СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир " (начальное общее образование, «Планета знаний»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир " (начальное общее образование, «Планета знаний»)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир " (начальное общее образование, «Планета знаний»)»






Рабочая программа

учебного предмета "Окружающий мир "

(начальное общее образование, «Планета знаний»)

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа»

города Котовска Тамбовской области

на 2016 – 2020 годы















































Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» г. Котовска Тамбовской области с учётом рабочей программы по окружающему миру (авт. И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин М.: Астрель, 2015

Рабочая программа ориентирована на учебники

1.

Л. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. — М.: АСТ . ,Астрель

2. Л. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. — М.: АСТ .,Астрель

3. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. — М.: АСТ., Астрель

4. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. — М.: АСТ .,Астрель

Согласно учебному плану на изучение окружающего мира отводится 270 часов:

в 1 классе -66 часов в год ( часа в неделю),

в 2 классе -68 часов в год (2 часа в неделю),

в 3 классе -68 часов в год (2 часа в неделю),

в 4 классе -68 часа в год ( часа в неделю),

Срок реализации рабочей программы 4 года

























Планируемые результаты обучения


1 класс

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность:

для формирования положительного отношения и интереса к изучению природы, человека, истории своей страны;

для формирования осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину;

для формирования знаний основных правил поведения в природе и обществе;

для формирования чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

получить понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения, правил безопасности дорожного движения;

получить понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.


Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих УУД:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

находить необходимую информацию;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;

обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;

учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Обучающийся может научиться:

осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

группировать различные предметы по заданному признаку.

осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.


Предметные результаты

Обучающийся научится:


определять основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);

распознавать органы чувств и их значение;


называть свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;


распознавать виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

названия частей растений;

различать наиболее характерные признаки времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

называть месяцы в году и дни в неделе;

называть некоторые охраняемые растения и животные.

различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг);

выполнять элементарные правила личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;

соблюдать правила безопасности дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств)

приводить примеры видов труда людей;

выражать приветствие, благодарность, просьбу; вести себя за столом и в общественных местах;

различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);

приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;

ухаживать за комнатными растениями;

правильно вести себя в природе;

различать объекты живой и неживой природы;

различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

называть основные возрастные периоды жизни человека;

рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

рассказывать о способах движения и питания животных;

рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

рассказывать, как развивается растение из семени;

выращивать растение одним из изученных способов.



2 класс

Личностные результаты

Обучающийся научится:

формировать положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

формировать способность к самооценке;

осознавать себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину;

соблюдать основные правила поведения в природе и обществе и ориентации на их выполнение;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;

понимать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

понимать значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

соблюдать правила безопасности дорожного движения.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать значения изучения курса «Окружающий мир»;

ориентироваться в соблюдении правил поведения в общественных местах;

понимать ценности семейных отношений;

способности ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.


Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

осуществлять пошаговый контроль;

находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;

использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;

проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку;

учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

Обучающийся получит возможность научиться:

развивать и тренировать свою наблюдательность;

ставить цели проведения наблюдений и опытов;

осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

осуществлять описание объектов природы;





сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;

устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.

высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Обучающийся научится:

приводить примеры приборов и инструментов;

пользоваться термометром;

различать тела природы и изделия;

приводить примеры тел и веществ;

приводить примеры источников энергии;

приводить примеры растений суши и водоемов (3-4 примера);

приводить примеры животных суши и водоемов (3-4 примера);

различать времена года по характерным признакам;

правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

определять время по часам;

проводить наблюдения и простейшие опыты;

называть материки и океаны;

называть характерные признаки времён года;

соблюдать правила безопасности дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств).

Обучающийся получит возможность научиться:

рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;

рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

называть планеты Солнечной системы;

отличать планету от звезды;

показывать на глобусе материки и океаны;

приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

рассказывать об использовании электрической энергии;

рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;

понимать, что такое окружающая среда;

приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

3 класс

Личностные результаты

Обучающийся научится:

формировать положительное отношение и интерес к изучению при­роды, человека, истории своей страны;

оценивать свои успехи;

осознавать своё продвижения в овладении знаниями и умениями;

осознавать себя гражданином России;

испытывать чувство гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие; понимать необходимость здорового образа жизни;

соблюдать правила безопасного поведения;

соблюдать правила безопасного поведения;

соблюдать правила безопасности дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств), соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге;

соблюдать основные правила поведения в природе и обществе и ориентироваться на их выполнение.

