СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» и авторской программы учебного курса «Окружающий мир»  для обучающихся 1 – 4 классов общеобразовательных школ, разработанной авторским коллективом: И.В.Потаповым, Г.Г. Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И. Саплиным (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 1 -4 класс.  Учебно – методический комплект «Планета знаний»: окружающий мир. И.В.Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 1 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа

Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Окружающий мир»

Класс:___1___

Ф.И.О. педагога-разработчика программы:

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж: 7 лет

Квалификация: 1 квал. категория

Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор



2015/2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» и авторской программы учебного курса «Окружающий мир» для обучающихся 1 – 4 классов общеобразовательных школ, разработанной авторским коллективом: И.В.Потаповым, Г.Г. Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И. Саплиным (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 1 -4 класс. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: окружающий мир. И.В.Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.)

Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
    в 2011/2012 учебного года»

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2012/2013 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2013/2014 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2014/2015 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2015/2016 уч.г.



В соответствии с Образовательной программой школы используется учебно-методический комплект:

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 1 -4 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин – М.: АСТ: Астрель, 2010г.

  • Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Астрель, 2011год.

  • Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов / Рабочая тетрадь по окружающему миру для учебников 1 класса в 2 ч.

  • Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов/ Методическое пособие «Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально – ценностного отношения к нему.

УМК «Планета знаний» по окружающему миру для 1 класса авторов И.В.Потапова, Г.Г. Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И. Саплина позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый ФГОС в области окружающего мира.

Особое значение предмета «Окружающий мир» (авторы Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.) заключается в формировании у детей целостного системного представления о мире и месте человека в нём, освоении универсальных способов действия при изучении предмета, явления (наблюдение, сравнение, анализ, формулировка выводов). В основу интеграции знаний по курсу положено единство системы «природа – человек – общество».


Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных представлений о природе, человеке, обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребенка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности, и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей;

  • формирование универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а так же принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»: целостности, развития, гуманитаризации, культуросообразности, спиралевидности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектические единство системы «природа– человек – общество. Сведения о каждой составляющей этой системы так же носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для фор­мирования каждого человека как культурного и об­разованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания на дополнительное закрепление, формирование различных умений, применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей (интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определенного уровня воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

В соответствии с требованиями ФГОС особое место в курсе занимают экскурсии (7) и практические работы (8).

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки- экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.


Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности.

Урок в 1 классе в связи с возрастными и психологическими особенностями требует сравнительно частой смены видов деятельности (наблюдение, беседа, практическая работа, игра и т. П.) и объединенных общей темой и целями.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа курса «Окружающий мир» 1 класса (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов) используется без изменений

По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015-2016 учебный год в 1 классе установлено 33 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. В Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по курсу «Окружающий мир» к концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

  • понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;

  • понимание своей сопричастности к жизни страны;

  • понимание красоты окружающего мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;

  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;

  • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

  • группировать различные предметы по заданному признаку.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;

  • оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • называть характерные признаки времен года;

  • различать и называть части растений;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

  • различать и называть основные части тела человека;

  • называть органы чувств и рассказывать об их значении;

  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

  • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

  • характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

  • называть основные возрастные периоды жизни человека;

  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

  • рассказывать о способах движения и питания животных;

  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

  • рассказывать, как развивается растение из семени;

  • выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;

  • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

  • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

  • приводить примеры видов труда людей;

  • узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;

  • различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека;

  • воспроизводить гимн России.







Тематическое планирование и содержание учебного предмета

урока

Тема урока


Название урока, номер страницы

Задачи урока

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов и т.д.

План.

Факт.


ПРИШЛА ПОРА УЧИТЬСЯ (13 ЧАСОВ)

1.

Что изучает предмет «окружающий мир».




Что такое окружающий мир

Уч.с.3-7;

Р.Т.с.3-5.

Сформировать у учащихся первоначальное представление «окружающий мир». Познакомить с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету.

Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Называть и различать окружающие предметы и их признаки.

Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.

Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).



Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.

Объяснять значение некоторых дорожных знаков.

Обсуждать значение правильной организации распорядка дня.

Знакомиться с одноклассниками (работа в парах).

Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе).

Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их.

Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность).

Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы).

Работать в малых группах (в парах).

Находить нужную информацию (с помощью учителя) в справочнике учебника.

Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения).

Выбирать форму участия в проектной деятельности.

Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир»; значение правил поведения в школе и на улице.

Рассказывать о значении школы в жизни детей.

Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице.



Наглядность, учебник, рабочая тетрадь

2.

Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу

Ты и твое имя

Уч.с.8-9;

Р.Т.с.6-7.

