2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 071901 Библиотековедение
Рекомендована ………………………………………………………………………….
Заключение №____________ от «____»__________201 _ г.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «071901 Библиотековедение».
Рабочая программа учебной дисциплины «Компьютерное делопроизводство» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке.
«Компьютерное делопроизводство» - дисциплина, знакомящей с теорией и практикой документирования и документационного обслуживания деятельности библиотек, а также других учреждений, организаций и предприятий с помощью современных информационных технологий. Цель курса – показать взаимосвязь информации и документа; ознакомить с современными требованиями к созданию, оформлению и обработке документов, составляющими деятельность современной библиотеки, возникающими в процессе принятия и реализации управленческих решений; привить навыки проектирования документов. В соответствии с этой задачей рассматриваются некоторые теоретические проблемы делопроизводства, вопросы организации делопроизводственной службы и документооборота, правила оформления, регистрации и контроля исполнения документов, организации их хранения с точки зрения компьютеризации документационных процессов, так как внедрение компьютеров в делопроизводство создаёт новые возможности кардинально повысить производительность и качество управленческого труда. Данная программа рассматривает все этапы работы с документами, виды самих документов в деятельности организации. На практике показывается, как работать с документами на компьютере, прикладные программы пакета MS Office. Как создавать и редактировать документы в текстовом редакторе MS WORD, табличном редакторе MS EXCEL, использование MS ACCESS для создания баз данных и др. в соответствии с принятыми стандартами и правилами.
Учебная дисциплина «Компьютерное делопроизводство» относится к циклу дисциплин по профессиональному модулю «Организационно-управленческая деятельность».
- оценки эффективности управления персоналом.
- применять законы и нормативы по библиотечному делу в своей практической деятельности;
- использовать унификацию и стандартизацию делопроизводства.
- кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом;
- государственную систему документационного обеспечения.
самостоятельной работы обучающегося 21 час.
наименование разделов и тем | содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | объем часов | уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Документирование управленческой деятельности. | | 10 | |
Тема 1.1. Нормы и правила современного компьютерного делопроизводства | Содержание учебного материала | | |
1 | Введение. Нормы и правила современного компьютерного делопроизводства. Основы современного делопроизводства. Понятие делопроизводства. История. Документопотоки. Основные типы документов. Бумажные и электронные документы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Ознакомиться с основными положениями ГОСТ Р 6.30-2003 | 1 | 2 |
Тема 1.2. Нормативно-правовая база делопроизводства | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие о документационном обеспечении управления. Информационно-документационное обеспечение – главная обслуживающая функция управления. Характеристика документов, составляющих нормативно-методическую базу работы по организации и ведению делопроизводства: Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ). | 2 | 2 |
2 | ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ. Основные правила работы ведомственных архивов. Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. |
Самостоятельная работа обучающихся ознакомиться с основными положениями ГОСТ Р 6.30-2003 | 1 | 2 |
Тема 1.3. Документооборот и его организация. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие о документообороте. Порядок прохождения и исполнения исходящей документации с момента её создания. Порядок прохождения и исполнения входящей корреспонденции. Правила регистрации и индексирования документов. Работа исполнителей с документами. Порядок снятия и выдачи копий с документов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дидактические единицы: схема документооборота; журналы регистрации входящих и исходящих документов; | 1 | 2 |
Тема 1.4. Система документации. Классификация документов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие «система документации». Классификация систем документации. Отраслевые и ведомственные системы документации. Понятие «унифицированная система документации». Разработка унифицированных систем документации – новый этап в унификации и стандартизации документов. Характеристика унифицированных систем документации. | 2 | 2 |
2 | Классификация документов. Документы по видам деятельности: организационно-распорядительные, по финансово-расчётным операциям, по снабжению и сбыту. Организационно-распорядительные документы: организационные, распорядительные и информационно-справочные. Связь видов документов и функций управления. Зависимость формы документа от его вида. |
Самостоятельная работа обучающихся различать документы по видам деятельности Дидактические единицы: документы, различные по видам деятельности (приказ, инструкция, справка, письмо, протокол, план, отчёт и т.д.); | 1 | 2 |
Тема 1.5. Архивное хранение документов: номенклатура дел. | Содержание учебного материала | | |
1 | Систематизация документов. Основные требования к формированию документов в дело. Номенклатура дел. Хранение и передача дел в архив. Архив предприятия. Задачи архива. Понятие об экспертизе ценности документов. Экспертная комиссия. Цели создания экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии. Задачи экспертизы ценности документов. Этапы экспертизы ценности документов. | 2 | 2 |
2 | Критерии ценности документов: значимость учреждения или лица, которые создали документ; значимость содержания документов (критерий содержания); время и место образования документов; подлинность документов; юридическая сила документа; дублетность документов; поглощенность содержания; физическое состояние документа и др., их характеристика. Группы документов, получаемые в результате экспертизы ценности документов. Оформление дел, отобранных на архивное хранение. Составление описи дел. |
Самостоятельная работа обучающихся Составить проект номенклатуры дел библиотеки. Дидактические единицы: форма документа «Номенклатура дел предприятия»; | 1 | 2 |
Раздел 2. Требования к оформлению управленческих документов. | | 6 | |
| Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие о бланке документа. Виды бланков: бланк для писем, общий бланк, бланк конкретного вида документа. Угловое и продольное расположение реквизитов. Ограничительные отметки. Бланки с изображением государственного герба и герба субъектов федерации. Форматы бумаги, разрешённые к применению в делопроизводстве. Размеры полей, используемые в документах. Порядок адресования и датирования бланков. Отличие отечественного и международного стилей. | 2 | 2 |
2 | Требования к оформлению обязательных реквизитов документов. Основные реквизиты документов: значение каждого из состава реквизитов документов по отдельности. Требования к оформлению дополнительных реквизитов документов. Печати, их назначение. Виды печатей и штампов. Порядок проставления печати на документах. Утверждение документов. Состав грифа утверждения, порядок его оформления, место в формуляре документа. Согласование документа. Порядок и виды согласования. Визы и гриф согласования, их оформление, место в формуляре документа. Приложения к тексту и порядок их оформления. Оформление таблиц, схем, анкет, диаграмм, графиков. |
Самостоятельная работа обучающихся оформить реквизиты «гриф согласования», «гриф утверждения». Дидактические единицы: бумага формата А3, А4, А5; образец бланка для писем; образец общего бланка; образец бланка конкретного вида документа. | 1 | 2 |
Тема 2.2. Оформление организационно-правовой документации. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие об организационно-правовых документах. Устав предприятия. Основные разделы текста устава. Реквизиты формуляра устава. Должностная инструкция. Основные разделы текста должностной инструкции. Содержание инструкции. Положение. Индивидуальные и типовые положения. Основные разделы текста положения. Формуляр-образец положения. Штатное расписание. Этапы составления и оформления штатного расписания. Структура и штатная численность как организационный документ. Правила внутреннего трудового распорядка – организационный документ, отражающий вопросы организации работы предприятия. Правила его составления и оформления. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформить проект документа «Структура и штатная численность». | 1 | 3 |
Тема 2.3. Внутренние информационно-справочные документы и документы управления. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие об информационно-справочных документах. Виды информационно-справочных документов. Акт. Текст акта. Составляющие части текста: вводная и констатирующая. Подписание акта. Формуляр акта. Протокол. Составляющие текста протокола: вводная и основа части. Правила оформления протокола. Дата протокола. Формуляр протокола. Докладная записка. Классификация докладных записок: по содержанию и адресованию. Инициативные докладные записки. Информационные докладные записки. Составляющие текста докладной записки. Формуляр внутренней докладной записки. Объяснительная записка. Справка. Составляющие текста справки. Дата справки. Использование унифицированных трафаретных бланков. Формуляр справки. Телеграмма. Телефонограмма. Требования к телефонограмме. Письмо. Функции письма. Виды деловых писем. Формуляр письма. Требования к тексту письма. Факс. Оформление факса. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить докладную записку. Отправить сообщение по факсу. | 1 | 3 |
Тема 2.4. Документы по личному составу. | Содержание учебного материала | | |
1 | Документы по личному составу. Приказ – основной распорядительный документ. Виды деятельности, регламентируемые приказами. Текст приказа. 2 составляющие текста приказа: констатирующая и распорядительная. Правила оформления данного документа. Приказы по личному составу. Распоряжение. Указание. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся подготовить проекты приказов по личному составу: о назначении на должность, переводе и увольнении. | 1 | 3 |
Тема 2.5. Правовая и законодательная охрана документов. Эргономика и оптимальные условия труда за компьютером. | Содержание учебного материала | | |
1 | Правовая и законодательная охрана документов. Вопрос о соблюдении и контроле подлинности документов. Главные атрибуты законной юридической силы документов: наличие даты, подписи, соответствующей печати, грифа утверждения (в предусмотренных законодательством случаях) и нотариального заверения (когда документы утверждаются нормативными и правовыми актами). Официальные государственные документы: паспорт, водительские права, дипломы, различные удостоверения. Типы документов, для которых обязателен юридический атрибут (печать, подпись, штамп и т.п.). | 1 | 2 |
2 | Эргономика и оптимальные условия труда за компьютером. Организация рабочего места секретаря. Обеспечение оптимальных условий труда. Санитарные и гигиенические нормы. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад на тему: «Правовая и законодательная охрана документов». | 1 | 3 |
Раздел 3. Системы автоматизации делопроизводства | | 26 | |
Тема 3.1. Прикладные программы пакета MS Office. Создание стандартных документов средствами MS WORD. Практическая работа №1. Создание бланков документов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Прикладные программы пакета MS Office. Создание стандартных документов средствами MS WORD. Практическая работа №1. Создание бланков документов. Виды бланков. Форматирование бланков с помощью ПК. Установка параметров страницы, полей. Выбор шрифта и его размера. | | 2 |
Практические занятия Практическая работа №1. «Создание бланков документов». | 4 | 2 |
Контрольные работы по теме: 1.Создание бланков документов. 2. Составление и оформление распорядительных документов. | 7 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Дидактические единицы: | 1 | 2 |
Тема 3.2. Прикладные программы пакета MS Office Практическая работа №2 . Составление и оформление распорядительных документов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Прикладные программы пакета MS Office Практическая работа №2 . Составление и оформление распорядительных документов. Состав и расположение реквизитов приказа на бланке. Интервалы, положения табуляции. | | 2 |
Практические занятия Практическая работа №2. «Составление и оформление распорядительных документов». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дидактические единицы: | 1 | 2 |
Тема 3.3. Прикладные программы пакета MS Office Практическая работа №3. Создание шаблона – формы Т-1 | Содержание учебного материала | | |
| Прикладные программы пакета MS Office. Практическая работа №3. Создание шаблона – формы Т-1 Создание таблица со «сложной» шапкой. Способы создания таблиц. Сохранение документа как шаблона. | | 3 |
Практические занятия Практическая работа №3. Создание шаблона – формы Т-1 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дидактические единицы: | 1 | 2 |
Тема 3.4. Прикладные программы пакета MS Office Практическая работа №3. Создание шаблона – формы Т-1 | Содержание учебного материала | | |
1 | Создание документов средствами MS EXCEL Практическая работа №4. Создание кадровых документов средствами MS EXCEL. Запуск MS EXCEL. Объединение листов в группу. Ввод заголовков таблицы. Ввод и форматирование текста. Создание границ таблицы. Способы ввода расчётных формул. Разгруппирование листов. Сохранение документа как шаблона. Заполнение документа. | | 3 |
Практические занятия Практическая работа №4. Создание кадровых документов средствами MS EXCEL. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дидактические единицы: | 1 | 2 |
Тема 3.5. Создание документов средствами MS EXCEL Практическая работа № 5. Анализ данных. | Содержание учебного материала | | |
1 | Создание документов средствами MS EXCEL Практическая работа № 5. Анализ данных. Добавление таблицы в шаблон табеля. Построение графиков и диаграмм. Использование Мастера диаграмм. Редактирование диаграмм. Ввод новых данных в диаграмму. Печать документа в MS EXCEL. | | 3 |
Практические занятия Практическая работа № 5. Анализ данных | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дидактические единицы: | 1 | 2 |
Тема 3.6. Использование MS ACCESS для создания баз данных. Практическая работа №6. Проектирование базы данных для кадровой службы. | Содержание учебного материала | | |