Обучающийся получит возможность:

сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окру­жающий мир как единый «мир общения»;

эффективно общаться с окружающим миром (людьми, при­родой, культурой) для успешной адаптации в коллективе и обществе;

сформировать и использовать свои коммуникативные и ли­тературно-творческие способности;

осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах.


Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

осуществлять пошаговый контроль; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; находить на карте город (село), в котором они живут; различать наиболее распространенные растения; различать наиболее распространенных животных; моделировать несложные природные процессы; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.





Обучающийся получит возможность научиться:

делать самостоятельные выводы;

находить выход из проблемных ситуаций;

определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;

объяснять, что такое, круговорот воды в природе;

выявлять некоторые признаки приспособленности организмов к среде обитания;

выполнять правила поведения в природе;

приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

проводить наблюдения и простейшие опыты;

выполнять правила личной гигиены;

показывать на карте границы России некоторые города России;

рассказывать о главных символах государства;

рассказывать о символах своего города;

рассказывать о главных достопримечательностях своего города;

рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.

соблюдать правила безопасности дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств)

соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать существенные и несущественные признаки;

приводить примеры физических и химических явлений природы;

рассказывать об использовании энергии воды и ветра;

рассказывать о четырех царствах живой природы;

рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;

объяснять особенности питания и дыхания растений;

характеризовать условия прорастания семян;

рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;

приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;

выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.









4 класс

Личностные результаты

Обучающийся научится:

формировать положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

способности к самооценке;

осознавать себя гражданином России, чувствовать гордость за свою Родину;

понимать основные правила поведения в природе и обществе и ориентироваться на их выполнение;

осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями;

понимать необходимость здорового образа жизни;

соблюдать правила безопасного поведения;

осознавать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; понимать значение семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.


Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе; обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);


сравнивать исторические события, делать обобщения; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).

получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.

ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;


Предметные результаты

Обучающийся научится:


проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

различать план местности и географическую карту;

читать план с помощью условных знаков;

различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;

показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;

приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;

характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности,

важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву,

природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;

объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;

выполнять правила поведения в природе;

различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

различать права и обязанности гражданина, ребёнка;

описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;

описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);

называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории;

соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;

находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

рассказывать о ключевых событиях истории государства;

рассказывать об основных событиях истории своего края.

Обучающийся получит возможность научиться:

рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;

предсказывать погоду по местным признакам;

характеризовать основные виды почв своего края;

характеризовать распределение воды и суши на Земле;

объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;

приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

объяснять причины смены времён года;

применять масштаб при чтении плана и карты;

отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

участвовать в мероприятиях по охране природы.



Содержание

1 класс

Пришла пора учиться (13 часов)

Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 часов)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного

периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (21 час)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (17 часов)

Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).




2 класс (68 часов)

Как люди познают мир (15 ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живём на планете Земля (14 ч)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Природа вокруг нас (23 ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас (12 ч)

   Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

   Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

  Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.

Резерв 2 ч.


3 класс

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимо­действии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о стро­ении вещества.



Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном со­стоянии.

Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот во­лы в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования волы, охрана во­лы от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.



Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании рас­ширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необ­ходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газооб­разные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые до­ступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: пес­ка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших по­лезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.



О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, гри­бы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи. папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки куль­турных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян Развитие растений из семян.

Значение растений в природе и жизни человека, влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообраз­ные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы. млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние живот­ные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Пере­движение, дыхание, питание, размножение и развитие жи­вотных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходи­мость бережного отношения к животным. Меры по охране жи­вотных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.



Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружа­ющая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, уши­бах, ожогах, обморожении.

Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мыши. Значе­ние физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, се значение. Необходимость укрепле­ния органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, ее значение в организме человека. Гиги­ена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, сим­волы города. История города в памятниках и достопримеча­тельностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в истори­ческих памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.


Экскурсии: знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу, ориентирование на местности.


