СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" для специальностей гуманитарного профиля

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины»


ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

09.02.02 Компьютерные сети

ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности



УТВЕРЖДАЮ:


Зам. директора по УМР


____________ А.С. Шелякин


«___» _____________ 20___г.




Рабочая программа учебной дисциплины


ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Версия 1.0

Дата введения: 01.09.2017 г.





СОГЛАСОВАНО:


Председатель П(Ц)К


____________ Е.В. Родина


«___» _____________ 20___г.



Муравленко, 2017

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

4

4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

15

7

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

21

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

9

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

25

10

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

28

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) с получением среднего общего образования по специальности 09.02.02 Компьютерные сети укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г.) и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з).

Содержание учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

  • повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

  • снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность лич­ности, общества и государства;

  • формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • обеспечение профилактики асоциального поведения студентов.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение состояния здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. В связи с этим исключительную важность приобретает высокая профессиональная подготовка специалистов различного профиля к принятию решений и действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их возникновении - к проведению соответствующих мероприятий по ликвидации их негативных последствий, и прежде всего к оказанию первой помощи пострадавшим.

Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека, как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности.

Основными содержательными темами программы являются: введение в дисциплину, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, государственная система обеспечения безопасности населения, основы медицинских знаний, основы обороны государства и воинская обязанность.

Действующее законодательство предусматривает обязательную подготовку по основам военной службы для лиц мужского пола. В итоге у юношей формируется адекватное представление о военной службе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ на базе основного общего образования.


3 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.



4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

метапредметных:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

  • развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

  • освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

  • приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

предметных:

  • сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

  • получение знаний основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

  • сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

  • сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

  • освоение знаний распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

  • развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

  • развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

  • освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

  • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Тема 1.1 Здоровье и здоровый образ жизни

Введение. Культура безопасности жизнедеятельности. Актуальность изучения дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности, цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов среда обитания, биосфера, опасность, риск, безопасность. Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности - современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении специальности СПО.

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.


Раздел 2 Государственная система обеспечения безопасности населения

Тема 2.1 Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).


Тема 2.2 Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях

Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Понятие о выживании и автономном существовании. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств. Случаи, когда предпочтительнее оставаться на месте аварии. Ситуации, когда принимается решение уйти с места аварии.

Автономное существование человека в условиях природной среды. Основные правила и действия для выживания в условиях вынужденного автономного существования. Основные способы ориентирования на местности: по компасу, по небесным светилам (солнцу, луне, звездам), по растениям и животным, по местным признакам. Метод движения по азимуту. Оборудование временного жилища: простейшие укрытия и способы их сооружения. Выбор укрытия в зависимости от различных погодных и климатических условий, окружающей местности. Добывание огня: выбор места для костра, алгоритм действий при разведении костра, типы костров в зависимости от предназначения. Обеспечение питанием и водой. Основные правила обеспечения пищей и основные ее источники в условиях вынужденного автономного существования. Обеспечение водой. Выбор подходящего источника воды. Меры предосторожности при использовании источника воды: безопасное утоление жажды снегом, фильтрация и обеззараживание воды. Добывание воды из грунта при помощи пленочного конденсатора.

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Важность знания правил безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Правила безопасного поведения на улице. Правила безопасного поведения в общественных местах. Подготовка к массовому мероприятию, правила безопасного поведения на нем. Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения в подъезде дома и в лифте. Понятие о необходимой обороне, ее юридическое обоснование.

Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность дорожного движения. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

Опасности современных молодежных хобби. Модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Понятие о преступлении. Виды преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Преступления, за совершение которых несовершеннолетние лица подлежат уголовной ответственности. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним.

Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации. Основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.


Тема 2.3 Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение.


Тема 2.4 Основные мероприятия РСЧС и Гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.

Практическое занятие №1 Правила пользования средствами индивидуальной защиты.


Раздел 3 Основы медицинских знаний

Тема 3.1 Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.

Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.

Практическое занятие №2 Правила наложения повязок. Первая помощь при наружных кровотечениях.


Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.

Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.

Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.

Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.

Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.

Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.

Практическое занятие №3 Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.


Тема 3.2 Основные инфекционные болезни

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.


Раздел 4 Основы обороны государства и воинская обязанность

Тема 4.1 Вооруженные силы российской Федерации-защитники нашего Отечества

История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

Функции и задачи ВС РФ в системе национальной безопасности, основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.


Тема 4.2 Воинская обязанность

Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

Элементы начальной военной подготовки: назначение Строевого устава ВС РФ, назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова, меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб.

Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной при­сяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской дея­тельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответствен­ности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, на­лагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Соблюдение норм международного гуманитарного права. Важность международного сотрудничества в области поддержания стабильности и мира. Участие России в урегулировании конфликтов. Внутренние и международные документы, на основании которых осуществляется миротворческая деятельность. Социальные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим службу в «горячих» точках. Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве. Особенности ведения военных действий в XX веке. Основные типы ограничений при ведении военных действий в международном гуманитарном праве: по лицам, объектам, средствам и методам. Запреты в отношении методов и средств ведения боевых действий. Международные отличительные знаки, используемые во время военного конфликта. Назначение международных отличительных знаков и история их использования. Лица и объекты, находящиеся под защитой и имеющие право на использование отличительных знаков. Последствия недобросовестного использования отличительных знаков. Отличительный знак защиты установок и сооружений, содержащих опасные силы. Предназначение белого флага. Создание нейтральной зоны и обозначающий ее знак.

Военно-профессиональная деятельность: порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям, особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях.


Тема 4.3 Боевые традиции Вооруженных сил России.

Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Воинский долг - обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России - дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товари­щество - основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» максимальная учебная нагрузка студентов составляет - 105 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка студентов, включая практические занятия, - 70 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 35 часов.


6.1 Распределение разделов по часам


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения

1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

6

2 Государственная система обеспечения безопасности населения

28

3 Основы медицинских знаний

16

4 Основы обороны государства и воинская обязанность

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

Итого:

70

Внеаудиторная самостоятельная работа

35

подготовить реферат

4

подготовить опорные конспекты

9

подготовить сообщения

18

выполнить презентации

4

Всего:

105




6.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

1

2

3

1 семестр – 34 ч., из них: теоретическое обучение – 32 ч. практические занятия – 2 ч.

Раздел 1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья


10

Тема 1. 1 Здоровье и здоровый образ жизни

Содержание учебного материала:

10

1

Введение. Культура безопасности жизнедеятельности .

2

2

Общие понятия о здоровье.

2

3

Вредные привычки

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

4

1

Подготовить реферат (на выбор) по темам:

Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.

Социальные последствия пристрастия к вредным привычкам.

Роль физической культуры в сохранении здоровья.

2

2

Подготовить реферат (на выбор) по темам:

Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

Табакокурение и его влияние на здоровье.

Наркотики и их пагубное воздействие на организм.

2

Раздел 2 Государственная система обеспечения безопасности населения


47

Тема 2.1 Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера

Содержание учебного материала:

8

1

Характеристика ЧС. РСЧС.

2

2

Правила поведения при ЧС природного и техногенного характера.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

4

3

Подготовить опорный конспект по теме:

Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.

2

4

Подготовить опорный конспект по теме:

Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.

2

Тема 2.2 Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях

Содержание учебного материала:

21

1

Понятие о выживании и автономном существовании.

2

2

Основные правила и действия для выживания.

2

3

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

2

4

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

2

5

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

11

5

Подготовить сообщение (на выбор) по теме:

Правила и безопасность дорожного движения.

Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

3

6

Подготовить сообщение (на выбор) по теме:

Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации.

Основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму.

3

7

Подготовить сообщение по теме:

Терроризм как основная социальная опасность современности.

2

8

Подготовить сообщение (на выбор) по темам:

Компьютерные игры и их влияние на подростка.

Опасности современных молодежных хобби. Модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби.

3

Тема 2.3 Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время

Содержание учебного материала:

10

1

Гражданская оборона.

2

2

Система оповещения населения на территории РФ.

2

3

Ядерное оружие. Химическое оружие.

2

4

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные обычные средства поражения.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

2

9

Подготовить опорный конспект по теме: «Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций».

2

Тема 2.4 Основные мероприятия РСЧС и Гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время

Содержание учебного материала:

8

1

Инженерная защита.

2

2

Организация аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

2

1

Правила пользования средствами индивидуальной защиты.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

10

Подготовить сообщение (на выбор) по темам:

Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

2

2 семестр – 36 ч., из них: теоретическое обучение – 32 ч. практические занятия – 4 ч.

Раздел 3 Основы медицинских знаний


19

Тема 3.1 Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Содержание учебного материала:

17

1

Общие правила оказания первой помощи. Ранения. Кровотечениях.

2

2

Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, таза.

2

3

Первая помощь при сотрясении и ушибах головного мозга.

2

4

Первая помощь при переломах. Травматический токсикоз.

2

5

Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

4

2

Правила наложения повязок.

Первая помощь при наружных кровотечениях.

2

3

Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

3

11

Подготовить опорный конспект по теме:

Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.

1

12

Подготовить опорные конспекты по темам:

Последствия воздействия высоких температур на организм человека.

Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.

2

Тема 3.2 Основные инфекционные болезни

Содержание учебного материала:

2

1

Инфекционные заболевания. Иммунитет.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

-

Раздел 4 Основы обороны государства и воинская обязанность


27

Тема 4.1 Вооруженные силы российской Федерации-защитники нашего Отечества

Содержание учебного материала:

8

1

История создания ВС РФ. Военные Реформы ВС РФ.

