15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
При разработке программы в основу положен Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) (№ 344 от 18 апреля 2014 г.)
__________ И.А. Жгурова
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Учебная дисциплина является технической и направлена на формирование у обучающегося прикладных производственных знаний и умений в профессиональной деятельности с позиции технологии производства.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Основные задачи дисциплины. | 1 |
Раздел 1 | Механические передачи | 62 | |
Тема 1.1 Общие сведения о передачах | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Стандартизация и взаимозаменяемость деталей машин. | 1 |
2 | Критерии работоспособности деталей машин. | 1 |
3 | Механические передачи. | 1 |
Тема 1. 2 Фрикционные передачи и вариаторы | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Общие сведения о фрикционной передаче. | 2 | 1 |
2 | Геометрия и кинематика фрикционной передачи. | 1 |
3 | Расчётные формулы фрикционной передачи | 2 | 2 |
4 | Принцип работы вариаторов. | 1 |
Самостоятельная работа № 1. Сообщение на тему: «Параметры фрикционных передач». | 2 | |
Тема 1.3 Зубчатые передачи | Содержание учебного материала | 18 |
1 | Общие сведения о зубчатой передаче: назначение, классификация. | 2 | 1 |
2 | Свойства эвольвентного зацепления. | 2 | 1 |
3 | Цилиндрическая прямозубая передача: силы в зацеплении, геометрия и кинематика. | 2 | 1 |
4 | Цилиндрическая передача с косыми и шевронными зубьями: силы в зацеплении, геометрия и кинематика. | 2 | 1 |
5 | Материалы и конструкция зубчатых колёс. | 2 | 1 |
6 | Расчётные формулы цилиндрических зубчатых передач на прочность. | 2 | 2 |
7 | Конические зубчатые передачи: силы в зацеплении, геометрия и кинематика. | 4 | 2 |
8 | Передачи с зацеплением Новикова. | 2 | 2 |
Самостоятельные работы | 6 | |
Самостоятельная работа № 2.1. Сообщение на тему: «Расчёты параметров прямозубых зубчатых передач». | 2 |
Самостоятельная работа № 2.2. Сообщение на тему: «Расчёты параметров косозубых зубчатых передач». | 2 |
Самостоятельная работа № 2.3. Сообщение на тему: «Расчёты на прочность зубчатых передач». | 2 |
Тема 1.4 Передача винт-гайка | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Конструкция деталей передачи винт-гайка. | 2 | 1 |
2 | Силовые соотношения в передаче винт-гайка. | 1 |
3 | Расчёт передачи винт-гайка. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 3. Сообщение на тему: «Расчёт параметров ручного домкрата». | 2 | |
Тема 1.5 Червячные передачи | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Геометрия, кинематика и материалы деталей червячных передач. | 2 | 1 |
2 | Силовые соотношения в червячной передаче. | 2 | 1 |
3 | Расчётные формулы на прочность червячной передачи. | 2 | 2 |
2 курс 4 семестр – не предусмотрена | | |
Обязательная учебная нагрузка: Самостоятельная учебная нагрузка: Максимальная учебная нагрузка: | 34 10 44 |
Тема 1.6 Общие сведения о редукторах | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Классификация и параметры редукторов. | 4 | 1 |
2 | Общие сведения о механизмах. | 2 | 2 |
Самостоятельные работы | 2 | |
Самостоятельная работа № 4. Сообщение на тему: «Волновые передачи». | 1 |
Самостоятельная работа № 5. Сообщение на тему: «Классификация механизмов». | 1 |
Тема 1.7 Ременные передачи | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Геометрия, кинематика и детали ременной передачи. | 2 | 1 |
2 | Силы и напряжения, действующие в ремнях плоскоременной передачи. | 2 | 1 |
3 | Особенности расчёта клиноременнаой передачи. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 6. Доклад на тему: « Шкивы и натяжные устройства ременных передач». | 1 | |
Тема 1.8 Цепные передачи | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Детали цепной передачи. | 2 | 1 |
2 | Геометрия и кинематика цепной передачи. | 2 |
3 | Критерии работоспособности цепных передач. | 2 | 1 |
4 | Формулы для расчёта цепных передач. | 2 |
Раздел 2 | Соединения деталей | 8 | |
Тема 2.1 Неразъёмные соединения | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Клёпаные соединения деталей. | 2 | 1 |
2 | Сварные соединения деталей. | 1 |
3 | Прессовые соединения деталей. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 7. Сообщение на тему: «Паяные соединения деталей». | 1 | |
Тема 2.2 Разъёмные соединения | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Резьбовые соединения деталей. | | 1 |
2 | Шпоночные соединения деталей. | 1 |
3 | Шлицевые соединения деталей. | 1 |
Самостоятельная работа № 8. Сообщение на тему: «Виды штифтовых соединений». | 1 | |
Раздел 3 | Детали машин | 19 |
Тема 3.1 Валы и оси | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Назначение и материалы валов и осей. | | 1 |
2 | Конструктивные элементы валов и осей. | 1 |
3 | Расчётная схема вала. | 1 |
4 | Понятие о проектном и проверочном расчётах валов и осей. | 2 |
Самостоятельная работа № 9. Построение расчётной схемы вала. | 2 | |
Тема 3.2 Опоры валов и осей | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Классификация подшипников скольжения. | 2 | 1 |
2 | Виды расчётов подшипников скольжения. | 1 |
3 | Классификация и маркировка подшипников качения. | 2 | 1 |
4 | Подбор подшипников качения. | 2 |
5 | Конструкции подшипниковых узлов. | 2 | 2 |
Самостоятельные работы | 4 | |
Самостоятельная работа № 10. Подбор подшипников качения по диаметру вала. | 2 |
Самостоятельная работа № 11. Определение марки подшипника. | 2 |
Тема 3.3 Механические муфты | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Классификация и назначение механических муфт. | | 1 |
2 | Конструкции и подбор механических муфт. | 1 |
Самостоятельная работа № 12. Сообщение на тему: «Устройство и применение втулочно-пальцевой упругой муфты». | 1 | |
3 курс 5 семестр – зачет | |
Обязательная учебная нагрузка: Самостоятельная учебная нагрузка: Максимальная учебная нагрузка: | 34 12 46 |
Подготовка к курсовому проектированию | Содержание учебного материала | 16 |
1 | Формулы для расчёта цепной передачи. | 2 | 1 |
2 | Формулы для расчёта крепёжных резьбовых соединений. | 2 | 2 |
3 | Подбор подшипников качения по диаметру вала. | 2 | 2 |
4 | Кинематическая схема редуктора и подбор электродвигателя. | 2 | 2 |
5 | Расчётные формулы параметров зубчатых колёс и межосевого расстояния. | 2 | 2 |
6 | Расчётные формулы для определения сил и напряжений в зацеплении. | 2 | 2 |
7 | Формулы для расчёта диаметра и конструктивных размеров валов. | 2 | 1 |
8 | Формулы для расчёта открытой ременной передачи. | 2 | 1 |
Самостоятельные работы | 10 | |
Самостоятельная работа № 1. Домашнее задание. Кинематический расчёт по схеме редуктора и подбор двигателя. | 2 |
Самостоятельная работа № 2. Домашнее задание. Расчёт зубчатых колёс редуктора и определение межосевого расстояния зубчатого зацепления. | 2 |
Самостоятельная работа № 3. Домашнее задание. Силовой расчёт зубчатой передачи. | 2 |
Самостоятельная работа № 4. Домашнее задание. Предварительный расчёт вала. | 2 |
Самостоятельная работа № 5. Домашнее задание. Расчёт открытой передачи. | 2 |
Курсовое проектирование | Содержание учебного материала | 20 |
1 | Первый этап компоновки редуктора. | 2 | 2 |
2 | Проверка долговечности подшипников качения. | 2 | 2 |
3 | Второй этап компоновки редуктора. Разработка узла ведущего вала. | 2 | 2 |
4 | Второй этап компоновки редуктора. Разработка узла ведущего вала. | 2 | 2 |
5 | Проверка прочности шпоночного соединения. | 2 | 2 |
6 | Алгоритм проверки опасных сечений при уточнённом расчёте ведущего вала. | 2 | 2 |
7 | Алгоритм проверки опасных сечений при уточнённом расчёте ведомого вала. | 2 | 2 |
8 | Последовательность сборки узлов редуктора. | 2 | 2 |
9 | Составление рабочего чертежа вала. | 2 |
10 | Оформление пояснительной записки курсовой работы. | 2 | 2 |
Самостоятельные работы | 20 | |
Самостоятельная работа № 6. Домашнее задание. Эскиз первого этапа компоновки редуктора. | 4 |
Самостоятельная работа № 7. Домашнее задание. Расчёт и проверка долговечности подшипников качения. | 4 |
Самостоятельная работа № 8. Домашнее задание. Эскиз узлов ведущего и ведомого валов при втором этапе компоновки редуктора. | 4 |
Самостоятельная работа № 9. Домашнее задание. Алгоритм проверки опасных сечений при уточнённом расчёте валов. | 4 |
Самостоятельная работа № 10. Домашнее задание. Разработка рабочего чертежа вала. | 4 |
Примерная тематика курсового проекта Проект привода к ленточному конвейеру с открытой передачей и редуктором Виды открытой передачи: цепная, ременная, зубчатая. Виды закрытых передач (редуктора): цилиндрическая прямозубая, цилиндрическая косозубая, цилиндрическая шевронная, червячная, коническая | |
3 курс 6 семестр – экзамен | |
Обязательная учебная нагрузка: Самостоятельная учебная нагрузка: Максимальная учебная нагрузка: | 36 30 66 |
Всего Обязательная учебная нагрузка: Самостоятельная учебная нагрузка: Максимальная учебная нагрузка: | 104 52 156 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентам индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие профессиональных и общих компетенций обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Для специальностей СПО |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Качественное выполнение своей профессиональной деятельности -применение знаний на практике. | Накопительное оценивание; анкетирование; интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях и форумах). |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Развитие способности планировать собственную деятельность и способности выбора методов и способов выполнения своей деятельности. Умение оценивать эффективность и качество выполнения своей профессиональной деятельности. | Экспертная оценка выполняемых профессиональных задач. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Понимание методов принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях, меры своей ответственности. Умение определять проблему в профессионально. ориентированных ситуациях Умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат. Способность планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы, контролировать ситуацию. | Экспертная оценка стандартности и нестандартности принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Извлечение и анализ информации из различных источников. Понимание способов поиска и анализа информации. Применение найденной информации для выполнения профессиональных ситуаций и задач. | Экспертная оценка по формированию профессиональных умений и личностного развития в исследовательской деятельности. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Работа с информационными справочно-правовыми системами Работа с электронной почтой и ресурсами локальных и глобальных информационных сетей | Экспертная оценка формирования навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Взаимодействие со студентами, преподавателями в ходе обучения Понимание общих целей. Способность координировать свои действия с другими участниками общения Способность контролировать свое поведение, эмоции, настроение. | Интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, олимпиадах, участие в конференциях). |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Способность добровольно брать на себя ответственность за общекомандный результат. Умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий результат деятельности | Интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в деловых играх, дискуссиях, диспутах, работе в группах). |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации. | Организует самостоятельную работу при изучении учебной дисциплины. | Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Анализировать инновации в области документационного обеспечения управления. | Экспертная оценка формируемых умений. |
ПК 1.1. Организовывать и осуществлять монтаж и ремонт промышленного оборудования на основе современных методов. | Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. | Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений. |
ПК 1.2. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования | Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. | Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений. |
ПК 1.4. Производить пуско-наладочные работы и испытания промышленного оборудования после ремонта и монтажа. | Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений. |
ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования. | Выполнение практических работ в производственной деятельности. | Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений. |
ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов. | Выполнение практических работ в производственной деятельности. | Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений. |
ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования. | Выполнение практических работ в производственной деятельности. | Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений. |
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения. | Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса. | Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений. |
ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения. | Осуществление анализа работы технологического процесса ремонта оборудования. | Экспертная оценка устных ответов, решение задач, докладов, сообщений. |