Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05. МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
для специальности среднего профессионального образования
19.02.10. Технология продукции общественного питания
г. Краснодар
2016 г.
Рассмотрена
цикловой методической УТВЕРЖДАЮ
комиссией СЭОГ ОД Директор ГБПОУ КК «КПТ»
Протокол № 1 от 31.08.2016 г. «___» _____________ 2016 г.
Председатель __________ И.В. Остапенко
____________ И.В. Караева
Рассмотрена
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2016 г.
Рабочая программа образовательной учебной дисциплины ОП. 05. МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования. Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413), ФГОС среднего профессионального образования по специальности 19.02.10. «Технология продукции общественного питания» Министерства образования и науки Российской Федерации № 384 от 22 апреля 2014 года, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации, регистрационный № 33234 от 23июля 2014 года и технического профиля профессионального образования, профессионального стандарта, стандарта WRS. Укрупненная группа 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский политехнический техникум».
Разработчик: Жеребко Татьяна Владимировна __________________
преподаватель ГБПОУ КК «КПТ» ( подпись)
Рецензенты: ________________________________________
(Ф.И.О.)
_________________________________________________
Квалификация по диплому ______________________________________
______________________________________
(подпись)
________________________________________
(Ф.И.О.)
_________________________________________________
Квалификация по диплому ______________________________________
______________________________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 |
3
1. паспорт РАБОЧеЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО, по направлению подготовки 19.02.10. «Технология продукции общественного питания»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки, а также профессиональной подготовке по профессиям рабочих в сфере обслуживания.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин..
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- приводить внесистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
знать:
- основные понятия метрологии;
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- формы подтверждения соответствия;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
В результате освоения учебной дисциплины техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
4
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
5
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 24 часов;
практических работ – 6 часов.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
Практические работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Итоговая аттестация в форм Экзамена |
7
Тематический план
учебной дисциплины ОП 05. Метрология и стандартизация
для специальности среднего профессионального образования
19.02.10. «Технология продукции общественного питания»
Наименование тем и разделов | Максимальная учебная нагрузка студента, час | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студента, час |
Всего | В т ч практич. занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Основы метрологии. | 28 | 18 | 2 | 10 |
Введение. Предмет, цели, задачи и структура дисциплины Тема 1.1. Общие сведения о метрологии. | 4 | 2 | --- | 2 |
Тема 1.2. Объекты и субъекты метрологии. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 1.3. Виды, методы и средства измерений. | 8 | 6 | --- | 2 |
Тема 1.4. Основы теории измерений. | 2 | 2 | --- | --- |
Тема 1.5. Государственная система обеспечения единства измерений. | 8 | 4 | --- | 4 |
Раздел 2. Основы стандартизации. | 26 | 18 | 2 | 8 |
Тема 2.1. Методологические основы стандартизации. | 6 | 4 | --- | 2 |
Тема 2.2. Средства стандартизации | 6 | 6 | 2 | --- |
Тема 2.3. Системы стандартизации. Техническое регулирование. | 6 | 4 | --- | 2 |
Тема 2.4. Международная и региональная стандартизация. | 8 | 4 | --- | 4 |
Раздел 3. Основы сертификации и подтверждение соответствия | 18 | 12 | 2 | 6 |
Тема 3.1. Общие сведения о сертификации. | 4 | 2 | --- | 2 |
Тема 3.2. Организация процессов сертификации. | 8 | 6 | 2 | 2 |
Тема 3.3. Сертификация услуг профессиональной деятельности. | 6 | 4 | --- | 2 |
Итого | 72 | 48 | 6 | 24 |
Экзамен | | 6 | | |
Литература
Основная:
1. 1. Радченко Л.А. Метрология, стандартизация и сертификация в общественном питании. М: «Дашков и К°», 2011 г.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП. 05. МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
для специальности среднего профессионального образования
19.02.10. Технология продукции общественного питания
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические задания,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы метрологии
28
Введение.
Тема 1.1.
Общие сведения
о метрологии
Содержание учебного материала
2
1
1. Введение. Предмет, цели, задачи и структура дисциплины. Ключевые понятия дисциплины: метрология, стандартизация, сертификация. Значение этих видов деятельности в народном хозяйстве. Межпредметные связи с другими учебными дисциплинами. 2. Основные понятия метрологии. Разделы метрологии: законодательная, теоретическая и практическая. Профессиональная значимость метрологии в различных отраслях народного хозяйства. 3. Краткая история метрологии. Исторические сведения о возникновении измерений, о некоторых названиях физических величин, о измерениях в Древней и Московской Руси, о метрологических реформах Петра 1, о метрологии в XIX – XX в.в. в Европе и России. 4. Цели и задачи метрологии. Цели и задачи, структурные элементы метрологии. Связи основных элементов измерений. Метрологическое обеспечение профессиональной деятельности |
Практическая работа не предусмотрена
---
Самостоятельная работа студентов |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Подготовить рефераты по истории метрологии |
2
Тема 1.2.
