Автор: Одноблюдова Александра Михайловна – преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Инженерная и компьютерная графика разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 453.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Инженерная и компьютерная графика предназначена для изучения правил выполнения и оформления чертежей при подготовке специалистов среднего звена по профессии 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины на базе среднего общего образования.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Инженерная и компьютерная графика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Инженерная и компьютерная графика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 453.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Инженерная и компьютерная графика изучается в профессиональном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Результатом освоения программы является овладение студентами учебной дисциплины ОП.01 Инженерная и компьютерная графика, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
асов, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 76 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Инженерная и компьютерная графика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Время на изучение темы | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Геометрическое черчение | | | 1 |
Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей | Практические работы | | 5 | |
1 | Введение. Правила оформления чертежей. Форматы чертежей ГОСТ2.301-68. Масштабы. | 1 | 2 |
2 | Линии чертежа ГОСТ2.303-68. Основные надписи. | 1 | 2 |
3 | Нанесение размеров и предельных отклонений. Условные обозначения. | 1 | 2 |
4 | Сведения о стандартных шрифтах, конструкциях букв и цифр. | 1 | 2 |
5 | Правила выполнения надписей на чертежах | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | | 2 | |
Оформление рамки чертежа ф.А4 с основным штампом |
Тема 1.2 Шрифт чертежный | Практические работы: | | 2 | |
6 | Шрифт чертежный | 1 | 2 |
7 | Оформление основной надписи. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | | 2 | |
1. Оформление титульного листа |
Тема 1.3 Геометрическое черчение | Практические работы: | | 11 | |
8 | Деление окружности на равные части. | 1 | 2 |
9 | Сопряжение окружности и прямой. | 1 | 2 |
10 | Типы сопряжений: внутреннее, внешнее и смешанное. | 1 | 2 |
11 | Построение внутреннего сопряжения. | 1 | 2 |
12 | Построение внешнего сопряжения. | 1 | 2 |
13 | Циркульные кривые (овалы). | 1 | 2 |
14 | Построение овала. | 1 | 2 |
15 | Лекальные кривые. Построение эллипса. | 1 | 2 |
16 | Построение вписанного правильного пятиугольника. | 1 | 2 |
17 | Вычерчивание комплексных чертежей плоских многоугольников. | 1 | 2 |
18 | Вычерчивание комплексных чертежей плоских многоугольников. | 1 | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | | 4 | |
Создание комплексного чертежа плоских многоугольников |
Раздел 2. Техническое черчение | | | |
Тема 2.1. Категории изображений | Практические работы: | | 12 | |
19 | Виды. Расположение видов на чертеже. | 1 | 2 |
20 | Виды. Расположение видов на чертеже. | 1 | 2 |
21 | Разрезы. Правила выполнения разрезов на чертежах. | 1 | 2 |
22 | Разрезы. Правила выполнения разрезов на чертежах. | 1 | 2 |
23 | Сечения. Графическое обозначение материалов в сечениях и правила их нанесения на чертежах. | 1 | 2 |
24 | Сечения. Графическое обозначение материалов в сечениях и правила их нанесения на чертежах. | 1 | 2 |
25 | Выполнение чертежа модели с применением простых разрезов и сечений. | 1 | 2 |
26 | Выполнение чертежа модели с применением простых разрезов и сечений. | 1 | 2 |
27 | Выполнение рабочего чертежа детали | 1 | 2 |
28 | Выполнение рабочего чертежа детали | 1 | 2 |
29 | Выполнение эскиза детали. | 1 | 2 |
30 | Выполнение эскиза детали. | 1 | 2 |
Тема 2.2. Сборочные чертежи | Практические работы: | | 13 | |
31 | Чтение сборочных чертежей. | 1 | 2 |
32 | Порядок чтения сборочного чертежа. | 1 | 2 |
33 | Условности и упрощения на сборочных чертежах. | 1 | 2 |
34 | Деталирование. Этапы деталирования. | 1 | 2 |
