Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УР МБОУ ТСШ №2 Директор МБОУ ТСШ №2
____________ ______________ ____________
Протокол от. Приказ № ___ от ___________г.
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
технология
начального общего образования
1Б класса
разработана на основе авторской программы
«Технология»
Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой.
Срок реализации: 1 год.
Разработчик: Кочукова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
Топчиха
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» в 1 классе разработана в соответствии с:
1)ФГОС ООО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2)ООП ООО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора № … от 30.08.2016)
3)Годовым календарным графиком МКОУТопчихинской СОШ №2 (утвержд. приказом директора № … от 30.08.2016)
4)Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
5)Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253).
И на основе других материалов:
1)ФГОС НОО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. №373)
2)ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора №50/3 от 02.09.2014г)
3)Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231с.
4) Авторской программы по предмету «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой. Сборник рабочих программ Школа России. 1-4классы. – М.: - Просвещение, 2011г.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа разработана для проведения 33 уроков в течение учебного года (1час в неделю, 33 учебные недели).
Содержание программы соответствует авторской программе Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой.
Цели изучения курса:
- развитие социально значимых личностных качеств каждого ребенка; формирование элементарных технико-технологических умений, основ
проектной деятельности;
- развитие умения добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации.
Задачи курса:
1. развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи), творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
2. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого
мышления;
3. развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и
оценку;
4. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
5. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
6. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
7. овладение детьми элементарными обобщенными технико- технологическими, организационно-экономическими знаниями;
8. расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным
значением.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов обучающихся:
текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (в соответствии с действующими в ОУ Положениями, системой оценки достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы основного общего образования).
Общая характеристика организации учебного процесса
Методологической основой реализации ФГОС является системно-деятельностный подход.
Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; здоровьесберегающие технологии обучения; исследовательские технологии (проблемно-поисковые).
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся); проблемный метод, частично поисковый
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая,
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, мультимедийное оборудование.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Наименование раздела программы, темы урока | Кол-во часов |
По плану | По факту |
1 Раздел программы: Что нас окружает. (4 часа) |
1 | 01.09 | | Что ты видишь вокруг? Сбор природного материала. Экскурсия. | 1 |
2 | 08.09 | | Мир природы. Как засушить листья. Экскурсия. | 1 |
3 | 15.09 | | Мир рукотворный. Составляем осенний букет для друзей. | 1 |
4 | 22.09 | | Окружающий мир надо беречь. Проблемы экологии. Как люди нашего города(села) относятся к природе. Фантазии из листьев и цветов. Экскурсия. | 1 |
2 Раздел программы: Кто где живѐт. (3 часа) |
5 | 29.09 | | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нѐм? Мой дом. | 1 |
6 | 06.10 | | Если захочешь – сделаешь. Сделай свой класс чистым и красивым. Уход за комнатными растениями. Практическая работа. | 1 |
7 | 13.10 | | Готовим праздник. Ждём гостей. | |
3 Раздел программы: Комплексная работа. (2 часа) |
8-9 | 20.10, 27.10 | | Спектакль для гостей. Сказка «Колобок». | 2 |
4 Раздел программы: Азбука мастерства. (7 часов) |
10 | 10.11 | | Из чего сделан рукотворный мир? Экскурсия. | 1 |
11 | 17.11 | | Подсказывает природа. Свойства материала. Поделки из природных материалов. | 1 |
12 | 24.11 | | Как устроены разные изделия? | 1 |
13 | 01.12 | | Целое и части. Изделие и его детали. Пластилин - волшебник. Ваза. | 1 |
14 | 08.12 | | Шаг за шагом. Пластилин - волшебник. | 1 |
15 | 15.12 | | Что можно изготовить из бумаги, а что – из ткани? Оригами. | 1 |
16 | 22.12 | | Как соединить детали? Поделки из природных материалов. | 1 |
5 Раздел программы: Работаем с бумагой. (2 часа) |
17 | 12.01 | | Что можно сделать из бумаги? Подставка из бумаги для кисточки. | 1 |
18 | 19.01 | | Учимся наклеивать детали. Учим кисточку работать аккуратно. Аппликация. | 1 |
6 Раздел программы: Помощники мастера. (4 часа) |
19 | 26.01 | | Зачем человеку нужны помощники? Учим кисточку работать аккуратно. Аппликация. | 1 |
20 | 02.02 | | Познакомься с ножницами. Волшебные полосочки. | 1 |
21 | 09.02 | | Фантазии из бумаги. Приручаем ножницы. | 1 |
22 | 16.02 | | Семья режущих инструментов. Приручаем ножницы. | 1 |
7 Раздел программы: Сначала нарисуем. (3 часа) |
23 | 02.03 | | С кем линии дружат? Нарисованные фигуры. | 1 |
24 | 09.03 | | Какие бывают линии? «Хитрые» точки. Узоры из линий. | 1 |
25 | 16.03 | | Путь - дорожка. Узоры из ниток и пряжи. | 1 |
8 Раздел программы: Много и ровно. (4 часа) |
26 | 23.03 | | Размечаем круги по шаблону. Аппликация «Бал цветов». | 1 |
27 | 06.04 | | Размечаем прямоугольники. Аппликация. Домино. | 1 |
28 | 13.04 | | Размечаем треугольники. Аппликация «Цирк». | 1 |
29 | 20.04 | | Без инструментов. Оригами. | 1 |
9 Раздел программы: Работаем с тканью. (4 часа) |
30 | 27.04 | | Иглы и булавки. Домики для иголок и булавок. Прямая строчка и ее дочки. | 1 |
31 | 04.05 | | Учимся красиво вышивать. Лента- закладка для книг. | 1 |
32 | 11.05 | | Хитрые узелки Бант- заколка. | 1 |
33 | 18.05 | | Учимся беречь книги. Книжкина больница. | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению,
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно- художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты (по разделам):
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
1) экономно размечать сгибанием, по шаблону;
2) точно резать ножницами;
3) собирать изделия с помощью клея;
4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование.
Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях – разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
В результате обучения в первом классе ученик будет:
Иметь представление:
1) о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
2) о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
3) о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
4) о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
5) о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье.
Знать:
1) что такое деталь (составная часть изделия);
2) что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
3) какое соединение деталей называют неподвижным;
4) виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия — на уровне общего представления;
5) последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
6) способы разметки: сгибанием, по шаблону;
7) способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
8) виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и еѐ варианты;
9) названия и назначение различных машин, ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
10) правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами.
Уметь:
1) наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
2) различать материалы и инструменты по их назначению;
3) различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
4) качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия аппликациями, прямой строчкой и еѐ вариантами;
5) использовать для сушки плоских изделий пресс;
6) безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
7) выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
8) выполнять инструкции при решении учебных задач;
9) осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за еѐ ходом и результатами;
10) соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
11) осуществлять декоративное оформление и отделку изделия.
Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) выполнения домашнего труда (самообслуживание);
2) соблюдения правил личной гигиены и безопасных приѐмов работы с материалами, инструментами;
3) создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
4) осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Общетрудовые умения
Под контролем учителя:
рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.
С помощью учителя:
проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основная учебная литература:
1. Лутцева Е.А. Технология: 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева.-М. : Вентана-Граф, 2012
2.Лутцева Е.А. Технология: 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. – М. : Вентана- Граф, 2012.
Дополнительная учебная литература:
Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: 1 класс. :— М.: Вентана_Граф, 2014.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
Оборудование и приборы:
Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
Комплекты тематических таблиц.
Технические средства обучения:
1. Персональный компьютер с принтером.
2. Ксерокс.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экспозиционный экран.
5. Сканер
6. Презентации к урокам.
Интернет ресурсы: сайты «Просвещение», «1 сентября».
Лист внесения изменений
№ п\п | № урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина(приказ № … от ...) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |