Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №1133»
_______________________________________________________________________________
121609 Москва, Крылатские холмы 15, корп.1,
телефон (495) 413-02-24
факс (495) 413-02-24 e-mail: [email protected]
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ Школа №1133
_____________В.Л. Ковшов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная практика по русскому языку
3 класс
Учитель (Репникова Зинаида Анатольевна)
Москва 2016 г
Рабочая программа по курсу «Образовательная практика по русскому языку» в 3 классе(в соответствии с ФГОС)
Рабочая программа на 2016 – 2017 учебный год составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитываются индивидуальные психофизиологические возможности обучающихся.
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит «Образовательная практика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Образовательной практике”. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “ Образовательной практике по русскому языку ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Образовательная практика по русскому языку ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “ Образовательная практика по русскому языку ” ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
II. Цель курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
•развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
•приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
•пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
•развитие мотивации к изучению русского языка;
•развитие творчества и обогащение словарного запаса;
•совершенствование общего языкового развития учащихся;
•углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
•воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
•развивать смекалку и сообразительность;
•приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
•развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
•учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы “ Образовательная практика по русскому языку ”
2кл. «Секреты орфографии»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Занимательная лингвистика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
•занимательность;
•научность;
•сознательность и активность;
•наглядность;
•доступность;
•связь теории с практикой;
•индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий:
•практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
•анализ и просмотр текстов;
•самостоятельная работа по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
•игровая;
•теоретическая;
•практическая.
V. Основные методы и технологии
•развивающее обучение;
•технология обучения в сотрудничестве;
•коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут
VI. Планируемые результаты.
Личностные результаты
•эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
•чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
•любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
•интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
•интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
•интерес к изучению языка;
•осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
•самостоятельно формулировать тему и цели урока;
•составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
•работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
•в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
•перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
•пользоваться словарями, справочниками;
•осуществлять анализ и синтез;
•устанавливать причинно-следственные связи;
•строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
•высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3класса.
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
3 класс «Занимательное словообразование»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | | Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. | 1 ч. | Соотносить звук и соответствующую ему букву. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. |
2 | | Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. | 1 ч. | Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твёрдости (без терминологии). Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных. Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, ю, я). Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука. |
3 | | Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. | 1 ч. | Моделировать звуковой состав слова. Контролировать этапы своей работы. Оценивать процесс и результат выполнения задания. |
4 | | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. | 1 ч. | Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ( с –з, ш – ж, з – ж, р – л, ц – ч и т.д.). |
5 | | Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются Игра – сказка “Пропавшие имена”. | 1 ч. | Освоение знаний о звуках, знаково-символической системе. Осмысление особенностей звуков и их свойств. Осознание значимости мира звуков для человека. |
6 | | Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки” | 1 ч. | Осмысление понятий «слово», «знак», «знак-символ». Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром. |
7 | | Грамматическое домино”. Игры Деда Буквоеда. | 1 ч. | Освоение знаний о звуках, знаково-символической системе. Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. Приобретать опыт в распознавании условных обозначений звуков речи. |
8 | | Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)” | 1 ч. | Переводить слово звучащее в слово написанное. Осуществлять контроль своих действий при обозначении звуков буквами при письме. |
9 | | Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”праздничный урок. Обобщение изученного материала. | 1 ч. | Формирование умения строить предложение, устанавливать связь между словами и предложениями. |
10 | | Легкие головоломки. Технология составление головоломок. | 1 ч. | Формировать умения устанавливать связь слов в предложении. Ставить вопросы к главным членам предложения. |
11 | | Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. | 1 ч. | Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Произносить слова с делением на слоги. Составлять предложения по картинке с употреблением слов разной слоговой структуры. |
12 | | Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. | 1 ч. | Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого. Сравнивать и практически различать предложения и группы слов, не составляющие предложения |
13 | | «Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). | 1 ч. | Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове. Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма) |
14 | | Играем в загадки. Технология составления загадок. | 1 ч. | Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове. Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма) |
15 | | Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения” | 1 ч. | Наблюдать над ролью словесного ударения в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Работать с орфоэпическим словарём. Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове. Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. |
16 | | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | 1 ч. | Наблюдать над ролью словесного ударения в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Работать с орфоэпическим словарём. Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове. Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. |
17 | | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | 1 ч. | Наблюдать над ролью словесного ударения в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Работать с орфоэпическим словарём. Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове. Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. |
18 | | Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. | 1 ч. | Работать с орфографическим словарём. |
19 | | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | 1 ч. | Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука. Контролировать свои действия при письме при обозначении мягких согласных звуков, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). |
20 | | Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | 1 ч. | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных |
21 | | Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. | 1 ч. | Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. |
22 | | Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово” | 1 ч. | Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. |
23 | | Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов) | 1 ч. | Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова. Устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных в конце слова. Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными. Сравнивать произношение и обозначение на письме глухих парных согласных перед гласными. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова. Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова в двусложных словах и в объяснении правописания этих слов. Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Наблюдать за особенностями стихотворного текста, загадок. |
24 | | Приключения в стране “Имя существительное”. | 1 ч. | Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. |
25 | | Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. | 1 ч. | Различать проверочное и проверяемое слова Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова. Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова в двусложных словах. С безударными гласными и в объяснении правописания этих слов. Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, при правописании безударной гласной вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Наблюдать за особенностями стихотворного текста, загадок |
26 | | Приключения в стране “Имя прилагательное”. | 1 ч. | Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. |
27 | | Дружба имени существительного с прилагательным | 1 ч. | Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. |
28 | | Дружба имени существительного с именем прилагательным. | 1 ч. | Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. |
29 | | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! | 1 ч. | Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. |
30 | | Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” | 1 ч. | Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл. Находить слова, близкие по значению. Составлять словосочетания. Выделять междометия в речи. Осознавать роль междометий в речи. Называть примеры междометий. Составлять предложения с междометиями. Объяснять значение фразеологизмов. Составлять предложения с фразеологизмами. Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле. |
31 | | Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. | 1 ч. | Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл. Находить слова, близкие по значению. Составлять словосочетания. Выделять междометия в речи. Осознавать роль междометий в речи. Называть примеры междометий. Составлять предложения с междометиями. Объяснять значение фразеологизмов. Составлять предложения с фразеологизмами. Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле. |
32 | | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | 1 ч. | Называть признаки родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к данному слову. Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова). Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу. Находить в тексте образные сравнения. Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл. Составлять предложения с заданными словами. Подбирать слова в рифму. |
33 | | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | 1 ч. | Называть признаки родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к данному слову. Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова). Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу. Находить в тексте образные сравнения. Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл. Составлять предложения с заданными словами. Подбирать слова в рифму. |
34 | | Крылатые слова и выражения. | 1 ч. | Называть признаки родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к данному слову. Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова). Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу. Находить в тексте образные сравнения. Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл. Составлять предложения с заданными словами. Подбирать слова в рифму. |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол методического объединения Заместитель директора по
УВР____________(расшифровка подписи)
№0 от 00.00.0000.
Дата Дата