СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Уроки здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа расчитана на внеурочную деятельность в 1-4 классах; 4 года обучения.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа "Уроки здоровья"»

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ



Рабочая программа курса «Уроки здоровья»

Составитель: Алиева Наталья Петровна. Учитель начальных классов МБОУ Кротовская СОШ

Пояснительная записка

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров и всегда будешь таким, поэтому не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье-это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Быть здоровым, значит нужно иметь определенные знания, умения и навыки в области гигиены, здорового образа жизни, медицинской помощи, нужно научиться не вредить своему организму.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;

  2. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  3. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  4. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  5. - провалы в существующей системе физического воспитания;

  6. - интенсификация учебного процесса;

  7. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  8. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  9. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Уроки здоровья.»

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Материал программы представлен в пяти разделах:

-Введение. Человек как продукт эволюции.

-Природа и человек.

-Человек и его здоровье.

-Культурно-гигиенические основы здоровья.

-Нравственно-духовные основы здорового образа жизни.

Изучение этих важных тем начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне. Постепенно с 1 по 4 класс учебный материал углубляется и усложняется в соответствии с психофизическим развитием учащихся.Изложение учебного материала желательно осуществлять с использованием элементов проблемного обучения, давая возможность учащимся развивать логическое и творческое мышление. Раскрывая ту или иную тему, необходимо опираться на чувственное восприятие, индивидуально возникающие ощущения, посредством природных мыслеобразов(воображаемые картины природы)-вода,солнце,облака,деревья...,народных сказок и поговорок, иллюстраций и картин, опорных символов и «волшебных слов, а также с использованием других наглядных пособий и технических средств обучения.

Данная программа строится на принципах:

  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;

  • психогимнастика;

  • игра.

  • Чтение стихов сказок, рассказов.

  • Рисование и лепка.

  • Разучивание стихов, песен.

  • Упражнения на релаксацию.

Программа рассчитана на детей 6.5-10 лет, реализуется за 4 года.

Режим проведения занятий-1 раз в неделю

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня, соблюдать режим дня,питания,двигательной активности.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;

  • причины некоторых заболеваний;

  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

  • что такое здоровый образ жизни,

  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

  • Правила поведения с разными людьми, их выражение чувств

















Планируемые результаты

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий

на разных этапах реализации программы
«Уроки здоровья» в начальной школе.

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


1. Понимание особой роли здоровья и способов его сохранения и укрепления.

2. Иметь представление об органах и частях тела человека.

3.Применять навыки межличностной коммуникации.

4.Осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

5.Освоение доступных способов безопасного поведения .

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Оценивать результаты деятельности (своей и чужой)

Находить ошибки и устанавливать их причины.

.




1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Поиск необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств


1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать в паре.

Использовать вербальные (вижу, слушаю, спрашиваю) и невербальные (мимика, жесты, позы) способы коммуникации.






1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважительное отношение

к своей семье,

к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и людей с точки зрения общечеловеческих норм.

Оценивать свои и чужие поступки

Анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.






Список литературы



Обязательная литература



для учителя:

  1. Мельничук В.М. «Я и мое здоровье» Методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии, 2 класс, 2005

Дополнительная литература



для ученика и учителя:

  1. 2.Буянов Н. «Я познаю мир» Детская энциклопедия: Медицина. М., ТКО «АСТ», 2003.

  2. Игры – обучение, тренинг, досуг… М.: «Новая школа», 2004.

  3. 3.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1998.

  4. Дами Э. Тело человека, как мы устроены. Белфаст, 1997.

  5. .4. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2004. - 207 с.








Содержание курса.

«Уроки здоровья»



1 класс (33часа)



1.Введение. Человек как продукт эволюции (1 час)



Рождение жизни на Земле

Понятие о человеке. Как, где и когда появились на Земле наши предки?



II.Природа и человек (1 ч.)



Человек – дитя живой природы. Организм и окружающая среда. Когда болеет природа, болеет и человек.



III.Человек и его здоровье (24 ч.)



Я- человек (2 ч.)

  1. Из чего мы сделаны. Анатомическое строение тела: внутренние органы, части тела.

  2. Здоровье- это когда ты весел и все у тебя получается. Понятие о здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым. Понятие о здоровом образе жизни. Здороваться не будешь- здоровья не получишь. Волшебные слова.



Биоритмы (2 ч)

  1. Режим дня- это… Можно ли быть всегда бодрым и работоспособным. Обсуждаем и составляем режим дня первоклассника.

  2. Сон- этот волшебник сон. Для чего человек спит. Во сне происходит отдых организма, восстановление сил, оздоравливание, а дети растут. Сколько надо спать, чтобы организм человека восстановился. Что надо делать, какие мероприятия проводить, чтобы сон был крепкий.





Питание (4ч)

  1. Для чего я ем. Человек ест для роста и развития, для получения энергии, для здоровья. Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть.

  2. Питаться надо правильно. Гигиена питания. Питание и здоровье. Переедание. Разнообразное питание. Приятного аппетита.

  3. Еда для здоровячков и еда для хлюпиков. Продукты, которые едят в стране здоровья.

  4. Обобщение знаний.





Быть в движении – значит укреплять здоровье (5 ч)

  1. Наше сердце. На что похоже наше сердце. Что оно из себя представляет? Какое оно внутри? Какой сосед есть у сердца (легкое). Как почувствовать свое сердце? Работа сердца. Что такое пульс? Определение частоты сердечных сокращений.

  2. Кровь- путешественница Что такое кровь? Живая вода- сказка или быль? Какого цвета кровь? Когда кровь ярко- красная, когда темно- красная? Как остановить кровотечение?.

  3. Без чего нельзя и дня прожить? Тренировка сердца. Свежий воздух и движение. Позанимался- отдохни. Сколько часов в сутки вы двигаетесь. Активные перемены. Игры подвижные и спортивные.

  4. Вредные привычки. Компьютерные игры и телевизор.

  5. Оформление и ведение карты физического состояния.

Осанка по заказу (2 ч)

  1. Дерево жизни. Позвоночник. Его строение и функции. Защита жизненных органов. Спинной мозг- основа движения. Связки и хрящи. Гибкость позвоночника. Физические упражнения на гибкость. Правила их выполнения. Как правильно сидеть, спать, передвигаться.

  2. Что такое правильная осанка. Осанка человека. В чем она проявляется и от чего зависит. Привычка правильно держать своё тело. Красивая и стройная фигура человека. Способы определения правильной осанки, физические упражнения на формировании осанки. Упражнения при начальной стадии искривления позвоночника.



Если хочешь быть здоровым (всё о закаливании) (6ч)

  1. Охлаждение и перегревание. Какая бывает погода. Как одеться по погоде. Как защищается организм от охлаждения и перегревания. Гусиная кожа. Покраснения кожи. Закаливание воздухом.

  2. Солнышко обогрей, освети и защити. Больше гуляй на улице в любую погоду. Солнечные лучи убивают микробы, вирусы.

  3. Вода волшебница. Закаливающее действие воды. Водные процедуры: умывание, обтирание, мытье ног, душ, купание в открытом водоёме. Основные правила купания в водоёмах. С чего начинаю закаливаться?

  4. Общие закаливающие мероприятия в повседневной жизни первоклассника. Правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, рациональная одежда, воздушный и температурный режим в классе и дома, проветривание помещений.



Самочувствие, активность, настроение (3ч)

  1. Что такое эмоции? Эмоции приятные и неприятные, их отличия. Плохое и хорошее настроение, как оно выражается? Релаксация (расслабление). Игры и упражнения на релаксацию.

  2. Улыбайтесь! Здоровье-это когда ты весел. Волшебные слова. Арттерапия. Рефлексия.





IVКультурно-гигиенические основы здоровья (2 ч)

  1. Микробы. Что такое микробы? Микробы- друзья, микробы- враги. Пути проникновения микробов в тело человека. Где любят жить микробы.

  2. Уроки Мойдодыра. Мыло и мыльные пузыри. Что такое хорошо и что такое плохо. Не мешайте мне трудиться. Как проникают микробы в организм. Почему надо мыть руки 100 раз в день?



V. Нравственно- духовные основы здорового стиля жизни (5

ч)



Человек в семье

История моей семьи. Мое имя : что оно означает, кто и почему меня так называет? У кого будет отчество? Что означает моя фамилия? Что такое честь фамилии? Моя родословная. Почему я похож на маму, папу.



Уважение и открытость людям, залог здоровья. Мы - знакомые, одноклассники, друзья.

1)Мы- знакомые, одноклассники. Приятели. Друзья. Лексическое толкование этих слов. Примеры данных отношений. Психологические игры и упражнения. Волшебные слова. Рефлексия.

2)Вредные привычки. Скверные слова, ложь, клевета, кража. По секрету всему свету. Никто не любит ябед. Психотехнические игры и упражнения. Волшебные слова. Рефлексия.

3)Споры не ссоры. Что такое спор, дискуссия? Спорь по правилам. Не спеши сказать сам, выслушай другого. Криком спор не разрешить. Психотехнические игры и упражнения. Рефлексия.



2 класс (34 ч

I.Введение .Человек как продукт эволюции (1 ч )

Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем море, выход организмов на сушу. Эпоха динозавров. Птицы и звери прошлого. Первобытный человек. Появление человека современного типа.

II.Природа и человек (1 ч )

Природные силы и человек. Солнце, Луна, звезды. Поклонение Солнцу в древности. Луна – твое любимое вечернее светило. Звезды, которые всегда над тобой. Влияние небесных светил на организм человека.

III.Человек и его здоровье (23 ч )

Я – человек. (2 ч )

  1. Познай себя. Организм человека. Функция основных органов и систем. Всему начало – клетка.

  2. Всем кто хочет быть здоров. Здоровье – что это такое? Что мешает быть здоровым? Загрязнение среды обитания, «мышечная тоска» .вредные привычки. Образ жизни и здоровье. Что такое образ жизни?



Биоритмы (2 ч )

1.Твой режим дня. Что такое режим дня. Как правильно его спланировать и организовать. Учащиеся самостоятельно составляют режим дня. Обсуждаем, выбираем правильный.

2.Пять дел перед сном. Памятка перед сном: успокойся, проветри комнату, умойся. Почисти зубы. Вымой ноги. Выпей стакан теплого молока или отвар успокоительных трав. Всем пожелай доброй ночи. Как «правильно просыпаться». Как поддерживать бодрое , рабочее состояние после сна.



Питание (4 ч )

1.Пищеварение: путешествие в тайну моего здоровья .Органы пищеварения Белки, жиры и углеводы – строительный материал организма. Здоровое меню. Злые продукты.

2.Несколько слов о правилах хорошего тона. Культура питания. Какими столовыми приборами пользоваться. Поведение за столом.

3.Витамины, витамины…для чего нужны витамины? Лучшие витамины из аптеки – природа. Продукты , богатые витаминами. Как лучше всего сохранить витамины в продуктах питания.

4Обобщение знаний.



Быть в движении – значит укреплять здоровье (5 ч )



1.Программа здорового сердца. Тайны человеческого сердца. Что такое артериальное давление? Питание и здоровое сердце. Будь добр ко всем ; понятие о стрессах. Определение артериального давления.

2.Для чего нужна кровь? Сердце и кровеносная система. Какого цвета кровь. Венозная и артериальная . как понимается выражение «голубая кровь»? Где находится кровь в нашем теле?

3.Жизнь – это движение. Ходьба, бег. Почему необходимо делать зарядку? Упражнения. Полезные для сердца. Подвижные игры. Контроль за состоянием организма по внешним и внутренним признакам.

4.Вредные привычки. « Сидячий образ жизни» - как понимаете. Курение, алкоголь и здоровье. Методика определения массы и роста тела, чистоты сердечных сокращений . силы мышц рук, спины.

Осанка по заказу (3 ч)

1.Позвоночник – ключ к здоровью. Основа скелета. Позвоночник обеспечивает движение всех частей тела. Отделы позвоночника. Основные правила и способы профилактики нарушения осанки.

2.Помоги позвоночнику стать гибким. Упражнения для формирования правильной осанки. Занимайся плаванием. Способы плавания. Посещение бассейна. Рациональное положение тела. Как вы сидите, спите, передвигаетесь? Освоение индивидуальной методикой и приемами совершенствования осанки.



Если хочешь быть здоровым (все о закаливании) (5ч )



1.Специальные закаливающие мероприятия. Строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание и т.д. Принципы закаливания- постепенность увеличения закаливающих воздействий, систематичность, учет индивидуальных особенностей организма, необходимость положительной эмоциональной настроенности по отношению закаливания, многофакторность, т.е. использование нескольких физических агентов – холода, тепла, облучение солнечными и ультрафиолетовыми лучами, механическое воздействие движения воздуха и воды и т. д.. полиградационность ( необходимость тренировок к слабым и сильным, слабым, быстрым и замедленным, средним по силе и времени охлаждения0, сочетаемость общих и местных охлаждений, выполнение закаливающей процедуры на разном уровне теплопродукции организма, учет предшествующей деятельности или состояния организма.

2.Щедры лучи солнца. Целебные свойства солнечных лучей. Загар. Правила приема солнечных ванн. Солнечный ожог.

3.Целительные силы воды. Холодная вода – средство борьбы за здоровье. Водные процедуры горячие, теплые, безразличные, прохладные, холодные. Бани. Контрастный душ, Освоение индивидуальной методики закаливания водой в домашних условиях.



Самочувствие, активность, настроение (2ч)

1.Избегайте ссор. Чем сердиться – лучше помириться. Арттерапия. Психотехнические игры и упражнения. Рефлексия.

2..Внутренняя улыбка. Учись быть добрым, вежливым, отзывчивым, Твои мысли и поступки. Психотехнические игры и упражнения («Смех»).Рефлексия.

IV.Культурно-гигиенические основы здоровья (2ч)



1.Никто не заботится о тебе лучше , чем ты сам. Содержи тепло в чистоте. Здоровые зубы, как ухаживать за ними.

2.Как нужно заботиться о глазах. Глаза – зеркало души. От чего нужно беречь глаза? Что нужно делать, если случится беда? Как беречь глаза? Что может случится с глазами и зрением? Как нужно читать? Соблюдение гигиенических правил при просмотре телевизора, работе за компьютером. Что такое ячмень? Что опасно для глаз7 Чтоб глаза не уставали. Гимнастика для глаз.



V.Нравственно – духовные основы здорового стиля жизни (4ч)



Человек в семье (2ч)

  1. Моя семья. Моя родословная. Мой дом, мои родные и близкие. Семейные традиции, праздники. Мы любим друг друга.. Дружная семья гору сдвинет.

  2. Путешествие в тайну моего рождения. Как живет малыш внутри мамы. Как получает питательные вещества и кислород малыш (через пуповину). О развитии зародыша, который переходит в плод. Что может повредить ребенку. Питание беременной женщины. Эмоциональное состояние мамы и здоровье ребенка. Мать – первая колыбель вселенной. «Родовая дорожка».



Уважение и открытость людям – залог здоровья (3ч)

1.Я ищу подружку. Как люди знакомятся. Почему не все становятся друзьями? Несколько советов как найти и сберечь друга. Волшебные слова.

2.Братья, сестры и умение общаться. Старшие и младшие братья и сестры. Ваши отношения с ними. Всегда ли я добр, заботлив и щедр с ними? Забота о других. Волшебные слова.

3.Я – ты, мы. Школа общения. Психотехнические игры и упражнения. Тесты. Волшебные слова.





3 класс (34ч )



I.Введение (1ч )



Человек сознательный. Вначале – полулюди – полуживотные. В конце – люди, такие же, как мы, творцы и созидатели. Современный человек. Новое понимание мира.



II.Природа и человек (1ч)



Почувствуйте в себе природу. Попытайся понять природу. Живи по её законам: натуральная пища, дождевая вода, свежий воздух и солнечный свет.



III.Человек и его здоровье (24ч )



Я – человек (2ч)



1.Душа человеческая. Организм человека и работа его органов. Психология – наука о душе человека. Что говорит мой внутренний голос.

2.Здоровье – это красота. Физическое совершенство. Внутренняя красота человека. Красота поведения.

Биоритмы (2ч)



1.Все успею сделать? Как распланировать свой день. Умело распределяй умственный и физический труд с отдыхом.

2.Зачем мы спим по 25 лет. Крепкий, глубокий сон – залог бодрости, свежести и хорошей трудоспособности на весь день. Как работает организм человека во время сна?



Питание (4ч)



1.Основы рационального питания. Принципы рационального питания – баланс энергии, удовлетворение потребности в основных пищевых веществах, режим приема пищи.

2.Что нужно знать о пищеварении? С чего начинается пищеварение. Пищеварение в желудке, кишечнике. Пищевая аллергия.

3.Минеральные вещества. Что такое макро- и микроэлементы? Их содержание в пищевых продуктах, потребность и удовлетворение человеком в суточном рационе .

4.Обобщение знаний. Правила хорошего поведения во время приема пищи.



Быть в движении – значит укреплять свое здоровье (5ч)



1.Сердце под защитой. Враг номер один. Гиподинамия. Синдром Емелюшки – дурачка или гипокинезия. Реки жизни. Почему кровь красная. Полезно ли бить посуду. Приемы саморегуляции.

2.Зачем мы дышим? Дыхание и сердце. Чудо – зажигалочка – кислород, сказочное виноградное дерево внутри нас (легкие). Пять машин в одном носу (пылесобиралка, поливалка, котельная, носгаз, обоняние) Что происходит в легких при вдохе и выдохе? Почему необходимо беречь лёгкие? Физические упражнения на дыхание. Что такое жизненная ёмкость лёгких, окружность грудной клетки? Методика их определения.

3. Бегайте ради жизни. Мышцы. Как развивать мускулатуру. Движение и умственная деятельность. Азбука оздоровительного бега. Тренировка дыхания.

4.Вредные привычки. Курение, токсикомания. Воспитай силу воли.



Осанка по заказу (2ч)



1.Как правильно ходить. Стоять, сидеть. Основное упражнение для осанки. Тренируемся правильно ходить и сидеть.

2.Йога в помощь позвоночнику. Йога – древнейшее индийское учение. Она соединяет три начала в человеке: физическое, психологическое, духовное. Значение йоги для укрепления позвоночника.



Если хочешь быть здоровым ( всё о закаливании) (5ч)



1.Ступени закаливания. Водные процедуры –ходьба босиком по мокрым дорожкам, обширное обливание стоп, обтирание, душ. Воздушные процедуры – гимнастика в облегченной одежде, гимнастика в трусиках и босиком, активная гимнастика, утренняя гимнастика на свежем воздухе.

Полоскание – полоскание теплой водой и настоями трав, водой комнатной температуры, водой из под крана. Охлаждённой водой. Самоконтроль. Дневник закаливания.

2.Солнце бывает разным. Активность солнца. Тепловые лучи и ультрафиолетовые. Их влияние на организм. Перегрев организма или солнечный удар.

3.Эти удивительные «моржи».Зимнее плавание- высшая форма закаливания. Самоконтроль. Правильное дозирование времени пребывания в воде. Мышечная активность перед купанием.



IV.Культурно – гигиенические основы здоровья (2ч)



1.Почему мы болеем? Микробы и пути их проникновения в организм. Предупреждение инфекционных заболеваний. Если я заболел, что делать?

2.Какого ухода требуют уши? Как беречь уши? У кого самые чувствительные уши? Каким образом мы слышим.шум и слух.



V.Нравственно – духовные основы здорового стиля жизни (6ч)



Человек в семье (2ч)



1.Моя семья .Как было у наших предков? Узнать бабушкины секреты. Досуг в кругу семьи. Кто родителей почитает. Тот вовеки не погибает.

2.Я – девочка, я – мальчик. Мальчики и девочки: общее и различное. Законы развития мальчика и девочки. Советы для мальчиков. Семь заповедей девочек.

Уважение и открытость – залог здоровья (4ч)



1.По одёжке встречают…как понимаете пословицу? Всегда ли судят о человеке по уму7 Твой внешний вид. Что вы о себе думаете сами? Какое суждение о себе хотите получить от окружающих?

2.Возлюби ближнего. Понимаем ли мы других людей? Что мы знаем друг о друге? Рассказываем о себе и своих товарищах.

3.Я дома и в школе. Нормы поведения в обществе. Приличия и манеры. Вежливость. Скромность.

«Уроки здоровья» 1 класс.

п/п


Дата

Кол-во часов

Тема

Содержание

1


1

Введение. Человек как продукт эволюции.

Рождение жизни на Земле. Понятие о человеке. Как, где и когда появились на Земле наши предки?

2


1

Природа и человек.

Человек – дитя живой природы. Организм и окружающая среда. Когда болеет природа, болеет и человек.

Человек и его здоровье (24 час.)

3


2

Я - человек

  1. Из чего мы сделаны. Анатомическое строение тела: внутренние органы, части тела.

  2. Здоровье - это когда ты весел и все у тебя получается. Понятие о здоровье. Что нужно делать, что бы быть здоровым. Понятие о здоровом образе жизни. Здороваться не будешь – здоровья не получишь. Волшебные слова.

4


2

Биоритмы

  1. Режим дня – это… Можно ли быть всегда бодрым и работоспособным. Обсуждаем и составляем режим дня первоклассника.

  2. Сон – этот волшебник сон. Для чего человек спит. Во сне происходит отдых организма, восстановление сил, оздоровление сил, а дети растут. Сколько надо спать, чтобы организм человека восстановился. Что надо делать, какие мероприятия проводить, чтобы сон был крепкий.

5


4

Питание

  1. Для чего я ем. Человек ест для роста и развития, для получения энергии, для здоровья. Я ем, что бы жить, а не живу, чтобы есть.

  2. Питаться надо правильно. Гигиена питания. Питание и здоровье. Переедание. Разнообразное питание. Приятного аппетита.

  3. Еда для здоровячков и еда для хлюпиков. Продукты, которые едят в стране здоровья.

  4. Обобщение знаний.

6


5

Быть в движении – значит укрепить здоровье.

  1. Наше сердце. На что похоже наше сердце. Что оно из себя представляет? Какое оно внутри? Какой сосед есть у сердца (легкое). Как почувствовать свое сердце? Работа сердца. Что такое пульс? Определение частоты сердечных сокращений.

  2. Кровь – путешественница. Что такое кровь? Живая вода- сказка или быль? Какого цвета кровь? Когда кровь ярко – красная, когда темно – красная? Как остановить кровотечение?

  3. Без чего нельзя и дня прожить? Тренировка сердца. Свежий воздух и движение. Позанимался – отдохни. Сколько часов в сутки вы двигаетесь. Активные перемены. Игры подвижные и спортивные.

  4. Вредные привычки. Компьютерные игры и телевизор.

  5. Оформление и ведение карты физического состояния.

7


2

Осанка по заказу

  1. Дерево жизни. Позвоночник. Его строение и функции. Защита жизненных органов. Спинной мозг – основа движения. Связки и хрящи. Гибкость позвоночника. Физические упражнения на гибкость. Правила их выполнения. Как правильно сидеть, спать, передвигаться.

  2. Что такое правильная осанка. Осанка человека. В чем она проявляется и от чего зависит. Привычка правильно держать свое тело. Красивая и стройная фигура человека. Способы определения правильной осанки, физические упражнения на формирование осанки. Упражнения при начальной стадии искривления позвоночника.

8


6

Если хочешь быть здоровым (все о закаливании)

  1. Охлаждение и перегревание. Какая бывает погода. Как одеваться по погоде. Как защищается организм от охлаждения и перегревания. Гусиная кожа. Покраснения кожи. Закаливание воздухом.

  2. Солнышко обогрей, освети и защити. Больше гуляй на улице в любую погоду. Солнечные лучи убивают микробы, вирусы.