Объекты и субъекты метрологии
Содержание учебного материала
2
1
1. Объекты метрологии.
Величины физические и нефизические. Качественные и количественные характеристики измеряемых величин: размер и размерность. Значения измеряемых величин: истинные, действительные, фактические.
2. Терминология и единицы измерений величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
Единицы физических величин: основные, дополнительные, производные, внесистемные единицы, допускаемые к применению наравне с единицами СИ, единицы прошлых лет. Кратные и дольные единицы измерений. Международная система единиц физических величин (СИ), ее применение в России. Терминология и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
3. Субъекты метрологии.
Госстандарт России, Государственная метрологическая служба (ГМС), метрологические справочные службы (СМС). Цели, задачи, функции. Международные и региональные метрологические организации: Международная организация мер и весов (МОМВ). Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Международное бюро мер и весов (МБМВ). Международный комитет мер и весов (МКМВ), Международная организация стандартизации (ИСО). Цели, задачи, функции.
Практическая работа
2
Практическая работа №1 «Изучение единиц физических величин объектов метрологии» (Приведение внесистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ»)
Самостоятельная работа студентов:
2
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
- Записать неметрические единицы измерения Англии и США
- Записать таблицу перевода неметрических единиц измерений в Англии и США в единицы Международной системы СИ.
Тема 1.3.
Виды, методы и средства измерений.
Содержание учебного материала
6
1
1. Виды и методы измерений. Измерение - основа метрологической деятельности. Определение, классификация и характеристика. Виды измерений по способу получения информации, по характеру изменения измеряемой величины, по количеству измерительной информации. Методы измерений по способу получения значений, по приемам результатов измерений и в зависимости от средств измерений. 2. Средства измерений. Определение, классификация и характеристика средств измерений. Меры, приборы, преобразователи, устройства и системы, инструменты. Регистрация средств измерений в Государственном Реестре. 3. Эталоны. Определение, классификация и характеристика. Первичные, вторичные, рабочие эталоны. Схема передачи размера другим средствам измерений. Стандартные образцы. 4. Средства измерений по техническим устройствам. Характеристика средств измерений, применяемых в организациях общественного питания: весоизмерительная техника, контрольно-кассовые машины, приборы для измерения температуры и для определения плотности жидкостей. 5. Метрологические характеристики средств измерений. Определение, классификация и характеристика. Шкала измерений, цена деления, диапазон измерений, порог чувствительности, погрешность, класс точности и др. 6. Калибровка и поверка средств измерений. Поверочные схемы. Определение, классификация и характеристика. Основные понятия. Виды поверки. Отличие поверки от калибровки. Субъекты Российской службы калибровки. Поверочные клейма и свидетельства. |
Практическая работа не предусмотрена
---
Самостоятельная работа студентов: |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Подготовить сообщение «Весоизмерительная техника на предприятиях общественного питания». |
2
Тема 1.4.
Основы теории измерений.
Содержание учебного материала
2
1
1. Основной постулат метрологии.
Определение, основные понятия и характеристика. Правило «трёх сигм».
2. Факторы, влияющие на результаты измерений:
Классификация и характеристика факторов: объекты, субъекты, средства, методы, условия измерений.
3. Качество измерений:
Определение, и характеристика: точность, достоверность, правильность, сходимость, воспроизводимость.
Практическая работа не предусмотрена.
---
---
Самостоятельная работа студентов не предусмотрена.
---
---
Тема 1.5.
Государственная система обеспечения единства
измерений.
Содержание учебного материала
3
1
1. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).
Функции, цели и задачи. Правовая, техническая и организационная подсистемы ГСИ. Правовые основы обеспечения единства измерений. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»
Федеральные законы и организационно – методические документы. Государственная метрологическая служба (ГМС) и иные государственные службы обеспечения единства измерений.
2. Государственный метрологический надзор (ГМН) и контроль (ГМК).
Функции, цели и задачи, понятие, назначение, сферы распространения, характеристики видов. Знаки, применяемые, в метрологии.
3. Ответственность за нарушение метрологических правил.
Виды ответственности за нарушение метрологических правил. Права и обязанности Государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.
4. Сертификация средств измерений.
Основные понятия, объект, субъекты, процедура сертификации средств измерений.
Практическая работа не предусмотрена.
