СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
Условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Экономика отрасли
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) (базовая подготовка, очная форма обучения), входящей в состав укрупненной группы специальностей 15.00.00 Машиностроение, разработана на основе рекомендаций социального партнера ООО «Мегахолод».
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина входит в профессиональный учебный цикл
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
– рассчитывать заработную плату персонала.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– особенности рыночной экономики, маркетинговой и предпринимательской деятельности;
– принципы, формы и методы организации и планирования производственного и технологического процессов;
– материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования.
В результате освоения учебной дисциплины у студентов будут формироваться следующие компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Участие в планировании работы структурного подразделения для реализации производственной деятельности. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 88 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов; самостоятельной работы обучающегося – 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 88 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: практические занятия контрольные работы дифференцированный зачет | 30 1 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). | 10 |
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к защите. | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.11 Экономика отрасли
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Отрасль в условиях рынка. Тема 1.1. Рыночная экономика: основы, принципы, функционирование и структура | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Рыночная экономика: основы, принципы, функционирование и структура |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Составление перечня основных принципов рыночной экономики. |
Тема 1.2. Роль и значение отрасли в условиях рынка Тема 1.3. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы отрасли | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Роль и значение отрасли в условиях рынка. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы отрасли. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Составление классификации материально-технических ресурсов. |
Раздел 2. Предприятие в условиях рынка. Тема 2.1. Предпринимательство –основной вид деятельности в рыночной экономике. Тема 2.2. Предприятие как хозяйствующий субъект. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Предпринимательство – основной вид деятельности в рыночной экономике. Предприятие как хозяйствующий субъект. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Составление перечня видов деятельности в рыночной экономике. |
Тема 2.3. Общая и производственная структура предприятия. Тема 2.4. Инфраструктура предприятия. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Общая и производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Составление перечня типов производственной структуры предприятия. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.5. Планирование деятельности предприятия. Производственная программа и производственная мощность предприятия. Тема 2.6.Маркетинговая деятельность предприятия. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Планирование деятельности предприятия. Производственная программа и производственная мощность предприятия. Маркетинговая деятельность предприятия. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Составление плана работы структурного подразделения. Проведение анализа маркетинговой деятельности предприятия. |
Раздел 3. Организация производственного процесса. Тема 3.1. Производственные и технологические процессы. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Производственные и технологические процессы. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Составление таблицы производственных и технологических процессов |
Тема 3.2. Техническая подготовка производства. Освоение производства нового изделия. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Техническая подготовка производства. Освоение производства нового изделия. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Составление перечня этапов освоения нового изделия. |
Раздел 4. Экономические ресурсы предприятия. Тема 4.1.Основной капитал и его роль в производстве. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Основной капитал и его роль в производстве. |
Практическое занятие | 4 | 3 |
Расчет показателей использования основных фондов. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, подготовка к защите практической работы. |
Тема 4.2. Оборотный капитал. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Оборотный капитал. |
Практическое занятие | 4 | 3 |
Расчет показателей использования оборотных средств. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, подготовка к защите практической работы. |
Тема 4.3. Капитальные вложения и их эффективность. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Капитальные вложения и их эффективность. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Проведение анализа экономической эффективности капитальных вложений. |
Раздел 5. Кадры и оплата труда. Тема 5.1. Персонал предприятия и производительность труда. Тема 5.2. Оплата труда. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Персонал предприятия и производительность труда. Оплата труда. |
Практическое занятие | 4 4 | 3 |
1. Расчет показателей производительности труда. 2. Расчет заработной платы работников разных категорий. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 4 |
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, подготовка к защите практических работ. |
Раздел 6. Издержки, цена, прибыль, рентабельность – основные показатели деятельности предприятия. Тема 6.1. Издержки производства. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Издержки производства. Контрольная работа. |
Практическое занятие | 4 | 3 |
Составление калькуляции и сметы затрат |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, подготовка к защите практической работы. Подготовка к контрольной работе. |
Тема 6.2. Цена и ценообразование. Тема 6.3. Прибыль и рентабельность. Тема 6.4. Финансы предприятия. | Содержание учебного занятия | 1 | 2 |
Цена и ценообразование. Прибыль и рентабельность. Финансы предприятия. |
Практическое занятие | 4 | 3 |
Расчет прибыли и рентабельности. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, подготовка к защите практической работы. |
Раздел 7. Оценка эффективности хозяйственной деятельности. Тема 7.1. Методика расчета основных технико-экономических показателей. | Содержание учебного занятия | 2 | 2 |
Методика расчета основных технико-экономических показателей. |
Практическое занятие | 6 | 3 |
Расчет основных технико-экономических показателей подразделения. |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, подготовка к защите практической работы. Подготовка к дифференцированному зачету. |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего | 88 | |
*Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Экономика отрасли».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
методические рекомендации по выполнению практических работ;
учебно-наглядные пособия: справочная и учебная литература.
Технические средства обучения:
персональный компьютер ПК Arutec Corp+Монитор 19//IG с лицензионным программным обеспечением Windows XP, Microsoft Office 2007 и мультимедиапроектор NEC Projector NP310GLCD, 200 im, ZGA,2000:1.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Драчева Е.Л., Юликова Л.И. Менеджмент. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
Дополнительные источники
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 280 с.
Загородников С.В. и др. Экономика отрасли. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
Кантора Е.Л., Маховикова Г.А. Экономика промышленного предприятия.
– М.: Академия, 2009. – 244 с.
Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.
Интернет-ресурсы
- Информационно – справочная система «Гарант» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru
Информационно – справочная система «Консультант Плюс»
[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. [Электронный ресурс] URL: http://www.aup.ru/books
Трудовой кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
Экономическая газета. [Электронный ресурс] URL: http://www.neg.by
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения и защиты практических работы, тестирования, наблюдения за учебной деятельностью обучающихся.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: Знать: особенности рыночной экономики, маркетинговой и предпринимательской деятельности; принципы, формы и методы организации и планирования производственного и технологического процессов; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования. | Оценка в ходе проведения и защиты практических работ. Анализ результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в группе. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов контрольной работы. Оценка результатов дифференцированного зачета. |
6