4 класс (68 ч)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наш край (22 ч)

Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.

Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.

Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород


.

Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.

Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.

Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.

Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.

Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.

Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.

Наша Родина на планете Земля (12 ч)

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.

Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.

Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.

Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.

Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.

Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.

Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.

Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.

Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.

История нашей Родины (34 ч)

Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.

История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.

Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.

Российское государство в XIII—XVII вв.

Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.

Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.

Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.

Российское государство в XVIII—XIX вв.

Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.

Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.

Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.

Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.

Россия в XX в.

Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.

Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.

Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.

Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.

Ближние и дальние соседи России.



















Тематическое планирование

1 класс


№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

1

2

3


Пришла пора учиться .

15

1

Что такое окружающий мир

1

2

Ты и твоё имя.



1

3

Экскурсия. Твоя школа.


1

4

Твоя школа.


1

5

Экскурсия. Во дворе школы.



1

6


Во дворе школы.


1

7

Вот и лето прошло.


1

8

Экскурсия. Вот и лето прошло.

1

9

Вот и лето прошло.

1

10

Экскурсия. Дорога в школу. Правила дорожного движения. Безопасный маршрут в школу.

1

11

Дорога в школу. Элементы дороги. Виды пешеходных переходов.

1

12

Твой распорядок дня.

1

13

Экскурсия. Осень.

1

14

Осень.

1

15

Проектная деятельность.

1


Человек.

13

16

Как ты рос.



1

17-18

Как ты воспринимаешь мир.

2

19

Твоё тело.

1

20


Как ты питаешься.


1

21-22

Твоя одежда.


2

23-24

Будь здоров!


2

25-26

Твоё настроение.


2

27-28

Будь внимательным!

Правила дорожного движения. Виды пешеходных переходов. Светофор.

2


Природа в жизни человека.

21

29

Полна природа удивленья.


1

30-31

Вода и воздух.


2

32

Экскурсия. Зима. Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Название, назначение, расположение знаков.

1

33

Зима

1

34

Времена года.

1

35-36

Как устроено растение.


2

37-38

Деревья, кустарники, травы.

2

39-40

Как развивается растение.

2

41

Растения в нашем классе.

1

42-43

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

2

44-45

Жизнь животных.

2

46-47

Домашние животные

2

48-49

Береги природу, человек!


2


Человек среди людей - 17 ч.


50-51

Наша Родина.



2

52-53

Наш дом.


2

54-55

Наши родственники.


2

56-57

Хороший день.

2

58

Экскурсия в природу. Весна.


1

59

Весна.


1

60-61

Наша безопасность. Правила и безопасность дорожного движения.

Пешеходы и пассажиры транспортных средств.



2

62-63

Будем вежливы.


2

64-65

Мы едем, едем, едем…


2

66

Скоро лето.


1



Итого: 66 ч.


























































Тематическое планирование


2 класс


№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

1

2

3


Как люди познают мир.

15

1

О науке.




1

2

Что такое наука.


1

3

Науки бывают разные.


1

4

Экскурсия в лес. Правила дорожного движения.

Как мы знаем ПДД.

Дорожные знаки, дорожная разметка на проезжей части и в местах остановок маршрутных транспортных средств.


1

5

Экскурсия к водоёму.

1

6-7

Как учёные изучают мир.


2

8-9

Умей видеть.

2

10

Приборы и инструменты.

1

11

Измерение температуры.

1

12

Измерение времени.

1

13-14

Справочни­ки, словари, энциклопе­дии. Древняя библиотека.


2

15

Знаки и символы.

Об искус­стве.


1


Мы живём на планете Земля.

14

16-17

Что такое космос.

Правила дорожного движения. Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц и дорог. Сигналы регулировщика. Правила перехода улиц и дорог.


2

18

Солнечная система.

1

19

Планеты.

«Падающие звёзды».


1

20

Голубая планета Земля.


1

21

Как древние люди представляли себе Землю.

1

22

Как устроена Земля.

1

23

Спутник Земли – Луна.

1

24

Исследование космоса.

1

25

Что такое глобус.


1

26

Почему день сменяет ночь.


1

27-28

Как изучали земной шар.


2

29

Исследование глубин морей и океанов.

1


Природа вокруг нас.

23

30

Тела и веще­ства.