Познакомить детей друг с другом; показать значение имени в жизни человека. Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог. Дать первое представление о справочной литературе.



Рисунок, учебник, рабочая тетрадь

3.

Правила поведения в школе, на уроке. Профессии работников школы.

Экскурсия №1 «Твоя школа»

Экскурсия №1 «Твоя школа»

Познакомить детей с устройством здания школы. Воспитывать чувство гордости за школу; познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать уважительное отношение к работникам школы.




4.

Устройство школьного здания.

Твоя школа

Уч.с.10-11;

Р.Т.с.8-9.

Познакомить детей с правилами поведения на уроке и убедить в необходимости их выполнения. Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение элементарным правилам общения со взрослыми и детьми.



учебник, рабочая тетрадь

5.

Во дворе школы. Устройство школьного двора.

Экскурсия №2 «Во дворе школы»

Экскурсия №2 «Во дворе школы»

Познакомить с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы; воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора.




6.

Взаимоотношения учитель-ученик, ученик- ученик. Занятия в школе. Правила поведения в школе.

Во дворе школы

Уч.с.12-13;

Р.Т.с.10-11.

Отрабатывать умения правильного поведения в классе и во дворе школы; продолжить знакомство со школой. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы.



учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал

7.

Особенности погоды в разные времена года: ранняя осень.

Экскурсия №3 «Вот и лето прошло»

Экскурсия №3 «Вот и лето прошло»

Познакомить детей с изменениями в природе ранней осенью. Воспитывать чувство прекрасного; развивать наблюдательность и внимательность. Формировать умение работать в группах.




8.

Закрепление материала по теме «Особенности погоды в разные времена года: ранняя осень»

Вот и лето прошло

Уч.с.14-15;

Р.Т.с.12-13.

Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью; закрепить представления, полученные во время экскурсии, с помощью учебника и рабочей тетради. Учить детей наблюдать и сравнивать.



учебник, рабочая тетрадь

9.

Дорога в школу.

Экскурсия № 4 «Дорога в школу»

Экскурсия №4«Дорога в школу»

Начать изучение правил дорожного движения. Учить ориентироваться в пространстве.




10.

Основные правила безопасного поведения на улице.

Дорога в школу

Уч.с.16-19;

Р.Т.с.14-15.

Отрабатывать правила дорожного движения; познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил. Развивать творческие способности детей.



учебник, рабочая тетрадь, наглядность, раздаточный материал

11.

Твой распорядок дня. Практическая работа «Составление режима дня школьника»

Твой распорядок дня

Уч.с.20-21;

Р.Т.с.16-17.

Объяснить необходимость соблюдения распорядка дня; учить детей правильно распределять время.



учебник, рабочая тетрадь , раздаточный материал

12.

Особенности погоды в разные времена года: осень.

Экскурсия №5 «Середина осени»

Экскурсия №5 «Середина осени»

Показать красоту осенней природы; продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Учить работать в парах.




13.

Закрепление материала по теме «Особенности погоды в разные времена года: осень»

Осень

Уч.с.22-27;

Р.Т.с.18-19.

Закрепить полученные на экскурсии представления об изменениях в природе осенью. Учить детей сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей.



учебник, рабочая тетрадь


Внеклассная деятельность обучающихся. Проект по теме «Школа» с. 28 -29







ЧЕЛОВЕК (13 ЧАСОВ)

14.

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода

Как ты рос

Уч.с.30-33;

Р.Т.с.20-21.

Познакомить с содержанием раздела «Человек», используя маршрутный лист. Познакомить детей с основными возрастными периодами жизни.

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их.

Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).

Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки.

Объяснять значение правильного питания.

Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения.

Составлять меню.

Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам.

Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей.

Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать своё поведение и поведение партнёра в процессе выполнения задания в парах.

Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике.

Выполнять задания, требующие внимание и память в разнообразных видах деятельности.

Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи).

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору).



Фотографии семьи в разные годы жизни, учебник, рабочая тетрадь

15.

Как человек воспринимает окружающий мир

Как ты воспринимаешь мир

Уч.с.34-35;

Р.Т.с.22-23.

Показать значение органов чувств в жизни человека и тренировать их с помощью различных упражнений. Развивать коммуникативные умения, умение находить необходимую информацию в справочнике, размещённом в учебнике.



учебник, рабочая тетрадь

16.

Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Практическая работа по сбору информации о предметах с помощью органов чувств

Как ты воспринимаешь мир

Уч.с.36-37;

Р.Т.с.22-23.



учебник, рабочая тетрадь

17.

Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка.