---
---
Самостоятельная работа студентов:
4
- Подготовить рефераты, презентацию по темам раздела 1 «Основы метрологии»
- Подготовиться к контрольной работе по темам раздела 1.
- Ответить на контрольные вопросы по темам раздела 1.
Контрольная работа 1
«Система обеспечения единства измерений»
1
Раздел 2. Основы стандартизации.
26
Тема 2.1.
Методологическиеосновы стандартизации
Содержание учебного материала
4
1
1. Задачи стандартизации, ее экономическая эффективность.
Методологические основы и задачи стандартизации. Основные понятия и определения, цели и функции.
2. Объекты стандартизации и их классификация.
Определение, классификация и характеристика: продукция, процессы, услуги.
3. Основные направления развития стандартизации.
Краткая история стандартизации. Основные сведения по истории стандартизации с древнейших времен и до наших дней. Правовые основы стандартизации. Законы РФ« О стандартизации» и « Техническом регулировании».
4. Органы и службы (субъекты) стандартизации Российской Федерации.
Основные понятия. Уровни субъектов стандартизации: международный, региональный, национальный: цели и характеристики деятельности. Технические комитеты по стандартизации.
5. Принципы стандартизации.
Определение, классификация и характеристика. Правовые принципы стандартизации в соответствии
с Федеральным Законом « О техническом регулировании». Научные принципы: эффективность,
динамичность, комплексность, перспективность и обязательность. Организационные принципы:
экономичность, совместимость, безопасность, взаимозаменяемость, охрана окружающей среды.
6. Методы стандартизации.
Определение, классификация и характеристика. Методы стандартизации: Систематизация, селекция,
симплификация, типизация, оптимизация, унификация, агрегатирование, параметрическая и
опережающая стандартизации.
Практическая работа не предусмотрена.
---
---
Самостоятельная работа студентов:
2
---
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Подготовить рефераты по истории стандартизации.
Тема 2.2.
Средства стандартизации.
Содержание учебного материала
4
1
1. Средства стандартизации. Нормативные документы (НД) в области стандартизации. Определение, классификация и характеристика видов НД: регламенты, технические регламенты, стандарты, общероссийские классификаторы (ОК ТЭСИ), технические условия. 2. Характеристика средств стандартизации. Цели, задачи, структура, виды и примеры технических регламентов РФ, Общероссийских классификаторов (ОК ТЭСИ), технических условий. 3. Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов. Определение, классификация и характеристика. Категории стандартов: международные, региональные, национальные, государственные, отраслевые, стандарты предприятий. Виды стандартов: основополагающие, стандарты на продукцию и услуги, на работы и на методы контроля. Соблюдать стандарты чистоты в зале питания. Применять регламенты, стандарты и нормативно- техническую документацию, используемые при обслуживании потребителей питания. Контроль выполнения регламентов и стандартов сотрудниками службы обслуживания организации питания 4. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов. Цели, задачи, объекты, субъекты, стадии разработки стандартов. Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; |
Практическая работа
2
Практическая работа № 2 «Изучение нормативных документов по стандартизации»
(Применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
Использование в профессиональной деятельности документацию систем качества)
Самостоятельная работа студентов не предусмотрена
Тема 2.3.
Системы стандартизации.
Техническое регулирование
Содержание учебного материала
4
1
1. Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ)
Определение, классификация и характеристика. Задачи Госстандарта РФ.
2. Межгосударственная система стандартизации (МГСС)
Основные понятия, цели, задачи, классификация, объекты, основные принципы, нормативные документы. Виды межгосударственных стандартов, их назначение и применение. Порядок разработки, принятия, внесений изменений и отмены межгосударственных стандартов
3. Межотраслевые системы стандартизации.
Определение, классификация и характеристика. Основные понятия, цели, задачи, объекты, основные принципы, нормативные документы. Виды межотраслевых стандартов, их назначение и применение.
4. Техническое регулирование.
Цели, задачи, объекты, субъекты, средства, принципы и методы, нормативно-правовая база
технического регулирования. Федеральный закон № 184 от 27.12.2002 г. « О техническом
регулировании». Структура технического регламента. Реформа технического регулирования в РФ.
5. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических
регламентов и государственных стандартов.
Правовые основы, задачи, объекты и организация Госнадзора. Правила проведения Госнадзора.
Права и обязанности государственных инспекторов. Ответственность за нарушение требований действующего законодательства в области стандартизации. Маркировка продукции знаком соответствия
государственным стандартам.
Практическая работа не предусмотрена
---
Самостоятельная работа студентов.
