СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительной искусство» (на основе авторской программы Б. М. Неменского, УМК "Школа России"), 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительной искусство» (на основе авторской программы Б. М. Неменского, УМК "Школа России"), 4 класс. На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится  109 часов, из них в 4-м классе - 30 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Изобразительной искусство» (на основе авторской программы Б. М. Неменского, УМК "Школа России"), 4 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Изобразительной искусство» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения ООП НОО с учетом авторской программы академика РАО Б. М. Неменского, с использованием УМК Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», входящего в состав образовательной системы «Школа России»

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53. На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 109 часов, из них в 4-м классе - 30 часов





  1. Планируемые результаты освоения программы



Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:


1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами



Предметные результаты:


К концу обучения в 4 классе ученик научится:


  • понимать роль изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

  • основам художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимать красоту как ценность; формировать потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • практическим умениям и навыкам в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • элементарным практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

  • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

  • верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);

Ученик получит возможность научиться:

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;

• проявлять эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;


• приводить собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;


Для обучающихся ОВЗ необходимо создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка:


- организация безбарьерной, развивающей предметной среды

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого

- формирование у обучающихся позитивной, социально – направленной учебной мотивации

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы

- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ

- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов.

  1. Содержание программы


Восхитись вечно живым миром красоты – 10 часов

Изображение пейзажной композиции по летним впечатлениям. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению,

Любуйся ритмами в жизни природы и человека - 10 часов

Смысл понятий - индивидуальный портрет и групповой портрет. Представление родословного древа своей семьи. Выполнение группового портрета своих близких. Иллюстрация к сказке: композиция. Проектирование поздравительной открытки.

Восхитись созидательными силами природы и человека – 8 часов

Наблюдение за водой в родных местах. Сравнение произведений художников-пейзажистов и плакатистов. Подготовка материалов (вырезки из журналов, связанных с темой изображения, слов-заготовок) для выполнения плаката в технике коллажа. Выполнение эскиза плаката на тему «Вода — жизнь». Создание проекта плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа. Выполнение эскиза памятника «Слава воину-победителю» и эскиза памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема


Количество часов


Характеристика

видов деятельности

Восхитись вечно живым миром красоты – 10 часов


1

Целый мир от красоты

Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно

1

Участие в обсуждении выразительных средств для передачи образа окружающего пространства. Изображение пейзажной композиции по летним впечатлениям. Выражение в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Наблюдение деревьев разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказ о своих наблюдениях деревьев. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Объяснение значение понятия набросок в художественной деятельности. Участие в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи Выполнение зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности Обсуждение творческих работ одноклассников и умение давать оценку деятельности

2

Древо жизни — символ мироздания

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень

1

3

Мой край родной. Моя земля

Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет

1

4

Цветущее дерево — символ жизни Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи

1

5

Птица — символ света, счастья и добра Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита

1

6

Конь — символ солнца, плодородия и добра

Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок

1

7

Связь поколений в традициях Городца Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика

1

8

Знатна Русская земля мастерами и талантами.

Портрет: пропорции лица человека

1

9

Вольный ветер — дыхание земли.

Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет

1

10

Осенние метаморфозы.

Пейзаж: колорит, композиция


Любуйся ритмами в жизни природы и человека - 10 часов

11

Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция

1

Рассматривание живописных групповых портретов разных семей Объяснение смысла понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Представление родословного древа своей семьи. Выполнение группового портрета своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражение в творческой работе отношения к своей семье.

Обсуждение творческих работ одноклассников.

12

Двенадцать братьев друг за другом бродят...

Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт

1

13

Год не неделя — двенадцать месяцев впереди.

Иллюстрация к сказке: композиция, цвет

1

14

Новогоднее настроение.

Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов

1

15

Новогоднее настроение. Рисуем новогодние игрушки

1

16

Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет , форма ритм, симметрия

1

17

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия

1

18

Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика

1

19

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция

1

20

Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр

1

Восхитись созидательными силами природы и человека – 8 часов

21

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит

1

Рассказ о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнение произведения художников-пейзажистов и плакатистов,

Участие в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства.

Подготовка материалов (вырезки из журналов, связанных с темой изображения, цветной бумаги, слова-заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа.

Выполнение кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов. Создание проекта плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке.

Участие в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., подвигу народа .Выполнение эскиза памятника «Слава воину-победителю». Выполнение эскиза памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне.

22

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика

1

23

Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно

1

24

Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа

1

25

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство

1

26

Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества

1

27

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы

1

28

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности

1

Резервные уроки – 2 часа

29

Административная контрольная работа

за 2 четверть

1

Творческая работа

30

Промежуточная аттестация.

1

Творческая работа


Итого

30 ч


4.Формы и средства контроля знаний

Текущий контроль – наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль, творческая работа, рисунок

Промежуточный контроль – административная контрольная работа за 2 четверть. Творческая работа

Итоговый контроль – промежуточная аттестация. Творческая работа


5. Учебно - методическое обеспечение программы


  1. Учебник Л.А. Немецкая под ред. Б.М.Немецкого «Изобразительное искусство». Москва «Просвещение»

  2. Демонстрационный материал (картины, художников) в соответствии с основными темами программы обучения



  1. Список литературы



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования

  7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!