Петропавловский муниципальный район
Воронежская область
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Песковская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Заместитель директора по УВР __________Н.А. Курочкина | Утверждаю: Директор школы _________ В.П. Индюков Пр. № 48/1 от «24 » 08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Мир вокруг нас»
предметная область «Естественнонаучные предметы»
для 5 класса
Базовый уровень
Светлана Федоровна Шевцова
Учитель и биологии
МКОУ Песковская СОШ
1КК
2016 – 2017 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты.
Обучающиеся смогут:
узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Метапредметные связи программы учебного курса.
Обучающиеся смогут:
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
демонстрировать овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Личностные результаты программы учебного курса.
Обучающиеся смогут:
определять под руководством учителя биологические понятия;
определять под руководством учителя экологические понятия;
высказывать под руководством учителя самые простые биологические и экологические понятия;
делать выбор в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества;
делать выбор, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней в учебной познавательной дечтельности.сти.
Первый уровень - воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень - познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:
«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Как улучшить качество питьевой воды в школе?
Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения.
Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье.
Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья.
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
Требования к уровню подготовки учащихся в 5 классе.
В результате изучения природоведения на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
Уметь
- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определение сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказание 1-ой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Содержание разделов и тем учебного курса.
Введение (1 час)
Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа. Зачем изучают природу.
Тема 2. Строение и свойства вещества (6ч)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые, смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые и световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химические явлений природы в повседневной жизни.
Лабораторная работа №1. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
Тема 7. Растения – посредники между небом и Землей (4ч)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полезные, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений жизни человека.
Лабораторные работы:
№3. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.
№4. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание культурных растений.
№5 Определение названий растений с помощью определителя.
Экскурсия №3. Распознавание видов растений своей местности.
Тема 8. Грибы (2ч)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Лабораторная работа №6. Узнавание съедобных грибов.
Тема 9. Животные – братья наши меньшие (3ч)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Наблюдения за жизнью животных.
Лабораторная работа №7. Узнавание различных видов животных своей местности.
Летние задания:
Наблюдения за растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы.
Ведение дневников опытов и наблюдений.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
| Введение. | 1 | | |
1 | Как изучают природу. | 1 | 03.09.2016г | |
| Строение и свойства веществ. | 6 | | |
4 | Тела и вещества. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. | 1 | 10.09.2016г | |
5 | Вещества и смеси. Молекулы, атомы, элементы. | 1 | 17.09.2016г | |
6 | Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц. | 1 | 24.09.2016г | |
7 | Разнообразие веществ. Физические явления. | 1 | 01.10.2016г | |
8 | Химические явления. Горение. Окисление. | 1 | 08.10.2016г | |
9 | Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. | 1 | 15.10.2016г | |
| Растения – посредники между небом и Землей. | 4 | | |
10 | Признаки растения. Разнообразие растительного мира. | 1 | 22.10.2016г | |
11 | Строение цветковых растений. | 1 | 29.10.2016г | |
12 | Место обитания дикорастущих растений. «Зелена аптека». | 1 | 12.11.2016г | |
13 | Красная книга растений. Многообразие культурных растений. | 1 | 19.11.2016г | |
| Грибы. | 2 | | |
14 | Разнообразие грибов | 1 | 26.11.2016г | |
15 | Шляпочные грибы. | 1 | 03.12.2016г | |
| Животные – братья наши меньшие. | 3 | | |
16 | Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных | 1 | 10.12.2016г | |
17 | Значение диких животных и их охрана. | 1 | 17.12.2016г | |
18 | Домашние животные. | 1 | 24.12.2016г | |