Твое тело

Уч.с.38-39;

Р.Т.с.24-25.

Дать элементарное представление о внешнем строении человека и познакомить с важнейшими функциями его отделов и органов. Раскрыть значение правильной осанки, показать необходимость занятий физкультурой и спортом. Развивать внимание, память и творческие способности.



учебник, рабочая тетрадь

18.

Основные условия здорового образа жизни: правильное питание. Практическая работа «Составление меню»

Как ты питаешься

Уч.с.40-41;

Р.Т.с.26-27.

Показать значение правильного питания для здоровья человека. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы (на примере продуктов питания). Развивать воображение и творческие способности, учить работать со справочником.



учебник, рабочая тетрадь

19.

Основные условия здорового образа жизни: соответствующая погоде одежда


Твоя одежда

Уч.с.42-43.

Показать значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное. Продолжать развивать творческие способности.



учебник, рабочая тетрадь

20.

Основные условия здорового образа жизни: закаливание, занятия физкультурой и спортом

Твоя одежда

Р.Т.с.28-29.



учебник, рабочая тетрадь

21.

Человеку важно быть здоровым. Правила гигиены.


Будь здоров!

Уч.с.44-45.

Познакомить детей с основными правилами гигиены и убедить в необходимости их соблюдения. На элементарном уровне познакомить с причинами инфекционных заболеваний; уточнить и систематизировать знания детей о предметах личной гигиены и их назначении.



учебник, рабочая тетрадь

22.

Предупреждение инфекционных заболеваний


Будь здоров!

Р.Т.с.30-31.



учебник, рабочая тетрадь

23.

Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п.

Твое настроение

Уч.с.46-47;

Р.Т.с.32-33.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка; учить понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Раскрыть значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека; познакомить с некоторыми элементарными приёмами управления собой. Учить выражать своё отношение к миру в рисунках.



учебник, рабочая тетрадь, наглядность

24.

Твоё настроение. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им

Твое настроение

Р.Т.с.34-35.



учебник, рабочая тетрадь

25.

Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле

Будь внимательным

Уч.48-49;

Р.Т.с.36-39.

Показать значение внимания и памяти в жизни человека; тренировать внимание и память учащихся в разнообразных видах деятельности. Проверить усвоение учебного материала по разделу «Человек». Развивать творческие способности учащихся, включая их в проектную деятельность.



учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал

26.

Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека

Будь внимательным

Уч.с.50-53.



учебник, рабочая тетрадь


Внеклассная деятельность обучающихся. Проект по теме «Одежда» с.54-55







ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (21 ЧАС)

27.

Природа живая и неживая

Полная природа удивленья

Уч.с.56-59;

Р.Т.с.3-4.

Сформировать первоначальное представление о живой и неживой природе. Учить наблюдать за явлениями окружающей природы; развивать внимательность и наблюдательность. Учить работать со схемами.

Различать объекты живой и неживой природы.

Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями.

Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовый материал, характеризующий времена года.

Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер).

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.

Характеризовать поведение наблюдаемых животных.

Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку.

Объяснять различие между дикими и домашними животными.

Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять её.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений.

Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Выбирать форму участия в проектной деятельности.



учебник, рабочая тетрадь

28.

Первые представления о воде и воздухе. Практическая работа «Исследование свойств воздуха, воды»

Вода и воздух

Уч.с.60-61;

Р.Т.с.5.

Познакомить с правилами постановки опытов; раскрыть значение умения проводить опыты. Показать значение воды в жизни человека и необходимость бережного отношения к ней. Познакомить с явлениями природы



учебник, рабочая тетрадь

29.

Явления природы

Вода и воздух

Уч.с.62-63.



учебник, рабочая тетрадь

30.

Особенности погоды в разные времена года: зима. Экскурсия №6 «Зима»

Экскурсия №6 «Зима»

Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе,; формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами.




31.

Сезонные изменения в жизни растений и животных

Зима

Уч.с.64-65;

Р.Т.с.6-7.

Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать. Закрепить полученные знания в разнообразной практической деятельности детей. Организовать наблюдение за животными; включить детей в природоохранительную деятельность.



учебник, рабочая тетрадь

32.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах

Времена года

Уч.с.66-67;

Р.Т.с.8-9.

Сформировать представление о временах года, используя полученный опыт. Развивать творческое воображение учащихся.



учебник, рабочая тетрадь, наглядность

33.

Мир растений


Как устроено растение

Уч.с.68-69;

Р.Т.с.10-11.

Выявить степень понимания детьми обобщённого представления «растение». Познакомить детей со строением растения на примере цветкового растения.



учебник, рабочая тетрадь

34.

Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами

Как устроено растение

Уч.с.70-71;

Р.Т.с.10-11.



учебник, рабочая тетрадь

35.

Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.

Деревья, кустарники, травы

Уч.с.72-73;

Р.Т.с.12-13.

Познакомить детей с основными жизненными формами растений. Продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать. Продолжать формирование умений работать со схемами и справочником учебника, работать в парах.



учебник, рабочая тетрадь

36.

Лиственные и хвойные растения.

Практическая работа «Зарисовка растений, моделирование их строения»

Деревья, кустарники, травы

Уч.с.74-75;

Р.Т.с.12-13.



учебник, рабочая тетрадь

37.

Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения


Как развивается растение

Уч.с.76-77;

Р.Т.с.14-15.

Познакомить с разнообразием семян и их значением в жизни растения. Формировать познавательную деятельность учащихся на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов. Формирование знания об условиях развития растения из семени; познакомить детей с последовательностью развития растения из семени.



учебник, рабочая тетрадь

38.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва.

Практическая работа «Проращивание семян и наблюдение за развитием растения»

Как развивается растение

Р.Т.с.16-17.



учебник, рабочая тетрадь, наглядность, использование ИКТ

39.

Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека

Практическая работа. «Уход за комнатными растениями».

Растения в нашем классе

Уч.с.78-79;

Р.Т.с.18-19.

Познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Учить понимать красоту окружающей природы и выражать её в словесной и изобразительной форме. Учить фиксировать результаты наблюдений за растениями.



учебник, рабочая тетрадь

40.

Мир животных

Насекомые, птицы, рыбы, звери

Уч.с.80-82;

Р.Т.с.20-21.

Выявить у детей имеющиеся знания о животных. Познакомить с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Развивать умение концентрировать внимание.



учебник, рабочая тетрадь

41.

Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

Насекомые, птицы, рыбы, звери

Уч.с.83-85;

Р.Т.с.22-23.



учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал

42.

Где живут животные

Жизнь животных

Уч.с.86-87;

Р.Т.с.24-25.

Познакомить детей с основными жизненными проявлениями животных – движением и питанием. Уточнить и систематизировать представления, полученные в процессе наблюдений за животными. Познакомить с некоторыми способами добывания пищи животными.



учебник, рабочая тетрадь, наглядность

43.

Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни

Жизнь животных

Уч.с.88-89;

Р.Т.с.24-25.



учебник, рабочая тетрадь

44.

Дикие и домашние животные.

Домашние животные

Уч.с.90-91;

Р.Т.с.26-27.

Показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека. Показать необходимость заботы человека о животных. Продолжить развитие внимательности и наблюдательности.



учебник, рабочая тетрадь, наглядность

45.

Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека

Домашние животные

Уч.с.92-93;

Р.Т.с.28-29.



учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал

46.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным

Береги природу, человек!

Уч.с.94-97;

Р.Т.с.30-34.

Формировать первоначальные представления о взаимодействии человека и природы. Показать влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека. Вывести правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников.



учебник, рабочая тетрадь

47.

Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга

Береги природу, человек!

Уч.с.98-101



учебник, рабочая тетрадь


Внеклассная работа.

Проект обучающихся по теме «Растения»

С.102-103

Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.



учебник, рабочая тетрадь

ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (19 ЧАСОВ)

48.

Наша страна - Россия

Наша Родина

Уч.с.104-106.

Дать первое представление о России, её населении, столице, исторических изменениях в облике столицы, о некоторых достопримечательностях столицы и других городов. Познакомить с государственной символикой России; сформировать представление о малой родине; воспитывать чувство патриотизма. Развивать пространственные представления.

Умение узнавать государственные символы России: гимн, герб, флаг.

Обсуждать многонациональность нашей Родины.

Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населённых пунктов России.

Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своём домашнем адресе в случае необходимости.

Составлять рассказ о доме, улице и населённом пункте своего проживания.

Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга.

Приводить примеры профессий людей.

Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года.

Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта).

Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный адрес).

Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду).

Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.

Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки.

Оценивать возможности возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения.

Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантастической планеты).

Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнёром.

Находить информацию о городе своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края).

Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике.

Моделировать обстановку комнаты ученика.

Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение».




учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал

49.

Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну

Наша Родина

Уч.с.107-109.



учебник, рабочая тетрадь

50.

Дом. Домашний адрес

Наш дом

Уч.с.110-111;

Р.Т.с.39-41.

Дать представление о разнообразии населённых пунктов России (город, посёлок, деревня). Познакомить с тем, как строят дома, объяснить причины запрета посещения детьми и посторонними взрослыми строительных площадок. Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них. Развивать у детей творческие способности.



учебник, рабочая тетрадь

51.

Общее представление о городе и селе. Как строят дома

Наш дом

Уч.с.112-113;

Р.Т.с.43.



учебник, рабочая тетрадь

52.

Семья, ее состав. Статус ребенка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра).

Наши родственники

Уч.с.114-115;

Р.Т.с.44-45.

Дать первоначальное представление о родственных связях, составе семьи; дать представление о традициях, существующих в семьях; учить уважать и любить своих родственников, оказывать взаимопомощь в семье. Познакомить с разнообразием занятий людей, их профессиями.



учебник, рабочая тетрадь

53.

Родственные связи.

Наши родственники

Уч.с.116-117;

Р.Т.с.46-47.



учебник, рабочая тетрадь, наглядность

54.

Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей

Хороший день

Уч.с.118-119.

Продолжить формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье. Развивать умение актуализировать жизненный опыт. Развивать речь и творческие способности детей на материале урока.



учебник, рабочая тетрадь

55.

Отдых в семье.

Хороший день

Р.Т.с.48-49.



учебник, рабочая тетрадь, наглядность

56.

Особенности погоды в разные времена года: весна.

Экскурсия в природу №7 «Весна»

Экскурсия №7 «Весна»

Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе. Организовать наблюдения за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. Развивать чувство прекрасного.



учебник, рабочая тетрадь

57.

Закрепление материала по теме «Особенности погоды в разные времена года: весна»

Весна

Уч.с.120-121;

Р.Т.с.50-51.

Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Продолжить обучение сравнению и классификации. Продолжить формирование умений фиксировать наблюдаемые явления в рабочих тетрадях. Развивать внимательность, наблюдательность и творческие способности.

21.04


учебник, рабочая тетрадь, наглядность

58.

Основные правила безопасного поведения дома

Наша безопасность

Уч.с.122-123;

Р.Т.с.52-53.

Дать представление о факторах, которые могут угрожать безопасности детей (автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и колющие предметы и т.д.). Познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице. Отработать правильное поведение учащихся в ролевых играх, а также используя задания учебника и рабочих тетрадей.


22.04


учебник, рабочая тетрадь

59.

Основные правила безопасности на улице, подъезде, лифте

Практическая работа «Разыгрывание сценок безопасного поведения»

Наша безопасность

Уч.с.124-125;

Р.Т.с.52-53.

28.04


учебник, рабочая тетрадь

60.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома

Будем вежливы

Уч.с.126-127.

Формировать умение общаться с людьми; формировать культуру чувств учащихся; объяснить недопустимость грубости, бестактности, равнодушия. Развивать внимание к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых и умение оценивать его.

29.04


учебник, рабочая тетрадь

61.

Основные формы культурного поведения в обществе: в гостях, в транспорте и общественных местах

Будем вежливы

Р.Т.с.54-55.

5.05


учебник, рабочая тетрадь , наглядность

62.

Основные правила безопасности в общественном транспорте. Безопасное поведение на железнодорожном транспорте.

Мы едем, едем, едем

Уч.с.128-129;

Р.Т.с.56-57.

Систематизировать знания детей о различных видах транспорта; отрабатывать правила поведения в транспорте в игровых ситуациях. Развивать умственные и творческие способности учащихся.

6.05


учебник, рабочая тетрадь

63.

Представление о различных видах транспорта

Мы едем, едем, едем

Уч.с.130-131;

Р.Т.с.56-57.

12.05


учебник, рабочая тетрадь

64.

Итоговая контрольная работа


Закрепить и проверить полученные знания по разделу «Человек среди людей» и в целом по курсу

13.05



65.

Особенности погоды в разные времена года: лето

Скоро лето

Уч.с.132-133;

Р.Т.с.58

Знакомство первоклассников с особенностями погоды в летний период. Развивать внимательность, наблюдательность, воображение и творческие способности.




учебник, рабочая тетрадь

66

Обобщающий урок по теме «Человек среди людей»

Скоро лето

Уч.с.134-137;

Р.Т.с.59.

Закрепить полученные знания по разделу «Человек среди людей» и в целом по курсу. Познакомить первоклассников с разными вариантами летнего отдыха. Продолжить знакомство детей с основами безопасной жизнедеятельности, используя материал данного урока. Развивать умственные и творческие способности учащихся.




учебник, рабочая тетрадь, использование ИКТ


Внеклассная деятельность обучающихся. Проектная деятельность по теме «Люди и их занятия»



Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, изготовлении книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия» (проектная деятельность по выбору). Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!