35 | Деталирование. Этапы деталирования. | 1 | 2 |
36 | Заполнение спецификации. | 1 | 2 |
37 | Заполнение спецификации. | 1 | 2 |
38 | Выполнение сборочного чертежа. | 1 | 2 |
39 | Выполнение сборочного чертежа. | 1 | 2 |
40 | Выполнение сборочного чертежа. | 1 | 2 |
41 | Выполнение сборочного чертежа. | 1 | 2 |
42 | Выполнение сборочного чертежа. | 1 | 2 |
43 | Выполнение сборочного чертежа. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | | 12 | |
Выполнение сборочного чертежа. |
Раздел 3. Основы компьютерного проектирования | | | |
Тема 3.1. Интерфейс программы Компас 3D | Практические работы: | | 10 | |
44 | Знакомство с Компас-График. Настройка интерфейса программы. Создание чертежа. | 1 | 2 |
45 | Первоначальная настройка программы КОМПАС-3D. Разбор панелей редактирования и полные пояснения по ним. | 1 | 2 |
46 | Типы линий, способы их начертания. Редактирование объектов. | 1 | 2 |
47 | Проставление размеров на чертеже. Редактирование текстового поля в размерах и проставление различных символов. Настройка размерных стилей. | 1 | 2 |
48 | Панель "Обозначения". Ввод текста, создание таблицы, проставление шероховатости, выноски и допуски в Компас 3D. | 1 | 2 |
49 | Интерфейс КОМПАС-3D в режиме трехмерного моделирования. | 1 | 2 |
50 | Компактная панель управления, в режиме трехмерного моделирования. Кнопки переключатели, основные команды моделирования объектов. | 1 | 2 |
51 | Создание пользовательских панелей инструментов в системе Компас 3D. Тонкая настройка системы под необходимые задачи. | 1 | 2 |
52 | Создание объектов на чертеже. | 1 | 2 |
53 | Создание объектов на чертеже. | 1 | 2 |
Тема 3. 2. Двухмерное черчение. Выполнение чертежей. | Практические работы: | | 23 | |
54 | Начало работы в Компас 3D. Создание листа и правильное заполнение основной надписи. | 1 | 2 |
55 | Создание собственной "Основной надписи", в которой автоматически будут заполняться необходимые нам графы: фамилии, номер группы, название учебного заведения и многое другое. | 1 | 2 |
56 | Способы построения отрезков, при которых можно задать длину, угол наклона и толщину линии отрезка. | 1 | 2 |
57 | Построение окружностей. С произвольным или фиксированным радиусом. Задание центра окружности по координатам. | 1 | 2 |
58 | Построение дуг. Дуги с различными радиусами и длинами. | 1 | 2 |
59 | Построение эллипсов на чертеже. | 1 | 2 |
60 | Сдвиг и поворот объектов на чертеже. | 1 | 2 |
61 | Масштабирование и симметрия на чертеже. | 1 | 2 |
62 | Копирование графических объектов. Копирование по кривой линии, копирование по кругу. | 1 | 2 |
63 | Усечение кривых. | 1 | 2 |
64 | Проставление размеров на чертеже. Линейные и диаметральные размеры. | 1 | 2 |
65 | Построение ассоциативного чертежа. Разрезы и сечения готовой 3D модели на проекционных чертежах. | 1 | 2 |
66 | Создание выносных элементов на сборочных чертежах. | 1 | 2 |
67 | Чертеж вала. Вспомогательная геометрия на примере чертежа вала. | 1 | 2 |
68 | Чертеж вала. Вспомогательная геометрия на примере чертежа вала. | 1 | 2 |
69 | Чертеж вала. Вычерчивание контуров и создание сечений. | 1 | 2 |
70 | Чертеж вала. Проставление шероховатости, допусков и размеров. | 1 | 2 |
71 | Создание объектов в Компас 3D. | 1 | 2 |
72 | Создание схем в Компас 3D | 1 | 2 |
73 | Создание схем в Компас 3D | 1 | 2 |
74 | Создание схем в Компас 3D | 1 | 2 |
75 | Создание схем в Компас 3D | 1 | 2 |
76 | Создание схем в Компас 3D | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | | 18 | |
Создание чертежа детали. Создание технологической схемы. |
| | ВСЕГО: | 114 | |
3. Условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины Инженерная и компьютерная графика
3.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины ОП.01 Инженерная и компьютерная графика
Освоение программы учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности реализуется в учебном кабинете Инженерная и компьютерная графика, совмещенном с кабинетом информатики, в котором обеспечен свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН № 178-02), и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
- шкаф для литературы.
