РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)
Кызыл – 2016
Рабочая программа учебной дисциплины«История»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 54.02.01 Дизайн (по отраслям), входящая в укрупненную группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский строительный техникум».
Разработчики:
Очур Алена Владимировна - преподаватель общественных дисциплин.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании МС
Протокол№ ____
от «___»_________ 20__г.
Председатель _________ ________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 5 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 7 |
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной программой подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн, входящая в укрупненную группу 5.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовки кадров. Опыт работы не требуется.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «История» принадлежит к циклуобщих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитиемировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональныхтрадиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явленийи процессов современного мира, определять собственную позицию поотношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний Об ИСТОРИИ человечества,формирование целостного представления о месте и роли России вовсемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные в России и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионнымпроблемам прошлого и современности.
Целью курса является развитие способности учащихся к пониманиюисторической логики общественных процессов, специфики возникновения иразвития различных мировоззренческих, социальных систем. Обеспечениевозможности критического восприятия учащимися окружающей социальнойреальности, определение собственной позиции по отношению к различнымявлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственныхдействий в тех или иных ситуациях.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | |
Практические занятия | 16 |
Контрольные работы | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
В том числе: | |
индивидуальное задание | 10 |
внеаудиторной самостоятельной работы | 14 |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Народы и древнейшие государства на территории России | | 9 | |
Тема 1.1 Предистория народов России. | Содержание учебного материала: | 4 | 1,2 |
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Каменный век. Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 2 | |
Тема 1.2 Индоевропейцы. «Великое переселение народов». | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 | |
Раздел II. Русь в IX – начале XII вв. | | 18 | |
Тема 2.1 Начало Руси. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
Восточнославянские племена в VIII-IX вв. Славянская цивилизация. Зарождение признаков государственности. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 2 | |
Тема 2.2 Возникновение государственности у восточных славян. | Содержание учебного материала: Возникновение государственности у восточных славян. Особенности норманнской и антинорманской теории. Многонациональный характер государственности. | 2 | 2,3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 | |
Тема 2.3 Русь в X-XI вв. | Содержание учебного материала: Князья и дружина. Вечевые порядки. Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава Культура Древней Руси. | 4 | 2,3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 2 | |
Тема 2.4 Принятие христианства. | Содержание учебного материала: Правление Владимира Красное Солнышко. Оборона Руси от кочевников. -
| 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 | |
Раздел III. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. | | 11 | |
Тема 3.1 Политическая раздробленность на Руси. | Содержание учебного материала: Политическая раздробленность Руси. Удельный период. -
| 2 | 2,3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 | |
Тема 3.2 Причины распада Древнерусского государства. | Содержание учебного материала: Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Владимирское княжество. -
| 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 | |
Тема 3.3 Христианская культура и языческие традиции. | Содержание учебного материала: Культура Киевской Руси и русских княжеств удельного периода Русь удельная. Быт Киевской Руси. Архитектура Киевской Руси. | 4 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 | |
Раздел IV. Русь в XIII – XV вв. | | 30 | |
Тема 4.1 Образование Золотой Орды | Содержание учебного материала: Монголо-татарское нашествие на Русь. | 4 | 2,3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 | |
Тема 4.2 Монгольское завоевание и его влияние на историю Руси. | Содержание учебного материала: Образование Монгольского государства. «Яса» как кодекс новых социальных норм. Изменение политической карты. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 | |
Тема 4.3 Итоги и значение ордынского ига. | Содержание учебного материала: Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 2 |
Тема 4.4 Образование Великого княжества Литовского. | Содержание учебного материала: Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. -
| 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность. Философские теории личности (выбрать одну из них и объяснить ее суть, выразить свое отношение к ней). | 1 |
Тема 4.5 Восстановление экономики русских земель. | Содержание учебного материала: Роль церкви в консолидации русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. -
| 2 | 2 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 1 |
Тема 4.6 Москва как центр объединения русских земель. | Содержание учебного материала: Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. -
| 2 | 2 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы (по вопросам темы и главам учебных пособий, составленным преподавателем); - письменные ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 2 |
Тема 4.7 Политика московских князей. | Содержание учебного материала: Собирание Руси. Противостояние Орде. Куликовская битва. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 1 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся Презентация по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы. | 2 |
Тема 4.8 Русская культура и быт в 14-15 вв. | Содержание учебного материала: Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Формирование средневековой картины мира. Культурное и политическое наследие русских княжеств и отдельных земель. Роль православной церкви | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся Презентация по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы. | 2 |
Раздел № XV Россия в IХ-ХIV веках. | | 4 |
Тема 4.9 Россия в кон. 15 - XVI в. | Содержание учебного материала: Особенности процесса складывания централизованного государства в России и странах мира Свержение ордынского ига. Становление органов центральной власти. Роль церкви в государственном строительстве. | 1 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся Презентация по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internеt-ресурсов, дополнительной литературы. | 2 |
Дифференцированный зачет | 1 |
| ИТОГО: | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
Карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).