1

31

Что такое веще­ство.


1

32

Об энергии.


1

33

От костра до котла.


1

34-35

Свет и цвет.


2

36

Зеркала.


1

37

Цвета радуги.


1

38

В мире зву­ка. 0 звуке.

Веревоч­ный телефон.


1

39

Шум вредит здо­ровью.

О музыке.


1

40-41

В мире кам­ня. Коллек­ции камней. Камни-самоцветы.


2

42

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. Правила дорожного движения. Определение опасных и безопасных участков улиц, дорог в микрорайоне, городе.

Как переходить регулируемый перекресток. Анализ причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов.

1

43-44

В мире живой природы.

На опушке.


2

45-46

В бере­зовой роще.

2

47-48

В ель­нике.

2

49-50

У лесно­го озера.

2

51

В сосновом лесу.


1

52

Берегите лес!


1


Люди вокруг нас.

16

49

Человек в обществе.


1


Жизнь в первобытном обществе.


1

50-52

Труд в жизни человека..

1

53-55

Семья.

1

56-58

Отец и сыновья.

1


Бюджет семьи.

1

59

О деньгах. Что такое бюджет.


1

60

Будем вежливы.


2


О друзьях-товарищах.


1

61-62

Два товарища.


1

63-64

Что поможет помешать дружбе.


1

65-66

О привычках. Как избавиться от плохих привычек.


1

67-69

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде.

1


Правила дорожного движения.

Игры и соревнования по ПДД.

1

70

Резерв 1 ч.

1



Итого: 68 ч.









































Тематическое планирование

3 класс


№ п/п

Тема раздела, урока


Кол-во часов

1

2


3


Природа вокруг нас.


8

1

Что нас окружает.



1

2

Экскурсия. Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы. Правила и безопасность дорожного движения.

Пешеходы и пассажиры транспортных средств.

Правила поведения на железной дороге.



1

3

Экскурсия. Изучение влияния деятельности человека на природу.


1

4

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.



1

5

Ориентирование по компасу.

Ориентирование по местным признакам.



1

6

Экскурсия. Ориентирование на местности.


1

7

Явления природы.

Физические и химические явления природы.



1

8

Свойства тел и веществ.

О строении вещества.



1


Вода, воздух, горные породы.


16

9

Свойства воды в жидком состоянии.

Охрана воздуха.

Горные породы.

Полезные ископаемые.

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва.



1

10

Вода - растворитель.



1

11

Свойства льда, снега, пара.



1

12

Родники.



1

13

Водоемы.



1

14

Облака, роса, туман, иней, изморозь.



1

15

Круговорот воды в природе.



1

16

Использование и охрана воды.



1

17

Состав и свойства воздуха.



1

18

Свойства воздуха.



1

19

Ветер.



1

20

Охрана воздуха.



1

21

Горные породы.



1

22

Полезные ископаемые.



1

23

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.



1

24

Почва.



1


О царствах живой природы .


16

25

Четыре царства живой природы.



1

26

Строение растений.



1

27

Разнообразие растений.



1

28

Дикорастущие и культурные растения.



1

29

Жизнь растений.



1

30

Размножение и развитие растений.



1

31

Охрана растений.



1

32

Строение животных.



1

33

Разнообразие животных.



1

34

Домашние и дикие животные.



1

35

Как животные воспринимают мир.



1

36

Передвижение и дыхание животных.



1

37

Питание животных.



1

38

Размножение и развитие животных.



1

39

Охрана животных.



1

40

Грибы и бактерии.



1


Человек.


10

41

Человек – часть живой природы.



1

42

Кожа – наша первая «одежда».



1

43

Скелет.


1

44

Мышцы.



1

45

Кровеносная система.



1

46

Дыхание.



1

47

Питание.



1

48

Органы чувств.


1

49

Нервная система.



1

50

Эмоции и темперамент.

Правила и безопасность дорожного движения.

Пешеходы и пассажиры транспортных средств.



1


Человек в обществе.


18

51-52

Народы нашей страны.



2

53

Путешествие по ленте времени.



1

54

Города и села


1

55

Названия городов.



1

56

Кремль – центр города.



1

57

Улицы города.



1

58

Герб – символ города.



1

59

Памятные места городов.



1

60

Экскурсия. Улицы и памятные места родного города. Правила и безопасность дорожного движения.

Пешеходы и пассажиры транспортных средств.



1

61

Современный город.



1

62

Москва – столица России.



1

63

Что такое государство.



1

64

Конституция – основной закон нашей страны.



1

65

Права ребенка.



1

66

Государственный герб России.

Государственный флаг России.



1

67

Государственный гимн России.



1

68

Государственные награды.



1




Итого: 68 ч.





















Тематическое планирование

4 класс


№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

1

2

3


Наш край.

22

1

Что такое погода.


1

2

Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.


1

3

Предсказание погоды.


1

4

Наша местность на плане и карте.


1

5

План местности.

1

6

Географическая карта.


1

7

Равнины.


1

8

Горы.


1

9

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши

1

10

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.


1

11

Богатства недр.


1

12

Разнообразие почв.


1

13

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.


1

14

Экскурсия на луг.


1

15

Животные - обитатели луга. Луг в жизни человека.


1

16

Экскурсия в смешанный лес.


1

17

Какие растения растут в лесу.

1

18

Животные-обитатели леса. Лес в жизни человека.


1

19

Экскурсия к водоёму.


1

20

Водоём.


1

21

Искусственные сообщества. Поле.

1

22

Животные-обитатели полей. Сад.


1


Наша Родина на планете Земля.

13

23

Какую форму имеет Земля.


1

24

Карта полушарий.


1

25

Движение Земли.


1

26

В пустынях Африки.

1

27

Экваториальные леса Южной Америки.


1

28

Антарктида. Австралия. Евразия.


1

29

Карта России.


1

30

Зона арктических пустынь.


1

31

Тундра

1

32

Зона лесов.


1

33

Степи.


1

34

Экологические проблемы России. Международное

сотрудничество по охране природы.


1


Наши верные помощники.

1

35

История на карте. Исторические источники.


1


Древняя Русь.

5

36

Первые русские князья.


1

37

Князь Владимир. Крещение Руси.


1

38

Культура Древней Руси.


1

39

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.


1

40

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.


1


Московское царство.

6

41

Первый русский царь. Преобразования

в государстве.

Как жили люди на Руси в XIV—ХVI веках.

Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский.

Русское государство при первых Романовых.

Расширение границ России в XVII веке.

Проектная деятельность «Культурное наследие Древней Руси».


1

42

Как жили люди на Руси в XIV—ХVI веках.


1

43

Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский.


1

44

Русское государство при первых Романовых.


1

45

Расширение границ России в XVII веке.


1

46

Проектная деятельность «Культурное наследие Древней Руси».


1


Российская империя.

8

47

Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования

в культуре, науке, быту.

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II.

Образование и наука в XVIII веке.

Война 1812 года.

Отмена крепостного права.

Наука и техника в XIX веке. Город и горожане. Мода XIX века.

Культура XIX века.

Проектная деятельность «Город и горожане XIX века».



1

48

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II.


1

49

Образование и наука в XVIII веке

1

50

Война 1812 года.


1

51

Отмена крепостного права.


1

52

Наука и техника в XIX веке.

1

53

Город и горожане. Мода XIX века.


1

54

Культура XIX века.


1

55

Проектная деятельность «Город и горожане XIX века».


1


Российское государство.


56

Революция в России.

Россия в годы Светской власти.

Великая Отечественная война.

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века.

По северным городам России.

По городам Центральной России.

Города Урала и Сибири.

Дальний Восток. Южные города России.

Повторительно-обощающий урок.

Россия в мировом сообществе. Жизнь современного человека.

Проектная деятельность «По местам боевой славы».

Повторительно-обощающий урок.


1

57

Россия в годы Светской власти.


1

58

Великая Отечественная война.


1

59

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.


1

60

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века.


1

61

По северным городам России.


1

62

По городам Центральной России.


1

63

Города Урала и Сибири.


1

64

Дальний Восток. Южные города России.


1

65

Повторительно-обощающий урок.


1

66

Россия в мировом сообществе.

1

67

Жизнь современного человека.


1

68

Проектная деятельность «По местам боевой славы».

Повторительно-обощающий урок.


1



Итого: 68 ч.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!