СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя-логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве написания для образца учителям-логопедам .Полезный практический материал

.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда»

ПРИНЯТО:

Решением Педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Игринского детского сада общеразвивающего Вида №5Протокол №3От 6 сентября 2016 года

СОГЛАСОВАНО:

Старшим воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Игринского детского сада общеразвивающего вида №5

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Игринского детского сада общеразвивающего вида №5 от





Рабочая программа

по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2016-2017 учебный год

учитель-логопед Алексеева М.А.











Игра 2016-2017г.

Содержание программы

1.

Пояснительная записка

3

2.

Организация образовательной деятельности

7

3.

Интеграция образовательных областей в логопедической работе

11

4.

Содержание логопедической работы

13

5.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

16

6.

Система мониторинга

17

7.

Список литературы

24







































Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Программа разработана в соответствии с:

1. Федеральными законами: 1.1.Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.93);

2. Законом «Об образовании в РФ»

3. ФГОС дошкольного образования от 14.11.2013 года.

4. «Нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ:

4.1 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

4.2 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г.№26)

5. Методические рекомендации « О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г № 03-248;

Основными средствами реализации предназначения МБДОУ детский сад №5 являются:

- Устав детского сада от 1 ноября 2011г №2458

- лицензированная образовательная деятельность Регистрационный №1935 от 08 февраля 2012 г

-свидетельство о государственной аккредитации АА 000225 Регистрационный №1094 от 02 марта 2009 г

- «Программа развития МБДОУ Игринского детского сада общеразвивающего вида №5» на 2016-2019 годы

Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Основной образовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» /под ред. Н.В. Вераксы, М.А., Т.С.Комаровой, Васильевой, В.В.– М.: Мозаика-Синтез, 2016г./





Данная программа предполагает в направлении «Познавательно - речевое развитие» в образовательной области «Коммуникация» использование логопедической поддержки детей с речевыми нарушениями. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем.

Логопедическая работа в МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 5 (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) основана на использовании следующих программ:

-Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетика - фонематическим недоразвитием»:

  • Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР».

  • «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. профессора Л.В. Лопатиной, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014, стр. 17 - 28;

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает Федеральным государственным образовательными стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.



Цель, задачи, принципы рабочей программы

Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопункта. Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь

Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений. Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

 Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.

 Преодоление недостатков в речевом развитии.  Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.

 Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.

 Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

 Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

 Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

 Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие. Программа имеет в своей основе следующие принципы:

 принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы

 принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

 онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;  принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

 принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;  принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;  принципы интеграции усилий специалистов;

 принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;  принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

 принцип постепенности подачи учебного материала;

 принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

 принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

 принцип обеспечения активной языковой практики.

Кроме этого, успешность коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в условиях ФГОС ДО обеспечивается реализацией таких принципов, как:

 Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу на логопункте проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Для реализации этих задач проводится следующая работа:

• комплектование группы детей в соответствии с логопедическими заключениями;

• составление расписания занятий с учетом основного расписания НОД;

• составление календарно-тематическое планирования коррекционной логопедической работы с подгруппами, исходя из специфики речевых недостатков детей.

• Зачисление на занятия и выпуск обучающихся проводится в течение учебного года. В связи с этим, диагностическое направление работы включает обследование речи детей в начале и в конце учебного года, а также в середине учебного года.

 Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях дети в игровой форме закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует реализации этого принципа. В нашем логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.

 Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В своей работе использую различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления, таким образом на логопедических занятиях ребёнок получает возможность самореализовываться в образовательной деятельности.

 Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет использовать в обучении и воспитании детей с нарушениями речи всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяли такие методы игровой коррекции, как пальчиковая гимнастика, применение различных круп, пальчиковые шаги для развития мелкой моторики.

 Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях. Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

В соответствии с ФГОС ДО основной целью речевого развития детей-дошкольников является: ФОРМИРОВАНИЕ УСТРОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА.

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:



 овладение речью как средством общения и культуры;

 обогащение активного словаря;

 развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

 развитие речевого творчества;

 знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

 формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

 развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

.

Характеристика контингента воспитанников

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

  • фонетическое недоразвитие речи;

  • общее недоразвитие речи - 3 уровень речевого развития.

При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации районного логопеда в детской поликлинике- психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.



Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР}

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;

  • трудностями различения звуков;

  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНP является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи - это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

  • искаженное произношение звука;

  • отсутствие звука в речи;

  • замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным ин­теллектом - речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к. из-под. из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти п продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

  1. Организация образовательной деятельности

Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, роди гелей и педагогов.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время сё проведения. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в любое время, кроме физкультурных и музыкальных занятий.

Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микрогруппе (2-3 человека). Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность микрогрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития. Микрогрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими: общее недоразвитие речи; заикание; однотипность нарушения звукопроизношения.

Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи. По мере формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может объединять детей в микрогруппы для автоматизации произношения. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 15 мин и микрогруппового - не более 25 минут.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальные - основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии. дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;

  • фонационные упражнения;

  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;

  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных

  • звуков;

  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

микрогрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно): адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

Задачи и содержание микрогрупповых занятий;

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;

  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, со­стоящих из правильно произносимых звуков:

  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных рани;

  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия. Поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр. артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно за­крепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:





  1. Логопед:

  • диагностика, постановка и автоматизация звуков;

  • развитие фонематического слуха;

  • речевое и языковое развитие.

  1. Родители:

  • выполнение рекомендаций всех специалистов;

  • закрепление навыков и расширение знаний.

  1. Музыкальный руководитель:

  • элементы логоритмики;

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;

  • развитие координации движений;

  • музыкотерапия;

  • развитие общей и мелкой моторики.

  1. Музыкальный руководитель:

  • автоматизация звуков;

  • развитие фонематического слуха;

  • расширение словаря;

  • развитие связной речи.

  1. Музыкальный руководитель:

  • развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

  • интеграция речевой и двигательной функции;

  • развитие основных видов движения.



Организация предметно-пространственной развивающей среды

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

  2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

  3. Комплект зондов для постановки звуков.

  4. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

  5. Спирт.

  6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

  7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки. скороговорки, тексты)

  8. Логопедический альбом для обследования речи.

  9. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

  10. «Алгоритмы» составления описательных рассказов.

  11. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

  12. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

  13. Предметные картинки по лексическим темам.

  14. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

  15. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

  16. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.

  17. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).



3. Содержание образовательных областей в логопедической работе

Образовательная

область

Задачи

Вид деятельности

Физическое развитие

Развивать координированность и точность действий.

- пальчиковая гимнастика - речь с движением

- физкультминутки


Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его

- беседа

Речевое

развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлягь» игровую ситуацию и на этой основе развивать

  • игровые ситуации

  • мини инсценировки


Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному* Учить выразительно читать стихи,

- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах

Познавательное

развитие

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.

  • составление описательных рассказов

  • автоматизация поставленных звуков в словах

дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

  • игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

  • пальчиковая гимнастика


развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, паззлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.


Художественно

-эстетическое

развитие

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок.

дидактические игры и упражнения


Развивать графомоторные навыки.

- штриховка

Социально- коммуникативное развитие

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

настольно-печатные дидактические игры

  • театрализованные игры

  • автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи


Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте.

  • беседа

  • автоматизация поставленных звуков в связной речи

  • поручения


Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами

- игры с мелкими предметами автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов



Содержание коррекционной работы

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи


- Развитие фонематического восприятия

- Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи




- Пополнение словаря

- Совершенствование грамматическою строя

- Совершенствование связной речи

- Развитие фонематического восприятия

- Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения



При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы;

  1. Подготовительный - 4-12 занятий:

  2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков — 20-50 занятий

  3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков - 2-4 занятий.