1 | Использование MS ACCESS для создания баз данных. Практическая работа №6. Проектирование базы данных для кадровой службы. Запуск MS ACCESS и начало работы. Создание новой базы данных. Создание таблицы в режиме конструктора. Типы данных. Создание экранной формы для ввода данных. | | 3 |
Практические занятия Практическая работа №6. Проектирование базы данных для кадровой службы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дидактические единицы: | 1 | 2 |
Тема 3.7. Использование MS ACCESS для создания баз данных. Практическая работа № 7. Работа с таблицей в режиме таблицы | Содержание учебного материала | | |
1 | Использование MS ACCESS для создания баз данных. Практическая работа № 7. Работа с таблицей в режиме таблицы Добавление нового поля в таблицу. Сортировка записей. Поиск и замена записи. Фильтрация записей. Применение функции «расширенный фильтр». Печать таблиц в MS ACCESS. | | 3 |
Практические занятия Практическая работа № 7. Работа с таблицей в режиме таблицы | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся добавить новое поле в таблицу; провести поиск и замену записи; отфильтровать записи по определённому признаку; распечатать таблицу в MS ACCESS. Дидактические единицы: | 1 | 2 |
Тема 3.8. Использование MS ACCESS для создания баз данных. Практическая работа №8. Создание связанных таблиц | Содержание учебного материала | | |
1 | Использование MS ACCESS для создания баз данных. Практическая работа №8. Создание связанных таблиц. Создание макета остальных таблиц базы данных. Типы связей. Создание подстановок. Схема данных. | | 3 |
Практические занятия Практическая работа №8. Создание связанных таблиц. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дидактические единицы: | 1 | 2 |
Тема 3.9. Использование MS ACCESS для создания баз данных. Практическая работа №9. Работа со связанными таблицами. | Содержание учебного материала | | |
1 | Использование MS ACCESS для создания баз данных. Практическая работа №9. Работа со связанными таблицами. Создание связей типа объединения. Вод данных в связанные таблицы. | | 3 |
Практические занятия Практическая работа №9. Работа со связанными таблицами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дидактические единицы: | 1 | 2 |
Тема 3.10. Использование MS ACCESS для создания баз данных. Практическая работа №10. Создание запросов | Содержание учебного материала | | |
1 | Использование MS ACCESS для создания баз данных. Практическая работа №10. Создание запросов Проектирование простого запроса. Проектирование запроса на выборку с условием отбора. Правила записи элементов и выражений. Проектирование запроса с параметром. | | 3 |
Практические занятия Практическая работа №10. Создание запросов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дидактические единицы: | 1 | 2 |
Тема 3.11. Личное и групповое планирование деятельности с помощью MS OUTLOOK. Практическая работа №11. Текущее планирование Организация хранения и поиска документов в электронной форме. | Содержание учебного материала | | |
1 | Личное и групповое планирование деятельности с помощью MS OUTLOOK. Практическая работа №11. Текущее планирование Организация хранения и поиска документов в электронной форме. Работа с папкой Календарь. Компоненты Календаря. Область просмотра. Параметры календаря. Элементы расписания. Создание встречи. Создание события. Создание собрания. Поиск запланированного дела. Удаление мероприятия в календаре. Печать календаря. Организация хранения и поиска документов в электронной форме. | | 2 |
2 | Система имён файлов. Расширенное имя. Система папок (каталогов). Ревизия содержимого папок. Создание резервных копий и архивирование файлов. Создание архива. Восстановление архива. Использование программы WINZIP. Защита от несанкционированного доступа. Средства организации поиска документов. |
3 | Комплексные многофункциональные системы. Система автоматизации делопроизводства «Дело». Работа с блоком Секретарь программы Дело. Программа Дело. Блок Секретарь. Работа с программой. Работа с электронной почтой (E-MAIL). Отправление исходящих документов по электронной почте. |
Практические занятия Практическая работа №11. Текущее планирование | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся создать встречу, событие, собрание; удалить мероприятие в календаре. Дидактические единицы: Методические указания по выполнению практической работы | 1 | 2 |
Зачет | 8 | |
Всего: | 42 | |
лаборатории…………………………………………………..…...
Оборудование учебного кабинета: компьютеры.
Программное обеспечение.
Технические средства обучения: компьютер, принтер, факс.
Прикладные программы пакета MS Office.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: наличие компьютерной техники.
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Завершается изучение данного курса зачетом.
- дело, сформированное из документов, разработанных по указанию преподавателя в процессе изучения курса;
- методические указание практической работы.