2
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
- Подготовить сообщение: «СанПиНы, ГОСТы, СНиПы – применяемые на предприятиях общественного питания»
Тема 2.4. Международная
и региональная стандартизация
Содержание учебного материала
3
1
1. Международная стандартизация.
Международные организации по стандартизации: ИСО, МЭК, МЭС. Правовой статус, цели.
Порядок разработки международных стандартов. Международные стандарты качества ИСО 9000,
ИСО 14000. Применение международных стандартов в экономике Российской Федерации.
2. Региональная организации по стандартизации.
Цели и задачи. Региональные организации по стандартизации: ЕС, СЕН, СЕНЭЛЕК, ЕОК, АСЕАН,
БРИКС. Органы по стандартизации зарубежных стран и стран СНГ.
3. Стандартизация и кодирование информации о товаре.
Штриховое кодирование продукции. История возникновения, принципы кодирования, коды стран.
Самостоятельная работа студентов.
4
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
- Подготовить рефераты, презентации по темам раздела 2 «Основы стандартизации».
- Подготовиться к контрольной работе по темам раздела 2.
- Ответить на контрольные вопросы по теме 2.
Контрольная работа 2
«Организация и технологии стандартизации».
1
Раздел 3. Основы сертификации
18
Тема 3.1.
Общие сведения о сертификации
Содержание учебного материала |
1. Основные понятия в области оценки и подтверждения соответствия. Основные определения и термины. Виды деятельности, знаки. Цели, задачи и принципы подтверждения соответствия. 2. История сертификации. Основные исторические сведения о зарождении и развитии сертификации в мире и в России. 3. Роль сертификации в повышении качества продукции. Система обеспечения качества продукции, процессов и услуг. Система менеджмента качества. Процессы жизненного цикла продукции. |
2
1
Практическая работа не предусмотрена
---
Самостоятельная работа студентов.
-.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
- Подготовить рефераты по истории сертификации.
2
Тема 3.2.
Организация процессов сертификации.
Содержание учебного материала
4
1
1. Формы подтверждения соответствия. (1)
Определения, характеристика, цели, задачи, объекты, субъекты, нормативные документы при обязательной и добровольной сертификации. Условия ввоза на территорию России продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
2. Декларирование соответствия. (2)
Понятие, схемы, объекты, субъекты. Форма, порядок регистрации и хранения деклараций.
Доказательство соответствия. Отличительные признаки двух форм обязательного подтверждения
соответствия, нормативные документы.
3. Субъекты (участники) сертификации. (3)
Участники обязательной и добровольной сертификации: международные, федеральные, центральные
и территориальные органы по аккредитации; органы управления контроля и регулирования, эксперты.
Заявители ( производители, заказчики ) в системе сертификации, их права и обязанности.
4. Средства сертификации. (3)
Категории и виды стандартов, другие нормативные документы для целей сертификации,
предъявляемые к ним требования.
5. Методы сертификации. (3)
Методы испытаний и методы указания соответствия. Сертификаты и знаки соответствия.
6. Правовые основы сертификации. (4)
Федеральный закон «О техническом регулировании», подзаконные акты и нормативная
база сертификации. Структурная схема информационного обеспечения сертификации.
7. Система сертификации ГОСТ Р. (4)
Правила проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Система
сертификации ГОСТ Р: законодательная база, структура, основополагающий принцип,
нормативные документы. Аккредитация органов по сертификации.
Практическая работа.
2
Практическая работа № 3 «Оформление технической документации в соответствии с действующей нормативной базой»
Самостоятельная работа студентов
2
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
- Составить доклады, рефераты, презентации, тесты или кроссворды по предложенным темам.
Тема 3.3.
Сертификация
услуг профессиональной деятельности
Содержание учебного материала. |
1. Схемы сертификации. Определение, классификация и характеристика. Рассмотрение заявки-декларации. 2. Особенности проведения сертификации однородного продовольственного сырья и пищевых продуктов. Группы, факторы, системы, законодательная база, схемы сертификации. Основные понятия в области контроля качества продукции и услуг, назначение, виды, подвиды, средства, методы, нормативно- правовая база проведения контроля качества продукции и услуг общественного питания, понятие, виды, критерии, показатели и методы идентификации; 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией. Организация и проведение государственного надзора и контроля по вопросам сертификации. Ответственность за нарушение требований стандартов и правил обязательной сертификации. Способы обнаружения фальсификации, ее последствия и меры предупреждения. 4. Сертификация услуг общественного питания. Система сертификации услуг и работ. Схемы сертификации услуг. Услуги предприятий общественного питания и их классификация. Требования к услугам общественного питания. Требования безопасности услуг. |
4
1
Практическая работа не предусмотрена
---
Самостоятельная работа студентов.
