•
министерство образования и науки пермского края
Государственное БЮДЖЕТНОЕ профессиональное образовательное учреждение "ЧУСОВСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 13 Экология
для специальности
13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКООГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
2017 г.
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель ЦК Зам. директора по УР
____________________________ __________________________
«_____»_______________2017г. «____»______________2017г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»
Разработчик: Журавлева Нэлля Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум», первой категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 9 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 15 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 16 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
−−готовность к продолжению образования: повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания:
−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
−− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя доступные для этого источники информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;
−− применение основных методов познания (описания, наблюдения) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек – общество – природа»;
−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть вышеперечисленными умениями и знаниями как элементами компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» способствует формированию у студентов универсальных учебных действий (в соответствии с Программой развития УУД ГБПОУ «ЧИТ»):
Код УУД1 | Характеристика универсальных учебных действий |
Личностные: |
УУД. 01. | Готовность к жизненному и личностному самоопределению |
УУД. 02. | Знание моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях |
УУД. 03. | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
УУД. 04. | Построение жизненных планов во временной перспективе, позволяющее установить связь учебной деятельности с целями и задачами планируемой профессиональной карьеры |
Регулятивные: |
УУД. 05. | Целеполагание как постановка учебных и познавательных задач |
УУД. 06. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
УУД. 07. | Составление плана и последовательности действий |
УУД. 08. | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
УУД. 09. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
УУД. 10. | Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
УУД. 11. | Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий |
Познавательные: |
УУД. 12. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, гипотез и их проверка |
УУД. 13. | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, обработка, хранение, защита и использование информации |
УУД. 14. | Замещение, создание и преобразование модели, использование модели для решения задач |
УУД. 15. | Умение структурировать знания |
УУД. 16. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
УУД. 17. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
УУД. 18. | Познавательная и личностная рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
УУД. 19. | Смысловое чтение на основе осознания цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации |
УУД. 20. | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей |
УУД. 21. | Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации |
УУД. 22. | Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста |
УУД. 23. | Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.) |
УУД. 24. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
УУД. 25. | Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов |
УУД. 26. | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов |
УУД. 27. | Подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений |
УУД. 28. | Выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство |
УУД. 29. | Исследования проблемной области с выделением цели как образа потребного будущего, стратегии и тактики ее достижения |
УУД. 30. | Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Коммуникативные: |
УУД. 31. | Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
УУД. 32. | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
УУД. 33. | Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
УУД. 34. | Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
УУД. 35. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
УУД. 36. | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
обязательных аудиторных практических работ 4 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебников, конспектом лекций, заполнение таблиц, письменные ответы на вопросы, собственные наблюдения, подготовка сообщений и презентаций, поиск информации в сети Интернет, выполнение индивидуальных заданий, подготовка материала для исследовательской деятельности) | 18 |
Итоговая аттестация по текущим оценкам |
2. 2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
2 | Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. История развития экологии. Роль экологии в формировании современной картины мира и практической деятельности людей. Значение экологии в освоении специальности |
Раздел 1. Экология как научная дисциплина | 8 | |
Тема 1.1. Общая экология | Содержание учебного материала | | 2 |
2 | Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. | 2 |
Тема 1.2. Социальная экология | Содержание учебного материала: | | 3 |
2 | Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии | 4 |
2 | Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «Загрязнение среды». Практическая работа «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности (город, поселок)» |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по материалам прессы о демографии Чусовского района и города Чусовой или сообщение (презентация) по теме: «Природные ресурсы, используемые человеком» | 2 |
Тема 1.3 Прикладная экология | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений по теме: «Экологические проблемы региона, города» | 2 |
Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность. | 12 | |
Тема 2.1. Среда обитания человека | Содержание учебного материала: | | 3 |
2 | Контрольная работа по темам раздела: «Экология как научная дисциплина» Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда | 4 |
2 | Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль качества воздуха, воды, продуктов питания. |
Самостоятельные работы обучающихся: Сообщение по теме: «Экологические требования к компонентам окружающей человека среды» | 2 |
Тема 2.2 Городская среда | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Городская квартира требования к ее экологической безопасности. Практическая работа: «Описание жилища человека как искусственной экосистемы» | 6 |
2 | Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. |
2 | Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые при строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль качества строительства. |
Самостоятельные работы обучающихся: Подготовка сообщения или реферата на одну из тем: «Проблемы промышленных и бытовых отходов в городе Чусовой», «Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов» | 2 |
Тема 2. 3. Сельская среда | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Особенности среды обитания человека в сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. | 2 |
Самостоятельные работы обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Причины возникновения экологических проблем в сельской местности» | 2 |
Раздел 3. Концепция устойчивого развития. | 6 | |
Тема 3. 1.Возникновение концепции устойчивого развития. | Содержание учебного материала: | | 3 |
2 | Контрольная работа по темам раздела «Среда обитания человека и экологическая безопасность» Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Переход к модели «Устойчивость и развитие» | 2 |
Тема3.2. «Устойчивость и развитие» | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие» Практическое занятие: Решение экологических задач на устойчивость и развитие. | 4 |
2 | Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития. |
Самостоятельные работы обучающихся: Подготовка реферата или сообщения по теме: «Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала » | 2 |
Тема 4. Охрана природы. | 8 | |
Тема 4. 1. Природоохранная деятельность. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
2 | Контрольная работа по темам раздела «Концепция устойчивого развития» Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. |
2 | Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. |
Самостоятельные работы обучающихся: Презентация по теме: «Особо охраняемые природные территории» | 1 |
Тема 4. 2. Природные ресурсы и их охрана. | Содержание учебного материала: | | 3 |
2 | Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны Практическое занятие: Сравнительное описание естественных природных экосистем и агроэкосистемы. | 4 |
2 | Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биоценозов). |
Самостоятельные работы обучающихся: Подготовка сообщения или презентации по теме: «Возможности управления экологическими системами примере лесных биоценозов» | 2 |
| ВСЕГО: | 54 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Введение | Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании научной картины мира и практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении специальности среднего образования. |
1. Экология как научная дисциплина |
Общая экология. | Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере. |
Социальная экология | Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выявлять основные черты среды, окружающей человека. |
Прикладная экология | Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения воздействия на окружающую среду. |
2. Среда обитания человека и экологическая безопасность |
Среда обитания человека | Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу. Знание основных экологических требований, к компонентам окружающей человека среды |
Городская среда | Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека. Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилищ и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города. |
Сельская среда | Значение основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности. |
3. Концепция устойчивого развития |
Возникновение концепции устойчивого развития | Знание основных концепций устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие» |
Устойчивость и развитие | Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие» Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде. |
4. Окружающая среда |
Природоохранная деятельность | Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. |
Природные ресурсы и их охрана | Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране. |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- Наглядные пособия: комплекты учебных таблиц, плакатов, динамические пособия,
иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи, и микропрепараты
биологических объектов;
- Информационно-коммуникативные средства;
- Экранно-звуковые пособия.
3.2. Информационное обеспечение:
Основные источники:
1. Валова В. Д. Экология. – М:, 2012
2. Константинов В.М., Челидзе Б, Ю. Экологические основы природопользования. –М: Издательский центр «Академия», 2014
3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень) 10-11кл. – М: «Просвещение», 2014
4. Чернова Н. М., Галушин В.М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень) 10-11кл. – М: «Просвещение», 2014
5.Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. -М.: «Агадема», 2013.
Дополнительные источники: 1.Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. – М:, 2013
2. Основы экологического мониторинга. – Краснодар, 2012
3.Пивоваров Ю. П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека6 учебник для студ. Учреждений сред. Прф. Образования. – М:, 2013
Интернет-ресурсы:
1.www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов)
2. www.ecoсulure.ru (Сайт экологического просвещения)
3.www. ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения дисциплины «Экология» | |
сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек – общество – природа»; | Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос |
сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; | Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос. Тематический контроль: проведение практической работы. |
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; | Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос. Тематический контроль: сообщения по теме. |
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; | Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос Тематический контроль: проведение практической работы. |
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; | Тематический контроль: проведение практической работы. Рубежный контроль: проверка и оценка докладов, рефератов, презентаций. |
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. | Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос. |
Разработчики:
преподаватель | _________________________ | ___________________ |
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) |
1