалов.

1

6

Выразитель­ность материа­лов для работы в объеме. Объёмное изображение пингвина.

1

7

Выразительные возможности бу­маги. Сооружение родного города.

1

8

Неожиданные материалы (обоб­щение темы).

1

Реальность и фантазия (7 ч)

9

«Наши друзья – птицы». Изображение и реальность.

1

10

Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица.

1

11

Украшение и ре­альность. Украшение кокошника, воротника.

1

12

Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок.

1

13

Постройка и ре­альность. Конструирование из бумаги подводного мира.

1

14

Постройка и фан­тазия. Создание макета фантастического города.

1

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и По­стройки всегда работают вместе (обобщение темы). Елочная игрушка.

1

О чём говорит искусство (11 ч)

16

Изображение ха­рактера животных. «Четвероногий герой».

1

17

Изображение ха­рактера животных.

1

18

Изображение ха­рактера человека: женский образ русских сказок.

1

19

Изображение ха­рактера человека. «Сказочный мужской образ».

1

20

Образ сказочного героя, выраженный в объёме.

1

21

«Море». Изображение природы в разных состояниях.

1

22

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.

1

23

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений человека через украшение.

1

24

Изображение природы в раз­личных состоя­ниях.

1

25

«В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.

1

26

Изображение ха­рактера животных. «Четвероногий герой».

1

Как говорит искусство (8 ч)

27

Создание композиций, передающих мир сказочных героев. «Замок Снежной Королевы».

1

28

«Весна идёт». Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.

1

29

Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев.

1

30

Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев.

1

31

Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером.

1

32

Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц.

1

33

Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями. Смешные человечки.

1

34

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц».

1


3 класс (34 ч)


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов


Искусство в твоем доме (8 ч)


1

Воплощение замысла в искусстве. «Мои впечатления о лете».

1

2

Твои игрушки (лепка из пластилина).

1

3

Посуда у тебя дома.

1

4

Обои и шторы у тебя дома

1

5

Мамин платок.

1

6

Твои книжки.

1

7

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

1

8

Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

1


Искусство на улицах твоего города (7 ч)


9

Памятники архитектуры.

1

10

Парки, скверы, бульвары.

1

11

Ажурные ограды.

1

12

Волшебные фонари на улицах и в парках.

1

13

Витрины на улицах.

1

14

Удивительный транспорт.

1

15

Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.

1


Художник и зрелище (11 ч)


16

Художник в цирке.

1

17

Художник в театре.

1

18

Театр кукол.

1

19

Образ театрального героя.

1

20

Театральный занавес.

1

21

Театральные маски.

1

22

Афиша и плакат.

1

23

Афиша и плакат.

1

24

Театральная программа.

1

25

Праздник в городе.

1

26

Школьный карнавал. Обобщение темы.

1


Художник и музей (8 ч)


27

Музеи в жизни города.

1

28

Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

1

29

Картина-портрет.

1

30

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.

1

31

Картины исторические и бытовые.

1

32

Скульптура в музее и на улице.

1

33

Музеи архитектуры.

1

34

Художественная выставка. Обобщение темы

1


4 класс (34 ч)


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Истоки   родного искусства (8 ч)

1

Пейзаж родной земли.

1

2

Деревня – деревянный мир.

1

3

Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома.

1

4

Образ традиционного русского дома.

1

5

Образ красоты человека. Женский портрет.

1

6

Образ красоты человека. Мужской портрет.

1

7

Народные праздники. Коллективное панно.

1

8

Обобщение темы четверти.

1

Древние города нашей земли (7 ч)

9

Древнерусский город-крепость.

1

10

Древние соборы.

1

11

Древний город и его жители.

1

12

Древнерусские воины-защитники.

1

13

Города Русской земли.

1

14

Узорочье теремов.

1

15

Праздничный пир в теремных палатах.

1

Каждый народ - художник (11 ч)

16

Страна восходящего солнца.Образ художественной культуры Японии.

1

17

Изображение японок в национальной одежде.

1

18

Искусство народов гор и степей.

1

19

Города в пустыне.

1

20

Образ художественной культуры Древней Греции.

1

21

Древнегреческие праздники.

1

22

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города.

1

23

Портрет средневекового жителя.

1

24

Портрет средневекового жителя.

1

25

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

1

26

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

1

Искусство объединяет народы (8 ч)

27

Материнство.

1

28

Мудрость старости.

1

29

Сопереживание.

1

30

Герои- защитники.

1

31

Юность и надежды.

1

32

Искусство народов мира. Обобщение темы.

1

33

Итоговая выставка творческих работ.

1

34

Итоговая выставка творческих работ.

1