2
- Ответить на контрольные вопросы по темам раздела 3.
Всего:
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 16
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и сертификация».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- стулья;
- доска классная;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионно - программным обеспечением и мультимедиа проектор;
- экран проекционный;
- видеофильмы, презентации.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- Конституция Российской Федерации,
- Трудовой Кодекс РФ,
- Основополагающие стандарты,
- Стандарты на продукцию, процессы, услуги,
- Стандарты предприятий,
- Сертификаты на продукцию.
17
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Радченко Л.А. Метрология, стандартизация и сертификация в общественном питании. М: «Дашков и К°», 2010 г.
Дополнительные источники:
2. Крылова Т.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М: ЮНИТИ-ДАМА, 2010 г.
3. Краткий курс по стандартизации, метрологии и сертификации. М: Окей-книга, 2009 г.
4. Клевлеев В.М. Метрология, стандартизация и сертификация. М: Форум: ИНФРА-М, 2009 г.
5. Козлова А.В. Стандартизация в общественном питании. – М.: Мастерство, 2007г.
6. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М: Юрайт-издательство, 2011 г.
7. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. - М.: изд. Юрайт, 2009.
8. Николаева М.А. Основы стандартизации. - М.: ОЦИКРТ, 2004.
9. Николаева М.А. Основы метрологии. - М.: ОИКРТ, 2003.
10. Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия.- М.: ОЦПКРТ, 2004.
11. Радкевич А.М. Метрология, стандартизация и сертификация. М: Высшая лига, 2000
12. Сергеев А.Т. Метрология, стандартизация и сертификация. М: Логос, 2004 г.
13. Яблонский О.П. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. Ростов на Дону: Феникс, 2004 г.
14. Журналы «стандартизация и качество»
Нормативные источники:
15. Федеральные Законы и подзаконные акты.
15.1. «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184 ФЗ
15.2. «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93 г. №4871-1
15.3. «О защите прав потребителей» от 18.07.2011 г. № 242 ФЗ
15.4. ГОСТ Р 8.000-2000. Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения.
15.5. ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.
15.6. ГОСТ Р 1.5.-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. Государственная система стандартизации. – М: Госстандарт России, 1995г.
18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения | |
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; | Устный опрос, Практическое занятие Самостоятельная работа |
оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; | Устный опрос, Практическое занятие Самостоятельная работа |
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; | Практическое занятие Самостоятельная работа |
приводить внесистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; | Устный опрос, Тестовые задания Практическое занятие Самостоятельная работа |
знания | |
основные понятия метрологии; | Устный опрос, Тестовые задания Самостоятельная работа |
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; | Устный опрос, Тестовые задания Самостоятельная работа |
формы подтверждения соответствия; | Устный опрос, Тестовые задания Самостоятельная работа |
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; | Устный опрос, Самостоятельная работа |
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | Устный опрос, Тестовые задания Практическое занятие Самостоятельная работа |
19
Учет требований стандарта
ОП. 05. МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
для специальности среднего профессионального образования
19.02.10. Технология продукции общественного питания
Требования стандарта | Раздел, тема | № и тема занятия |
умения |
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; | Раздел 2. Основы стандартизации. Тема 2.3. Средства стандартизации | Практическая работа № 2 «Применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. Использование в профессиональной деятельности документации систем качества» |
- оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; | Раздел 3. Основы сертификации Тема 3.2. Организация процессов сертификации. | Практическая работа № 3 «Оформление технической документации в соответствии с действующей нормативной базой». |
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; | Раздел 2. Основы стандартизации. Тема 2.3. Средства стандартизации | Практическая работа № 3 «Применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. Использование в профессиональной деятельности документации систем качества» |
- приводить внесистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; | Раздел 1. Основы метрологии Тема 1.2. Объекты и субъекты метрологии | Практическая работа № 1. «Приведение внесистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; |
знания |
- основные понятия метрологии; | Раздел 1. Основы метрологии Введение. Тема 1.1. Общие сведения о метрологии. | 2. Основные понятия метрологии. |
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; | Раздел 2. Основы стандартизации. Тема 2.1. Методологические основы стандартизации | 1. Задачи стандартизации, ее экономическая эффективность; |
- формы подтверждения соответствия; | Раздел 3. Основы сертификации Тема 3.2. Организация процессов сертификации. | 1. Формы подтверждения соответствия; |
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; | Раздел 2. Основы стандартизации. Тема 2.3.Средства стандартизации. | 2. Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; |
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | Раздел 1. Основы метрологии Тема 1.2. Объекты и субъекты метрологии | 2. Терминология и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ |