Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП. 08. ОХРАНА ТРУДА
для специальности среднего профессионального образования:
23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
г. Краснодар
2016 г.
Рассмотрено Цикловой методической Комиссией СЭОГ ОД Протокол № 1 от 31. 08. 2016 г. Председатель ____________ Караева И.В. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ КК «КПТ» «____» ___________ 2016 г. __________ И.В. Остапенко |
Рассмотрено На заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08. 2016 г | |
Рабочая программа образовательной учебной дисциплины, ОП. 08. ОХРАНА ТРУДА предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413) и требований ФГОС среднего профессионального образования по специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 383 от 22.04. 2014г., регистрация Министерства юстиции Российской Федерации № 32878 от 27.06. 2014 г. Укрупненная группа 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский политехнический техникум»
Разработчик: Жеребко Татьяна Владимировна
преподаватель ГБПОУ КК «КПТ» ________________
( подпись)
Рецензенты: _________________________________________________
(Ф.И.О.)
Место работы, должность__________________________________________
Квалификация по диплому _________________________________________
_________________________________________
(подпись)
__________________________________________________
(Ф.И.О.)
Место работы, должность __________________________________________
Квалификация по диплому _________________________________________
__________________________________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17 |
3
1. паспорт РАБОЧеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08 ОХРАНА ТРУДА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО, по направлению подготовки 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки, а также профессиональной подготовке по профессиям рабочих в сфере обслуживания.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин..
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять методы и средства защиты труда от опасностей технических систем и технологических процессов;
- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику;
знать:
- воздействие негативных факторов на человека;
- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся актуализируется формирование общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся актуализируется формирование профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 66 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 22 часа;
практических работ – 8 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
лабораторные работы | --- |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | --- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 22 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | --- |
Итоговая аттестация: в форме Экзамена |
уметь:
- применять методы и средства защиты труда от опасностей технических систем и технологических процессов;
- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику;
знать:
- воздействие негативных факторов на человека;
6
Тематический план
учебной дисциплины ОП. 08. Охрана труда
для специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
группа 197 ТА, 198 ТА
Наименование тем и разделов | Максимальная учебная нагрузка студента, час | Количество аудиторных часов | Самосто-ятельная работа студента, час | |
Всего | В т ч практические занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда. | 12 | 8 | 2 | 4 |
Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 1.2. Организация работы по охране труда на предприятии. | 6 | 4 | --- | 2 |
Раздел 2. Опасные и вредные производственные факторы. | 12 | 8 | 2 | 4 |
Тема 2.1. Воздействие негативных факторов на человека. | 6 | 4 | --- | 2 |
Тема 2.2. Методы и средства защиты от опасностей. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности. | 40 | 26 | 4 | 14 |
Тема 3.1. Безопасные условия труда. | 6 | 4 | --- | 2 |
Тема 3.2. Микроклимат производственных помещений. | 4 | 2 | --- | 2 |
Тема 3.3. Предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. | 6 | 4 | --- | 2 |
Тема 3.4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 3.5. Обучение работников безопасности труда. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 3.6. Электробезопасность автотранспортных предприятий | 6 | 4 | --- | 2 |
Тема 3.7. Пожарная безопасность и пожарная профилактика | 6 | 4 | --- | 2 |
Раздел 4. Охрана окружающей среды от вредных воздействий автотранспорта | 2 | 2 | --- | --- |
Тема 4.1. Экологическая безопасность автотранспортных средств. . | 2 | 2 | --- | --- |
Всего | 66 | 44 | 8 | 22 |
Экзамен | | 6 | | |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП. 08. «ОХРАНА ТРУДА»
для специальности 23.02.03.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические задания, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда. | 12 | |
Тема 1.1 Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда. | Содержание учебного материала 1. Ведение. Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия в области охраны труда. (ст. 209 ТК РФ). Роль знаний по охране труда в профессиональной деятельности. Основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ). Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации. 2. Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Основополагающие документы по охране труда: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Система стандартов безопасности труда (ССБТ), Подзаконные нормативные документы. Межотраслевые нормы и правила по охране труда. Локальные документы по охране труда. | 2 | 2 | --- | | 2 | 1 |
Практическая работа 1 Изучение основополагающих правовых документов по вопросам охраны труда. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов. | 2 | |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Записать основные положения охраны труда женщин и несовершеннолетних. |
Тема 1.2. Организация работы по охране труда на предприятиях. . | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Законодательные требования охраны труда . Государственные нормативные требования охраны труда (ст. 211 ТК РФ). Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ). 2. Организация охраны труда. Государственное управление охраной труда (ст. 216 ТК РФ). Служба охраны труда в организации (ст. 217 ТК РФ). Комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ). 3. Обеспечение прав работников на охрану труда. Права и гарантии работников на труд в условиях , отвечающих требованиям охраны труда (ст. 219-220 ТК РФ). 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда. Управление безопасностью труда. Государственные органы надзора и контроля. Виды контроля условий и охраны труда. Трехступенчатый контроль на предприятии. Ответственность за нарушение требований охраны труда. |
Практическая работа не предусмотрена. | --- | |
Самостоятельная работа студентов. | 2 | |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Изучить темы по ТК РФ ст. 222 «Выдача молока и лечебно-профилактического питания», ст. 223 «Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников», ст. 224 «Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников». |
Раздел 2. Опасные и вредные производственные факторы. | 12 | |
Тема 2.1. Воздействие негативных факторов на человека. | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Классы условий труда. Соотношения опасных и вредных условий труда. Наиболее опасные и вредные работы на промышленных предприятиях. 2. Классификация опасных и вредных условий труда (ОВПФ), их виды и характеристика. Виды и характеристики ОВПФ: физические, химические, биологические, психофизиологические. 3. Воздействия негативных факторов в автотранспортных предприятиях на человека. Характеристика ОВПФ, встречающихся на автотранспортных предприятиях и их влияния на человека. 4. Предельно допустимая концентрация (ПДК) и предельно допустимый уровень (ПДУ) ОВПФ. Основные понятия. ПДК и ПДУ вредных веществ на АТП. Виды и характеристика. |
Самостоятельная работа студентов. | 2 | |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Составить таблицу примеров «ОВПФ на АТП» |
Тема 2.2. Методы и средства защиты от опасностей. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. Методы защиты от опасностей. Классификация методов защиты человека от ОВПФ. Механизация производственных процессов и дистанционное управление. Защита от источников тепловых излучений. 2. Средства индивидуальной и коллективной защиты от опасностей. Средства индивидуальной защиты и личной гигиены. Технические средства обеспечения безопасности. |
Практическая работа № 2 Изучение средств коллективной и индивидуальной защиты от опасностей на предприятиях автомобильного транспорта. (Уметь: применять методы и средства защиты труда от опасностей технических систем и технологических процессов) | 2 | |
Самостоятельная работа студентов. | 2 | |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Составить таблицу «Средства коллективной защиты от опасностей на АТП». - Подготовиться к контрольной работе. |
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности | 40 | |
Тема 3.1. Безопасные условия труда. | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Безопасные условия труда. Законодательные и нормативные положения об организации безопасных условий труда на автомобильном транспорте. 2. Требования к территории АТП. 3. Требования к производственным, административным, вспомогательным и санитарно-бытовым помещениям. 4. Требования техники безопасности при выполнении работ на АТП. |
Практическая работа не предусмотрена. | --- | |
Самостоятельная работа студентов. | 2 | |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Изучить «Положение о рабочем времени отдыха водителей автомобиля» |
Тема 3.2. Микроклимат производственных помещений. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. Метеорологические условия (микроклимат) производственных помещений. Факторы, влияющие на микроклимат производственных помещений. Оптимальные и допустимые параметры метеорологических условий. Меры обеспечения норм микроклимата. 2. Вентиляция и кондиционирование производственных помещений. Виды и характеристика вентиляции и кондиционирования производственных помещений. 3. Отопление производственных помещений. Виды и характеристика отопления производственных помещений. 4. Освещение производственных помещений. Характеристика производственного освещения. Виды ламп освещения. Правила, нормы и виды производственного освещения. |
Практическая работа не предусмотрена. | --- | |
Самостоятельная работа студентов. | 2 | |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Зарисовать схему естественной вентиляции. - Составить таблицу «Характеристика ламп освещения» |
Тема 3.3. Предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Виды и причины возникновения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Виды травм. 2. Предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях автомобильного транспорта. Коллективные и индивидуальные средства защиты. Знаки безопасности и сигнальные цвета. Наглядная агитация. 3. Специальная оценка условий труда (СОУТ) на рабочих местах. Нормативно-правовая база, правила и требования проведений СОУТ на предприятии. Основные понятия и характеристики |
Практическая работа не предусмотрена | --- | |
Самостоятельная работа студентов. | |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Подготовить рефераты на тему: «Оказание первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях» | 2 | |
Тема 3.4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Основные термины и определения. Критерии классификации несчастных случаев на производстве. Основные документы, регламентирующие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. 2. Методика расследования несчастных случаев на производстве. Первоочередные меры при несчастном случае. Состав и действия комиссии. Законодательная и нормативная база документов по расследованию несчастных случаев на производстве. Оформление актов и учет несчастных случаев. |
Практическая работа № 3. Изучение порядка проведения расследования несчастного случая. ( (Уметь: анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности) | 2 | |
Самостоятельная работа студентов. | 2 | |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Записать перечень основных групп мероприятий по предупреждению производственного травматизма. |
Тема 3.5. Обучение работников безопасности труда | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. Обучение работников безопасности труда. Виды обучения работников безопасности труда. Нормативные документы по обучению и проверке знаний требований охраны труда. 2. Виды инструктажей по безопасности труда: вводный, первичный, повторный, целевой, внеплановый, стажировка на рабочем месте. Регистрация инструктажей. Проверка знаний по охране труда на предприятии, организации, в учреждении. Виды, содержание и разработка инструкций по охране труда. |
Практическая работа № 4 Изучение правил проведения инструктажей по безопасности труда. (Уметь: обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности) | 2 | |
Самостоятельная работа студентов. | 2 | |
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - Изучить типовую инструкцию по охране труда для аккумуляторщика. |
Тема 3.6. Электробезопас- ность автотранспортных предприятий | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Действие электрического тока на организм человека. Причины и степень поражения электрическим током. Характер действие электротока на организм человека. Виды электротравм. 2. Способы и средства защиты от поражения электротоком. Классификация электроустановок и помещений по степени электробезопасности. Заземление, зануление, изоляция. 3. Мероприятия по обеспечению электробезопасности. Обучение мерам электробезопасности. Квалификационные группы по электробезопасности. 4. Защита от статического электричества. Характеристика статического электричества. Индивидуальные и коллективные средства защиты от статического электричества. |
Самостоятельная работа студентов: | 2 | |
- Подготовить рефераты, презентации, тесты, кроссворды на тему «Электробезопасность» |
Тема 3.7. Пожарная безопасность и пожарная профилактика. | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1.. Основы пожарной безопасности. Основные понятия, термины. Причины и виды пожаров. Статистика. 2. Причины возникновения пожаров на АТП Классификация помещений АТП по взрывопожарной и пожарной опасности. Строительные материалы и конструкции, характеристики их пожарной опасности. 3. Организация пожарной охраны и пожарной профилактики. Виды пожарной охраны. Задачи пожарной профилактики. Ответственные лица за пожарную безопасность. Пожарно–техническая комиссия. Эвакуация людей и транспорта при пожаре. 4. Первичные средства пожаротушения. Основные средства пожаротушения и их характеристика. Огнетушители. 5. Система автоматического пожаротушения и пожарная сигнализация. Основные виды и их технические характеристики. |
Самостоятельная работа студентов: | 2 | |
- Подготовить рефераты, презентации, тесты, кроссворды на тему «Пожарная безопасность» . |
Раздел 4. Охрана окружающей среды от вредных воздействий автотранспорта | 2 | |
Тема 4.1 Экологическая безопасность автотранспортных средств. | 1. Законодательство об охране окружающей среды. Документы в области охраны природы и окружающей среды. 2. Экобиозащита. Основные понятия, принципы и средства экобиозащиты. Использование экобиозащитной техники. 3.. Экологическая безопасность автотранспортных средств. Способы уменьшения загрязнения окружающей среды токсичными компонентами отработавших газов автомобилей. Методы контроля и нормы допустимой токсичности отработавших газов. Техника безопасности при диагностировании двигателя. Методы очистки и контроль качества сточных вод АТП. Снижение внешнего шума. | 2 | 1 |
Практическая работа не предусмотрена. | --- | |
Самостоятельная работа студентов не предусмотрена. | --- | |
| ВСЕГО | 66 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
13
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Безопасность жизнедеятельности и охрана труда».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- стулья;
- доска классная;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Приборы и устройства:
- респираторы,
- огнетушители,
- медицинские средства защиты,
Учебные наглядные пособия:
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине:
Оказание первой медицинской помощи;
Индивидуальные средства защиты;
Пожарная безопасность;
Уголок гражданской защиты;
Действия населения при авариях и катастрофах;
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по технике безопасности,
- журналы по ОТ и ТБ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор,
- программа АРМ «ОТ»;
- экран проекционный;
- видеофильмы (пожарная безопасность, сам себе спасатель, стихийные бедствия, электробезопасность, оказание первой помощи, населению о гражданской обороне и др.).
14
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Туревский И.С. . Охрана труда на автомобильном транспорте. – М.: ИД «ФОРУМ» :ИНФРА-М, 2009.
2. Конституция РФ.
3. Трудовой кодекс.
4. Гражданский кодекс РФ.
5. Федеральный закон от 17. 07.1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» СЗ РФ 1999г 29. Ст.3702.
6. Сборник актов .Трудовое законодательство. Сост. К.Н.Гусов. М.2010г.
7. Постановление правительства РФ от 2000г. «Об утверждении положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ».
8. Положение о Федеральной инспекции труда при министерстве труда РФ. СЗ РФ 2000г. 6. Ст. 760.
9. Комментарий к Трудовому кодексу РФ, под общей редакцией Ю.П. Орловского, М.,2002г.
Дополнительные источники:
10. В.А. Девисилов. Охрана труда. – М.: Форум-Инфра-М, 2009г.
11. Безопасность жизнедеятельности. Под общ. ред. С.В.Белова.-М.: Высшая школа, 2002г.
12. Безопасность жизнедеятельности. Под общ. ред. П.П.Кукина.-М.: Высшая школа, 2001г.
13. Система управления охраной труда на автомобильном транспорте.
14. Типовые инструкции по охране труда.
15. Нормы пожарной безопасности (НПБ).
16. Межотраслевые нормы и правила по охране труда.
17. ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации».
18. ГОСТ Р 12.0.006 -2007 «Общие требования к управлению охраной труда».
19. Законодательные акты.
20. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.1999г.№279.
15
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; | Устный опрос Тестовые задания Практическое занятие Самостоятельная работа |
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; | Устный опрос, Тестовые задания Практическое занятие Самостоятельная работа |
участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать условия труда и уровень травмобезопасности; | Устный опрос, Тестовые задания Самостоятельная работа |
проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; | Устный опрос, Тестовые задания Практическое занятие Самостоятельная работа |
разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда; | Самостоятельная работа |
вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда; | Самостоятельная работа Индивидуальные задания |
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения. | Тестовые задания Практическое занятие Самостоятельная работа |
Знания: | |
системы управления охраной труда в организации; | Самостоятельная работа |
|
законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; | Устный опрос, Тестовый контроль Практическое занятие |
обязанности работников в области охраны труда; | Тестовый контроль |
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; | Устный опрос, Тестовые задания Самостоятельная работа |
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); | Устный опрос Контрольная работа |
порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала); | Практическое занятие Тестовый контроль |
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты | Индивидуальные задания |
17
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу по учебной дисциплине ОП. 08. ОХРАНА ТРУДА для специальности среднего профессионального образования: 23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, выполненную преподавателем Жеребко Татьяной Владимировной.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 08. ОХРАНА ТРУДА,
разработана на основе основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04. 2014г. № 383 (зарегистрирован в Минюст России от
27.06. 2014 г. № 32878), укрупненная группа 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта.
В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по вопросам:
воздействия негативных факторов на человека;
правовых, нормативных и организационных основ охраны труда в организации.
применения методов и средств защиты труда от опасностей технических систем и технологических процессов;
обеспечения безопасных условий труда в профессиональной деятельности;
анализа травмоопасных и вредных факторов в профессиональной деятельности;
использования экобиозащитной техники.
В содержании дисциплины по темам приводятся номер и наименование в соответствии с тематическим планом; требования к знаниям, умениям студентов в соответствии с ФГОС СПО и пояснительной запиской.
В тематический план рабочей программы включены следующие разделы и темы:
Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда.
Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда.
Тема 1.2. Организация работы по охране труда на предприятиях.
Раздел 2. Опасные и вредные производственные факторы.
Тема 2.1. Воздействие негативных факторов на человека.
Тема 2.2. Методы и средства защиты от опасностей.
Раздел 3.Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности
Тема 3.1. Безопасные условия труда.
Тема 3.2. Микроклимат производственных помещений.
Тема 3.3. Предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний .
Тема 3.4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
Тема 3.5. Обучение работников безопасности труда
Тема 3.6. Электробезопасность автотранспортных предприятий
Тема 3.7. Пожарная безопасность и пожарная профилактика.
Раздел 4. Охрана окружающей среды от вредных воздействий автотранспорта
Тема 4.1. Экологическая безопасность автотранспортных средств.
Разделы и темы рабочей программы соответствуют структуре и содержанию примерной рабочей программы
Оценка соответствия тематики практических занятий требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы.
Практические работы:
Практическая работа 1
Изучение основополагающих правовых документов по вопросам охраны труда.
Практическая работа 2
Изучение средств индивидуальной и коллективной защиты от опасностей.
Практическая работа 3
Изучение порядка проведения расследования несчастного случая.
Практическая работа 4
Изучение правил проведения инструктажей по безопасности труда
Тематика практических работ соответствует требованиям подготовки выпускника по профессии и содержанию рабочей программы.
Содержание рабочей программы включает лекционные, практические занятия и самостоятельную работу обучающихся, согласно тематического плана.
В тексте рабочей программы правильно и грамотно использованы необходимые научные термины и понятия.
Язык и стиль изложения, терминология доступны для обучения квалифицированных рабочих и служащих по профессии Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Содержания рабочей программы соответствует современному уровню развития науки, техники и производства.
Оборудование учебного кабинета и технические средства обучения соответствуют современному уровню развития техники и технологии преподавания дисциплины
Заключение:
Рабочая программа по дисциплине ОП.08. Охрана труда, может быть использована для обеспечения основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Рецензент_______________________________________________________________
(Фамилия И.О.)
_________________________________________________________
(место работы)
_____________________________________________________________________
(должность, ученая степень)
____________________________
(личная подпись)
Дата ________________ М.П.