Работа на подготовительном этане направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

- для всех звуков: «Забор», «Окно», «'Мост»

- для свистящих: «Лопата», «Холодный воздух», «Фокус»

- для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, Теплый воздух";

- для Р, Р': Маляр , “Индюк”, “Лошадка’’. “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, «дятел»

- для Л: "Лопата”. “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит".

  • развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что спрятано?», «Вьюга». «Кораблик». «Шторм в стакане». «Листопад», «Пропеллер». Этап

Этап Формирования первичных произносительных умений и навыков:

  1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С. 3, Ц, С, З1 шипящий Ш

сонор Л

шипящий Ж

соноры Р. Р’

шипящие Ч. Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят, от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

  1. Автоматизация поставленных звуков:

  • изолированного произношения;

  • в слогах;

  • в словах;

  • в словосочетаниях;

  • в предложениях;

  • в тексте.

  1. Дифференциация:

  • изолированных звуков;

  • в слогах;

  • в словах;

  • в словосочетаниях;

  • в предложениях;

  • в тексте.

Этап Формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

  1. Развитие слухового. восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

  2. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умении и навыков);

  3. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

  1. упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару». «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»:

  2. воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я».

Этап развитая Фонематического слуха включает:

  1. упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук». « Определи место звука в слове»;

  2. упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным иди акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори»

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

  1. последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились». «Поймай звук», «Звук убежал»;

  2. последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд» «Пуговицы», «Пирамидка»

  3. обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов; «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

  4. составление условно-графических схем: «Телеграфист».

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. номинативный словарь;

2. предикативный словарь;

  1. словарь признаков;

  2. числительные и местоимения;

  3. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на папах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков)

  1. словоизменение;

  2. согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на "капах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. пересказ;

  2. рассказ по серии сюжетных картин;

  3. рассказ по сюжетной картине.

4. Планируемые результаты освоения рабочей программы

Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрос­лыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми уме паями и навыками,

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Коммуникация»

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабуль­ным развитием действия.

Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Нахо­дит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно*считать следующее:

  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию:

  • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звон­кие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положе­ние заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроиз­водит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

  • ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки зна­чений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной ре­чи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, но серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

  • педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем - логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

5.Мониторинг

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;

- Определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:

  1. направление - работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения ДОУ.

  2. направление - работа с детьми логопункта.

1 направление:

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)



  1. направление:

С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопункте.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.

Цель обследования:

  1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.

  2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.

  3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему ком­поненты:

  1. Фонематическое восприятие

  2. Артикуляционная моторика

  3. Звукопроизношение

  4. Сформированность звуко-слоговой структуры

  5. Навыки языкового анализа

  6. Грамматический строй речи

  7. Навыки словообразования

  8. Понимание логико-грамматических конструкций

  9. Связная речь

Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста Пятаковой О.Б., элементы методики Т.А. Фотековой.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

  • Сбор анамнестических данных

  • Беседы с родителями

  • Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре

  • Беседа с детьми

  • Беседа с воспитателями

Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту:

Диагностическая карта речевого развития дошкольников, занимающихся на логопункте МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 5.







Фамилия,

имя

ребёнка

Возраст

на

дату

Фонематическое восприятие

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

Звуко-слоговая структура

Языковой анализ

Грамматический строй речи

Навыки словообразования

Понимание логико-грамматических конструкций

Связная речь

Всего

баллов

Уровень







































































Итого














Уровень речевого развития определяется суммой баллов:

Уровень развития

Количество баллов

Высокий

41-45 баллов

Выше среднего

32-40 баллов

Средний

23-31 балл

Низкий

14-22 балла

Низший

9-13 баллов

В графе «итого» подсчитывается коэффициент выполнения: коэффициент = сумма баллов / количество детей.