  3. Вода волшебница. Закаливающее действие воды. Водные процедуры: умывание, обтирание, мытье ног, душ, купание в открытом водоеме.

  4. Основные правила купания в водоемах. С чего начинаю закаливаться?

  5. Общие закаливающие мероприятия в повседневной жизни первоклассника.

  6. Правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, рациональная одежда, воздушный и температурный режим в классе и дома, проветривание помещений.

9


3

Самочувствие. Активность. Настроение.

  1. Что такое эмоции? Эмиции приятные и неприятные, их отличия. Плохое и хорошее настроение, как оно выражается? Релаксация (расслабление).

  2. Игры и упражнения на релаксацию.

  3. Улыбайтесь! Здоровье – это когда ты весел. Волшебные слова. Арттерапия. Рефлексия.

10


2

Культурно – гигиенические основы здоровья.

  1. Микробы. Что такое микробы? Микробы – друзья, микробы – враги. Пииту проникновения микробов в тело человека. Где любят жить микробы.

  2. Уроки Мойдодыра. Мыло и мыльные пузыри. Что такое хорошо и что такое плохо. Не мешайте мне трудиться. Как проникают микробы в организм. Почему надо мыть руки 100 раз в день?

Нравственно – духовные основы здорового стиля жизни (6 час.)

11


2

Человек в семье.

  1. История моей семьи. Мое имя: что оно означает, кто и почему меня так называет? У кого будет отчество? Что означает моя фамилия? Что такое честь фамилии? Моя родословная. Почему я похож на маму, папу.

  2. А знаешь откуда берутся маленькие дети? Как размножаются рыбы, земноводные, птицы и млекопитающие. Как солнышко пришло к человеку. Что чувствует влюбленный человек? Его желание и стремление. Поведение влюбленного человека. История возникновения любви между мужчиной и женщиной. Почему я похож на маму, паау, бабушку и дедушку? О встрече отцовской и материнской клетки.

12


4

Уважение и открытость людям – залог здоровья

  1. Мы- знакомые, одноклассники, приятели, друзья. Лексическое толкование этих слов. Примеры данных отношений. Психотехнические игры и упражнения. Волшебные слова. Рефлексия.

  2. Вредные привычки. Скверные слова, ложь, клевета, кража. По секрету всему свету.

  3. Ни кто не любит ябед. Психотехнические игры и упражнения. Волшебные слова. Рефлексия.

  4. Споры не ссоры. Что такое спор, дискуссия? Спорь по правилам. Не спеши сказать сам, выслушай другого. Криком спор не разрешить. Психотехнические игры и упражнения. Волшебные слова. Рефлексия.



















«Уроки здоровья» 2 класс

п/п


Дата

Кол-во часов

Тема

Содержание

1


1

Введение

Жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Первобытный человек. Появление человека современного типа.

2


1

Природа и человек

Солнце, Луна, звезды. Поклонение Солнцу в древности. Луна – твое любимое вечернее светило. Звезды, которые всегда над тобой. Влияние небесных светил на организм человека.

Человек и его здоровье (23 час.)

3


2

Я - человек

  1. Познай себя. Организм человека. Функции основных органов и систем. Всему начало – клетка.

  2. Всем, кто хочет быть здоров. Здоровье - что это такое? Что мешает быть здоровым? Загрязнение среды обитания, «мышечная тоска», вредные привычки. Образ жизни и здоровья. Что такое образ жизни?

4


2

Биоритмы

  1. Твой режим дня. Что такое режим дня. Как правильно его спланировать и организовать. Учащиеся самостоятельно составляют режим дня. Обсуждаем, выбираем правильный.

  2. Пять дел перед сном. Памятка перед сном: успокойся, проветри комнату, умойся, почисть зубы, вымой ноги, выпей стакан теплого молока или отвар успокаивающих трав, пожелай доброй ночи. Как «правильно просыпаться». Как поддерживать бодрое, рабочее состояние после сна.

5


4

Питание

  1. Пищеварение: путешествие в тайну моего здоровья. Органы пищеварения. Белки, жиры и углеводы – строительный материал организма. Здоровое меню. Злые продукты.

  2. Несколько слов о правилах хорошего тона. Культура питания. Какими столовыми приборами пользоваться. Поведение за столом.

  3. Витамины, витамины... Для чего нужны витамины? Лучшие витамины из аптеки – природа. Продукты, богатые витаминами. Как лучше всего сохранить витамины в продуктах питания.

  4. Обобщение знаний.

6


5

Быть в движении – значит укреплять свое здоровье

  1. Программа здорового сердца. Тайны человеческого сердца. Что такое артериальное давление? Питание и здоровое сердце. Будь добр ко всем: понятие о стрессах. Определение артериального давления.

  2. Для чего нужна кровь? Сердце и кровеносная система. Какого цвета кровь. Венозная и артериальная. Как понимается выражение «голубая кровь?». Где находится кровь в нашем теле?

  3. Жизнь – это движение. Ходьба, бег. Почему необходимо делать зарядку? Упражнения полезные для сердца.

  4. Подвижные игры. Контроль за состоянием организма по внешним и внутренним признакам.

  5. Вредные привычки. «Сидячий образ жизни» - как понимаете. Курение, алкоголь и здоровье. Методика определения массы и роста тела, частоты сердечных сокращений, силы мышц, спины. Заполнение карты физического состояния, анализ данных.

7


3

Осанка по заказу

  1. Позвоночник – ключ к здоровью. Основа скелета. Позвоночник обеспечивает движение всех частей тела. Отделы позвоночника. Основные правила и способы профилактики нарушения осанки.

  2. Помоги позвоночнику стать гибким. Упражнения для формирования правильной осанки. Занимайся плаванием. Посещения бассейна.

  3. Рациональное положение тела. Как вы сидите, спите, передвигаетесь? Освоение индивидуальной методики и приемов совершенствования осанки

8


5

Если хочешь быть здоровым (все о закаливании)

  1. Специальные закаливающие мероприятия. Принципы закаливания.

  2. Щедры лучи солнца. Целебные свойства солнечных лучей.

  3. Загар. Правила приема солнечных ванн. Солнечный ожог.

  4. Целительные силы воды. Холодная вода – средство борьбы за здоровье. Водные процедуры, горячие, теплые, безразличные, прохладные, холодные. Бани. контрастный душ.

  5. Освоение индивидуальной методики закаливания водой в домашних условиях.

10


2

Самочувствие, активность, настроение

  1. Избегайте ссор. Чем сердиться – лучше помириться. Арттерапия. Психотехнические игры и упражнения. Рефлексия.

  2. Внутренняя улыбка. Учись быть добрым, внимательным, отзывчивым. Твои мысли и поступки. Психотехнические игры и упражнения («Смех».) Рефлексия.

11


2

Культурно – гигиенические основы здоровья

  1. Никто не заботиться о тебе лучше, чем ты сам. Содержи тело в чистоте. Здоровые зубы, как ухаживать за ними.

  2. Как нужно заботиться о глазах. Глаза – зеркало души. От чего нужно беречь глаза? Что нужно делать, если случится беда? Как беречь глаза? Что может случится с глазами и зрением. Как нужно читать? Что такое ячмень? Что опасно для глаз? Гимнастика для глаз.

Нравственно – духовные основы здорового стиля жизни (4 ч)

11


2

Человек в семье

  1. Моя семья. Моя родословная. Мой дом, мои родные и близкие. Семейные традиции, праздники. Мы любим друг друга. Дружная семья гору сдвинет.

  2. Путешествие в тайну моего рождения. Как живет малыш внутри мамы. Как получает питательные вещества и кислород малыш ( через пуповину). О развитии зародыша, который переходит в плод. Что может повредить ребенка. Питание беременной женщины. Эмоциональное состояние мамы и здоровье ребенка. Мать – первая колыбель вселенной. «Родовая дорожка».

11


3

Уважение и открытость – залог здоровья

  1. Я ищу подружку. Как люди знакомятся. Почему не все становятся друзьями? Несколько советов найти и сберечь друга. Волшебные слова.

  2. Братья, сестры и умение общаться. Старшие и младшие братья и сестры. Ваши отношения с ними. Всегда ли я добр, заботлив и щедр с ними? Забота о других. Волшебные слова.

  3. Я – ты, мы. Школа общения. Психотехнические игры и упражнения. Тесты. Волшебные слова.

























«Уроки здоровья» 3 класс.

п/п


Дата

Кол-во часов

Тема

Содержание

1


1

Введение

Человек сознательный. Вначале – полулюди – полуживотные. В конце – люди, такие же, как мы, творцы и созидатели. Современный человек. Новое понимание мира.

2


1

Природа и человек

Почувствуйте в себе природу. Попытайся понять природу. Живи по ее законам: натуральная пища, дождевая вода, свежий воздух и солнечный свет.

Человек и его здоровье (24 час.)

3


2

Я - человек

  1. Душа человеческая. Организм человека и работа его органов. Психология – наука о его душе человека. Что говорит мой внутренний голос.

  2. Здоровье – это красота. Физическое совершенство. Внутренняя красота человека. Красота поведения.

4


2

Биоритмы

  1. Все успею сделать? Как распланировать свой день? Умело распределяй умственный и физический труд с отдыхом.

  2. Зачем мы спим по 25 лет. Крепкий, глубокий сон – залог бодрости, свежести и хорошей трудоспособности на весь день. Как работает организм человека во время сна?

5


4

Питание

  1. Основы рационального питания. Принципы рационально питания – баланс энергии, удовлетворение потребности в основных пищевых веществах, режим приема пищи.

  2. Что нужно знать о пищеварении? С чего начинается пищеварение. Пищеварение в желудке, кишечнике. Пищевая аллергия.

  3. Минеральные вещества. Что такое макро- и микроэлементы? Их содержание в пищевых продуктах, потребность и удовлетворение человеком в суточном рационе.

  4. Обобщение знаний. Правила хорошего поведения во время приема пищи.

6


5

Быть в движении – значит укреплять свое здоровье

  1. Сердце под защитой. Враг номер один. Гиподинамия. Синдром Емелюшки – дурачка или гипокинезия. Реки жизни. Почему кровь красная. Полезно ли бить посуду. Приемы саморегуляции.

  2. Зачем мы дышим? Дыхание и сердце. Чудо – зажигалочка – кислород, сказочное виноградное дерево внутри нас (легкие) Пять машин в одном носу (пылесобиралка, поливалка, котельная, носгаз, обоняние). Что происходит в лекгих при вдохе и выдохе?

  3. Почему необходимо беречь легкие? Физические упражнения на дыхание. Что такое жизненная ёмкость легких, окружность грудной клетки? Методика их определения.

  4. Бегайте ради жизни. Мышцы. Как развивать мускулатуру. Движение и умственная деятельность. Азбука оздоровительного бега. Тренировка дыхания.

  5. Вредные привычки. Курение, токсикомания. Воспитай силу воли

7


2

Осанка по заказу

  1. Как правильно ходить. Стоять, сидеть. Основное упражнение для осанки. Тренируемся правильно ходить и сидеть.

  2. Йога в помощь позвоночнику. Йога – древнейшее индийское учение. Она соединяет три начала в человека: физическое, психологическое, духовное. Значение йоги для укрепления позвоночника.

8


5

Если хочешь быть здоровым (все о закаливании)

  1. Ступени закаливания. Водные процедуры – ходьба босиком по мокрым дорожкам, обширное обливание стоп, обтирание, душ. Воздушные процедуры – гимнастика в облегченной одежде, гимнастика в трусиках и босиком, активная гимнастика, утренняя гимнастика на свежем воздухе.

  2. Полоскание – полоскание теплой водой и настоями трав, водой комнатной температуры, водой из под крана. Охлажденной водой. Самоконтроль. Дневник закаливания.

  3. Солнце бывает разным. активность солнца. Тепловые лучи и ультрафиолетовые. Их влияние на организм.

  4. Перегрев организма или солнечный удар.

  5. Эти удивительные «моржи». Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Самоконтроль. Правильное дозирование времени пребывания в воде. Мышечная активность перед купанием.


9


3

Самочувствие, активность, настроение.

  1. Составляющие психического состояния здоровья. Гнев, страх, тревожность, презрение, отвращение, радость, интерес. Стыд, чувство вины и их влияние на состояние здоровья.

  2. Психотехнические игры и упражнения. Рефлексия.

  3. Учись жить с самим собой. Психотехнические игры и упражнения. Арттерапия. Рефлексия.

10


2

Культурно – гигиенические основы здоровья

  1. Почему мы болеем? Микробы и пути их проникновения в организм. Предупреждение инфекционных заболеваний.

  2. Какого ухода требуют уши? Как беречь уши? У кого самые чувствительные уши? Каким образом мы слышим. Шум и слух.

Нравственно – духовные основы здорового стиля жизни (6 ч)

11


2

Человек в семье

  1. Моя семья. Как было у наших предков? Узнать бабушкины секреты. Досуг в кругу семьи. Кто родителей почитает. Тот вовеки не погибает.

  2. Я- девочка, я – мальчик. Мальчики и девочки: общее и различное. Законы развития мальчика и девочки. Советы для мальчиков. Семь заповедей девочек.

12


4

Уважение и открытость – залог здоровья

  1. По одежке встречают… как понимаете пословицу? Всегда ли судят о человеке по уму? Твой внешний вид. Что вы думаете сами? Какое суждение о себе хотите получить от окружающих?

  2. Возлюби ближнего. Понимаем ли мы других людей? Что мы знаем друг о друге?

  3. Рассказываем о себе и своих товарищах.

  4. Я дома и в школе. Нормы поведения в обществе. Приличия и манеры. Вежливость. Скромность.































Приложение 1.


  Занятие кружка «Уроки здоровья» в рамках внеурочной деятельности по теме: «Вредные привычки»

1.Организационный момент.

    Здравствуйте! Позвольте начать наш урок этими словами . Мы говорим друг другу: здравствуйте, доброго вам здоровья.

Здравствуйте! Здравие!

Здорово! Здоровье!

-Так что же такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым? Давайте попробуем составить образ здорового человека:

-редко болеет;

-долго живёт;

-счастливый;

-закалённый;

-трудолюбивый;

-отзывчивый;

-добрый;

-питается здоровой пищей;

-красивый;

-весёлый;

-крепкий;

-стройный;

-подтянутый;

-ловкий;

--любит физкультуру;

-принимает витамины;

-соблюдает правила дорожного движения;

-делает зарядку;

-не курит, не пьёт;

-редко смотрит телевизор

-не ест много сладкого;

-не сидит долго за компьютером

-2 раза в день чистит зубы

-соблюдает режим дня;

-ест лук, чеснок, мёд;

Жил мудрец, который знал всё. Один.

человек захотел доказать, что мудрец знаёт не всё.

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: "Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках наше здоровье.

-Мы посадим цветок здоровья.



Режим дня – это, прежде всего, рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

Полноценный сон является одним из важнейших условий высокой умственной работоспособности.

– Какие пункты нужно включать в режим дня?

1.Подъём.

2.Зарядка, умывание, уборка постели.

3.Завтрак

4.Дорога в школу

5.Занятия в школе

6.Прогулка на свежем воздухе

7.Обед, отдых, помощь по дому

8.Посещение кружков, секций

9.Свободное время

10.Ужин

11.Личная гигиена. Подготовка ко сну.

Главные правила — разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание — должны соблюдаться во всех случаях.

В школьные годы надо научиться беречь время, чтобы быть «успевайками».Что мешает вам быть «успевайками

ВЫВОД: соблюдать режим дня.

«Если хочешь быть сильным –бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!»

-Правильна ли, с вашей точки зрения, эта пословица? Как вы понимаете её смысл?

-Известна и другая пословица: «Кто много ходит, тот долго живёт».

А сейчас подвигаемся и мы. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.















 

Приложение 2.

Внеурочная деятельность

Кружок «Уроки здоровья»

Тема: « Мы – знакомые, одноклассники, приятели, друзья».

Задачи: научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 1. личностные УУД

-Оценивать свои и чужие поступки.

-анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих , строить свои взаимоотношения с их учетом.

2. Познавательные УУД

-Поиск необходимой информации.

3.Регулятивные УУД

-Оценивать результаты деятельности (своей и чужой).

4.Коммуникативные УУД.

-Использовать вербальные ( вижу, слушаю, спрашиваю) и невербальные ( мимика, жесты, позы) способы коммуникации.

Оборудование: мяч, вырезанные из бумаги листья дерева, карточки со словами, рисунок ствола дерева. Чистые листы бумаги, музыкальное сопровождение.

Ход урока.

I.Организация класса.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пусть у вас будет хорошее настроение. Встаньте в круг для того, чтобы станцевать танец.

II. Новая тема.

Сегодня на занятии мы задумаемся над вопросом: какие мы, какие отношения существуют между вами. Научимся некоторым правилам, которые помогут вам сохранить здоровье. Сейчас узнаем, как вы хорошо знаете друг друга.

Игра6 а) Я бросаю мяч одному из вас , а вы быстро все вместе называете его имя.

Чем люди отличаются друг от друга. ( именами)

Б) Построились все по росту.

Чем ещё отличаемся? (ростом)

В )Встаньте ребята , которые имеют голубой цвет глаз; карий цвет; черный; серый.

Чем ещё отличаются люди? (цветом волос, глаз).

То, что один человек отличается от другого, не означает, что кто-то из них хуже. Все люди разные. Даже у близнецов разные имена, разные характеры.

Вы учитесь в школе . Ваш класс – это одна семья.

Как можно назвать отношения между вами в классе? Кто вы все? (одноклассники)

Многие из вас подружились, поэтому вы – (друзья)

Вы знакомые, одноклассники, приятели, друзья.

Что же означают эти слова? Вы должны были узнать это из толкового словаря.

-Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

Кого можно назвать другом?

-Одноклассник – ученик того же класса, в котором кто-нибудь учится, учился.

-Приятель – близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.

-Знакомый – состоящий в знакомстве с кем- нибудь , лично известный. (Уточнение всех понятий с примерами отношений в классе)

III .Физминутка.

Встаньте в круг, одноклассники.

Поднимите руки вверх ,знакомые.

Присядьте , приятели.

Возьмитесь за руки, друзья.

Нужно постараться, чтобы все в классе были друзьями. Тогда все будут крепко держаться друг за друга, и вам будет не страшна ни какая беда.

Выше руки вверх поднимем. Вот так ! Вот так!

А теперь мы их раздвинем. Вот так! Вот так!

Снова в круг мы соберёмся. Вот так! Вот так!

Крепко за руки возьмёмся. Вот так! Вот так!

Встанем вместе – ты да я. Вот так! Вот так!

Потому что мы- друзья .Вот так! Вот так!

IV. Работа в группах.

Мы сейчас разделимся с вами на группы. А на какие? Вы отличаетесь друг от друга ещё и тем . что у вас в разное время года день рождения. Вот мы и поделимся по временам года.

Группы заняли свои рабочие места .

Задание: спроектировать, нарисовать дом своей мечты ,в котором будет комфортно вам всем вместе.

Познакомьте нас со своим домом. Кто будет выступать от группы?

V. Разучивание психотехнических упражнений.

Игра в мяч.

Я бросаю мяч кому-то из вас. Вы должны поймать мяч и сказать, что вы любите, и вернуть мяч мне. ( то же самое со словами « Я не люблю» )

Вывод: разные люди могут любить и не любить разные вещи.

Расскажите, что вы лучше всего умеете делать?

VI. Рефлексия.

У вас есть бумажные листья деревьев. Нарисуйте на них самих себя. А теперь давайте прикрепим их к стволу нашего дерева.

Вывод: Посмотрите, какое получилось красивое, весёлое дерево. Вы все разные, каждый хорош по-своему, а все вместе -как листья дерева, как одна большая семья.

VII .Итог занятия.

Что вы возьмёте с сегодняшнего занятия?

Как нужно относиться друг к другу?

VIII. Домашнее задание.

Попросите своих родителей написать что-нибудь хорошее о вас.

















Приложение 3.

Витамины.

Цели:

  1. Сформировать представление о витаминах и их значение для здоровья.

  2. Овладение умениями подбирать продукты питания.

  3. Умение работать с информацией.

Ход урока.

1.Приветствие гостей:

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем. «Всем, всем добрый день».

-Тихо сели.

2. – Давайте познакомим наших гостей с выводами, которые мы уже сделали на прошлом занятии. ( Мы выяснили, что одним из секретов здоровья человека является правильное питание. Каждый день мы должны употреблять продукты, насыщенные витаминами).(слайд 1)

- Хорошо, а что сегодня на занятии вы хотите узнать? ( Зачем нужны витамины человеку? Какое значение они имеют для здоровья человека?)

- Для начала давайте выясним, что такое витамины?

- А где мы можем более точно узнать значение данного термина? ( В толковых словарях).

- Поработаем со словарями. Найдите в ваших словарях объяснение слову «Витамины».

- Поделитесь с нами полученной информацией. (в Словарях Ожегова витамины…)

- Давайте выделим общее из прочитанных определений.(слайд2)

- Достаточно ли этих знаний, чтобы ответить на поставленные вопросы? (нет).

- А где мы можем найти нужную информацию?

- Витаминов очень много. Мы же сегодня рассмотрим некоторые из них. Я предлагаю вам отгадать загадки и определить с какой группой витаминов будет работать ваша команда.

  • Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь- гладко, откусишь- сладко. (яблоко).

  • Этот фрукт в рубашке яркой. Любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин, круглый, рыжий … (апельсин)

- Раскройте фрукт, скажите какой витамин достался вашей группе.

Поставить на стол табличку.

- Ну что же ребята, давайте мы с вами на основе вашего опыта попробуем определить верные или неверные высказывания, записанные на листочках. Прочитайте высказывания. Обсудите в группе и отметьте верное высказывание красным цветом, а неверное синим цветом.

Работа в группах (окончание сигнал). Прикрепите листочки на доску.

- Прошу представителям первой группы озвучить своё решение. (Мы считаем, что витамин А…)

- Итак, вы высказали свои предположения, основываясь на ваших имеющихся значениях и жизненным опытом. А сейчас я предлагаю поработать с источниками информации.

- Выберите из нашей библиотеки необходимую для работы литературу. Также вы можете воспользоваться информацией из интернета. (работа в группах)(слайд 3)

- Поделитесь с нами полученной информацией. (работая с источниками информации мы узнали, что витамин А….)

- Есть ли какие-то вопросы, дополнения.

- Хорошо, в чем же содержится основное количество витаминов, необходимое для нашего организма (продукты питания).

- У вас на столах лежат конверты с набором картинок, на которых изображены различные продукты. Выберете те, в которых содержатся витамин вашей группы.

- Сверьте свои результаты с вариантом на доске. Что можете сказать? (наша группа выполнила задание правильно).(слайд 4,50

- Ребята, а не возникло ли желание в процессе работы отредактировать, внести изменения в ваших таблицах, которые висят на доске.

- Возьмите свои таблицы, внесите изменения , если они у вас есть (исправляют, прикрепляют)

- Выскажите своё мнение. (Мы пришли к выводу, что витамин А и С…)

- Хорошо. А как вы считаете, какой витамин важнее для здоровья ( Все важны).

- Давайте подведём итог проделанной нами работы. Я предлагаю составить Сиквейн.

- Какова тема нашего занятия?

- Подберите 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение, 1 главное слово.


Витамины.

Полезное, вкусное.

Питают, укрепляют, оздоравливают.

Все витамины важны.

Польза!

3. Посмотрите, к нам в гости пришла Витаминка. Она приготовила для вас подарок.

Витамины- ценные вещества,

Без них мы никуда

Чтоб здоровым, сильным, крепким быть

Нужно с витаминами дружить.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!