СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" (по отраслям) 54 часа (36 аудиторных + 18 внеаудиторных самостоятельных работ)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»»

министерство образования и науки пермского края

Государственное БЮДЖЕТНОЕ профессиональное образовательное учреждение "ЧУСОВСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД 13 Экология

для специальности

13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКООГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)



















2017 г.


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Председатель ЦК Зам. директора по УР
____________________________ __________________________

«_____»_______________2017г. «____»______________2017г.



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).



Организация-разработчик: ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»

Разработчик: Журавлева Нэлля Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум», первой категории




СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. условия реализации учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16





1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

−−готовность к продолжению образования: повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания:

−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

−− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя доступные для этого источники информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;

−− применение основных методов познания (описания, наблюдения) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек – общество – природа»;

−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть вышеперечисленными умениями и знаниями как элементами компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» способствует формированию у студентов универсальных учебных действий (в соответствии с Программой развития УУД ГБПОУ «ЧИТ»):

Код УУД1

Характеристика универсальных учебных действий

Личностные:

УУД. 01.

Готовность к жизненному и личностному самоопределению

УУД. 02.

Знание моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях

УУД. 03.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

УУД. 04.

Построение жизненных планов во временной перспективе, позволяющее установить связь учебной деятельности с целями и задачами планируемой профессиональной карьеры

Регулятивные:

УУД. 05.

Целеполагание как постановка учебных и познавательных задач

УУД. 06.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

УУД. 07.

Составление плана и последовательности действий

УУД. 08.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

УУД. 09.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

УУД. 10.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

УУД. 11.

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий

Познавательные:

УУД. 12.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, гипотез и их проверка

УУД. 13.

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, обработка, хранение, защита и использование информации

УУД. 14.

Замещение, создание и преобразование модели, использование модели для решения задач

УУД. 15.

Умение структурировать знания

УУД. 16.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

УУД. 17.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

УУД. 18.

Познавательная и личностная рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

УУД. 19.

Смысловое чтение на основе осознания цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации

УУД. 20.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

УУД. 21.

Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

УУД. 22.

Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста

УУД. 23.

Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

УУД. 24.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

УУД. 25.

Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов

УУД. 26.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

УУД. 27.

Подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

УУД. 28.

Выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство

УУД. 29.

Исследования проблемной области с выделением цели как образа потребного будущего, стратегии и тактики ее достижения

УУД. 30.

Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

УУД. 31.

Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

УУД. 32.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

УУД. 33.

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

УУД. 34.

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

УУД. 35.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

УУД. 36.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

  • обязательных аудиторных практических работ 4 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебников, конспектом лекций, заполнение таблиц, письменные ответы на вопросы, собственные наблюдения, подготовка сообщений и презентаций, поиск информации в сети Интернет, выполнение индивидуальных заданий, подготовка материала для исследовательской деятельности)

18

Итоговая аттестация по текущим оценкам






























2. 2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

2

1


2



Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. История развития экологии. Роль экологии в формировании современной картины мира и практической деятельности людей. Значение экологии в освоении специальности

Раздел 1. Экология как научная дисциплина

8


Тема 1.1. Общая экология

Содержание учебного материала




2

2

Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

2

Тема 1.2. Социальная экология

Содержание учебного материала:




3

2

Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии

4


2

Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «Загрязнение среды». Практическая работа «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности (город, поселок)»

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения по материалам прессы о демографии Чусовского района и города Чусовой или сообщение (презентация) по теме: «Природные ресурсы, используемые человеком»

2

Тема 1.3 Прикладная экология

Содержание учебного материала:





2


2

Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по теме: «Экологические проблемы региона, города»

2

Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность.

12


Тема 2.1. Среда обитания человека


Содержание учебного материала:




3

2

Контрольная работа по темам раздела: «Экология как научная дисциплина» Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда

4

2

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль качества воздуха, воды, продуктов питания.

Самостоятельные работы обучающихся:

Сообщение по теме: «Экологические требования к компонентам окружающей человека среды»


2

Тема 2.2 Городская среда













Содержание учебного материала:


2

2

Городская квартира требования к ее экологической безопасности.

Практическая работа: «Описание жилища человека как искусственной экосистемы»

6

2

Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.


2

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые при строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль качества строительства.

Самостоятельные работы обучающихся:

Подготовка сообщения или реферата на одну из тем: «Проблемы промышленных и бытовых отходов в городе Чусовой», «Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов»

2

Тема 2. 3. Сельская среда






Содержание учебного материала:


2


2

Особенности среды обитания человека в сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

2

Самостоятельные работы обучающихся:

Подготовка сообщения по теме: «Причины возникновения экологических проблем в сельской местности»

2

Раздел 3. Концепция устойчивого развития.

6


Тема 3. 1.Возникновение концепции устойчивого развития.




Содержание учебного материала:




3


2


Контрольная работа по темам раздела «Среда обитания человека и экологическая безопасность»

Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Переход к модели «Устойчивость и развитие»

2

Тема3.2. «Устойчивость и развитие»

Содержание учебного материала:


2


2

Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие» Практическое занятие: Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

4


2

Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития.

Самостоятельные работы обучающихся:

Подготовка реферата или сообщения по теме: «Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала »

2

Тема 4. Охрана природы.

8


Тема 4. 1. Природоохранная деятельность.

Содержание учебного материала:

4





2


2

Контрольная работа по темам раздела «Концепция устойчивого развития» Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

2

Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Самостоятельные работы обучающихся:

Презентация по теме: «Особо охраняемые природные территории»

1


Тема 4. 2. Природные ресурсы и их охрана.


Содержание учебного материала:






3







2

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны Практическое занятие: Сравнительное описание естественных природных экосистем и агроэкосистемы.

4


2

Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биоценозов).

Самостоятельные работы обучающихся:

Подготовка сообщения или презентации по теме: «Возможности управления экологическими системами примере лесных биоценозов»

2


ВСЕГО:

54


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся



Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Введение

Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании научной картины мира и практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении специальности среднего образования.

1. Экология как научная дисциплина

Общая экология.


Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере.

Социальная экология

Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выявлять основные черты среды, окружающей человека.

Прикладная экология

Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения воздействия на окружающую среду.

2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Среда обитания человека

Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу. Знание основных экологических требований, к компонентам окружающей человека среды

Городская среда

Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека. Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилищ и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города.

Сельская среда


Значение основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности.

3. Концепция устойчивого развития

Возникновение концепции устойчивого развития

Знание основных концепций устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»

Устойчивость и развитие

Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие» Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.

4. Окружающая среда

Природоохранная деятельность

Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.

Природные ресурсы и их охрана

Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.

















































3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- Наглядные пособия: комплекты учебных таблиц, плакатов, динамические пособия,

иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи, и микропрепараты

биологических объектов;

- Информационно-коммуникативные средства;

- Экранно-звуковые пособия.

3.2. Информационное обеспечение:

Основные источники:

1. Валова В. Д. Экология. – М:, 2012

2. Константинов В.М., Челидзе Б, Ю. Экологические основы природопользования. –М: Издательский центр «Академия», 2014

3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень) 10-11кл. – М: «Просвещение», 2014

4. Чернова Н. М., Галушин В.М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень) 10-11кл. – М: «Просвещение», 2014

5.Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. -М.: «Агадема», 2013.


Дополнительные источники:

1.Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. – М:, 2013

2. Основы экологического мониторинга. – Краснодар, 2012

3.Пивоваров Ю. П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека6 учебник для студ. Учреждений сред. Прф. Образования. – М:, 2013


Интернет-ресурсы:

1.www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов)

2. www.ecoсulure.ru (Сайт экологического просвещения)

3.www. ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)



















4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения дисциплины «Экология»





сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек – общество – природа»;

Текущий контроль:

устный фронтальный и индивидуальный опрос


сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

Текущий контроль:

устный фронтальный и индивидуальный опрос.

Тематический контроль:

проведение практической работы.

владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

Текущий контроль:

устный фронтальный и индивидуальный опрос.

Тематический контроль:

сообщения по теме.

владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

Текущий контроль:

устный фронтальный и индивидуальный опрос

Тематический контроль:

проведение практической работы.

сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

Тематический контроль:

проведение практической работы.

Рубежный контроль:

проверка и оценка докладов, рефератов, презентаций.

сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.


Текущий контроль:

устный фронтальный и индивидуальный опрос.






Разработчики:

преподаватель

_________________________

___________________

(занимаемая должность)

(подпись)

(инициалы, фамилия)



1