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки

1. Фонематическое восприятие:

Предъявление слоговых рядов

Оценка

1*

Ба - па -

Па -ба-

• 5 баллов - точное и правильное

2

Са - за -

За - са -

воспроизведение в темпе предъявления;

3


Жа - ща -

Ща-жа-

• 4 балла - точное воспроизведение в

4*

Са - ша -

Ша - са -

медленном темпе предъявления;

5

‘la - ра -

Ра - ла -

• 3 балла - первый член воспроизводится

6

Ма - на - ма-

На - ма - на -

правильно, второй уподобляется первому

7

Да - та - да -

Та - да - та -

(ба - па - ба - па);

8

Га - ка - га -

Ка - га - ка -

• 2 балла - неточное воспроизведение обоих

9

За - са - за -

Са - за - са -

членов пара с перестановкой слогов, их

10*

Жа - ша - жа-

Ша - жа - ша-

заменой и пропусками:

11

Са - ша - са -

Ша - са - ша-

• 1 балл - отказ от выполнения, полная

12*

Ца - са - ца -

Са - да - са -

невозможность воспроизведения пробы

13

Ча - тя - ча -

Тя - ча - тя -


14*

Ра - ла - ра -

Jla - ра - ла -






2. Артикуляционная моторика:

Выполнение артикуляционных упражнений

Оценка

1*

Губы в улыбке

  • 5 баллов - правильное выполнение движения 3-5 сек, 4-5 раз;

  • 4 балла - замедленное выполнение;

  • 3 балла - замедленное и напряженное выполнение;

  • 2 балла - выполнение с ошибками - длительный поиск позы, объем, темп, точность, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор, посинение органов речи или носо-губного треугольника;

  • 1 балл - невыполнение движения.

2

Губы «трубочкой»

3*

Язык «лопаткой»

4*

Язык «иголочкой»

5

Язык «чашечкой»

6

Щелканье языком

7

«Вкусное варенье»

8

«Качели»

9*

«Маятник»

9*

«Улыбка» - «трубочка»



3. Звукопроизношение:

Обследование звуков

оценка

1

С

Собака - маска - нос

• 5 баллов - норма;

2

С'

Сено - василек - высь

• 4 балла - верно изолировано;

3

3

Замок - коза

• 3 балла - верно изолированно и в начале

4

3’

Зима - магазин

слова;

5

Ц

Цапля - овца - палец

* 2 балла - верно 1 звук из группы;

6

Ш

Шуба - кошка - камыш

• 1 балл - все неверно.

7

Ж

Жук - ножи

8

Щ

Щука - вещи - лещь


9

Ч

Чайка - очки - ночь


10

Р

Рыба - корова - топор


11

Р’

Река - варенье - дверь


12

Л

Лампа - молоко - пол


13

л'

Лето - колесо - соль


14

X

Хлеб - пихта - мох


15

X’

Духи - хитрая


16

К

Кот - рука - сок


17

К’

Кино - руки


18

Г

Голуби - нога


19

Г

Гена - ноги


20

Й

Йогурт - майка - клей




4. Сформированность звуко-слоговой структуры:

Предъявление слов

Оценка

Скакалка

5 баллов - правильное выполнение задания;

Танкист

4 балла - замедленное послоговое

Космонавт

воспроизведение;

Милиционер

3 балла - содружественное проговаривание;

Сковорода

2 балла - искажение звуко-слоговой

Кинотеатр

структуры слова;

Перепорхнугь

1 балл - невыполнение задания.

Кораблекрушение


Аквалангист


Термометр


5. Навыки языкового анализа:

Инструкция

Предъявление задания

Оценка

Сколько слов в предложении?

1

День был теплый.

  • 5 баллов - правильный ответ с первой попытки;

  • 4 балла - правильный ответ со второй попытки;

  • 3 балл - правильный ответ с третьей попытки;

  • 2 баллов - неверный ответ с третьей попытки;

  • 1 балл - не понимание инструкции.

2

Около дома росла высокая береза

Сколько слогов в слове?

3

Дом

4

Карандаш

Определи место звука в слове

5

Первый звук в слове «крыша»

6

Третий звук в слове «школа»

7

Последний звук в слове «стакан»

Сколько звуков в слоне?

8

Рак

9

Сумка

10

Диктант



6. Грамматический строй речи:

Оценка

Предъявление задания

«Послушай и повтори».

1

Птичка свила гнездо.

Оценка:

« 5 баллов - правильное и точное воспроизведение;

4 балла - перестановка слов в предложении без искажения смысла;

2

В саду было много красных яблок.

3 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

3

Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу.

2 балла - пропуск частей предложения искажение смысла и структуры, замена на прямую речь, предложение не закончено;

4

Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно.

 1 балл - не воспроизведение.

5

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

«Исправь ошибки»

6

Дом нарисован мальчик.

Оценка:

5 баллов - выявление и исправление ошибки;

4 балла - незначительные неточности (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка);

7

Собака вышла в будку.

3 балла - ошибка выявлена, аграмматичное исправление:

8

По морю плывут корабль.

2 балла - ошибка выявлена, но не исправлена.

9

Хорошо спится медведь под снегом.

1балл - ошибка не выявлена.

10

Над большим деревом была глубокая яма.

«Составь предложения»,

11

Мальчик, открывать, дверь.

Оценка:

5 баллов - предложение составлено верно;

4 балла - нарушен порядок слов;

12

Сидеть, синичка, на, ветка.

3 балла - пропуски, привнесение, замены слов, аграматизмы, незначительные смысловые неточности:

13

Груша, бабушка, внучка, давать.

  2 балла-смысловая неадекватность

14

Витя,, косить, трава, кролики, для.

1 балл отказ от выполнения задания.

15

Петя, купить, шар, красный, мама.

«Вставь пропущенное слово».

16

Лена наливает чай ... чашки.

Оценка:

5 баллов - правильный ответ;

4 балла - само коррекция;

17

Почки распустились ... деревьях.

3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи:

18

Птенец выпал... гнезда.

2 балла правильный ответ после помощи второго вида:

19

Щенок спрятался ... крыльцом.

1 балл - неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

20

Пес сидит ... конуры.

«Один - дом, а если их .много» то это - дома».

21

Один - стол, а много - это...

Оценка:

5 баллов - правильный ответ;

22

Стул -

4 балла - самокоррекция;

23

Окно -

3 балла - правильный ответ после

24

Звезда -

стимулирующей помощи;

25

Ухо-

2 балла - форма образована неверно; « 1 балл - невыполнение.

«Один- дом, а много чего? - домов».

26

Один - стол, а много чего?

Оценка:

5 баллов - правильный ответ:

4 балла самокоррекция;

27

Стул

3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи:

28

Окно

2 балла - форма образована неверно;

29

Звезда

1 балл невыполнение.

30

Ухо - ...



7. Навыки словообразования:

Инструкция

Предъявляемые задания

Оценка

"У кошки котята, а у ..."

1

козы -

5 баллов - правильный ответ;
4 балла - самокоррекция; 3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла - неверно образованная форма;
1 балл - невыполнение.

2

волка

3

утки

4

лисы

5

льва

6

собаки

7

курицы

8

свиньи

9

коровы

10

овцы

"Кукла из бумаги - она бумажная, а ….."

11

шляпка из соломы

12

горка изо льда

13

варенье из вишни

14

варенье из яблок

15

варенье из сливы

16

кисель из клюквы

17

салат из моркови

18

суп из грибов

19

лист дуба

20

лист осины

"Если днём жара, то день жаркий, а если……..."

21

мороз

22

солнце

23

снег

24

ветер

25

дождь

"У собаки лапа собачья, а у….."

26

кошки

27

волка

28

льва

29

медведя

30

лисы



8. Понимание логико-грамматических конструкций;

Предъявление задания

Оценка

1

Покажи ключ, карандаш.

  • 5 баллов - правильный ответ;

  • 4 балла - самокоррекция;

  • 3 балла ~ правильный ответ после стимулирующей помощи;

  • 2 балла - правильный ответ после помощи второго вида;

2

Покажи карандашом ключ.

3

Карандаш - ключом.

4

Нарисуй круг под крестом.

5

Крест - под кругом.

6

Скажи, что верно: весна бывает перед летом


или лето - перед весной?

7

Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

8

Сашу ударил Коля. Кто драчун?

9

Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

10

Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?















9.Связная речь

Предъявление задания

Оценка

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (4 картинки). Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ


1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов - рассказ соответствует ситуации* имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
4 балла - незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
3 баяла – выпадение - смысловых звеньев, существенное искажение смысла;
2 балла- рассказ не завершен;
1 балл ~~ отсутствует описание ситуации»
2) Критерий лексико-грамматического высказывания:
5 баллон - грамматически правильный рассказ с адекватным использованием лексических средств.
4 балла - без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов;
3 балл - аграмматизмы. далекие смысловые замены:
2 балла - односложные предложения, неадекватное использование лексических средств;
1 балл - рассказ не оформлен,
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов полностью самостоятельная работа;
4 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ - самостоятельно;
3 балла картинки разложены и составлен рассказ со стимулирующей помощью
2 балла - картинки разложены педагогом, рассказ - с помощью:
1 балл - невыполнение даже при наличии помощи.

Послушай рассказ, запомни и перескажи.
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

1) Критерий смысловой целостности:
2 баллов - воспроизведены все смысловые звенья;
1 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
2 балла ~ пересказ неполный, значительные сокращения, искажения смысла.
1 балла - рассказ не завершен, включение посторонней информации;
1 балл - невыполнение;
2) Критерий лексико-грамматического высказывания:
5 баллов - нарушений лексических и грамматических средств нет;
4 балла - аграмматизмов нет. но есть стереотипность высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
3 балла - односложные предложения, неадекватное использование слов;
2 балла - аграмматизмы, повторы;
1 балл - пересказ не доступен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
3 балла - самостоятельный пересказ после первого предъявления:
2 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса);
3 балла - пересказ после повторного прочтения;
1 балл - пересказ по вопросам;
0 баллов невыполнение даже по вопросам.















































Литература

  1. Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием. - М.: МГОПИ. 1993.

  2. Зуева Л.И. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  3. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. - М.: Издательств ГНОМ и Д, 2009.

  4. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. - М.: Издательство ’ГНОМ и Д, 2009.

  5. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях, - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2009.

  6. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. - М.: Издательство ГНОМ и Я 2009.

  7. Комарова Л.А, Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2009.

  8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

  9. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

  10. Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука (л ). - М.: Айрис-пресс,2006.

  11. Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [р]. - М.: Лйрис-пресс\2006,

  12. Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [с]. - М.: Айрис-пресс,2006.

  13. Нищева Н.В. примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  14. Нищева Н.В. Занимаемся вместе,- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

  15. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.

  16. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. - М.: Издательство ГНОМ и Д»,2001.

  17. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

  18. Ткаченко Т. А Фонематические рассказы с картинками. Звук Р. – М, АРКТИ, 2004.

  19. Ткаченко Т. А Фонематические рассказы с картинками. Звук Л. – М, АРКТИ, 2004.

  20. Ткаченко Т. А Фонематические рассказы с картинками. Звук Ль. – М, АРКТИ, 2004.

  21. Ткаченко Т. А Фонематические рассказы с картинками. Звук С, З. – М, АРКТИ, 2004.

  22. Ткаченко Т. А Фонематические рассказы с картинками. Звук Ш, Ж. – М, АРКТИ, 2004.

  23. Ткаченко Т. А Формирование и развитие связной речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д»,2001.