Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южный аграрный техникум»
Рассмотрено на заседании методической комиссии техникума Протокол № ___от_______20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор КГБПОУ «Южный аграрный техникум» ____________О.В.Ванева Приказ № ___ от________20__г. |
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
учебной дисциплины
_ _______ ТЕХНОЛОГИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ________________
название учебной дисциплины
2017 г.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины «Технология энергоэффективности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО):
19.01.17 Повар, кондитер.
код наименование профессии
Организация-разработчик: КГБПОУ «Южный аграрный техникум»
Разработчик:
Старикова Наталья Александровна, преподаватель физики, информатики, методист.
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
-
| ПАСПОРТ ПРОГРАММы ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. 4 |
-
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. 6 |
-
| условия реализации учебной дисциплины | стр. 11 |
-
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | стр. 12 |
паспорт ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_ ____________ _ТЕХНОЛОГИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ__ ____ ________
название учебной дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины «Технология энергоэффективности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО:
19.01.17 Повар, кондитер.
код наименование профессии
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по техническому и естественно - научному профилю.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Технология энергоэффективности» относится к общеобразовательному учебному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
определять: нормативные и анализировать перспективные показатели энергетической эффективности с помощью различных средств и методов; показатели качества электрической и тепловой энергии;
проводить и оформлять результаты энергетических обследований;
создавать энергетический паспорт;
выбрать и обосновать метод или технологию энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
проводить сертификацию энергоустановок промышленных предприятий и зданий;
составлять договора на пользование тепловой и электрической энергией;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
правила, методы и технологии обеспечения энергетической эффективности;
нормативные и перспективные показатели энергетической эффективности;
методы и средства определения показателей энергетической эффективности;
современные и перспективные научно-обоснованные технологии энергосбережения;
нормативно-методическое обеспечение оценки уровня энергосбережения;
показатели качества электрической и тепловой энергии;
механизмы государственного регулирования и поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
энергосбережение в системах освещения;
экологические аспекты энергосбережения;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие энергоэффективности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технология энергоэффективности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Технология энергоэффективности. | | 36 | |
Тема 1.1. Технология энергоэффективности. | Содержание учебного материала | 21 | 2 |
-
| Энергетическая политика России. Основы государственной энергетической политики и этапы ее реализации. Стратегические ориентиры долгосрочной государственной энергетической политики. Механизмы осуществления государственной энергетической политики. Реализация государственной энергетической политики (до 2030 г.). | 1 |
-
| Нормативно - правовая база энергосбережения. Договор на пользование электрической энергией. Общие положения. Нормативные документы. Нормативно-правовая база энергосбережения. Договор на пользование электрической энергией. | 1 |
-
| Теоретические основы энергосбережения. Стандартизация и сертификация электрической энергии. Модель энергоустановки. Тепловая машина Карно. Меры по снижению потерь в сетях. Стандартизация и сертификация электрической энергии. | 1 |
-
| Документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований. Документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований. | 1 |
-
| Требования к проведению энергетических обследований. Право на проведение энергетических обследований предприятий и организаций. Проведение энергетических обследований. | 1 |
-
| Приборы для проведения энергетических обследований. Приборы для проведения энергетических обследований и их характеристики. | 1 |
-
| Порядок введения учета потребляемой теплоэнергии. Порядок введения учета потребляемой теплоэнергии: заявление, технический проект, проект узла учета. | 1 |
-
| Типы современных теплосчетчиков. Классификация теплосчетчиков. | 1 |
-
| Особенности этапа возникновения рынков. Основа для создания условий функционирования рынка энергии в России. Цели функционирования федерального оптового рынка электрической энергии. Организационная и функциональная основа федерального оптового рынка электроэнергии. Федеральная энергетическая комиссия. Развитие конкуренции на оптовом рынке электроэнергии на базе Единой энергетической системы России. | 1 |
-
| Тарифы на электрическую и тепловую энергию. Цели государственного регулирования тарифов. Становление рынка энергии в России. Технологическая основа расчетов по обоснованию и регулированию тарифов. | 1 | 2 |
-
| Нормирование. Обзор нормативной базы стран Европы и США. Энергосбережение в системах освещения. Нормирование. Обзор нормативной базы стран Европы и США. | 1 |
-
| Пускорегулирующие аппараты и осветительные приборы. Осветительные приборы и их типы. | 1 |
-
| Типовые мероприятия по энергоснабжению. Типовые мероприятия по энергоснабжению. | 1 |
-
| Снижение тепловых потерь через ограждающие конструкции. Методы снижения тепловых потерь через ограждающие конструкции. | 1 |
-
| Энергосбережение в системах вентиляции и кондиционирования. Энергосбережение в системах вентиляции и кондиционирования. | 1 |
-
| Энергосбережение в системах тепло- и водоснабжения. Энергосбережение в системах тепло- и водоснабжения. | 1 |
-
| Энергосбережение в системе электроснабжения. Энергосбережение в системе электроснабжения. | 1 |
-
| Экономические и финансовые механизмы энергосбережения. Энергетическая составляющая себестоимости продукции. Ценовое регулирование программ энергосбережения. Стимулирование потребителей и производителей энергетических ресурсов. Финансирование программ в области энергосбережения. Финансовый лизинг. | 1 |
-
| Основы энергетического менеджмента. Экологические аспекты энергосбережения. Необходимость управления потреблением энергии. Матрица энергетического менеджмента. Организация и стадии энергетического менеджмента. Маркетинг, инвестиции и мотивация персонала. Экологические аспекты энергосбережения. | 1 |
-
| Формирование энергосберегающего поведения. Проблема энергосбережения. Формирование энергосберегающего поведения. | 1 |
-
| Организация и методы стимулирования энергосбережения. Информационное стимулирование энергосбережения. | 1 |
Практические занятия | 14 | 3 |
-
| Составление договора на пользование электрической энергией. | 2 |
-
| Расчет теплового баланса энергоустановки. | 2 |
-
| Сертификация электрической энергии. | 2 |
-
| Составление сертификационного паспорта на качество электроэнергии. | 2 |
-
| Заполнение энергетического паспорта. | 2 |
-
| Экономические механизмы энергосбережения. | 2 |
-
| Составление матрицы энергетического менеджмента. | 2 |
Контрольные работы | 1 | 3 |
-
| Дифференцированный зачет. | 1 |
Самостоятельная работа | 18 | 3 |
-
| Заполнение таблицы по теме «Нормативные документы энергосбережения». | 1 |
-
| Решение задач на нахождение тепловых потерь. | 2 |
-
| Заполнение таблицы «Теплосчетчики». | 1 |
-
| Проработка конспекта и ответы на вопросы по теме «Особенности этапа возникновения рынков». | 1 |
-
| Решение задач на расчет тарифов за электроэнергию. | 1 |
-
| Проработка конспекта и ответы на вопросы по теме «Нормирование. Обзор нормативной базы стран Европы и США». | 1 |
-
| Подготовка рефератов по теме «Пускорегулирующие аппараты». | 1 |
-
| Проработка конспекта и ответы на вопросы по теме «Типовые мероприятия по энергоснабжению». | 1 |
-
| Подготовка рефератов по темам: «Гидроэнергетика», «Ветроэнергетика», «Гелиоэнергетика». | 1 |
-
| Проработка конспекта и ответы на вопросы по теме «Экономические и финансовые механизмы энергосбережения». | 1 |
-
| Заполнение таблицы «Классификация проектных решений». | 1 |
-
| Составление схемы «Проектные риски». | 1 |
-
| Составление конспекта по теме «Транспортировка энергии». | 1 |
-
| Проработка конспекта и ответы на вопросы по теме «Формирование энергосберегающего поведения». | 1 |
-
| Составление конспекта по теме «Энергетическое планирование». | 1 |
-
| Подготовка зачетных вопросов по теме «Технология энергоэффективности». | 2 |
Итого: | максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 | |
обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
контрольные работы | 1 |
самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
ПК;
мультимедиапроектор;
проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения. Система менеджмента энергоэффективности в образовательных учреждениях: Методическое пособие по энергоэффективности в образовательных учреждениях/ Министерство образования и науки РФ. – М; 2012. – 40 с.
Дополнительная литература:
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
Закон РФ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Интернет-ресурсы:
http://portal-energo.ru;
http://nano-edu.ulsu.ru;
http://energosber.info;
http://portal-energo.ru;
http://solex-un.ru/energo;
http://jos.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: определять: нормативные и анализировать перспективные показатели энергетической эффективности с помощью различных средств и методов; показатели качества электрической и тепловой энергии; проводить и оформлять результаты энергетических обследований; создавать энергетический паспорт; выбрать и обосновать метод или технологию энергосбережения и повышения энергетической эффективности; проводить сертификацию энергоустановок промышленных предприятий и зданий; составлять договора на пользование тепловой и электрической энергией; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: правила, методы и технологии обеспечения энергетической эффективности; нормативные и перспективные показатели энергетической эффективности; методы и средства определения показателей энергетической эффективности; современные и перспективные научно-обоснованные технологии энергосбережения; нормативно-методическое обеспечение оценки уровня энергосбережения; показатели качества электрической и тепловой энергии; механизмы государственного регулирования и поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; энергосбережение в системах освещения; экологические аспекты энергосбережения; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие энергоэффективности. | Устный опрос, экспертное наблюдение в ходе практических работ; отчеты по практическим работам; письменный опрос; тестирование; защита презентаций и рефератов, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. |
9