СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 1 класс по окружающему миру. УМК "Планета знаний".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  окружающему миру составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программы по окружающему миру УМК «Планета знаний, И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной,  А. И. Саплина .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 1 класс по окружающему миру. УМК "Планета знаний".»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программы по окружающему миру УМК «Планета знаний, И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина и на основании следующих нормативных документов:

• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

• Федерального Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ)

• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района;

• учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год;

• годового календарного учебного графика МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год

• примерной общеобразовательной программы по окружающему миру;

• авторской программы по окружающему миру УМК «Планета знаний» И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина.



Цели изучения учебного предмета.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);



Общая характеристика учебного предмета

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



Место учебного предмета в учебном плане.

Учебным планом МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на изучение предмета «Окружающий мир» в 1-4 классах предусмотрено: в 1 классе – 66 часа ( 2 часа в неделю – 33 учебных недели), во 2-4 классах - по 68 часа ( 2 часа в неделю – 34 учебных недели)

Фактически в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год в1 классе будет проведено 66 часов.

Результаты освоения учебного курса



ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

  • понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;

  • понимание своей сопричастности к жизни страны, Ростовской области (региональный компонент);

  • понимание красоты окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • называть характерные признаки времен года;

  • различать и называть части растений;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные Ростовской области (региональный компонент);

  • различать и называть основные части тела человека;

  • называть органы чувств и рассказывать об их значении;

  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений Ростовской области, диких и домашних животных (региональный компонент);

  • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей) на примерах животного мира Ростовской области (региональный компонент).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

  • характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

  • называть основные возрастные периоды жизни человека;

  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

  • рассказывать о способах движения и питания животных;

  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

  • рассказывать, как развивается растение из семени;

  • выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;

  • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

  • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

  • приводить примеры видов труда людей;

  • узнавать герб и флаг России, называть ее столицу, узнавать герб Ростовской области (региональный компонент);

  • различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека;

  • воспроизводить гимн России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;

  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;

  • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

  • группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;

  • оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика
деятельности учащихся

Охрана природных богатств. Родной город. Личная гигиена. Объекты и явления природы

Знакомство друг с другом. Правила общения

Знакомство с новым социальным статусом и с понятиями «школа», «учитель», «ученик», «класс», «режим дня»

Режим школьника. Правила поведения на уроке. Планировка школьного двора. Правила поведения

Сезонные изменения в природе. Наблюдения за погодой. Знакомство с сигналами светофора и основными дорожными знаками для пешеходов. Разыгрывание сюжетно- ролевых дор. ситуаций

Формирование понятий: утро, день, вечер, ночь

Наблюдения за растениями. Изменения в жизни зверей

Основные возрастные периоды жизни человека. Внешнее строение

Значение органов чувств.

Отделы тела человека и их основные части

Качество и количество пищи. Значение одежды для человека: гигиенический, эстетический, профессиональный

Соблюдение основных гигиенических правил

Эмоциональное состояние человека. Внимание и память в жизни человека

Представления о живой и неживой природе

Свойства воды, значение. Постановка опытов

Зимние явления в природе. Наблюдение за снегом. Животные и растения зимой

Внешнее строение растения. Жизненные формы растений

Наблюдение за развитием фасоли. Разнообразие комнатных растений и правила ухода за ними

Основные жизненные проявления животных -питание, движение

Формирование представлений о характере взаимодействий человека и природы

Воспитание в детях чувства патриотизма. Представление о разных населённых пунктах России (город, посёлок, село, деревня)

Представление о родственных связях. Разнообразие занятий людей. История моей семьи. Организация выходного дня

Признаки весны. Жизнь растений и животных

Знакомство с понятиями «безопасность», и «чрезвычайная ситуация»

Организация правильных взаимоотношений между людьми. Виды транспорта: наземный, воздушный, водный. Правила поведения.


Пришла пора учиться. (13 часов)

Вводный урок. Что такое окружающий мир

Ты и твое имя

Твоя школа (экскурсия по школе)

Твоя школа (урок-игра)

Во дворе школы

Во дворе школы

Вот и лето прошло

Вот и лето прошло

Дорога в школу

Твой распорядок дня

Осень

Человек. (13 часов)

Как ты рос

Как ты воспринимаешь мир

Твоё тело

Как ты питаешься

Твоя одежда

Будь здоров!

Твоё настроение

Будь внимательным!

Природа в жизни человека. (21 час)

Полна природа удивленья

Вода и воздух

Зима

Времена года

Как устроено растение

Деревья, кустарники, травы

Как развивается растение

Растения в нашем классе

Насекомые, птицы, рыбы, звери…

Жизнь животных

Домашние животные

Береги природу, человек!

Человек среди людей. (17 часов)

Наша Родина

Наш дом

Наши родственники

Хороший день

Весна

Наша безопасность

Будем вежливы

Мы едем, едем, едем…

Скоро лето

Объяснять значение понятий «объекты и явления природы»

Выполнять различные правила безопасного поведения.

Составлять и применять в своей жизни режим школьника, основные правила личной гигиены

Различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг),

объекты живой и неживой природы, человека.

Анализировать рисунок, составлять по нему рассказ, отвечать на вопросы.

Отличать признаки деревьев, кустарников, травянистых, лиственных и хвойных растений. Ухаживать за комн. растениями

Правильно вести себя в природе. Знать Герб и флаг России. Название страны, столицы


III. Календарно - тематическое планирование

урока

Тема урока, страницы учебника

Кол-во

часов

Сроки выполнения

план

факт

1

Что такое окружающий мир

С. 3—7

1

02.09


2

Ты и твое имя

С. 8—9

1

07.09


3

Экскурсия «Твоя школа»


1

09.09


4

Твоя школа

С. 10—11

1

14.09


5

Экскурсия «Во дворе школы»

1

16.09


6

Во дворе школы

С. 12—13

1

21.09


7

Экскурсия «Вот и лето прошло»

1

23.09


8

Вот и лето прошло

С. 14—15

1

28.09


9

Экскурсия «Дорога в школу»

1

30.09


10

Дорога в школу

С. 16—19

1

05.10


11

Твой распорядок дня

С. 20—21

1

07.10


12

Экскурсия «Осень»

1

12.10


13

Осень

С. 22—27

1

14.10


Внеклассная деятельность учащихся С. 28–29




14

Как ты рос

С. 32—33

1

19.10


15

16

Как ты воспринимаешь мир

С. 34—37

2

21.10

26.10


17

Твое тело

С. 38—39

1

28.10


18

Как ты питаешься

С. 40—41

1

02.11


19

20

Твоя одежда

С. 42—43

2

11.11

16.11


21

22

Будь здоров!

С. 44—45

2

18.11

23.11


23

24

Твое настроение

С. 46—47

2

25.11

30.11


25

26

Будь внимательным!

С. 48—53

2

02.12

07.12


Внеклассная деятельность учащихся С. 54–55




27

Полна природа удивленья

С. 56—59

1

09.12


28

29

Вода и воздух

С. 60—63

2

14.12

16.12


30

Экскурсия «Зима»

1

21.12


31

Зима

С. 64—65

1

23.12


32

Времена года

С. 66—67

1

28.12


33

34

Как устроено растение

С. 68—71

2

11.01

13.01


35

36

Деревья, кустарники, травы

С. 72—75

2

18.01

20.01


37

38

Как развивается растение

С. 76—77

2

25.01

27.01


39

Растения в нашем классе

С. 78—79

1

01.02


40

41

Насекомые, птицы, рыбы, звери

С. 80—85

2

03.02

15.02


42

43

Жизнь животных

С. 86—89

2

17.02

22.02


44

45

Домашние животные

С. 90—93

2

24.02

01.03


46

47

Береги природу, человек!

С. 94—101

2

03.03

10.03


Внеклассная деятельность учащихся С. 102–103




48

49

50


Наша Родина

С. 104—109

3

15.03

17.03

22.03


51

52

Наш дом

С. 110—113

2

05.04

07.04


53

54

Наши

родственники

С. 114—117

2

12.04

14.04


55

56

Хороший день

С. 118—119

2

19.04

21.04


57

Экскурсия в природу «Весна»

1

26.04


58

Весна

С. 120—121

1

28.04


59

60

Наша безопасность

С. 122—125

2

03.05

05.05


61

62

Будем вежливы

С. 126—127

2

10.05

12.05


63

64

Мы едем, едем, едем…

С. 128—131

2

17.05

19.05


65

66

Проекты на тему : «Весна, весна и всё ей радо!»

2

24.05

26.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!