Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительной искусство» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения ООП НОО с учетом авторской программы академика РАО Б. М. Неменского, с использованием УМК Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», входящего в состав образовательной системы «Школа России»
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53. На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 109 часов, из них в 4-м классе - 30 часов
Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Предметные результаты:
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
понимать роль изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
основам художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимать красоту как ценность; формировать потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
практическим умениям и навыкам в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
элементарным практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
Ученик получит возможность научиться:
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
• проявлять эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• приводить собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
Для обучающихся ОВЗ необходимо создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка:
- организация безбарьерной, развивающей предметной среды
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого
- формирование у обучающихся позитивной, социально – направленной учебной мотивации
- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ
- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов.
Содержание программы
Восхитись вечно живым миром красоты – 10 часов
Изображение пейзажной композиции по летним впечатлениям. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению,
Любуйся ритмами в жизни природы и человека - 10 часов
Смысл понятий - индивидуальный портрет и групповой портрет. Представление родословного древа своей семьи. Выполнение группового портрета своих близких. Иллюстрация к сказке: композиция. Проектирование поздравительной открытки.
Восхитись созидательными силами природы и человека – 8 часов
Наблюдение за водой в родных местах. Сравнение произведений художников-пейзажистов и плакатистов. Подготовка материалов (вырезки из журналов, связанных с темой изображения, слов-заготовок) для выполнения плаката в технике коллажа. Выполнение эскиза плаката на тему «Вода — жизнь». Создание проекта плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа. Выполнение эскиза памятника «Слава воину-победителю» и эскиза памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Характеристика видов деятельности |
Восхитись вечно живым миром красоты – 10 часов |
1 | Целый мир от красоты Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | 1 | Участие в обсуждении выразительных средств для передачи образа окружающего пространства. Изображение пейзажной композиции по летним впечатлениям. Выражение в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Наблюдение деревьев разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказ о своих наблюдениях деревьев. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Объяснение значение понятия набросок в художественной деятельности. Участие в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи Выполнение зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности Обсуждение творческих работ одноклассников и умение давать оценку деятельности |
2 | Древо жизни — символ мироздания Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | 1 |
3 | Мой край родной. Моя земля Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет | 1 |
4 | Цветущее дерево — символ жизни Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи | 1 |
5 | Птица — символ света, счастья и добра Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита | 1 |
6 | Конь — символ солнца, плодородия и добра Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок | 1 |
7 | Связь поколений в традициях Городца Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика | 1 |
8 | Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека | 1 |
9 | Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет | 1 |
10 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция | |
Любуйся ритмами в жизни природы и человека - 10 часов |
11 | Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция | 1 | Рассматривание живописных групповых портретов разных семей Объяснение смысла понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Представление родословного древа своей семьи. Выполнение группового портрета своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражение в творческой работе отношения к своей семье. Обсуждение творческих работ одноклассников. |
12 | Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт | 1 |
13 | Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет | 1 |
14 | Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов | 1 |
15 | Новогоднее настроение. Рисуем новогодние игрушки | 1 |
16 | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет , форма ритм, симметрия | 1 |
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия | 1 |
18 | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика | 1 |
19 | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция | 1 |
20 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр | 1 |
Восхитись созидательными силами природы и человека – 8 часов |
21 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит | 1 | Рассказ о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнение произведения художников-пейзажистов и плакатистов, Участие в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства. Подготовка материалов (вырезки из журналов, связанных с темой изображения, цветной бумаги, слова-заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа. Выполнение кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов. Создание проекта плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Участие в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., подвигу народа .Выполнение эскиза памятника «Слава воину-победителю». Выполнение эскиза памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. |
22 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика | 1 |
23 | Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно | 1 |
24 | Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа | 1 |
25 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство | 1 |
26 | Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества | 1 |
27 | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы | 1 |
28 | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности | 1 |
Резервные уроки – 2 часа |
29 | Административная контрольная работа за 2 четверть | 1 | Творческая работа |
30 | Промежуточная аттестация. | 1 | Творческая работа |
| Итого | 30 ч | |
4.Формы и средства контроля знаний
Текущий контроль – наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль, творческая работа, рисунок
Промежуточный контроль – административная контрольная работа за 2 четверть. Творческая работа
Итоговый контроль – промежуточная аттестация. Творческая работа
5. Учебно - методическое обеспечение программы
Учебник Л.А. Немецкая под ред. Б.М.Немецкого «Изобразительное искусство». Москва «Просвещение»
Демонстрационный материал (картины, художников) в соответствии с основными темами программы обучения
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования
Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях