СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 ДЕТАЛИ МАШИН

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 ДЕТАЛИ МАШИН предназначена для обучающихся по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

 

 

 

 

                                                                           

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 ДЕТАЛИ МАШИН»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тюменский индустриальный университет»

Колледж информатики и связи









Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.13 ДЕТАЛИ МАШИН


15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки




форма обучения очная

курс II, III

семестр IV, V, VI




При разработке программы в основу положен Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) (№ 344 от 18 апреля 2014 г.)




Рабочую программу разработал:

Преподаватель высшей квалификационной категории, инженер-технолог

__________ И.А. Жгурова






Тюмень

ТИУ

2017



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.13 ДЕТАЛИ МАШИН


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по профессии рабочих 18559 Слесарь–ремонтник.



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


Учебная дисциплина является технической и направлена на формирование у обучающегося прикладных производственных знаний и умений в профессиональной деятельности с позиции технологии производства.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:



  • производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц;

  • читать кинематические схемы;

  • определять напряжения в конструкционных элементах;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:


  • основы технической механики;

  • виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

  • методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;

  • основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения.




1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часов;

самостоятельной работы обучающегося 52 часа.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:


  • курсовое проектирование

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

в том числе:


-подготовка сообщений по решению задач и эскизирование деталей, подготовка к курсовому проектированию

52

Итоговая аттестация в форме:

2 курс 4 семестр – не предусмотрена;

3 курс 5 семестр – зачет;

3 курс 6 семестр – экзамен.














2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.13 ДЕТАЛИ МАШИН

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала


1


1

Основные задачи дисциплины.

1

Раздел 1

Механические передачи

62


Тема 1.1

Общие сведения о передачах

Содержание учебного материала


1



1

Стандартизация и взаимозаменяемость деталей машин.

1

2

Критерии работоспособности деталей машин.

1

3

Механические передачи.

1

Тема 1. 2

Фрикционные передачи и вариаторы

Содержание учебного материала

4


1

Общие сведения о фрикционной передаче.

2


1

2

Геометрия и кинематика фрикционной передачи.

1

3

Расчётные формулы фрикционной передачи


2

2

4

Принцип работы вариаторов.

1

Самостоятельная работа № 1. Сообщение на тему: «Параметры фрикционных передач».

2


Тема 1.3

Зубчатые передачи


Содержание учебного материала

18

1

Общие сведения о зубчатой передаче: назначение, классификация.

2

1

2

Свойства эвольвентного зацепления.

2

1

3

Цилиндрическая прямозубая передача: силы в зацеплении, геометрия и кинематика.

2

1

4

Цилиндрическая передача с косыми и шевронными зубьями: силы в зацеплении, геометрия и кинематика.

2

1

5

Материалы и конструкция зубчатых колёс.

2

1

6

Расчётные формулы цилиндрических зубчатых передач на прочность.

2

2

7

Конические зубчатые передачи: силы в зацеплении, геометрия и кинематика.

4

2

8

Передачи с зацеплением Новикова.

2

2

Самостоятельные работы

6


Самостоятельная работа № 2.1. Сообщение на тему: «Расчёты параметров прямозубых зубчатых передач».

2

Самостоятельная работа № 2.2. Сообщение на тему: «Расчёты параметров косозубых зубчатых передач».

2

Самостоятельная работа № 2.3. Сообщение на тему: «Расчёты на прочность зубчатых передач».


2

Тема 1.4

Передача винт-гайка

Содержание учебного материала

4


1

Конструкция деталей передачи винт-гайка.

2

1

2

Силовые соотношения в передаче винт-гайка.

1

3

Расчёт передачи винт-гайка.

2

2

Самостоятельная работа № 3. Сообщение на тему: «Расчёт параметров ручного домкрата».

2


Тема 1.5

Червячные передачи

Содержание учебного материала

6

1

Геометрия, кинематика и материалы деталей червячных передач.

2

1

2

Силовые соотношения в червячной передаче.

2

1

3

Расчётные формулы на прочность червячной передачи.

2

2

2 курс 4 семестр – не предусмотрена



Обязательная учебная нагрузка:

Самостоятельная учебная нагрузка:

Максимальная учебная нагрузка:

34

10

44

Тема 1.6

Общие сведения о редукторах



Содержание учебного материала

6

1

Классификация и параметры редукторов.

4

1

2

Общие сведения о механизмах.

2

2

Самостоятельные работы

2


Самостоятельная работа № 4. Сообщение на тему: «Волновые передачи».

1

Самостоятельная работа № 5. Сообщение на тему: «Классификация механизмов».

1

Тема 1.7

Ременные передачи

Содержание учебного материала

6

1

Геометрия, кинематика и детали ременной передачи.

2

1

2

Силы и напряжения, действующие в ремнях плоскоременной передачи.

2

1

3

Особенности расчёта клиноременнаой передачи.

2

2

Самостоятельная работа № 6. Доклад на тему: « Шкивы и натяжные устройства ременных передач».

1


Тема 1.8

Цепные передачи

Содержание учебного материала

4

1

Детали цепной передачи.

2


1

2

Геометрия и кинематика цепной передачи.

2

3

Критерии работоспособности цепных передач.

2

1

4

Формулы для расчёта цепных передач.

2

Раздел 2

Соединения деталей

8


Тема 2.1

Неразъёмные соединения

Содержание учебного материала

4

1

Клёпаные соединения деталей.

2


1

2

Сварные соединения деталей.

1

3

Прессовые соединения деталей.

2

1

Самостоятельная работа № 7. Сообщение на тему: «Паяные соединения деталей».

1


Тема 2.2

Разъёмные соединения

Содержание учебного материала

2

1

Резьбовые соединения деталей.



1

2

Шпоночные соединения деталей.

1

3

Шлицевые соединения деталей.

1

Самостоятельная работа № 8. Сообщение на тему: «Виды штифтовых соединений».

1


Раздел 3

Детали машин

19

Тема 3.1

Валы и оси

Содержание учебного материала

2

1

Назначение и материалы валов и осей.


1

2

Конструктивные элементы валов и осей.

1

3

Расчётная схема вала.

1

4

Понятие о проектном и проверочном расчётах валов и осей.

2

Самостоятельная работа № 9. Построение расчётной схемы вала.

2


Тема 3.2

Опоры валов и осей


Содержание учебного материала

6

1

Классификация подшипников скольжения.


2

1

2

Виды расчётов подшипников скольжения.

1

3

Классификация и маркировка подшипников качения.

2

1

4

Подбор подшипников качения.

2

5

Конструкции подшипниковых узлов.

2

2

Самостоятельные работы

4


Самостоятельная работа № 10. Подбор подшипников качения по диаметру вала.

2

Самостоятельная работа № 11. Определение марки подшипника.

2

Тема 3.3

Механические муфты

Содержание учебного материала

4


1

Классификация и назначение механических муфт.


1

2

Конструкции и подбор механических муфт.

1

Самостоятельная работа № 12. Сообщение на тему: «Устройство и применение втулочно-пальцевой упругой муфты».

1


3 курс 5 семестр – зачет


Обязательная учебная нагрузка:

Самостоятельная учебная нагрузка:

Максимальная учебная нагрузка:

34

12

46

Подготовка к курсовому проектированию


Содержание учебного материала

16

1

Формулы для расчёта цепной передачи.

2

1

2

Формулы для расчёта крепёжных резьбовых соединений.

2

2

3

Подбор подшипников качения по диаметру вала.

2

2

4

Кинематическая схема редуктора и подбор электродвигателя.

2

2

5

Расчётные формулы параметров зубчатых колёс и межосевого расстояния.

2

2

6

Расчётные формулы для определения сил и напряжений в зацеплении.

2

2

7

Формулы для расчёта диаметра и конструктивных размеров валов.

2

1

8

Формулы для расчёта открытой ременной передачи.

2

1

Самостоятельные работы

10


Самостоятельная работа № 1.

Домашнее задание. Кинематический расчёт по схеме редуктора и подбор двигателя.

2

Самостоятельная работа № 2.

Домашнее задание. Расчёт зубчатых колёс редуктора и определение межосевого расстояния зубчатого зацепления.

2

Самостоятельная работа № 3.

Домашнее задание. Силовой расчёт зубчатой передачи.

2

Самостоятельная работа № 4.

Домашнее задание. Предварительный расчёт вала.

2

Самостоятельная работа № 5.

Домашнее задание. Расчёт открытой передачи.

2

Курсовое проектирование


Содержание учебного материала

20

1

Первый этап компоновки редуктора.

2

2

2

Проверка долговечности подшипников качения.

2

2

3

Второй этап компоновки редуктора. Разработка узла ведущего вала.

2

2

4

Второй этап компоновки редуктора. Разработка узла ведущего вала.

2

2

5

Проверка прочности шпоночного соединения.

2

2

6

Алгоритм проверки опасных сечений при уточнённом расчёте ведущего вала.

2

2

7

Алгоритм проверки опасных сечений при уточнённом расчёте ведомого вала.

2

2

8

Последовательность сборки узлов редуктора.

2

2

9

Составление рабочего чертежа вала.

2

10

Оформление пояснительной записки курсовой работы.

2

2

Самостоятельные работы

20


Самостоятельная работа № 6.

Домашнее задание. Эскиз первого этапа компоновки редуктора.

4

Самостоятельная работа № 7.

Домашнее задание. Расчёт и проверка долговечности подшипников качения.

4

Самостоятельная работа № 8.

Домашнее задание. Эскиз узлов ведущего и ведомого валов при втором этапе компоновки редуктора.

4

Самостоятельная работа № 9.

Домашнее задание. Алгоритм проверки опасных сечений при уточнённом расчёте валов.

4

Самостоятельная работа № 10.

Домашнее задание. Разработка рабочего чертежа вала.

4

Примерная тематика курсового проекта

Проект привода к ленточному конвейеру с открытой передачей и редуктором

Виды открытой передачи: цепная, ременная, зубчатая.

Виды закрытых передач (редуктора): цилиндрическая прямозубая, цилиндрическая косозубая, цилиндрическая шевронная, червячная, коническая


3 курс 6 семестр – экзамен


Обязательная учебная нагрузка:

Самостоятельная учебная нагрузка:

Максимальная учебная нагрузка:

36

30

66

Всего

Обязательная учебная нагрузка:

Самостоятельная учебная нагрузка:

Максимальная учебная нагрузка:


104

52

156

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентам индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Экспертное оценивание в форме:

чтение кинематических схем;


опроса по материалам лекций, курсового проектирования и самостоятельной работы студента

выполнение расчетов механических передач и простейших сборочных единиц;


опроса по материалам лекций, курсового проектирования и самостоятельной работы студента

определять напряжения в конструкционных элементах;


опроса по материалам лекций, курсового проектирования и самостоятельной работы студента

Знания:


виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

опроса по материалам лекций, курсового проектирования и самостоятельной работы студента

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;


опроса по материалам лекций, курсового проектирования и самостоятельной работы студента

основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения.


опроса по материалам лекций, курсового проектирования и самостоятельной работы студента


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие профессиональных и общих компетенций обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Для специальностей СПО

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Качественное выполнение своей профессиональной деятельности

-применение знаний на практике.


Накопительное оценивание;

анкетирование;

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях и форумах).

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Развитие способности планировать собственную деятельность и

способности выбора методов и способов выполнения своей деятельности.

Умение оценивать эффективность и качество выполнения своей профессиональной деятельности.

Экспертная оценка выполняемых профессиональных задач.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Понимание методов принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях, меры своей ответственности.

Умение определять проблему в профессионально. ориентированных ситуациях

Умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат.

Способность планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы, контролировать ситуацию.

Экспертная оценка стандартности и нестандартности принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Извлечение и анализ информации из различных источников.

Понимание способов поиска и анализа информации.

Применение найденной информации для выполнения профессиональных ситуаций и задач.

Экспертная оценка по формированию профессиональных умений и личностного развития в исследовательской деятельности.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Работа с информационными справочно-правовыми системами

Работа с электронной почтой и ресурсами локальных и глобальных информационных сетей

Экспертная оценка формирования навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Взаимодействие со студентами, преподавателями в ходе обучения

Понимание общих целей.

Способность координировать свои действия с другими участниками общения

Способность контролировать свое поведение, эмоции, настроение.

Интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, олимпиадах, участие в конференциях).

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Способность добровольно брать на себя ответственность за общекомандный результат.

Умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий результат деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в деловых играх, дискуссиях, диспутах, работе в группах).

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации.

Организует самостоятельную работу при изучении учебной дисциплины.

Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Анализировать инновации в области документационного обеспечения управления.

Экспертная оценка формируемых умений.

ПК 1.1. Организовывать и осуществлять монтаж и ремонт промышленного оборудования на основе современных методов.

Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.


Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений.

ПК 1.2. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования

Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.


Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений.

ПК 1.4. Производить пуско-наладочные работы и испытания промышленного оборудования после ремонта и монтажа.

Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений.

ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.


Выполнение практических работ в производственной деятельности.

Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений.

ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.


Выполнение практических работ в производственной деятельности.

Экспертная оценка устных ответов, докладов, сообщений.

ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.

Выполнение практических работ в производственной деятельности.

Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений.

ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.


Умение контролировать и анализировать функционирование параметров технологического процесса.

Экспертная оценка устных ответов, решения задач, докладов, сообщений.

ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.


Осуществление анализа работы технологического процесса ремонта оборудования.

Экспертная оценка устных ответов, решение задач, докладов, сообщений.


2