2

2

Функции и задачи ВС РФ в системе национальной безопасности.

2

3

Виды и рода ВС РФ.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

2

13

Подготовить сообщение по теме:

Основные положения проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.

2

Тема 4.2 Воинская обязанность

Содержание учебного материала:

15

1

Основные понятия о воинской обязанности.

2

2

Воинский учет.

2

3

Призыв на военную службу.

2

4

Воинская дисциплина и ответственность.

2

5

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

5

14

Подготовить сообщение по теме:

Важность международного сотрудничества в области поддержания стабильности и мира. Участие России в урегулировании конфликтов.

3

15

Подготовить презентацию по теме:

Особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях.

2

Тема 4. 3 Боевые традиции Вооруженных сил России

Содержание учебного материала:

4

1

Боевые традиции ВС РФ. Ритуалы ВС РФ.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

2

16

Подготовить презентацию (на выбор) по темам:

Города воинской славы Российской Федерации.

Дни воинской славы России.

2

Дифференцированный зачет

2

Всего:

105

7 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Здоровье и здоровый образ жизни

Различение основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по со­хранению биосферы и ее защите. Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни.

Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факто­ров, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выяв­ление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планиро­ванию режима труда и отдыха.

Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоро­вье человека.

Моделирование социальных последствий пристрастия к нарко­тикам.

Моделирование ситуаций по организации безопасности дорож­ного движения.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера

Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения.

Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС. Характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС)

Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС). Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности.

Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях

Первоочередные действия потерпевших бедствие. Понятие о выживании и автономном существовании. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.

Моделирование ситуаций для выживания в условиях вынужденного автономного существования.

Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Понятие о преступле­нии.

Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время

Объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Основные мероприятия РСЧС и Гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время

Объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств защиты населения от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений; основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Объяснение правил проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказывается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни. Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотечений, идентификация основных признаков теплового удара.

Основные инфекционные болезни

Освоение основных понятий об основных инфекционных болезней, их классификации и профилактике. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний.

ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Вооруженные силы российской Федерации-защитники нашего Отечества

Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России. Анализ основных этапов проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинская обязанность

Формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Характеристика распределения времени и повседневного порядка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий прохождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Анализ качеств личности военнослужащего как защитника Отечества.

Характеристика требований воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение основ строевой подготовки.

Боевые традиции Вооруженных сил России

Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объяснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и символах воинской чести.



8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности студентов.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по основам безопасности жизнедеятельности, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» входят:

  • тренажер для отработки навыков оказания сердечно-легочной реанимации - робот-тренажер «Максим-III»;

  • средства индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);

  • образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки;

  • образцы средств пожаротушения (СП);

  • макет автомата Калашникова;

  • пневматическая винтовка;

  • обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;

  • комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебные пособия, обеспечивающие освоение учебного материала по основам безопасности жизнедеятельности, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования.


9 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Для студентов

  1. Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для среднего профессионального образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. – 336 с.

Нормативно-правовые документы

  1. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. – 1994. - № 32 (Ч. 1). - Ст. 3301.

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

  3. Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

  5. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.

  6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3030.

  7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.

  8. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.

Для преподавателей

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413».

  3. Примерная программа общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г.).

  4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  5. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних учебных заведений / Э.А. Арустамов. – Изд. 2-е, стер. – М.: Академия, 2010. - 176 с.

  6. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов. –10 кл. – 5-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. - 362 с.

  7. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – 11 кл. – 5-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. - 238 с.

  8. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. – М.: Просвещение, 2002. - 185 с.

  9. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. – М.: Просвещение, 2002. - 172 с.

  10. Смирнов, А.Т. Основы военной службы: учеб. пособие / А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Дрофа, 2003, - 238 с.

  11. Смирнов, А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для 10–11 классов / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2002. - 256 с.

Интернет-ресурсы

  1. Академик. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dic.academic.ru.

  2. Военная литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.militera.lib.ru.

  3. Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.globalteka.ru/index.html.

  4. Государственные символы России. История и реальность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.simvolika.rsl.ru.

  5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.window.edu.ru.

  6. Музей Военно-Воздушных Сил [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.monino.ru.

  7. Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pobediteli.ru

  8. Российский образовательный портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.school.edu.ru/default.asp.

  9. Сайт МВД РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mvd.ru.

  10. Сайт Минобороны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mil.ru.

  11. Сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mchs.gov.ru.

  12. Сайт ФСБ РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fsb.ru.

  13. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.booksgid.com (Воо Gid.).

  14. Электронно-библиотечная система IPRbooks [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru.

10 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Номер изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка

подписи

Дата

Дата

введения

изменения

замененных

новых

аннулированных





































































































Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 30.08.2017, 10:10

Стр. 28 из 28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!