СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УМК "Сферы" Сухорукова Л. Н. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана по ФГОС по УМК "Сферы" автора Л. Н. Сухоруковой, использована программа этих же авторов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УМК "Сферы" Сухорукова Л. Н. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа линии УМК «Биология Сферы» для общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии, авторской программы Л. Н. Сухоруковой, В. С. Кучменко и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:

-Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко - М.: Просвещение, 2015 год.

- Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья. Тетрадь – тренажер 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.

- Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья .Тетрадь – практикум 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.

- Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья. Тетрадь – экзаменатор 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.


Цели курса


Целями биологического образования являются:

- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.


Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Дается определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и их систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит учащимся рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа линии УМК «Биологии-Сферы» (8 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Число учебных часов - 68 (2 ч в неделю) в 8 классе.


Содержание программы


Человек. Культура здоровья.


Раздел 1.Введение (2 часа).


Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов.

Демонстрация. Портреты великих ученых – анатомов и физиологов. Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки раскрывающие черты сходства человека и животных.


Самонаблюдение 1, 2 «Определение оптимальности веса», «Исследование ногтей».


Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- основные признаки строения организма человека

Учащиеся должны уметь:

- узнавать структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и микропрепаратах;

- устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.


Раздел 2. Наследственность, среда, образ жизни – факторы здоровья (7 часов).


Строение организма человека: клетки, ткани, органы. Размножение и развитие. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Наследственные заболевания. Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Методы изучения организма человека. Здоровый образ жизни. Укрепление здоровья человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья человека.


Практическая работа 1 «Состав домашней аптечки».


Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- о влиянии окружающей среды на организм человека;

- приемы рациональной организации труда и отдыха;

- отрицательное влияние вредных привычек.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;

- вести здоровый образ жизни.



Раздел 3. Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 часов).

Строение организма человека .Методы изучения. . Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.


Демонстрация. Схемы и таблицы, иллюстрирующие состав крови и группы крови.


Лабораторная работа 1 «Ткани организма человека»

Лабораторная работа 2 «Строение крови лягушки и человека».

Практическая работа 3 «Изучение результатов анализа крови»


Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- признаки внутренней среды организма;

- признаки иммунитета;

- сущность прививок и их значение.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать между собой строение и функции крови;

- объяснять механизмы свертывания и переливания крови.





Раздел 4. Опорно-двигательная система и здоровье (7 часов)


Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Черты сходства и различия человека и животных.


Демонстрация. Скелет человека, отдельные кости. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при повреждении опорно-двигательной системы.


Лабораторная работа 3 «Химический состав костей»

Самонаблюдение 3 «Определение гибкости позвоночника»

Лабораторная работа 4 «Строение и функции суставов»

Лабораторная работа 5 «Утомление мышц».

Самонаблюдение 4, 5 «Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих органов»

Самонаблюдение 6 «Координация работы мышц»

Самонаблюдение 7 «Выявление плоскостопия»


Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- части скелета человека;

- химический состав и строение костей;

- основные скелетные мышцы человека.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать части скелета на наглядных пособиях;

- находить на наглядных пособиях основные мышцы;

- оказывать первую доврачебную помощь при переломах.


Раздел 5. Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 часов) Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Нейрогумморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Лимфатическая система. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация. Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.

Модели гортани, легких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приемы искусственного дыхания.

Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.

Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.


Лабораторная работа 6 «Саморегуляция сердечной деятельности»

Самонаблюдение 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа»

Практическая работа 2 «Приемы остановки артериального кровотечения»

Лабораторная работа 7 «Функциональные возможности дыхательной системы»

Практическая работа 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам»

Лабораторная работа 8 «Расщепление веществ в ротовой полости»

Практическая работа 5 «Составление суточного пищевого рациона»

Самонаблюдение 9 «Определение достаточности питательных веществ»

Практическая работа 7 «Измерение температуры тела».

Самонаблюдение 10 «Температурная адаптация кожных рецепторов»


Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- существенные признаки транспорта веществ в организме;

- органы дыхания, пищеварения, выделения, покровы тела их строение и функции;

- гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний, работы органов пищеварительной, выделительной системы, кожи;

- гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой;

- особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

- роль витаминов;

Учащиеся должны уметь:

- различать и описывать органы кровеносной, лимфотической, дыхательной, пищеварительной, выделительной систем;

- измерять пульс и кровяное давление;

- оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях, спасении утопающего, отравлении угарным газом, при тепловом и солнечном ударе;

- характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы;

- выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии;

- объяснять механизм терморегуляции;




Раздел 6. Репродуктивная система и здоровье (3 часа).

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Влияние вредных привычек на развитие организма.



Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

-строение и функции органов половой системы человека;

- основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.




Раздел 7. Системы регуляции жизнедеятельности и здоровья(7 часов).

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Демонстрация: Схемы строения эндокринных желёз. Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желёз. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс: проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга и головного мозга. Значение коры больших полушарий.


Демонстрация. Модели головного мозга. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.


Лабораторная работа 9 «Строение головного мозга»


Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- роль регуляторных систем; механизм действия гормонов.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной и нервной системы.


Раздел 8. Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 часов). Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Демонстрация. Модели органов чувств.

Самонаблюдение 11, 12 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», «Работа хрусталика»


Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- роль анализаторов в организме человека;

- механизм действия анализаторов.

Учащиеся должны уметь:

- Соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.



Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

- планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

- работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

- выделять главные и существенные признаки понятий;

- составлять описание объектов;

- составлять простой и сложный план текста;

- осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

- выявлять причинно-следственные связи;

- работать со всеми компонентами текста;

- оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Личностные результаты обучения.

- формирование ответственного обучения к учению, труду;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

- формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

- формирование основ экологической культуры.

Резервное время - (1 час)




Учебно- методическое обеспечение учебного процесса

1. Печатные пособия:


1. Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы / Л. Н. Сухорукова,В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева. – М.: Просвещение 2012 год


2. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С., Дмитриева Е. А. Биология. Человек. Культура здоровья. Методические рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2012 год


3. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко - М.: Просвещение, 2015 год.


4. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья.Тетрадь – тренажер 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.


5. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья .Тетрадь – практикум 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.


6. Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. Цехмистренко Биология. Человек. Культура здоровья.Тетрадь – экзаменатор 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений / Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С. - - М.: Просвещение, 2015 год.




2. Интернет-ресурсы:


1. Программа по биологии.- Режим доступа: http://spheres.ru/biology/method/pk.php

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа:http://school-collection.edu.ru

3. Электронные приложения к учебникам/ - Сухорукова Л. Н. , Кучменко В.С., Колесникова И. Я. Биология Человек. Культура здоровья. 8 класс: электронное приложение к учебнику.





Тематическое планирование


№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

практические и лабораторные работы

контрольные работы

1.

Раздел 1. Введение.

2

С/н 1, 2 «Определение оптимальности веса», «Исследование ногтей»


2.

Раздел 2. Наследственность, среда, образ жизни – факторы здоровья

7

п/р 1 «Состав домашней аптечки»


3.

Раздел 3. Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 часов).


7

Л/р 1 «Ткани организма человека»

Л/р 2 «Строение крови лягушки и человека».

П/р 3 «Изучение результатов анализа крови»


4.

Раздел 4. Опорно-двигательная система и здоровье

7

Л/р 3 «Химический состав костей»

С/н 3 «Определение гибкости позвоночника»

Л/р 4 «Строение и функции суставов»

Л/р 5 «Утомление мышц».

С/н 4, 5 «Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих органов»

С/н 6 «Координация работы мышц»

С/н 7 «Выявление плоскостопия»


5.

Раздел 5. Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья

28

Л/р 6 «Саморегуляция сердечной деятельности»

С/н 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа»

П/р 2 «Приемы остановки артериального кровотечения»

Л/р 7 «Функциональные возможности дыхательной системы»

П/р 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам»

Л/р 8 «Расщепление веществ в ротовой полости»

П/р 5 «Составление суточного пищевого рациона»

С/н 9 «Определение достаточности питательных веществ»

П/р 7 «Измерение температуры тела».

С/н 10 «Температурная адаптация кожных рецепторов


6.

Раздел 6. Репродуктивная система и здоровье (3 часа).


3



7.

Раздел 7. Системы регуляции жизнедеятельности и здоровья

7

Л/р 9 «Строение головного мозга»


8.

Раздел 8. Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

6

С/н 11, 12 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», «Работа хрусталика»

Итоговая работа

9.

Резерв

1




итого

68

Лабораторные работы – 9

Практические работы -7

Самонаблюдения -12





ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ. 8 КЛАСС»

Планирование составлено на основе программы курса «Человек. Культура здоровья. 8 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Общее число часов – 68, в неделю – 2 часа.


урока

Содержание

Дата

проведения

Оборудование

урока

Основные виды

учебной деятельности

(УУД)

Домашнее

задание

план

факт

1. Введение (2 ч)

1


1.Науки об организме человека.



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

Предметные умения: должны знать основные науки, изучающие человека, его строение и процессы жизнедеятельности; методы изучения человека.

Метапредметные универсальные учебные действия: общеучебные – владеть приемами работы с информацией: осуществлять поиск, отбор источников необходимой информации и её систематизацию; формулировать проблему; осваивать приемы исследовательской деятельности; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

коммуникативные:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; составлять план ответа; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: проявление интереса к изучению природы; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности.

с. 3-4,

§1 с. 8-9

тр.

с. 4 №1-4


2

2. Культура здоровья – основа полноценной жизни.


С/н 1, 2 «Определение оптимальности веса», «Исследование ногтей».



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§ 2

с.10-11,

тр. с.12 №1

2. Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч)

3

1. Клетка – структурная единица организма.



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

Предметные умения: должны знать основные признаки организма человека; уметь узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и в микропрепаратах; устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функцией клеток тканей, органов и их систем; должны уметь называть основные группы тканей человека, сравнивать их и делать выводы на основе их сравнения; должны уметь объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

Метапредметные универсальные учебные действия: общеучебные: владеть приемами работы с информацией; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание;, обмениваться мнениями в паре; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; составлять план ответа.

Личностные: признание высокой ценности здоровья своего и других людей;

осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, значение семьи в жизни человека.




§3 с.14-15

Тр.

с.4 №5,6, с.8 №1, с.12 №2


4

2. Соматические и половые клетки. Деление клеток.



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§4с.16-17

Тр.

с. 4 №7,8, с. 5 №10-13,

с. 6№ 1,2

с. 9№2,4

с.11 №1

с.13 №3

5

3. Наследственная информация и ее носители.



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§5 с.18-19

Тр.

с.4 №9,

с.5 №14, с.6 №3с.9 № 3

6

4. Наследственная и ненаследственная изменчивость.



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§6

с. 20-21

С.7 №4, с.10№5,6, с.11№2, с.13№3

7

5. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§6

с. 20-21

С.7 №4, с.10№5,6, с.11№2, с.13№3

8

6. Факторы окружающей среды и здоровье.


П/р 1 «Состав домашней аптечки»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§8 с.24-25

Тр. с.5№15,

С.7№6,

С.10№7


9

7. Образ жизни и здоровье.



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§9 с.26-27


3. Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)

10

1. Компоненты организма человека.


Л/р 1 «Ткани организма человека»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

Предметные умения: должны уметь называть особенности строения и работы нервной и эндокринной системы; уметь давать понятие – рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс; называть особенности строения и работы нервной системы; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной и эндокринной системы; уметь называть составляющие внутренней среды организма, крови, плазмы; объяснять проявление иммунитета у человека, использовать приобретенные знания для профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

Метапредметные универсальные учебные действия: общеучебные: владеть приемами работы с информацией;

осваивать приёмы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства в дискуссии для аргументации своей позиции;

регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником; выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; выполнять лабораторную работу; формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того что ещё не известно.

Личностные: проявления любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.







§10

с.30-31, тр. с.16№1

с.17№2,

с.18№1,2 с.23№1

11

2. Строение и принципы работы нервной системы



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§11

с.32-33

тр. с.14№1,2,

с.17№3,

с.18№3,4,

с.23№2, с.24№3

12

3. Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§12

с.34-35

тр.

с.14 №3-5,С17№4,

с.19 №5,

с. 24№4

13

4. Внутренняя среда организма. Состав крови



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§13 с.36-37

тр. с.14№6,7,

с.15№10,

11,

с. 25 №5


14

5. Форменные элементы крови. Кроветворение.


Л/р 2 «Строение крови лягушки и человека».

П/р 3 «Изучение результатов анализа крови»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§13 с.36-39

тр.

с.15№8,9,12-14,

с.19№6,7,

с.20№8,

с.21№6.


15

6. Иммунитет



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§14 с.40-41

тр.

с.15№16,17,

с.22№3


16

7. Иммунология и здоровье



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§15 с.42-43

Тр.

с.20№9,

с.21№10,

с.25№7


4. Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)

17

1. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей.


Л/р 3 «Химический состав костей»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

Предметные умения: должны уметь называть особенности строения скелета человека; функции опорно-двигательной системы, причины нарушения осанки, развитие плоскостопия; распознавать в таблицах основные части скелета; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей; описывать строение мышц, нарушение осанки различной степени, приёмы оказания первой медицинской помощи при травмах.

Метапредметные универсальные учебные действия: общеучебные: владеть приемами работы с информацией;

осуществлять поиск, сбор источников необходимой информации и её систематизации; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно исполнять поручения учителя; планирование – составлять план ответа; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, а так же работу одноклассников.

Личностные: проявления любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, понимание значения семьи в жизни человека.

§16 с.46-48

тр.

с.26№1,7,

с.32№1



18

2. Общее строение скелета. Осевой скелет.

С/н 3 «Определение гибкости позвоночника»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§17 с.48-49

тр.

с.26№1,3-5,8,

с.27№1,2,

с.28№3,

с.32№2

с.33№1,

с.35№3.

19

3. Добавочный скелет. Соединение костей.


Л/р 4 «Строение и функции суставов»




учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§18 с.50-51

Тр.с.27№2, с.34№2.


20

4. Мышечная система. Строение и функции мышц


Л/р 5 «Утомление мышц».

С/н 4, 5 «Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих органов»




учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§19 с.52-53

тр.

с26№9,

с.27№10,

с.28№4,5.

21

5. Основные группы скелетных мышц.


С/н 6 «Координация работы мышц»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§20 с.54-55

Тр.

с.29№6,

с.31№6,7

22

6. Осанка. Первая помощь при травмах скелета.


С/н 7 «Выявление плоскостопия»




учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§21 с.56-57

23

7. Обобщающий урок



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

с. 58

Тр.

с.33№1,3

с.34№2


5. Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч)

24

1. Строение сердечно-сосудистой системы



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие


Предметные умения: должны уметь давать определение понятиям аорта, артерии, вены капилляры, распознавать и описывать систему органов кровообращения, систему лимфообращения, устанавливать взаимосвязь; называть органы дыхания, пищеварения, выделения; характеризовать сущность биологического процесса пищеварении, дыхания, выделения; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, пищеварения, выделения; должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ.

Метапредметные универсальные учебные действия: общеучебные: владеть приемами работы с информацией;

осваивать приёмы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства в дискуссии для аргументации своей позиции;

регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником; выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; выполнять лабораторную работу; формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того что ещё не известно.

Личностные: проявления любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания; владения интеллектуальными и творческими способностями.





















































§22

С.60-60

Тр.с.

36№1-3

с.39№1,2

с.51№1


25

2. Работа сердца.


Л/р 6 «Саморегуляция сердечной деятельности»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§23

с.62-63

Тр.

с.36№4,5

с.40№3, с.45№4


26

3. Движение крови по сосудам.


С/н 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§24

с.64-65

Тр.

с.44№1

с.45№3


27

4. Регуляция кровообращения



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§25

с.66-67тр.

с.52№3

28

5. Первая помощь при обмороках и кровотечениях.


П/р 2 «Приемы остановки артериального кровотечения»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§26

с.68-69

Тр.

с.40№4,с.45№5

с.51№2

29

6. Лимфатическая система



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§27

с.70-71

Тр.

с.40№5


30

7. Строение и функции органов дыхания



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§28

С.72-73

Тр. с.36№6,7

с.41№6

с.52№4

31

8. Этапы дыхания. Легочные объемы



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§29

с.74-75

Тр.

с.37№8

с.41№ с.42№9


32

9. Регуляция дыхания.

Л/р 7 «Функциональные возможности дыхательной системы»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§30

с.76-77

с.41№8

33

10. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания.


П/р 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам»




учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§31

с.78-79

34

11. Обобщающий урок по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

с.59-79

Тр.

с.49№1

с.51№1

с.44№17

35

12. Обмен веществ. Питание. Пищеварение



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§32

с.80-81


36

13. Органы пищеварительной системы



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§33

с.82-83

Тр.

с.37№9,

с.42№10,

с.46№6

37

14. Пищеварение в ротовой полости.

Л/р 8 «Расщепление веществ в ротовой

полости»




учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§34 с.84-85

Тр.

с.46№7,8

38

15. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§35

с.86-87

Тр.

с.37№12

С.42№11

С.43№12

С47№9

39

16. Пищеварение в кишечнике. Барьерная роль печени



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§36

с.88-89

Тр.

с.37№13,14

с.42№11

с.43№12

с.47№10

40

17. Регуляция пищеварения



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§37

с. 90-91


41

18. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§38

с.92-93

Тр.с.38№16

с.43№13


42

19. Витамины и их значение для организма



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§ 39

с.94-95

с.38№18

с.43№14

с.48№11

с.50№3

43

20. Культура питания. Особенности питания детей и подростков.


П/р 5 «Составление суточного пищевого рациона»

С/н 9 «Определение достаточности

питательных веществ»




учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§40

с.96-97


44

21. Пищевые отравления и их предупреждение.


П/р 6 «Определение качества пищевых продуктов»





учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§41

с.98-99

Тр.

с.38№19,

с.53№5

45

22.Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

с. 82-99

Тр.

с.47

№9,10

с.53№6

46

23. Общая характеристика выделительной системы. Мочевыделительная система. Строение почек



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§42

с.100-101

Тр.

с.38№20,21

с.48№12,13

47

24. Мочеобразование и его регуляция



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§42

С.102-103

Тр.

с.38№20,22

с.49№14

48

25. Строение и функции кожи



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§43

с.104-105

Тр.

с.39№23, с.43№15

с.49№15

49

26. Культура ухода за кожей. Болезни кожи





учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§44

с.106-107

50

27. Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание.


П/р 7 «Измерение температуры тела».

С/н 10 «Температурная адаптация кожных рецепторов





учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§45

с.108-109


51

28. Обобщающий урок по теме «Строение и функции выделительной системы»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

с.110

Тр.

с.44№17

с.48№13

с.50№2

6. Репродуктивная система и здоровье (3 ч)


52

1. Строение и функции репродуктивной системы




учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

Предметные умения: должны уметь называть особенности строения мужской и женской половой систем; распознавать и описывать в таблицах женскую и мужскую половую системы, органы женской и мужской половых систем; объяснять причины наследственности, использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Метапредметные универсальные учебные действия: общеучебные: владеть приемами работы с информацией;

осуществлять поиск, сбор источников необходимой информации и её систематизации; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно исполнять поручения учителя; планирование – составлять план ответа; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, а так же работу одноклассников.

Личностные: проявления любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, понимание значения семьи в жизни человека.

§46

с.112-113

53

2. Развитие ребенка. Рождение



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§47

с.114-115

Тр.

с.54№7,8

с. 55№2,9,10

с.56№1,2

с.57№3

с.58№2,3

с.59№2

54

3.Репродуктивное здоровье




учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§48

с.116-117

Тр.

с.56№3

с.57№1


7. Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)

55

1. Центральная нервная система. Спинной мозг



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

Предметные умения: должны уметь называть отделы нервной системы их функции; знать роль регуляторных систем, механизм действия гормонов; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организмов, роль нервной системы и гормонов в организме;

Метапредметные универсальные учебные действия: общеучебные: владеть приемами работы с информацией;

осуществлять поиск, сбор источников необходимой информации и её систематизации; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно исполнять поручения учителя; планирование – составлять план ответа; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, а так же работу одноклассников.

Личностные: признание высокой ценности здоровья своего и других людей;

осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, значение семьи в жизни человека.



§49

с.120-121

Тр.

с.60№1,2

с.61№1,

с.62№1,

с.67№1

56

2. Головной мозг: задний и средний мозг



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§50

с.122-123

с.60№4,5

с.61№1,3

с.66№1,2

с.68№2

57

3. Промежуточный мозг. Конечный мозг.


Л/р 9 «Строение головного мозга»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§51

с.124-125

Тр.

с.61№3

с.63№2,3

с.68№2

58

4. Соматический и вегетативный отделы нервной системы



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§52

с.126-127

с.62№4,

с.64№5,

с.65№5

59

5. Эндокринная система. Гуморальная регуляция



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§53

с.128-129

Тр.

с.61№2,

с.65№7

60

6. Строение и функции желез внутренней секреции



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§54

с.130-131

Тр.

с.60№6-8,

с.61№9,

10

с.65№8,9


61

7. Обобщающий урок



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

с. 132

Тр.

с.67№1,3

с.68№2

с.69№3

8. Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 ч)

62

1. Органы чувств. Анализаторы



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

Предметные умения: должны уметь давать определения понятиям орган чувств, рецептор, анализатор; называть органы чувств человека, анализаторы, особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов; характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Метапредметные универсальные учебные действия: общеучебные: владеть приемами работы с информацией;

осуществлять поиск, сбор источников необходимой информации и её систематизации; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно исполнять поручения учителя; планирование – составлять план ответа; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, а так же работу одноклассников.

Личностные: проявления любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, понимание значения семьи в жизни человека.

§55

с.134-135

Тр.

с.71№1,2

с.73№1

63

2. Зрительный анализатор.


С/н 11, 12 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», «Работа хрусталика»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§56

с.136-137

Тр.

с.70№1-6

с.73№5

с.74№2

с.77№1,2

64

3. Слуховой и вестибулярный анализаторы.


С/н 13 «Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§57

с.138-139

с.70№7,8

с.71№9

с.74№4

с.78№3

с.79№2

65

4. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы.


Л/р 10 «Значение органов осязания»



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§58

с.140-141

Тр.

с.72№3,4

с.75№5,6

с.76№7

с.79№3

66

5. Гигиена органов чувств



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

§59

с.142-143

тр.

с.73№5,6

с.74№3, подготовка к итогово-му тести-рованию

67

6. Учетно-проверочный. Итоговая проверка



учебник, тетрадь- практикум. тетрадь-тренажер, тетрадь экзаменатор, электронное пособие

нет

Резерв (1 ч)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!