СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 8 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 10 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технология физического уровня передачи данных
1.1 Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»;
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 14995 Наладчик технологического оборудования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять необходимые измерения параметров сигналов;
- рассчитывать пропускную способность линии связи;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- физические среды передачи данных;
- типы линий связи;
- характеристики линий связи передачи данных;
- современные методы передачи дискретной информации в сетях;
- принципы построения систем передачи информации;
- особенности протоколов канального уровня;
- беспроводные каналы связи, системы мобильной связи.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 20 |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; | 2 |
решение задач по расчету скорости передачи данных; | 4 |
оформление отчетов по лабораторным работам и подготовка их к защите; | 3 |
самостоятельное изучение конструктивных особенностей, характеристик и параметров различных видов проводных линий связи по справочной литературе и электронным ресурсам, сети Интернет. | 3 |
самостоятельное изучение различных избыточных помехоустойчивых кодов канального уровня с использованием электронных ресурсов и сети Интернет; | 4 |
выбор конкретных способов и методов кодирования для обнаружения и коррекции ошибок | 4 |
Итоговая аттестация в форме Диф.зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технология физического уровня передачи данных»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Линии связи и методы передачи дискретной информации. | 63 | |
Тема 1.1. Классификация линий связи и их характеристики. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Понятие о физической среде передачи данных, типы сред передачи данных (линий связи). Электрические сигналы и их характеристики. Непрерывные электрические сигналы. Импульсные сигналы. Преобразование аналогового сигнала в цифровую форму, этапы преобразования. Методы передачи дискретной информации в сетях. | 8 | 3 |
Практические работы. | - | |
Лабораторные работы. | 6 |
Исследование непрерывных электрических сигналов и их параметров. | |
Исследование дискретных (импульсных) сигналов и измерение их параметров. |
Исследование спектров сигналов. |
Контрольная работа. | - |
Тема 1.2. Проводные линии связи и передачи данных. | 1. 2. 3. 4. | Классификация проводных линий связи. Коаксиальный кабель и витая пара. Волноводы и микрополосковые линии связи. Волоконно-оптический кабель. | 4 | 3 |
Практические работы. | - | |
Лабораторные работы. | 6 |
Исследование коаксиальных кабелей. | |
Исследование витой пары. |
Исследование оптоволоконных линий передачи. |
Контрольная работа. | - |
Тема 1.3. Беспроводные линии связи и методы передачи информации с их помощью. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Преимущества и применение беспроводных линий связи. Электромагнитные волны: свойства, характеристики, параметры. Распространение электромагнитных волн в различных средах, диапазоны радиоволн и особенности их распространения. Антенно-фидерные устройства, типы и классификация антенн. Параметры антенн и их применение в устройствах передачи данных. Радиорелейные линии связи. Линии связи с использованием искусственных спутников Земли. Использование инфракрасного и оптического диапазонов радиоволн для передачи информации. Системы мобильной связи. | 12 | 3 |
Практические работы. | - | |
Лабораторные работы. | 8 |
Работа с коннекторами коаксиальных кабелей и витых пар. | |
Сварка оптоволоконных линий. |
Исследование затухания в линиях передач. |
Исследование беспроводной линии связи. |
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; самостоятельный анализ формы и характеристик электрических сигналов; решение задач по расчету скорости передачи данных; оформление отчетов по лабораторным работам и подготовка их к защите самостоятельное изучение конструктивных особенностей, характеристик и параметров различных видов проводных линий связи по справочной литературе и электронным ресурсам, сети Интернет. | 16 |
Раздел 2. | Канальный уровень модели OSI. | 12 | |
1. 2. 3. 4. | Понятие о сетевой модели OSI, уровни модели. Физический и канальный уровни модели. Особенности протоколов канального уровня. Обнаружение и коррекция ошибок. | 4 | 2 |
| Практические работы. | - | |
Лабораторные работы. | - |
Контрольная работа. | - |
Самостоятельная работа обучающихся: самостоятельное изучение различных избыточных помехоустойчивых кодов канального уровня с использованием электронных ресурсов и сети Интернет; выбор конкретных способов и методов кодирования для обнаружения и коррекции ошибок | 8 |
Всего: | 72 | |
3. условия реализации учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации рабочей программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Основы теории кодирования и передачи информации»; лаборатория «Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- мультимедийный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- видеопроектор;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- комплект учебного оборудования по радиотехнике и телекоммуникациям (производства National Instruments):
персональный компьютер с ЖК-монитором;
программное обеспечение с инструкциями для студентов и преподавателей по выполнению упражнений и подключению оборудования;
учебно-методические материалы для студентов и преподавателей
- комплект учебного оборудования современных средств беспроводной связи (производства National Instruments):
ЖК-монитор для работы с ВЧ-станцией;
программное обеспечение с инструкциями для студентов и преподавателей по выполнению упражнений и подключению оборудования;
учебно-методические материалы для студентов и преподавателей
- комплект учебного оборудования лаборатории оптоволоконной связи (производства National Instruments):
персональный компьютер с ЖК-монитором;
программное обеспечение с инструкциями для студентов и преподавателей по выполнению упражнений и подключению оборудования;
учебно-методические материалы для студентов и преподавателей
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель;
- видеопроектор;
- принтер;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
В.Г. Олифер. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 958 с.
С.А. Пескова, А.В. Кузин, А.Н. Волков. Сети и телекоммуникации: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 352 с.
Е.И. Нефедов. Антенно-фидерные устройства и распространение радиоволн: Учебник для сред. проф. образования. – М.: Издат. Центр «Академия», 2008. – 320 с.
Дополнительные источники:
В.П. Дьяконов, А.А. Образцов, В.Ю. Смердов. Электронные средства связи. - М.: СОЛОН-Пресс, 2005.- 432.
Г.П. Катунин, Г.В. Мамчев, В.Н. Попантонопуло, В.П. Шувалов. Телекоммуникационные системы и сети: Учебное пособие. В 3 томах. Том 2 – Радиосвязь, радиовещание, телевидение. – М.: Горячая линия – Телеком, 2005. – 672 с.
В.И. Каганов. Радиотехнические цепи и сигналы: Учебник для сред. проф. образования. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. 224 с.
Штефан Науманн. Компьютерная сеть. Проектирование, создание, обслуживание. – М.: ДМК, 2000. – 336 с.
Андерсон К., Минаси М. Локальные сети. Полное руководство. – М.: Век, 1999. - 624 с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
- осуществлять необходимые измерения сигналов; | выполнение и защита лабораторных работ; |
- рассчитывать пропускную способность линии связи | решение задач; выполнение домашних заданий; |
знать: | |
- физические среды передачи данных; | выполнение и защита лабораторных работ: |
- типы линий связи; | выполнение индивидуальных проектов по выбору и разработке линий связи передачи данных; |
- характеристики линий связи передачи данных; | выполнение тестовых заданий |
- современные методы передачи дискретной информации в сетях; | решение задач; выполнение домашних заданий; |
- принципы построения систем передачи данных; | выполнение индивидуальных проектов; выполнение тестовых заданий |
- особенности протоколов канального уровня; | выполнение тестовых заданий |
- беспроводные каналы связи, системы мобильной связи | Внеаудиторная самостоятельная работа |
5