3.2. Информационное обеспечение учебной дисциплины ОП.01 Инженерная и компьютерная графика
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей | знание правил оформления чертежей; знание правил нанесения размеров и предельных отклонений, условных обозначений на чертеже; знание стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД); уметь оформлять рамку чертежа с основным штампом. | Формы контроля обучения: устный опрос; домашние задания; практические задания. Формы оценки результативности обучения: накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: отбирать и оценивать факты, процессы, явления; выполнять условия задания; делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; работать в парах и представлять, как свою, так и общую позицию. Методы оценки результатов обучения: |
Тема 1.2 Шрифт чертежный | |
Тема 1.3 Геометрическое черчение | уметь производить деление окружности на равные части; выполнять сопряжение окружности и прямой, внутренние и внешние сопряжения; выполнять построение овала и лекальных кривых; выполнять чертежи плоских многоугольников. |
Тема 2.1. Категории изображений | знать правила оформления видов, сечений, разрезов на чертежах; выполнять чертежи деталей с применением разрезов и сечений; выполнять эскизы деталей; |
Тема 2.2. Сборочные чертежи | |
Тема 3.1. Интерфейс программы Компас 3D | |
Тема 3. 2. Двухмерное черчение. Выполнение чертежей. | создавать лист, заполнять основную надпись; производить построение отрезков; производить построение окружностей, дуг, эллипсов; проставлять размеры на чертеже; создавать схемы в программе Компас 3D |
Результаты обучения (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - аргументированность и полнота обоснования социальной значимости будущей специальности; - демонстрация общей и профессиональной культуры; - активность участия во внеурочных мероприятиях; - демонстрация способности к творчеству; | Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы; критериальная оценка. Анализ результатов выполнения творческой и самостоятельной внеаудиторной работы, участия в проведении внеурочных мероприятий; критериальная оценка. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | - рациональность планирования и организации учебной и профессиональной деятельности; - выполнение практических работ, самостоятельной работы студента в соответствии с требованиями программы; - своевременность сдачи заданий; - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов решения поставленных задач; - результативность поиска вариативных методов решения поставленных задач; | Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; критериальная оценка. Анализ результатов защиты проектной работы и выполнения практических заданий; критериальная оценка. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | - оперативность и результативность поиска необходимой информации; - обоснованность выбора источников, включая электронные и Интернет-ресурсы, использования и преобразования информации из различных источников для решения поставленных задач профессионального и личностного характера; | Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы; накопительная оценка. Анализ результатов устных опросов и выполнения практических заданий; накопительная оценка. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - рациональность и широта использования программного обеспечения общего и специального назначения; - результативность и рациональность использования электронных и Интернет-ресурсов для подготовки и проведения внеурочных мероприятий; - актуальность и практическая значимость созданных информационных продуктов (проектов, постеров). | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; накопительная оценка. Анализ результатов устных опросов, защиты самостоятельной работы студента и творческих работ и выполнения практических заданий; накопительная оценка. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | - эффективность и конструктивность взаимодействия с другими студентами и преподавателями в ходе образовательного процесса; - выполнение возложенных обязанностей при работе в команде и/или группе; - адекватность принятия решений и ответственности за них в условиях коллективно-распределенной деятельности; - соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; - построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации; - регулирование эмоционального состояния различными способами в соответствии с ситуацией педагогического общения. | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; накопительная оценка. Анализ результатов устных опросов, работы студента в группах на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы студента, при подготовке к внеурочным мероприятиям; критериальная оценка. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; накопительная оценка. Анализ результатов устных опросов, работы студента в группах на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы студента, при подготовке к внеурочным мероприятиям; критериальная оценка. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; накопительная оценка. Анализ результатов устных опросов, работы студента в группах на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы студента, при подготовке к внеурочным мероприятиям; критериальная оценка. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; накопительная оценка. Анализ результатов устных опросов, работы студента в группах на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы студента, при подготовке к внеурочным мероприятиям; критериальная оценка. |