ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«СВИРСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждена
Директор ОГОУ СПО «СЭМТ»
_________________Лобанова О.С.
«_____»____________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
г.Свирск
Содержание: СТР
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 3 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 4 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 8 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы:
Программа учебной практики - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовой подготовки). Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ. 03 Выполнение работ по профессиям рабочих: Слесарь по ремонту автомобилей в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) соответствующих профессиональных компетенций:
1.2. Цели и задачи учебной практики:
Целью учебной практики является:
-приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии.
-формирование общих и профессиональных компетенций;
-комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии начального профессионального образования, заложенных в ФГОС СПО.
Задачами учебной практики (производственного обучения) являются:
-обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии;
-закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся.
-закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;
-развитие общих и профессиональных компетенций;
-освоение современных производственных процессов, технологий;
-адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.
С целью овладения видами профессиональной деятельности по профессии обучающийся в ходе освоения учебной практики должен иметь практический опыт: технического обслуживания и ремонта автомобильного
транспорта.
1.3. Количество часов на учебную практику по ПМ. 03 Выполнение работ по профессиям рабочих: Слесарь по ремонту автомобилей:
Всего - 72 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения рабочей программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности (ВПД)
Код | Наименование результата освоения практики |
ПК 1.1. | Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы |
ПК 1.2. | Выполнять работы по различным видам технического обслуживания |
ПК 1.3. | Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности |
ПК 1.4. | Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию |
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1 Тематический план учебной практики
Код ПК | Код и наименования профессиональных модулей | Количество часов по ПМ | Виды работ | Наименования тем учебной практики | Количество часов по темам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 | ПМ 03 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту автомобилей | 72 | 1.Ознакомление с режимом работ и правилами внутреннего распорядка. Требования безопасности труда в мастерских и на рабочих местах. 2. Ознакомление с оборудованием для уборочно-моечных работ 3. Назначение, устройство и принцип работы оборудования для заправки автомобиля ГСМ. 4. Устройство, принцип работы подъемно-транспортного оборудования, правило пользования. 5.Техническое обслуживание двигателей. 6.Техническое обслуживание систем охлаждения и смазки двигателей. 7.Техническое обслуживание систем питания двигателей. 8.Техническое обслуживание электрооборудования. 9.Техническое обслуживание трансмиссии. 10.Техническое обслуживание ходовой части 11. Техническое обслуживание рулевого управления. 12. Техническое обслуживание тормозной системы. 13. Техническое обслуживание кузовов, дополнительного оборудования. 14. Техническое обслуживание подъемного механизма автомобиля – самосвала. 15. Техническое обслуживание прицепов и полуприцепов. 16. Работа на постах диагностики. | Тема 1. Ознакомление обучающихся с постами технического обслуживания. Ознакомление с организацией рабочих мест. Правила техники безопасности при обслуживании автомобилей на осмотровых канавах, эстакадах, подъемниках. Тема 2. Ознакомление с устройством и работой оборудования для ручной полумеханизированной и механизированной мойки автомобилей, а также уборки автомобиля. Тема 3 Ознакомление с устройством и работой оборудования для смазки автомобилей и работой топливораздаточных колонок, топливозаправочным инвентарем. Тема 4 Ознакомление с устройством, работой и правилами пользования передвижными и дорожными домкратами, передвижными консольными и козловыми гаражными кранами. Тема 5 Ознакомление с устройством, работой и правилами пользования механическими, гидравлическими и пневматическими подъемниками. Тема 6 Выполнение работ по ТО и обслуживанию дополнительного оборудования. Тема 7 Выполнение работ по ТО и обслуживанию обслуживание прицепов и полуприцепов. Тема 8. Проведения работ по обслуживанию систем автомобиля на постах диагностики. Выполнение работ по ТО двигателя. Пуск, прогрев и проверка работы двигателя, выявление неисправностей при работе двигателя. Тема 9. Проведение работ по ТО и обслуживанию систем охлаждения , смазки двигателя. и регулировке систем питания двигателя. Тема 10. Выполнение работ по ТО и обслуживанию электрооборудования автомобиля. Тема 11. Выполнение работ по ТО трансмиссии. и обслуживанию ходовой части автомобиля. Тема 12. Выполнение работ по ТО рулевого управления и тормозных систем Всего часов Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 72 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета - «Устройство автомобилей»; лабораторий «Технических измерений», «Электрооборудования автомобилей», «Технического обслуживания и ремонта автомобилей»; слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета «Устройство автомобилей» и рабочих мест кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект деталей, инструментов, приспособлений; комплект бланков технологической документации; комплект учебно-методической документации; наглядные пособия (по устройству автомобилей).
Технические средства обучения: ПК преподавателя; мультимедийной оборудование (экран, проектор, ноутбук).
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской «Слесарной мастерской»: рабочие места по количеству обучающихся: верстаки слесарные одноместные с подъемными тисками; станки: настольно-сверлильные, вертикально-сверлильный, фрезерный, точильный двухсторонний, заточной и др.; тиски слесарные параллельные; набор слесарных инструментов; набор измерительных инструментов; наковальня; заготовки для выполнения слесарных работ; огнетушитель; альбом плакатов слесарно-сборочные работ, плакаты "Способы сварки и наплавки".
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
1. «Технических измерений»: рабочие места по количеству обучающихся; лабораторные стенды: виды измерений, измерительные преобразователи, элементы САУ, транзисторы, транзисторные схемы усилителей и генераторов; комплект средств измерения.
2. «Электрооборудования автомобилей»: рабочие места по количеству обучающихся; система электроснабжения; система зажигания и пуска двигателя; контрольно-измерительные приборы; система освещения и световой сигнализации; дополнительное оборудование; общая схема электрооборудования.
3. «Технического обслуживания и ремонта автомобилей»: рабочие места по количеству обучающихся; ванна для слива масла из картера двигателя; ванна для слива масла из корпусов задних мостов; ванна моечная передвижная; подставка ростовая; стол монтажный; стол дефектовщика; домкрат гидравлический; станок сверлильный; станок точильный двухсторонний; шприц для промывки деталей; ручной измерительный инструмент (приспособления и приборы для разборки и сборки двигателя, для снятия установки поршневых колец; устройство для притирки клапанов, зарядное устройство; оборудование, приборы, приспособления для ремонта электрооборудования автомобилей; автомобиль с карбюраторным двигателем легковой; двигатель автомобильный карбюраторный с навесным оборудованием; макеты: сборочных единиц и агрегатов систем двигателей автомобилей (кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм и т.д.); приборы электрооборудования автомобилей; комплект: сборочных единиц и деталей колесных тормозов с гидравлическим приводом, сборочных единиц и деталей колесных тормозов с пневматическим приводом, сборочных единиц и агрегатов ходовой части автомобиля; сборочных единиц и агрегатов рулевого управления автомобиля; сцепление автомобиля в сборе (различных марок); коробка передач автомобиля (различных марок); раздаточная коробка.
4.2 Информационное обеспечение обучения:
Основные источники:
Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: учебник для нач. проф. образования /. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 240 с.
Покровский Б.С., Слесарное дело: учебник для начального профессионального образования/– 6-е изд. – М.: Издательский центр Академия, 2008.-320с.
Родичев В.А.Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учеб. водителя транспорт. средств категорий «С». – М.: издательство За рулем, 2008. - 256 с.
Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанова Б.Б. Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебное пособие. – 17-е изд. – Ростов на Дону: издательство Феникс, 2011. - 539 с.
Дополнительные источники:
Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2008.-224с.
Березин С.В. Справочник автомеханика. Ростов на Дону: издательство Феникс, 2008.- 352 с.
Родичев В.А. Легковой автомобиль: учебное пособие. 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр Академия, 2009.-64с.
Савич Е.Л., Кручек А.С. Инструментальный контроль автотранспортных средств: учебное пособие – Минск: Новое знание, 2008. – 399 с.
Чумаченко Ю. Т., Федорченко А. А.. Автомобильный электрик. Электрооборудование и электронные системы автомобилей: учебное пособие. Ростов на Дону: издательство Феникс, 2006.-350с.
Интернет ресурсы:
Библиотека автомобилиста: книги, статьи, руководства: viamobile.ru: URL: http://www.viamobile.ru/index.php
Семаков В.Г. Мастер – Автомеханик: Аvtomeh.panor.ru: URL: http://avtomeh.panor.ru
Слесарное дело. http://www.bibliotekar.ru/slesar/index.htm
Слесарные работы http://metalhandling.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Устройство автомобиля в вопросах и ответах: состоит из обучающей части и контрольных вопросов для проверки знаний. http://avtomobil-1.ru/index.html
Устройство автомобиля http://dvfokin.narod.ru/auto_ychebnik.htm
Отечественные журналы:
Автомир; ссылка на офиц. сайт журнала http://www.avtomir.com/
За рулем; ссылка на офиц. сайт журнала http://www.zr.ru/
4.3. Общие требования к организации учебной практики
Освоению программы профессионального модуля Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта предшествует изучение учебных дисциплин: «Электротехника», «Материаловедение», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности» (также возможно изучение данных дисциплин параллельно с профессиональным модулем).
В образовательном процессе предусматривается реализация компетентностного подхода, т.е. используются активные формы проведения занятий: занятия с применением электронных образовательных ресурсов, деловые и ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, учебное сотрудничество, анализ производственных ситуаций, различные тренинги, дискуссии, коллективный способ обучения, в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.
Учебная практика проводится образовательным учреждением в учебно-производственных мастерских ПМ 03 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту автомобилей.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Инженерно-педагогические кадры: дипломированные специалисты имеющие среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Мастера производственного обучения: наличие 4–5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Повышение квалификации инженерно – педагогических работников не реже 1 раза в 5 лет.
Контрольные вопросы для зачета по производственной практике
1 Классификация колёс и требования к ним.
2 Амортизаторы, схема гидравлического амортизатора
3 Балансирная подвеска задних мостов.
4 Классификация независимых подвесок
5 Классификация подвесок, основные элементы подвески.
6 Характеристика ведущего управляемого моста.
7 Одинарные и двойные передачи, кинематические схемы
8 Динамическая характеристика автомобиля, примерный вид динамической характеристики
9 Классификация ведущих мостов автомобиля
10 Карданные передачи с карданными шарнирами не равных угловых скоростей
11 Влияние конструктивных факторов, определённых по условиям силы тяги.
12 Классификация карданных передач и требования к ним
13 Влияние скоростной характеристики двигателя на тяговую динамичность автомобиля
14 Раздаточная коробка с межосевым дифференциалом
15 Влияние передаточного отношения главной передачи на тяговую динамичность автомобиля.
16 Устройство и принцип действия синхронизатора.
17 Зависимость динамического фактора, определенного по условиям силы тяги.
18 Классификация ступенчатых коробок передач.
19 Дать определения понятиям: унификация, типизация, агрегатирование.
20 Назвать и охарактеризовать основные цели единой системы конструкторской документации.
21 Требования к освещению.
22 Шум и его влияние на организм человека.
23 Вибрация и ее влияние на организм человека.
24 Действие на человека теплоты и лучистой энергии.
25 Безопасность на предприятиях.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется мастером производственного обучения профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися учебно-производственных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения в рамках ВПД) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы | Экспертная оценка деятельности обучающегося |
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания | Экспертная оценка деятельности обучающегося |
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности | Экспертная оценка деятельности обучающегося |
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию | Экспертная оценка деятельности обучающегося |