СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык" предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих (ППССЗ и ППКРС СПО) на базе основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык"»



государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж предпринимательства»
















ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и литература. Русский язык






















2015



Программа общеобразовательной учебной дисциплины предназначена

для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО,

реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах

освоения программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих (ППССЗ и ППКРС СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж предпринимательства»



Разработчики:

Жулега В.В. - ГАУ КО «Колледж предпринимательства», преподаватель





Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № 1 от 31.08.2015 г.








СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и литература. Русский язык



    1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:

09.02.03 Мастер по обработке цифровой информации;

23.01.03 Автомеханик;

35.01.03 Тракторист, машинист сельскохозяйственного производства;

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ


    1. Место дисциплины в структуре

Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС СПО на базе основного общего образования.

    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен


знать:

- Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

- Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

- Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

- Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

- Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

уметь:

- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

- Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

- Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

- Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

- Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

- Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

- Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

- Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

- Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.



Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.




использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  2. участия в диалоге или дискуссии;

  3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости



1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины


максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;

самостоятельной работы обучающегося 57 часов








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной деятельности

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе:

практические занятия

57

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

57

в том числе:

- работа над материалом учебника;

- составление конспектов;

- выполнение индивидуальных заданий;

- выполнение упражнений;

- творческие работы разных видов;

- написание рефератов;

- подготовка сообщений;

10

4

4

26

6

4

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Русский язык и литература. Литература


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Наука о русском языке

Содержание учебного материала:

4


1

Язык как общественное явление. Функции языка. Стр. 6-8 упр. 3

2

1

2

Язык как система. Русский литературный язык и языковая норма. Стр. 8-11 упр.8

2

Практические занятия:

1


1

Входной контроль

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение на тему «Нормы современного русского языка»

1

Раздел 2

Язык и речь. Функциональные стили речи

Содержание учебного материала:

4

1

Культура речи. Основные требования к речи. Стр. 26-32 упр 11

2

2

2

Текст как произведение речи. Структурно-смысловые признаки текста. 32-43 упр. 32

2

3

Функционально-смысловые типы речи. . 43-50 упр. 28

2

Практические занятия:

1


1

Выполнение упражнений по разделу

3

Речеведческий анализ текста пар. 9

3

Составление официальных бумаг (заявление, доверенность)

4

Виды переработки текста: план, тезис, конспект, рецензия, аннотация пар. 28

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение лекционного материала, материала учебника

Работа над оформлением основных документов официально-делового стиля (автобиография, заявление и др.)

Работа над составлением устного выступления

Выполнение упражнений

1

Раздел 3

Лексика, фразеология

Содержание учебного материала:

21

1

Слово в лексической системе языка. Пар. 15

Прямое, переносное значение слова

7

2

2

Многозначные слова и омонимы. Пар. 16

2

3

Синонимы. Антонимы. Паронимы

и их употребление пар. 17

2

4

Лексика с точки зрения ее происхождения. Пар. 18

Исконно русская и заимствованная лексика

2

5

Лексика с точки зрения ее употребления:

Нейтральная, книжная, стилистически окрашенная пар. 19

2

6

Активный и пассивный словарный запас:

архаизмы, историзмы, неологизмы. Пар. 20

2

7

Фразеологизмы, их роль в речи. Пословицы и поговорки, крылатые выражения Пар. 21

Лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологизмов. Их исправление

2

8

Изобразительно-выразительные средства языка. Пар. 32-33

Тропы и стилистические фигуры

2

Практические занятия:

7


1

Выполнение упражнений по разделу

2

Выписать 10 слов на каждое определение (жаргоны, профессионализмы, термины)

3

Составить словарь неологизмов

4

Разобрать пословицы и поговорки по тематическим группам

5

Составить фонетические транскрипции заимствованных слов

6

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология"

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение опорного конспекта

Работа со словарями (толковым, фразеологическим, этимологическим и др.)

Составление словосочетаний и конструирование предложений с использованием слов в прямом и переносном значении

Нахождение изобразительно-выразительных языковых средств и устаревших слов в художественных текстах

Изучение истории фразеологизмов

Написание сочинения-миниатюры по пословице

7

Раздел 4

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Содержание учебного материала:

12

1

Соотношение буквы и звука. Пар. 10

Фонетический разбор слова

6

1

2

Орфоэпия. Пар. 12

Нормы устной речи

2

3

Орфография. Нормы письменной речи.

Правописание о/ё после шипящих и Ц.

2

4

Приставки на З/С.


5

Условия употребления ъ и ь. стр. 77-81


6

Выразительные свойства фонетики. Пар. 14

Аллитерация, ассонанс, звукопись

2

Практические занятия:

3


1

Выполнение упражнений по разделу

2

Тренировочные упражнения по соблюдению орфоэпических норм

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение лекционного материала

Фонетический разбор слов

Запись фонетических транскрипций

Работа с орфоэпическим словарём

3

Раздел 5

Морфемика, словообразование, орфография

Содержание учебного материала:

12

1

Состав слова. Виды морфем. Пар. 23

Морфемный разбор слова

3

1

2

Способы словообразования в русском языке. Пар. 25

Словообразовательный анализ

2

3

Понятие об этимологии. Пар. 26

Этимологический анализ слов

2

4

Правописание морфем. Пар. 27

Чередование гласных в корнях слов, правописание приставок при- и пре- стр. 136-138

2

Практические занятия:

5


1

Выполнение тренировочных упражнений по разделу

2

Морфемный разбор слов

3

Составление словообразовательных цепочек

4

Этимологический анализ слова

5

Контрольная работа по разделу

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение о происхождении и значении своего имени и фамилии

Работа с таблицами

Работа со словообразовательным словарём

4

Раздел 6

Морфология и правила правописания частей речи

Содержание учебного материала:

43

1

Понятие о частях речи. Пар. 28

Морфологический разбор

14

1

2

Имя существительное как часть речи. Пар. 29

Правописание существительных. Особенности употребления некоторых форм существительных. Стр. 161-164

2

3

Имя прилагательное как часть речи. Пар. 30

Грамматические признаки прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Правописание прилагательных. Стр. 176-179

2

4

Имя числительное как часть речи. Пар. 31

Грамматические признаки. Правописание числительных. Употребление числительных

2

5

Местоимение. Пар. 32

Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений

2

6

Глагол. Пар. 33

Грамматические признаки глагола. Правописание глаголов. Стр. 214-215

2

7

Причастие как особая форма глагола. Пар. 34

Грамматические признаки. Причастный оборот. Образование причастий. Правописание причастий.

2

8

Деепричастие как особая форма глагола. Пар. 35

Грамматические признаки. Употребление деепричастий

2

9

Наречие. Пар. 36

Разряды наречий по значению. Образование наречий. Правописание наречий

2

10

Слова категории состояния. Пар. 37

Отличие слов категории состояния от наречий. Их функции в речи

2

11

Служебные части речи. Предлог. Пар. 38

Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

12

Союз как часть речи. Пар. 39

Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

2

13

Частица как часть речи. Пар. 40

Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи

2

14

Междометия и звукоподражательные слова. Пар. 41

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

2

Практические занятия:

14


1

Выполнить упражнения по разделу

2

Морфологический разбор слов

3

Комплексный анализ текста

4

Нахождение причастных и деепричастных оборотов в тексте

5

Контрольная работа по разделу

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить упражнения по разделу

Просклонять сложное числительное

Составить план-схему

15

Раздел 7

Синтаксис. Пунктуация

Содержание учебного материала:

36

1

Основные единицы синтаксиса. Пар. 1

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое

20

2

2

Словосочетание. Пар. 2

Виды связи слов в словосочетании

2

3

Простое предложение. Пар. 3

Виды предложений по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Использование неполных предложений в речи.

2

4

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Пар. 9

Однородные и неоднородные определения.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Пар. 10

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Пар. 11

Знаки препинания при обращении. Пар. 12. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Пар. 19

2

5

Сложное предложение. Пар. 13

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Пар. 14

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Пар. 15

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Пар. 16

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пар. 17

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Пар. 18

2

Практические занятия

14


1

Составление предложений с обособленными оборотами на заданную тематику

2

Написание мини-сочинений с введением чужой речи

3

Анализ художественного текста (по предложенной схеме)

4

Составление текстов с обращением

5

Контрольная работа по разделу

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение лекционного материала

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений

Выполнение упражнений

Написание сочинения на морально-этическую тему

Индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование словосочетаний и предложений

Ответы на вопросы учебника (2)

Конструирование текстов с прямой речью, диалогом, цитированием.

15

Раздел 8

Повторение

Содержание учебного материала:

3

1

Подготовка к экзамену

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка связных устных высказываний по общим вопросам русского языка

1


ИТОГО

171



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

- комплект учебно-методических материалов;

- комплект контролирующих заданий по темам и разделам дисциплины


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска




3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемая литература:

Для студентов

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2014.

  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2014.

  3. Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для 10 класса (базовый уровень). – М., 2012

  4. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений для 10 класса (базовый уровень). – М., 2012

  5. Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для 11 класса (базовый уровень). – М., 2011

  6. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений для 11 класса (базовый уровень). – М., 2011

  7. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

  8. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

  9. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

  10. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

  11. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

  12. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

  13. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

  14. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

  15. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

  16. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.

  17. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.

  18. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.



Для преподавателей

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

  3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.

  4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

  5. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.

  6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

  7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.

  8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.

  9. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

  10. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

  11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.

  12. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.

  13. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

  14. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

  15. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

  16. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

  17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.

  18. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.



Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

  10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

  11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

  12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

  13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

  14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

  15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

  16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

  17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

  18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

  19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

  20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.



Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в ГАОУ СПО «НИТ»

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2000 год.

  2. Жердяева Л.А. «Русский язык в средней школе. Карточки-задания в помощь учителю (6-ой, 8-ой классы)». Сибирское университетское издательство, 6-е изд., 2010 год.

  3. Завражнова Н.П. «Русский язык. 10-11 классы. Тесты и тренировочные задания». Волгоград, 2009 год.

  4. Коновалова Л.Ф. «Домашний репетитор. Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ». М.: «Айрис Пресс», 2008 год.

  5. Куманяева А.Е. «Изложение на экзамене. Учебное пособие для школьников и абитуриентов». М.: « Экзамен», 2007 год.

  6. Куршакова Л.М. «Схемы и образцы анализа языковых единиц». Елабуга, 2001 год.

  7. Лидман-Орлова Г.К. «Учимся писать изложения. Пособие для учащихся». М.: 2005 год.

  8. Мякшева О.В. «Тесты по орфографии и пунктуации русского языка (7-11 классы)». Нижний Новгород: «Лицей», 2000 год.

  9. Нечаева И.В. «Словарь иностранных слов». М.: АСТ, 2002 год.

  10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». М.: 2002 год, 4-е издание, дополненное.

  11. Первова В.М. «Задания по русскому языку для учащихся-заочников». (9-11 классы). М.: «Просвещение», 1988 год.

  12. Розенталь Д.Е. «Пособие по русскому языку (с упражнениями). Поступающим в вузы». М.: «Оникс», 2008 год.

  13. Титова Р.Ф. «Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. Пособие для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы».М.: «Просвещение», 1976 год.

  14. Шайдуллина Н.И., Бубекова Л.Б. «Синтаксис словосочетания и простого предложения». Елабуга, 2005 год.

  15. «Универсальный словарь по русскому языку». (Все словари в одной книге). Санкт-Петербург, «Весь», 2009 год.

  16. Шильнова Н.И. «Большой словарь синонимов и антонимов русского языка» (100 000 слов и словосочетаний). «Дом славянской книги», 2010 год.

  17. Шклярова Т.В. «Найди ошибку! Самостоятельные работы. (9 класс)». «Грамотей», 2006 г.

Дополнительные источники:

  1. Вакурова О.Ф., Львова С.И.,. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». М.: «Дрофа», 5-е издание, стереотипное, 2007 год.

  2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. «Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие». 10-е издание, стереотипное; М.: «Дрофа», 2007 год.

  3. Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л., Козлова Т.И. «Русский язык. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, практикум». М.: «Экзамен», 2009 год.

  4. Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. «Русский язык. ЕГЭ. 9 класс. Тренировочные тестовые задания». М.: «Экзамен», 2010 год.

  5. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку (8-9 классы). Мастерская учителя». М.: «Вако», 2008 год.

  6. Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2006 год.

  7. Михайлова Е.В. «Тесты и тексты для комплексного анализа (10-11 классы). Мастерская учителя». М.: «Вако», 2007 г.

  8. Тихонова В.В., Шановалова Т.Е. «250 диктантов по русскому языку». М.: «Дрофа», 2006 год.

  9. Тучкова Л.И., Гостева Ю.Н «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М.: «Экзамен», 2006 год.

  10. Угроватова Т.Ю. «Русский язык. 34 урока, подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы». М.: 2008 год.

  11. Федеральный банк экзаменационных материалов. «Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ 2009.» М.: «Экзамен», 2006 год

  12. Федорова М.В. «Грамматика русского языка. 5-11 классы». М.: «ЭКСМО», 2009 год.



Электронные пособия

  1. 5 баллов! Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Издательство «Весь», 2006 год.

  2. Современный словарь по русскому языку. Все словари на одном диске. Издательство «Весь», 2009 год.

  3. Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты. 10-11 классы. Издательство «Учитель», 2009 год.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. CD-диски.



Интернет-ресурсы:

  1. Виртуальная школа. http://vschool.km.ru/

  2. Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html

  3. Дистанционная поддержка учителей-словесников 
    http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

  4. Дистанционные курсы русского языка http://urok.hut.ru

  5. Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

  6. Интерактивные словари русского языка http://www.gramota.ru/

  7. Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

  8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  9. Мир слова русского http://www.rusword.com.ua

  10. Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm

  11. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

  12. Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

  13. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

  14. Редактор.ru  http://www.redactor.ru/

  15. Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

  16. Русскiй язык http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

  17. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

  18. Русский язык http://www.cdo.tpu.edu.ru/rab_progr/russ_jaz.html

  19. Русский язык. Справочно-информационный портал http://www.gramota.ru/

  20. Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM

  21. Русское письмо http://character.webzone.ru

  22. Словарь-справочник русского языка  http://slovar.boom.ru/

  23. Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/        http://www.slovesnik.ru

  24. Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

  25. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

  26. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

  27. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова  http://mega.km.ru/ojigov/

28.Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

- Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

- Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

- Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

- Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

- Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

- Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

- Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

- Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.


Знать:

- Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

- Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

- Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

- Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

- Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения



Экспертное наблюдение в ходе выполнения контрольных работ, практических заданий.


Анализ выполнения практических заданий и самостоятельных работ.


Наблюдение и оценка демонстрации

обучающимися знаний и практических

умений по изучаемым темам.


Текущий контроль на уроках.

Оценивание подготовки студентов к занятию.

Оценивание качества выступлений и ответов на вопросы преподавателя.

Оценивание степени усвоения материала и приобретения практических навыков.

Оценивание активности и стремления к познавательной деятельности.

Оценивание качества выполнения домашнего задания.

Оценивание индивидуальных самостоятельных работ, устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач


Итоговый контроль

- экспертная оценка в рамках проведения экзамена по учебной дисциплине









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!