Технические средства обучения: система мультимедиа
Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.
Основные источники:
Для обучающихся:
1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История» - учебник для студентов СПО. М. «Академия», 2011 г.
2) Сахаров А.Н., Буганов В.И. « История России с древнейших времен до конца века» - 1-2 часть, академический учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. « Просвещение» 2007 г.
3) Загладин Н.В. «Всеобщая история» - учебник для 11 класса М «Русское слово» 2009 г.
Для преподавателей:
1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История» - учебник для студентов СПО. М. «Академия», 2011 г.
2) Сахаров А.Н., Буганов В.И. « История России с древнейших времен до конца века» - 1-2 часть, академический учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. « Просвещение» 2007 г.
3) Сахаров А.Н. « История России с древнейших времен до конца ХVI века» - 1 часть, учебник для 10 класса. М « Русское слово» 2007 г.
4) Сахаров А.Н., Боханов А.Н. « История России ХУП — Х1Х века» 2 часть
учебник для 10 класса М. « Русское слово» 2007 г.
5) Загладин Н.В. « Всемирная история с древнейших времен до конца Х1Х
века» - учебник для 10 класса М. «Русское слово» 2006 г.
6) Загладин Н.В., Симония Н.А. «История России и мира» учебник для 10 класса М « Русское слово» 2008 г.
7) Загладин Н.В. «Всеобщая история» - учебник для 11 класса М «Русское слово» 2009 г.
Дополнительная литература:
1) Хачатурян В.М. « История мировых цивилизаций» пособие для общеобразовательных учреждений 10 — 11 классы М. «Дрофа» 2005
2) Озерский В. « Правители России от Рюрика до Путина» - справочник. Краснодар, 2005 год.
3) А. Литвинов « История становится ближе» 1999 г.
4) Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах.
5) Волков К.В. Сборник основных дат и событий школьного курса отечественной и зарубежной истории с древнейших времен до начала ХХ1 века
6) История Отечества. Справочник школьника.
7) Алексеев Д.Ю. Краткий справочник дат по истории.
8) «Преподавание истории и обществознания в школе» - научно-методическое издание.
9) Журнал «Преподавание истории в школе» - издание для учителей истории и обществознания.
10) История. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. СПб.: регион, 2007. - 90с
11) Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. Пособие для поступающих в вузы История России с древнейших времен до конца ХХ века
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований, анализа материала.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: |
Знания основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите самостоятельных работ, выполнении домашних работ, тестирование. |
Знание периодизации всемирной и отечественной истории | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите самостоятельных работ, выполнении домашних работ, тестирование. |
Знание современных версий и трактовок важнейших проблем отечественной истории. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите самостоятельных работ, выполнении домашних работ, тестирование. |
Знание особенностей исторического пути России, ее роли в мировом сообществе. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите самостоятельных работ, выполнении домашних работ, тестирование. |
Знание основных исторических терминов и дат. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите самостоятельных работ, выполнении домашних работ, тестирование. |
Умения: |
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите самостоятельных работ, выполнении домашних работ, тестирование. |
Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите самостоятельных работ, выполнении домашних работ, тестирование. |
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите самостоятельных работ, выполнении домашних работ, тестирование. |
Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта ,реферата, рецензии. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите самостоятельных работ, выполнении домашних работ, тестирование. |
Дифференцированный зачет |