СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного курса по биологии "Мир вокруг нас" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочного курса по биологии "Мир вокруг нас" ФГОС 5 класс. Внеурочный курс "Мир вокруг нас" позволяет расширить свои знания по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса по биологии "Мир вокруг нас" 5 класс»

Петропавловский муниципальный район


Воронежская область


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


Песковская средняя общеобразовательная школа


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________Н.А. Курочкина

Утверждаю:

Директор школы

_________ В.П. Индюков

Пр. № 48/1 от «24 » 08.2016 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Внеурочного курса «Мир вокруг нас»

предметная область «Естественнонаучные предметы»


для 5 класса


Базовый уровень







Светлана Федоровна Шевцова

Учитель и биологии

МКОУ Песковская СОШ

1КК








2016 – 2017 учебный год


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Предметные результаты.

Обучающиеся смогут:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.


Метапредметные связи программы учебного курса.

Обучающиеся смогут:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;

  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;

  • слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • демонстрировать овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Личностные результаты программы учебного курса.

Обучающиеся смогут:

  • определять под руководством учителя биологические понятия;

  • определять под руководством учителя экологические понятия;

  • высказывать под руководством учителя самые простые биологические и экологические понятия;

  • делать выбор в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества;

  • делать выбор, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.

Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней в учебной познавательной дечтельности.сти.

Первый уровень - воспитательные результаты.

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

Второй уровень - познавательная деятельность.

Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

Третий уровень - познавательная деятельность.

Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Как улучшить качество питьевой воды в школе?

Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения.

Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье.

Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья.

Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

Требования к уровню подготовки учащихся в 5 классе.


В результате изучения природоведения на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы;

- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;


Уметь

- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель;

- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- указать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определение сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

- измерения роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами;

- определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

- составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

- оказание 1-ой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Содержание разделов и тем учебного курса.

Введение (1 час)

Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа. Зачем изучают природу.


Тема 2. Строение и свойства вещества (6ч)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые, смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые и световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химические явлений природы в повседневной жизни.

Лабораторная работа №1. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.


Тема 7. Растения – посредники между небом и Землей (4ч)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полезные, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений жизни человека.

Лабораторные работы:

№3. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

№4. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание культурных растений.

№5 Определение названий растений с помощью определителя.

Экскурсия №3. Распознавание видов растений своей местности.



Тема 8. Грибы (2ч)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Лабораторная работа №6. Узнавание съедобных грибов.


Тема 9. Животные – братья наши меньшие (3ч)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Наблюдения за жизнью животных.

Лабораторная работа №7. Узнавание различных видов животных своей местности.


Летние задания:

  • Наблюдения за растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы.

  • Ведение дневников опытов и наблюдений.






Тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически


Введение.

1



1

Как изучают природу.

1

03.09.2016г



Строение и свойства веществ.

6



4

Тела и вещества. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

10.09.2016г


5

Вещества и смеси. Молекулы, атомы, элементы.

1

17.09.2016г


6

Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц.

1

24.09.2016г


7

Разнообразие веществ. Физические явления.

1

01.10.2016г


8

Химические явления. Горение. Окисление.

1

08.10.2016г


9

Строение и свойства вещества. Обобщающий урок.

1

15.10.2016г



Растения – посредники между небом и Землей.

4



10

Признаки растения. Разнообразие растительного мира.

1

22.10.2016г


11

Строение цветковых растений.

1

29.10.2016г


12

Место обитания дикорастущих растений. «Зелена аптека».

1

12.11.2016г


13

Красная книга растений. Многообразие культурных растений.

1

19.11.2016г



Грибы.

2



14

Разнообразие грибов

1

26.11.2016г


15

Шляпочные грибы.

1

03.12.2016г



Животные – братья наши меньшие.

3



16

Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных

1

10.12.2016г


17

Значение диких животных и их охрана.

1

17.12.2016г


18

Домашние животные.

1

24.12.2016г






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей